О нарушениях чтения и письма у детей и причинах их возникновения
статья по логопедии (1 класс)

Проблема нарушений письменной речи у школьников – одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо и чтение из цели начального обучения превращается в средство дальнейшего получения знаний учащимися.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Кирсанова Наталья Станиславовна

Учитель-логопед

 МБОУ «СШ № 16» г. Смоленска

О нарушениях чтения и письма у детей  

и причинах их возникновения

    Наряду с патологией устной речи существуют и нарушения письменной речи. Это нарушения письма и чтения.

   Все дети проходят стадию первоначального обучения, на которой у них бывает большее или меньшее количество ошибок. Но не о таких ошибках – закономерных, естественных – идет речь, когда имеют в виду патологию.

   У детей с различными формами речевой патологии происходит отставание в развитии таких процессов как накопление необходимого словарного запаса, овладение грамматическими формами, овладение звуковым и морфемным анализом.

   Как показывают исследования Р.Е. Левиной и др. готовность к звуковому анализу у логопатов-дошкольников почти в два раза хуже, чем у нормально говорящих детей.

   Поэтому дети с различными нарушениями речи обычно оказываются не в состоянии полностью овладеть письмом и чтением в условиях массовой школы. Поскольку письмо и чтение тесным образом взаимосвязаны, нарушения письма, как правило, сопровождаются нарушениями чтения.

   Чтобы контролировать свое письмо, ребенок должен читать написанное, и, наоборот, при чтении он пользуется написанным им или другим лицом текстом.

   Патологию письма обозначают следующими терминами аграфия – полная неспособность к усвоению письма. Дисграфия – специфическое нарушение письма. Недостатки чтения называют алексией – полная неспособность к усвоению чтения. Дислексия – специфическое нарушение чтения.

   Установлено, что нарушения письма и чтения у детей чаще всего возникают в результате общего недоразвития всех компонентов языка: фонетико-фонематического и лексико-грамматического.

   Это объясняется тем, что дети недостаточно различают на слух фонемы, близкие по артикуляционным или акустическим признакам. Кроме того, владея крайне ограниченным словарным запасом, ребенок не понимает значений некоторых даже самых простых слов и поэтому искажает их, пропускает, заменяет, смешивает.

   Недостаточная сформированность грамматического строя  речи приводит к пропускам, заменам или искажениям предлогов, к ошибкам в управлении, согласовании.

   В исследованиях Р.Е. Боскис, Р.Е. Левиной и др. была выдвинута и научно обоснована причина дисграфии и дислексии – фонематическое недоразвитие.

   Итак, в настоящее время установлено, что нарушения письма и чтения у детей возникают в результате отклонений в развитии устной речи: несформированности в полной мере фонематического восприятия или, что бывает чаще, недоразвития всех ее компонентов (фонетико-фонематического и лексико-грамматического).

    При обследовании письма особое внимание следует обращать на специфические ошибки.

Дисграфические ошибки:

1) Специфические фонетические замены.

   Это  ошибки, указывающие на недостаточность различения звуков, принадлежащих к одной группе или к разным группам, различающимся тонкими акустико-артикуляционными признаками.

   Сюда относится замена и смешение букв, обозначающих свистящие и шипящие звуки, звонкие и глухие, мягкие и твердые, «р» и «л»; замена букв, обозначающих гласные звуки.

2) Нарушение слоговой структуры слова.

   Сюда относятся ошибки, свидетельствующие о недостаточной четкости звукового анализа, о неумении не только уточнять и выделять звуки и слова, но и устанавливать их последовательность. Это пропуск отдельных букв и целых слогов, перестановка букв или слогов, раздельное написание частей одного слова и слитное написание двух слов.

3) Грамматические ошибки.

   Эти ошибки указывают на незаконченность процесса формирования грамматического оформления письменной речи. К ним относится пропуск или неверное употребление предлогов, служебных слов, падежных окончаний, неверное согласование слов, ошибки в употреблении.

   Именно данные категории специфических ошибок позволяют установить у ребенка дисграфию, поэтому они считаются диагностическими.

   К ошибкам сопутствующим дисграфии относятся следующие:

1) орфографические ошибки

   Ошибки на правописание у дисграфиков более многочисленны, чем у детей, еще не овладевших полностью грамотным письмом. Причем преобладают ошибки на буквы, обозначающие безударные гласные, сомнительные или непроизносимые согласные, на написание звонких и глухих звуков в конце слова, на обозначение смягчения согласных;

2) графические ошибки (или оптические)

   Это замены букв по графическому сходству (вместо «и» пишется «ш» и наоборот, вместо «л» – «м» и наоборот) и по графическому признаку (вместо «б»-«д» и наоборот, вместо «т» - «ш»).

   При обследовании чтения нужно проверять характер чтения (побуквенное, слоговое или целыми словами) как понимает ребенок прочитанное.

   Особое внимание следует обращать на характер специфических дислексических ошибок:

  • замены фонем (особенно оппозиционных);
  • пропуски, перестановки и искажения слогов, замены слов;
  • аграмматизм при чтении т.е. те же ошибки что и при дисграфии, только выражаются они не в письме, а при чтении.

   Все выявленные при обследовании ошибки в письме и чтении необходимо тщательно проанализировать, особо выделив из них специфические.

   После этого нужно обследовать состояние общего речевого развития ребенка: звукопроизношение и фонематическое восприятие, а также словарный запас и уровень сформированности грамматического строя речи.

  Это позволит установить, являются ли в каждом конкретном случае дисграфия и дислексия следствием нарушения фонематического восприятия, или же имеет место более серьезная причина – общее недоразвитие речи.

   Очень важно уметь отделять истинную дисграфию и дислексию от неправильного письма и чтения, вызванного целым рядом причин, но не обусловленного  речевым недоразвитием. К таким причинам можно отнести следующие: недостаточное усвоение школьной программы по родному языку, педагогическая запущенность, влияние двуязычия. Но в таких случаях даже при наличии большого количества разнообразных ошибок в письме и чтении ребенка не должно быть специфических ошибок.

Коррекционная работа

   В настоящее время является общепризнанным, что между недоразвитием устной речи и нарушениями письма и чтения у детей существует тесная взаимосвязь.

   Поэтому для устранения нарушений необходима единая система коррекционного воздействия. В подтверждение этого положения говорит и тот факт, что дисграфия и дислексия не являются изолированными дефектами, а чаще всего сопровождают друг друга.  Устранение недостатков устной речи, чтения и письма должно осуществляться комплексно. Такую работу проводит логопед.

Основные направления логопедической работы:

I. Развитие фонематического восприятия.

   Дифференциация оппозиционных звуков и слогов проводится не только на слух, но и закрепляется в письменной речи.

   Формирование фонематического восприятия проводится с обязательным участием также и речедвигательного анализатора. Поэтому одновременно с развитием фонематического слуха осуществляется и работа над звукопроизношением.

II. Работа над звукопроизношением, т.е. устранением всех недостатков в произношении фонем. Если нет нарушений звукопроизношения, следует отрабатывать более четкую артикуляцию, чтобы включать речедвигательный анализатор.

III. Развитие навыков звукового анализа и синтеза:

а) выделение из предложения слов, из слов слогов, а затем и звуков. Такой анализ должен сопровождаться составлением схемы целого предложения (длинная черта – предложение, короткая черта – слова, слоги и точки – звуки);

б) дописывание недостающих букв, слогов;

в) отбор слов по количеству слогов (в один столбик записывание односложных слов, в другой – двусложных).

г) придумывание слов на заданный звук и запись их, подбор к каждому слову другого с оппозиционным звуком.

IV. Обогащение словарного запаса и развитие практического умения пользоваться им.

   Все виды работ по словообразованию; подбор однокоренных слов (такая работа резко улучшает правописание безударных гласных, так как облегчает ребенку подбор проверочных слов.

   Главная задача – сочетать упражнения по звуковому анализу каждого слова с уточнением его значения и упражнениями в письме и чтении.

   Большая работа проводится по активизации словарного запаса.

 V. Развитие грамматических навыков.

   Это работа над пониманием и употреблением предлогов, составление предложений по картинкам, сериям картинок, распространением и сокращением предложений.

VI. Развитие связной речи, как устной так и письменной

   Коррекция недостатков письма и чтения требует постоянных систематических занятий. Значительно легче и целесообразнее предупреждать нарушения письма и чтения, чем их преодолевать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое планирование работы учителя-логопеда с группой детей с нарушениями чтения и письма во 2 классе

В планировании раскрываются тема, задачи и содержание работы с группой детей с нарушениями чтения и письма 2 класса. Данная работа может помочь для составления планирования, а также конспектов и прове...

Конспект урока во 2 классе с группой детей с нарушением чтения и письма, обусловленное нерезко выраженным ОНР

Данный урок расчитан на категорию детей, обучающихся в массовой школе, посещающих логопункт. В конспекте подробно описывается прохождение материала по теме "Мягкий знак", наглядно представлены деионст...

Конспект занятия для детей 1 класса ЗПР, имеющих речевое заключение: нарушения чтения и письма, обусловленные ОНР.

Тема: «Формирование навыка употребления предложно-падежных форм русского языка в речи детей с задержкой психического развития»....

Доклад «Характер нарушений чтения и письма у детей»

Доклад "Характер нарушений чтения и письма у детей"...

Календарно-тематическое планирование логопедического обучения детей, имеющих нарушения чтения и письма, обусловленные несформированностью основных средств языка 3 класс для обучающихся с ЗПР

КТП по логопедии содержит содержание планирования и ожидаемый результат по всем разделам коррекционного логопедического курса в соответствии с ФГОС НОО для детей с ОВЗ, а также таблицу, включающую тем...

"Формирование предпосылок оптически грамотного чтения и письма у детей с речевыми нарушениями"

В статье формирование предпосылок оптически грамотного чтения и письма у детей с речевыми нарушениями речь идет о проблеме изучения, профилактики и коррекции специфических нарушений письменной речи (д...