Статья " Актуальные проблемы диагностики нарушений чтения и письма у детей. Особенности овладения правилами русского языка у младших школьников с нарушениями письменной речи"
статья
Статья предназначена для учителей начальной школы , из рубрики " Логопед учителю"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_dlya_uchiteley_nachalnoy_shkoly.docx | 24.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель- логопед Травина Л.В.
Статья для учителей начальной школы.
Тема: «Актуальные проблемы диагностики нарушений чтения и письма у детей. Особенности овладения правилами русского языка у младших школьников с нарушениями письменной речи ».
- ДИСЛЕКСИЯ – частичное нарушение процесса чтения, проявляющееся в стойких и повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью ВПФ, участвующих в процессе чтения.
- Ошибки дислексии стойкие , сохраняются в течение многих месяцев, лет и не исчезают без помощи специалиста.
- Ошибки дислексии носят специфический характер ( отличаются от случайных, вариативных ошибок, которые могут наблюдаться при утомлении, невнимательности, недостаточности процессов контроля за чтением).
- Ошибки , которые не относятся к дислексии, могут возникать при неправильной методике обучения чтению ( побуквенное чтение, методика целых слов). Побуквенное чтение является признаком дислексии , если оно связано с несформированностью фонематического анализа и синтеза.
- Ошибки дислексии связанные с нарушением оптико-пространственных представлений ( но не с нарушениями зрения).
СИМПТОМАТИКА:
- Замедленное овладение чтением.
- Замедленный темп чтения.
- Нарушение движения глаз по строке.
- Стойкие и повторяющиеся ошибки.
ОШИБКИ:
- Не может запомнить букв, неточное соотнесение звука и буквы. Замены, смешение звуков при чтении: графически близкие, акустически близкие, недифференцированные замены.
- Побуквенное чтение – нарушение слияния звуков в слоги и слова. Буквы называются поочередно, но не сливаются в слово.
- Искажение звукослоговой структуры слова: пропуски согласных при стечении ( СТОЛ - ТОЛ), пропуски согласных/ гласных при отсутствия стечения ( ПАРОВОЗ – ПАРВОЗ), добавление звука ( ПОД ДОЖДЁМ – ПОД ДОЖДИЕМ), перестановка звуков, пропуски и перестановки слогов.
- Нарушение понимания прочитанного ( в т.ч. при технически правильном чтении).
- Замены слов.
- Аграмматизмы.
ВИДЫ ДИСЛЕКСИЙ:
- Фонематическая;
- Аграмматическая;
- Семантическая;
- Оптическая;
- Мнестическая.
- ДИСГРАФИЯ – частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких , повторяющихся ошибках , обусловленных несформированностью ВПФ.
СИМПТОМАТИКА:
- Стойкие, многочисленные ошибки.
- Ошибки, связанные с нарушением ВПФ – дифференциация фонем на слух и в произношении, анализ предложения на слова, слоговой и фонематический анализ и синтез, лексико-грамматический строй речи, развитие оптико-пространственной функции.
- Для дисграфии характерно нарушение фонетического (фонематического ) принципа письма, т.е. наблюдаются ошибки в сильной фонетической позиции ( ЛОПАТА – ЛОПАДА, ДОМ - ДМ), в отличие от ДИСОРФОГРАФИИ , которая наблюдается в слабой фонетической позиции (ДОМА – ДАМА).
ОШИБКИ:
- Зеркальное написание букв.
- Замены букв сходных графически / акустически.
- Нарушение звукобуквенной структуры: перестановки , пропуски, добавления, персеверации, контаминации букв, слогов ( ВЕСЕНА – ВЕСНА, КУЛБОК – КЛУБОК, СТОЛ – СТОТ).
- Искажение структуры предложения: раздельное , слитное написание слов, отсутствие обозначения начала и конца предложения.
ЛЕТАМ ПАРЕКЕ И ДУТ ПАРХОДИ
- Аграмматизмы.
ВИДЫ ДИСГРАФИЙ:
- Артикуляционно – акустическая;
- Акустическая;
- Дисграфия на почве языкового анализа и синтеза;
- Оптическая;
- Аграмматическая.
- АГРАММАТИЧЕСКАЯ ДИСГРАФИЯ. (Особенности овладения правилами русского языка у младших школьников с нарушениями письменной речи).
В основе этой дисграфии лежит нарушение лексико-грамматического строя речи. Правилами словоизменения в норме ребёнок овладевает к 5 годам, словообразования к 7 – 8 годам.
Чаще всего аграмматическая дисграфия проявляется в значительной степени к 3 классу, когда ребёнок , уже овладевший грамотой, вплотную приступает к изучению грамматических правил. Обнаруживается, что ребёнку не овладеть правилами изменения по числам, падежам, родам, словообразованием. При переходе в 3-й класс , когда возникает необходимость овладения морфологическим принципом письма, связанным с изучением грамматических правил, ребёнок сталкивается с непреодолимыми трудностями. Даже там, где нет сомнений в написании слова, где соблюдается фонетический принцип письма, они пишут с ошибками, т.к. неверно ставят ударение и неверно оформляют высказывание в устной речи. Чаще всего у детей встречается неправильное написание безударной гласной, даже тогда, когда правило изучено. Также при аграмматической дисграфии распространены следующие типы ошибок:
- Неправильное употребление падежных окончаний (даже простых форм);
- Замены ед.ч. имени существительного мн.ч. и наоборот;
- Ошибки согласования существительных и прилагательных в роде, числе и падеже;
- Спряжение глаголов;
- Ошибки управления и согласования в словосочетаниях и предложениях;
- Пропуски и замены предлогов.
- Трудности при употреблении сложных синтаксических конструкций.
При чтении у детей также отмечаются аграмматизмы. Читают отрывисто, большие паузы между словами и из-за этого трудности понимания прочитанного . Особенно ярко проявляется нарушение при анализе текста.
Трудности освоения и применения правил правописания объясняются также неавтоматизированностью действий и операций, которые необходимы для формирования орфографических навыков. Нарушение самоконтроля за своей деятельностью мешает ребёнку находить и исправлять орфографические ошибки. Ребёнок не может сформулировать задачу, последовательность орфографических действий, найти способ проверки слова. Неправильный перенос слов, написание частей слов на полях говорит о трудностях анализа ритмического рисунка слова, о несформированности морфологических обобщений, знаний в области слогоделения и переноса слов. Неусвоение написания слов , подчиняющихся графическим правилам , говорит о сужении объёма речезрительной и речеслуховой памяти. Дети не могут удержать в памяти речевой материал , плохо ориентируются в орфографическом словаре.
Так как детей с аграматической дисграфией становится преобладающее количество , основная задача педагога сформировать у ребёнка представ ления о морфологических элементах слова и о структуре предложения. В процессе работы происходит постепенное усложнение заданий и речевого материала: сначала наращивается активный словарь, отрабатываются навыки словоизменения и словообразования, затем подключаются правила русского языка и приобретенные навыки отрабатываются в правилах. Таким образом, дети начинают понимать языковые закономерности, у них формируется способность делать грамматические обобщения, появляется навык работы с разными частями речи, затем они отрабатывают это в правилах.
Проводя диагностику в 1-ом классе , педагог уже может сделать прогноз относительно появления аграмматической дисграфии у ребёнка. У детей отмечаются нарушения звукопроизношения и недоразвитие фонематического восприятия , смазанность речи, маленький объём словаря, грамматические и синтаксические ошибки. У детей снижен интерес к педагогическому процессу, они пассивны, внимание быстро истощается. Это затрудняет у детей овладение программой обучения , овладение орфографическими навыками и формулировками правил правописания. Если в первом классе обратить на это внимание , в дальнейшем при освоении правил у ребёнка не возникнет логопедических проблем , мешающих использовать правила русского языка в письменной речи.
Литература:
- Р.И. Лалаева, Л.В. Венедиктова. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма. – Спб., 2001.
- Л.Г.Парамонова. Предупреждение и устранение дисграфии у детей. – Спб., 2001.
- В.И. Городилова, М.З. Кудрявцева . Сборник упражнений по исправлению недостатков письма и чтения. – Спб, 2008.
- Е.В. Мазанова. Коррекция аграмматической дисграфии . – М., 2010.
- Логопед – учителю. – Спб, 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Как не стать моральным "уродом"- статья
Меня очень заинтересовала статья Т. Шишовой-журналистки, которая беседовала с кандидатом социологических наук Наталльей Ефимовной Марковой, которая занимается изучением воздействия на детей и подростк...
Коррекция познавательной активности удетей с ограниченными возможностями
В данной презентации находится викторина по любимым детским сказкам в объёме учебной программы, загадки, проверяющие наблюдательность детей, их знание времен года, что позволяет объединить учебный мат...
В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников. Статья предназначена для воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста. Дети и творчество – понятия неразделимые! Малыши
В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников. Статья предназначена для воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста. ...
В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников.Статья предназначенадля воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста.
В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников. Статья предназначена для воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста. ...
Публикация статьи «Изучение “Сказки о царе Солтане” на уроке литературного чтения в начальной школе” в сборнике научных статей «Актуальные проблемы педагогики и методики начального образования, город Казань, 2012 год.
Публикация статьи «Изучение “Сказки о царе Солтане” на уроке литературного чтения в начальной школе” в сборнике научных статей «Актуальные проблемы педагогики и методики начального образования, город ...
Статья в сборнике научных статей
Научные статьи по психологии....
статья "КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ СТАТЬ ЧИТАТЕЛЕМ"
Статья для родительского собрания учащихся 3 класса....