Конспект занятия для детей 1 класса ЗПР, имеющих речевое заключение: нарушения чтения и письма, обусловленные ОНР.
план-конспект занятия по логопедии (1 класс) на тему

Тема: «Формирование навыка употребления предложно-падежных форм русского языка в речи детей с задержкой психического развития».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya.docx22.61 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия для детей 1 класса ЗПР, имеющих речевое заключение: нарушения чтения и письма, обусловленные ОНР.

Тема: «Формирование навыка употребления предложно-падежных форм русского языка в речи детей с задержкой психического развития».

         Продолжительность: 40 мин.

Цель: закрепить у учащихся знания о предлогах; совершенствовать умение употреблять предлоги в речи; учить детей устанавливать логические связи между словами внутри предложения;

           развивать слуховое внимание, способность к переключению, наблюдательность к языковым явлениям, долговременную память, наглядно-действенное и логическое мышление,  фонематическое восприятие;

          воспитывать у детей любознательность и интерес к русскому языку, аккуратность, нравственные качества, определяющие отношение к людям, природе.

Задачи:

1.Образовательные:

  • дифференциация предлогов;
  • перенос навыка употребления предлогов на окружающие предметы;
  • автоматизация навыка употребления предлогов в падежно-предложных формах в  собственной монологической речи;

2.Воспитательные:

  • воспитание сопереживания к героям, попавшим в трудную ситуацию.

3.Развивающие:

  • развитие орфографической зоркости;
  • развитие слухового восприятия; устойчивости внимания;
  • развитие фонематического анализа и синтеза;
  •  развитие высших психических функций: памяти, внимания, мышления;
  • развитие мелкой моторики;

Материал демонстративный: мультимедийная установка, презентация, сюжетные   картинки к заданию № 2; сказочные герои.

  Раздаточный: веера с цифрами, пластилин, индивидуальные конверты к заданиям №  3, 9; карточки к заданиям № 5,10.

Ход занятия.

І Этап. Организационный.

1.Организационный момент.

     На части не делится солнце лучистое

     И вечную землю нельзя поделить,

     Но искорку счастья луча золотистого

     Ты можешь, ты в силах друзьям подарить.

-Улыбнемся друг другу и пожелаем хорошего настроения.

2. Сообщение темы и цели  занятия (см. презентацию слайд 1-2). Отправляемся в путешествие по сказкам.

-Сегодня у нас необычное занятие, мы отправляемся с вами в путешествие по сказкам в гости к сказочным героям. Это будет морское путешествие. Как вы думаете, что необходимо для такого путешествия?

3. Построение  кораблика по клеточкам (см. презентацию слайд 3)

2 клеточки вправо;

2 клеточки вверх;

2 клеточки вниз, вправо, наискосок;

2 клеточки вправо;

1 клеточка вниз, влево, наискосок;

4 клеточки влево;

1 клеточка вверх, влево, наискосок.

4. Назначается капитан кораблика. Дети строятся по указанию командира (за, между, рядом).

Дети отвечают на вопросы:

-За кем стоит ….?

-Перед кем стоит…..?

-Рядом с кем….?

ІІ Этап подготовки учащихся к активному сознательному усвоению
знаний.

1. Отгадывание загадки.

- Отгадав загадку, вы узнаете нашего первого сказочного героя?

            Выгнул спинку он дугой,

            Замяукал, кто такой?

            Потянулся сладко-

            Вот и вся зарядка.

                                                   (Кот) (см. презентацию слайд 4)

-Из какой сказки этот сказочный персонаж?

-Когда-то находчивый, умный, ласковый "Кот в сапогах" был маленьким, шаловливым котенком, который любил играть в прятки.

2. Составление предложений по картинке.(индивидуальная картинка каждому ребенку)(см. презентацию слайд 5)

-Составьте предложение, ответьте на вопрос: " Куда спрятался котенок?"

-Начертите схему к своему предложению. (взаимопроверка)

-Сколько слов в предложении?

-На каком месте стоит предлог?

-Как пишутся слова с предлогом?

-Для чего нужны предлоги?

Например: Котенок спрятался на дереве. ( под столом, в шкафу, за диваном).

III Этап усвоения новых знаний.

1. Составление предложения из данных слов.(см. презентацию слайд 6)

-К нам пришла телефонограмма. Чтобы расшифровать ее нужно из слов составить предложение.

Конверт №1 (у каждого ребенка конверт со словами к своему предложению)

-Возьмите конверт, достаньте слова, составьте предложение.

-Прочитайте полученные предложения.

( Хрюша просит о помощи. Волк спрятался за домом. Помогите Хрюше выйти из дома. Исправь ошибки в рассказе.)

-Как вы считаете, из какой сказки эти сказочные герои?

2. Дидактическая игра «Найди  ошибку».(см. презентацию слайд 7)

-Я буду читать вам Хрюшино произведение, а вы будете исправлять ошибки в нем.

 Называется рассказ  "Хрюшино утро в деревне".

      Жил-был под деревней поросенок Хрюша. Жил он на теплом сарае. Встанет он утром из-под кровати. Посмотрит под окошко. Там за небом солнышко сверкает. Потом садится  Хрюша в стол.  Под столом за тарелкой каша вкусная. Позавтракает Хрюша и бежит гулять в улицу.

   3. Составление предложения  по заданной схеме. (см. презентацию слайд 8)

-Какие вы молодцы, помогли Хрюше. А сами вы сможете при помощи схем придумать предложения?

Карточка №1 (у каждого ребенка конверт со схемой)

Девочка                цветы         лейки.

Собака             щенятами                       полянку.

        дому                   машина.

         озером                         стрекозы.

-Составьте схему к своему предложению, укажите предлог.( самопроверка)

-Как пишутся слова с предлогом?

  4. ФИЗМИНУТКА

-Давайте с вами немного отдохнем и поиграем в игру под названием "Смотри не ошибись". Для этого мы с вами выйдем….Откуда мы с вами выйдем? (Дети: «Из-за столов».)

-Правильно, выйдем из-за столов.

-Постройтесь по порядку за командиром, повернитесь ко мне лицом.  Вы будете делать только то, что я скажу, а не покажу (Затем задача меняется: следует делать только то, что логопед показывает.)

      Руки на пояс.

      Руки за голову.

      Левую из-за головы. И т.д.

IV Этап закрепления новых знаний.

1. Дидактическая игра «Угадай сказку» (см. презентацию слайд 9)

- Угадать о какой сказке  идет речь в данном предложении. Найди место предлога в слове, укажи при помощи веера с цифрами.

(Сбегая с лестницы, потеряла девочка туфельку. Мышка влезла в рукавичку и говорит: "Тут я буду жить!" Бабка за дедку, дедка за репку тянут-потянут, вытянуть не могут. Жила у деда с бабкой курочка ряба. Печь сама пошла по улице. - Положи, внучка, пирожки на стол. Сел Иван Царевич  на коня и полетел.)

2.Составление предложений по вопросам. (см. презентацию слайд 10)

 -Вы знаете много сказок. А сейчас мы попробуем сочинить свою сказку. Я вам помогу, буду задавать вопросы, а вы будете отвечать на них полным ответом и показывать свой ответ на мультимедийной доске.

"Птичка и кошка"

На  мультимедийной доске расположена избушка, перед ней дерево, под ним скамейка. Дети отвечают полным ответом на вопросы  логопеда и  показывать свой ответ на мультимедийной доске.

1)-Дед вышел, откуда? (из избушки)

-И сел куда? (на скамейку)

-Под чем? (под деревом)

2)-Птичка сидела где? (на дереве) и пела.

3)Услышала ее кошка и прыгнула.

-За кем? (за птичкой)

-Куда? (на дерево)

2)-Но птичка улетела и села.

-Куда? (на крышу избушки)

3)-Кошка полезла за кем? (за птичкой)

4)-Бабушка вышла, откуда? (из избушки)

-Рассердилась на кого? (на кошку)

-И прогнала ее куда? (на чердак)

-Как вы думаете о ком сказка?

-В какой еще сказке есть бабка и дед, вы узнаете, собрав лото.

3.Дидактическая игра  «Лото» (конверт №2) (см. презентацию слайд 11)

( В конверте игровое поле и 4 маленьких карточек, на игровом поле изображены анаграммы)

 - Задание: угадай слово, поменяв слоги или буквы местами, и накройте каждой из 4-ех карточек соответствующие ей анаграммы на игровом поле - картинкой (открыткой) вверх, задавая вопросы друг другу.

Например: Угадай слово, которое расположено в верхнем левом углу? (самопроверка)

Ведьмед (медведь)

Сали (лиса)

Яцза (заяц)

Клов (волк)

-Из какой сказки эти сказочные герои?

-Кто главный герой сказки?

-Что случилось с колобком в конце сказки?

-Вы хотите спасти колобка?

4. Дидактическая игра "Помощник" (карточка №2).(см. презентацию слайд 12)

-Помогите вернуть предлоги на свои места.

Я колобок, колобок

   амбару метен

   сусекам скребен,

   сметане мешен,

    печку сажен

    окошке стужен,

Я       дедушки ушел,

Я        бабушки ушел,

А      тебя, зайца,

Не хитро уйти.

-Как пишутся слова с предлогами?

5. Лепка колобка из пластилина.

-Как вы считаете, раз мы спасли колобка от лисы, значит какое у него  должно быть настроение?

  V Итог занятия. Рефлексия.

-С какими сказками и сказочными героями мы сегодня встретились?

-Чему вы учились на занятии?

-Что вам больше всего понравилось в занятии?

Оценка логопедом работы учащихся на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза с элементами акустической дисграфии для группы учащихся 2 класса с л/з нарушение чтения и письма, обусловленное НВ ОНР.

План работы по дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза с элементами акустической дисграфии для группы учащихся 2 класса с л/з нарушение чтения и письма, обусловленное НВ ОНР....

Конспект урока во 2 классе с группой детей с нарушением чтения и письма, обусловленное нерезко выраженным ОНР

Данный урок расчитан на категорию детей, обучающихся в массовой школе, посещающих логопункт. В конспекте подробно описывается прохождение материала по теме "Мягкий знак", наглядно представлены деионст...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающих занятий с обучающимися, имеющими нарушение чтения и письма, обусловленное фонематическим недоразвитием речи для 2 класса

Рабочая программа разработана  на основе:Инструктивного письма Минобразования России от 14.12.2000 № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»; инструктивно...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающих занятий с обучающимися, имеющими нарушение чтения и письма, обусловленное общим недоразвитием речи для 3 класса

Пояснительная записка Настоящая  программа разработана  на основе:1.     Инструктивного письма Минобразования России от 14.12.2000 № 2 «Об организации работы логопед...

Конспект логопедического занятия в группе обучающихся с нарушением чтения и письма , обусловленное ОНР (2 класс).ТЕМА: «Дифференциация Б-П».

В конспекте представлены задания  по различению звуков (Б-П) и их мягких вариантов  в слогах, словах и правильном обозначении их на письме соответствующими  буквами...

Календарно-тематическое планирование логопедического обучения детей, имеющих нарушения чтения и письма, обусловленные несформированностью основных средств языка 3 класс для обучающихся с ЗПР

КТП по логопедии содержит содержание планирования и ожидаемый результат по всем разделам коррекционного логопедического курса в соответствии с ФГОС НОО для детей с ОВЗ, а также таблицу, включающую тем...

Конспект логопедического занятия в группе обучающихся с нарушением чтения и письма, обусловленное ОНР (2 – 3 класс)

Конспект занятия по дифференциации звуко (В) и (Ф) и букв В,Ф в словах и предложениях....