Конспект занятия для детей 1 класса ЗПР, имеющих речевое заключение: нарушения чтения и письма, обусловленные ОНР.
план-конспект занятия по логопедии (1 класс) на тему
Тема: «Формирование навыка употребления предложно-падежных форм русского языка в речи детей с задержкой психического развития».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya.docx | 22.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия для детей 1 класса ЗПР, имеющих речевое заключение: нарушения чтения и письма, обусловленные ОНР.
Тема: «Формирование навыка употребления предложно-падежных форм русского языка в речи детей с задержкой психического развития».
Продолжительность: 40 мин.
Цель: закрепить у учащихся знания о предлогах; совершенствовать умение употреблять предлоги в речи; учить детей устанавливать логические связи между словами внутри предложения;
развивать слуховое внимание, способность к переключению, наблюдательность к языковым явлениям, долговременную память, наглядно-действенное и логическое мышление, фонематическое восприятие;
воспитывать у детей любознательность и интерес к русскому языку, аккуратность, нравственные качества, определяющие отношение к людям, природе.
Задачи:
1.Образовательные:
- дифференциация предлогов;
- перенос навыка употребления предлогов на окружающие предметы;
- автоматизация навыка употребления предлогов в падежно-предложных формах в собственной монологической речи;
2.Воспитательные:
- воспитание сопереживания к героям, попавшим в трудную ситуацию.
3.Развивающие:
- развитие орфографической зоркости;
- развитие слухового восприятия; устойчивости внимания;
- развитие фонематического анализа и синтеза;
- развитие высших психических функций: памяти, внимания, мышления;
- развитие мелкой моторики;
Материал демонстративный: мультимедийная установка, презентация, сюжетные картинки к заданию № 2; сказочные герои.
Раздаточный: веера с цифрами, пластилин, индивидуальные конверты к заданиям № 3, 9; карточки к заданиям № 5,10.
Ход занятия.
І Этап. Организационный.
1.Организационный момент.
На части не делится солнце лучистое
И вечную землю нельзя поделить,
Но искорку счастья луча золотистого
Ты можешь, ты в силах друзьям подарить.
-Улыбнемся друг другу и пожелаем хорошего настроения.
2. Сообщение темы и цели занятия (см. презентацию слайд 1-2). Отправляемся в путешествие по сказкам.
-Сегодня у нас необычное занятие, мы отправляемся с вами в путешествие по сказкам в гости к сказочным героям. Это будет морское путешествие. Как вы думаете, что необходимо для такого путешествия?
3. Построение кораблика по клеточкам (см. презентацию слайд 3)
2 клеточки вправо;
2 клеточки вверх;
2 клеточки вниз, вправо, наискосок;
2 клеточки вправо;
1 клеточка вниз, влево, наискосок;
4 клеточки влево;
1 клеточка вверх, влево, наискосок.
4. Назначается капитан кораблика. Дети строятся по указанию командира (за, между, рядом).
Дети отвечают на вопросы:
-За кем стоит ….?
-Перед кем стоит…..?
-Рядом с кем….?
ІІ Этап подготовки учащихся к активному сознательному усвоению
знаний.
1. Отгадывание загадки.
- Отгадав загадку, вы узнаете нашего первого сказочного героя?
Выгнул спинку он дугой,
Замяукал, кто такой?
Потянулся сладко-
Вот и вся зарядка.
(Кот) (см. презентацию слайд 4)
-Из какой сказки этот сказочный персонаж?
-Когда-то находчивый, умный, ласковый "Кот в сапогах" был маленьким, шаловливым котенком, который любил играть в прятки.
2. Составление предложений по картинке.(индивидуальная картинка каждому ребенку)(см. презентацию слайд 5)
-Составьте предложение, ответьте на вопрос: " Куда спрятался котенок?"
-Начертите схему к своему предложению. (взаимопроверка)
-Сколько слов в предложении?
-На каком месте стоит предлог?
-Как пишутся слова с предлогом?
-Для чего нужны предлоги?
Например: Котенок спрятался на дереве. ( под столом, в шкафу, за диваном).
III Этап усвоения новых знаний.
1. Составление предложения из данных слов.(см. презентацию слайд 6)
-К нам пришла телефонограмма. Чтобы расшифровать ее нужно из слов составить предложение.
Конверт №1 (у каждого ребенка конверт со словами к своему предложению)
-Возьмите конверт, достаньте слова, составьте предложение.
-Прочитайте полученные предложения.
( Хрюша просит о помощи. Волк спрятался за домом. Помогите Хрюше выйти из дома. Исправь ошибки в рассказе.)
-Как вы считаете, из какой сказки эти сказочные герои?
2. Дидактическая игра «Найди ошибку».(см. презентацию слайд 7)
-Я буду читать вам Хрюшино произведение, а вы будете исправлять ошибки в нем.
Называется рассказ "Хрюшино утро в деревне".
Жил-был под деревней поросенок Хрюша. Жил он на теплом сарае. Встанет он утром из-под кровати. Посмотрит под окошко. Там за небом солнышко сверкает. Потом садится Хрюша в стол. Под столом за тарелкой каша вкусная. Позавтракает Хрюша и бежит гулять в улицу.
3. Составление предложения по заданной схеме. (см. презентацию слайд 8)
-Какие вы молодцы, помогли Хрюше. А сами вы сможете при помощи схем придумать предложения?
Карточка №1 (у каждого ребенка конверт со схемой)
Девочка цветы лейки.
Собака щенятами полянку.
дому машина.
озером стрекозы.
-Составьте схему к своему предложению, укажите предлог.( самопроверка)
-Как пишутся слова с предлогом?
4. ФИЗМИНУТКА
-Давайте с вами немного отдохнем и поиграем в игру под названием "Смотри не ошибись". Для этого мы с вами выйдем….Откуда мы с вами выйдем? (Дети: «Из-за столов».)
-Правильно, выйдем из-за столов.
-Постройтесь по порядку за командиром, повернитесь ко мне лицом. Вы будете делать только то, что я скажу, а не покажу (Затем задача меняется: следует делать только то, что логопед показывает.)
Руки на пояс.
Руки за голову.
Левую из-за головы. И т.д.
IV Этап закрепления новых знаний.
1. Дидактическая игра «Угадай сказку» (см. презентацию слайд 9)
- Угадать о какой сказке идет речь в данном предложении. Найди место предлога в слове, укажи при помощи веера с цифрами.
(Сбегая с лестницы, потеряла девочка туфельку. Мышка влезла в рукавичку и говорит: "Тут я буду жить!" Бабка за дедку, дедка за репку тянут-потянут, вытянуть не могут. Жила у деда с бабкой курочка ряба. Печь сама пошла по улице. - Положи, внучка, пирожки на стол. Сел Иван Царевич на коня и полетел.)
2.Составление предложений по вопросам. (см. презентацию слайд 10)
-Вы знаете много сказок. А сейчас мы попробуем сочинить свою сказку. Я вам помогу, буду задавать вопросы, а вы будете отвечать на них полным ответом и показывать свой ответ на мультимедийной доске.
"Птичка и кошка"
На мультимедийной доске расположена избушка, перед ней дерево, под ним скамейка. Дети отвечают полным ответом на вопросы логопеда и показывать свой ответ на мультимедийной доске.
1)-Дед вышел, откуда? (из избушки)
-И сел куда? (на скамейку)
-Под чем? (под деревом)
2)-Птичка сидела где? (на дереве) и пела.
3)Услышала ее кошка и прыгнула.
-За кем? (за птичкой)
-Куда? (на дерево)
2)-Но птичка улетела и села.
-Куда? (на крышу избушки)
3)-Кошка полезла за кем? (за птичкой)
4)-Бабушка вышла, откуда? (из избушки)
-Рассердилась на кого? (на кошку)
-И прогнала ее куда? (на чердак)
-Как вы думаете о ком сказка?
-В какой еще сказке есть бабка и дед, вы узнаете, собрав лото.
3.Дидактическая игра «Лото» (конверт №2) (см. презентацию слайд 11)
( В конверте игровое поле и 4 маленьких карточек, на игровом поле изображены анаграммы)
- Задание: угадай слово, поменяв слоги или буквы местами, и накройте каждой из 4-ех карточек соответствующие ей анаграммы на игровом поле - картинкой (открыткой) вверх, задавая вопросы друг другу.
Например: Угадай слово, которое расположено в верхнем левом углу? (самопроверка)
Ведьмед (медведь)
Сали (лиса)
Яцза (заяц)
Клов (волк)
-Из какой сказки эти сказочные герои?
-Кто главный герой сказки?
-Что случилось с колобком в конце сказки?
-Вы хотите спасти колобка?
4. Дидактическая игра "Помощник" (карточка №2).(см. презентацию слайд 12)
-Помогите вернуть предлоги на свои места.
Я колобок, колобок
амбару метен
сусекам скребен,
сметане мешен,
печку сажен
окошке стужен,
Я дедушки ушел,
Я бабушки ушел,
А тебя, зайца,
Не хитро уйти.
-Как пишутся слова с предлогами?
5. Лепка колобка из пластилина.
-Как вы считаете, раз мы спасли колобка от лисы, значит какое у него должно быть настроение?
V Итог занятия. Рефлексия.
-С какими сказками и сказочными героями мы сегодня встретились?
-Чему вы учились на занятии?
-Что вам больше всего понравилось в занятии?
Оценка логопедом работы учащихся на уроке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы по дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза с элементами акустической дисграфии для группы учащихся 2 класса с л/з нарушение чтения и письма, обусловленное НВ ОНР.
План работы по дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза с элементами акустической дисграфии для группы учащихся 2 класса с л/з нарушение чтения и письма, обусловленное НВ ОНР....
Конспект урока во 2 классе с группой детей с нарушением чтения и письма, обусловленное нерезко выраженным ОНР
Данный урок расчитан на категорию детей, обучающихся в массовой школе, посещающих логопункт. В конспекте подробно описывается прохождение материала по теме "Мягкий знак", наглядно представлены деионст...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающих занятий с обучающимися, имеющими нарушение чтения и письма, обусловленное фонематическим недоразвитием речи для 2 класса
Рабочая программа разработана на основе:Инструктивного письма Минобразования России от 14.12.2000 № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»; инструктивно...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающих занятий с обучающимися, имеющими нарушение чтения и письма, обусловленное общим недоразвитием речи для 3 класса
Пояснительная записка Настоящая программа разработана на основе:1. Инструктивного письма Минобразования России от 14.12.2000 № 2 «Об организации работы логопед...
Конспект логопедического занятия в группе обучающихся с нарушением чтения и письма , обусловленное ОНР (2 класс).ТЕМА: «Дифференциация Б-П».
В конспекте представлены задания по различению звуков (Б-П) и их мягких вариантов в слогах, словах и правильном обозначении их на письме соответствующими буквами...
Календарно-тематическое планирование логопедического обучения детей, имеющих нарушения чтения и письма, обусловленные несформированностью основных средств языка 3 класс для обучающихся с ЗПР
КТП по логопедии содержит содержание планирования и ожидаемый результат по всем разделам коррекционного логопедического курса в соответствии с ФГОС НОО для детей с ОВЗ, а также таблицу, включающую тем...
Конспект логопедического занятия в группе обучающихся с нарушением чтения и письма, обусловленное ОНР (2 – 3 класс)
Конспект занятия по дифференциации звуко (В) и (Ф) и букв В,Ф в словах и предложениях....