Конспект урока во 2 классе с группой детей с нарушением чтения и письма, обусловленное нерезко выраженным ОНР
план-конспект урока по логопедии (2 класс) по теме

Юсупова Эльвира Фанилевна

Данный урок расчитан на категорию детей, обучающихся в массовой школе, посещающих логопункт. В конспекте подробно описывается прохождение материала по теме "Мягкий знак", наглядно представлены деионстрационные и раздаточные материалы, предполагается использование на уроке интерактивного оборудования. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл myagkiy_znak-otkr.urok_.docx32.53 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Мягкий знак: смягчающий и разделительный.

Цели:

  • продолжать дифференцировать понятия «мягкий знак - показатель мягкости согласного звука» и «разделительный мягкий знак», учить правильно использовать его при письме; упражнять в звукобуквенном анализе слов с разделительным мягким знаком; закрепить правило переноса слов с разделительным мягким знаком; продолжать формировать умение составлять словосочетания и предложения из слов, данных вразбивку, а также последовательный рассказ из составленных предложений; обогащать словарный запас словами-антонимами;
  • развивать фонематический слух и представления, связную речь, мелкую моторику пальцев рук, внимание, память, мышление;
  • формировать навык самопроверки, умение оценивать свою работу; воспитывать интерес и наблюдательность к языковым явлениям.

Материал: фишки (за правильные ответы), карточки с пуговицами («Посчитай на ощупь»), слоговая таблица, таблички для самопроверки, карточки со словами-антонимами, 4 таблички с буквами для «Лото» и карточки со словами, раздат. мат-л «Звуковая дорожка», картинка с изображением воробья, «Рассыпанные предложения» (слова на отдельных полосках бумаги), опорные картинки.

Оборудование: экран, ноутбук.

Ход занятия.

  1. Оргмомент.  Д/упр. «Посчитай на ощупь».

- Сядет тот, кто на ощупь определит количество пуговиц на карточке. Подсказка: в названии числа (до 10) мягкий знак в конце /шесть, семь, пять, ноль/.  Назвать мягкий звук в конце слов /ть, мь, ль/.

  1. Уточнение представлений о букве Ь.

  1. Отгадать загадку:    Что за знак? Что за знак?

Без него нельзя никак.

Вместо шесть получим шест,

Вместо есть получим ест,

Банька в банку превратится.

Вот что может получиться,

Если будем забывать

Этот знак в словах писать.  /Мягкий знак/

- Для чего же нужен мягкий знак?

- После каких букв он пишется: после гласных или согласных?

- Мягкий знак смягчает согласный звук, а сама эта буква обозначает звук?

  1. Разгадать шарады (вписать в клетки недостающие буквы)

С   Б   -  мучительной  бываю,    /боль/

С   М  -  одежду  пожираю,         /моль/

С   Р   -  актёру   я   нужна.          /роль/

С   С   - для  повара  важна.         /соль/

- На каком месте буква Ь? Какой мягкий согласный звучит в конце слов?

  1. Чтение слоговых рядов с разделительным Ь.

Каждый ученик читает по одному ряду слогов (№1)

        № 1:        ЛЯ – ВИ – ПЕ                                № 2: ЛЬЯ – ВЬИ – ПЬЕ  

                РЁ – МЯ – НЮ                                        РЬЁ – МЬЯ – НЬЮ

                БЮ – ТЁ – ЧИ                                        БЬЮ – ТЬЁ – ЧЬИ

                НЕ – ЛИ – ЗЯ                                         НЬЕ – ЛЬИ – ЗЬЯ

- Как звучали согласные? /Мягко/

- Что их смягчило? /Гласные второго ряда: я, е, ё, ю, и/

- А теперь прочитайте другие слоги… (№ 2)

- Сравните слоги двух таблиц. Что изменилось? (Появился разделительный мягкий знак, гласные стали звучать как бы раздельно)

- Перед какими гласными пишется разделительный Ь? /гл. II ряда/

  1. Упражнение в переносе слов с разделительным Ь.

Д/упр. «Собери слова» (на экране)

Ой, какой переполох!

Слоги выпали из слов!

Вы, ребята, помогите,

Слоги эти отыщите!

(Лист 1)

        Логопед мышью

        «перетаскивает»

        найденные слоги.

- Вот и «нашлись слоги». Обратите внимание, на экране показано, как переносить слова с разделительным Ь.        

- Запишите эти слова, вставив пропущенные слоги с разделительным Ь.                                                                 

(Лист 2)

Самопроверка по индивидуальной

табличке:  

- Что сейчас делали? Как нужно переносить слова с разделительным Ь?

Физминутка                        Мы скатали снежный ком.

                                        Лепить будем белый дом.

                                        Мы польём его водой –

                                        Домик будет ледяной.

                                        Ком за комом мы кладём.

                                        Вот и вылепили дом.

  1. Дифференциация слов с мягким знаком – показателем мягкости согласного и разделительным Ь.

«Лото». У каждого ребёнка – игровое поле с буквами в «окошках». Логопед читает слова, написанные на коротких полосках бумаги. Участник игры, услышав свой мягкий согласный в середине слова или слово с разделительным Ь, поднимает руку и говорит «У меня …» За верный ответ ему отдают это слово, которым он закрывает «окошко». Первый закрывший все «окна» получает 4 поощрительные фишки, второй – 3, третий – 2, четвёртый – 1.

Слова с Ь в середине слова: пальцы, кольцо, зорька, коньки, судьба,

резьба, письмо, серьги, ходьба, тесьма, деньги, льдина, пальто, борьба.

Слова с разделительным Ь: соловьи, ручьи, варенье, друзья, веселье, бельё, вьюга, вьюн, копьё, платье, семья, оладьи, ружьё, крылья, свинья.

  1. Подбор антонимов.

«Найди противоположность». Выйти к доске и соединить слово, противоположное по смыслу, назвать слог с разделительным Ь.

Работа                         Друзья

Скука                        Счастье

Болезнь                        Безделье

Враги                        Веселье

Горе                                Здоровье        

- О ком говорится в пословице «Они познаются в беде»? Кто познаётся в беде? /Друзья/

  1. Звуковой анализ слова «друзья»

Выложить звуковую дорожку.

Совместная проверка по образцу:  [д  р  у  з’ й’ а]  

        

- Сколько букв в слове «ДРУЗЬЯ»? Звуков? Почему звуков столько же, сколько букв, ведь мягкий знак звука не обозначает? /После согласного З’  с разделительным мягким знаком звучит [Й А] /

- Что мы сейчас сделали? /звуковой анализ слова/

  1. Образование притяжательных прилагательных. Составление словосочетаний.

На доске – карточки со слогами:         

- Составьте слово из данных слогов. /воробей/

Карточки ставятся в нужном порядке, а затем переворачиваются и получается картинка-пазл с изображением воробья. У детей – картинки «голова», «крыло», «перья», «след».

- Кто это?

- Прочитайте слова на плакате: ВОРОБЬИНАЯ                /голова/

                                                 ВОРОБЬИНОЕ                /крыло/

                                                 ВОРОБЬИНЫЙ                / след  /

                                                 ВОРОБЬИНЫЕ                /перья /

- К какому слову относятся эти слова?

- У вас картинки, которые принадлежат воробью. Составьте словосочетания, выбрав подходящее к вашей картинке слово с плаката.

- Что вы составили? Запишите каждый своё словосочетание.

- Проверьте запись друг у друга.

  1. Работа над предложением «Собери предложения»

У каждого слова на отдельных полосках бумаги. Составить предложения из данных слов. Подсказка: первое слово начинается с большой буквы, после последнего слова стоит точка.

  • Воробьи, людей, живут, около.
  • У, крылья, них, маленькие, и, перья, серые.
  • Даже, слышно, в ненастье, воробьёв.
  • Игорь, кормить, любит, Воробьёв, воробьишек, шустреньких.

- Что мы составляли? Назовите в своих предложениях слова с разделительным Ь, со смягчающим Ь.

- Связаны ли между собой эти предложения? Что получится, если прочитать предложения по порядку? /Рассказ/

  1.  Пересказ рассказа по опорным картинкам.

- Помогите расставить картинки по порядку, опираясь на ваши предложения.

- Перескажите рассказ по этим картинкам (фишки).

  1.  Итог занятия

- С какой буквой мы сегодня работали?

- Важна ли это буква?

- Для чего она необходима в речи?

- Что понравилось на уроке?

- Оцените себя на «Лесенке успеха» (с опорой на количество фишек).


МБОУ СОШ № 56 Калининского района городского округа г. Уфа

Конспект

открытого логопедического занятия

по коррекции нарушения чтения и письма, обусловленное НВ ОНР

                                                                        Составила и провела:

                                                                        учитель-логопед

                                                                        I квал. категории

                                                                        Юсупова Э. Ф.

                                                                        

                                        

Уфа - 2015 г.                                


        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое планирование работы учителя-логопеда с группой детей с нарушениями чтения и письма во 2 классе

В планировании раскрываются тема, задачи и содержание работы с группой детей с нарушениями чтения и письма 2 класса. Данная работа может помочь для составления планирования, а также конспектов и прове...

План работы по дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза с элементами акустической дисграфии для группы учащихся 2 класса с л/з нарушение чтения и письма, обусловленное НВ ОНР.

План работы по дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза с элементами акустической дисграфии для группы учащихся 2 класса с л/з нарушение чтения и письма, обусловленное НВ ОНР....

Конспект занятия для детей 1 класса ЗПР, имеющих речевое заключение: нарушения чтения и письма, обусловленные ОНР.

Тема: «Формирование навыка употребления предложно-падежных форм русского языка в речи детей с задержкой психического развития»....

Конспект логопедического занятия в группе обучающихся с нарушением чтения и письма , обусловленное ОНР (2 класс).ТЕМА: «Дифференциация Б-П».

В конспекте представлены задания  по различению звуков (Б-П) и их мягких вариантов  в слогах, словах и правильном обозначении их на письме соответствующими  буквами...

Календарно-тематическое планирование логопедического обучения детей, имеющих нарушения чтения и письма, обусловленные несформированностью основных средств языка 3 класс для обучающихся с ЗПР

КТП по логопедии содержит содержание планирования и ожидаемый результат по всем разделам коррекционного логопедического курса в соответствии с ФГОС НОО для детей с ОВЗ, а также таблицу, включающую тем...

Конспект логопедического занятия в группе обучающихся с нарушением чтения и письма, обусловленное ОНР (2 – 3 класс)

Конспект занятия по дифференциации звуко (В) и (Ф) и букв В,Ф в словах и предложениях....