Конспект урока во 2 классе с группой детей с нарушением чтения и письма, обусловленное нерезко выраженным ОНР
план-конспект урока по логопедии (2 класс) по теме
Данный урок расчитан на категорию детей, обучающихся в массовой школе, посещающих логопункт. В конспекте подробно описывается прохождение материала по теме "Мягкий знак", наглядно представлены деионстрационные и раздаточные материалы, предполагается использование на уроке интерактивного оборудования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
myagkiy_znak-otkr.urok_.docx | 32.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Мягкий знак: смягчающий и разделительный.
Цели:
- продолжать дифференцировать понятия «мягкий знак - показатель мягкости согласного звука» и «разделительный мягкий знак», учить правильно использовать его при письме; упражнять в звукобуквенном анализе слов с разделительным мягким знаком; закрепить правило переноса слов с разделительным мягким знаком; продолжать формировать умение составлять словосочетания и предложения из слов, данных вразбивку, а также последовательный рассказ из составленных предложений; обогащать словарный запас словами-антонимами;
- развивать фонематический слух и представления, связную речь, мелкую моторику пальцев рук, внимание, память, мышление;
- формировать навык самопроверки, умение оценивать свою работу; воспитывать интерес и наблюдательность к языковым явлениям.
Материал: фишки (за правильные ответы), карточки с пуговицами («Посчитай на ощупь»), слоговая таблица, таблички для самопроверки, карточки со словами-антонимами, 4 таблички с буквами для «Лото» и карточки со словами, раздат. мат-л «Звуковая дорожка», картинка с изображением воробья, «Рассыпанные предложения» (слова на отдельных полосках бумаги), опорные картинки.
Оборудование: экран, ноутбук.
Ход занятия.
- Оргмомент. Д/упр. «Посчитай на ощупь».
- Сядет тот, кто на ощупь определит количество пуговиц на карточке. Подсказка: в названии числа (до 10) мягкий знак в конце /шесть, семь, пять, ноль/. Назвать мягкий звук в конце слов /ть, мь, ль/.
- Уточнение представлений о букве Ь.
- Отгадать загадку: Что за знак? Что за знак?
Без него нельзя никак.
Вместо шесть получим шест,
Вместо есть получим ест,
Банька в банку превратится.
Вот что может получиться,
Если будем забывать
Этот знак в словах писать. /Мягкий знак/
- Для чего же нужен мягкий знак?
- После каких букв он пишется: после гласных или согласных?
- Мягкий знак смягчает согласный звук, а сама эта буква обозначает звук?
- Разгадать шарады (вписать в клетки недостающие буквы)
С Б - мучительной бываю, /боль/
С М - одежду пожираю, /моль/
С Р - актёру я нужна. /роль/
С С - для повара важна. /соль/
- На каком месте буква Ь? Какой мягкий согласный звучит в конце слов?
- Чтение слоговых рядов с разделительным Ь.
Каждый ученик читает по одному ряду слогов (№1)
№ 1: ЛЯ – ВИ – ПЕ № 2: ЛЬЯ – ВЬИ – ПЬЕ
РЁ – МЯ – НЮ РЬЁ – МЬЯ – НЬЮ
БЮ – ТЁ – ЧИ БЬЮ – ТЬЁ – ЧЬИ
НЕ – ЛИ – ЗЯ НЬЕ – ЛЬИ – ЗЬЯ
- Как звучали согласные? /Мягко/
- Что их смягчило? /Гласные второго ряда: я, е, ё, ю, и/
- А теперь прочитайте другие слоги… (№ 2)
- Сравните слоги двух таблиц. Что изменилось? (Появился разделительный мягкий знак, гласные стали звучать как бы раздельно)
- Перед какими гласными пишется разделительный Ь? /гл. II ряда/
- Упражнение в переносе слов с разделительным Ь.
Д/упр. «Собери слова» (на экране)
Ой, какой переполох!
Слоги выпали из слов!
Вы, ребята, помогите,
Слоги эти отыщите!
(Лист 1)
Логопед мышью
«перетаскивает»
найденные слоги.
- Вот и «нашлись слоги». Обратите внимание, на экране показано, как переносить слова с разделительным Ь.
- Запишите эти слова, вставив пропущенные слоги с разделительным Ь.
(Лист 2)
Самопроверка по индивидуальной
табличке:
- Что сейчас делали? Как нужно переносить слова с разделительным Ь?
Физминутка Мы скатали снежный ком.
Лепить будем белый дом.
Мы польём его водой –
Домик будет ледяной.
Ком за комом мы кладём.
Вот и вылепили дом.
- Дифференциация слов с мягким знаком – показателем мягкости согласного и разделительным Ь.
«Лото». У каждого ребёнка – игровое поле с буквами в «окошках». Логопед читает слова, написанные на коротких полосках бумаги. Участник игры, услышав свой мягкий согласный в середине слова или слово с разделительным Ь, поднимает руку и говорит «У меня …» За верный ответ ему отдают это слово, которым он закрывает «окошко». Первый закрывший все «окна» получает 4 поощрительные фишки, второй – 3, третий – 2, четвёртый – 1.
Слова с Ь в середине слова: пальцы, кольцо, зорька, коньки, судьба,
резьба, письмо, серьги, ходьба, тесьма, деньги, льдина, пальто, борьба.
Слова с разделительным Ь: соловьи, ручьи, варенье, друзья, веселье, бельё, вьюга, вьюн, копьё, платье, семья, оладьи, ружьё, крылья, свинья.
- Подбор антонимов.
«Найди противоположность». Выйти к доске и соединить слово, противоположное по смыслу, назвать слог с разделительным Ь.
Работа Друзья
Скука Счастье
Болезнь Безделье
Враги Веселье
Горе Здоровье
- О ком говорится в пословице «Они познаются в беде»? Кто познаётся в беде? /Друзья/
- Звуковой анализ слова «друзья»
Выложить звуковую дорожку.
Совместная проверка по образцу: [д р у з’ й’ а]
- Сколько букв в слове «ДРУЗЬЯ»? Звуков? Почему звуков столько же, сколько букв, ведь мягкий знак звука не обозначает? /После согласного З’ с разделительным мягким знаком звучит [Й А] /
- Что мы сейчас сделали? /звуковой анализ слова/
- Образование притяжательных прилагательных. Составление словосочетаний.
На доске – карточки со слогами:
- Составьте слово из данных слогов. /воробей/
Карточки ставятся в нужном порядке, а затем переворачиваются и получается картинка-пазл с изображением воробья. У детей – картинки «голова», «крыло», «перья», «след».
- Кто это?
- Прочитайте слова на плакате: ВОРОБЬИНАЯ /голова/
ВОРОБЬИНОЕ /крыло/
ВОРОБЬИНЫЙ / след /
ВОРОБЬИНЫЕ /перья /
- К какому слову относятся эти слова?
- У вас картинки, которые принадлежат воробью. Составьте словосочетания, выбрав подходящее к вашей картинке слово с плаката.
- Что вы составили? Запишите каждый своё словосочетание.
- Проверьте запись друг у друга.
- Работа над предложением «Собери предложения»
У каждого слова на отдельных полосках бумаги. Составить предложения из данных слов. Подсказка: первое слово начинается с большой буквы, после последнего слова стоит точка.
- Воробьи, людей, живут, около.
- У, крылья, них, маленькие, и, перья, серые.
- Даже, слышно, в ненастье, воробьёв.
- Игорь, кормить, любит, Воробьёв, воробьишек, шустреньких.
- Что мы составляли? Назовите в своих предложениях слова с разделительным Ь, со смягчающим Ь.
- Связаны ли между собой эти предложения? Что получится, если прочитать предложения по порядку? /Рассказ/
- Пересказ рассказа по опорным картинкам.
- Помогите расставить картинки по порядку, опираясь на ваши предложения.
- Перескажите рассказ по этим картинкам (фишки).
- Итог занятия
- С какой буквой мы сегодня работали?
- Важна ли это буква?
- Для чего она необходима в речи?
- Что понравилось на уроке?
- Оцените себя на «Лесенке успеха» (с опорой на количество фишек).
МБОУ СОШ № 56 Калининского района городского округа г. Уфа
Конспект
открытого логопедического занятия
по коррекции нарушения чтения и письма, обусловленное НВ ОНР
Составила и провела:
учитель-логопед
I квал. категории
Юсупова Э. Ф.
Уфа - 2015 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Предупреждение и устранение нарушений чтения у учащихся, имеющих нерезко выраженное и общее недоразвитие речи"
Упражнения для коррекции и формирования навыка чтения....
Тематическое планирование работы учителя-логопеда с группой детей с нарушениями чтения и письма во 2 классе
В планировании раскрываются тема, задачи и содержание работы с группой детей с нарушениями чтения и письма 2 класса. Данная работа может помочь для составления планирования, а также конспектов и прове...
План работы по дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза с элементами акустической дисграфии для группы учащихся 2 класса с л/з нарушение чтения и письма, обусловленное НВ ОНР.
План работы по дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза с элементами акустической дисграфии для группы учащихся 2 класса с л/з нарушение чтения и письма, обусловленное НВ ОНР....
Конспект занятия для детей 1 класса ЗПР, имеющих речевое заключение: нарушения чтения и письма, обусловленные ОНР.
Тема: «Формирование навыка употребления предложно-падежных форм русского языка в речи детей с задержкой психического развития»....
Конспект логопедического занятия в группе обучающихся с нарушением чтения и письма , обусловленное ОНР (2 класс).ТЕМА: «Дифференциация Б-П».
В конспекте представлены задания по различению звуков (Б-П) и их мягких вариантов в слогах, словах и правильном обозначении их на письме соответствующими буквами...
Календарно-тематическое планирование логопедического обучения детей, имеющих нарушения чтения и письма, обусловленные несформированностью основных средств языка 3 класс для обучающихся с ЗПР
КТП по логопедии содержит содержание планирования и ожидаемый результат по всем разделам коррекционного логопедического курса в соответствии с ФГОС НОО для детей с ОВЗ, а также таблицу, включающую тем...
Конспект логопедического занятия в группе обучающихся с нарушением чтения и письма, обусловленное ОНР (2 – 3 класс)
Конспект занятия по дифференциации звуко (В) и (Ф) и букв В,Ф в словах и предложениях....