Программа самообразования учителя - логопеда
методическая разработка
Представлена программа самообразования учителя - логопеда на 2017-2022 по теме:
«Профилактика и коррекция артикуляторно - акустической дисграфии у младших школьников».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_samoobrazovaniya.docx | 21.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа самообразования учителя - логопеда
на 2017-22 учебные года
- Ф.И.О. педагога: Дудоладова Галина Арсентьевна
- Образование: высшее
- Должность: учитель-логопед
- Тема самообразования: «Профилактика и коррекция артикуляторно - акустической дисграфии у младших школьников».
- Цель: осуществлять своевременную отработку технологии речи и коррекции нарушений письменной речи.
- Задачи:
- проведение логопедического обследования у обучающихся начальных классов;
- изучение и внедрение в коррекционно-развивающую работу различных методик по коррекции звукопроизношения;
-развитие фонематического восприятия (фонематического слуха, звукового анализа и синтеза);
- коррекция нарушений письменной речи;
- развитие лексико-грамматического строя речи;
- обогащение словарного запаса посредством обучения словообразованию и словоизменению;
5. Основные этапы работы:
1 этап. Поиск и составление списка литературы по теме самообразования:
1. Ястребова А.В., Бессонова Т.П., Инструктивно - методическое письмо «О работе учителя - логопеда при общеобразовательной школе (Основные направления формирования предпосылок к продуктивному усвоению программы обучения родному языку у детей с речевой патологией)». Москва, 1996 г.
2. Акименко В.М. Новые логопедические технологии: учебно - методическое пособие. - Ростов н./Д, 2008 г.
3.Яцель О.С. Коррекция оптической дисграфии у младших школьников.Конспекты логопедических занятий, Москва, 2015
4. Поваляева М.А. Профилактика и коррекция нарушений письменной речи: качество образования: учебное пособие. - Ростов н./Д, 2006 г.
5. УМК (авторы: Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В.), УМК «Логопедическое сопровождение учащихся начальных классов» / под редакцией О.А.Ишимовой. – М.. «Просвещение», 2014г.
2 этап. Изучение выбранной проблемы с позиции теории и передовой практики:
В современном мире для успешного обучения в школе, в условиях модернизации начального образования и его перехода на новые федеральные государственные стандарты, главным направлением является формирование полноценной личности младшего школьника, где ведущее значение принадлежит своевременному овладению правильной речью. Хорошо развитая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче высказывать ему свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Но к сожалению, в последнее время наблюдается рост числа детей, имеющих различные нарушения устной речи, затрудняющие овладение правильным чтением и грамотным письмом, одна из распространенных причин неуспеваемости обучающихся начальных классов. Согласно статистике количество речевых нарушений в последнее время имеет тенденцию к увеличению. Поэтому так важно заботиться о формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные дефекты, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм языка.
3 этап. Оптимальность и эффективность средств:
Развитие мелкой моторики рук, формирования правильного произношения, коррекция устной и письменной речи в целом, осуществляется на специально организованных логопедических занятиях. В их подготовке и проведении, для достижения максимальной эффективности необходимо:
- сформулировать тему и цель занятия;
- определить этапы занятия, их взаимозависимость и последовательность; постепенно усложнять лексический материал; разнообразить занятие при помощи игр и игровых приемов; учитывать зону ближайшего развития ребенка;
- осуществлять дифференцированный подход к каждому ребенку с учетом структуры речевого дефекта, возрастных и индивидуальных особенностей;
-кратко и четко формулировать инструкции, даваемые детям;
- использовать различный методический и дидактический материал;
- создавать положительный эмоциональный фон занятия.
Для развития мелкой моторики использовать разные приемы и методы:
- массаж кистей, в том числе пальцев;
- пальчиковая гимнастика, вместе с чтением народных стихов, скороговорок;
- дидактические игры: мозаика, пазлы, конструктор;
- трафареты, шаблоны, лепка из пластилина, рисование на песке, шнуровка, штриховка (при закреплении букв);
- театр рукавички;
- графические диктанты, рисование, вырезание, работа с бумагой, нанизывание бусинок, пуговиц.
4 этап. Результативность.
В результате систематической работы добиваться положительных продвижений в устной и письменной речи у обучающихся младших классов. Выработать хороший нажим на письме, меньше специфических ошибок в диктантах, обогатить словарный запас. Результативность подтвердить положительной динамикой в развитии устной и письменной речи.
5 этап. Пропаганда логопедических знаний:
Консультации с учителями и родителями, выступления на методическом объединении учителей-логопедов и учителей начальных классов.
Содержание работы
Изучение современной литературы по теме самообразования. Обзор информации в интернете по изучаемой теме. | Обобщение знаний по специальной литературе. | 2017-2022 |
Изучить методическую литературу по теме «Коррекция звукопроизношения у детей с тяжелыми нарушениями». | Проводить консультации по коррекции звукопроизношения у школьников. | 2017-2022 |
Изучить новые методы и приемы по развитию лексико - грамматического строя речи и обогащению словарного запаса | Приобрести дидактический материал по теме «Коррекция оптической дисграфии», «Учусь работать со словом», «Учусь работать с текстом» и т.п. | 2017-2022 |
Использовать в работе компьютерные презентации по лексическим темам в процессе коррекции письменной речи. | Продолжить разработку компьютерных презентаций | Ежегодно сентябрь-май |
Широко применять ресурсы Интернет для ознакомления с опытом коллег и внедрения инновационных технологий | Изучить массаж кистей, пальчиковые гимнастики | В течение учебного года |
Посещение методического объединения учителей начальных классов. | Выступления с докладом: «Профилактика дисграфии», «Использование ИКТ в логопедической работе», «Шкатулка эмоций», «Веселый и непослушный язычок» и т.д. | Ежегодно (октябрь/ноябрь – март/апрель) |
Посещение методического объединения воспитателей ДОУ. | Обмен опытом: «Артикуляционная гимнастика» «Закрепление поставленных звуков», «Логопедическое сопровождение детей с ограниченными возможностями», «Достоинства развития мелкой моторики для коррекции речевых нарушений» | Ежегодно (декабрь –апрель) |
Посещение муниципальных и региональных семинаров учителей - логопедов. | Обмен опытом, презентации на тему семинаров | Ежегодно |
Распространение логопедических знаний. | Оформление логопедического уголка (стендов) на тему: « Советы логопеда о преодолении дефектов в устной и письменной речи», «Я могу красиво говорить» и т.п. Организация и проведение с учащимися начальных классов логопедических игр, КВН, викторин и т.п. Публикации в среде Интернет. Консультации для родителей, учителей и воспитателей. | Ежегодно В течение года |
Отчёт по самообразованию | Составить отчёт о проделанной работе | Ежегодно май |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План профессионального самообразования учителя – логопеда
1. Подбор и изучение литературы по теме.2. Подготовка методического материала.3.Педагогическая диагностика.4. Подготовка дидактического материала.5.Адаптация методического материала с учетом индивидуа...
План самообразования учителя-логопеда на 2017-2022
Самообразование - это неотъемлемая часть педагогической деятельности,потому что учитель является не только носителем занаий, но и личным примером. План самообразования организует, дисциплинирует и мот...
Индивидуальный план по самообразованию учителя-логопеда КОУ СШ-д/с Пьяновой Галины Викторовны
Логопедическая работа по формированию и коррекции навыка чтения в коррекционной школе с учащимися с тяжёлыми нарушениями речи характеризуется большой спецификой, которая обусловлена особенностями...
План профессионального самообразования учителя – логопеда
Главная роль в реализации целей и задач, стоящих перед начальной школой, принадлежит изучению родного языка.В современной школе важнейшая задача обучения русскому языку младших школьников - формирован...
Самообразование учителя – логопеда Щеблевской Е.Е.
Проблема, над которой работает педагог....
Программы самообразования учителя логопеда МБОУ ППМС "ЦДиК"
Программы самообразования учителя логопеда МБОУ ППМС "ЦДиК"...
План самообразования учителя-логопеда, реализующего адаптированную образовательную программу для обучающихся с ТМНР, в том числе с расстройством аутистического спектра
Самообразование учителя затрагивающий все стороны личности как ПЕДАГОГА, реализующего адаптированнную образовательную программу для ТМНР (в т.ч. РАС)...