План самообразования учителя-логопеда на 2017-2022
календарно-тематическое планирование по логопедии (1, 2, 3 класс) по теме

Хабибуллина Ольга Дмитриевна

Самообразование - это неотъемлемая часть педагогической деятельности,потому что учитель является не только носителем занаий, но и личным примером. План самообразования организует, дисциплинирует и мотивирует педагогическую деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_samoobrazovaniya_na_2017-2022_uch.g.docx22.97 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА

НА 2017 – 2022 УЧЕБНЫЙ ГОД

  1. Ф.И.О. педагога:  Хабибуллина Ольга Дмитриевна
  2. Образование:  высшее
  3. Должность: учитель-логопед
  4. Тема самообразования: «Профилактика дисграфии у младших школьников».
  5. Цель: осуществлять своевременную отработку технологии речи и коррекции нарушений письменной речи.
  6. Задачи:

- изучить и внедрить в коррекционно-логопедическую работу  различные методики по преодолению нарушений письменной речи;

- проведения логопедического обследования у учащихся начальных классов;

- преодоления  нарушений звукопроизношения;

- коррекция нарушений письменной речи;

- развития фонематического восприятия, фонематического слуха, звукового анализа и синтеза;

- развитие лексико-грамматического строя речи;

- обогащение словарного запаса;

- развитие связной речи.

 5. Основные этапы работы:

1 этап. Поиск и составление списка литературы по теме самообразования:

1. Ястребова А.В., Бессонова Т.П., Инструктивно - методическое письмо «О работе учителя - логопеда при общеобразовательной школе (Основные направления формирования предпосылок к продуктивному усвоению программы обучения родному языку у детей с речевой патологией)». Москва, 1996 г.

2. Акименко В.М. Новые логопедические технологии: учебно - методическое пособие. - Ростов н./Д, 2008 г.

3.Яцель О.С. Коррекция оптической дисграфии у младших школьников.Конспекты логопедических занятий, Москва, 2015

4. Поваляева М.А. Профилактика и коррекция нарушений письменной речи: качество образования: учебное пособие. - Ростов н./Д, 2006 г.

5. Суслова О.В. Пособие «Комплекс упражнений по профилактике дисграфии у младших школьников« предназначено для логопедов и родителей. Возможно применение упражнений в домашней и школьной работе с детьми 1-4 классов по предупреждению ошибок, связанных с нарушением языкового анализа и синтеза, оптических и аграмматических ошибок, Санкт Петербург
6. Барсукова Л.А Логопедия для учителей, психологов, родителей. / Ростов н./Д, 2010 г.

2 этап. Изучение выбранной проблемы с позиции теории и передовой практики:

В современном мире для успешного обучения в школе, в условиях модернизации начального образования и его перехода на новые федеральные государственные стандарты, главным направлением является формирование полноценной личности младшего школьника, где ведущее значение принадлежит своевременному овладению правильной речью. Хорошо развитая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче высказывать ему свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Но к сожалению, в последнее время наблюдается рост числа детей, имеющих различные нарушения устной речи, затрудняющие овладение правильным чтением и грамотным письмом, одна из распространенных причин неуспеваемости учащихся начальных классов. Согласно статистике количество речевых нарушений в последнее время имеет тенденцию к увеличению. Поэтому так важно заботиться о формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные дефекты, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм языка.

3 этап. Оптимальность и эффективность средств:

        Развитие мелкой моторики рук, формирования правильного произношения,   коррекция устной и письменной речи в целом, осуществляется на специально организованных логопедических занятиях. В их подготовке и проведении, для достижения максимальной эффективности необходимо:

 - сформулировать тему и цель занятия;

 - определить этапы занятия, их взаимозависимость и последовательность; постепенно усложнять лексический материал; разнообразить занятие при помощи игр и игровых приемов; учитывать зону  ближайшего развития ребенка;

- осуществлять дифференцированный подход к каждому ребенку с учетом структуры речевого дефекта, возрастных и индивидуальных особенностей;

 -кратко и четко формулировать инструкции, даваемые детям;

 - использовать различный методический и дидактический материал;

- создавать положительный эмоциональный фон занятия.

        Для развития мелкой моторики  использовать разные приемы и методы:

- массаж кистей, в том числе пальцев;

- пальчиковая гимнастика, вместе с чтением  народных стихов, скороговорок;

- дидактические игры: мозаика, пазлы, конструктор;

- трафареты, шаблоны, лепка из пластилина, рисование на песке, шнуровка, штриховка (при закреплении букв);

- театр рукавички;

- графические диктанты, рисование, вырезание, работа с бумагой,  нанизывание бусинок, пуговиц.

4 этап. Результативность.

                В результате систематической работы добиваться положительных продвижений в устной и письменной речи у учащихся младших классов. Выработать  хороший нажим на письме, меньше специфических ошибок в диктантах, обогатить словарный запас. Результативность подтвердить положительной динамикой в развитии устной речи.

5 этап. Пропаганда логопедических знаний:

Консультации, выступления на методическом объединении воспитателей ДОУ и учителей начальных классов, изготовление логопедических рекомендаций, участвовать в республиканских, региональных, муниципальных семинарах логопедов и психологов.

ПЛАН  РАБОТЫ

Изучение современной литературы по теме самообразования. Обзор информации в интернете по изучаемой теме.

Обобщение знаний по специальной литературе.

2017-2022

Изучить методическую литературу по теме «Коррекция звукопроизношения у детей с тяжелыми нарушениями».

Проводить консультации по коррекции звукопроизношения у школьников.

2017-2022

Изучить новые методы и приемы по развитию лексико - грамматического строя речи и обогащению словарного запаса

Приобрести дидактический материал по теме «Коррекция оптической дисграфии», «Учусь работать со словом», «Учусь работать с текстом» и т.п.

2017-2022

Использовать в работе компьютерные презентации по лексическим темам в процессе коррекции письменной речи.

Продолжить разработку компьютерных презентаций

Ежегодно

сентябрь-май

Широко применять ресурсы Интернет для ознакомления с опытом коллег и внедрения инновационных технологий

Изучить массаж кистей, пальчиковые гимнастики

В течение учебного

года

Посещение методического объединения учителей начальных классов.

Выступления с докладом:

«Профилактика дисграфии», «Использование ИКТ в логопедической работе»,

«Шкатулка эмоций», «Веселый и непослушный язычок» и т.д.

Ежегодно (октябрь/ноябрь – март/апрель)

Посещение методического объединения воспитателей ДОУ.

Обмен опытом:

«Артикуляционная гимнастика» «Закрепление поставленных звуков», «Логопедическое сопровождение детей с ограниченными возможностями», «Достоинства развития мелкой моторики для коррекции речевых нарушений»

Ежегодно (декабрь –апрель)

Посещение муниципальных и региональных семинаров учителей - логопедов.

Обмен опытом, презентации на тему семинаров

Ежегодно

Распространение логопедических знаний.

Оформление логопедического уголка (стендов) на тему:            « Советы  логопеда о преодолении  дефектов в устной и письменной речи», «Я могу красиво говорить» и т.п.

Организация и проведение  с учащимися начальных классов логопедических игр, КВН, викторин и т.п.

Публикации  в среде Интернет. Консультации для родителей, учителей и воспитателей.

Ежегодно

В течение года

Отчёт по самообразованию

Составить отчёт о проделанной работе

Ежегодно

май


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План профессионального самообразования учителя – логопеда

1. Подбор и изучение литературы по теме.2. Подготовка методического материала.3.Педагогическая диагностика.4. Подготовка дидактического материала.5.Адаптация методического материала с учетом индивидуа...

Индивидуальный план по самообразованию учителя-логопеда КОУ СШ-д/с Пьяновой Галины Викторовны

Логопедическая работа по формированию и коррекции навыка чтения в коррекционной школе с учащимися с тяжёлыми нарушениями речи характеризуется большой спецификой, которая обусловлена особенностями...

План профессионального самообразования учителя – логопеда

Главная роль в реализации целей и задач, стоящих перед начальной школой, принадлежит изучению родного языка.В современной школе важнейшая задача обучения русскому языку младших школьников - формирован...

План самообразования учителя-логопеда

Тема: «Инновационные формы взаимодействия с родителями, способствующие установлению партнерских отношений и объединению усилий в речевом развитии детей с ОВЗ»Актуальность выбранной темы: ...

План самообразования учителя-логопеда, реализующего адаптированную образовательную программу для обучающихся с ТМНР, в том числе с расстройством аутистического спектра

Самообразование учителя затрагивающий все  стороны личности как ПЕДАГОГА, реализующего адаптированнную образовательную программу для ТМНР (в т.ч. РАС)...

план самообразования учителя - логопеда

план самообразования учителя - логопеда...

План самообразования учителя-логопеда "Развитие речевого дыхания у детей с ОВЗ"

План самообразования учителя-логопедаПлан самообразования учителя-логопеда "Развитие речевого дыхания у детей с ОВЗ"...