Технологическая карта коррекционного логопедического занятия Тема «Обозначение мягкости согласных посредством буквы Ь (мягкий знак)» для обучающихся 4 класса
план-конспект занятия по логопедии (4 класс)

Пискунова Ирина Анатольевна

Цель: закрепление знаний о значении мягкого знака для обозначения мягкости согласных на письме в конце и середине слов

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- закрепление умения распознавать в слове мягкие согласные звуки;
- закреплять умение обозначать мягкость согласных на письме при помощи мягкого знака;

- закрепление навыка звукового анализа и синтеза.

Коррекционно-развивающие:

- развитие фонематического слуха и восприятия;
- развитие  артикуляционной мелкой моторики ;

-  развитие внимания, памяти, мышления.
Коррекционно-воспитательные:

- формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности;

- воспитание усидчивости, аккуратности, умения сосредоточиться.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_myagkiy_znak_4_klass.docx61.23 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа № 7, осуществляющая деятельность

по адаптированным основным образовательным программам»

Технологическая карта

коррекционного логопедического занятия

Тема «Обозначение мягкости согласных посредством буквы Ь (мягкий знак)»

для обучающихся 4 класса

Составила и провела: учитель-логопед

высшей квалификационной категории –

Пискунова И.А.

г. Сергиев Посад, 2020

Цели и задачи

деятельности

педагога

Цель: закрепление знаний о значении мягкого знака для обозначения мягкости согласных на письме в конце и середине слов

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- закрепление умения распознавать в слове мягкие согласные звуки;
- закреплять умение обозначать мягкость согласных на письме при помощи мягкого знака;

- закрепление навыка звукового анализа и синтеза.

Коррекционно-развивающие:

- развитие фонематического слуха и восприятия;
- развитие  артикуляционной мелкой моторики ;

-  развитие внимания, памяти, мышления.
Коррекционно-воспитательные:

- формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности;

- воспитание усидчивости, аккуратности, умения сосредоточиться.

Тип урока

Групповое коррекционное логопедическое занятие развивающего контроля с использованием интерактивного стола и мультимедийной презентации

Планируемые

образовательные

результаты

Предметные умения:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- развитие умения обозначать мягкость согласных на письме с помощью буквы Ь знак;

- развитие умения участвовать в беседе на тему, близкую к личному опыту обучающегося.

Базовые учебные действия:

- развитие активного произвольного внимания к речи, совершенствование умения вслушиваться в обращенную речь, понимать ее содержание;

- развитие умения выполнять инструкции педагога;

- развитие умения выполнять последовательность необходимых операций (письменной и устной).

Личностные: 

- умение работать самостоятельно и в команде;

- овладение навыками сотрудничества с педагогом и сверстниками.

Методы и формы

обучения

Объяснительно-иллюстративный, практический; индивидуальная, фронтальная, работа в группе.

Межпредметные

связи

 Чтение, русский язык, психомоторика  

Используемые технологии

- технология уровневой дифференциации;

- активные методы обучения;

- игровая технология;

 - технология ИКТ.

Наглядно-

демонстрационный

материал

Презентация, зеркала, карточки с заданиями, картинки,

Оборудование

Компьютер и медиа проектор, презентация, жетоны-звездочки трех  цветов(красный, желтый и зеленый)

Термины и понятия

Мягкий знак, мягкие согласные

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КОРРЕКЦИОННОГО ЗАНЯТИЯ

п/п

Этапы

занятия

Организация

этапа,

оборудование

Основное содержание

Время проведения

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1 мин

Организационный -

АМО «Рифмованное начало урока»

Звенит звонок на начало урока

Прозвенел звонок для нас.

Все зашли спокойно в класс.

Отдых наш кончается,

Работа начинается.

Усердно будем мы трудиться,

Чтобы чему-то научиться

Обучающиеся стоят перед партами

I

1.

1 мин

Психогимнастика -

АМО «Круг дружбы»

Здравствуйте ребята и гости. Сегодня на занятии мы продолжаем путешествовать по миру звуков и букв

Сегодня у нас необычный урок, к нам пришли гости

Поздоровайтесь с гостями,
Улыбнитесь всем вокруг,

Руку дайте другу слева

И скорее встаньте в круг.

А теперь соседу справа

Мячик ты передавай.

Друг друга называй по имени

И дня доброго желай.

Приветствуют улыбкой гостей, встают в круг, называю сове имя, передавая мячик и желают доброго дня

4 мин

Мотивационный – ИКТ технологии

Работа с интерактивным столом

Задание  «Собери картинку»

Сегодня мы с вами отправимся в небольшое путешествие, оно будет непростым, так как вам придется выполнять различные задание.

И, если вы правильно выполните задание, то получите звездочку.

Перед вами разрезанная на части картинка, надо ее быстро и правильно собрать.

Молодцы, хорошо справились с заданием,

получайте звездочку, которую вы скалывайте в себя на столе .

А сейчас за парту сели.

Друг на друга посмотрели.

Готовы к выполнению следующего задания?

Молодцы!

Обучающиеся подходят к мультимедийному столу и встают парами

Обучающиеся парами собирают из пазл (12 штук) интерактивную картинку «Пингвины на льдине»

Получают звездочку, садятся на свои рабочие места

2.

3 мин

Целеполагание, мотивация

Артикуляционная гимнастика с индивидуальными зеркалами для:

- бровей

-щек

-языка

-губ

Ребята, вы удивились, когда увидели пингвинов, покажите бровями «Удивление», а теперь бровями «Нахмурились».

Щеки надули, затем втянули.

Сделали язык плоским, а теперь попробовали языком дотянуться до носа.

Вытянули губы трубочкой, а потом улыбнулись.

Получите еще одну звездочку

Молодцы, ребята, а на чем плыли пингвины?

Правильно, на льдине.

Обучающиеся выполняют упражнения по подражанию

Получают звездочку

Картинка «Льдина»

вывешивается на доску

3.

2 мин

Целеполагание, мотивация

Дыхательная гимнастика

А теперь давайте отправим нашу льдинку в путь по морю.

Сделаем глубокий вдох и постарайтесь одним выдохом подуть на льдинку.

А теперь представим, что льдинок много.

Сделайте глубокий вдох и дуйте маленькими порциями воздуха.

Хорошо справились с задание, вот мы и отправились в путешествие.

Получите звездочку

Выполняют упражнения на дыхание

Получают звездочку

4.

1 мин

Определение темы занятия

Просмотр видеосюжет - белый медведь и тюлени

Сообщается тема Мягкий знак в словах (в конце и середине слов)

Ребята, посмотрите, а кто это нам плывет навстречу по морю.

Правильно, белый медведь и тюлени.

На доску рядом с картинкой льдина вывешиваются две картинки: медведь и тюлень.

Ребята, а что общего есть в названиях картинок, которые вы видите на доске (льдина, медведь, тюлень).

Правильно, во всех словах есть мягкий знак.

Итак, сегодня мы с Вами повторим все о мягком знаке.

Мягкий знак – хитрый знак,

Не произносится никак.

Он не произносится,

А в слово часто просится.

Вывешивается правило: «Мягкий знак (Ь) в конце и середине слова обозначает мягкость согласного на письме»

Смотрят видео, отвечают на вопросы

Пытаются сформулировать тему урока,

получают звездочку

Определяют цели и задачи занятия

II

1.

2 мин

Физкультминутка

Если услышите слово с Ь знаком на конце, то поднимите руки вверх,

если с Ь знаком середине слова, то разведите руки в сторону

 А сейчас, ребята, мы с Вами немного разомнемся. Встали, внимательно слушаем слова.

Слова: лось, польза, дождь, пальто, цель, даль, сильный, пальма.

Молодцы

Выполняют упражнения в соответствии со инструкцией педагога  и получают звездочку

2.

8 мин

Освоение

материала по теме «Обозначение мягкости согласных посредством буквы Ь»

Развитие фонематического слуха и внимания

Образуй новые слова – словообразование

Работа над словарем.

Слова на доске.

  1. «Послушай, запомни, повтори»:

- день, тень, деньки

- пень, мель, пеньки

- пыль, уголь, угольки

- хорь, корь, коньки и т.д.

  1.  «Спрячь мягкий знак в середину»

Прочитай слова в первом столбике про себя, соедини их со второй частью слов из второго столбика, прочитай новые слов вслух:

День                            ной

Сталь                          ный

Пыль                           ки

Даль                            ница

Житель                       ний

Ель                              кать

Мель                           сот

Семь                            ник

Объясните значение слов: ельник, мелькать

Обучающиеся повторяют ряды слов

и получают звездочки к доске

Выполняют задание на карточках, соединяя стрелками, проверяют, получают звездочку

Объясняют значение слов и составляют устно предложение

3.

1 мин

Развитие мелкой моторики – кинезиологические упражнения

 

Чтоб составить «мягкий знак»,

Нужно правый сжать кулак,

Ну а левый – распрямить

И друг к другу приложить.  

Обучающиеся выполняют упражнения и получают еще звездочку

(Повторяют это упражнение несколько раз).

4.

1 мин

Закрепление зрительного образа буквы Ь знак

Найдите букву Ь знак и обведите ее зеленой ручкой

https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/628690/img1.jpg

Выполняют задание на карточках, получают звездочку

5.

8 мин

Работа в тетрадях

Задание «Вставь, где нужно в слова мягкий знак»

Пока мы с вами плавали по морю наш «Мягкий знак утонул», помогите вставить в слова, там, где это нужно, мягкий знак.

Мы сели на корабл.. и поплыли по морю. Увидели, как огром..ный белый медвед…  ловит рыбу. А мор..ской тюлен.. лежит на л..дине целый ден… В воде  мел…кали рыбы.

Молодцы, ребята

Обучающиеся записывают число, тему урока и выполняют задание по на доске, записывают в тетрадь.

Получают звездочку

6.

1 мин

Зрительная гимнастика «Морские обитатели»

А сейчас, ребята, вам надо будет проследить глазами за жителями моря, по которому мы с вами сегодня путешествуем.

Выполняют зрительную гимнастику

7.

3 мин

Чтение стихотворения

«Что такое мягкий знак»

Мягкий Знак.
Не любит споров он и драк.
Он всем старается помочь.
Он в слове "мать",и в слове"дочь",
Чтоб никого не огорчить,
Он всё старается смягчить:
Отрежь-отрежьте!
Поешь-поешьте!
Так мягко просит Мягкий Знак,
Что отказать нельзя никак.

Обучающиеся читают стихотворение, после прочтения учителем хором

Получают звездочку

III.  

Итог занятия

4 мин

  • Рефлексия

Вот наше путешествие и подошло  к концу. Я вас благодарю. Мне очень понравилось, как Вы отвечали на занятии. Всем спасибо за работу.

А сейчас оцените свою работу на уроке.

За  выполненные задания вы получали звездочки разных цветов: красный, желтый и зеленый.

Если вам все удалось, выберите зеленую звездочку  и прикрепите ее к доске, если были сложности, но вы с ними справились, то выберите желтую звездочку, если было очень трудно, то красную.

Обучающиеся оценивают урок с помощью полученных во время выполнения занятия  звездочек и прикрепляют их к доске


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Обозначение мягкости согласных гласными буквами и мягким знаком"

Урок по теме "Обозначение мягкости согласлых букв гласными буквами и мягким знаком" приурчен к Всероссийскому дню Здоровья. Подходит к любому УМК...

Конспект урока русского языка по теме "Твёрдые и мягкие согласные. Обозначение мягкости согласных гласными буквами".

Данная разработка урока применяется во 2 классе по системе Л.В. Занкова. Здесь во время путешествия дети учатся находить  мягкие и твёрдые согласные звуки, которые обозначаются гласными буквами и...

обозначение мягкости согласных посредством гласных второго ряда

В данной разработке много дидактического материала для дифференцировки согласных по твердости-мягкости...

Конспект логопедического занятия «Обозначение мягкости согласных звуков буквами е, ё, ю, я»

Представленный материал может быть использован учителями-логопедами и учителями начальных классов для отработки темы: "Способы смягчения согласных звуков на письме"...

Обозначение мягкости согласных звуков буквами е, ё, ю, и, я. Мягкий знак в конце слова.

Данный конспект урока будет полезен учителям начальных классов....