Технологическая карта коррекционного логопедического занятия Тема «Обозначение мягкости согласных посредством буквы Ь (мягкий знак)» для обучающихся 4 класса
план-конспект занятия по логопедии (4 класс)
Цель: закрепление знаний о значении мягкого знака для обозначения мягкости согласных на письме в конце и середине слов
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- закрепление умения распознавать в слове мягкие согласные звуки;
- закреплять умение обозначать мягкость согласных на письме при помощи мягкого знака;
- закрепление навыка звукового анализа и синтеза.
Коррекционно-развивающие:
- развитие фонематического слуха и восприятия;
- развитие артикуляционной мелкой моторики ;
- развитие внимания, памяти, мышления.
Коррекционно-воспитательные:
- формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности;
- воспитание усидчивости, аккуратности, умения сосредоточиться.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_myagkiy_znak_4_klass.docx | 61.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа № 7, осуществляющая деятельность
по адаптированным основным образовательным программам»
Технологическая карта
коррекционного логопедического занятия
Тема «Обозначение мягкости согласных посредством буквы Ь (мягкий знак)»
для обучающихся 4 класса
Составила и провела: учитель-логопед
высшей квалификационной категории –
Пискунова И.А.
г. Сергиев Посад, 2020
Цели и задачи деятельности педагога | Цель: закрепление знаний о значении мягкого знака для обозначения мягкости согласных на письме в конце и середине слов Задачи: Коррекционно-образовательные: - закрепление умения распознавать в слове мягкие согласные звуки; - закрепление навыка звукового анализа и синтеза. Коррекционно-развивающие: - развитие фонематического слуха и восприятия; - развитие внимания, памяти, мышления. - формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности; - воспитание усидчивости, аккуратности, умения сосредоточиться. |
Тип урока | Групповое коррекционное логопедическое занятие развивающего контроля с использованием интерактивного стола и мультимедийной презентации |
Планируемые образовательные результаты | Предметные умения: - принимать и сохранять учебную задачу; - развитие умения обозначать мягкость согласных на письме с помощью буквы Ь знак; - развитие умения участвовать в беседе на тему, близкую к личному опыту обучающегося. Базовые учебные действия: - развитие активного произвольного внимания к речи, совершенствование умения вслушиваться в обращенную речь, понимать ее содержание; - развитие умения выполнять инструкции педагога; - развитие умения выполнять последовательность необходимых операций (письменной и устной). Личностные: - умение работать самостоятельно и в команде; - овладение навыками сотрудничества с педагогом и сверстниками. |
Методы и формы обучения | Объяснительно-иллюстративный, практический; индивидуальная, фронтальная, работа в группе. |
Межпредметные связи | Чтение, русский язык, психомоторика |
Используемые технологии | - технология уровневой дифференциации; - активные методы обучения; - игровая технология; - технология ИКТ. |
Наглядно- демонстрационный материал | Презентация, зеркала, карточки с заданиями, картинки, |
Оборудование | Компьютер и медиа проектор, презентация, жетоны-звездочки трех цветов(красный, желтый и зеленый) |
Термины и понятия | Мягкий знак, мягкие согласные |
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КОРРЕКЦИОННОГО ЗАНЯТИЯ
№ п/п | Этапы занятия | Организация этапа, оборудование | Основное содержание | ||
Время проведения | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | |||
1 мин | Организационный - АМО «Рифмованное начало урока» | Звенит звонок на начало урока | Прозвенел звонок для нас. Все зашли спокойно в класс. Отдых наш кончается, Работа начинается. Усердно будем мы трудиться, Чтобы чему-то научиться | Обучающиеся стоят перед партами | |
I 1. | 1 мин | Психогимнастика - АМО «Круг дружбы» | Здравствуйте ребята и гости. Сегодня на занятии мы продолжаем путешествовать по миру звуков и букв | Сегодня у нас необычный урок, к нам пришли гости Поздоровайтесь с гостями, Руку дайте другу слева И скорее встаньте в круг. А теперь соседу справа Мячик ты передавай. Друг друга называй по имени И дня доброго желай. | Приветствуют улыбкой гостей, встают в круг, называю сове имя, передавая мячик и желают доброго дня |
4 мин | Мотивационный – ИКТ технологии | Работа с интерактивным столом Задание «Собери картинку» | Сегодня мы с вами отправимся в небольшое путешествие, оно будет непростым, так как вам придется выполнять различные задание. И, если вы правильно выполните задание, то получите звездочку. Перед вами разрезанная на части картинка, надо ее быстро и правильно собрать. Молодцы, хорошо справились с заданием, получайте звездочку, которую вы скалывайте в себя на столе . А сейчас за парту сели. Друг на друга посмотрели. Готовы к выполнению следующего задания? Молодцы! | Обучающиеся подходят к мультимедийному столу и встают парами Обучающиеся парами собирают из пазл (12 штук) интерактивную картинку «Пингвины на льдине» Получают звездочку, садятся на свои рабочие места | |
2. | 3 мин | Целеполагание, мотивация | Артикуляционная гимнастика с индивидуальными зеркалами для: - бровей -щек -языка -губ | Ребята, вы удивились, когда увидели пингвинов, покажите бровями «Удивление», а теперь бровями «Нахмурились». Щеки надули, затем втянули. Сделали язык плоским, а теперь попробовали языком дотянуться до носа. Вытянули губы трубочкой, а потом улыбнулись. Получите еще одну звездочку Молодцы, ребята, а на чем плыли пингвины? Правильно, на льдине. | Обучающиеся выполняют упражнения по подражанию Получают звездочку Картинка «Льдина» вывешивается на доску |
3. | 2 мин | Целеполагание, мотивация | Дыхательная гимнастика | А теперь давайте отправим нашу льдинку в путь по морю. Сделаем глубокий вдох и постарайтесь одним выдохом подуть на льдинку. А теперь представим, что льдинок много. Сделайте глубокий вдох и дуйте маленькими порциями воздуха. Хорошо справились с задание, вот мы и отправились в путешествие. Получите звездочку | Выполняют упражнения на дыхание Получают звездочку |
4. | 1 мин | Определение темы занятия | Просмотр видеосюжет - белый медведь и тюлени Сообщается тема Мягкий знак в словах (в конце и середине слов) | Ребята, посмотрите, а кто это нам плывет навстречу по морю. Правильно, белый медведь и тюлени. На доску рядом с картинкой льдина вывешиваются две картинки: медведь и тюлень. Ребята, а что общего есть в названиях картинок, которые вы видите на доске (льдина, медведь, тюлень). Правильно, во всех словах есть мягкий знак. Итак, сегодня мы с Вами повторим все о мягком знаке. Мягкий знак – хитрый знак, Не произносится никак. Он не произносится, А в слово часто просится. Вывешивается правило: «Мягкий знак (Ь) в конце и середине слова обозначает мягкость согласного на письме» | Смотрят видео, отвечают на вопросы Пытаются сформулировать тему урока, получают звездочку Определяют цели и задачи занятия |
II 1. | 2 мин | Физкультминутка | Если услышите слово с Ь знаком на конце, то поднимите руки вверх, если с Ь знаком середине слова, то разведите руки в сторону | А сейчас, ребята, мы с Вами немного разомнемся. Встали, внимательно слушаем слова. Слова: лось, польза, дождь, пальто, цель, даль, сильный, пальма. Молодцы | Выполняют упражнения в соответствии со инструкцией педагога и получают звездочку |
2. | 8 мин | Освоение материала по теме «Обозначение мягкости согласных посредством буквы Ь» | Развитие фонематического слуха и внимания Образуй новые слова – словообразование Работа над словарем. Слова на доске. |
- день, тень, деньки - пень, мель, пеньки - пыль, уголь, угольки - хорь, корь, коньки и т.д.
Прочитай слова в первом столбике про себя, соедини их со второй частью слов из второго столбика, прочитай новые слов вслух: День ной Сталь ный Пыль ки Даль ница Житель ний Ель кать Мель сот Семь ник Объясните значение слов: ельник, мелькать | Обучающиеся повторяют ряды слов и получают звездочки к доске Выполняют задание на карточках, соединяя стрелками, проверяют, получают звездочку Объясняют значение слов и составляют устно предложение |
3. | 1 мин | Развитие мелкой моторики – кинезиологические упражнения
| Чтоб составить «мягкий знак», Нужно правый сжать кулак, Ну а левый – распрямить И друг к другу приложить. | Обучающиеся выполняют упражнения и получают еще звездочку (Повторяют это упражнение несколько раз). | |
4. | 1 мин | Закрепление зрительного образа буквы Ь знак | Найдите букву Ь знак и обведите ее зеленой ручкой | Выполняют задание на карточках, получают звездочку | |
5. | 8 мин | Работа в тетрадях | Задание «Вставь, где нужно в слова мягкий знак» | Пока мы с вами плавали по морю наш «Мягкий знак утонул», помогите вставить в слова, там, где это нужно, мягкий знак. Мы сели на корабл.. и поплыли по морю. Увидели, как огром..ный белый медвед… ловит рыбу. А мор..ской тюлен.. лежит на л..дине целый ден… В воде мел…кали рыбы. Молодцы, ребята | Обучающиеся записывают число, тему урока и выполняют задание по на доске, записывают в тетрадь. Получают звездочку |
6. | 1 мин | Зрительная гимнастика «Морские обитатели» | А сейчас, ребята, вам надо будет проследить глазами за жителями моря, по которому мы с вами сегодня путешествуем. | Выполняют зрительную гимнастику | |
7. | 3 мин | Чтение стихотворения | «Что такое мягкий знак» | Мягкий Знак. | Обучающиеся читают стихотворение, после прочтения учителем хором Получают звездочку |
III. | Итог занятия | ||||
4 мин |
| Вот наше путешествие и подошло к концу. Я вас благодарю. Мне очень понравилось, как Вы отвечали на занятии. Всем спасибо за работу. А сейчас оцените свою работу на уроке. За выполненные задания вы получали звездочки разных цветов: красный, желтый и зеленый. Если вам все удалось, выберите зеленую звездочку и прикрепите ее к доске, если были сложности, но вы с ними справились, то выберите желтую звездочку, если было очень трудно, то красную. | Обучающиеся оценивают урок с помощью полученных во время выполнения занятия звездочек и прикрепляют их к доске |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Обозначение мягкости согласных гласными буквами и мягким знаком"
Урок по теме "Обозначение мягкости согласлых букв гласными буквами и мягким знаком" приурчен к Всероссийскому дню Здоровья. Подходит к любому УМК...
Конспект урока русского языка по теме "Твёрдые и мягкие согласные. Обозначение мягкости согласных гласными буквами".
Данная разработка урока применяется во 2 классе по системе Л.В. Занкова. Здесь во время путешествия дети учатся находить мягкие и твёрдые согласные звуки, которые обозначаются гласными буквами и...
обозначение мягкости согласных посредством гласных второго ряда
В данной разработке много дидактического материала для дифференцировки согласных по твердости-мягкости...
Конспект логопедического занятия «Обозначение мягкости согласных звуков буквами е, ё, ю, я»
Представленный материал может быть использован учителями-логопедами и учителями начальных классов для отработки темы: "Способы смягчения согласных звуков на письме"...
Обозначение мягкости согласных звуков буквами е, ё, ю, и, я. Мягкий знак в конце слова.
Данный конспект урока будет полезен учителям начальных классов....
Конспект занятия "Обозначение мягкости согласного посредством мягкого знака"
Обобщающее занятие в 3 классе....
Конспект урока русского языка 2 класс "Обозначение мягкости согласного звука буквами е,ё,ю,я, и, ь"
Конспект урока во 2 классе....