обозначение мягкости согласных посредством гласных второго ряда
план-конспект занятия по логопедии (2 класс) на тему
В данной разработке много дидактического материала для дифференцировки согласных по твердости-мягкости
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
logopedicheskoe_zanyatie_oboznachenie_myagkosti_soglasnykh_p.doc | 85.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Логопедическое занятие
«Обозначение мягкости согласных на письме
посредством гласных второго ряда»
-Развитие слуховой дифференцировки близких по звучанию фонем (по твердости – мягкости)
-учить обозначать на письме мягкость согласного звука с помощью гласных второго ряда
-развитие фонематического и слогового анализа и синтеза
-Развитие внимания, логического мышления, слухо-речевой памяти, эмоционально-волевой сферы.
- Организационный момент.
- Сегодня на занятии мы отправляемся в путешествие к МЯГКИМ И ТВЕРДЫМ СОГЛАСНЫМ.
Назовите мягкие согласные звуки. Назовите твёрдые согласные звуки. Чем они отличаются? Чем похожи?
- Чтение слогов. (По цепочке)
Па – пя – пья | Ва – вя – вья | Са – ся – сья | Ра – ря – рья | Ка – кя – кья |
Ро – рё – рьё | Лу – лю – лью | Мо – мё – мьё | Но – нё – ньё | По – пё – пьё |
Гу – гю – гью | Ру – рю – рью | Ту – тю – тью | Фу – фю – фью | Ву – вю – вью |
Дэ – де – дье | Нэ – не – нье | Пэ – пе – пье | Бэ – бе – бье | Зэ – зе – зье |
Бы – би – бьи | Мы – ми – мьи | Лы – ли – льи | Ды – ди – дьи | Вы – ви – вьи |
- Уточнение артикуляции гласных звуков, соотнесение сходных гласных букв.
Выделение гласных первого [а, о, у, э, ы] и второго ряда [я, ё, ю, е, и]
Обобщение роли гласных первого ряда (показывают, что предшествующий согласный твёрдый) и гласных второго ряда (показывают, что предшествующий согласный мягкий).
На основе чтения таблицы дети анализируют это и выводят правило.
- Запись слоговых цепочек с однократным прослушиванием.
ря – ра – рья | ла – ля – ла – лья |
мё – мьё – мо | би – бы – би – бьи |
Зью – зу – зю | вэ – ве – ве – вье |
Самостоятельное оценивание выполненной работы при повторном чтении цепочек логопедом.
- Хлопните в ладоши, если услышите, что первый согласный звук мягкий.
Лето, лопата, бинокль, дерево, тигр, робот, булка, самосвал, телеграмма, телохранитель, велосипедист, тыква, помидор, виноград.
- Игра «Поймай и измени» ( для игры нужен мячик) Логопед называет открытый слог, ребёнок повторяет его и изменяет в нём гласную на парную. [а – я, о – ё , у – ю, э – е, ы – и ] (Например: па – пя, вя – ва, мы – ми, и т.д.)
- Игра «Сыщик». Раскрасить те клеточки, в которых есть слова с мягким согласным.
кукуруза | кино | пар | барахло | сова | пенал | азбука | динозавр |
дом | липа | петух | дуб | пила | буква | куча | рога |
барабан | милиметр | репа | лиса | собака | бар | кроты | баран |
зима | завод | лицо | василёк | сорока | билеты | картина | копыта |
(Дети выполняют только часть задания, а оставшаяся часть - домашнее задание).
- Игра «Догадаюсь сам!» Вставь пропущенные буквы, подумай, какое слово в каждом столбике лишнее. Почему?
Раскрась клеточку с лишним словом цветным карандашом.
А- Я | О - Ё | У - Ю | Э - Е | Ы - И |
дестк | перекрстк | брндк | втр | шповнк |
девтк | напрстк | правлящий | мтль | будльнк |
птниц | иглчка | заведщий | скимо | холодльнк |
- Волшебный «диктант-обманщик»
Устно изменить слог так, чтоб первый гласный стал мягким. Записать изменённый слог в тетрадь.
Нос, лэс, рыс, выд, лук, пос, пать.
Устно изменить слог так, чтоб первый гласный стал твёрдым. Записать изменённый слог в тетрадь.
Рёт, лёб, дём, дим, пёт, кёт, кёвш.
- Игра «Я тоже буду учителем!» Исправь ошибку в слове. В каждом слове пропущена 1 буква. Допиши. Подумай, какое слово лишнее в каждой строчке.
Окнь, лягушк, карсь, щка. | Ббочка, стрекоз, мха, воробй. |
Берза, дб, ромшка, осна. | Втрник, зма, срда, птница. |
Золто, серебр, кирпч, желзо. | Холодльник, пистолт, пылесс, мсорубка. |
- Игра «Шифровальщик» Запиши числом, сколько букв в каждом слове.
Села кошка на окошко, | 4 5 2 6 |
Замурлыкала во сне. | 11 2 3 |
Что тебе приснилось, кошка? | 3 4 10 5 |
Расскажи скорее мне. | 8 6 3 |
- – К нам прилетели инопланетяне. Они не умеют говорить по- русски.Они понимают только гласные.
Прослушай стихотворение и запиши только гласные. Поставь ударение. Прочитай только гласные, соблюдая интонацию. Вспомни, какое было стихотворение.
Села кошка на окошко, | Еа оа а ооо |
Замурлыкала во сне. | Ауыаа о е |
Что тебе приснилось, кошка? | О ее иио оа |
Расскажи скорее мне. | Ааи оее е |
- Игра «Не ошибусь!»
Компот, бинокль, небо, зонтик. | Запиши только первый слог из каждого слова. | Комбинезон. |
Работа, картинка, закипела. | Запиши только второй слог из каждого слова. | Ботинки. |
Колбаса, переполох, сапоги. | Запиши только третий слог из каждого слова. | Сапоги. |
Какое слово лишнее? Почему?
Домашнее задание.
Прочитай. Исправь допущенные ошибки. Подумай, когда так говорят. Запиши правильно.
Повэсив нёс | ||
Нэ поклядая рюк | ||
Кяк снэг ня гёлёву | ||
Рюкой подять | ||
Ня скорюю рюку |
Внимательно прочитай предложения. Найди допущенные ошибки. Напиши предложения правильно.
Мелькнул лисый хвост. | |
Красыво поют жаворонки. | |
Витя получил посилку. | |
Шёл грыбной дождь. | |
Бусы состоят из бусынок. | |
Дыма надел пижаму. | |
Наступилы зимние холода. | |
Петя читял сказку. | |
Ребята делали зарадку. | |
Мальчики спратали шлапу. |
Вставь пропущенные буквы а или я. Пет читл скзку. Кол игрл в мчик. Лид и Кт игрли в пртки. Нд взла снки и пошл гулть. Фед покзл ребтм знчок. Тн вытирл трпкой пыль. Ребт потерли мчик. Люс шл рдом с ддей Всей. | Вставь пропущенные буквы о или ё. Кля ждт Сержу. Влдя пот веслую песню. У Алши нвые галши. У тти Алны есть галка. Мы идм в зпарк. Отец привз два вза дрв. Кшелк плжен на стл. На вервке висят мкрые пелнки. |
Вставь пропущенные буквы у или ю. Илша ведёт Лс за рк. Павлша ест клкв. Пет послали на почт. Надша лбит пироги с лком. Ол положили в коляск. Андрша потерял клчи. | Вставь пропущенные буквы ы или и. Мша любт сказк. У волка остре клк. Скоро будут весёле канкул. На арене грозно рчал тгр. В поле вросл васльк. Весной к нам прлетел птц. |
Домашнее задание.
Прочитайте и выпишите слова парами. Рад, мал, ряд, мял, лук, люк, был, ров, вёл, рёв, бил, вол. ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ Вставьте подходящие по смыслу слова в предложения. | |
Коля еще очень ……….. | Ученик …….. хорошей оценке. |
Вова …….. кусок глины. | Петя посадил …….. кустов. |
Зеленый ……… очень полезен. | Выкопали глубокий ……… |
Митя обошел открытый ……… | Из сарая слышен …….. коровы. |
……… – домашнее животное. | Мальчик ……… в театре. |
Володя ……… козу. | Яичко ………и не разбил. |
Вставь пропущенные буквы, прочитай стихотворение.
Есть мгкие звки и тврдые звук – |
Итог занятия
-Какую роль играют гласные первого ряда, если стоят после согласного?
Назовите все гласные первого ряда
-Какую роль играют гласные второго ряда, если стоят после согласного?
Назовите все гласные второго ряда
-Чем в произношении отличаются гласные первого и второго рядов?
-Какое задание вам больше всего понравилось на занятии?
-Всем спасибо за работу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка 1 классТема: «Обозначение мягкости согласных звуков гласными буквами»
Урок построен в режиме двигательной активности....
Обозначение мягкости согласных на письме посредством гласных второго ряда
Конспект открытого группового занятия в 1 классе школы для детей с тяжелыми нарушениями речи....
Конспект занятия "Обозначение мягкости согласного посредством мягкого знака"
Обобщающее занятие в 3 классе....
Технологическая карта к логопедическому занятию по теме "Обозначение мягкости согласных гласными второго ряда"
Уважаемые коллеги, представляю технологическую карту к открытому занятиюна тему "Обозначение мягкости согласных гласными второго ряда".В карте подробно расписаны планируемые результаты ...
Технологическая карта коррекционного логопедического занятия Тема «Обозначение мягкости согласных посредством буквы Ь (мягкий знак)» для обучающихся 4 класса
Цель: закрепление знаний о значении мягкого знака для обозначения мягкости согласных на письме в конце и середине словЗадачи: Коррекционно-образовательные: - закрепление умения распознавать в слове мя...
Обозначение мягкости согласных гласными второго ряда
Научить выделять мягкие согласные и гласные второго ряда, которые обозначают мягкость этих согласных в слове....