Обозначение мягкости согласных звуков буквами е, ё, ю, и, я. Мягкий знак в конце слова.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему
Данный конспект урока будет полезен учителям начальных классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk_2kl.doc | 84.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Русский язык
Система Л.В. Занкова
2 класс
Тема: Обозначение мягкости согласных звуков буквами е, ё, ю, и, я. Мягкий знак в конце слова.
Цель: организовать деятельность обучающихся по изучению обозначения мягкости согласных звуков.
Задачи:
1) обучающая – формировать умение распознавать твёрдые и мягкие согласные звуки; обозначать на письме мягкие и твердый согласные звуки;
2) развивающая – создать условия для развития орфографической зоркости, речи, внимания, фонематического слуха;
3) воспитывающая – содействовать воспитанию аккуратности при выполнении заданий.
Учебные материалы: учебник, тетрадь, наглядности.
Ход урока
Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Результат совместной деятельности |
1. Орг. момент 2. Актуализация знаний
3. Изучение нового материала 4. Итог 5. Домашнее задание. 6. Рефлексия. | -Здравствуйте. Меня зовут Людмила Сергеевна. Сегодня урок русского языка проведу у вас я. Присаживайтесь. Пальчиковая гимнастика. С ветки ягодки срываю И в лукошко собираю. Будет полное лукошко. Я попробую немножко. Я поем еще чуть-чуть Будет легким к дому путь. Чистописание. - Откройте тетради, запишите число. - Сегодня мы пропишем заглавную и строчную букву Я. (На доске Яя.) - Чем отличаются буквы? - Из скольки элементов состоит буква Я? - Верно, наклонная прямая с закруглением внизу влево, овал и наклонная прямая с закруглением внизу вправо. - Перед тем, как вы начнете прописывать букву, посмотрите как пишу ее я. Проследите внимательно за направлением руки. (Показ учителя.) - Ставлю ручку чуть выше нижней линии рабочей строки. Веду вниз, закругляю, веду вверх наклонную линию, не доводя до верхней линии рабочей строки веду влево и пишу овал, довожу до верхней линии рабочей строки возвращаюсь вниз, веду наклонную линию с закруглением внизу вправо. - Пропишите 4 пары букв Я. - Отложите ручки. Подготовка к восприятию. Упр. на внимание «Бабочка» (на доске бабочка, составленная из букв.) - Отгадайте загадку: Шевелились у цветка Все четыре лепестка. Я сорвать его хотел – Он вспорхнул и улетел. - Посмотрите на доску. К нам прилетела бабочка. Но она у нас не простая, а буквенная. Будьте внимательны и найдите все спрятанные буквы! - На какие группы можно разделить эти буквы? - Назовите гласные. - Назовите согласные. - Какие буквы можно объединить среди согласных? - А среди гласных? - Запишите в следующей строчки безотрывно согласные буквы, а затем гласные. (Показ учителя.) Работа по ленте букв. - Сколько букв в алфавите? - На какие большие группы делятся все букв? - Чем отличается гласный звук от согласного? - Что вы знаете о гласных звуках? - Что знаете о согласных звуках? - Назовите буквы, которые не обозначают звуки. Сообщение темы. - Сегодня на уроке мы будем говорить о буквах, которые обозначают мягкость согласных звуков. Словарная работа. - Отгадайте загадки: Сам алый, сахарный, Кафтан зелёный, бархатный. - Запишите слово с новой строчки, с красной строки, с большой буквы. Поставьте запятую. - Следующая загадка: Русская красавица Стоит на поляне, В зеленой кофточке, В белом сарафане. - Запишите слово отгадку. - Ну и последняя загадка: Что за мальчишка в сером армячишке, По дворам шныряет, крошки собирает? - Запишите слово отгадку. Поставьте точку. - А теперь с помощью двух цветов синего и зеленого, зажгите фонарики под словами. Зажгите синие фонарики под всеми твердыми согласными звуками, а зеленые – под всеми мягкими согласными. - Найдите лишнее слово. - Почему оно лишнее? - Какие гласные буквы обозначают мягкость согласного звука? Работа по учебнику. - Откройте учебнике на стр. 60. Найдите упражнение под номером 107. - Прочитайте задание. - Что нужно сделать? - Прочитайте второе задание. - Записываем номер упр. - Списываем стихотворение самостоятельно. Списываем столбиком, с красной строки, с большой буквы. Автора записываем под стихотворением чуть правее. - Кто спишет, выполняет второе задание. Зажигает зеленые фонарики. Проверка. - Читаем первую строчку. - Есть в первом слове мягкий согласный звук? - Во втором слове? - В третьем? - Читаем вторую строчку. - В каком слове есть мягкий согласный звук? - Читаем третью строчку и т.д. - Повторим, какими гласными буквами обозначается мягкость согласного звука. - Скажите, а мягкость согласных звуков обозначается только этими буквами? - Вот сейчас мы с вами проверим, правы вы или нет. Прочитаем правило на стр.60. - Какой же буквой еще обозначается мягкость согласного звука? Физкультминутка. Вы, наверное, устали? Ну, тогда все дружно встали. Ножками потопали, Ручками похлопали, Покружились, повертелись И за парты все уселись. Глазки крепко закрываем, Дружно до пяти считаем, Открываем, поморгаем И работать продолжаем. - Сейчас мы поговорим о Ь. - Что вы знаете про Ь? - Найдите упражнение под номером 109 на стр. 61. - Как превратить слово мел – в мелкое место? - Чем отличаются? - Запишем номер упражнения в тетрадь и пару слов МЕЛ – МЕЛЬ. Зажгите фонарики под мягкими согласными звуками. - Угол превратить в топливо. - Запишите пару слов УГОЛ – УГОЛЬ. Зажгите фонарики. - Шест – в число. - Запишите ШЕСТ – ШЕСТЬ. Зажгите фонарики. - Благодаря какой букве мы изменили слова? - Какой вывод мы можем сделать? Указывает ли Ь на мягкость согласного звука? - Найдите на стр.62 правило. Прочитайте. - Найдите и зачитайте, на что показывает Ь? - Найдите и зачитайте, после каких букв пишется Ь? - А сейчас проверим, как же вы усвоили эти правила. Я буду зачитывать слова, а вы если услышите в слове мягкий согласный звук, хлопните один раз в ладоши. - Перо, барабан, маляр, день, круг, люстра. - Есть стишок про наш итог. Буквы и, е, ё, ю, я – Их запомните, друзья! К ним добавьте Ь, Без него нельзя никак! И зарубите на носу, Что они смягчают звук! - Откройте дневник. Запишите д/з стр. 62 упр. №111, 112. - Вы отлично поработали сегодня, я очень рада за вас. А в награду, подготовила вам слово, но жук-буквоед съел половинки букв. Сможете догадаться, что здесь написано? | Приветствие. Присаживаются. Открывают тетради. - Размером. - 3. - Бабочка. - С, е, ц, м, з, о, ф, а, ю. - Гласные и согласные. - Е, о, ю, а. (На доску.) - С, ц, м, з, с. (На доску.) - С, з – парные. - А, о – придают твердость согласным звукам. - Ю, е – мягкость. - 33. - Гласные, согласные. - Не встречает препятствий. - Поются, обозначают мягкость и твердость согласных звуков. - Парные, твердые и мягкие, звонкие и глухие. - Ъ и Ь. - Арбуз. (На доску.) - Берёза. (На доску.) - Воробей. (На доску.) - Арбуз. - В нем нет мягкого согласного звука. - Е, Ё, Ю, Я, И. (На доску.) - Списать стихотворение. - Подчеркнуть буквы, обозначающие мягкие согласные буквы. - Ярко светит зорька. - Нет. - [в’]. - [р’]. - В небе голубом. - [н’]. - Е, Ё, Ю, Я, И. - Ь. (На доску.) - Не обозначает звука, дает мягкость согл. звука. - Мель. - На конце слова МЕЛ мы слышим твердый согласный звук, а в слове МЕЛЬ – мягкий. - Уголь. - Шесть. - Ь. - Да. - Согласный звук перед ним произносится мягко. - Пишется после согласного и вместе с ней обозначает мягкий согласный звук. - МОЛОДЦЫ. | Подготовились к работе на уроке. Готовность учащихся к активной учебной деятельности, наличие познавательного интереса. Усвоение и понимание нового материала. Самостоятельность обучающихся в добывании знаний и способов деятельности, наличие познавательного интереса. Самостоятельность обучающихся в выполнении заданий. Подведение итогов урока. Понимание и усвоение д/з. Выявление самочувствия на уроке. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по русскому языку по теме:"Обозначение мягкости согласных на письме мягким знаком. Мягкий знак на конце слов."
Конспект урока по рускому языку по теме: "Обозначение мягкости согласных на письме мягким знаком.Мягкий знак на конце слов"с презентацией. 1 класс...
Урок русского языка по теме: "Обозначение мягкости согласного звука буквами е,ё,ю,я"
УМК: «Развивающее обучение по системе .Л.В.Занкова»2. Предмет: русский язык3. Автор учебника: А.В.Полякова4. Класс: 1 класс 5. Тип урока: урок открытия новых знаний6. Тема: Обозначение мягкости согла...
Конспект логопедического занятия «Обозначение мягкости согласных звуков буквами е, ё, ю, я»
Представленный материал может быть использован учителями-логопедами и учителями начальных классов для отработки темы: "Способы смягчения согласных звуков на письме"...
Технологическая карта урока обучения грамоте в 1 классе "Буква мягкий знак в конце слова для обозначения мягкости согласного"
разработка урока русского языка (обучение грамоте) в 1 классе на тему " Буква Ь в конце слова "...
Конспект урока русского языка 2 класс "Обозначение мягкости согласного звука буквами е,ё,ю,я, и, ь"
Конспект урока во 2 классе....
Презентация по русскому языку "Обозначение мягкости согласного звука на конце и в середине слова буквой мягкий знак. Перенос слов с мягким знаком."
Презентация для учащихся 2 класса, любого УМКа...
Обозначение мягкости согласного звука на конце и в середине слова буквой мягкий знак. Перенос слов с мягким знаком.
Урок русского языка в 1 классе...