"Обозначение мягкости согласных гласными буквами и мягким знаком"
план-конспект урока (русский язык, 1 класс) по теме
Урок по теме "Обозначение мягкости согласлых букв гласными буквами и мягким знаком" приурчен к Всероссийскому дню Здоровья. Подходит к любому УМК
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.doc | 849 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования Администрации
Сергиево-Посадского муниципального района Московской области
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Хотьковская средняя общеобразовательная школа № 5»
Конспект
«Урок – проект
по русскому языку
в 1 классе
«Обозначение мягкости согласных звуков на письме гласными буквами и Ь.
День Здоровья»
УМК «Школа 2100»
(урок подойдёт к любому УМК»
Подготовила и провела
учитель I квалификационной категории
Сорк Маргарита Михайловна
Тема: «Обозначение мягкости согласных звуков на письме гласными буквами и Ь.
День Здоровья»
Цели:
Обучающая цель:
обобщить знания об обозначении на письме мягкости согласных букв
гласными буквами и мягким знаком;
продолжить работу с лентой букв;
Развивающая цель:
развивать умение видеть в словах «опасные» места;
повторить имеющиеся знания о составе слова;
работать над каллиграфией
Воспитательная цель: учить детей общаться и работать в группе,
сопереживать и помогать друг другу.
Оборудование: листочки, индивидуальные карточки, листы формата А3,
картинки, клей
Расположение парт в классе
х х
х | х | ||||||||||
х | х | х | х | х | х | ||||||
х | х | х | х | х | х | ||||||
х | х | х | х | ||||||||
х | х | х | х | х | х | ||||||
х | х | ||||||||||
х | х |
х х
Урок проводился 7 апреля, в день Здоровья
ХОД УРОКА
- Актуализация знаний
- Сегодня у нас необычный урок. Работать вы будете не в тетрадках, а на отдельных листочках. А потом, все ваши работы вы наклеите на большой лист. А что у вас получится – мы увидим в конце урока
- Формулирование темы урока.
- Сегодня весь мир отмечает необычный праздник. А какой – вы узнаете, если выполните первое задание.
- Сейчас мы с вами поработаем с лентой букв. Я буду давать задание, а вы по очереди вписывайте в карточку букву.
- Если сделаете всё правильно, то получится слово
Д | е | н | ь |
- Пара буквы С (З)
- Пара буквы Т (Д)
- Посмотри на колесо и увидишь букву… (О)
- «Рычащая буква (Р)
- Какой гласный звук мы слышим, когда долго тянем «Ё» (О)
- Пара буквы Ф (В)
- Буква, не имеющая звука и помогающая согласным стать
мягкими (Ь)
- Йотированная буква, слог и слово (Я)
- Какой же сегодня праздник? (День Здоровья).
- Приклейте ваше название праздника на бумагу сверху, чтобы получился заголовок
- Почему же так важно быть здоровым?
- Закрепление пройденного
- На Руси много пословиц о здоровье. Давайте познакомимся с ними
а) Составление предложений (у каждого ребёнка - карточка, половинка разрезанной пословицы. Надо составить 4 пословицы и положить их на газету. Подчеркнуть мягкие согласные
Каждый знает, что режим | людям всем необходим. |
Солнце, воздух и вода - | наши лучшие друзья. |
Долог день до вечера - | коли делать нечего. |
3доровье | дороже богатства. |
- Давайте прочитаем, что у нас получилось (каждая команда читает по одной пословице, объясняет её смысл)
- Молодцы. А теперь поработайте все вместе. Разгадайте слова
б) Работа со словарными словами (кроссворд)
3.м | 4.м | |||||||
о |
| а | п | у | с | т | а | |
л | р | л | ||||||
| г | о | р | о | д | и | ||
к | с | н | ||||||
о | с | а |
По горизонтали:
- Растение, овощ. Из него готовят салат, щи, голубцы. Его листья прикладывают к больному месту, чтобы вытянуть боль (капуста)
- В нём выращивают овощи (огород)
По вертикали:
- Бег на время (кросс)
- Полезный напиток белого цвета, который получают от животного. Он укрепляет кости. Из него делают много продуктов (молоко)
- Лесные или садовые ягоды. Их полезно употреблять вместе с чаем при простуде. Эти ягоды любит медведь (малина)
- Давайте проверим, что у вас получилось. Поставьте в этих словах ударения, подчеркните безударные гласные
- Ну что же, мы продолжаем с вами работу дальше. Посмотрите, какие весёлые смайлики у вас лежат. Что они нам приготовили?
в) Работа над мягкими и твёрдыми согласными
- Я каждому из вас раздам карточку. На ней что-то нарисовано. Чтобы вам было легче, я прочитаю эти слова. На обратной стороне карточки вы красиво напишите слова, подчеркнёте в них твёрдые, мягкие согласные и гласные. Но сначала, давайте вспомним, какие гласные обозначают мягкость согласных е, ё, ю, я, и)? А ещё какая буква? (ь)
- (у детей карточки, на которых нарисованы: йод, вода, солнце, воздух, витамины, зарядка, овощи, фрукты и большие смайлики. После выполнения задания всё это наклеивается на лист в виде солнышка
- Проверка выполнения задания
- Ну что же. А теперь пора немного отдохнуть. Но отдыхать мы тоже будем с пользой
г) Ф/м «Зарядка»
- К нам в гости пришли доктора. Но необычные, а сказочные: Айболит и Медуница. Из каких сказок они пришли? Кто автор этих сказок? (К. Чуковский и Н. Носов)
- Вам надо помочь этим героям. У вас лежат карточки со словами, в которых такой же корень, как и в именах докторов. Но несколько слов оказались лишними. Вы должны приклеить нашим гостям только те карточки с одинаковым корнем.
- Пропедевтика новых знаний. Работа по нахождению однокоренных слов
- ;
боль | больной | больница |
заболел | Африка | болезнь |
сова Бумба | Бармалей | мёд |
медовуха | медовик | медовый |
медведь | цветы | улей |
пчела |
- (каждой команде даётся по одному сказочному персонажу и набор карточек со словами. Ребята должны приклеить вокруг героя только те слова, в которых корень БОЛЬ или МЕД)
ПРОВЕРКА: Айболит: боль, больной, больница, заболел, болезнь
Медуница: мёд, медовуха, медовик, медовый, медведь
- Работа над каллиграфией.
- Ну что же. Нам осталось последнее задание. Сейчас вы будете настоящими поэтами. Вы должны красиво переписать строчку стихотворения с карточки, а потом все вместе из ваших строчек составить стихотворение. Но писать надо очень –очень красиво.Чья же работа будет самая красивая, аккуратная? (стихотворение разрезано на 8 строчек. Каждый ребёнок переписывает с печатного текста одну строчку. Подчёркивают слова, где все согласные мягкие. Потом составляют стихотворение и наклеивают его на лист)
Чтоб здоровье сохранить, | У здоровья есть враги, |
Кто ногтей не чистит | Хорошо здоровым быть! |
- Итог урока.
- Ну, вот и подошло к концу наше путешествие в город Здоровья. Вы сделали красивые газеты. Давайте посмотрим на них. Вы узнали много пословиц о здоровье, стихи. А сейчас нас пригласили в гости пятиклассники на свой урок по Здоровью. Будьте всегда здоровы и следите за собой.
Литература:
- Стихи о здоровом образе жизни: http://ejka.ru/blog/stihi/291.html
- Картинки: http://images.yandex.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка по теме "Твёрдые и мягкие согласные. Обозначение мягкости согласных гласными буквами".
Данная разработка урока применяется во 2 классе по системе Л.В. Занкова. Здесь во время путешествия дети учатся находить мягкие и твёрдые согласные звуки, которые обозначаются гласными буквами и...
Обозначение мягкости согласных звуков буквами е, ё, ю, и, я. Мягкий знак в конце слова.
Данный конспект урока будет полезен учителям начальных классов....
Конспект коррекционно-логопедического занятия для учащихся 2 класса обучающихся с ОВЗ (с задержкой психического развития) Тема: «Обозначение мягкости согласных на письме посредством мягкого знака»
Грамматическая тема: Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука.Лексическая тема: Обобщение словаря учащихся.Коррекционно-образовательные задачи:1.Познакомить с обозначение мягкости со...
Технологическая карта коррекционного логопедического занятия Тема «Обозначение мягкости согласных посредством буквы Ь (мягкий знак)» для обучающихся 4 класса
Цель: закрепление знаний о значении мягкого знака для обозначения мягкости согласных на письме в конце и середине словЗадачи: Коррекционно-образовательные: - закрепление умения распознавать в слове мя...
Технологическая карта коррекционного логопедического занятия Тема «Обозначение мягкости согласных посредством буквы Ь (мягкий знак)» для обучающихся 4 класса
Цель: закрепление знаний о значении мягкого знака для обозначения мягкости согласных на письме в конце и середине словЗадачи: Коррекционно-образовательные: - закрепление умения распознавать в слове мя...
Обозначение мягкости согласных гласными буквами Дидактические карточки 1 класс
Дидактический материал по теме "Обозначение мягкости согласных гласными буквами" 1 класс...
Комментарии
Тип урока - "урок - проект",