Конспект логопедического занятия «Обозначение мягкости согласных звуков буквами е, ё, ю, я»
план-конспект занятия по логопедии (2 класс) на тему
Представленный материал может быть использован учителями-логопедами и учителями начальных классов для отработки темы: "Способы смягчения согласных звуков на письме"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_biryukova.docx | 18.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект логопедического занятия
«Обозначение мягкости согласных звуков буквами е, ё, ю, я»
Конспект разработан учителем-логопедом первой квалификационной категории ГБУ ДО ЦППМСП Калининского района Санкт-Петербурга Бирюковой Натальей Александровной
Применяемая педагогическая технология – технология перспективно- опережающего обучения
Аудитория: учащиеся 2-го класса общеобразовательной школы с нарушением письменной речи.
Цель: Формирование умения правильно обозначать на письме мягкие согласные звуки с помощью букв.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- продолжить формировать умения правильно обозначать на письме согласные звуки с помощью букв;
- тренировать умения последовательно передавать содержание картинок;
Коррекционно-развивающие:
- развивать лексико-грамматический строй речи;
- обогащать и актуализировать словарь;
- развивать творческие способности, навыки контроля и самоконтроля.
Воспитательные:
- развивать умение слышать и слушать друг друга;
Методические приемы: наглядность, практическая совместная деятельность, использование игровых ситуаций.
Методические приемы контроля: мгновенная проверка, самоконтроль
Оборудование: индивидуальные карточки с заданиями, наглядные пособия «Мягкий – твердый», «Гласные первого и второго ряда», «Картинный план», карточки-таблицы с домашним заданием, камушки, «Мешочки знаний»
Ход урока:
1. Организационный момент
А) Отметка эмоционального состояния учащихся на макете «В яблочко!»;
Б) Упражнения на дыхание;
В) Игра «Мягкий – твердый»
2. Повторение гласных букв и формулирование темы и целей занятия
1) Логопед рассказывает сказку о буквах подружках, а затем предлагает учащимся написать на 1-ой строчке гласные буквы первого ряда, а на второй строчке гласные второго ряда. Детям предоставляется возможность сформулировать необходимость использования гласных второго ряда в русском языке.
2) Формулировка темы урока детьми по наводящим вопросам.
3. Упражнение в написании слов с мягкими и твердыми согласными звуками
А) «Выбери слова» - учащиеся выбирают слова с мягкими согласными из «Картинного плана» , записывают в тетрадь, определяют количество звуков, выделяют гласные 2-го ряда.
Б) «Выбери слово по описанию» - по описанию изображения дети догадываются кто или что там изображено, показывается картинка, слова с мягкими согласными записываются в тетрадь, выделяют гласные 2-го ряда, мягкие согласные.
В) Повторение и уточнение знаний о фонетическом разборе слова. Выборочное списывание. Фонетический разбор слова.
Мяч – яма, лес – езда, лён – ёж, лук – юг;
Г) Вставить вместо точек пропущенные буквы:
М…лина, м…локо, м…зыка, м…та, м…д, м…л, вс…ду, в…л.
Динамическая пауза
Г) Записать слова в столбик (карточки)
С твердым согласным | С мягким согласным | С мягким и твердым |
Слова: сумка, школа, веер, белка, дерево, жаба, лямка, лес, люк |
Д) Предупредительный диктант
Запись слов, предложений с предварительным называнием буквы, которую хочет записать ребенок.
Берёза, долина, зелёный, травка, люди, любимый, грязный, лужа.
В гнёздах дрозды.
Е) Диктант по памяти с подсказкой (логопед читает загадку – дети отгадывают, еще раз логопед читает загадку – дети проговаривают построчно, затем вывешивается таблица с рисунками-подсказками и текст читается еще раз, дети записывают загадку, делают фонетический разбор слова снежинка)
Что за звездочки сквозные
На пальто и на платке –
Все сквозные, вырезные
Все растаяли в тепле Снежинки
3. Итоги урока. Рефлексия.
- Какими гласными обозначается на письме мягкость согласных звуков.
- С какой целью выполнялись упражнения на уроке.
- Какие чувства вы испытывали на занятие?
- Молодцы, вы сегодня сделали очень важное дело, вы сегодня добавили в свой мешочек еще один камушек знаний! (логопед раздает детям камушки, они складывают их в свои индивидуальные «Мешочки знаний»)
- Домашнее задание – придумать по 3 слова с мягкими и твердыми согласными, записать их в карточки таблицы (раздаточный материал)
- Занятие закончено.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема: Заглавная буква Я. Обозначение мягкости согласных звуков на письме при помощи буквы Я. Чтение слов и предложений. Написание слов с заглавной буквой Я. Списывание с печатного образца.
На уроке дети знакомятся с интересными фактами об Якутии,Японии,реке Яузе и др. Читают текст "Старик и яблони",на основе котрого делают вывод,что жизнь дана на добрые дела....
Тема урока: Буквы «И, и». Обозначение мягкости согласных звуков на письме буквой «и».
Урок обучения грамоте....
Урок русского языка по теме: "Обозначение мягкости согласного звука буквами е,ё,ю,я"
УМК: «Развивающее обучение по системе .Л.В.Занкова»2. Предмет: русский язык3. Автор учебника: А.В.Полякова4. Класс: 1 класс 5. Тип урока: урок открытия новых знаний6. Тема: Обозначение мягкости согла...
Звуки согласные твёрдые и мягкие. Буква ь: обозначение мягкости согласного звука на письме.
Один из способов обозначения мягкости согласных -с помощью буквы Ь....
Обозначение мягкости согласных звуков буквами е, ё, ю, и, я. Мягкий знак в конце слова.
Данный конспект урока будет полезен учителям начальных классов....
Конспект урока русского языка 2 класс "Обозначение мягкости согласного звука буквами е,ё,ю,я, и, ь"
Конспект урока во 2 классе....
Технологическая карта урока обучения грамоте, тема: «Звуки [м], [м\']. Буквы М, м. Знакомство с парными (по твердости-мягкости) согласными звуками [м], [м\'] и буквами М и м, обозначающими эти звуки на письме», 1 класс, УМК «Планета знаний».
Технологическая карта. Обучение грамоте (чтение). 1 класс....