Конспект логопедического занятия «Обозначение мягкости согласных звуков буквами е, ё, ю, я»
план-конспект занятия по логопедии (2 класс) на тему

Бирюкова Наталья Александровна

Представленный материал может быть использован учителями-логопедами и учителями начальных классов для отработки темы: "Способы смягчения согласных звуков на письме"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_biryukova.docx18.02 КБ

Предварительный просмотр:

                              Конспект  логопедического занятия

«Обозначение мягкости согласных звуков буквами е, ё, ю, я»

                 Конспект  разработан  учителем-логопедом  первой  квалификационной категории  ГБУ ДО ЦППМСП  Калининского  района  Санкт-Петербурга   Бирюковой Натальей Александровной

Применяемая педагогическая технология – технология перспективно- опережающего обучения  

Аудитория: учащиеся 2-го класса общеобразовательной школы с нарушением письменной речи.

 

Цель: Формирование умения правильно обозначать на письме мягкие согласные звуки с помощью букв.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:                                                                                  

-   продолжить формировать умения правильно обозначать на письме согласные звуки с помощью букв;        

-   тренировать умения последовательно передавать содержание картинок;                                                                                      

Коррекционно-развивающие:

- развивать лексико-грамматический строй речи;
- обогащать и актуализировать словарь;
- развивать творческие способности, навыки контроля и самоконтроля.

Воспитательные:
- развивать умение слышать и слушать друг друга;


Методические приемы:  наглядность, практическая  совместная деятельность, использование  игровых ситуаций.

 Методические приемы контроля: мгновенная проверка, самоконтроль

Оборудование:   индивидуальные карточки с заданиями, наглядные пособия «Мягкий – твердый»,  «Гласные первого и второго ряда», «Картинный план», карточки-таблицы с домашним заданием, камушки, «Мешочки знаний»

Ход урока:

1. Организационный момент

А)  Отметка эмоционального состояния учащихся на макете «В яблочко!»;

Б)  Упражнения на дыхание;

В)  Игра «Мягкий – твердый»

2. Повторение гласных букв и формулирование темы и целей занятия

1) Логопед рассказывает сказку о буквах подружках, а затем предлагает учащимся написать на 1-ой строчке гласные буквы первого ряда, а на второй строчке гласные второго ряда. Детям предоставляется возможность сформулировать необходимость использования гласных второго ряда в русском языке.

2) Формулировка темы урока детьми по наводящим вопросам.

3. Упражнение в написании слов с мягкими и твердыми согласными звуками

А) «Выбери слова» - учащиеся выбирают слова с мягкими согласными  из «Картинного плана» , записывают в тетрадь, определяют количество звуков, выделяют гласные 2-го ряда.

Б) «Выбери слово по описанию» - по описанию изображения дети догадываются кто или что там изображено, показывается картинка, слова с мягкими согласными записываются в тетрадь, выделяют гласные 2-го ряда, мягкие согласные.

В) Повторение и уточнение знаний о фонетическом разборе слова. Выборочное списывание. Фонетический разбор слова.

Мяч – яма, лес – езда, лён – ёж, лук – юг;

Г) Вставить вместо точек пропущенные буквы:

М…лина, м…локо, м…зыка, м…та, м…д, м…л, вс…ду, в…л.

Динамическая пауза

Г) Записать слова в столбик (карточки)

С твердым согласным

С мягким согласным

С мягким и твердым

Слова: сумка, школа, веер, белка, дерево, жаба, лямка, лес, люк

Д) Предупредительный диктант

   Запись слов, предложений с предварительным называнием буквы, которую хочет записать ребенок.

Берёза, долина, зелёный, травка, люди, любимый, грязный, лужа.

В гнёздах дрозды.

Е) Диктант по памяти с подсказкой (логопед читает загадку – дети отгадывают, еще раз логопед читает загадку – дети проговаривают построчно, затем вывешивается таблица с рисунками-подсказками и текст читается еще раз, дети записывают загадку, делают фонетический разбор слова снежинка)

Что за звездочки сквозные

На пальто и на платке –

Все сквозные, вырезные

Все растаяли в тепле                          Снежинки

3. Итоги урока. Рефлексия.

- Какими гласными обозначается на письме мягкость согласных звуков.

- С какой целью выполнялись упражнения на уроке.

- Какие чувства вы испытывали на занятие?

- Молодцы, вы сегодня сделали очень важное дело, вы сегодня добавили в свой мешочек еще один камушек знаний! (логопед раздает детям камушки, они складывают их в свои индивидуальные «Мешочки знаний»)

- Домашнее задание – придумать по 3 слова с мягкими и твердыми согласными, записать их в карточки таблицы (раздаточный материал)

- Занятие закончено.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: Заглавная буква Я. Обозначение мягкости согласных звуков на письме при помощи буквы Я. Чтение слов и предложений. Написание слов с заглавной буквой Я. Списывание с печатного образца.

На уроке дети знакомятся с интересными фактами об Якутии,Японии,реке Яузе и др. Читают текст "Старик и яблони",на основе котрого делают вывод,что жизнь дана на добрые дела....

Урок русского языка по теме: "Обозначение мягкости согласного звука буквами е,ё,ю,я"

УМК: «Развивающее обучение по системе .Л.В.Занкова»2. Предмет: русский язык3. Автор учебника: А.В.Полякова4. Класс: 1 класс 5. Тип урока: урок открытия новых знаний6. Тема: Обозначение мягкости согла...

Звуки согласные твёрдые и мягкие. Буква ь: обозначение мягкости согласного звука на письме.

Один из способов обозначения мягкости согласных -с помощью  буквы Ь....

Обозначение мягкости согласных звуков буквами е, ё, ю, и, я. Мягкий знак в конце слова.

Данный конспект урока будет полезен учителям начальных классов....