Конспект урока русского языка по теме "Твёрдые и мягкие согласные. Обозначение мягкости согласных гласными буквами".
методическая разработка (русский язык, 2 класс) по теме
Данная разработка урока применяется во 2 классе по системе Л.В. Занкова. Здесь во время путешествия дети учатся находить мягкие и твёрдые согласные звуки, которые обозначаются гласными буквами и мягким знаком.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_tvyordye_i_myagkie_soglasnye.docx | 19.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1 г. Юрьев-Польского»
Методическая разработка урока по русскому языку
во 2 классе по системе Л.В. Занкова
«Твёрдые и мягкие согласные.
Обозначение мягкости согласных гласными буквами».
Выполнила: Дворецкая Наталья Викторовна
учитель начальных классов
1 квалификационной категории
г. Юрьев – Польский
Тема урока: Твёрдые и мягкие согласные. Обозначение мягкости согласных гласными буквами.
Цели:
1.Систематизировать знания учащихся о твёрдых и мягких согласных звуках и способах обозначения мягкости согласных букв на письме.
2. Упражнять в обозначении мягкости согласных на письме при помощи гласных.
Ход урока.
1.Организационный момент.
2.Минутка чистописания.
Мы продолжаем путешествовать по огромной стране под названием «Русский язык». А поможет нам в этом наш весёлый поезд.
- В каком же городе мы сегодня побываем?
Вы должны догадаться сами.
На доске: ф и з е д ё р я в ю
- Что вы видите? (буквы)
Назовите их. (хором)
- Кого же мы возьмём с собой в путешествие? (эти буквы)
А для этого давайте запишем их в тетрадь. Ведь тетради – это вагоны нашего поезда!
3.Работа над темой урока.
- Какое задание с этими буквами можно предложить? (составить слоги)
Назовите их.(фи, зе, дё, ря, вю)
- Что заметили? Почему?
- В каком случае эти согласные могут быть твёрдыми?
Замените гласные нао, у, а, ы, э.
- Что получится? фа, до, зу, ры, вэ
- О чём же мы будем говорить на уроке?
Итак, мы прибываем в город «Мягкотвёрдовск». Нас уже встречают жители города – звуковички: мягкий и твёрдый.
- Как же нам их различить, кто есть кто? (по костюмам)
Ой, ребята, кто-то спешит к нам. Этот гость тоже обозначает мягкость согласного звука.
Загадка:
Что за буква, кто узнает:
Звука не обозначает,
Может только показать,
Как согласный прочитать. (ь)
Ребята, мягкий знак спешит с вопросом: кому легче жить гласным или согласным? Как вы думаете?
В «Толковом словаре русского языка» под редакцией Ушакова для обозначения фамилий писателей использовалось условное сокращение: печатались только согласные буквы фамилий.
Сможете расшифровать?
Пшкн Мхлкв Брт Дргнскй
А теперь обозначим гласными:
уи иао ао ауи
- Трудно? Выходит, что согласные важнее? ( нет )
Гласные делают согласные твёрдыми и мягкими.
Ь предлагает игру.
Игра «Допиши словечко»
Нужно написать 2-ой слог так, чтобы согласный звук этого слога был мягкий.
Ло.., То.., На.., А.., бро.., гу.. . ( у доски 1человек )
Подчеркните буквы, обозначающие согласные звуки.
- Почему некоторые слова написаны с заглавной буквы?
4. Физ. минутка.
5. Закрепление.
- Какое время года сейчас? Докажите.
Есть ли в названии времени года мягкие согласные? Назовите их.
- Что происходит осенью с листьями?
Верно, начинается листопад. А у нас «словопад».
Посмотрите, сколько слов нападало!
клён ива дуб
липа берёза осина
Задание:
Нам нужно собрать слова в 2 группы: с мягкими согласными и твёрдыми согласными.
(Задание выполняется самостоятельно. 2 ученика работают у доски.)
Проверка.
Письмо по памяти.
- У кого из вас хорошая память?
Вот звуковички и мягкий знак хотят проверить это.
Учебник с. 60 упражнение 108.
Прочитать текст. Отгадайте загадку.
-Что это? Докажите.
- Сколько предложений в загадке? (1)
Прочитайте 1 строку.
- Какие орфограммы вам встретились?
- Как написано маленькое слово не?
Повторите эту строчку без книги.
Прочитайте 2 строчку.
- Какие орфограммы встретились здесь?
Повторите эту строчку без книги.
Повторите всю загадку. Теперь со всеми орфограммами.
Посмотрите в книгу.
- Как записана загадка? (на 2-ух строчках)
- Есть ли знаки препинания? Какие?
Запишите эту загадку по памяти.
Проверка.
Задание: В отгадке подчеркните мягкие согласные одной чертой, твёрдые согласные – двумя.
пальто
6. Итог урока.
Наше путешествие подошло к концу. Но мы его продолжим на следующем уроке.
- В каком же городе мы сегодня побывали?
- Зачем нужны гласные? Какие бывают согласные?
- Какими же буквами обозначается мягкость согласных звуков?
Давайте скажем спасибо за важную работу гласным и согласным звукам и буквам.
- Спасибо!
Попрощаемся и с нашими попутчиками: звуковичками и мягким знаком.
Все молодцы! Урок окончен.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
обозначение мягкости согласных звуков на письме гласными буквами.1 класс Школа 2100
Ребята смогут повторить гласные буквы, которые служат для смягчения согласных звуков, поупражняться в звуко-буквенном анализе слова, повторить правила переноса слов....
Открытый урок русского языка по теме "Всегда ли нужно обозначать мягкость согласного звука перед согласным"
Открытый урок русского языка по теме "Всегда ли нужно обозначать мягкость согласного звука перед согласным" по учебнику М.С.Соловейчик...
Урок русского языка для 2 класса по теме: Обозначение мягкости согласных звуков на письме. ОС "Школа 2100"
Работа содержит план - конспект урока и презентацию. Цель урока: познакомить обучающихся со способами обозначения мягкости согласных звуков на письме....
Урок русского языка во 2 классе "Школа России" "Обозначение мягкости согласных на письме с помощью мягкого знака."
Урок для специального коррекционного класса детей 7 вида...
Конспект урока русского языка 2 класс "Школа России" Тема: Обозначение мягкости и твердости согласных звуков на письме гласными буквами.
Конспект урока по системе "Школа России" во 2 классе. Тема: Обозначение мягкости и твердости согласных звуков на письме гласными буквами....
УМК Школа России урок русского языка по теме "Написание мягкого знака показателя мягкости согласного" по ФГОС
Урок составлен по УМК Школа России.Тема "Написание мягкого знака вконце и середине слова после согланых"Цели урока:Обучающие:- развитие фонематического слуха;- формирование умения использования мягког...