Логопедическое сопровождение детей с РАС.
методическая разработка по логопедии (1, 2, 3, 4 класс)
Особенности построения работы логопеда с детьми с РАС. Основные направления работы, их содержания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
logopedich_soprovozhdenie_ras.doc | 42 КБ |
Предварительный просмотр:
Логопедическое сопровождение детей с РАС.
Одним из специалистов, обеспечивающих развитие и коррекцию коммуникативной функции речи ребенка с РАС, является учитель-логопед.
Коррекционно-развивающие занятия проходят как в индивидуальном, так и групповом режиме.
Цель логопедической работы – научить аутичного ребёнка активно пользоваться речью.
Задачи программы:
1) развитие коммуникативной (вербальной и невербальной) стороны речи;
2) совершенствование артикуляционной моторики и координации мелких движений пальцев рук и кистей;
3) развитие слухового восприятия и фонетико-фонематических процессов;
4) работа над дыханием, просодикой, артикуляцией и звукопроизношением;
5) развитие лексико-грамматической стороны речи;
6) развитие связной речи, речевого общения.
В структуру каждого занятия входит: мотивационная установка, развитие фонематического слуха, лексико-грамматические упражнения, развитие связной речи, развитие общей и мелкой моторики, психических процессов.
В логопедической работе целесообразно учитывать принципы, которые помогают эффективно организовывать деятельность ребенка: это создание охранительного режима, спокойной обстановки, отсутствие отвлекающих факторов, индивидуальный режим работы для каждого ребенка, пошаговое объяснение и выполнение задания, внимательность взрослого к интонационной окраске своего голоса, если используется критика, то только позитивная и объективная. Успешность и результативность логопедической работы зависят от соблюдения и дидактических принципов научности, системности, последовательности и постепенности, доступности, учета возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка. [5]
Таблица 1 – Основные направления и содержание коррекционной работы
Основные направления | Содержание коррекционной работы |
Развитие слухового и зрительного внимания и памяти | Развитие внимания к неречевым звукам. Воспитание слухового внимания при восприятии громко и тихо звучащих предметов, а также тихой и громкой речи. Развитие чувства темпа, ритма. Воспитание слухового внимания к речи, развитие слухоречевой памяти. Воспитание зрительного внимания и памяти. |
Развитие импрессивной речи | Развитие пассивного словаря существительных. Понимание и активное усвоение глагольного словаря. Закрепление понимания обобщающих понятий. Развитие понимания грамматических форм речи: дифференциация единственного и множественного числа существительных и глаголов. Понимание предложных конструкций с предлогами. |
Развитие просодической стороны речи | Формировать правильное речевое дыхание и длительный ротовой выдох. Закрепить навык мягкого голосоведения. Воспитывать умеренный темп речи по подражанию педагогу и в упражнениях на координацию речи с движением. Развивать ритмичность речи, ее интонационную выразительность, модуляцию голоса. |
Фонематический слух (восприятие, анализ и синтез) | Совершенствовать умение в различении на слух гласных и согласных звуков, в подборе слов на заданные гласные и согласные звуки. Закреплять навык выделения заданных звуков из ряда звуков, гласных из начала слова, согласных из конца и начала слова. |
Звукопроизношение | Закрепить правильное произношение имеющихся звуков в свободной речевой деятельности. Активизировать движения речевого аппарата, готовить его к формированию звуков всех групп. |
Слоговая структура слова | Формирование слов с правильным воспроизведением ударного слога и интонационно-ритмического рисунка в словах. Развитие фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза. Формирование произносительных навыков. |
Словарный запас | Дальнейшее развитие словаря существительных. Формирование глагольного словаря. Пополнение активного словаря за счет прилагательных. Введение в речь местоимений, наречий, числительных, предлогов, союзов. Обогащать активный словарь относительными прилагательными со значением соотнесенности с продуктами питания, растениями, материалами; притяжательными прилагательными, прилагательными с ласкательным значением. Учить сопоставлять предметы и явления и на этой основе обеспечить понимание и использование в речи слов-синонимов и слов-антонимов. Расширить понимание значения простых предлогов и активизировать их использование в речи. |
Грамматический строй речи | Обеспечить дальнейшее усвоение и использование в экспрессивной речи некоторых форм словоизменения. Единственное и множественное число существительных. Согласование прилагательных с существительными в числе, роде и падеже. Согласование глагола с существительным в числе и роде. Образование слов при помощи суффиксов. Словообразование слов при помощи приставок. Научить образовывать и использовать в экспрессивной речи относительные и притяжательные прилагательные. Совершенствовать навык согласования прилагательных и числительных с существительными в роде, числе, падеже. Совершенствовать умение составлять простые предложения по вопросам, по картинке и по демонстрации действия, распространять их однородными членами. |
Связная речь | Воспитывать активное произвольное внимание к речи, совершенствовать умение вслушиваться в обращенную речь, понимать ее содержание. Совершенствовать умение вести диалог. Учить составлять рассказы-описания по плану и схеме. Рассказывать о содержании серии сюжетных картинок и сюжетной картины по вопросам. Учить пересказывать знакомые сказки и короткие тексты. Совершенствовать умение “оречевлять” игровую ситуацию и на этой основе развивать коммуникативную функцию речи. |
Развитие диалогической речи и коммуникативной стороны речи | Формирование навыков владения языком в его коммуникативной функции – развитие связной речи, речевого общения. Отвечать на поставленные вопросы по существу, уметь самому поддерживать диалог и даже инициировать его. |
Для повышения качества коррекционной работы необходимо выполнение следующих условий:
формирование УУД на всех этапах учебного процесса;
побуждение к речевой деятельности;
установление взаимосвязи между воспринимаемым предметом, его словесным обозначением и практическим действием;
многократного возвращения к изученному материалу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Логопедическое сопровождение детей после кохлеарной имплантации (КИ)
В статье освещены особенности логопедической работы с детьми после кохлеарной имплантации (КИ)....
Логопедическое сопровождение детей с ЗПР, обучающимися по общеобразовательной программе с учётом адаптированной программы VII вида в условиях общеобразовательной школы.
В данной работе рассказывается о том, как должна осуществляться коррекционная работа с детьми с задержкой психического развития в условиях общеобразовательной школы...
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЬНОГО ЛОГОПУНКТА.
В статье рассказывается о целях, задачах и специфике работы на школьном логопункте с детьми с ОВЗ. Материал представлен в рамках научно-практической конференции "Возможности организации здоровьеформир...
Логопедическое сопровождение детей с ОВЗ в рамках реализации ФГОС НОО
Цель логопедического сопровождения ребенка с ЗПР : выбор оптимальных путей логопедической работы по коррекции речевых нарушений, способствующих успешной адаптации и интеграции его ...
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С АУТИЗМОМ
При тяжёлом аутизме у ребёнка невысокий интеллект или умственная неполноценность. Интеллект снижен неравномерно: иногда сохраняются так называемые «островки» нормальных или даже высоких сп...
Рабочая программа «Логопедическое сопровождение детей с ОВЗ»
Пояснительная запискаПрограмма составлена с учётом возрастных особенностей развития учащихся, уровня их знаний и умений.Срок реализации программы – 1 год;14 часа в год (на каждый класс), 1 часа ...
Доклад «Особенности логопедического сопровождения детей с РАС и детей с нормативным развитием»
Особенности логопедического сопровождения детей с РАС...