Логопедическое сопровождение детей после кохлеарной имплантации (КИ)
статья по логопедии на тему

Груздева Юлия Вячеславовна

В статье освещены особенности логопедической работы с детьми после  кохлеарной имплантации (КИ).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logopedicheskoe_soprovozhdenie_statya_gruzdevoy_yu.v.docx16.29 КБ

Предварительный просмотр:

Логопедическое сопровождение детей после КИ.

учитель-логопед  ГБОУ ЦПМСС Выборгского района Санкт-Петербурга   Груздева Юлия Вячеславовна  

     Кохлеарная имплантация (КИ)- это наиболее эффективный метод слухоречевой реабилитации глухих детей.  Реабилитационный процесс  носит комплексный характер и   предполагает целенаправленную работу по формированию языковой компетенции ребенка.  Главной целью логопедического сопровождения является – интеграция детей с КИ в среду слышащих сверстников.

Задачи логопедического сопровождения:

1. диагностика  речевых нарушений;

2.логопедическая помощь ребенку с КИ в овладении полноценной речью;

3.тесное взаимодействие специалистов и родителей в повышении результативности коррекционной работы.

  В начале учебного года проводится логопедическое обследование для  определения  уровня  развития всех компонентов речи ребенка: фонетики, лексики, морфологии, синтаксиса. В результате анализа данных обследования устанавливается уровень речевого и слухового развития ребенка с КИ.

   На основе анализа результатов диагностики и наблюдения за ребенком разрабатывается планирование коррекционной работы. При этом учитываются не только закономерности нормального речевого развития, но и  своеобразие как речевого, так и общего развития глухого ребенка.

   Коррекционная работа строится с учетом  уровня слухоречевого развития, индивидуальных особенностей ребенка. На основе анализа результатов обследования и наблюдения за ребенком разрабатывается планирование коррекционной работы.

 Коррекционная работа осуществляется по следующим направлениям:

  • развитие понимания речи;
  • коррекция звукопроизношения;
  • уточнение и расширение лексического запаса;
  • формирование грамматического строя речи;
  • коррекция письменной речи.

  Одним из центральных звеньев логопедической  работы является обогащение словаря.

  При работе по коррекции звукопроизношения на подготовительном этапе внимание уделяется  развитию подвижности органов артикуляции и выработке правильного речевого дыхания. Эти упражнения подготавливают почву для дальнейшей работы по постановке звуков. На следующих этапах обучения проводится работа по закреплению и автоматизации произносительных навыков на различном речевом материале (слогах, словах, словосочетаниях, фразах, текстах) и в самостоятельной речи.

  Параллельно с работой над произношением проводится и работа по развитию слухового восприятия учащихся. Эта работа строится в течение всего обучения на материале изолированных звуков, слов, фраз разговорно-обиходного характера  и связных текстов. Речевой материал усложняется с учётом возраста, индивидуальных особенностей учащихся и этапа обучения.

   В работе по устранению имеющихся буквенных замен на письме используются компенсаторные приемы (зрительно-кинестетические представления о звуках), так как зрительная афферентация имеет большое значение в работе детьми после КИ. Для исправления ошибок на письме применяются и обходные методы, заключающиеся в запоминании детьми основных корневых слов со звуками, не дифференцируемыми на слух и имеющими  сходные буквенные обозначения  как в печатном, так и в рукописном шрифте.

  Систематически проводятся консультации для родителей  по  результатам диагностики, о динамике развития навыков обучающихся, о необходимости участия в реабилитационном процессе сурдопедагога и родителей, т.к. только совместная работа учителя, учителя- логопеда, сурдопедагога и родителей позволяет достичь оптимальных результатов в абилитации детей после кохлеарной имплантации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Специфика работы учителя начальных классов по развитию речи у обучающихся младшего школьного возраста со слуховой депривацией после кохлеарной имплантации.

Показана особенности организации работы по развитию речи у обучающихся младших классов  нарушениями слуха после кохлеарной имплантации....

РАБОТА С ДЕТЬМИ ПОСЛЕ КОХЛЕАРНОЙ ИМПЛАНТАЦИИ. ТЕХНОЛОГИЯ РАЗЛИЧЕНИЯ ЧАСТО ИСПОЛЬЗУЕМЫХ СЛОВ И ПРОСТЫХ ФРАЗ.

Кохлеарная имплантация – это комплексная система мероприятий, направленная на полноценную социальную адаптацию детей и взрослых с глубокой потерей слуха. Она включает не только хирургическое вмешатель...

Игровые технологии в логопедической работе с детьми после кохлеарной имплантации (семинар для учителей – логопедов и учителей – дефектологов)

В современной школе возникает насущная потребность в расширении методического потенциала в целом, и в активных формах обучения в частности. К таким активным формам обучения относятся игровые технологи...

Педагогический проект. Применение системно- деятельностного подхода в моделировании учебных занятий по чтению для детей после кохлеарной имплантации.

Методика  работы в коррекционной начальной школе за последнее десятилетие  претерпела  серьёзные  качественные  изменения  и  вышла за  общепринятые  модел...

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА СЛУХОРЕЧЕВОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ГЛУХИХ ДЕТЕЙ ПОСЛЕ КОХЛЕАРНОЙ ИМПЛАНТАЦИИ.

Индивидуальная рабочая программа слухоречевой реабилитации глухих детей после кожлеарной имплантации разработана для школьников, обучабщихся в среднем и старшем звене школы слабослышащих детей. Осново...

ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ ПОСЛЕ КОХЛЕАРНОЙ ИМПЛАНТАЦИИ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В данной статье рассматривается опыт организации психологического сопровождения детей с нарушениями слуха после кохлеарной имплантации на базе государственного бюджетного образовательного учреждения ...

Развитие вестибулярного аппарата у детей после кохлеарной имплантации на уроках адаптивной физической культуры.

Развитие вестибулярного аппарата у детей после кохлеарной имплантации на уроках адаптивной физической культуры....