Рабочая программа «Логопедическое сопровождение детей с ОВЗ»
рабочая программа по логопедии на тему

Пояснительная записка

Программа составлена с учётом возрастных особенностей развития учащихся, уровня их знаний и умений.

Срок реализации программы – 1 год;

14 часа в год (на каждый класс), 1 часа в неделю

I

четверть

II

четверть

III

четверть

IV

четверть

Всего за год

9 ч

8 ч

10 ч

7 ч

34 ч

 

Цель коррекционных занятий начальной школы: на основе создания оптимальных условий познания ребенком каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков дать правильное многогранное полифункциональное представление об окружающей действительности, способствующее оптимизации речевого развития ребенка и более эффективной социализации его в обществе.

      Достижение цели предусматривает решение ряда задач, основная из которых следующая: обогащение чувственного познавательного опыта на основе формирования умений наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений и отражать их в речи, нацеленное на развитие психических процессов памяти, мышления, речи, воображения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logopedicheskoe_soprovozhdenie_detey_s_ovz.docx53.05 КБ

Предварительный просмотр:

Правительство Москвы

ЦЕНТРАЛЬНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы

«Школа № 2124 «Центр развития и коррекции»

Телефон: (499) 248-44-17                               Факс: (499) 248-46-62                           E-mail: sk30@edu.mos.ru

(499) 248-42-42                                                (499) 248-50-51

ОКПО  45399347,              ОГРН  1037739409960,                ИНН/КПП          7704234760/770401001

____________________________________________________________________

Рабочая программа

«Логопедическое сопровождение детей с ОВЗ»

1-9классы

Автор-составитель:

учитель-логопед 

Фролова Анна Павловна

Москва, 2015

Пояснительная записка

Программа составлена с учётом возрастных особенностей развития учащихся, уровня их знаний и умений.

Срок реализации программы – 1 год;

14 часа в год (на каждый класс), 1 часа в неделю

I

четверть

II

четверть

III

четверть

IV

четверть

Всего за год

9 ч

8 ч

10 ч

7 ч

34 ч

Цель коррекционных занятий начальной школы: на основе создания оптимальных условий познания ребенком каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков дать правильное многогранное полифункциональное представление об окружающей действительности, способствующее оптимизации речевого развития ребенка и более эффективной социализации его в обществе.

      Достижение цели предусматривает решение ряда задач, основная из которых следующая: обогащение чувственного познавательного опыта на основе формирования умений наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений и отражать их в речи, нацеленное на развитие психических процессов памяти, мышления, речи, воображения.

Задачами  логопедической коррекции  являются:

  • формировать на основе активизации работы всех органов чувств адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств;
  • корректировать недостатки познавательной деятельности детей путем систематического и целенаправленного воспитания у них полноценного восприятия формы, конструкции, величины, цвета, особых свойств предметов, их положения в пространстве;
  • формировать пространственно-временные ориентировки;
  • формировать представления о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза звукослогового состава слова.
  • обогащать словарный запас детей.
  • исправление недостатков моторики.
  • развивать связную речь (развитие навыков построения связного высказывания, рассуждение, передача содержания текста).
  • развивать коммуникативную готовность к обучению (умение внимательно слушать и слышать логопеда.

Оздоровительная работа:

  • расслабляющий массаж, дыхательная гимнастика
  •  развитие координации движений,  речь с движением, мелкой моторики
  •  развитие ориентировки в пространстве
  • расслабляющие и релаксирующие упражнения

Логопедическое сопровождение.

Сенсорное и сенсомоторное развитие

  1. Развитие перцептивных возможностей.
  • Развитие зрительного восприятия (сенсорные эталоны, зрительный анализ, тонкость и дифференцированность восприятия);
  • Развитие слухового восприятия (ритмизация, дифференциация, соотнесение);
  1. Развитие межанализаторных систем, их взаимодействия.

(развитие слухо-моторной, зрительно-моторной, слухо-зрительной и зрительно-двигательной координации)

  1. Двигательная сфера
  • Развитие мелкой моторики и общей двигательной координации;

Формирование пространственно-временных отношений

  1. Формирование собственно пространственных представлений

(умение ориентироваться в собственном теле, умения ориентироваться на плоскости;

 формирование пространственных представлений в речи, формирование умения понимать пространственные и временные логико-грамматические конструкции.)

Развитие звуковой стороны речи.

  1. Формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза звукослогового состава слова.
  2. Коррекция дефектов произношения.

Развитие лексического запаса и грамматического строя речи:

  1. уточнение значений имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного запаса, как путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, так и за счет развития у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования;
  2. уточнение значения используемых синтаксических конструкций; дальнейшее развитие и совершенствование грамматического оформления речи путем овладения детьми

словосочетаниями, связью слов в предложении.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Средний уровень усвоения

Учащиеся под контролем логопеда должны уметь:

  • выражать свои желания за счет усвоения доступных средств коммуникации;участвовать в игровых упражнениях с помощью логопеда и  с опорой на наглядность;
  • различать с помощью логопеда, часто встречающиеся знаково-символические средства представления информации;
  • уметь слушать логопеда;
  • уметь соблюдать правила поведения во время занятий;

Низкий уровень усвоения

Учащиеся с помощью логопеда должны уметь:

  • участвовать в игровых упражнениях с помощью логопеда и  с опорой на наглядность;
  • откликаться на своё имя, фамилию;
  • уметь слушать логопеда;
  • уметь соблюдать правила поведения во время занятий.

Формы и средства контроля

за уровнем знаний, умений и навыков учащихся

Устные опросы проводятся по итогам окончания каждой четверти с опорой на индивидуальные особенности ребенка.  Задания  выполняются самостоятельно, с частичной или  с непосредственной помощью логопеда.

По своему содержанию устные опросы могут быть:

  • только опросы;
  •  опросы с заданиями.

     Это зависит от цели работы и объема проверяемого материала.

Содержание программы

1-9 класс

Время обучения

Формирование пространственно-временных представлений

Развитие неречевых процессов

Пропедевтика навыков письма

1

2-я 3-я неделя сентября

  • Обследование.
  • Уточнение представлений о схеме тела.
  • Речевые обозначения правой и левой руки.

I. Сенсорное восприятие.

  • Знание основных цветов.
  • Понятие о цвете.
  •  Развитие умения точно и правильно называть предметы.
  • Развитие слуховых ощущений.

.

1. Ориентирование на листе бумаги. Уточнение и закрепление понятий «вверх – вниз, снизу – вверх, выше – ниже».

2. Отработка понятий «слева направо», «справа налево».

3.Назовите предметы.

4.Послушай тишину.

5.Узнай по звуку.

2

4-я неделя сентября

Соотношение частей тела с правой и левой рукой.

1. Упражнения в различении близких цветов.

Развитие концентрации и устойчивости внимания.

Развитие зрительного ощущения

1. Ориентировка на листе бумаги. Отработка понятий «верхний правый угол, нижний левый угол». 2. Письмо палочек по образцу.

3

1-я неделя октября

Ориентировка в окружающем пространстве:

- определение пространственного расположения предметов по отношению к ребенку, т.е. к самому себе.Усвоение понятий «следует за», «находится перед», «слева-справа», «между», «Сверху-снизу».

1. Закрепление умения различать близкие цвета.

1. Обводка клеточки по образцу.

2. Раскраска и штриховка клеточки.

3.Найди предмет.

4.Раскрась правильно.

4

2-я неделя октября

Определение пространственных соотношений между 2-3 предметами и их формами изображения

умение определять местоположения объекта в строке, столбце.

Различение геометрических форм.

- Уточнение понятий о «круге, квадрате, овале, треугольнике, прямоугольнике».

1. Ориентирование по клеточкам

2. Письмо наклонных линий. 

5

3-я неделя октября

Определение объектов и предметов в пространстве. Игра «Репка»

Развитие умений выполнять словестные поручения.

Разложи фигуры:

  • согласно форме,
  • согласно форме и величине,
  • согласно форме и цвету

1. Ломаные линии в направлении письма.

2. Обводка по трафарету.

Учись слушать и выполнять.

3.Послушай звуки.

6

4-я неделя октября

Знакомство со схемой тела стоящего напротив.

Определение геометрической формы в обиходных предметах.

1. Вертикальные и горизонтальные линии.

2. Составление орнаментов и рисунков в клеточках и между ними.

3.Разведчики.

4.Сенсорные дощечки

7

1-я неделя ноября

Знакомство со схемой тела стоящего напротив.

Развитие пространственных представлений (направление движений).

 Развитие понятийного мышления.

Зрительное восприятие, зрительный анализ и синтез.

1. Прописывание дуги.

2. Кружок в клеточке

3.Куда указывают стрелки?

4. Подбери картинку.

5. Подбери заплатку.

6. Найди образец.

8

2-я неделя ноября

Работа над пространственными предлогами.

Практическое овладение предлогами «в», «на».

  1. Развитие умения анализировать и сравнивать.
  2. Развитие произвольного внимания.

Назвать недорисованные предметы.

1. Прописывание элементов букв (крючков с закруглением сверху, снизу).

2. Зарисовка и раскраска кружочков и овальчиков.

3. Прописывание элементов буквы «А».

 4.Найди отличия.

5.Перепутанные линии.

9

3-я неделя ноября

Практическое овладение предлогами «на», «с (со)»

Развитие зрительного ощущения и образного мышления.

Развитие зрительно-двигательной координации.

Развитие зрительной памяти.

Назвать перечеркнутые изображения.

1. Обводка по трафарету. Штриховка.

2. Прописывание буквы «О».

3.Штриховка.

4.Запомни точно.

10

4-я неделя ноября

Практическое овладение предлогами «в», «из».

Развитие зрительной памяти.

Развитие пространственных представлений («внутри», «вне» , «на»).

Развитие понятийного мышления

Выделить предметные изображения, наложенные друг на друга.

1. Письмо крючков с закруглением вниз, вправо и влево.

2. Безотрывочное письмо заборчиков.

3.Нарисуй по памяти.

4.Выполни правильно.

5.Кто за кем.

11

1-я неделя декабря

Практическое овладение предлогами «по», «к».

Развитие умения ориентироваться в пространстве листа.

Развитие умения воспринимать словесные указания и подчинять им свою деятельность.

Определить, что неправильно нарисовано.

1. Письмо наклонных палочек с правого верхнего и левого верхнего угла.

2. Обводка и штриховка геометрических фигур.

3. Чей узор лучше?

4. Найди предметы одного цвета.

12

2-я неделя декабря

Практическое овладение предлогами «у», «к», «от».

Развитие умения воспроизводить образец.

Развитие слуховых ощущений.

Сложите целое из частей (работа с цветными изображениями).

1. Черчение и штриховка флажков.

3. Пропись букв «А, У»

4. Раскрась правильно.

5. Домик.

6. Шумящие коробочки.

13

3-я неделя декабря

Практическое овладение предлогами «в», «за».

Развитие умения копировать образец.

Развитие зрительного восприятия.

Развитие осязания.

Сложить целое из частей (работа с контурными изображениями).

1. Письмо, группировка крючков в разных направлениях.

2. Прописывание элементов «У».

3. Срисуй фигуру точно.

4. Путаница.

5. Найди одинаковые.

6. Треугольники.

14

2-я неделя января

Практическое овладение предлогами «под», «над».

Развитие мышления. Развитие непосредственно зрительной памяти.

Сравнение двух одинаковых предметов, имеющих небольшое отличие.

1.  Рисунки в дуге – «Ежик», «Рыбка»

2. Найди одинаковые.

3. Запомни и найди.

4. Раскрась птичку.

15

3-я неделя января

Практическое овладение предлогами «над», «на».

Развитие пространственных представлений.

Сравнение различных предметов, имеющих внешнее сходство.

1. Чередование палочек и флажков в разных направлениях.

2. Слуховой диктант.

3. Пропись букв «А, О, У»

4. Сгруппируй буквы.

16

4-я неделя января

Практическое овладение предлогами «по», «под».

Найти заданную фигуру .

1. Письмо волнистой  линии, не отрывая руки в направлении письма.

17

1-я неделя февраля

Практическое овладение предлогами «под», «из-под».

Развитие зрительно-двигательных координаций Развитие мышления, пространственного воображения.

Конструирование по образцу фигур из палочек.

1. Рисунки в клеточках (яблоко, цыпленок, грибок, флажок).

2.  Пропись букв «о,у».

3. Найди отличия.

4. Дорисуй недостающие детали.

6. Перепиши без ошибок.

7. Проведи не касаясь.

18

2-я неделя февраля

Практическое овладение предлогами «из», «из-за».

Развитие гибкости мышления.

Развитие произвольного внимания (распределения).

Формирование умения сравнивать

Конструирование из палочек фигур по образцу.

1. Письмо дугообразной линии в направлении письма.

2. Зрительный диктант. Продолжи ряд геометрических фигур.

3. Прописывание элементов букв «С, Х».

4. Найди спрятанные слова.

5. Сравни слова.

6. Учимся сравнивать

19

3-я неделя февраля

Закрепление всех отработанных предлогов.

Развитие памяти на последовательность действий.

Расположение предметов на листе бумаги.

Конструирование из палочек фигур по памяти.

1. Волнистые и дугообразные линии: дорисуй чешуйки рыбки.

2. Письмо крючков с закруглением сверху.

3.  Где спрятались игрушки?

4.  Все по порядку.

5. Где что лежит.

20

4-я неделя февраля

Развитие и уточнение временных представлений.

1. Установить последовательность событий, изображенных в сериях сюжетных картинок.

Развитие мышления.

Развитие наблюдательности.

Развитие слухо-моторных координаций.

1. Письмо горизонтальных крючков.

2. Рисунок по клеточкам: яблоко, слива, зонтик.

21

1-я неделя марта

Наблюдение последовательности явлений и реальных действий.

Развитие умения сравнивать.

Развитие мышления.

Развитие зрительно-двигательных координаций.

Развитие слухо-моторных координаций.

1. Зарисовка заборчика (башня – крыша) – безотрывное письмо.

2. Письмо крючков разной высоты.

3 Найди одинаковые.

22

2-я неделя марта

Уточнение представлений о частях суток и название каждой из них.

Развитие умения сравнивать.

Развитие зрительного восприятия.

Воспроизведение ритмического рисунка хлопками, отстукиванием на барабане.

1. Письмо овалов.

2. Правописание проходящих букв»

3. Исключение лишнего.

23

3-я неделя марта

Уточнение знаний о последовательности частей суток.

Развитие произвольного внимания, слуховой памяти, наглядно-образного мышления.

Сопровождение детских стихов и песенок хлопками в ладоши.

1. Письмо косых линий разной высоты.

2. Слуховой диктант.

4. На что это похоже?

24

4-я неделя марта

Уточнение представлений о днях недели. Учить связывать названия дней в неделе с порядковым номером. Неделя. Семь суток. Порядок дней недели

Развитие пространственных представлений, наглядно-образного мышления.

Простучать за логопедам карандашом ритмический рисунок.

1. Чередование наклонных линий и крючков в различных направлениях.

2. Прописывание элементов пройденных букв.

25

1-я неделя апреля

Закрепление представлений о неделе и названиях дней недели.

Соотнесение с определенными днями недели тех или иных занятий, событий жизни детей.

Формирование пространственных представлений, развитие логики, психомоторики.

Учить чувствовать ритм, рифму.

Игра «Подбери слово, чтобы вышло складно».

1. Зрительный диктант.

2. Письмо пройденных букв.

3.  Обобщающие понятия.

26

2-я неделя апреля

Уточнение представлений о последовательности времен года.

Развития наглядно-образного мышления, внимания (устойчивость), процесс синтеза.

Развитие зрительной памяти.

Развитие мышления. Игры-упражнения.

1. Обводка предметов и штриховка косой, горизонтально, вертикально.

2. Продай знак.

3. Назови по порядку.

4. Что здесь изображено.

27

3-я неделя апреля

Месяцы. Соотнесение месяцев с определенным временем года.

Развитие мышления (установление закономерностей), процесса анализа, психомоторики.

Игра «Чего не стало»

1. Письмо косых и прямых крючков с закруглениями вверху и внизу.

2. Письмо букв «М, Ш»

3. Найди фигуру.

4.  Раздели на части.

5. Собери картинку

28

4-я неделя апреля

Уточнение представлений о членах семьи. Понятия «старше», «младше»

Развитие зрительного восприятия, мышления слухового ощущения.

Игра «Что добавилось?»

1. Чередование овалов и палочек.

2. Найди буквы.

29

1-я неделя мая

Составление рассказа о семье, объясняя, кто кому кем приходится.

Разложить предметы в первоначальной последовательности.

1. Чередование кругов и овалов.

2. Письмо пройденных букв.

30

2-я неделя мая

Дидактические игры на закрепление пространственно-временных представлений.

Развитие пространственных представлений, наглядно-образного мышления.Сутки. Части суток (утро, день,вечер, ночь).

Дидактические задания.

1. Обобщающие занятия.

                                                

Список литературы:

  1. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. – М.: Издательство «Ось - 89», 1997.
  2. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М.: Владос, 2001. – 336с.
  3. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах.- М., 1999.- 218с.
  4. Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников (психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся I-IVкл.). – М.: «Ось - 89», 2006.
  5. Мазанова Е.В.Коррекция аграмматической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов. 2-е издание, исправленное.- ГНОМ и Д,2010
  6. Мазанова Е.В.Коррекция акустической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов. 2-е издание, исправленное.- ГНОМ и Д, 2010
  7. Метиева Л.А., Удалова Э.Я. Развитие сенсорной сферы детей. Пособие для учителей специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / Л.А. Метиева, Э.Я. Удалова – М.: Просвещение, 2009.
  8. Парамонова Л.Г. Упражнения для развития письма.- С – Пб.: Дельта,1998.- 208с.
  9. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоления у младших школьников. М.: Владос,1997.- 256с.
  10. Ястребова А.В, Бессонова Т.П. Инструктивно – методическое письмо о работе учителя – логопеда при общеобразовательной школе. – М.: Когито – Центр, 1996. – 97с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа логопедического сопровождения для учащихся начальной школы с легкой умственной отсталостью и средней школы с умеренной умственной отсталостью по обучению грамоте

Программа для работы с детьми, обучающимися в начальной школе, с легкой умственной отсталостью и детьми, обучающимися в средней школе с умеренной умственной отсталостью....

Рабочая программа логопедического сопровождения обучающихся начальных классов, имеющих нарушения письменной речи

Календарно-тематическое планирование логопедического сопровождения для 1-2 классов...

Рабочая программа логопедического сопровождения обучающихся 3-4- классов, имеющих нарушения письменной речи

Календарно-тематическое планирование логопедического оспровождения учащихся 3-4- классов...

Рабочая программа логопедического сопровождения обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (Вариант 5.1)

Рабочая программа состоит из блоков "Произношение", "Развитие речи". Блок "Логоритмика" включен в виде элементов в  два ранее названых блока.Программа рассчитана на ...

Рабочая программа логопедического сопровождения для детей с ОВЗ

Адаптированная коррекционно-развивающая программа логопедического сопровождения для детей с ОВЗ....

Рабочая программа логопедического сопровождения на 2022-2023 учебный год

Сегодня одной из актуальных проблем является обеспечение психолого-педагогическими программами и технологиями обучения всех категорий детей без исключения, в том числе с серьёзными отклонениями в разв...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА логопедического сопровождения обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (вариант 5.1) 1-4 класс

Рабочая программа составлена с учётом коррекционной работы и  является комплексным психолого-медико- педагогическим сопровождением процесса освоения АООП НОО (вариа...