Рабочая программа «Логопедическое сопровождение детей с ОВЗ»
рабочая программа по логопедии на тему
Пояснительная записка
Программа составлена с учётом возрастных особенностей развития учащихся, уровня их знаний и умений.
Срок реализации программы – 1 год;
14 часа в год (на каждый класс), 1 часа в неделю
I четверть | II четверть | III четверть | IV четверть | Всего за год |
9 ч | 8 ч | 10 ч | 7 ч | 34 ч |
Цель коррекционных занятий начальной школы: на основе создания оптимальных условий познания ребенком каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков дать правильное многогранное полифункциональное представление об окружающей действительности, способствующее оптимизации речевого развития ребенка и более эффективной социализации его в обществе.
Достижение цели предусматривает решение ряда задач, основная из которых следующая: обогащение чувственного познавательного опыта на основе формирования умений наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений и отражать их в речи, нацеленное на развитие психических процессов памяти, мышления, речи, воображения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
logopedicheskoe_soprovozhdenie_detey_s_ovz.docx | 53.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Правительство Москвы
ЦЕНТРАЛЬНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы
«Школа № 2124 «Центр развития и коррекции»
Телефон: (499) 248-44-17 Факс: (499) 248-46-62 E-mail: sk30@edu.mos.ru
(499) 248-42-42 (499) 248-50-51
ОКПО 45399347, ОГРН 1037739409960, ИНН/КПП 7704234760/770401001
____________________________________________________________________
Рабочая программа
«Логопедическое сопровождение детей с ОВЗ»
1-9классы
Автор-составитель:
учитель-логопед
Фролова Анна Павловна
Москва, 2015
Пояснительная записка
Программа составлена с учётом возрастных особенностей развития учащихся, уровня их знаний и умений.
Срок реализации программы – 1 год;
14 часа в год (на каждый класс), 1 часа в неделю
I четверть | II четверть | III четверть | IV четверть | Всего за год |
9 ч | 8 ч | 10 ч | 7 ч | 34 ч |
Цель коррекционных занятий начальной школы: на основе создания оптимальных условий познания ребенком каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков дать правильное многогранное полифункциональное представление об окружающей действительности, способствующее оптимизации речевого развития ребенка и более эффективной социализации его в обществе.
Достижение цели предусматривает решение ряда задач, основная из которых следующая: обогащение чувственного познавательного опыта на основе формирования умений наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений и отражать их в речи, нацеленное на развитие психических процессов памяти, мышления, речи, воображения.
Задачами логопедической коррекции являются:
- формировать на основе активизации работы всех органов чувств адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств;
- корректировать недостатки познавательной деятельности детей путем систематического и целенаправленного воспитания у них полноценного восприятия формы, конструкции, величины, цвета, особых свойств предметов, их положения в пространстве;
- формировать пространственно-временные ориентировки;
- формировать представления о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза звукослогового состава слова.
- обогащать словарный запас детей.
- исправление недостатков моторики.
- развивать связную речь (развитие навыков построения связного высказывания, рассуждение, передача содержания текста).
- развивать коммуникативную готовность к обучению (умение внимательно слушать и слышать логопеда.
Оздоровительная работа:
- расслабляющий массаж, дыхательная гимнастика
- развитие координации движений, речь с движением, мелкой моторики
- развитие ориентировки в пространстве
- расслабляющие и релаксирующие упражнения
Логопедическое сопровождение.
Сенсорное и сенсомоторное развитие
- Развитие перцептивных возможностей.
- Развитие зрительного восприятия (сенсорные эталоны, зрительный анализ, тонкость и дифференцированность восприятия);
- Развитие слухового восприятия (ритмизация, дифференциация, соотнесение);
- Развитие межанализаторных систем, их взаимодействия.
(развитие слухо-моторной, зрительно-моторной, слухо-зрительной и зрительно-двигательной координации)
- Двигательная сфера
- Развитие мелкой моторики и общей двигательной координации;
Формирование пространственно-временных отношений
- Формирование собственно пространственных представлений
(умение ориентироваться в собственном теле, умения ориентироваться на плоскости;
формирование пространственных представлений в речи, формирование умения понимать пространственные и временные логико-грамматические конструкции.)
Развитие звуковой стороны речи.
- Формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза звукослогового состава слова.
- Коррекция дефектов произношения.
Развитие лексического запаса и грамматического строя речи:
- уточнение значений имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного запаса, как путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, так и за счет развития у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования;
- уточнение значения используемых синтаксических конструкций; дальнейшее развитие и совершенствование грамматического оформления речи путем овладения детьми
словосочетаниями, связью слов в предложении.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Средний уровень усвоения
Учащиеся под контролем логопеда должны уметь:
- выражать свои желания за счет усвоения доступных средств коммуникации;участвовать в игровых упражнениях с помощью логопеда и с опорой на наглядность;
- различать с помощью логопеда, часто встречающиеся знаково-символические средства представления информации;
- уметь слушать логопеда;
- уметь соблюдать правила поведения во время занятий;
Низкий уровень усвоения
Учащиеся с помощью логопеда должны уметь:
- участвовать в игровых упражнениях с помощью логопеда и с опорой на наглядность;
- откликаться на своё имя, фамилию;
- уметь слушать логопеда;
- уметь соблюдать правила поведения во время занятий.
Формы и средства контроля
за уровнем знаний, умений и навыков учащихся
Устные опросы проводятся по итогам окончания каждой четверти с опорой на индивидуальные особенности ребенка. Задания выполняются самостоятельно, с частичной или с непосредственной помощью логопеда.
По своему содержанию устные опросы могут быть:
- только опросы;
- опросы с заданиями.
Это зависит от цели работы и объема проверяемого материала.
Содержание программы
1-9 класс
Список литературы:
- Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. – М.: Издательство «Ось - 89», 1997.
- Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М.: Владос, 2001. – 336с.
- Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах.- М., 1999.- 218с.
- Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников (психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся I-IVкл.). – М.: «Ось - 89», 2006.
- Мазанова Е.В.Коррекция аграмматической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов. 2-е издание, исправленное.- ГНОМ и Д,2010
- Мазанова Е.В.Коррекция акустической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов. 2-е издание, исправленное.- ГНОМ и Д, 2010
- Метиева Л.А., Удалова Э.Я. Развитие сенсорной сферы детей. Пособие для учителей специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / Л.А. Метиева, Э.Я. Удалова – М.: Просвещение, 2009.
- Парамонова Л.Г. Упражнения для развития письма.- С – Пб.: Дельта,1998.- 208с.
- Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоления у младших школьников. М.: Владос,1997.- 256с.
- Ястребова А.В, Бессонова Т.П. Инструктивно – методическое письмо о работе учителя – логопеда при общеобразовательной школе. – М.: Когито – Центр, 1996. – 97с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа логопедического сопровождения для учащихся начальной школы с легкой умственной отсталостью и средней школы с умеренной умственной отсталостью по обучению грамоте
Программа для работы с детьми, обучающимися в начальной школе, с легкой умственной отсталостью и детьми, обучающимися в средней школе с умеренной умственной отсталостью....
Рабочая программа логопедического сопровождения обучающихся начальных классов, имеющих нарушения письменной речи
Календарно-тематическое планирование логопедического сопровождения для 1-2 классов...
Рабочая программа логопедического сопровождения обучающихся 3-4- классов, имеющих нарушения письменной речи
Календарно-тематическое планирование логопедического оспровождения учащихся 3-4- классов...
Рабочая программа логопедического сопровождения обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (Вариант 5.1)
Рабочая программа состоит из блоков "Произношение", "Развитие речи". Блок "Логоритмика" включен в виде элементов в два ранее названых блока.Программа рассчитана на ...
Рабочая программа логопедического сопровождения для детей с ОВЗ
Адаптированная коррекционно-развивающая программа логопедического сопровождения для детей с ОВЗ....
Рабочая программа логопедического сопровождения на 2022-2023 учебный год
Сегодня одной из актуальных проблем является обеспечение психолого-педагогическими программами и технологиями обучения всех категорий детей без исключения, в том числе с серьёзными отклонениями в разв...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА логопедического сопровождения обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (вариант 5.1) 1-4 класс
Рабочая программа составлена с учётом коррекционной работы и является комплексным психолого-медико- педагогическим сопровождением процесса освоения АООП НОО (вариа...