Логопедическое сопровождение детей с ОВЗ в рамках реализации ФГОС НОО
материал по логопедии на тему

Белякова Светлана Викторовна

     Цель логопедического сопровождения ребенка с ЗПР : выбор оптимальных путей логопедической работы по коррекции речевых нарушений, способствующих успешной адаптации и интеграции его в социуме.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на региональном научно-практическом семинаре по теме:

"Логопедическое сопровождение детей

с ОВЗ в рамках реализации ФГОС НОО"

Подготовила

 учитель-логопед

МОУ СШ №3

Белякова С.В

Волжский 2017

Логопедическое сопровождение детей с ОВЗ в рамках реализации ФГОС НОО.

(слайд1)

        В  соответствии с требованиями ФГОС НОО  для детей с ОВЗ должна быть разработана  программа  коррекционной работы. В нашей школе такая программа разработана для детей с ЗПР.

      Цель коррекционной программы: создание системы комплексной помощи обучающимся с ЗПР в освоении АООП НОО, коррекция недостатков в физическом и (или) психическом и речевом развитии обучающихся, их социальная адаптация.

      Одной из задач     коррекционной программы является:

  • осуществление        индивидуально-ориентированного психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся с ЗПР с учетом их особых образовательных потребностей;

     К      основным направлениям коррекционной работы относится:

  • коррекция нарушений устной и письменной речи.

     А  это значит, что без логопедического сопровождения  не обойтись.

     Цель логопедического сопровождения ребенка с ЗПР : выбор оптимальных путей логопедической работы по коррекции речевых нарушений, способствующих успешной адаптации и интеграции его в социуме.

     Задачи логопедического сопровождения:

  • Общее речевое развитие школьников
  • Формирование речевых предпосылок к усвоению грамоты, программы по письму, развитию речи и другим предметам
  • Успешная социализация детей

(слайд 2)

Логопедическое сопровождение включает в себя взаимосвязанные направления: 

1.Диагностическая работа обеспечивает выявление особенностей развития и здоровья обучающихся с ЗПР с целью оказания им психолого-медико-педагогической помощи.

2.Коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию имеющихся проблем детей с ЗПР; способствует формированию универсальных учебных действий обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных);

3.        Консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения обучающихся с ЗПР, консультирование специалистов, работающих с детьми, их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся с ЗПР.

         4.Информационно-просветительская         работа предполагает осуществление разъяснительной деятельности по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса — обучающимися, их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.

(слайд 3)

         В первые две недели сентября и последние две недели мая учитель-логопед  проводит полное обследование состояния письменной и\или устной речи младших школьников. Задачи вводной диагностики: определение структуры и степени выраженности речевых нарушений у школьников; планирование соответствующей коррекционной работы. Промежуточная диагностика проводится в середине учебного года направлена на выявление динамики.   Итоговая диагностика проводится в конце курса логопедических занятий Задачи итоговой диагностики:  подведение итогов; проведение анализа коррекционной работы; определение перспективы дальнейшей деятельности.   которые позволяют учителю-логопеду увидеть точную и полную картину  состояния устной и письменной речи детей  в сравнении.

     За основу обследования взяты речевые пробы экспресс-диагностики Фотековой Т.А.

Логопедическое обследование  должно быть комплексным, системным, основываться на фактических данных. Это позволит вскрыть причины речевых нарушений, определить механизм и структуру дефекта, выявить компенсаторные возможности ребенка и наметить эффективные пути коррекции. Все данные обследования записываются в речевую карту, которая заполняется в ходе обследования. Результаты отражаются в протоколе и в речевом профиле.

      Логопедическое обследование.

Акушерский анамнез и анамнез развития ребенка

Выявление интересов ребенка, его любимые занятия и игры,особенности представлений об окружающем.

Изучение импрессивной речи

Фонематический анализ: выделение звука на фоне слова, выделение звука из слова, определение места звука в слове по отношению к другим звукам, определение количества звуков в слове, дифференциация звуков по противопоставлениям (звонкость-глухость, мягкость-твердость, свистящие-шипящие и т.п.).

Фонематический синтез: составление слов из последовательно данных звуков, составление слов из звуков, данных в нарушенной последовательности.

Фонематические представления: придумать слово на определенный звук.

Строение и подвижность артикуляционного аппарата, оральный праксис.

Состояние звукопроизношения: изолированный вариант, в слогах (открытых, закрытых, со стечением согласных, в словах, в речи, произношение слов различной слоговой структуры. Отмечается сокращение числа слогов, упрощение слогов, уподобление слогов, перестановка слогов.

Словарный состав языка:

Грамматический строй речи:

Состояние связной речи

Динамические характеристики речи(темп, интонационная выразительность; наличие скандированной речи; запинки, спотыкание, заикание) и особенности голоса (громкий, тихий, слабый, сиплый, хриплый).

Изучение навыков письма

            Изучение навыка чтения

(слайд 4)

Характеристика речи детей с ЗПР.

Задержка психического развития всегда ведет к различным нарушениям речевой деятельности.

   При ЗПР у детей  отмечается более позднее развитие фразовой речи.

Нарушения устной речи  проявляются в нарушении произношения.У некоторых детей нарушается только одна группа звуков. У других   одновременно две или несколько групп звуков.

Причиной искаженного произношения звуков обычно является недостаточная сформированность или нарушения артикуляционной моторики.

Одним из факторов, вызывающих нарушения звукопроизношения у детей с ЗПР, в частности, смешения звуков, является недостаточная сформированность фонематического  восприятия. Нарушения проявляются как в трудностях дифференциации звуков, так и в несформированности фонематического анализа и синтеза. Нарушения звукового анализа и синтеза   очень стойкие. Они сохраняются в течение нескольких лет, вызывая нарушения чтения и письма.

    Словарный запас школьников с отличается бедностью и неточностью: Ограниченность словарного запаса определяется недостаточностью знаний и представлений об окружающем мире, низкой познавательной активностью.

Так, большинство детей с ЗПР имеют очень приблизительное, неточное представление о профессии своих родителей. Во многих случаях на вопрос «Кем работает (мама или папа)?» вспоминают несущественные, второстепенные сведения: Она пишет... Рядом с ней строят дом ...    Лишь немногие дети  точно знают свою фамилию, имя, отчество, имя и отчество родителей.

Часто наблюдается  неточность употребления слов, их замены по семантическим признакам (вместо рама — окно, конверт — письмо, вышивает — шьет).  В словаре детей  преобладают существительные и глаголы. Усвоение же прилагательных вызывает определенные трудности.

В активном словаре  детей с ЗПР преобладают слова конкретного значения, а слова обобщающего характера вызывают большие затруднения.Также дети с  испытывают трудности в подборе слов-антонимов и особенно слов-синонимов. 

          В речи детей  недостаточно представлены местоимения, наречия. Они замедленно включают в свою речь новые слова, понятия, полученные в процессе обучения.

        Грамматический строй речи также отличается рядом особенностей

У детей с ЗПР не сформирована система предлогов языка. Дети  часто опускают предлоги в, из, не используют предлоги из-под, около, перед, за, смешивают предлоги из и вна и в,заменяют предлог перед предлогом на, предлог под предлогом в, предлог около предлогом на, предлог за — предлогом на и т. д.

Изменение существительных по падежам  часто сопровождается большим количеством ошибок. Еще большие трудности наблюдаются при согласовании  прилагательных с существительными в роде

Более трудным для данной категории детей является образование названий детенышей животных и птиц (свиненок, лошаденок, гусик,).

Дети используют ограниченный набор синтаксических конструкций, преимущественно простые предложения.  Частыми ошибками бывают нарушения порядка слов в предложении: постановка сказуемого в конец предложения: Девочка книгу убрала; постановка прилагательного в конец предложения: Девочка платье надевает красное.

У детей с ЗПР отмечается и своеобразие связной речи. Для них сложен пересказ произведений (особенно повествовательного характера), составление рассказа по серии картинок, по сюжетной картинке и составление творческого рассказа, рассказа-описания. Они не дают развернутого ответа на вопрос взрослого, часто в ответах основная мысль перебивается посторонними  суждениями.

Наиболее трудными для детей с ЗПР  самостоятельные рассказы на заданную тему. Многие  отказываются от выполнения этого задания:  не знают, о чем говорить или ограничиваются лишь одной фразой.

Таким образом, у детей обнаруживаются существенные нарушения программирования текста, невозможность подчинить речевую деятельность замыслу, соскальзывание на побочные ассоциации.

        На уровне импрессивной речи отмечаются трудности в понимании сложных инструкций.

   Прохождение ступеней формирования навыка чтения и письма у детей с ЗПР осуществляется замедленными темпами.

   Затруднение вызывает овладение не только технической стороной процесса чтения, но и понимание прочитанного. Процесс чтения сопровождается большим количеством разнообразных ошибок.

  К нарушения письма относятся: замены букв, пропуски гласных и согласных; добавление букв; перестановки букв; пропуск  слогов, слитное написание слов, предложений, орфографические ошибки. У детей с ЗПР в процессе письма отмечаются и нарушения моторного акта письма, страдает плавность, ритмичность, наблюдается  соскальзывание со строки.

      Указанные особенности в развитии детей  спонтанно  не преодолеваются. Они требуют  от учителей-логопедов специально организованной  коррекционной работы.

(слайд 5)

       Базовыми элементами программы коррекционной работы школы   являются представленные ниже подпрограммы по вариантам 7.1 и 7.2. 

Вариант 7.1

1.Коррекция общего недоразвития речи у детей с ЗПР

2. Коррекция нарушений чтения и письма, обусловленных общим недоразвитием речи (III уровень).

Вариант 7.2

   3. Программа предупреждения нарушений письменной речи у детей с ЗПР.

   4. Коррекция общего недоразвития речи у первоклассников с ЗПР.

   5. Коррекция нарушений чтения и письма, обусловленных общим недоразвитием речи (III уровень).

       При составлении логопедических программ использованы: практические приемы по формированию функционального базиса навыков письма и чтения (А.Н. Корнев); практические приемы коррекции письменной речи  (И.Н. Садовникова, В.И. Городилова, Л.Н. Ефименкова, Г.Г. Мисаренко и других авторов).  

        На основании материалов обследования осуществляется  группировка учащихся по схожему дефекту речи.

        Опираясь на материалы обследования и мониторинг, логопед составляет календарно-тематическое планирование на каждую группу учащихся. Цель такого планирования — распределить намеченные темы в течение учебного года, определить объем изучаемого материала по каждой теме, лексический материал, выбрать и применить наиболее эффективные средства коррекции речи в зависимости от речевого дефекта и возрастных особенностей детей. Составляя календарно-тематический план, логопед должен учитывать все направления работы для устранения имеющегося речевого дефекта.

Групповые логопедические занятия  проводятся во 2 половине дня 3 раза в неделю по 40 минут. Групповые логопедические занятия  направлены на восполнение пробелов предшествующего развития, формирование готовности к овладению учебного материала. На занятиях широко применяются разнообразные наглядные опоры и игровые приемы.

(слайд 6)

Обобщенная структура группового логопедического занятия:

  • мотивационная установка,
  • коррекция звукопроизношения,
  • развитие фонематического анализа и синтеза,
  • лексико-грамматические упражнения,
  • развитие связной речи,
  • неречевых процессов, мелкой моторики
  • коррекция нарушений письменной речи
  • рефлексивный анализ.

          Особенности логопедического сопровождения детей с ЗПР

• Логопедическая работа осуществляется в более длительные сроки, чем с нормой.

• Весь процесс логопедической работы направлен на формирование мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения.

• Планирование составляется таким образом, чтобы коррекционная работа осуществлялась над речевой системой в целом (в каждое занятие включаются задачи на развитие фонетико-фонематической стороны речи, лексико-грамматического строя и связной речи).

(слайд 7)

Специфика логопедической работы с учащимися с ЗПР: 

  • Максимальное использование сохранных анализаторов (зрительный, слуховой, тактильный)
  • Дифференцированный подход (психические особенности, работоспособность, уровень сформированности речи)
  • Частый повтор упражнений с элементами новизны
  • Частая смена видов деятельности (быстрая утомляемость)
  • Дозировка заданий и речевого материала (постепенное усложнение)
  • Конкретность и доступность заданий
  • Умеренный темп работы

Постоянное поддержание интереса к занятиям (эмоциональность, игровые методы и приемы, наглядность и т.д.)

(фрагменты логопедических занятий)

(слайд 8)

   Следующие 2 направления логопедического сопровождения. 

Консультативная работа включает:

― консультирование педагогов по решению проблем в развитии и обучении, поведении и межличностном взаимодействии конкретных обучающихся;

― консультативную помощь семье в вопросах решения конкретных вопросов воспитания и оказания возможной помощи обучающемуся в освоении общеобразовательной программы.

     Информационно-просветительская работа включает:

― проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий обучающихся;

― оформление информационных стендов, печатных и других материалов;

― просвещение педагогов с целью повышения их   компетентности;

― просвещение родителей с целью формирования у них элементарной психолого-педагогической компетентности.

(слайд 9)

       В заключении хочется отметить, что  система логопедического сопровождения детей с ОВЗ является важной и неотъемлемой составляющей в рамках реализации коррекционной программы  ФГОС НОО.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Логопедическое сопровождение детей с ОВЗ в рамках реализации ФГОС НОО Подготовила учитель-логопед высшей категории Белякова С.В. МОУ СШ№3 г. Волжский 25.01.2017г.

Слайд 2

направления логопедического сопровождения

Слайд 3

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА:

Слайд 4

Проявления Речевых нарушений у детей с ЗПР:

Слайд 5

Реализация коррекционно-развивающего обучения ВАРИАНТ 7.1 ВАРИАНТ 7.2 Коррекция общего недоразвития речи у первоклассников с ЗПР . 1 класс Учитель-логопед Коррекция общего недоразвития речи у первоклассников с ЗПР. 1 класс, 1 доп. класс Учитель-логопед Коррекция нарушений чтения и письма, обусловленных ОНР (III уровень) 2-4 класс Учитель-логопед Коррекция нарушений чтения и письма, обусловленных ОНР (III уровень). 2-4 класс Учитель-логопед Программа предупреждения нарушений письменной речи у детей с ЗПР. 1 класс, 1 доп. класс Воспитатель ГПД

Слайд 6

Обобщенная структура группового логопедического занятия:

Слайд 7

Специфика логопедической работы с учащимися с ЗПР:

Слайд 8

Консультативная и Информационно-просветительская работа

Слайд 9

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! УСПЕХОВ В РАБОТЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт реализации проектной деятельности на уроках литературного чтения и окружающего мира в рамках реализации ФГОС НОО

Проектная деятельность ставит в центр образовательной системы личность ребёнка, раскрытие его творческого потенциала....

Реализация модели внеурочной деятельности на основе институциональной и муниципальной системы дополнительного образования детей в рамках реализации ФГОС НОО и ФГОС ООО

Значение эффективной внеурочной деятельности и ранней профподготовки для развития социальной адаптации, социального самоопределения и самореализации на премере организации внеурочной деятельности в МБ...

Работа с литературными источниками в ходе реализации проектно-исследовательской деятельности в рамках реализации ФГОС НОО и ФГОС для детей с ОВЗ

Собранные сведения анализируются и обобщаются, для ребёнка это очень сложная задача. Но именно в этом процессе развиваются мышление и творческие способности младшего школьника. Выделение им главной ид...

Цикл занятий «Психолого-педагогическое сопровождение одарённых детей в рамках реализации ФГОС» . «Маленький гений»

Создать условия для выявления поддержки и интеллектуального развития одаренных детей...

Логопедическое сопровождение обучающихся со статусом ОВЗ в рамках реализации ФГОС.

Логопедическое сопровождение обучающихся с ОВЗ осуществляется в рамках психолого-медико-педагогического консилиума школы. Учитель-логопед является членом команды специалистов,...

Особенности логопедического сопровождения образовательного процесса в условиях реализации новых образовательных стандартов обучающихся с ОВЗ

Цель работы учителя - логопеда в рамках ФГОС: оказание помощи обучающимся, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи, в освоении ими общеобразовательных программ, способствуя развитию и са...