Логопедическое сопровождение детей с ОВЗ в рамках реализации ФГОС НОО
материал по логопедии на тему
Цель логопедического сопровождения ребенка с ЗПР : выбор оптимальных путей логопедической работы по коррекции речевых нарушений, способствующих успешной адаптации и интеграции его в социуме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
logopedicheskoe_soprovozhdenie_detey_s_ovz_.docx | 30.57 КБ |
logopedicheskoe_soprovozhdenie_detey_s_ovz_docx.pptx | 1.41 МБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на региональном научно-практическом семинаре по теме:
"Логопедическое сопровождение детей
с ОВЗ в рамках реализации ФГОС НОО"
Подготовила
учитель-логопед
МОУ СШ №3
Белякова С.В
Волжский 2017
Логопедическое сопровождение детей с ОВЗ в рамках реализации ФГОС НОО.
(слайд1)
В соответствии с требованиями ФГОС НОО для детей с ОВЗ должна быть разработана программа коррекционной работы. В нашей школе такая программа разработана для детей с ЗПР.
Цель коррекционной программы: создание системы комплексной помощи обучающимся с ЗПР в освоении АООП НОО, коррекция недостатков в физическом и (или) психическом и речевом развитии обучающихся, их социальная адаптация.
Одной из задач коррекционной программы является:
- осуществление индивидуально-ориентированного психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся с ЗПР с учетом их особых образовательных потребностей;
К основным направлениям коррекционной работы относится:
- коррекция нарушений устной и письменной речи.
А это значит, что без логопедического сопровождения не обойтись.
Цель логопедического сопровождения ребенка с ЗПР : выбор оптимальных путей логопедической работы по коррекции речевых нарушений, способствующих успешной адаптации и интеграции его в социуме.
Задачи логопедического сопровождения:
- Общее речевое развитие школьников
- Формирование речевых предпосылок к усвоению грамоты, программы по письму, развитию речи и другим предметам
- Успешная социализация детей
(слайд 2)
Логопедическое сопровождение включает в себя взаимосвязанные направления:
1.Диагностическая работа обеспечивает выявление особенностей развития и здоровья обучающихся с ЗПР с целью оказания им психолого-медико-педагогической помощи.
2.Коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию имеющихся проблем детей с ЗПР; способствует формированию универсальных учебных действий обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных);
3. Консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения обучающихся с ЗПР, консультирование специалистов, работающих с детьми, их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся с ЗПР.
4.Информационно-просветительская работа предполагает осуществление разъяснительной деятельности по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса — обучающимися, их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.
(слайд 3)
В первые две недели сентября и последние две недели мая учитель-логопед проводит полное обследование состояния письменной и\или устной речи младших школьников. Задачи вводной диагностики: определение структуры и степени выраженности речевых нарушений у школьников; планирование соответствующей коррекционной работы. Промежуточная диагностика проводится в середине учебного года направлена на выявление динамики. Итоговая диагностика проводится в конце курса логопедических занятий Задачи итоговой диагностики: подведение итогов; проведение анализа коррекционной работы; определение перспективы дальнейшей деятельности. которые позволяют учителю-логопеду увидеть точную и полную картину состояния устной и письменной речи детей в сравнении.
За основу обследования взяты речевые пробы экспресс-диагностики Фотековой Т.А.
Логопедическое обследование должно быть комплексным, системным, основываться на фактических данных. Это позволит вскрыть причины речевых нарушений, определить механизм и структуру дефекта, выявить компенсаторные возможности ребенка и наметить эффективные пути коррекции. Все данные обследования записываются в речевую карту, которая заполняется в ходе обследования. Результаты отражаются в протоколе и в речевом профиле.
Логопедическое обследование.
Акушерский анамнез и анамнез развития ребенка
Выявление интересов ребенка, его любимые занятия и игры,особенности представлений об окружающем.
Изучение импрессивной речи
Фонематический анализ: выделение звука на фоне слова, выделение звука из слова, определение места звука в слове по отношению к другим звукам, определение количества звуков в слове, дифференциация звуков по противопоставлениям (звонкость-глухость, мягкость-твердость, свистящие-шипящие и т.п.).
Фонематический синтез: составление слов из последовательно данных звуков, составление слов из звуков, данных в нарушенной последовательности.
Фонематические представления: придумать слово на определенный звук.
Строение и подвижность артикуляционного аппарата, оральный праксис.
Состояние звукопроизношения: изолированный вариант, в слогах (открытых, закрытых, со стечением согласных, в словах, в речи, произношение слов различной слоговой структуры. Отмечается сокращение числа слогов, упрощение слогов, уподобление слогов, перестановка слогов.
Словарный состав языка:
Грамматический строй речи:
Состояние связной речи
Динамические характеристики речи(темп, интонационная выразительность; наличие скандированной речи; запинки, спотыкание, заикание) и особенности голоса (громкий, тихий, слабый, сиплый, хриплый).
Изучение навыков письма
Изучение навыка чтения
(слайд 4)
Характеристика речи детей с ЗПР.
Задержка психического развития всегда ведет к различным нарушениям речевой деятельности.
При ЗПР у детей отмечается более позднее развитие фразовой речи.
Нарушения устной речи проявляются в нарушении произношения.У некоторых детей нарушается только одна группа звуков. У других одновременно две или несколько групп звуков.
Причиной искаженного произношения звуков обычно является недостаточная сформированность или нарушения артикуляционной моторики.
Одним из факторов, вызывающих нарушения звукопроизношения у детей с ЗПР, в частности, смешения звуков, является недостаточная сформированность фонематического восприятия. Нарушения проявляются как в трудностях дифференциации звуков, так и в несформированности фонематического анализа и синтеза. Нарушения звукового анализа и синтеза очень стойкие. Они сохраняются в течение нескольких лет, вызывая нарушения чтения и письма.
Словарный запас школьников с отличается бедностью и неточностью: Ограниченность словарного запаса определяется недостаточностью знаний и представлений об окружающем мире, низкой познавательной активностью.
Так, большинство детей с ЗПР имеют очень приблизительное, неточное представление о профессии своих родителей. Во многих случаях на вопрос «Кем работает (мама или папа)?» вспоминают несущественные, второстепенные сведения: Она пишет... Рядом с ней строят дом ... Лишь немногие дети точно знают свою фамилию, имя, отчество, имя и отчество родителей.
Часто наблюдается неточность употребления слов, их замены по семантическим признакам (вместо рама — окно, конверт — письмо, вышивает — шьет). В словаре детей преобладают существительные и глаголы. Усвоение же прилагательных вызывает определенные трудности.
В активном словаре детей с ЗПР преобладают слова конкретного значения, а слова обобщающего характера вызывают большие затруднения.Также дети с испытывают трудности в подборе слов-антонимов и особенно слов-синонимов.
В речи детей недостаточно представлены местоимения, наречия. Они замедленно включают в свою речь новые слова, понятия, полученные в процессе обучения.
Грамматический строй речи также отличается рядом особенностей
У детей с ЗПР не сформирована система предлогов языка. Дети часто опускают предлоги в, из, не используют предлоги из-под, около, перед, за, смешивают предлоги из и в, на и в,заменяют предлог перед предлогом на, предлог под предлогом в, предлог около предлогом на, предлог за — предлогом на и т. д.
Изменение существительных по падежам часто сопровождается большим количеством ошибок. Еще большие трудности наблюдаются при согласовании прилагательных с существительными в роде
Более трудным для данной категории детей является образование названий детенышей животных и птиц (свиненок, лошаденок, гусик,).
Дети используют ограниченный набор синтаксических конструкций, преимущественно простые предложения. Частыми ошибками бывают нарушения порядка слов в предложении: постановка сказуемого в конец предложения: Девочка книгу убрала; постановка прилагательного в конец предложения: Девочка платье надевает красное.
У детей с ЗПР отмечается и своеобразие связной речи. Для них сложен пересказ произведений (особенно повествовательного характера), составление рассказа по серии картинок, по сюжетной картинке и составление творческого рассказа, рассказа-описания. Они не дают развернутого ответа на вопрос взрослого, часто в ответах основная мысль перебивается посторонними суждениями.
Наиболее трудными для детей с ЗПР самостоятельные рассказы на заданную тему. Многие отказываются от выполнения этого задания: не знают, о чем говорить или ограничиваются лишь одной фразой.
Таким образом, у детей обнаруживаются существенные нарушения программирования текста, невозможность подчинить речевую деятельность замыслу, соскальзывание на побочные ассоциации.
На уровне импрессивной речи отмечаются трудности в понимании сложных инструкций.
Прохождение ступеней формирования навыка чтения и письма у детей с ЗПР осуществляется замедленными темпами.
Затруднение вызывает овладение не только технической стороной процесса чтения, но и понимание прочитанного. Процесс чтения сопровождается большим количеством разнообразных ошибок.
К нарушения письма относятся: замены букв, пропуски гласных и согласных; добавление букв; перестановки букв; пропуск слогов, слитное написание слов, предложений, орфографические ошибки. У детей с ЗПР в процессе письма отмечаются и нарушения моторного акта письма, страдает плавность, ритмичность, наблюдается соскальзывание со строки.
Указанные особенности в развитии детей спонтанно не преодолеваются. Они требуют от учителей-логопедов специально организованной коррекционной работы.
(слайд 5)
Базовыми элементами программы коррекционной работы школы являются представленные ниже подпрограммы по вариантам 7.1 и 7.2.
Вариант 7.1
1.Коррекция общего недоразвития речи у детей с ЗПР
2. Коррекция нарушений чтения и письма, обусловленных общим недоразвитием речи (III уровень).
Вариант 7.2
3. Программа предупреждения нарушений письменной речи у детей с ЗПР.
4. Коррекция общего недоразвития речи у первоклассников с ЗПР.
5. Коррекция нарушений чтения и письма, обусловленных общим недоразвитием речи (III уровень).
При составлении логопедических программ использованы: практические приемы по формированию функционального базиса навыков письма и чтения (А.Н. Корнев); практические приемы коррекции письменной речи (И.Н. Садовникова, В.И. Городилова, Л.Н. Ефименкова, Г.Г. Мисаренко и других авторов).
На основании материалов обследования осуществляется группировка учащихся по схожему дефекту речи.
Опираясь на материалы обследования и мониторинг, логопед составляет календарно-тематическое планирование на каждую группу учащихся. Цель такого планирования — распределить намеченные темы в течение учебного года, определить объем изучаемого материала по каждой теме, лексический материал, выбрать и применить наиболее эффективные средства коррекции речи в зависимости от речевого дефекта и возрастных особенностей детей. Составляя календарно-тематический план, логопед должен учитывать все направления работы для устранения имеющегося речевого дефекта.
Групповые логопедические занятия проводятся во 2 половине дня 3 раза в неделю по 40 минут. Групповые логопедические занятия направлены на восполнение пробелов предшествующего развития, формирование готовности к овладению учебного материала. На занятиях широко применяются разнообразные наглядные опоры и игровые приемы.
(слайд 6)
Обобщенная структура группового логопедического занятия:
- мотивационная установка,
- коррекция звукопроизношения,
- развитие фонематического анализа и синтеза,
- лексико-грамматические упражнения,
- развитие связной речи,
- неречевых процессов, мелкой моторики
- коррекция нарушений письменной речи
- рефлексивный анализ.
Особенности логопедического сопровождения детей с ЗПР
• Логопедическая работа осуществляется в более длительные сроки, чем с нормой.
• Весь процесс логопедической работы направлен на формирование мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения.
• Планирование составляется таким образом, чтобы коррекционная работа осуществлялась над речевой системой в целом (в каждое занятие включаются задачи на развитие фонетико-фонематической стороны речи, лексико-грамматического строя и связной речи).
(слайд 7)
Специфика логопедической работы с учащимися с ЗПР:
- Максимальное использование сохранных анализаторов (зрительный, слуховой, тактильный)
- Дифференцированный подход (психические особенности, работоспособность, уровень сформированности речи)
- Частый повтор упражнений с элементами новизны
- Частая смена видов деятельности (быстрая утомляемость)
- Дозировка заданий и речевого материала (постепенное усложнение)
- Конкретность и доступность заданий
- Умеренный темп работы
Постоянное поддержание интереса к занятиям (эмоциональность, игровые методы и приемы, наглядность и т.д.)
(фрагменты логопедических занятий)
(слайд 8)
Следующие 2 направления логопедического сопровождения.
Консультативная работа включает:
― консультирование педагогов по решению проблем в развитии и обучении, поведении и межличностном взаимодействии конкретных обучающихся;
― консультативную помощь семье в вопросах решения конкретных вопросов воспитания и оказания возможной помощи обучающемуся в освоении общеобразовательной программы.
Информационно-просветительская работа включает:
― проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий обучающихся;
― оформление информационных стендов, печатных и других материалов;
― просвещение педагогов с целью повышения их компетентности;
― просвещение родителей с целью формирования у них элементарной психолого-педагогической компетентности.
(слайд 9)
В заключении хочется отметить, что система логопедического сопровождения детей с ОВЗ является важной и неотъемлемой составляющей в рамках реализации коррекционной программы ФГОС НОО.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
направления логопедического сопровождения
ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА:
Проявления Речевых нарушений у детей с ЗПР:
Реализация коррекционно-развивающего обучения ВАРИАНТ 7.1 ВАРИАНТ 7.2 Коррекция общего недоразвития речи у первоклассников с ЗПР . 1 класс Учитель-логопед Коррекция общего недоразвития речи у первоклассников с ЗПР. 1 класс, 1 доп. класс Учитель-логопед Коррекция нарушений чтения и письма, обусловленных ОНР (III уровень) 2-4 класс Учитель-логопед Коррекция нарушений чтения и письма, обусловленных ОНР (III уровень). 2-4 класс Учитель-логопед Программа предупреждения нарушений письменной речи у детей с ЗПР. 1 класс, 1 доп. класс Воспитатель ГПД
Обобщенная структура группового логопедического занятия:
Специфика логопедической работы с учащимися с ЗПР:
Консультативная и Информационно-просветительская работа
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! УСПЕХОВ В РАБОТЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт реализации проектной деятельности на уроках литературного чтения и окружающего мира в рамках реализации ФГОС НОО
Проектная деятельность ставит в центр образовательной системы личность ребёнка, раскрытие его творческого потенциала....
Реализация модели внеурочной деятельности на основе институциональной и муниципальной системы дополнительного образования детей в рамках реализации ФГОС НОО и ФГОС ООО
Доклад об организации внеурочной деятельности в МБОУ СОШ мкр. Вынгапуровский....
Реализация модели внеурочной деятельности на основе институциональной и муниципальной системы дополнительного образования детей в рамках реализации ФГОС НОО и ФГОС ООО
Значение эффективной внеурочной деятельности и ранней профподготовки для развития социальной адаптации, социального самоопределения и самореализации на премере организации внеурочной деятельности в МБ...
Работа с литературными источниками в ходе реализации проектно-исследовательской деятельности в рамках реализации ФГОС НОО и ФГОС для детей с ОВЗ
Собранные сведения анализируются и обобщаются, для ребёнка это очень сложная задача. Но именно в этом процессе развиваются мышление и творческие способности младшего школьника. Выделение им главной ид...
Цикл занятий «Психолого-педагогическое сопровождение одарённых детей в рамках реализации ФГОС» . «Маленький гений»
Создать условия для выявления поддержки и интеллектуального развития одаренных детей...
Логопедическое сопровождение обучающихся со статусом ОВЗ в рамках реализации ФГОС.
Логопедическое сопровождение обучающихся с ОВЗ осуществляется в рамках психолого-медико-педагогического консилиума школы. Учитель-логопед является членом команды специалистов,...
Особенности логопедического сопровождения образовательного процесса в условиях реализации новых образовательных стандартов обучающихся с ОВЗ
Цель работы учителя - логопеда в рамках ФГОС: оказание помощи обучающимся, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи, в освоении ими общеобразовательных программ, способствуя развитию и са...