ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЬНОГО ЛОГОПУНКТА.
статья по логопедии на тему
В статье рассказывается о целях, задачах и специфике работы на школьном логопункте с детьми с ОВЗ. Материал представлен в рамках научно-практической конференции "Возможности организации здоровьеформирующей деятельности в условиях реализации ФГОС", проходившей на на базе Владимирского института развития образования имени Л.И. Новиковой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
logopedicheskoe_soprovozhdenie_detey_s_ovz.docx | 28.4 КБ |
Предварительный просмотр:
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОВЗ
В УСЛОВИЯХ ШКОЛЬНОГО ЛОГОПУНКТА.
ГРИГОРЬЕВА И. В.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования Центр внешкольной работы «Лад» ЗАТО г. Радужный Владимирской области.
Нас трое: ты, я и болезнь.
Если ты объединишься с болезнью,
То я ничего не смогу сделать для тебя.
Если же объединимся ты и я,
То вместе мы победим болезнь.
Гиппократ.
Современный образовательный процесс пластичен и подвижен. Включённость в него детей с ограниченными возможностями здоровья стала необходимостью, в связи с увеличением количества детей данной категории, адаптированием общественной среды под потребности этих людей, формированием адекватного к ним отношения со стороны других членов общества.
Дети с ОВЗ - это группа с особыми образовательными потребностями: помимо обучения и воспитания им необходимы всесторонняя коррекция развития и выбор оптимальных путей логопедической работы по исправлению речевых нарушений, способствующих успешной адаптации и интеграции его в социуме.
Логопедическое сопровождение осуществляется в рамках школьного логопункта.
Контингент детей, посещающих школьный логопункт, весьма разнообразен: первоклассники с нарушением звукопроизношения, фонематического восприятия; учащиеся вторых – четвёртых классов с нарушениями письменной речи смешанного характера; учащиеся пятых – шестых классов надомного обучения по программе VIII вида.
Учитывая специфику нарушений, работа на логопункте ставит целью обеспечение своевременной специализированной помощи в освоении содержания образования и коррекции недостатков устной и письменной речи, в познавательной сфере детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов. Для достижения решается ряд задач:
- общее речевое развитие школьников
- формирование речевых предпосылок к усвоению грамоты, программы по письму, развитию речи и другим предметам
- коррекция произносительной стороны речи (звукопроизношения, фонематического восприятия, в некоторых случаях - интонации),
- коррекция и профилактика ошибок дисграфического характера и дисграфии разных видов,
- коррекция грамматического строя речи
- формирование навыков звуко-буквенного анализа и синтеза
- успешная социализация детей.
Занятия на логопункте помогают ребёнку с ОВЗ лучше адаптироваться в той среде, в которую он включён. Первоклассники легче овладевают письмом, учащиеся 2 – 4 классов с дисграфией усваивают школьную программу, обучающиеся по программе VIII вида лучше понимают преподносимый на уроках материал.
Логопедическая работа в данном направлении имеет свою специфику:
- Работа над речевой системой в целом (фонетико-фонематической стороны, лексико-грамматического строя, связной речи, чтения и письма).
- Максимальное использование сохранных анализаторов (зрительный, слуховой, тактильный).
- Дифференцированный подход, учитывающий психические особенности, работоспособность, уровень сформированности речи.
- Частый повтор упражнений с элементами новизны.
- Частая смена видов деятельности вследствие быстрой утомляемости.
- Дозировка заданий и речевого материала (постепенное усложнение).
- Конкретность и доступность заданий.
- Умеренный темп работы.
- Постоянное поддержание интереса к занятиям (эмоциональность, игровые методы и приемы, наглядность и т.д.)
- Логопедическая работа осуществляется в более длительные сроки, чем с нормой.
- Весь процесс логопедической работы направлен на формирование мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения[8: с.75].
Работа логопеда с детьми ведётся по основным направлениям:
Диагностическое. Определяет степень выраженности и характер речевых нарушений и трудностей развития детей с ОВЗ, намечает пути их преодоления в условиях образовательного учреждения.
Коррекционно-развивающее. Обеспечивает помощь в освоении содержания образования и коррекцию имеющихся недостатков развития, формирует умения и навыки для усвоения соответствующего программного материала, осуществляет своевременную и целенаправленную подготовку к обучению грамоте. Данное направление решает задачи коррекции произносительной стороны речи (звукопроизношения, фонематического восприятия, в некоторых случаях - интонации), по коррекции и профилактике ошибок дисграфического характера и дисграфии разных видов, коррекции грамматического строя речи. Ведётся работа над связной речью.
При работе над звукопроизношением используются как традиционные логопедические приёмы, так и усовершенствования, например, упражнения для общей моторики, мелкой мускулатуры рук и органов речи. Занятия нацелены на развитие силы, работоспособности, подвижности органов, скоординированности движений, адекватности мышечных усилий, выработку контроля и самоконтроля.[2: с.821] Поставленный звук закрепляется в слогах, затем в словах и фразе. Параллельно с постановкой ведётся работа по совершенствованию фонематического восприятия: формируется фонетическая готовность к произнесению звука, готовность различить его в потоке и отличить звук от дефектно произносимых [1: с.43]. Для этого используются различные игры:
Игра «Правильно – неправильно».
Ход: ребёнок смотрит на картинку с изображением ЛИМОНА и внимательно слушает её название, произносимое взрослым. Если картинка будет названа верно, ребёнку следует сказать да, если неверно – нет. Ряд:
Имон, лимон, вимон, зимон, лимон, химон, жимон, римон, лимон, тимон, лимон и т.д.
Игра «Повтори правильно».
Ход: ребёнок слушает, а затем повторяет звуковой ряд в нужной последовательности.
Ряд:
- АОУИ,
- ИАУО,
- ОАУИ.
Затем вслед за взрослым ребёнок повторяет цепочки слогов с легко произносимыми согласными звуками.
ТУ – КА – ПО
ДУ – ХА – МЫ – КО
ПА – БО – ПЫ
ГО – КУ – ГА
ДЫ – ТУ – ДО
Вариант игры: повторение за взрослым цепочки слогов со стечением согласных:
ПТА – ПТО – ПТУ – ПТЫ
ТКА – ТКО – ТКУ – ТКЫ
ПНА – ПНО – ПНУ – ПНЫ
МНА – МНО – МНУ – МНЫ
Игра «Исправь взрослого».
Ход: ребёнок внимательно слушает рифмовку, находит в ней «неправильное» слово. Затем с опорой на картинку заменяет его «правильным», похожим по звуковому составу.
Мы скатаем снежный ком
И построим куклам ТОМ (ДОМ).
Говорит сосед-чудак:
Вырос в поле красный РАК (МАК).
Отругала мама зайку:
Не надел под свитер ГАЙКУ (МАЙКУ).
Хулиганам не до шутки,
Если Рекс в собачей ДУДКЕ (БУДКЕ).[4: с.15]
Закрепление поставленных звуков тоже проходит с использованием различных игр и многообразия речевого материала. Игры по автоматизации решают дополнительно задачи по развитию познавательных процессов.
Игра «Зашифрованные слоги».
Ход: на доске печатаются слоги с поставленным звуком, которые ребёнок называет согласно условию: например, треугольник – слог СА, сердечко – слог СЫ.
Вариант: выкладывание рядов фигур, каждая из которых соответствует определённому слогу (треугольник – слог РА, круг – слог РЫ, квадрат – слог РО).
Игра «Передай интонацию».
Ход: ребёнок внимательно слушает интонацию и количество слогов, которые произносит взрослый. Взрослый кидает мяч ребёнку. Повторив слоги с той же интонацией и столько же раз, ребёнок возвращает мяч взрослому.
АШ – АШАШ!
УШУШ – УШ?
ЫШЫШЫШ и т.д.
Игра «Рассели картинки в домик».
Ход: ребёнку в игровой ситуации предлагается правильно назвать, а затем распределить картинки по «этажам» домика в зависимости от количества слогов в слове.
«Мы пришли к домику. Посмотрите, в нём 3 этажа. На нижнем – 3 окошка, на среднем – 2, на последнем одно. А около дома «гуляют» картинки со звуком [Ш]. Петрушка позвал их домой, а они «забыли», на каком этаже живут. Поможем Петрушке проводить картинки на нужный этаж? Там, где в названии картинок 3 слога, их поселим на нижний этаж, где 2 слога – на средний, а где 1 слог – на верхний». Материал для игры: настенный «слоговой домик» с «окнами»; предметные картинки: шуба, кошка, камыш, ландыш, карандаш, шкаф, шарф, катушка, шкатулка.
Игра «День – ночь».
Ход: ребёнок называет картинки с автоматизируемым звуком, лежащие перед ним. Затем по сигналу логопеда «ночь» закрывает глаза. Логопед убирает одну картинку и говорит «день». Ребёнок открывает глаза и называет отсутствующую картинку. Усложнить игру можно, убирая 2 или 3 картинки из 10.
Игра «Вычеркни».
Ход: ребёнок внимательно просматривает ряды слогов со звуком Л, вычёркивая слог ОЛ.
Игра «Ходилки со словами».
Ход: ребёнку предлагается вести по дорожке от буквы не пальчиком, а глазами, называя слова, выделяя звук Р. Нужно пройти сначала по прямой дорожке, а затем — по волнистой.
Вариант игры: назвать сначала слова, которые отвечают на вопрос кто?, затем – на вопрос что? Контролировать правильность произнесения Р. [7: с. 3].
Коррекция дисграфии связана с формированием навыков пространственной ориентировки в тетради, звукового анализа и синтеза, установлением правильной последовательности слов в предложении, грамматически верно построенной фразы. Обращается внимание на пространственное расположение букв, их элементов, соединений. Используются опорные упражнения, ассоциации. Например, при различении письменных заглавных букв «В» и «Д»: буква В похожа на верблюда с двумя горбами, а буква Д на верблюда с одним горбом. Строчная прописная буква б похожа на белку, такой же хвост, слово «белка» начинается тоже на звук «б». Строчная прописная буква д похожа на дятла, сидящего на стволе дерева, и слово «дятел» начинается на звук «д». Письменные строчные т и п: т – у этой буквы три палочки, слово «три» тоже начинается на «т». А вот у буквы п только пара палочек, и слово «пара» начинается на звук «п». Когда мы пишем строчную прописную р, то палочка ррррастёт, а пишем п и палочка перестала расти. Строчной прописной букве х холодно, она вся сжалась, вот строчной прописной букве ж жарко, она вся раскрылась. Часто дети путают заглавные Е и З. Можно использовать такой приём: буква Е как будто ЕЕЕдет по строчке вперёд, а вот буква З едет ЗЗЗЗАдом. (Ключевая фраза: Едет Задом ). Для различения букв, сходных по акустическим признакам (парные глухие и звонкие согласные, твёрдые и мягкие согласные) один из приёмов, предложенный И. Н. Садовниковой – письмо заданных букв. Из слов и предложений во время диктанта ребёнок выделяет и записывает только заданные звуки (например, «т» и «д»:Дятел долбит ствол дерева – Дт дт т д). Можно выбирать заданные буквы из текста, называть их или записывать. [5: с.33].
Благодаря комбинированию различных упражнений на логопедических занятиях, достигается улучшение качества обученности детей с ОВЗ, что положительно сказывается на качестве их жизни.
В работу логопеда включена и работа с родителями в форме индивидуальных консультаций и, при случае, посещения индивидуального занятия. Включая родителей в коррекционный процесс, логопед делает свои занятия более результативными. Социализация детей происходит в совместной творческой деятельности: учащиеся, посещающие занятия на школьном логопункте успешно принимали участие в конкурсе чтецов, посвящённом Дню Матери, который проходил в нашем учреждении.
Таким образом, система мер по логопедическому сопровождению детей с ОВЗ в условиях школьного логопункта позволяет постепенно включить ребёнка в образовательный процесс, помочь ему усвоить программу обучения, задействовать во внешкольной деятельности, дать возможность проявить себя творчески.
Литература.
1. Филичева Т. Б., Чевелёва Н.А., Чиркина Г. В. Основы логопедии. М., Просвещение, 1989.
2. Куижева З. Н. Логопедическое сопровождение детей с ОВЗ в инклюзивной образовательной среде // Молодой ученый. — 2016. — №13.
3. Фомичёва М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М., Просвещение, 1989.
4. Ткаченко Т. А. Коррекция фонетических нарушений у детей. М., Владос, 2014.
5. Лукашенко М. Л., Свободина Н. Г. Дисграфия. Исправление ошибок на письме. М., 2005.
6.Ефименкова Л. Н. Коррекция звуков речи у детей. М., Просвещение, 1987.
7. О. И. Лазаренко альбом для автоматизации звука «Р». М., Аркти, 2003.
8. Андреева О. А. Логопедическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях интеграции и инклюзии // Логопед. – 2015. – №4.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
статья "Использование сказкотерапии на логопедических занятиях в условиях школьного логопункта"
Использование сказкотерапии на логопедических занятиях в условиях школьного логопункта...
Совместные логопедические занятия как одна из форм работы с детьми и их родителями в условиях школьного логопункта.
Совместные логопедические занятия детей с их родителями можно проводить как обучающие, а можно как обобщающие при выпуске из логопункта. Цель этих уроков – научить взрослых слышать своих детей, замеча...
Календарно-тематическое планирование логопедических занятий в условиях школьного логопункта
Пояснительная записка рабочей программы коррекционной работы в условиях школьного логопункта для специального (коррекционного) VII вида 1г класса (диагноз "Общее недоразвитие речи (IIIуровень)". ...
Логопедическое сопровождение обучающихся с овз в условиях инклюзивного образования на школьном логопункте.
Основной задачей инклюзивного обучения является осуществление индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся с ограниченными возможностями здоровья. В ходе такого образования дети с ОВЗ могу...
Анкета для родителей "Оптимизация логопедической помощи в условиях школьного логопункта".
Каждый старается вырастить своего ребенка всесторонне развитым, образованным, воспитанным и, конечно, обладающим красивой и грамотной речью. Педагоги активно помогают родителям справиться с этой задач...
ТЕХНОЛОГИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ПО КОРРЕКЦИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЬНОГО ЛОГОПУНКТА
В данной презентации описана технология работы учителя-логпеда с детьми с ограниченными возможностями здоровья...
Основные направления логопедической работы по коррекции аграмматической дисграфии и дизорфографии в условиях школьного логопункта.
Статья предназначена учителям начальной школы, учителям - логопедам школьного логопункта....