Логопедическое сопровождение детей с ЗПР, обучающимися по общеобразовательной программе с учётом адаптированной программы VII вида в условиях общеобразовательной школы.
статья по логопедии на тему
В данной работе рассказывается о том, как должна осуществляться коррекционная работа с детьми с задержкой психического развития в условиях общеобразовательной школы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie.doc | 41.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Логопедическое сопровождение детей с ЗПР, обучающимися по общеобразовательной программе с учётом адаптированной программы VII вида в условиях общеобразовательной школы.
В последние годы стремительно растет количество детей, имеющих различные нарушения устной и письменной речи. Среди них достаточно много обучающихся с задержкой психического развития и интеллектуальной недостаточностью.
Логопедическая работа с детьми, обучающимися по общеобразовательной программе с учетом адаптированной программы VII вида занимает важное место в системе развивающей работы. Нарушения речи у детей с проблемами в развитии носят системный характер, они затрагивают как фонетико-фонематическую, так и лексико-грамматическую стороны речи.
В данное время у меня обучается 4 ребенка с диагнозом ЗПР, имеющие общее недоразвитие речи. Работа с ними осуществляю по трем направлениям:
1 Коррекция нарушений звукопроизношения (эти занятия посещают только те, у которых имеются дефекты звукопроизношения)
2. Коррекция нарушений лексико –грамматической стороны речи: нарушения лексики, грамматического строя речи, нарушения словоизменения и словообразования, нарушение связной речи.
3. Коррекция нарушения письма и чтения.
Особенности работы с учащимися, имеющими речевые отклонения
Учитель-логопед и учитель начальных классов должны предъявлять
единые требования к ученику с речевыми отклонениями. При этом
необходимы:
- учет структуры нарушения и подбор соответствующего речевого
- материала для каждого школьника (как на логопедических занятиях, так и на уроках);
- учет возрастных особенностей детей;
- предъявление программных требований к обучающимся с учетом
возможных специфических (речевых) ошибок и оказание опережающей помощи для их предупреждения;
- осуществление индивидуального подхода на фоне коллективной
- деятельности;
- закрепление знаний, умений и навыков, приобретенных как на логопедических занятиях, так и на уроках;
- придание обучению воспитывающего характера;
- всестороннее развитие личности учащегося.
Как показывает практика, подобные требования способствуют
повышению результативности логопедической работы и лучшему усвоению
учебного материала данными детьми. Для своевременного предупреждения,
выявления нарушений письма периодически необходимо проводить анализ
письменных работ детей и обращать внимание учителя на ошибки,
обусловленные речевыми отклонениями, которые следует отличать от простых грамматических ошибок.
Цели работы при ЗПР
Цели коррекционно-развивающей работы с младшими школьниками, имеющими задержку психического развития:
- Активизация познавательной деятельности обучающихся.
- Повышение уровня их умственного развития.
- Коррекция специфических нарушений письменной речи (чтения и письма). Развитие различных видов мышления.
- Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы.
Планирование работы
В начале учебного года проводится логопедическое обследование детей с целью определения структуры и степени выраженности речевых нарушений. Затем разрабатывается календарно-тематическое планирование и рабочая программа с учетом возраста обучающихся и их индивидуальных особенностей. Эти занятия направлены на развитие устной и письменной речи. На занятиях работаем над обогащением у ребят активного словарного запаса, над грамматическим строем речи (формируем умения конструировать распространенные предложения), а также устраняем дисграфические (специфические ошибки на письме) и дислексические (специфические ошибки при чтении).
Одна из главных задач — правильно определить причины, лежащие в основе нарушения письма и чтения, поскольку от этого зависят методы и продолжительность коррекционной работы. А сама коррекционная работа тесно связана с процессом обучения. Логопед не дублер учителя и не репетитор. Выполняя свою основную работу по коррекции имеющихся у детей дефектов речи, я должна создать платформу для успешного усвоения и правильного применения обучающимися грамматических правил. Взаимосвязь коррекционного и обучающего процессов способствует успешному усвоению детьми материала по русскому языку в целом.
Работать с детьми ЗПР обычными традиционными методами и приемами, мало. Такие дети требуют особой подготовки и терпения. Этим ребятам обязательно нужна мотивация, определенная заинтересованность, которая подогревает их интерес к работе.
Поэтому, на занятиях с детьми использую нетрадиционные методы и формы работы: соответствующие возрасту детей пособия - дидактические игры, маски, речевые игры, ролики, наглядные учебные пособия, специальную литературу, логоритмические упражнения.
Взаимодействие логопеда с педагогами
Чтобы работа учителя-логопеда стала более эффективной, необходима
тесная связь логопеда с учителями начальных классов. Все вместе должны
стремимся к общей цели — дать качественное образование школьникам. Для этого учителю нужно, чтобы каждый обучающийся имел достаточно высокий уровень общего (в том числе и речевого) развития. Задача логопеда— устранить речевые дефекты и развить устную и письменную речь ребенка до такого уровня, на котором он бы смог успешно обучаться в школе. В свою очередь, учитель продолжает речевое развитие ребѐнка, опираясь на усвоенные им умения и навыки, т.е. происходит интеграция логопедической работы и образовательно-воспитательного процесса. В целях пропаганды логопедических знаний необходимо проводить индивидуальные и тематические консультации для педагогов по вопросам развития и коррекции устной и письменной речи обучающихся. Периодически информировать учителей школы о специфике и содержании логопедической работы с детьми, зачисленными на занятия, и одновременно получать информацию об их успеваемости (в течение учебного года). Взаимосвязь в работе учителя- логопеда и учителей начальной школы осуществляется также на совместных методических объединениях, совещаниях, где решаются разнообразные организационные вопросы, изучается передовой опыт. Дети с задержкой психического развития нуждаются в коррекции психических процессов: внимания, памяти, мышления. Поэтому работу с этими детьми осуществлять нужно совместно с педагогом-психологом, который проводит индивидуально –групповые занятия с детьми.
Взаимодействие логопеда с родителями
Важнейшая задача в процессе воспитания и обучения заключается в сотрудничестве семьи и школы. Огромное значение в работе учителя-логопеда с родителями и учителями имеет заранее продуманная и чѐтко организованная система взаимодействия. Дети — логопаты нуждаются в постоянной помощи. Посильную помощь могут оказать родители. Поэтому одним из направлений логопедического сопровождения является работа с родителями, самая эффективная формой работы - индивидуальная. Выступления на родительских собраниях в школе на темы: Роль семьи в преодолении дефектов речи; Взаимосвязь работы семьи и логопеда; Поговори со мною, мама! И т.п. Консультирование педагогов по теме: «Специфические ошибки на письме и работа по их преодолению»
Таким образом, взаимодействуя с учителями, специалистами школы и
родителями осуществляется логопедическое сопровождение детей,
обучающихся по общеобразовательной программе с учетом адаптированной
программы VII вида в условиях общеобразовательной школы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике 2 класс ФГОС по адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с ОВЗ VII вида.
Рабочая программа по математике 2 класс ФГОС по адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с ОВЗ VII вида.Рабочая программа по учебному предмету «Математика» сос...
Рабочая программа по математике 2 класс ФГОС по адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с ОВЗ VII вида.
Рабочая программа по учебному предмету «Математика» составлена на основании следующих нормативно – правовых документов:· программа «Коррекционно- развивающее обучение для...
Конспект интегрированного занятия для учащихся 4 класса, обучающихся по общеобразовательной программе для детей с ОВЗ VII вида
Совместное занятие в рамках 3 урока физкультуры(вне спортивного зала) логопеда и учителя физической культурыРазвитие языкового анализа и синтеза и пространственных предствлений...
Составление индивидуальных программ развития для детей с ОВЗ, обучающихся в общеобразовательной школе в условии инклюзии.
Предложенная программа рассчитана на половину учебного года работы. Упражнения данной программы могут быть полезны для развития познавательной сферы детей с ОВЗ. По аналогии с этими упражнениями...
Составление индивидуальных программ развития для детей с ОВЗ, обучающихся в общеобразовательной школе в условии инклюзии
Инклюзия означает - раскрытие каждого ученика с помощью образовательной программы, которая достаточно сложна, но соответствует его способностям. Инклюзия учитывает как потребности, так и специальные у...
Программа для 4 класса по учебному предмету «Мир природы и человека» составлена на основе Адаптированной основной общеобразовательной программы образование обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГКОУ «Волжская школа №1» на 20
Аннотация к рабочей программе по учебному предмету «Мир природы и человека» для 4 «а» классаПрограмма для 4 класса по учебному предмету «Мир природы и человека» сос...
"Комплексное сопровождение обучающихся с ТНР в условиях общеобразовательной школы"
В статье подробно рассматривается создание единого коррекционно- развивающего пространства вокруг каждого ребёнка с ТНР, а также структура предметной, коррекционно-развивающей областей и внеурочной де...