Выступление на тему: «Инновационные подходы графо-моторной работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи»
методическая разработка по логопедии (1 класс)
«Источники творческих способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли»
(В. А. Сухомлинский)
У детей с нарушениями речи слабо развиты мелкие мышцы кисти руки, несовершенна координация движений, низкий уровень выносливости к статическим нагрузкам, зрительные и двигательные анализаторы, которые участвуют в восприятии и воспроизведении букв и их элементов.
Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_mo.docx | 929.96 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ «ЗЕРНОГРАДСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ»
(ГКОУ РО «ЗЕРНОГРАДСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ»)
Выступление на тему:
«Инновационные подходы
графо-моторной работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи»
Подготовила и выступила
учитель начальных классов, учитель-логопед
Чуприна Ольга Константиновна
Зерноград, октябрь 2020
«Источники творческих способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли.»
(В. А. Сухомлинский)
У детей с нарушениями речи слабо развиты мелкие мышцы кисти руки, несовершенна координация движений, низкий уровень выносливости к статическим нагрузкам, зрительные и двигательные анализаторы, которые участвуют в восприятии и воспроизведении букв и их элементов.
Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки.
- Для овладения навыком письма необходима определенная функциональная зрелость коры головного мозга, сформированные двигательный и графический навыки, а также зрительно-двигательная координация.
- Моторные центры речи в коре головного мозга находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому, стимулируя моторику пальцев, передаются импульсы в речевые центры, что и активизирует речь.
Графомоторный навык
- определенные привычные положения и движения пишущей руки, позволяющие изображать письменные звуки и их соединения;
- предполагает сформированность ряда предпосылок предпосылок: зрительно-пространственных операций, зрительно-моторной координации, мелкой моторики;
- умение красиво и легко рисовать графические элементы различного содержания, выполнять их с разной силой нажима, скоростью, темпом, ритмом, наклоном, соблюдая их правильную форму, величину и рисунок;
- Легкое и непринужденное удерживание пишущего инструмента (карандаша, ручки), соблюдая необходимый угол наклона.
Развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка.
Направления работы для развития графо-моторных навыков:
- Развитие общей и мелкой моторики.
- Формирование пространственных представлений и речевого обозначения пространственных отношений.
- Изобразительно-графические способности.
- Психологическая основа процесса письма.
- Овладение графической символизацией
1.1.Развитие общей и мелкой моторики
- Развитие точности и равновесия.
- Преодоление излишнего мышечного напряжения.
- Развитие быстроты, силы и гибкости.
Развитие мелкой моторики
- пальчиковая гимнастика
- массаж (самомассаж, массаж роликами и т.д.)
- занятия с пластилином или глиной
- вырезывание из бумаги, отщипывание бумаги
- нанизывание бусин, пуговиц и т.д.
- застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков
- мозаики, конструкторы
- книжки-раскраски
- копирование рисунков на прозрачную бумагу и т.д.
Массаж кистей рук (Массаж карандашами, с помощью массажных ковриков, Су-Джок тренажеров (шариков и иппликаторов)
Массаж карандашами
1.2. Формирование пространственных представлений и речевого обозначения пространственных отношений
- ориентировка в собственном теле;
- ориентировка в окружающем пространстве;
- уточнение пространственного расположения фигур и букв.
Игры с предметами
Сортировать предметы, угадывать с закрытыми глазами, катать между большим и указательным пальцем, придавливать поочередно всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные движения, перекатывать пальцами одной руки два грецких ореха или камешка, пальцами одной руки или между двух ладоней шестигранный карандаш, выкладывать буквы, силуэты различных предметов, рисунки из мелких предметов: семян, пуговиц, веточек и т. д.
Виды работ:
- Работа с пипеткой
- Складывание из палочек
- Складывание из ниток
- Выкладывание различных фигур и рисунков
- Пальчиковые игры
1.3. Изобразительная деятельность
Рисование, аппликация, лепка, оригами, плетение, вышивание и др.
Предметная деятельность
Мозайка, конструкторы, шнуровка, складывание разрезных картинок, застёжки, завязывание бантов и т.д.
1.4. Психологическая основа процесса письма
- Развитие зрительного гнозиса:
- контурные изображения предметов,
- перечеркнутые контурные изображения,
- контурные изображения, наложенные друг на друга и др. - Уточнение представлений о форме, цвете, величине.
- Уточнение и расширение объема зрительной памяти.
Штриховка
Раскраски, трафареты с геометрическими фигурами, фигуры животных и предметов и т.д.
1.6. Овладение графической символизацией
- Работа по формированию графического образа букв (графемы)
- Дифференциация букв, имеющих кинетическое сходство
Виды работ в тетради:
- Знакомство с тетрадью и рабочей строкой.
- Вертикальные и горизонтальные прямые линии и комбинации из них.
- Наклонные прямые линии и комбинации из них.
- Печатание цифр по клеткам.
- Дуги, волнистые линии, круги, овалы.
- Печатание букв по клеткам.
- Рисование по клеткам предметов сложной формы.
Для формирования и исправления почерка используются различные тренажеры-прописи.
А также для создания своих прописей можно использовать онлайн генераторы, где можно в доступной форме добавлять любой материал по изученной теме и распечатывать учащимся для прописывания и тренировки навыка письма.
Таким образом, формирование графо-моторных навыков имеет огромную роль в развитии и обучении детей с тяжелыми нарушениями речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая рекомендация на тему: "Инновационные методики в логопедической работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения интеллекта".
Рекомендация для учителей- логопедов школ, учителей начальных классов коррекционных школ....
Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи
Статья адресована учителям-логопедам, учителям начальных классов, родителям. В ней рассматриваются здоровьесберегающие технологии, которые используются при обучении детей с тяжелыми нарушениями речи (...
Проект «Инновационные информационно – коммуникативные технологии в образовании при работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи»
В законе РФ «Об образовании» говорится, что необходимо «создание условий для ведения экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования, связанной с внедрением в обра...
Игровое сопровождение коррекционно-логопедической работы с учащимися, имеющими тяжелые нарушения речи.
Актуальность. В последнее время учителя-логопеды все чаще сталкиваются с «безречевыми детьми», часто имеющими комплексное органическое нарушение, что значительно затрудня...
Презентация на тему "Направления логопедической работы с учащимися, имеющими тяжелые нарушения речи (ТНР)"
В данной презентации представлены основные направления логопедической работы с младшими школьниками, имеющими ТНР, а также особенности их реализации. Представлены основные направления коррекционной ра...
Конспект фронтального занятия - по подготовке к обучению грамоте с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи для детей 6-7 лет
Конспект фронтального занятия - по подготовке к обучению грамоте с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи для детей 6-7 лет Цель: закрепление навыка дифференциации твёрдых и глухих согласных.Ко...
Использование инновационных технологий в коррекционной работы с детьми, имеющими тяжелые множественные нарушения развития. (презентация к выступлению на конференции)
Ребенок, в силу тяжести двигательных, интеллектуальных и сенсорных нарушений, не имеет возможности получать сенсорные стимулы извне. И задачей педагога является создать специальные оптимальные условия...