Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи
консультация по логопедии
Статья адресована учителям-логопедам, учителям начальных классов, родителям. В ней рассматриваются здоровьесберегающие технологии, которые используются при обучении детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) в условиях общеобразовательной школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorovesberegayushchie_tehnologii_v_rabote_s_detmi_s_tnr.docx | 26.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи
Дети с тяжелыми речевыми патологиями, особенно имеющими органическую природу, отличаются от своих сверстников по показателям физического и нервно - психического развития. Это выражается в следующих психолого-педагогических особенностях:
- недоразвитие всей познавательной деятельности (речь, восприятие, память, мышление)
- недоразвитие мыслительных операций, сниженная наблюдательность, снижение способности к абстрагированию, обобщению
- внимание характеризуется неустойчивостью, трудностями включения, переключения и распределения; дети быстро утомляются, имеют пониженную работоспособность
- быстрое забывание материала, особенно речевого, снижение активной направленности в процессе припоминания последовательности событий, сюжетной линии текста
- нарушения эмоционально-волевой сферы: нестойкость интересов, сниженная мотивация, замкнутость, негативизм, неуверенность в себе, повышенная раздражительность, агрессивность, обидчивость, трудности в общении с окружающими, налаживании контактов со сверстниками
- двигательные расстройства. Дети с ТНР моторно неловки, неуклюжи (это касается и общей, и мелкой моторики), характеризуются импульсивностью, хаотичностью движений
В речи детей с ТНР наблюдаются следующие особенности:
- тяжелые нарушения общей разборчивости речи
- медленный темп оречевления
- ограниченный лексический запас
- несформированность процессов словообразования и словоизменения
- стойкие аграмматизмы
- несформированность навыков связного высказывания
- стойкие расстройства письменной речи (и их предпосылок)
С каждым годом увеличивается количество детей с дизартрией, алалией, ринолалией, заиканием, увеличивается степень сложности речевых патологий у детей. В связи с этим в последние годы среди логопедов получила широкое применение практика использования здоровьесберегающих технологий.
Находясь на границе соприкосновения педагогики, психологии и медицины логопедия использует в своей практике, адаптируя к своим потребностям наиболее эффективные, как традиционные, так и не традиционные для неё методы и приёмы смежных наук, помогающие оптимизировать работу учителя-логопеда. Чем тяжелее речевая патология, тем более широким должен быть спектр этих методов и приемов.
В условиях общеобразовательной школы у нас на сегодня есть возможность использовать на логопедических занятиях следующие здоровьесберегающие технологии:
- Артикуляционная гимнастика - совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.
- Тонирование представляет собой произнесение или пропевание гласных и некоторых согласных звуков. Необходимо в первую очередь детям с такой тяжелой речевой патологией, как заикание. Пропевание звука «ААА» расслабляет челюстные мышцы. «И-И-И» - действует как кофеин, может после усталости повысить активность организма и стимулировать мозг. «Мычание» – расслабляет мышцы челюсти. Это упражнение восстанавливает голос в случае ларингита и подготавливает связки перед речевой нагрузкой.
- Дыхательная гимнастика- способствует развитию физиологического и речевого дыхания, которое у детей с указанными речевыми патологиями нарушено. Ведётся работа над развитием силы, плавности, длительности выдоха. Выработка правильного дыхания необходима для коррекции звукопроизношения. Кроме того, дыхательная гимнастика оказывает на организм ребенка комплексное лечебное воздействие.
- Логоритимика или фонетическая ритмика - система двигательных упражнений, в которых движения рук, ног, головы, корпуса сочетаются с произнесением речевого материала. Все упражнения направлены на нормализацию речевого дыхания, формирования умения изменять силу и высоту голоса, правильное произнесение звуков и их сочетаний, умение регулировать темп речи.
- Физкультминутки направлены на нормализацию мышечного тонуса, исправление неправильных поз, запоминание серии двигательных актов, воспитание быстроты реакции на словесные инструкции.
- Совершенствование мелкой моторики–различные игры, упражнения с мелкими предметами. К этому же разделу отнесем пальчиковую гимнастику - мощное средство повышения работоспособности коры головного мозга. Этот вид деятельности способствует умственному и речевому развитию, формированию графических навыков.
- Релаксационная гимнастика направлена на охрану нервной системыребенка, снятие его психического и нервного напряжения.На логопедических занятиях мы используем релаксационные упражнения по ходу занятия, если у детей возникло двигательное напряжение или беспокойство. Умение расслабиться помогает одним детям снять напряжение, другим – сконцентрировать внимание, снять возбуждение, расслабить мышцы, что необходимо для исправления речи.
Использование вышеперечисленных здоровьесберегающих технологий при проведении коррекционно-логопедической работы, а также создание наиболее разнообразной, интересной для ребёнка речевой среды способствуют решению задач гармоничного развития школьника, активизируют психические процессы и формируют личность ребёнка в целом, снижают заболеваемость и приобщают его к здоровому образу жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему «Использование элементов здоровьесберегающих технологий при работе с детьми с интеллектуальными нарушениями в начальной школе»
В докладе описываются приемы работы на уроках и внеурочное время по здоровьесбережению...
Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития
Сегодня акцентируется внимание на необходимости поиска гуманистического подхода к ребенку и соответствующей психологической основы построения образовательного процесса. Задачи здоровьесбережения и здо...
Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития
Сегодня акцентируется внимание на необходимости поиска гуманистического подхода к ребенку и соответствующей психологической основы построения образовательного процесса. Задачи здоровьясбережения и здо...
Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми младшего школьного возраста с нарушением зрения и речи
В методической разработке представлен ряд здоровьесберегающих технологий, используемых в работе педагога с детьми с нарушением зрения и речи....
Выступление на тему: «Инновационные подходы графо-моторной работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи»
laquo;Источники творческих способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли» (В. А. Су...
Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развити
Одно из основных направлений здоровьесберегающей концепции - это организация процесса сохранения и формирования здоровья, который включает в себя социальные, медицинские, психолого-педагогические аспе...
Проект «Инновационные информационно – коммуникативные технологии в образовании при работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи»
В законе РФ «Об образовании» говорится, что необходимо «создание условий для ведения экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования, связанной с внедрением в обра...