Конспект фронтального занятия - по подготовке к обучению грамоте с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи для детей 6-7 лет
план-конспект занятия по логопедии (1 класс)

Валерия Александровна Котова

Конспект фронтального занятия - по подготовке к обучению грамоте с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи для детей 6-7 лет

 

Цель: закрепление навыка дифференциации твёрдых и глухих согласных.

Коррекционно-обучающие – закреплять

- умение давать сравнительную характеристику звукам;

- умение различать согласные звуки твёрдые и мягкие на слух и в произношении изолированно, в слогах, словах, фразах;

- закреплять умение производить звуковой анализ слова;

- закреплять знания букв и умение соотносить звуки и буквы.

Коррекционно-развивающие: - развивать

- навыки звуко-буквенного анализа и синтеза;

- развивать навыки чтения слогов;

- мелкую моторику и графические навыки.

- процессы ВПФ: память, мышление, восприятие.

Коррекционно-воспитательные: - воспитывать

- внимательное отношение к своей речи и к речи окружающих.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_logopediya.docx29.07 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект фронтального занятия - по подготовке к обучению грамоте с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи для детей 6-7 лет

Цель: закрепление навыка дифференциации твёрдых и глухих согласных.

Коррекционно-обучающие – закреплять

- умение давать сравнительную характеристику звукам;

- умение различать согласные звуки твёрдые и мягкие на слух и в произношении изолированно, в слогах, словах, фразах;

- закреплять умение производить звуковой анализ слова;

- закреплять знания букв и умение соотносить звуки и буквы.

Коррекционно-развивающие: - развивать

- навыки звуко-буквенного анализа и синтеза;

- развивать навыки чтения слогов;

- мелкую моторику и графические навыки.

- процессы ВПФ: память, мышление, восприятие.

Коррекционно-воспитательные: - воспитывать

- внимательное отношение к своей речи и к речи окружающих.

Занятие

Этап 1. Вводная часть (3 минуты)

1.1. Привлечение

Цель: создание атмосферы психологической безопасности и комфорта

Цель: установление зрительного, тактильного контакта. Участие в игре.

Учитель-логопед зачитывает стихотворение и выполняет вместе с детьми соответствующие движения.

Собрались все дети в круг

Я твой друг, и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

- Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу, чтобы у нас весь день было хорошее настроение.

Улыбаются друг другу.

1.2. Создание мотивации. Самостоятельная формулировка детьми НОД

Цель: формирование представлений о предстоящей деятельности.

Цель: осознание и принятие поставленной задачи.

- Ребята хотите отгадывать загадки?

Ответ детей.

Гоняют клюшками по льду,

Её у нас всех на виду.

Она в ворота залетит,

И кто-то точно победит.

Все в снегу стоят деревья,

Белый на земле ковёр.

На прогулку мы наденем

Этот головной убор.

Его повяжут мне на шею,

И я уже не заболею.

Закутавшись в него до носа,

Я не боюсь теперь мороза.

Легкий и послушный,

в облаках летает

А куда не знает.

Если мы растем на ели,

Мы на месте, мы при деле.

А на лбу у ребятишек

Никому не нужно…

Включается интерактивная доска, логопед обращает внимание детей на нее.

Приложение 1. На экране слайд с изображением картинок-отгадок. [2]

- Ребята, какие слова-отгадки получились?

Что между ними общего? (утрированно произносит в словах звук [Ш]).

Логопед выключает экран интерактивной доски.

Фоноритмика

- Ребята сделаем глубокий вдох носом, руки поднимем вверх, потянулись [А];

руки разведем в стороны [О];

вверх по кругу [Э];

вниз резко от плеч [Ы];

вверх от плеч [И];

руки отходят от губ [Е];

от груди резко в стороны [Па];

от груди резко вниз [Та];

от себя обе руки вперед [З];

вперед волнообразные движения руками [Ш].

Дети выполняют движения вместе с логопедом.

Приглашает детей занять места за столами.

Рассаживаются за столы.

Этап 2. Основная часть (24 минуты)

Артикуляционная и фонетическая гимнастика

Логопед показывает поочередно картинки-символы и выполняет гимнастику вместе с детьми:

Берут настольные зеркала, ставят их перед собой.

Выполняют четко гимнастику, следя за артикуляцией в зеркала.

Просит произнести звук [Ш] и дать артикуляционную характеристику этого звука.

Предполагаемые ответы детей: исследуют при помощи зеркала положение органов артикуляции при произнесении звука [Ш].

Рассуждают и пытаются рассказать о положении губ, языка в момент произнесения звук [Ш].

Звуковой анализ слогов и слов.

Цель: формирование звуковой аналитико – синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

- Ребята попробуем вместе дать характеристику звука [Ш].

Активно рассуждают, доказывают, что [Ш] – согласный, глухой, твёрдый.

- Попробуем с вами придумать слова на звук [Ш].

Придумывают и называют слова на звук [Ш].

- У нас на столах лежат конверты, хотите посмотреть в них? Что мы с вами видим?

Логопед, помогает, подбадривает.

Открывают конверты, достают картинки, догадываются, что в словах содержится звук [Ш].

Приглашает детей встать из-за столов.

Дети, встают из-за столов, выходят в центр группы.

- Ребята, отгадаем, где прячется звук? Мы картинки разместим в соответствующие окошки домика.

Флипчарт по центру группы

Помогает ребятам, подбадривает.

- Хотите проверим, все ли картинки стоят в своих окошках?

Включается интерактивная доска, логопед обращает внимание детей на нее.

Включается интерактивная доска.

Приложение 2. На экране по щелчку мыши появляется изображение домика, в окнах которого находятся картинки расположенные соответственно наличию звука [Ш] в этих словах.

- Ребята можем ли мы поделить эти слова на слоги? Попробуем это сделать?

- Кто хочет предложить, в которых мы определим количество слогов?

Определяют количество слогов в словах.

Динамическая пауза. Физкультминутка

Руки ставим мы в разлет

Руки в стороны

Мах крылом туда сюда

Наклон вправо – влево

Повороты вправо – влево

Раз и два, раз и два!

Хлопки в ладоши

Руки в стороны держите

Руки в стороны

Друг на друга посмотрите

Поворот вправо – влево

Раз и два, раз и два!

Прыжки на месте

Опустили руки вниз,

Опустили руки

И на место все садись!

Сели на места.

Приглашает детей занять места за столами.

Рассаживаются за столы.

Упражнения на развитие психических процессов

Цель: формирование произвольного внимания, логического мышления, совершенствование воображения, наглядно - образного мышления.

Переход на следующий слайд при помощи стрелки.

Приложение 3. На экране слайд с изображением зашумленных картинок со звуком [Ш].

- Может быть, мы определим, что изображено на запутанных картинках.

Цель: познакомить с графическим образом буквы, учить узнавать его в разных видах.

- Посмотрите на букву, которой обозначается звук [Ш].

- подумайте и скажите, на что похожа буква Ш?

Фантазируют, высказывают свое мнение.

Переход на следующий слайд при помощи стрелки.

Приложение 4. На экране слайд, с изображением печатной буквы Ш.

Логопед соглашается с детьми, и предлагает свой вариант.

- А я думаю буква Ш похожа вилы, трубы парохода, вот посмотрите.

Предполагаемые ответы детей: соглашаются с логопедом.

Переход на следующий слайд при помощи стрелки.

Приложение 5. На экране слайд, с рисунками похожими на буква Ш.

После просмотра данного слайда логопед выключает экран интерактивной доски.

Дети рассматривают с интересом рисунки, анализируют их.

Практическая деятельность, работа в парах.

Советует детям разделиться на пары.

Переходят к круглому столу и встают вокруг него.

Делятся на пары, набирают в тарелочки заинтересовавший материал, садятся за столы и стараются совместно составить букву Ш.

Практическая самостоятельная деятельность.

Индивидуальная работа.

Цель: закрепление зрительного образа буквы Ш, отработка навыка звуко-буквенного анализа слова.

- У вас на столах лежат листы с заданиями, переверните их.

Посмотрите у вас на листах поломалась буква Ш, давайте ее починим.

Дописывают буквы, исправляют ошибки художника.

Приложение 6. Дифференцированные задания:

- Листок разделен на две половинки выберите будете выполнять под или под .

- Давайте вместе отгадаем загадки, прочитаем под слоги, под слова и заменим в них первый звук, запишем в окошечках. Что у вас получилось?

Помогает ребятам у которых возникают трудности при выполнении заданий.

Выбирают задание в соответствии с уровнем сложности. Выполняют предложенные задания.

- Хотите ли вы проверить себя? Хотите ли вы посмотреть как получилось у других?

- Обменяйтесь с соседом листочком и посмотрите как выполнил он. Если вам все кажется правильным и аккуратным нарисуйте солнышко соседу.

Проводят самопроверку и взаимопроверку.

Этап 3. Итоговый. Рефлексия. (3 минуты)

Цель: Обобщение полученного опыта.

Цель: Осознание результатов своей деятельности.

- Ребята, получилось ли у нас сегодня познакомиться с буквой Ш и звуком [Ш]?

- За что бы вы хотели себя похвалить? Спрашиваем каждого ребенка.

- Ребята, а может быть кому-то трудно что-то было выполнять?

Информационные ресурсы:

2. Гомзяк О. С. "Говорим правильно в 6-7 л. Альбом 2 упражнений по обучению грамоте детей подготовительной логогруппы": Гном, 2017 г.

3. Гомзяк О. С. "Говорим правильно в 6-7 лет. Конспекты фронтальных занятий II периода обучения": Гном, 2017 г.
Косинова Е. М. Логопедический букварь: Махаон, 2016 г.

4. КосиноваЕ. Пишем вместе с логопедом: Махаон, 2014 г

5. Крупенчук О.И., Воробьёва Т.А. "Логопедические упражнения". Артикуляционная гимнастика: Литера, 2004г

8. Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 N 373 (ред. от 31.12.2015) "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования"

Нажмите, чтобы узнать подробности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование песочной терапии в логопедической работе с младшими школьниками, имеющими тяжелые нарушения речи"

Для своевременного учета особых образовательных потребностей детей с тяжелыми нарушениями речи актуально применение специализированных коррекционно-развивающих технологий, обеспечивающих реализацию пр...

Методическая рекомендация на тему: "Инновационные методики в логопедической работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения интеллекта".

Рекомендация для учителей- логопедов школ, учителей начальных классов коррекционных школ....

Программа учителя-логопеда 1-2 класс для детей, имеющих тяжелые нарушения речи

Данная программа составлена на основе АОП по ФГОС НОО для детей с тяжелыми нарушениями речи. Программа будет полезна учителям -дефектологам и логопедам. Последние время в школу поступает много детей с...

Выступление на тему: «Инновационные подходы графо-моторной работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи»

laquo;Источники творческих способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли» (В. А. Су...

Аннотация на сквозную коррекционно – развивающую программу по преодолению речевого недоразвития у детей 4-8 лет, имеющих тяжелые нарушения речи.

Цель программы: создание системы комплексной помощи детям с ТНР в освоении основных образовательных программ дошкольного и  начального общего образования, коррекцию недостатков речевого развития...

Игровое сопровождение коррекционно-логопедической работы с учащимися, имеющими тяжелые нарушения речи.

Актуальность.  В последнее время учителя-логопеды  все чаще сталкиваются с «безречевыми детьми», часто имеющими  комплексное органическое нарушение, что значительно затрудня...

Презентация на тему "Направления логопедической работы с учащимися, имеющими тяжелые нарушения речи (ТНР)"

В данной презентации представлены основные направления логопедической работы с младшими школьниками, имеющими ТНР, а также особенности их реализации. Представлены основные направления коррекционной ра...