Конспект фронтального занятия - по подготовке к обучению грамоте с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи для детей 6-7 лет
план-конспект занятия по логопедии (1 класс)
Конспект фронтального занятия - по подготовке к обучению грамоте с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи для детей 6-7 лет
Цель: закрепление навыка дифференциации твёрдых и глухих согласных.
Коррекционно-обучающие – закреплять
- умение давать сравнительную характеристику звукам;
- умение различать согласные звуки твёрдые и мягкие на слух и в произношении изолированно, в слогах, словах, фразах;
- закреплять умение производить звуковой анализ слова;
- закреплять знания букв и умение соотносить звуки и буквы.
Коррекционно-развивающие: - развивать
- навыки звуко-буквенного анализа и синтеза;
- развивать навыки чтения слогов;
- мелкую моторику и графические навыки.
- процессы ВПФ: память, мышление, восприятие.
Коррекционно-воспитательные: - воспитывать
- внимательное отношение к своей речи и к речи окружающих.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_logopediya.docx | 29.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект фронтального занятия - по подготовке к обучению грамоте с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи для детей 6-7 лет
Цель: закрепление навыка дифференциации твёрдых и глухих согласных.
Коррекционно-обучающие – закреплять
- умение давать сравнительную характеристику звукам;
- умение различать согласные звуки твёрдые и мягкие на слух и в произношении изолированно, в слогах, словах, фразах;
- закреплять умение производить звуковой анализ слова;
- закреплять знания букв и умение соотносить звуки и буквы.
Коррекционно-развивающие: - развивать
- навыки звуко-буквенного анализа и синтеза;
- развивать навыки чтения слогов;
- мелкую моторику и графические навыки.
- процессы ВПФ: память, мышление, восприятие.
Коррекционно-воспитательные: - воспитывать
- внимательное отношение к своей речи и к речи окружающих.
Занятие
Этап 1. Вводная часть (3 минуты)
1.1. Привлечение
Цель: создание атмосферы психологической безопасности и комфорта
Цель: установление зрительного, тактильного контакта. Участие в игре.
Учитель-логопед зачитывает стихотворение и выполняет вместе с детьми соответствующие движения.
Собрались все дети в круг
Я твой друг, и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
- Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу, чтобы у нас весь день было хорошее настроение.
Улыбаются друг другу.
1.2. Создание мотивации. Самостоятельная формулировка детьми НОД
Цель: формирование представлений о предстоящей деятельности.
Цель: осознание и принятие поставленной задачи.
- Ребята хотите отгадывать загадки?
Ответ детей.
Гоняют клюшками по льду,
Её у нас всех на виду.
Она в ворота залетит,
И кто-то точно победит.
Все в снегу стоят деревья,
Белый на земле ковёр.
На прогулку мы наденем
Этот головной убор.
Его повяжут мне на шею,
И я уже не заболею.
Закутавшись в него до носа,
Я не боюсь теперь мороза.
Легкий и послушный,
в облаках летает
А куда не знает.
Если мы растем на ели,
Мы на месте, мы при деле.
А на лбу у ребятишек
Никому не нужно…
Включается интерактивная доска, логопед обращает внимание детей на нее.
Приложение 1. На экране слайд с изображением картинок-отгадок. [2]
- Ребята, какие слова-отгадки получились?
Что между ними общего? (утрированно произносит в словах звук [Ш]).
Логопед выключает экран интерактивной доски.
Фоноритмика
- Ребята сделаем глубокий вдох носом, руки поднимем вверх, потянулись [А];
руки разведем в стороны [О];
вверх по кругу [Э];
вниз резко от плеч [Ы];
вверх от плеч [И];
руки отходят от губ [Е];
от груди резко в стороны [Па];
от груди резко вниз [Та];
от себя обе руки вперед [З];
вперед волнообразные движения руками [Ш].
Дети выполняют движения вместе с логопедом.
Приглашает детей занять места за столами.
Рассаживаются за столы.
Этап 2. Основная часть (24 минуты)
Артикуляционная и фонетическая гимнастика
Логопед показывает поочередно картинки-символы и выполняет гимнастику вместе с детьми:
Берут настольные зеркала, ставят их перед собой.
Выполняют четко гимнастику, следя за артикуляцией в зеркала.
Просит произнести звук [Ш] и дать артикуляционную характеристику этого звука.
Предполагаемые ответы детей: исследуют при помощи зеркала положение органов артикуляции при произнесении звука [Ш].
Рассуждают и пытаются рассказать о положении губ, языка в момент произнесения звук [Ш].
Звуковой анализ слогов и слов.
Цель: формирование звуковой аналитико – синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
- Ребята попробуем вместе дать характеристику звука [Ш].
Активно рассуждают, доказывают, что [Ш] – согласный, глухой, твёрдый.
- Попробуем с вами придумать слова на звук [Ш].
Придумывают и называют слова на звук [Ш].
- У нас на столах лежат конверты, хотите посмотреть в них? Что мы с вами видим?
Логопед, помогает, подбадривает.
Открывают конверты, достают картинки, догадываются, что в словах содержится звук [Ш].
Приглашает детей встать из-за столов.
Дети, встают из-за столов, выходят в центр группы.
- Ребята, отгадаем, где прячется звук? Мы картинки разместим в соответствующие окошки домика.
Флипчарт по центру группы
Помогает ребятам, подбадривает.
- Хотите проверим, все ли картинки стоят в своих окошках?
Включается интерактивная доска, логопед обращает внимание детей на нее.
Включается интерактивная доска.
Приложение 2. На экране по щелчку мыши появляется изображение домика, в окнах которого находятся картинки расположенные соответственно наличию звука [Ш] в этих словах.
- Ребята можем ли мы поделить эти слова на слоги? Попробуем это сделать?
- Кто хочет предложить, в которых мы определим количество слогов?
Определяют количество слогов в словах.
Динамическая пауза. Физкультминутка
Руки ставим мы в разлет
Руки в стороны
Мах крылом туда сюда
Наклон вправо – влево
Повороты вправо – влево
Раз и два, раз и два!
Хлопки в ладоши
Руки в стороны держите
Руки в стороны
Друг на друга посмотрите
Поворот вправо – влево
Раз и два, раз и два!
Прыжки на месте
Опустили руки вниз,
Опустили руки
И на место все садись!
Сели на места.
Приглашает детей занять места за столами.
Рассаживаются за столы.
Упражнения на развитие психических процессов
Цель: формирование произвольного внимания, логического мышления, совершенствование воображения, наглядно - образного мышления.
Переход на следующий слайд при помощи стрелки.
Приложение 3. На экране слайд с изображением зашумленных картинок со звуком [Ш].
- Может быть, мы определим, что изображено на запутанных картинках.
Цель: познакомить с графическим образом буквы, учить узнавать его в разных видах.
- Посмотрите на букву, которой обозначается звук [Ш].
- подумайте и скажите, на что похожа буква Ш?
Фантазируют, высказывают свое мнение.
Переход на следующий слайд при помощи стрелки.
Приложение 4. На экране слайд, с изображением печатной буквы Ш.
Логопед соглашается с детьми, и предлагает свой вариант.
- А я думаю буква Ш похожа вилы, трубы парохода, вот посмотрите.
Предполагаемые ответы детей: соглашаются с логопедом.
Переход на следующий слайд при помощи стрелки.
Приложение 5. На экране слайд, с рисунками похожими на буква Ш.
После просмотра данного слайда логопед выключает экран интерактивной доски.
Дети рассматривают с интересом рисунки, анализируют их.
Практическая деятельность, работа в парах.
Советует детям разделиться на пары.
Переходят к круглому столу и встают вокруг него.
Делятся на пары, набирают в тарелочки заинтересовавший материал, садятся за столы и стараются совместно составить букву Ш.
Практическая самостоятельная деятельность.
Индивидуальная работа.
Цель: закрепление зрительного образа буквы Ш, отработка навыка звуко-буквенного анализа слова.
- У вас на столах лежат листы с заданиями, переверните их.
Посмотрите у вас на листах поломалась буква Ш, давайте ее починим.
Дописывают буквы, исправляют ошибки художника.
Приложение 6. Дифференцированные задания:
- Листок разделен на две половинки выберите будете выполнять под или под .
- Давайте вместе отгадаем загадки, прочитаем под слоги, под слова и заменим в них первый звук, запишем в окошечках. Что у вас получилось?
Помогает ребятам у которых возникают трудности при выполнении заданий.
Выбирают задание в соответствии с уровнем сложности. Выполняют предложенные задания.
- Хотите ли вы проверить себя? Хотите ли вы посмотреть как получилось у других?
- Обменяйтесь с соседом листочком и посмотрите как выполнил он. Если вам все кажется правильным и аккуратным нарисуйте солнышко соседу.
Проводят самопроверку и взаимопроверку.
Этап 3. Итоговый. Рефлексия. (3 минуты)
Цель: Обобщение полученного опыта.
Цель: Осознание результатов своей деятельности.
- Ребята, получилось ли у нас сегодня познакомиться с буквой Ш и звуком [Ш]?
- За что бы вы хотели себя похвалить? Спрашиваем каждого ребенка.
- Ребята, а может быть кому-то трудно что-то было выполнять?
Информационные ресурсы:
2. Гомзяк О. С. "Говорим правильно в 6-7 л. Альбом 2 упражнений по обучению грамоте детей подготовительной логогруппы": Гном, 2017 г.
3. Гомзяк О. С. "Говорим правильно в 6-7 лет. Конспекты фронтальных занятий II периода обучения": Гном, 2017 г.
Косинова Е. М. Логопедический букварь: Махаон, 2016 г.
4. КосиноваЕ. Пишем вместе с логопедом: Махаон, 2014 г
5. Крупенчук О.И., Воробьёва Т.А. "Логопедические упражнения". Артикуляционная гимнастика: Литера, 2004г
8. Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 N 373 (ред. от 31.12.2015) "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования"
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Использование песочной терапии в логопедической работе с младшими школьниками, имеющими тяжелые нарушения речи"
Для своевременного учета особых образовательных потребностей детей с тяжелыми нарушениями речи актуально применение специализированных коррекционно-развивающих технологий, обеспечивающих реализацию пр...
Методическая рекомендация на тему: "Инновационные методики в логопедической работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения интеллекта".
Рекомендация для учителей- логопедов школ, учителей начальных классов коррекционных школ....
Программа учителя-логопеда 1-2 класс для детей, имеющих тяжелые нарушения речи
Данная программа составлена на основе АОП по ФГОС НОО для детей с тяжелыми нарушениями речи. Программа будет полезна учителям -дефектологам и логопедам. Последние время в школу поступает много детей с...
Выступление на тему: «Инновационные подходы графо-моторной работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи»
laquo;Источники творческих способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли» (В. А. Су...
Аннотация на сквозную коррекционно – развивающую программу по преодолению речевого недоразвития у детей 4-8 лет, имеющих тяжелые нарушения речи.
Цель программы: создание системы комплексной помощи детям с ТНР в освоении основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования, коррекцию недостатков речевого развития...
Игровое сопровождение коррекционно-логопедической работы с учащимися, имеющими тяжелые нарушения речи.
Актуальность. В последнее время учителя-логопеды все чаще сталкиваются с «безречевыми детьми», часто имеющими комплексное органическое нарушение, что значительно затрудня...
Презентация на тему "Направления логопедической работы с учащимися, имеющими тяжелые нарушения речи (ТНР)"
В данной презентации представлены основные направления логопедической работы с младшими школьниками, имеющими ТНР, а также особенности их реализации. Представлены основные направления коррекционной ра...