Конспект подгруппового логопедического занятия (2 класс)
план-конспект занятия по логопедии (2 класс)
Данный конспект занятия был разработан к теме: «Дифференциация гласных звуков [и], [ы] и букв Ии и Ыы» для 2 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya-differentsiatsiya_ii-y.docx | 48.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект подгруппового логопедического занятия (2 класс)
Тема: «Дифференциация гласных звуков [и], [ы] и букв Ии и Ыы»
Цель: дифференцировать звуки [и]-[ы] и буквы И и - ы.
Задачи:
Коррекционные:
1. Учить различать по артикуляции звуки [и] - [ы], охарактеризовывать их.
2. Учить различать звуки [и]-[ы] и буквы И и – ы изолированно, в слогах, словах и предложениях.
3. Развивать фонематическое восприятие и внимание.
3. Развивать навыки слогового анализа и зрительного восприятия, словарный запас, связную речь, каллиграфические навыки.
Образовательные:
1. Учить детей правильно соотносить звуки [и] и [ы] с буквами И и Ы.
Воспитательные:
1. Воспитание мотивации к учению, коммуникативные умения.
Оборудование: буквы и-ы, картинки, презентация, аппликаторы Кузнецова разных цветов, карточки с заданием.
Ход занятия
1 .Организационный момент
- Здравствуйте ребята!
Прозвенел уже звонок,
Мы скорей начнём урок.
Будем мы писать, трудиться,
Ведь заданья нелегки.
Нам, друзья, нельзя лениться,
Так как мы ученики.
- Если вы ученики, как вы должны работать на занятии? У вас у каждого лежит на парте карточка, переверните её и ответьте на этот вопрос! (Дети переворачивают карточку, читают и комментируют картинку:
- ВНИМАТЕЛЬНО СМОТРИМ И СЛУШАЕМ;
- СНАЧАЛА ДУМАЕМ;
- А потом КРАСИВО ГОВОРИМ И ПРАВИЛЬНО ОТВEЧАEМ НА ВОПРОСЫ;
- ДРУЖНО РАБОТАЕМ В ПАРАХ.)
- Молодцы!
2. Основная часть:
1) Введение в тему, постановка цели и задач
- Раз, два, три сказка ждёт нас впереди!
- Ребята, сегодня на занятии мы отправимся в королевство, в котором живут в замке 2 принцессы, две сестры. Фамилия у них ГЛАСНЫЕ.
- Отгадав, как их зовут, вы узнаете тему нашего занятия!
-Посмотрите на экран и скажите, кто охраняет ворота замка? (На слайде мы видим мышку и мишку, стоящих у ворот королевства).
- В названии животных прячутся имена принцесс.
- Какими звуками и буквами отличается произношение и написание данных слов? (Звуками [ы] - [и] и буквами Ы и И).
- Догадались, как зовут принцесс?
- Как зовут старшую сестру – принцессу? (Первую принцессу зовут Ы)
- Как зовут младшую сестру? (Вторую - И).
- Какая тема нашего занятия? (Тема нашего занятия звуки и буквы [ы] - [и]) тема появляется на слайде
– Молодцы!
- Как у всех сестёр - у принцесс Гласных есть свои сходства и отличия! Поэтому, какую цель мы можем поставить на этом занятии? Чему мы будем учиться?
- На занятии мы будем РАЗВИВАТЬ УМЕНИЯ РАЗЛИЧАТЬ И РАСПОЗНАВАТЬ ЗВУКИ [Ы]-[И] И БУКВЫ Ы и И.) цель появляется на слайде
- А чтобы научиться различать их имена, нам нужно попутешествовать по одной из башен замка. На каждом этаже башни принцессы приготовили интересные задачи, которые нам нужно решить, чтобы достигнуть нашей цели:
1. На первом этаже мы будем решать первую задачу - сравнивать произношение звуков [ы] - [и] и давать им характеристику, учиться правильно произносить имена принцесс - звуки [ы] – [и].
2. На втором этаже – учиться различать на слух звуки.
3. Соотносить звуки [ы] – [и] с буквами. (На 3 этаже будет ждать сюрприз-приведения)
4. Учиться различать буквы Ы и И в слогах.
5. Учиться различать буквы Ы и И в словах и предложениях.
- Принцессы будут наблюдать и ошибки примечать.
_ Начнём наше путешествие!
- Анализ артикуляции звуков [ы] - [и], характеристика звуков.
- Вот и 1 этаж и первая задача от наших принцесс! Что мы должны сделать? (сравнивать произношение звуков [и] - [ы] и дать им характеристику).
- Ребята, посмотрите в зеркала, произнесите звук [ы], а затем звук [и]:
- В каком положении губы при произношении звука [ы]? Губы напряжены или нет? (Губы не напряжены).
- Зубы сомкнуты или разомкнуты? (Зубы разомкнуты).
- Правильно, зубы разомкнуты, нижняя челюсть слегка выдвинута вперед.
- Где находится язычок? (Язычок за нижними зубами отодвинут глубоко в ротик).
- Давайте проверим, голосовые связки дрожат, когда мы произносим звук [ы]? (Когда мы произносим звук [ы] – голосовые связки дрожат)
- Воздушная струя тёплая или холодная? (Воздушная струя тёплая, проходит легко, длительно.)
- Какой это звук? (Гласный)
- Почему он гласный? (Воздушная струя не встречает преграду)
- Каким цветом обозначаем в схемах? (Красным)
- Какая буква обозначает звук Ы? (Буква Ы)
- Буква Ы очень скромная увы – поэтому в русском языке нет ни одного слова начинающегося на эту букву. Буква Ы – появляется только в середине и в конце слов.
- Для чего служит звук “ы” в слогах? (Для обозначения твёрдости предыдущей согласной).
- Теперь произнесём звук [и]:
- В каком положении губы при произношении звука [и]? Губы напряжены или нет? (Губы в улыбке, напряжены).
- Зубы сомкнуты или разомкнуты? (Зубы сближены, но не сомкнуты).
- Правильно, зубы сближены, не сомкнуты.
- Где находится язычок? (Язычок лежит во рту, его края касаются коренных зубов).
- Давайте проверим, голосовые связки дрожат, когда мы произносим звук [и]? (Когда мы произносим звук [и] – голосовые связки дрожат)
- Воздушная струя тёплая или холодная? (Воздушная струя тёплая, проходит легко и длительно.)
- Какой это звук? (Гласный)
- Почему он гласный? (Воздушная струя не встречает преграду)
- Каким цветом обозначаем в схемах? (Красным)
- Какая буква обозначает звук [и]? (Буква И)
- Для чего служит звук [и] в слогах? (Для обозначения мягкости предыдущей согласной)
- Что заметили в произношении этих звуков? Произношение гласных Ы-И похоже.
- Молодцы, мы решили 1-ю задачу – сравнили произношение звуков, нашли сходства и отличия, дали им характеристику. (Логопед отмечает галочкой первую выполненную задачу).
Рефлексия:
- Оцените себя за это! Ребята, посмотрите, как мы будем себя оценивать. За каждую правильно выполненную задачу прикрепляйте коронку:
- Зелёная коронка– означает, что вы молодцы, правильно выполнили задание!
- Жёлтая коронка – Можете и лучше, нуждались в помощи при выполнении задания.
-– Красная коронка - мало старались, задание выполнили неверно!
2. Закрепление правильного произношения звуков и различение звуков по артикулированию - Игра «Угадай принцессу»
- А теперь, попробуйте угадать, какой звук я произнесу "без голоса": ы-ы-ы, и-и-и. Если я произнесу звук ы поднимайте картинку с принцессой Ы и произносите Ы.
А если я произнесу беззвучно И, то поднимайте картинку с принцессой И и произносите звук И.
- Молодцы, научились различать звуки.
Рефлексия: - Оцените себя!
Физминутка «Мерсибо»
Ручками похлопали,
Ножками потопали,
Пальчики размяли
С приведеньем поиграли!
Здравствуй пальчик
Где ты был?
За грибами в лес ходил.
Будем вместе мы дружить
За грибами в лес ходить!
3. Соотносить звуки [ы] – [и] с буквами.
- Чтобы решить третью задачу, нам нужно выполнить следующее задание на третьем этаже башни:
- Они оставили для нас сундучок, в котором красная мозаика. Из «мозаики» нам нужно собрать буквы Ы и И. Ребята на 1 парте собирают печатную букву Ы, а ребята на второй парте печатную букву И.
- Посмотрю, у кого лучше получилось? Умнички!
- Скажите, а печатные буквы похожи? (нет)
- Ы – это буква с-Ы-тая,
Несёт вперёд брюшко набитое.
- И –ностранные ириски
И
Изюм, четыре миски!
- А письменные? (У них есть сходство – одинаковые элементы)
- А для чего мы сравниваем буквы? (Чтобы их не путать на письме).
- Давайте, чтобы их никогда не путать мы правильно и красиво допишем их, выполним по образцу – поместите букву Ы- в квадратик, а И - в кружочек и напишем красиво.
Рефлексия: - Проверьте друг друга! Поставьте соответствующую коронку! (Дети проверяют правильность написания букв у друг друга).
-Молодцы, мы научились различать и правильно писать буквы Ы - И!
Отмечаю в 3-й задаче – Соотносить звуки [ы] – [и] с буквами.
-Поднимемся на 4 этаж. Мы уже близки к нашей цели!
4) На уровне слогов игра «Мерсибо» - «Собери бусы»:
- На 4 этаже нас ждёт следующее задание! Принцессы любят наряжаться, помогите им собрать бусы из гласных звуков, слушайте внимательно! Посмотрите, какая буква нарисована на платье у принцессы. Ребята на первой парте собирают и записывают бусины со слогом И, а вторая парта со слогом Ы.
- Чему мы с вами сейчас научились, когда решали 4 задачу наших принцесс? (Научились различать буквы Ы и И в слогах)
- Правильно!
Рефлексия: - Как вы думаете, мы справились с этим заданием?! Оцените себя!
(Логопед отмечает в 4-й задаче – в слогах).
5) На уровне слов и предложений:
- Ребята, принцессам задали домашнее задание, они не знают, как его выполнить! Давайте им поможем!
В словах нужно поменять букву Ы на букву И:
пыли - пили
дыма - Дима
выли - вили
осы – оси
- Прочитаем все слова парами. Какой вывод можно сделать?
- Правильно. Если изменить звук в слове, то меняется смысл.
- Что такое пыль?
Пыль - это маленькие твёрдые частички, которые постоянно плавают в воздухе и постепенно оседают на поверхности предметов.
- А что такое пить?
Пить – это глотать, поглощать какую-л. жидкость для утоления жажды, голода.
- Что такое выть?
Выть - издавать громкие, протяжные, заунывные звуки.
- Что такое вить?
Вить - соединять, сплетать в единое целое.
- Что такое осы?
Осы – насекомые.
- Что такое оси?
Оси – деревянные или металлические стержни, на концы которых надеваются колеса.
- Что такое дым?
Дым – продукт неполного сгорания топлива с мелкими летящими частицами угля.
- Что такое Дима?
Дима – имя мальчика.
- А теперь допишите предложения, вставив вместо картинок пропущенные слова!
1. На шкафу много ______________.
Люди воду ________________.
2. Волки в лесу ___________________ .
Птицы гнезда __________________ .
3. В саду летали ___________________ .
У велосипеда есть _________________ .
4. Из трубы идет много _____________.
Мальчика зовут _________________.
- Возьмите красные ручки. Найдите в предложениях все буквы Ы и обведите их в квадратики, а все буквы И – в кружочки.
- Для чего мы это делаем? (Чтобы уметь различать буквы Ы и И в предложениях.)
- Молодцы, мы научились различать буквы Ы и И в предложениях!
(Логопед отмечает в 5-й задаче- в словах и предложениях)
Рефлексия: - Оцените себя!
4. Итог
- Ура ребята, мы выполнили на занятии все задания, которые приготовили принцессы ГЛАСНЫЕ Ы и И. Мы на вершине башни, посмотрите какой красивый вид открывается с крыши на королевство!! Молодцы!
- А теперь, давайте вспомним тему нашего занятия?! (Тема нашего занятия «Звуки [ы] – [и]. Буквы Ы и И».) - Слайд
- Молодцы! Какую цель мы ставили на этом занятии? (Учились различать звуки [ы] – [и], буквы Ы и И.)
Слайд: - На занятии мы РАЗВИВАЛИ УМЕНИЯ РАЗЛИЧАТЬ И РАСПОЗНАВАТЬ ЗВУКИ [Ы]-[И] И БУКВЫ Ы и И.
- Как вы думаете, мы достигли поставленную цель? (ДА)
- А какие задачи мы выполняли? Слайд 41:
1. На первом этаже мы решили первую задачу - сравнили произношение звуков [ы] - [и] и дали им характеристику, научились правильно произносить имена принцесс - звуки [ы] – [и].
2. На втором этаже научились различать на слух звуки [ы] – [и].
3. На 3-м соотносили звуки [ы] – [и] с буквами.
4. На 4-м научились различать буквы Ы и И в слогах.
5. На 5-м этаже - научились различать буквы Ы и И в словах и предложениях.
Слайд : - Давайте оценим свою работу в течение всего занятия!
- Принцессы ГЛАСНЫЕ Ы и И довольны вашей работой на занятии. Вы умнички, хорошо потрудились. Они приготовили для вас настоящие короны разных цветов!
- Оцените свою работы, выбрав для себя корону соответствующего цвета.
- Теперь вы все принцы и принцессы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект подгруппового логопедического занятия во 2 классе специальной (коррекционной школы) V вида на тему "Дифференциация акустически близких фонем "г" - "к", "гь" - "кь".
Занятие направлено на развитие фонематического восприятия и формирование навыков звукового анализа. Материал может использоваться на логопедических занятиях в коррекционной школе V вида и в логопедиче...
Конспект подгруппового логопедического занятия по профилактике оптической дисграфии в первом классе
Данное занятие направлено на формирование умения различать на письме рукописные буквы "и" и "у";дифференциация "и", "У" на письме...
Конспект подгруппового логопедического занятия для учащихся 2 класса. Тема: Автоматизация звука |Л| в слогах, словах и предложениях. Лексическая тема: «Весна. Признаки весны»
Цель занятия: закрепление навыка правильного артикуляционного уклада при произношении звука Л в слогах, словах и предложениях. Вырабатывать навыки правильного грамотного письма и чтения. При проведени...
Конспект подгруппового логопедического занятия в классе адаптации по теме Дифференциация звуков [В – В’]
Дифференциация звуков [В – В’] в словосочетаниях, предложениях, текстах.Цель: совершенствовать навык дифференциации звуков [В-В’]...
Конспект подгруппового логопедического занятия по коррекции дисграфии на основе нарушения фонемного распознавания с учащимися 2 класса с диагнозом ЗПР.
Тема: Составление слов из слогов и деление слов на слоги....
Конспект подгруппового логопедического занятия в 1 классе по теме Дифференциация звуков [Т-Д]. Наш огород в деревне Простоквашино.
Цель: совершенствование навыка дифференциации звуков [Т-Д], уточнение и закрепление словаря по теме «Овощи».Задачи:Коррекционно-образовательные:- Закреп...
Конспект подгруппового логопедического занятия для учащихся первого класса. Группа детей с ФФНР.
Занятие проводится с целью формирования у обучающихся навыков слогового чтения по следам звукового анализа....