Конспект подгруппового логопедического занятия в классе адаптации по теме Дифференциация звуков [В – В’]
методическая разработка по логопедии (1 класс) на тему

Ангилова Елена Николаевна

Дифференциация звуков [В – В’] в словосочетаниях, предложениях, текстах.

Цель: совершенствовать навык дифференциации звуков [В-В’]

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logopedicheskoe_zanyatie.docx32.13 КБ
Файл razdatochnyy_material.docx1.82 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Кесовогорская средняя общеобразовательная школа

имени дважды Героя Советского Союза А.В. Алелюхина

Конспект подгруппового логопедического занятия в классе адаптации

по теме

Дифференциация звуков [В – В’]

                                                                    Выполнила: учитель-логопед  

                                                                      Ангилова Елена Николаевна

пгт Кесова Гора

2017г.

Конспект интегрированного занятия с детьми класса адаптации

Тема: Дифференциация звуков [В – В’] в словосочетаниях, предложениях, текстах.

Цель: совершенствовать навык дифференциации звуков [В-В’]

Задачи:

  1. Коррекционно-образовательные:
  • познакомить детей с согласными звуками В - В';
  • учить давать сравнительную характеристику этих звуков;
  • обогащать  словарь.
  1. Коррекционно-развивающие:

- развивать фонематическое восприятие;

-развитие логического мышления;

-развитие навыков фонематического анализа и синтеза;

-развитие моторно-зрительной координации;

- развитие слухового внимания;

-развитие пространственной ориентации.

  1. Коррекционно-воспитательные:

- воспитывать умение слушать педагога, товарища, развивать навык работы в группе;

- развитие умения работать в коллективе (не перебивать друг друга);

- формирование умения отвечать на вопросы развернутыми высказываниями;

Оборудование: Мультимедийные продукты:  авторская презентация (21 слайд); ковер-самолёт на ниточке; послание  ( с шифровкой); шифратор;  парус с пунктирными изображениями предметов; индивидуальные конвертики ( с синими и зелёными квадратиками); лист формата А4 с маленькими картинками ; слова, разделенные на слоги; буквы магнитной азбуки; релаксант «лестница»; альбомный лист, расчерченный на квадраты, декоративные камни; слова для чтения («Пирамида»).

План занятия:

I Оргмомент – 8 минуты

II. Основная часть – 20  минут

  1. Знакомство со звуками занятия
  2. Сравнительная характеристика изучаемых звуков
  3.  Развитие фонематического восприятия
  4. Релакс упражнение
  5. Развитие зрительно-моторной координации
  6. Развитие пространственной ориентировки
  7. Развитие навыков звукового анализа
  8. Физминутка
  9. Активизация словаря на звуки В-В’
  1. Итог занятия – 3 минуты

Ход занятия:

Деятельность логопеда

Деятельность детей

I Оргмомент

- (Слайд 1) Ребята, мы сегодня с вами отправимся в сказочное  путешествие. А как вы думаете, в какое путешествие мы можем отправиться?

- (слайд 2) Сейчас я вам расскажу, что за путешествие нас ждёт сегодня. Я получила послание от одной буквы, давайте его прочитаем (детям даётся зашифрованное послание и шифратор, они в парах расшифровывают)  

-(слайд 3) Ребята, вы хотите узнать, что за буква это написала? Тогда закройте глаза протяните мне ладони. Я вам напишу букву, а вы попробуйте её узнать!

А теперь откройте глаза, какую букву я вам написала?  

- Вот она у нас и просит помощи, давайте у неё узнаем, что же произошло.

- (Слайд 4) Но для начала вспомним, какие два звука обозначает буква В?

- (Слайд 5) Вот с ними и произошла беда, их похитили и закрыли в крепости. Вы хотите узнать, кто это сделал? Тогда давайте составим слова из букв и всё узнаем.

-Как вы думаете, ребята, зачем он их похитил?

-Похитил он их, потому что хочет, чтобы эти звуки были только в его имени и больше никто о них ничего не знал.  Скажите в слове волшебник звук твёрдый или мягкий? А в слове Вилово?  

-Ребята, мы поможем спасти звуки?

-Тогда в путь!

- А на чём мы можем отправиться  в путешествие?

- (слайд 6) Давайте прочитаем «цепочки» из слов и узнаем, на чём мы отправимся в путь.

II. Основная часть

-Знакомство со звуками занятия

- (слайд 7) Ребята, наш Ковёр-самолёт очень медленно летит, давайте ему поможем,  сильно на него подуем  и скажем звук (В-В-В-В-В).

-Сравнительная характеристика изучаемых звуков.

-(слайд 8)  Вот мы и разогнали наш Ковёр-самолёт. Ребята, посмотрите мимо какого таинственного леса, мы пролетаем!  Вот только очень высокие деревья не дают нам пролететь. Лес расступится в том случае, если вы соберёте слова из слогов и разделите их в два столбика с твердым звуком и мягким звуком.

(совместная работа всех детей за круглым столом)

-Ура! Мы преодолели это препятствие. Летим дальше!

-Развитие фонематического восприятия

- (слайд 9) Посмотрите скорей,  на горизонте виднеется море. Очень устал наш Ковёр-самолёт, а времени отдыхать нет.                                             – Может мы попросим у Морского Царя корабль?

-Морской Царь нам поможет, если мы выполним его задание.

Если услышите звук В’ – хлопните в ладоши, а если В – топните ногой.

(ветка, ведро, волк, вешалка, свёкла, варенье…..)

Молодцы, все справились, и Морской Царь нам дал корабль.

В полный перёд!

-Релакс упражнение

- (слайд 10) Посмотрите, пока мы плыли, совсем уже потемнело вокруг. Давайте мы с вами понаблюдаем за звёздным небом (используется релаксант музыкальное сопровождение).

-Развитие зрительно-моторной координации

- (Слайд 11)Вот и утро наступило.

 Ночью был сильный шторм, и наш парус сломался. С таким парусом нам далеко не уплыть. Нам нужно срочно его починить (каждому ребёнку выдаётся парус, на котором изображены  контуры предметов, необходимо обвести изображения предметов, не отрывая руки от листа, и назвать какие картинки получились)

Про каждое изображение логопед спрашивает: твёрдый или мягкий звук в этом слове.

- Ура! Парус починили!

-Развитие пространственной ориентировки

- (Слайд 12) В полный перёд. Мы всё плывем, плывем…. Ой, посмотрите, в какое страшное место мы приплыли…это же бермудский треугольник, нужно быстрей отсюда уплывать….

Это всё проделки Злого Волшебника, он завёл наш корабль сюда.

-К нам на помощь спешат дельфины, они очень хорошо знают морские глубины. Сейчас они нам расскажут, как отсюда выбраться. Только слушайте внимательно инструкции дельфинов.

 (каждому ребёнку раздаётся расчерченный на квадратики листок и декоративные камни).

Поставьте камушек в верхний левый квадрат. Затем 3 клеточки вправо, 1 вниз, 2 влево,3 вниз, 2 вправо,1 вверх, 1 вправо, 1 вниз, 1 вправо  (если ребёнок правильно выполнил задание, он должен оказаться на звёздочке).

-Развитие навыков звукового анализа

 (слайд 13) Бермудский треугольник остался позади, дельфины привели нас к  королевству. Вот и король идёт нас приветствовать.  Мы королю рассказали, что звуки В и В’ похитил злой Волшебник Вилово, и мы проделали большой путь, чтобы их спасти. Король подумал, подумал и решил нам помочь. Попросил он королевского волшебника сварить зелье для спасения звуков.

Давайте поможем волшебнику быстрее сварить зелье.

 (слайд 14)

(Детям раздается альбомный лист с маленькими картинками  и индивидуальные конвертики с синими и зелёными квадратиками, детям необходимо закрыть картинки, в названии  которых есть звук В – синим квадратом, а в которых звук В’- зелёным квадратом. Работа выполняется в парах)

(После выполнения задания проводится проверка на доске.)

- Ну, вот зелье и сварено, теперь мы можем отправляться дальше.

-Физминутка

- (слайд 15) Только непонятно в каком направлении нужно двигаться. Давайте все встанем и определимся с дальнейшим направлением пути.

Руку правую влево, руку левую вправо, голову наклоним вперёд, ногу левую поднимем. А теперь мы всё опустим и посмотрим головой по сторонам: вправо-влево, вправо-влево. Вот и крепость в стороне!

Мы полетим туда на Ковре-самолёте.

-Активизация словаря на звуки В-В’

- (слайд 16) Вот мы и приближаемся к крепости. Посмотрите, какой забор её окружает.

(слайд 17) Нам нужно открыть ворота. В этом нам поможет королевский волшебник. У него есть волшебное зелье, в которое мы поместим буквы, эти буквы станут волшебными. Мы их прицепим на ворота, и они откроются.

У нас получилось 2 слова (волк и ветер)

-В каком слове звук мягкий, а в каком твердый?

-Вот и открыли мы ворота.

III. Итог занятия

- (слайд 18) Ворота то мы открыли, а вот что делать с крепостью, как в неё попасть? Посмотрите, на двери написаны слова, давайте их прочитаем, может тогда дверь откроется.

А скажите, в каких словах звук твёрдый? А в к каких мягкий?

-(слайд 19) Вот и открылась   дверь. Осталось только подняться по лестнице, чтобы добраться до самого верха крепости.

(детям нужно на каждую ступеньку назвать слово и с твердым звуком и с мягким, т.е. наступая на первую ступеньку, мы можем сказать вилка, вафли и т.д.).

-(слайд 20) Вот мы и добрались до самого верха, вот и наши звуки. Ура мы их спасли!

Рефлексия по итогам занятия

-Ответы детей (в кругосветное путешествие, в жаркие страны, заграницу….)

-Помогите мне!

- Дети сидят с закрытыми глазами, я каждому рисую пальцем на правой ладони букву.

- Букву В.

- Твёрдый и мягкий (В и ВЬ)

- Злой Волшебник Вилово

- Ответы детей

-В слове волшебник твёрдый, а в слове Вилово и твёрдый и мягкий.

- да

- на корабле, самолёте, вертолете и т.д.

- На  Ковре-самолёте.

-Дети дуют на Ковёр-самолёт (каждому ребёнку дается ковёр- самолёт  на верёвочке)

-Дети выполняют задание.

(Тв.:вафли, вода, клюква, вареники, тыква

Мягкий: Виноград, киви, свёкла…)

-ДА!!!

- Дети хлопают и топают

 

-дети обводят пунктирные изображения. И записывают слова в тетрадь (музыкальное сопровождение)

-Дети выполняют действия (двигают камушек)

-Дети в парах анализируют слова и определяют твердый или мягкий звук в них.

-Дети выполняют действия.

Логопед в мешочек складывает буквы магнитной азбуки, дети поочереди опускают руки в мешочек, наощупь пытаются догадаться, что за буква, вытаскивают её и прицепляют на доску.

- в слове волк – буква в обозначает твердый звук, а в слове ветер – мягкий.

-Дети читают слова (Игра «Пирамида»)

-мягкий: веник(2), велосипед(4)

Твёрдый: воз(1), валенки(3)

-дети придумывают слова

-Дети отвечают на вопросы.

Интернет источники:

http://fotki.yandex.ru/users/svetlera/view/407594?page=3 лестница

http://kurspresent.ru/page/summer-flowers фон для 1 –го слайда

http://pixelvault.ru/photo/18111  письмо (2 слайд)

http://mega-photoshop.ru/publ/fony_vse_dlja_fotoshopa/fony_dlja_fotoshopa_skachat_besplatno/3-1-0-783  фон для 3 слайда

http://biletvbuduschee.megahitbah.ru/wp-content/uploads/2011/10/0_8d7e5_2a7ff05e_XL.png  буква В

http://fotki.yandex.ru/users/svetlera/view/407543/?page=0  5 слайд башня.

http://zombi-ferma.ucoz.net/news/2012-12-09  злой волшебник

http://www.giport.ru/news/12334/   Ковёр – самолёт

http://fotki.yandex.ru/users/svetlera/view/407542/?page=0   фон для 7 слайда

http://silversunrise.bbmy.ru/viewtopic.php?id=151  лес фон для 8 слайда

http://mywishlist.ru/wish/2763860    фон для 9 слайда море

http://99px.ru/avatari/33532/        морской царь

http://f-page.ru/fp/8da3d559cf4742f1942cb2d8943369d5  Корабль

http://www.anypics.ru/download/11019/1600x1200/

фон для 10 слайда

http://bolgarya2012.narod.ru/index/0-4     фон для 11 слайда

http://rdn-team.com/avi/6909-bermudskijj-treugolnik-2006-hdtvrip.html  Бермудский треугольник фон для 12 слайда

http://fotki.ucoz.hu/photo/zhivotnyj_mir/delfiny_kartinki/1a0b0c79df99/37-0-1076   дельфин

http://www.liveinternet.ru/users/5031314/post264190720/

дельфины

http://fotki.yandex.ru/users/svetlera/view/407577?page=2  замок  фон для 13 слайда

http://deti-online.com/skazki/russkie-narodnye-skazki/zhadnyi-velmozha/

король

http://fotki.yandex.ru/users/pers-com/view/503070/?page=0  добрый волшебник  14 слайд

http://99px.ru/avatari/146248/           волшебник  (со звёздами)

http://fotki.yandex.ru/users/svetlera/view/407551/?page=0  забор 16 слайд

http://fotki.yandex.ru/users/svetlera/view/407549/?page=0   ворота  17 слайд

http://www.erepublik.com/he/article/welcome-to-kaer-zealandia-2129984/1/20

дверь в крепость 18 слайд

http://www.ebay.com/itm/1-HALLOWEEN-Party-Decoration-Prop-SPOOKY-CASTLE-Dungeon-ENTRANCE-Wall-DOOR-COVER-/130992888053

лестница 19 слайд

http://fotki.yandex.ru/users/ddv-foto/tags/%D0%BE%D0%BA%D0%B5%D0%B0%D0%BD/view/249568?page=0

для 20 слайда замок

http://elfpix.ru/grafika/kachestvennyi-klipart-tsvety-v-formate-png.html

цветы 21 слайд

http://muzbaron.com  - был взят аудиофайл

Литература:

  1. Пропись-раскраска: Я пишу слова. / Сост. О.Н. Левик. Худож. С.Э. Лукьянскова. – Краснодар: Флер, 2009. – 64 с.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подгруппового логопедического занятия во 2 классе специальной (коррекционной школы) V вида на тему "Дифференциация акустически близких фонем "г" - "к", "гь" - "кь".

Занятие направлено на развитие фонематического восприятия и формирование навыков звукового анализа. Материал может использоваться на логопедических занятиях в коррекционной школе V вида и в логопедиче...

Конспект подгруппового логопедического занятия по коррекции звукопроизношения. «Дифференциация звуков «Л» и «Р».

Данное занятие предназначено для обучающихся начальных классов, имеющих ОНР, СНР, ФФН...

Конспект подгруппового логопедического занятия для учащихся 2 класса. Тема: Автоматизация звука |Л| в слогах, словах и предложениях. Лексическая тема: «Весна. Признаки весны»

Цель занятия: закрепление навыка правильного артикуляционного уклада при произношении звука Л в слогах, словах и предложениях. Вырабатывать навыки правильного грамотного письма и чтения. При проведени...

Конспект подгруппового логопедического занятия в 1 классе по теме Дифференциация звуков [Т-Д]. Наш огород в деревне Простоквашино.

Цель: совершенствование  навыка  дифференциации звуков [Т-Д], уточнение  и закрепление  словаря  по теме «Овощи».Задачи:Коррекционно-образовательные:-  Закреп...

Конспект подгруппового логопедического занятия по теме «Дифференциация звуков [Ц], [Ч] и букв Цц и Чч в соответствии с ФГОС.

Конспект подгруппового логопедического занятияпо теме «Дифференциация звуков [Ц], [Ч] и букв Цц  и Ччв соответствии  с ФГОС.(подгруппа 2 А класса) Цель: различать в устн...

Конспект индивидуального логопедического занятия с ребенком 7 лет. Тема: Автоматизация звука [л\'].

Конспект индивидуального логопедического занятия. Автоматизация звука [л']....

Конспект подгруппового логопедического занятия (2 класс)

Данный конспект занятия был разработан к теме: «Дифференциация гласных звуков [и], [ы] и букв Ии и Ыы» для 2 класса....