Конспект открытого фронтального логопедического занятия для учащихся 2 класса с НЧП, ОНР
план-конспект занятия по логопедии (2 класс)

Юлия Владимировна Шорохова учитель-дефектолог

Дифференциация слов различных частей речи 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_otkrytogo_frontalnogo_logopedicheskogo.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого фронтального логопедического занятия для учащихся 2 класса с НЧП, ОНР

Тема: Дифференциация слов различных частей речи (слова-предметы, слова-действия, слова-признаки).

Цель: дифференциация слов, обозначающих предмет, действие предмета, признак предмета.

Задачи:

Образовательные:

1) закрепить у учащихся понятие о словах, обозначающих предмет, действие предмета, признак предмета;

2) закрепить умение различать слова, обозначающие предмет, действие предмета, признак предмета.

Развивающие:

1) работать над расширением словарного запаса учащихся;

2) развивать умение отвечать полным предложением;

3) развивать высшие психические функции (слуховое внимание, память, мышление, воображение);

4) развивать мелкую моторику.

Воспитательные:

Воспитывать аккуратность, умение организовывать собственную деятельность.

Оборудование: зеркала, предметные картинки, индивидуальные красные кружки.

Ход занятия

  1. Организационный момент (1 мин).

Логопед приветствует детей, раздает зеркала. Напоминает о правилах поведения на занятии.

Дети приветствуют логопеда.

  1. Артикуляционная гимнастика (3 мин).

- Сначала мы потренируем наши ротики. Сделаем артикуляционную гимнастику.

Упражнения для губ:

«Улыбочка», «Трубочка», «Окошко», «Улыбочка – трубочка – окошко» (5 раз).

Упражнения для язычка:

«Накажем непослушный язычок», «Блинчик», «Чашечка», «Вкусное варенье».

Каждое упражнение дети выполняют 3 раза.

  1. Основная часть (10 мин).

А) Повторительная беседа.

- Из чего состоит наша речь? /Наша речь состоит из предложений/.

- Из чего состоят предложения? /Предложения состоят из слов/.

- Что могут обозначать слова? /Слова могут обозначать предмет, действие и признак предмета/.

- На какие вопросы отвечают слова, обозначающие предмет? /Слова-предметы отвечают на вопросы Кто? Что?/.

- Как мы их подчеркиваем? /Мы их подчеркиваем одной чертой/.

- На какие вопросы отвечают слова, обозначающие действия предмета? /Слова-действия отвечают на вопросы Что делать? Что сделать?/

- Как мы их подчеркиваем? /Мы их подчеркиваем двумя чертами/.

- На какие вопросы отвечают слова, обозначающие признак предмета? /Слова-признаки отвечают на вопросы Какой? Какая? Какое? Какие?/

- Как мы их обозначаем? /Мы их обозначаем волнистой чертой/.

Б) Работа со словами, обозначающими предметы и действия.

1. Назвать действия.

- Ребята, вам нужно назвать действия, которые могут производить эти предметы.

Логопед указывает на картинку, изображающую самолет.

- Что здесь нарисовано? /Здесь нарисован самолет/.

- Какие действия он может производить? /Он может летать, приземляться/.

Логопед указывает на картинку, изображающую птицу.

- А это кто? /Это птица/.

- Какие действия она может совершать? /Она может лететь, сидеть/.

Логопед указывает на картинку, изображающую солнце.

- Что здесь нарисовано? /Нарисовано солнце/.

- Какие действия оно может выполнять? /Оно может светить, гореть/.

2. Назвать профессию.

- Правильно. А теперь я буду называть вам действия, а вы должны догадаться, человек какой профессии их выполняет. Кто строит? /Строитель строит/.

- Кто варит и жарит? /Повар варит и жарит/.

- Кто моет и чистит? /Уборщица моет и чистит/.

- Кто месит и печет? /Кондитер месит и печет/.

- Кто учит и воспитывает? /Учитель учит, воспитывает/.

- Кто кроит, шьет? /Швея кроит и шьет/.

- Хорошо. А что обозначают слова повар, строитель, уборщица, кондитер, учитель, швея? /Они обозначают предметы/.

- А живые или неживые эти предметы? /Это живые предметы/.

  1. Игра «Кто больше подберет слов-предметов к словам-действиям?».

За каждое правильно названное слово ученики получают красные кружочки. Выигрывает тот, кто наберет больше кружочков.

- Ребята, сейчас вам нужно будет подобрать слово-предмет к слову действию. За правильный ответ я буду давать красный кружочек, а потом мы посчитаем, у кого больше всех получилось. Что или кто может лететь? /Стрела, самолет, парашют, пух, жук, стрекоза, бабочка/.

Аналогично:

Плывет ... (пароход, лодка, рыба, пловец, бревно, щепка, утка).

Растет ... (трава, ребенок, цветок, репа, рассада, саженец).

Поет ... (соловей, певец, скрипка, жаворонок, хор).

Ползет ... (червяк, уж, змея, улитка, человек, гусеница).

Пищит ... (мышка, щенок, игрушка, комар).

Скрипит ... (дверь, снег, сухое дерево, телега).

Хрустит ... (снег, морковка, сахар, сухарь, огурец, капуста).

Логопед стремится, чтобы дети использовали как можно больше слов, данных в скобках.

Далее – подведение итогов выполненного задания.

4. Загадки.

- Прослушайте и отгадайте загадки.

1. Не лает, не кусает,

А в дом не пускает. /Замок/.

2. Лежала между ёлками
Подушечка с иголками.
Тихонечко лежала,
Потом вдруг убежала. /Ёж/.

- На какие вопросы отвечают слова-отгадки? /Они отвечают на вопросы Кто? Что?/

- Правильно. Значит, какие это слова? /Значит это слова-предметы/.

4. Физминутка (2 мин).

- Молодцы. А сейчас мы с вами отдохнем. Встанем возле своих парт. Слушаем меня внимательно и повторяем движения за мной.

Дети встают возле парт и выполняют все движения.

Движения выполняются в соответствии со словами стихотворения.

Мы хлопаем в ладоши, хлоп, хлоп
Мы топаем ногами, топ, топ
Качаем головой
Мы руки поднимаем, мы руки опускаем
Мы низко приседаем и прямо мы встаем
Руки вниз, на бочок.
Разжимаем- в кулачок
Руки вверх и в кулачок
Разжимаем на бочок
На носочки поднимайся
Приседай и выпрямляйся
.

5. Основная часть. Продолжение (7 мин).

В) Работа со словами-предметами и словами-признаками.

1. Назвать предмет по его признакам.

- Ребята, я сейчас вам назову слова слова-признаки, а вы догадайтесь, про кого так можно сказать!

Прыгучая, пушистая, рыженькая ... /Белочка/.

- Хорошо. А теперь кто запомнил, какая белочка? /Прыгучая, пушистая, рыженькая/.

Аналогично:

Маленький, круглый, колючий ... — Какой ежик?

Большой, старый, развесистый ... — Какой дуб?

Красная, спелая, душистая ... — Какая земляника?

Красная, пятиконечная ... — Какая звезда?

Стройная, зеленая, колючая ... — Какая елочка?

Детский, приключенческий, интересный ... — Какой фильм?

Чистый, свежий, морозный ... — Какой воздух?

Теплый, мелкий, моросящий ... — Какой дождик?

2. Подобрать слова-признаки.

- А теперь вам нужно подобрать к слову, обозначающему предмет, подходящие по смыслу слова, обозначающие признаки. Поставить вопрос к этим словам.

Логопед приводит образец: березка белоствольная, кудрявая, русская, молодая — к а к а я ?

Ветер ... (холодный, теплый, пронизывающий, ласковый, сильный).

Друг ... (преданный, верный, надежный, большой, любимый). *

Настроение ... (хорошее, веселое, тревожное, радостное, плохое).

Поведение ... (хорошее, примерное, отличное).

Погода ... (солнечная, хорошая, дождливая, холодная, ясная).

  1. Отгадать загадки.

– Я сейчас загадаю загадки, а вы отгадайте.

Вафельное, полосатое, гладкое, мохнатое. Что это? /Это полотенце/.

- Поставьте вопрос к словам вафельное, полосатое, гладкое, мохнатое. /Какое?/

Аналогично:

Рыжий, красный, зверь опасный. /Огонь./

Красная, спелая, вкусная /Ягода/.

- Что обозначают эти слова? /Они обозначают признак предмета/.

  1. Пальчиковая гимнастика (2 мин).

- Хорошо. А теперь мы с вами отдохнем и потренируем пальчики. Наша пальчиковая гимнастика сегодня будет называться «У жирафов». Слушаем внимательно и повторяем движения ручками за мной.

Дети выполняют необходимые движения.

У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.

У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.

Хлопаем по всему телу ладонями.

На лбу, ушах, на шее, на локтях,

На носах, на животах, на коленях и носках.

Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.
У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде.

У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде.

Щипаем себя, как бы собирая складки.
На лбу, ушах, на шее, на локтях,

На носах, на животах, на коленях и носках.

Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.
У котяток шёрстка, шёрстка, шёрстка, шёрсточка везде.

У котяток шёрстка, шёрстка, шёрстка, шёрсточка везде.

Поглаживаем себя, как бы разглаживая шёрстку
На лбу, ушах, на шее, на локтях,

На носах, на животах, на коленях и носках.

Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.

  1. Основная часть. Продолжение (13 мин).

Г) Графический диктант.

- Открыли тетради, записали число.

Дети открывают тетради, записывают число.

- Я сейчас буду читать слова, а вы должны не записать это слово, а начертить его схему.

- Как мы обозначаем слова-предметы? /Мы их обозначаем одной чертой/.

- На какие вопросы отвечают слова-предметы? /Отвечают на вопросы Кто? Что?/.

- А слова-признаки как подчеркиваем? /Обозначаем волнистой чертой/.

- Правильно. На какие вопросы они отвечают? /Они отвечают на вопросы Какой? Какая? Какое? Какие?/.

- Хорошо. А слова-действия как обозначаем? /Обозначаем двумя чертами/.

- На какие вопросы они отвечают? /Они отвечают на вопросы Что делать? Что сделать?/.

Платье, рубит, красивый, большой, рука, чистит, осторожный, брат, крыша, красит, летит, легкий, моросит, рыба, рыбачит.

Логопед показывает образец. Платье _____, рубит ========.

Дети выполняют задание. Далее – коллективная проверка.

Д) Работа с предложением.

- Я вам продиктую предложения, вы их запишите. Кто будет комментировать?

Выбирается ребенок, который комментирует написание. Все дети записывают предложения под диктовку.

Наступила ранняя осень. Тает последний снег. Журчат говорливые ручьи. Светит ласковое солнце. Летят голосистые птицы.

- А теперь подчеркните в этих предложениях слова-предметы, слова-действия и слова-признаки. Как они подчеркиваются, мы уже повторили. Работаем.

Дети подчеркивают слова-предметы, слова-действия и слова-признаки в записанных предложениях. Далее – индивидуальная проверка.

8. Итог занятия (2 мин).

- Чем мы с вами сегодня занимались?

- Что вам понравилось на занятии?

Логопед оценивает деятельность каждого ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого подгруппового логопедического занятия в 3 классе по теме "Изменение имен существительных мужского рода в числе"

Занятие было продемонстировано 19.12.12 на семинаре для учителей-логопедов и посвящено теме семинара: "Нейропсихологические подходы в коррекции дисграфии учащихся"....

Конспект открытого подгруппового логопедического занятия в 4 классе по теме "Слова похожие, но разные (омонимы)".

Для детей с речевыми нарушениями понимание и употребление омонимов в собственной речи крайне затруднено. Данное логопедическое занятие проводится после изучения тем "Антонимы", "Синонимы". Оно направл...

Конспект открытого коррекционного логопедического занятия в 1 классе «А» по теме «Прощание с 1 классом. Повторение пройденного материала »

В данном файле представлен конспект открытого коррекционного логопедического занятия "Прощание с 1 классом. Повторение пройденного материала"....

Конспект открытого фронтального логопедического занятия для детей 1 класса, имеющие ФФНР. Тема: Дифференциация звуков [б – п].

Цель: Сформировать у учащихся умения различать согласные [Б и П] в устной и письменной речи....

Конспект открытого фронтального логопедического занятия с группой детей с НВОНР 4 класс

Цель логопедического занятия - восполнение пробелов в формирование связной речи.  Работа над коммуникативной деятельностью учащихся на данном этапе усложняется. Закрепляются навыки звукобуквенног...

Открытое фронтальное логопедическое занятие "В поисках клада"

Цель:Совершенствовать навыки согласования имен прилагательных с именами существительными в  роде, числе и падеже. Способствовать формированию  представления о связи согласования прилагательн...