Конспект урока "Антонимы"
план-конспект урока по логопедии (2 класс)

Ершова Евгения Викторовна

Основная цель данного конспекта - это усвоение учениками темы "Антонимы". Это заятие посвященно выработке умения выбирать антонимические пары из данных слов, предложений и текстов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЛЕСНОГОРОДСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

Конспект урока

«Антонимы»

(2 класс, 2 занятие)

Подготовила: учитель-логопед Ершова Е.В.

п.Лесной городок - 2020

Цель: Закрепить умение выделять антонимические пары из данных слов, предложений и текстов.

Задачи:

  1. отработать умение выделять, подбирать и адекватно употреблять слова с противоположным значением в связной речи;
  2. уточнять и расширять словарный запас детей;
  3. развивать концентрацию внимания, объем памяти, основные операции мышления (сравнение, обобщение, классификацию).

Оборудование: доска, карточки с заданиями.

Ход занятия

Учитель-логопед читает стихотворение (выведенно на интерактивную доску).

Мячик прыгал КВЕРХУ, КНИЗУ,
ВПРАВО, ВЛЕВО и пропал…
ДЛИННЫЙ поезд ехал, ехал
и гудок КОРОТКИЙ дал…
Одному играть мне ПЛОХО,
вместе с другом — ХОРОШО.
Я в ГОСТЯХ побыл немного,
а потом ДОМОЙ пошёл.
На качелях покачался,
ловко прыгал ВЗАД-ВПЕРЁД,
В горку ТЯЖЕЛО взобрался,
вниз с горы сбежал ЛЕГКО.
Птица пролетела НИЗКО,
самолёт же — ВЫСОКО,
Дом стоит мой к лесу БЛИЗКО,
а от речки — ДАЛЕКО.
Лет ещё мне очень МАЛО,
дедушке уж МНОГО лет.
Говорю я: «ДО СВИДАНИЯ»,
завтра всем скажу: «ПРИВЕТ!».

Учитель-логопед: Ребята, посмотрите на выделенные слова? Давайте попробуем составить из них пары. Прочитаем их.

КВЕРХУ – КНИЗУ

ВПРАВО - ВЛЕВО

ДЛИННЫЙ – КОРОТКИЙ

ПЛОХО – ХОРОШО

В ГОСТЯХ – ДОМОЙ

ВЗАД – ВПЕРЕД

ТЯЖЕЛО – ЛЕГКО

НИЗКО – ВЫСОКО

БЛИЗК – ДАЛЕКО

МАЛО – МНОГО

ДО СВИДАНИЯ – ПРИВЕТ

Учитель – логопед. Сравните слова каждой пары по значению. Подумайте, они близки, или противоположны по значению. Докажите правильность своего ответа. Давайте сделаем вывод. Слова противоположного значения называются антонимами. А сейчас в игру «Выбери пару». Прочитайте из трех слов выбирите антонимы.

Друг, печаль, враг.

Ночь, сутки, день.

Поднимать, опускать, брать.

Давать, продавать, отдавать

Покупать, продавать, отдавать.

Говорить, идти, молчать.

Высокий, большой, низкий.

Длинный, большой, короткий.

Большой, низкий, маленький.

Белый, длинный, черный.

Короткий, маленький, длинный.

Тяжелый, длинный, легкий.

Хороший, светлый, плохой.

Учитель-логопед. Докажите правильность своего ответа и со словами говорить и молчать составьте 2 предложения.

Учитель-логопед. Прочитаем словосочетания.

Плачущая девочка; закрытое окно; найденные документы; открытая дверь; смеющийся мальчик; толстый ствол, выиграть матч; тонкая веревка; проиграть партию.

Учитель-логопед. Сравните словосочетания. Есть ли в них слова противоположного значения (антонимы). Выпишите из словосочетаний слова парами так, чтобы они выражали противоположный смысл.

Физминутка

Учитель-логопед. Ребята, я вам буду читать короткие стихотворения, а вы на слух будите выделять слова противоположного значения и называть их.

Большой — маленький

Мишка добрый и смешной,
Потому что он большой.
А вот зайчик трусоват,
Потому что маловат.

Тонкий — толстый

Как веревка, как лиана,
Тело тонкое удава.
А вот толстого слона
Видно всем издалека.

Широкий — узкий

Посмотри на бегемота,
Он широкий отчего-то.
А зеленый крокодил,
Узкий по сравненью с ним.

Высокий — низкий

На поляне друга два,
Есть копыта и рога,
Но жираф высоковат,
А козленок низковат.

Глупый — умный

Как ты, глупый колобок,
К лисе прыгнул на носок?
Просто рыжая лиса
Очень умная была.

Грустный — веселый

Грустный клоун громко плачет,
А веселый клоун скачет,
Хочет подвиг совершить —
Хочет рёву рассмешить.

Старый — молодой

Разворчался старый дед:
«Доживешь вот до ста лет!»
Внук ответил: «Никогда!
Буду молодым всегда!»

Черный — белый

Долго рисовала Даша
Птиц оранжевой гуашью,
Но вмешался Дима в дело:
«Ворон — черный, голубь — белый!»

Храбрый — трус

Вышел в поле храбрый рыцарь,
Может он с любым сразиться,
А трусливого зайчонка
Напугает и девчонка.

Добрый — злой

Вася птичкам сыплет крошки.
Жору все боятся кошки —
Он гоняет их метлой.
Вася — добрый, Жора — злой!

Легкий — тяжелый

Сел Мишутка на качели —
Мышки легкие взлетели.
Для забав подобных Мишка
Что-то уж тяжелый слишком.

Мягкий — жесткий

Любят кот и папа Тани
Спать на мягком на диване,
А на жесткий табурет
Вовсе претендентов нет.

Мокрый — сухой

Нынче пасмурный день был,
Глеб зонт взял, а Лев — забыл.
Дождь пролился неплохой.
Лев — весь мокрый, Глеб — сухой!

Сладкий — горький

Любопытный карапуз
Изучал продуктов вкус,
Но из всех запомнил только
Сладкий торт и перец горький.

Полный — пустой

Полный чемодан гордится,
Что поедет за границу,
Ну а старый и пустой
В шкаф отправят на постой.

Длинный — короткий

Длинный сарафан для Маши,
Чтоб была всех в мире краше,
А короткий — для Аленки,
Маленькой ее сестренки.

Голодный — сытый

«Ох, — вздыхает пес голодный, —
Съесть могу кого угодно!»
Сытый же ему в ответ:
«Ну, тогда меня здесь нет!»

Холодный — горячий

Любит даже царь подводный
Пить в жару коктейль холодный,
А эмир Али-Кучай
Пьет в жару горячий чай.

Грязный — чистый

Грязному автомобилю
Путь машины преградили:
«Чистым здесь зеленый свет!
Остальным дороги нет!»

Учитель-логопед. Ребята, прочитайте словосочетания.

Старый человек, старый город; мелкий ручей, мелкий скот, мелкий почерк; свежая газета свежий ветер; глухой человек, глухой раскат грома; золотые монеты, золотые слова.

Учитель-логопед. Измените словосочетания так, чтобы они приобрели противоположное значение. И составьте два предложения со словами противоположного значения.

Учитель-логопед. Четко прочитайте предложения.

Герой умирает раз, трус – тысячу раз. Труд кормит, а лень – портит. Лето соирает, а зима поедает. Худой мир лучше доброй ссоры. Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает. Бить мертвого тигра – выдавать трусость за храбрасть. Труженнику  уважение, лодырю – презрение.

Учитель-логопед. Что мы сейчас прочитали, Объясните значение этих пословиц. В каждой пословице найдите слова противоположного значения (антонимы). Запиши их парами.

Учитель-логопед. Прослушайте предложения. Оцените их правильность.

Слон большой, а комар маленький.

Дерево низкое, а куст высокий.

Камень легкий, а пух тяжёлый.

Работать тяжело, а отдыхать легко.

Днём светло, а ночью темно.

Отец пожилой, а сын молодой.

Дедушка молодой, а внук старый.

Редька сладкая, а груша горькая.

Зима тёплая, а лето холодное.

Мышка пищит тихо, а петух поёт громко.

Улитка ползёт быстро, а заяц бежит медленно.

Итог занятия:

Что нового вы узнали на занятии? Что такое слова антонимы?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия "Кто с нами рядом живёт?". и конспект занятия в первой младшей группе "Степашка в гостях у ребят"

Конспект занятия "Кто снами рядом живёт" во второй младшей группеКонспект занятия по ознакомлению с окружающим " Степашка в гостях у ребят" в первой младшей группе...

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.

В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...

План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры

Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса

Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема:  Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...