Дневник динамического наблюдения учителя-дефектолога
методическая разработка по логопедии

Адамбаева Людмила Анатольевна

Представлен опыт разработки Дневника динамичесчкого наблюдения обучающихся ОВЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 2b.doc89 КБ

Предварительный просмотр:

Дневник динамического наблюдения

Класс: 2 «б»

06.08.2020 г.

Специалист: учитель - дефектолог Адамбаева Л.А.

I. Направление работы:    Реализация Индивидуальной Образовательной Программы

Ожидаемый результат

Результат

Перспектива

Ознакомление с окружающим миром и развитие речи

Стабильно зафиксировать знание имени, отчества родителей, рода деятельности; домашний адрес

Называют имена, отчества родителей, их сферу деятельности, домашний адрес

Процесс отработки

Расширять, уточнять и систематизировать представления о предметах домашнего обихода, растениях и животных, об условиях их жизни и сезонных изменениях; о ближайшем социальном и предметном окружении.

Систематизируют представления об окружающем мире с направляющей помощью педагога.

В процессе развития.

Расширять и уточнять словарь по лексическим темам.

Используют оптимальный спектр пассивного словаря при активной речи, при оречевлении действия, формулировке мыслей.

Расширение словарей в процессе активных речевых ситуаций, мотивированного оречевления действий.

Формировать временные представления: учить узнавать и правильно называть времена года по их отличительным признакам в природе и на картинке; устанавливать последовательность.

Узнают и правильно называют времена года по отличительным признакам

Процесс отработки

Учить правильно согласовывать слова в устной речи.

Согласовываю слова в простом предложении.

В процессе развития.

Учить различать части отдельного предмета и целый предмет, называть весь предмет по отдельной части с ярко выраженными опознавательными признаками.

Называют весь предмет по составляющим

В процессе развития.

Учить структурировать слова по значению.

Неуверенно структурирует слова по значению.

В процессе развития.

Уточнять понимание и использование в речи существительных, обозначающих сходные предметы (стул, табурет, кресло; кровать, диван; чашка, кружка)

Используют минимальный спектр слов-синонимов в бытовых ситуациях.

Расширение словаря синонимов, подражательное использование синонимов в учебных и  в бытовых ситуациях

Учить задавать вопросы и отвечать на вопросы полным ответом.

Умеют формулировать вопрос, развернутый ответ на вопрос формулируют с помощью учителя.

Отдаленная педагогическая поддержка при формулировании вопроса и  ответа на вопрос.

Развивать связную речь.

Выражают свои мысли связно, выстраивают логические цепочки при составлении текста в контексте  предложенной ситуации.

Развитие процесса установления речевых логических цепочек.

Формировать умение использовать интонацию как средство выражения вопроса, просьбы, благодарности.

Проявляет минимальное  интонационное выражение в речи.

Развитие просодической стороны речи.

Учить пересказывать и составлять предложения, небольшие рассказы по картине и по серии картин

Составляют простые, но развернутые предложения по картине, пересказывают небольшой по объему текст, составляют логический текст по картине и по серии картин.

В процессе развития.

Учить устанавливать простейшие причинно – следственные связи наблюдаемых событий и явлений (на картинках).

Проявляют попытки устанавливать простейшие причинно-следственные связи событий или явлений

В процессе развития.

Учить составлять повествовательные рассказы с опорой на схему

Составляют повествовательные рассказы с опорой на схему.

В процессе развития.

Формировать диалогическую и монологическую  форму речи, развивать навыки общения.

Участвуют в диалоге, пытаются построить монолог

В процессе развития.

III. Развитие звукового анализа и синтеза

Формировать устойчивые понятия «гласный звук», «согласный звук», «звук и буква», «твёрдый и мягкий согласный звук», «слово», «слог как часть слова», «предложение».

Правильно классифицируют звуки и буквы русского алфавита.

В процессе развития.

Развивать навык  отбира картинки с заданным звуком в названиях изображённых объектов.

Самостоятельно отбирают картинки за заданный звук.

В процессе развития.

Выделять гласные звуки в разных позициях в слове.

Самостоятельно выделяют гласные звуки в разных позициях в слове

В процессе развития.

Различать на слух твёрдые и мягкие согласные.

Различают на слух твёрдые и мягкие согласные.

В процессе развития.

Формировать способность подбирать слова с определённым звуком в названии.

Подбирают слова с определённым звуком в названии.

В процессе развития.

Формировать навыки символического обозначения разными цветами  гласных, твёрдых и мягких согласных звуков (красным, синим, зелёным цветом соответственно).

Обозначают разными цветами  гласные, твёрдые и мягкие согласные звуки

В процессе развития.

Учить выполнять звуковой анализ и синтез слов.

Выполняют звуковой анализ слова. Составляют звуковую модель слова.

В процессе развития.

Формировать представления о буквах.

Применяют знания о буквах в письменной и устной речи.

В процессе развития.

Учить делить слова на слоги.

Делят слова на слоги.

В процессе развития.

Формировать умение определять количество слогов в двухсложных, трёхсложных и односложных словах.

Определяют количество слогов в двухсложных, трёхсложных и односложных словах.

В процессе развития.

Учить подбирать слова с заданным количеством слогов (сначала с опорой на предметные картинки).

Подбирают слова с заданным количеством слогов (сначала с опорой на предметные картинки).

В процессе развития.

Формировать элементарные навыки анализа предложений на слова и синтеза предложений из слов

Проявляют элементарные навыки анализа предложений на слова и синтеза предложений из слов

В процессе развития.

V. Развитие мелкой моторики

Развивать координацию движений в мелких мышечных группах пальцев рук и кистей; улучшая координацию движений обеих рук; развивать быстроту и точность реакции; тренировать зрительный анализатор; координировать взаимодействие зрительного и двигательного, а также зрительного и слухового анализаторов.

Координируют движения в мелких мышечных группах пальцев рук и кистей; стараются управлять координацией движений обеих рук; координируют взаимодействие зрительного и двигательного, а также зрительного и слухового анализаторов.

Процесс развития

Развивать мелкую моторику пальцев рук в специальных упражнениях и играх на сжатие, растяжение, вращение кисти; переплетение пальцев рук; поочерёдное сгибание и разгибание пальцев; вытягивание указательного и среднего пальцев («Зайка»); указательного и мизинца («Коза»); встряхивание и помахивание кистями; поочерёдное соединение большого пальца с указательным, средним, безымянным, мизинцем (по образцу)

Активно используют пальцы рук в специальных упражнениях и играх на сжатие, растягивают, вращают кисти; переплетают пальцы рук; поочерёдно сгибают и разгибают пальцы; вытягивают указательные и средние пальцы («Зайка»); указательные и мизинцы («Коза»); встряхивают и помахивают кистями; поочерёдно соединяют большой палец с указательным, средним, безымянным, мизинцем (по образцу)

Процесс развития

Учить обводить по контуру, закрашивать и штриховать

Обводят по контуру, закрашивают и штрихуют.

Процесс отработки

Учить работе с карандашом (ручкой) по клеткам в тетради

Работают карандашом (ручкой) по клеткам в тетради.

Процесс отработки

Формировать умение составлять фигуры, узоры из элементов, из палочек

Составляют фигуры, узоры из элементов, из палочек.

В процесс развития

Совершенствовать навыки работы с разрезными картинками (все виды разрезов – прямой, диагональный, фигурный)

Работают с разрезными картинками (все виды разрезов – прямой, диагональный, фигурный).

Самостоятельный навык работы с разрезными картинками (все виды разрезов – прямой, диагональный, фигурный).

Формировать навык работы со шнуровкой и мозаикой

Самостоятельно работают со шнуровкой и мозаикой.

В процесс развития

VI. Коррекция познавательной деятельности

Корригировать и развивать зрительное восприятие параметров предмета (цвета, формы, величины: длины, ширины, толщины)

Активно используют зрительное восприятие при определении свойств и параметров предмета

Процесс развития

Развивать устойчивость и концентрацию внимания

Концентрируют  и фиксируют внимание продолжительное время.

Процесс развития

Развивать объём и устойчивость вербальной памяти

Удерживают в памяти материал, его воспроизводят по необходимости.

Длительное удержание в памяти материала, его воспроизведение по необходимости.

Корригировать навыки зрительно-пространственного анализа и синтеза, конструктивного праксиса

Воспринимают объект, проводят первичный анализ и синтез, целенаправленно выполняют  многоступенчатые действия.

Развитие восприятия объекта, проведение первичного анализа и синтеза при помощи учителя, целенаправленное выполнение простых действий.

Корригировать и развивать функции анализа простых закономерностей

Объясняют простые логические цепочки.

Развитие умения выполнять первичные объяснительные  действия при составлении простых логических цепочек

Корригировать и развивать навыки классификации предметов по родовому признаку на основе практической группировки

Классифицируют предметы по заданным параметрам.

Совершенствование навыков классификации.

Корригировать и развивать навыки сравнения двух предметов на основе существенных признаков (цвета, формы, величины,  родовой принадлежности)

Сравнивают предметы на основе существенных признаков.

Совершенствование навыков сравнения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дневник педагогических наблюдений в начальной школе

Учителю необходимо вести наблюдение за каждым ребенком, сейчас, на этапе внедрения ФГОС, требования к этому виду  деятельности возросли. Дневник позволяет довольно полно выполнять свои обязанност...

Работа учителя – дефектолога с семьёй Работа учителя – дефектолога с семьёй

Представляю  систему  работы учителя – дефектолога с семьёй    по развитию коммуникативных умений...

Дневник динамического наблюдения

Дневник динамического наблюдения для учащихся, прошедших ПМПК....

Дневники педагогических наблюдений.

способствует  системному подходу в выборе  воспитательной линии, позволяет воспитателю планировать и вести педагогическую деятельность, учитывая индивидуальные особенности  воспитаннико...

Дневник педагогических наблюдений за учащимся 3 класса

Данный материал могут использовать учителя начальных классов при подготовке документов на ПМПК...

Протокол динамического наблюдения для детей с оу

Протокол динамического наблюдения для детей с оу...