Конспект логопедического занятия " Сложносочиненное предложение"4 класс
план-конспект занятия по логопедии (4 класс)
"сложносочиненное предложение" 4 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
slozhnosochinennoe_predlozhenie.docx | 882.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект логопедического занятия 4 класс
Тема: «Конструирование сложносочинённых предложений с союзами: и, а».
Цель: Формировать умение конструировать сложносочинённые предложения с союзами: и, а.
Задачи: Уточнять и систематизировать знания учащихся по теме «Осень», активизировать аспектный словарь.
Формировать представление о смысловом значении союзов и, а в
сложных предложениях, умение осознанно употреблять их при
конструировании сложных предложений.
Развивать монологическую речь, умение строить высказывания-
рассуждения, доказательства.
Развивать концентрацию и переключение внимания, объём
словесной памяти, умение переносить имеющиеся знания на новую
учебную ситуацию.
Прививать интерес к учебному предмету, внимание к слову.
Воспитывать любовь к природе, наблюдательность.
Оборудование: мультимедийная презентация, таблички.
Словарь: сложное предложение, союз.
Ход урока
- Орг. момент:
- Эмоциональный настрой на совместную деятельность
- Давайте встанем в круг и пожелаем друг другу удачи.
(Уч-ся встают в круг и, передавая друг другу игрушку с табличкой «Желаю удачи!» делятся хорошим настроением и добрыми пожеланиями)
- Речевой момент (за экраном)
-В какое время года начинается учебный год? (осенью)
- Назовите осенние месяцы.
- Ноябрь – это ранняя осень. Верно?
- Середина осени – это золотая осень. Верно?
- Когда бывают первые заморозки?
- Ранней осенью бывает снегопад. Верно?
- Осенью бывают туманы, изморозь. Верно?
- Фонетическая зарядка.
- Какой сегодня дежурный звук? «С»
А) - Будем читать слоги.
-АС –АСА –СА –АСКА –АСКЛА –АСАСКЛА –АСНСК
Б) К\разв. игра на развитие словесной памяти и фонематического слуха «Осенние слова»
( уч-ся встают в круг и, передавая букет осенних листьев, называют слова об осени со звуком «С»)
(листопад, разноцветные листья, покраснели, последние листочки, сентябрь, солнце, слякоть, пасмурно)
В) Конструирование простого распространённого предложения из деформированного текста.
(последние, упали, с берёзы, листочки, в октябре)
(вариативность речи)
-В октябре с берёзы упали последние листочки.
- Последние листочки упали с берёзы в октябре.
- С берёзы в октябре упали последние листочки.
II. Работа по теме урока.
- Определение темы урока.
К/ разв. упр. на развитие концентрации и переключение внимания.
Шифровка «ОСЕНЬ»
Слайд 1.
- Расшифруйте тему урока.
- Итак, тема урока …?
2. Актуализация знаний. Видеоролик «Осень» Слайд 2.
- Посмотрите ролик, послушайте песню на стихи К.Д. Бальмонда «Осень»
- Какие приметы осени отражены в песне?
3. Целевая установка.
- Как думаете, что будем делать?
- Сегодня будем сравнивать. Сейчас урок математики? (Нет.)
-Спросите у меня, чему будем учиться сегодня на уроке?
- Сегодня будем учиться составлять сложные предложения с союзами: и, а.
- Сложные предложения состоят из двух простых и соединяются союзами: и или а.
- На Д\З я предложила вам самостоятельно найти нужную информацию, когда пишется союз а, а когда и. Где вы нашли такую информацию?
(М. – Мы с Захаром расспрашивали старшеклассников.
К. –Я с папой нашёл в справочнике для школьника.
Р.- Мы с мамой нашли в интернете.)
- Что вы узнали?
(Союз и пишутся, когда …… союз а пишется, когда……)
- Новый материал.
1).Синонимы союзов и и а. (жестовая речь) Слайд 3.
( похоже, одинаково, так же, наоборот, другое, противоположное)
2). Исследование исходного материала. Слайд 4.
-Почему в первом сложном предложении простые предложения соединены союзом и?
- А во втором - союзом а?
3). Комментирование – рассуждение Слайд 5.
- Как думаете, какими союзами нужно соединить эти простые предложения, чтобы составить правильные сложные предложения?
4).Упражнения в применении полученных знаний.
А). Осень в неживой природе. Слайд 6.
- Как думаете, какие «осенние» слова можно использовать?
( похолодало, пасмурно, вода стынет, холодная, прохладно, солнце греет слабо, изморозь, заморозки, моросит дождь, туман, первый снег)
Составление сложных предложений из двух простых.
- Составьте сложные предложения, подобрав к одному из предложений первого столбика подходящее предложение из второго столбика. Подумайте, каким союзом нужно их соединить?
Слайд 7.
Б). Растения осенью.
Слайд 8.
-Какие «осенние» слова можно использовать в этой теме?
Найдите таблички с этими словами, размещённые по классу.
(двигательный режим – физминутка)
(изменилась окраска листьев, покраснели, пожелтели, листопад, кружатся листья, опадают листья, опали листья…)
- Прочитайте предложение, подумайте, правильно ли употреблён союз?
(Ранней осенью в лесу много ягод и грибов, и поздней осенью уже нет ягод и грибов.)
_ В чём ошибка?
Дополнение предложений. Слайд 9.
-Предлагаю вам дополнить сложные предложения, обращая внимание на содержание одной части и на предложенный союз между простыми предложениями.
В). Животные и птицы осенью. Слайд 10.
- Какие слова можно использовать?
( меняют окраску шубки, делают запасы, запасают корм, готовят жилища, улетают, никак не готовятся к зиме, впадают в спячку)
- Отгадайте загадки:
- Летом серый, зимой белый. (заяц)
- Кокой зверёк ещё меняет окраску шубки на зиму?
(Белка летом рыжая, зимой серая)
- Всю зиму спит, с боку на бок переворачивается, лапу сосёт.
(медведь)
- Кто ещё осенью впадает в спячку?
(Насекомые, лягушки, змеи)
- - Что происходит в жизни птиц осенью?
(Улетают в тёплые края.)
Работа в парах. Самостоятельное конструирование предложений.
-Составьте сложные предложения по картинкам.
Индивидуально-дифференцированный подход: - самостоятельно,
.-или – составить предложения из деформированного текста.
( - Перелётные птицы улетают в тёплые края, а вороны, воробьи
остаются зимовать у нас.
- Барсук готовит себе нору, а волк никак не готовится к зиме.
- Белка сушит грибы, собирает орехи, и мыши делают запасы на зиму.
- Насекомые впадают в спячку, и медведь укладывается спать в берлогу.)
III. Итог занятия:
- Чему мы учились сегодня?
- Что было трудно?
- Над чем надо ещё работать?
- Вам нравится осень? Почему?
- А мне нравится осень, потому что я снова встречаюсь со своими ребятами в школе.
- На следующих занятиях мы будем учиться составлять такие сложные предложения.
Слайд 11.
МОЛОДЦЫ!
_______________________________________________________
Задания для самостоятельной работЫ
- Осень в неживой природе
Подчеркни нужное слово.
Солнце греет всё сильнее / слабее .
На улице стало холоднее / теплее .
Вода в реке тёплая / холодная.
Часто бывают туманы / дождь, заморозки, снег, изморозь, град.
- Растения.
Соедини названия деревьев с листочками. Нарисуй и раскрась листья под названием деревьев.
Дуб сосна берёза рябина
- Животные и птицы.
Дополни предложение (подчеркни слова) .
- Осенью впадают в спячку: змея, заяц, медведь, лягушка, лиса, ёжик, жуки, червяки, мухи, белка, волк.
- Осенью меняют шубку _________________, __________________ .
Собирает орехи, сушит грибы _________________ .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия в 1 классе "Дифференциация З-З\'-Ж"
На занятии применяются различные виды речевой деятельности: чтение, называние картинок, ответы на вопросы, самостоятельная речь. Для обогащения словаря и развития логического мышления используются заг...
Конспект логопедического занятия во 2 классе
Тема занятия: " Дифференциация слов-предметов,признаков,действий"...
Конспект логопедического занятия в 1 классе по автоматизации звука Р в предложениях.
Предлагаемое занятие по коррекции звукопроизношения у детей первого класса построено в едином игровом сюжете, призванного активизировать и обогатить словарь, развить их творческие способности, повысит...
Конспект логопедического занятия "Сложноподчиненное предложение" 4 класс
Сложноподчиненное предложение...
Конспект логопедического занятия. Тема: Предложение.
Цель: Обобщение знаний учащихся о предложении, расширение представлений о профессиях.Задачи занятия:Коррекционно-образовательная:&mdash...
Конспект логопедического занятия в 3 классе по теме: "Дифференциация звуков и букв С–Ц в слогах, словах, предложениях"
Цель: учить дифференцировать звуки [с]-[ц] на слух и в произношении, закреплять правильное обозначение звуков [с]-[ц] в письменной речи (буквы С–Ц).ЗадачиКоррекционно-обучающие:Учить диффер...