Конспект логопедического занятия в 1 классе по автоматизации звука Р в предложениях.
план-конспект занятия по логопедии (1 класс) по теме
Предлагаемое занятие по коррекции звукопроизношения у детей первого класса построено в едином игровом сюжете, призванного активизировать и обогатить словарь, развить их творческие способности, повысить интерес к занятию, желание говорить красиво и правильно. Занятие проходит с соблюдением трех целей: образовательные, коррекционные, воспитательные. Разнообразные игровые упражнения и задания с использованием наглядного материала позволяют ускорить автоматизацию звука "Р", активизировать слуховое и зрительное восприятие, развить фонематический слух, фонематический анализ и синтез, память, внимание, артикуляционную, мелкую и общую моторику, правильное речевое дыхание, произвольную память, внимание и мышление.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya._avtomatizatsiya_zvuka_r.docx | 25.31 КБ |
v_tsirke.ppt | 291 КБ |
Предварительный просмотр:
Автоматизация звука Р .
Учитель-логопед ГБОУ СОШ №356
Баруздина О.В.
Одной из основных целей коррекционной работы в условиях логопункта является формирование умений и навыков правильного воспроизведения звуков в речевом потоке в сравнительно сжатые сроки.
Речь не является врожденной способностью человека, она формируется постепенно, вместе с развитием ребенка. Воспитание звуковой культуры речи детей является составной частью системы работы по развитию речи. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании действительности, содержательнее и полноценнее взаимоотношения с детьми и взрослыми, тем активнее происходит его психическое развитие. Правильное, четкое произношение детьми всех звуков и слов имеет важное значение, так как письменная речь формируется на основе устной, и недостатки устной речи могут привести к неуспеваемости.
Предлагаемое занятие по коррекции звукопроизношения у детей первого класса построено в едином игровом сюжете, призванного активизировать и обогатить словарь, развить их творческие способности, повысить интерес к занятию, желание говорить красиво и правильно. Занятие проходит с соблюдением трех целей: образовательные, коррекционные, воспитательные. Разнообразные игровые упражнения и задания с использованием наглядного материала позволяют ускорить автоматизацию звука "Р", активизировать слуховое и зрительное восприятие, развить фонематический слух, фонематический анализ и синтез, память, внимание, артикуляционную, мелкую и общую моторику, правильное речевое дыхание, произвольную память, внимание и мышление.
Конспект занятия по коррекции звука «Р» у детей 1 класса.
Логопедическая тема: Автоматизация «Р» в предложениях.
Лексическая тема: Цирк.
Цель: автоматизировать звук «Р» в предложениях.
Задачи:
Развивать артикуляционную, пальчиковую и общую моторику.
Развивать фонематический строй: фонематический анализ, фонематические представления.
Развивать просодические компоненты речи: темп, ритм, паузацию, интонацию.
Автоматизировать звук «Р» в словах и предложениях, вводить в текст.
Закреплять полученные знания в письменных упражнениях: развивать звукобуквенный анализ, тренировать произношение звука «Р» при чтении предложений и текста.
Актуализировать и расширять словарь по теме «цирк» и «цирковые профессии».
Воспитывать навыки вежливого приветствия и прощания, усидчивость.
Оборудование: 4 «билета», картинки (слон, попугай, наездница, эквилибристка, клоун, акробат, дрессировщица, фокусник), счетные палочки, карточки с текстом и стихотворениями, игрушка «Петрушка», колпачки и «носы», т.с.о. (компьютер, проектор).
Ход урока.
1.Организационный момент. Автоматизация «Р» изолированно.
Логопед: Ребята, сегодня мы отправимся в интересное место, а поедем туда на машине.
Дети выполняют движения под стихотворение:
Качу, лечу во весь опор. Идут, крутят «руль»
Я сам – шофёр и сам – мотор. Останавливаются, произносят «Р»
Нажимаю на педаль «нажимают педаль»
И машина мчится вдаль. Бегут, произнося «Р».
Логопед: мы приехали, занимайте свои места.
2.Развитие фонематического анализа (поиск места звука «Р» в словах).
Логопед: перед вами лежит билет на представление.
-Какая дата на нём стоит? Дети: «26 января»
-Какой день недели? Дети: « Вторник»
-Есть звук «Р» в этом слове? Дети: « Да. В середине слова»
-Чего-то не хватает на билете. Вы знаете, на какое представление мы приехали? Дети: Нет, не знаем (в театр….).
Логопед помогает угадать: в первой клеточке, такой же звук, как в слове ЦАПЛЯ (дети вписываю в билет, логопед открывает на доске); из слова ТИГР возьмите второй звук и запишите во вторую клеточку; из слова ЖОНГЛЁР возьмите последний звук, впишите букву в третью клеточку; из слова КЛОУН возьмите первый звук, впишите букву в последнюю клеточку.
Логопед: Какое слово получилось? Дети: Получилось слово ЦИРК.
Логопед: Где стоит звук «Р»? Дети: Звук «Р» стоит в середине слова.
3.Техника речи. Автоматизация «Р» в словах и словосочетаниях.
Логопед: А вот и первый артист (у логопеда в руках игрушка)
«Я весёлая игрушка! А зовут меня….» Дети: Петрушка!
Логопед: Петрушка хочет поздороваться с каждым из вас. Здравствуй Ваня (имена детей).
Дети (каждый по очереди): Здравствуй Петрушка.
4. Развитие фонематических представлений.
Логопед: Петрушка приготовил для вас задание: я прочитаю рассказ о цирке, а вы выкладывайте палочку каждый раз, когда услышите звук «Р» (17 палочек).
- Сколько палочек у вас?
5.Развитие оптико-пространственных представлений и мелкой моторики. Автоматизация «Р» в предложениях.
Логопед: Из палочек вы будете складывать геометрические фигуры по инструкции:
- выложите квадрат
- справа от него треугольник
- слева от квадрата – ромб
- слева от ромба – трапецию
Ответьте на вопросы полным ответом:
- Где находится треугольник? Ребёнок: Треугольник находится справа.
- Где находится трапеция? Ребёнок: Трапеция находится слева с краю.
- Между какими фигурами квадрат? Ребёнок:Квадрат между ромбом и треугольником.
- Между какими фигурами ромб? Ребёнок: Ромб между трапецией и квадратом.
6.Обогащение словарного запаса по теме. Техника речи. Автоматизация «Р» в предложениях.
Логопед: На арене появляется говорящий попугай Карудо (выставляется картинка). Поздоровайтесь с ним. Дети (хором): Здравствуй Карудо!
Логопед: Корудо принёс вам задание: просмотрите текст, подчеркните букву Р. Прочитайте по цепочке. Ответьте на вопросы:
- О чём рассказ? Дети: Этот рассказ о цирке.
- Какие артисты работают в цирке? Дети: люди, звери…(выст.картинка со слоном)
- Какие цирковые профессии были названы? (если дети затрудняются, логопед помогает наводящими вопросами; выставляет картинки наездницы, акробата, клоуна, дрессировщицу).
7. Физминутка.
Логопед: в представлении антракт! Выходите на нашу арену, покажите, как:
- жонглирует предметами жонглёр
- ходит по канату канатоходец
- смешит и строит рожи клоун
- показывает фокус фокусник
8. Техника речи. Введение звука «Р» в текст.
Логопед: А вот и следующая артистка: По проволоке дама идёт, как телеграмма… (выставляется картинка).
-Как называется профессия этой артистки? Дети: Это канатоходец.
-Но ведь это дама…Можно так её назвать? Есть другое слово для обозначения этой профессии – эквилибрист. А наша дама – эквилибристка. Она принесла для вас телеграммы (детям раздаются карточки с текстами – стихотворениями), приготовьтесь прочитать их у доски и подобрать нужную картинку (слон-жонглёр, наездница, попугай, клоун).
9. Техника речи. Работа над просодическими компонентами речи.
Логопед: Сейчас вы превратитесь в артистов и разыграете сценку про двух шутов, рыжего и белого (на доске презентация стихотворения).
-Какие слова будет говорить автор?
-Какие слова говорит белый шут?
-Какие слова говорит красный шут?
Дети по двое разыгрывают сценку, за автора говорит логопед.
10. Закрепление полученных знаний. Автоматизация «Р» в предложениях.
Логопед: Самый загадочный артист цирка – фокусник (выставляется картинка). Он приготовил для вас рассказ, но посмотрите, что случилось, некоторые слова превратились в картинки(на доске презентация текста). Давайте прочитаем текст.
Дети читают рассказ по предложениям, заменяя картинку словом. Отвечают на вопросы по тексту:
-Куда папа повёл Иру?
- Кто кувыркался на трапеции?
-Кто подбрасывал кольца?
-Кто показывал дрессированных животных?
- Кто стучал в барабан?
-Кто образовал пирамиду?
-На ком верхом ехала обезьяна?
11. Итог урока.
Логопед:
-Где мы сегодня побывали?
-С какими цирковыми профессиями вы познакомились?
- Какие задания вам понравились?
Наглядный и словесный материал к занятию:
Задание 2.
2 | 6 | Я | Н | В | А | Р | Я | |
В | Т | О | Р | Н | И | К |
Задание 4.
Цирк.
В Петербурге есть красивое здание. Это цирк. 26 декабря 1877 года здесь состоялся первый спектакль. Петербургский цирк дорог петербуржцам. Цирк этот выстроен Гаэтано Чинизелли, выходцем из Италии, мастером конной дрессуры. У Чинизелли выступали лучшие артисты манежа.
Задание 6.
Цирк.
В нашем городе находится под большим куполом красивое здание. Это цирк. Здесь работают люди и разные животные. Спектакли бывают утром, вечером и днём. Жонглёры, фокусники, акробаты, наездники, клоуны-циркачи – все ждут, когда в цирке соберутся на спектакль дети и взрослые.
Разные номера показывают укротители. Слоны-тяжеловесы танцуют, обезьяны становятся акробатами, лев кувыркается и прыгает в огненное кольцо. Всему их научили люди-циркачи. Здóрово в цирке!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия "Путешествие в страну Глухих звуков"
Конспект подгруппового логопедического занятия по звукобуквенному анализу слов. 1 класс....
Конспект подгруппового логопедического занятия по коррекции звукопроизношения. « Автоматизация звука «Л».
Данное занятие предназначено для обучающихся начальных классов, имеющих нарушения звукопроизношения....
Конспект логопедического занятия по развитию навыка анализа текста на предложения у учащихся 2-3 классов.
Конспект логопедического занятия для учащихся 2-3 классов общеобразовательной школы по теме: "Летние каникулы".Цель данного занятия: Научить анализировать текст и выделять в нём законченные смысловые ...
Конспект логопедического занятия в 1 кл. "Дифференциация звуков З`-С`".
Конспект иендивидуального логопедического занятия в 1 кл. "Дифференциация звуков З`-С`"....
Конспект логопедического занятия по произношению на тему "Звук [Ж]"
Цель: создать условия для осознания и осмысления нового материала, изучение звука [Ж]Задачи:Коррекционно-образовательные:познакомить со звуком [ж];учить давать характеристику звукам;Кор...
Конспект логопедического занятия "Дифференциация звонких и глухих звуков
Конспект логопедического занятия разработан для обучающихся с нарушением интеллекта на дифференциацию звуков П-Б....
Конспект логопедического занятия на тему: "Буквы и звуки.Гласные и согласные звуки."
Профилактика и коррекция нарушений устной и письменной речи у школьников 2 – го класса, имеющих нарушения письма и чтения....