Конспект логопедического занятия "Сложноподчиненное предложение" 4 класс
план-конспект занятия по логопедии (4 класс)

Сложноподчиненное предложение

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slozhnopodchinennoe_predlozhenie_4_klass.docx20.57 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического  занятия 4 класс

Тема : «Сложноподчинённые предложения с союзом ПОТОМУ ЧТО».

Цели:

  • Упражнение в употреблении сложноподчиненных предложений в практической деятельности;
  • Составление и употребление сложноподчинённых предложений с союзом ПОТОМУ ЧТО;
  • Нахождение ошибок в предложении;
  • Понимание значения употребления в предложении данного союза;
  • Развитие внимания, логического мышления.

  • Ход.

  • 1. Организационный этап: «Сядет тот, кто придумает предложение с заданными словами, употребив союз «А»: (вата – гиря, лук – конфета, мяч – аквариум, зима – весна, грустный – весёлый, новый – старый, дошколята - школьники). Вспомнить, что в предложении союз «А» соединяет равноправные части предложения, противоположные по значению. Если убрать в предложении союз «А», смысл предложения всё равно будет понятен. Из такого большого предложения можно сделать два маленьких предложения. Использовать для демонстрации модель предложения.

2.ЭТАП ОБУЧЕНИЯ.

 Введение в тему. Предлагаются ситуации в драматизации:

  • Медведь ест мёд, затем у него болит живот;
  • У обезьянки день рождения и Петрушка дарит ей банан.

Вопросы детям: Почему у медвежонка заболел живот? Почему Петрушка подарил обезьянке банан?

Повторение предложений логопедом, выделяя союз «ПОТОМУ ЧТО»: «У медвежонка заболел живот, потому что он съел много мёда». «Петрушка подарил обезьянке книгу, потому что у неё день рождения.»

Логопед: «У нас сегодня в гостях ещё один союз – ПОТОМУ ЧТО». Этот союз состоит из 2-х слов и употребляем его в предложении тогда, когда хотим объяснить причину или отвечаем на вопрос: Почему?

Вспомнить р.н. сказку «Лиса и заяц». Выставляются картинки. Вопросы: Почему у лисы избушка растаяла? ( У лисы избушка растаяла, потому что была ледяной). Почему зайчик плакал? (Зайчик плакал, потому что его выгнала лиса.)

Почему петушок оказался храбрым? (Петушок оказался храбрым, потому что выгнал лису.)

Обратить внимание детей на то, что в предложении с союзом потому что две части. Первая часть предложения говорит о событии, а часть предложения с союзом потому что объясняет причину события и подчиняется главному предложению. Если мы скажем только вторую часть предложения с союзом ПОТОМУ ЧТО, нам будет трудно понять, о чем идет речь. Логопед демонстрирует схематичный рисунок сложноподчинённого предложения (Мальчик натягивает поводок (1-й рисунок); собачка идет на поводке к мальчику (2-й рисунок). Составление схем данных предложений с помощью прямоугольников – полосок и прямоугольника союза ПОТОМУ ЧТО.

Упражнение «Ответь, почему?»

«Апрель, апрель! На дворе звенит капель». (С.Маршак)

Почему на дворе капель? (На дворе звенит капель, потому что наступил апрель.)

«Полюбуйся: весна наступает. Журавли караваном летят…» (И.Никитин).

Почему журавли летят караваном? (Журавли летят караваном, потому что наступает весна.

«Гусеница цепко цепляется за ветку. От скворцов скрывается, ей они не нравятся». (О.Куликовская)

Почему гусеница скрывается от скворцов? (Гусеница скрывается от скворцов, потому что ей скворцы не нравятся.)

«Кот шалун сидит на шторе, потому что Маша в школе. Будет Маша после школы штопать шёлковые шторы».

Почему Маша будет штопать шёлковые шторы? (Маша будет штопать шёлковые шторы, потому что на них сидел кот шалун и порвал.)

«Тучки очень скучные, потому что тучные. Когда плачут тучки, тучкам чуть-чуть получше».

Почему тучки скучные? (Тучки скучные, потому что тучные.)

«Мечтаю стать я силачом, ведь силачу всё нипочём, потому что силачу любое дело по плечу».

Почему силачу любое дело по плечу? (Силачу любое дело по плечу, потому что он сильный.) Почему ты мечтаешь стать силачом? (Я мечтаю стать силачом, потому что силачу любое дело по плечу.)

Упражнение «Шиворот – навыворот».

Задание: « Посмотри на картинки. Послушай предложения. Найди в них ошибки и составь эти предложения правильно».

  • Витя заболел, потому что ему поставили градусник.
  • Сегодня сильный ветер, потому что качаются деревья.
  • Крапива жжётся, потому что я её боюсь.
  • Чашка упала, потому что на ней появилась трещина.
  • Сегодня жарко, потому что дети загорают.
  • На светофоре загорелся красный свет, потому что машины остановились.

Динамическая пауза с мячом: «Закончи предложение» (выборочно по количеству детей):

  • Мама улыбнулась, потому что…
  • Дети прибежали домой, потому что…
  • Собака грозно зарычала, потому что …
  • Мама открыла окно, потому что …
  • Петя громко вскрикнул, потому что …
  • Мама отругала сына, потому что …
  • Учительница весело рассмеялась, потому что …
  • Бабушка выключила телевизор, потому что …
  • У Саши заболело горло, потому что…
  • Мальчик решил переодеться, потому что …
  • Собака весело завиляла хвостом, потому что …
  • Кот зашипел, потому что …
  • Машины резко затормозили, потому что …
  • Мальчик быстро бежал к школе, потому что … .

3.Этап закрепления полученных знаний. 

Работа с индивидуальным материалом.

Упражнение «Объяснялки»

Составление сложноподчинённых предложений по картинкам и схем предложений.

 Задание: «Продолжи предложение (с опорой на картинки). Составь схему предложения»

 Примерная тематика картинок:

  • Серёжа сильный, потому что …
  • Страус быстро бегает, потому что …
  • Из чайника идёт пар, потому что …
  • Сыр у вороны выпал, потому что …
  • Зрители аплодируют, потому что …

4.Итог занятия.

Вспомнить, когда мы употребляем союз ПОТОМУ ЧТО.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия в 1 классе "Дифференциация З-З\'-Ж"

На занятии применяются различные виды речевой деятельности: чтение, называние картинок, ответы на вопросы, самостоятельная речь. Для обогащения словаря и развития логического мышления используются заг...

Конспект логопедического занятия. 2 класс

Конспеккт логопедического занятия. Тема: "Связь слов в предложении. Кому? Чему? (дательный падеж)....

План-конспект логопедического занятия (2 класс, группа смешанной дисграфии) Тема: Дифференциация мягких и твердых согласных перед буквами А-Я. Приставки пространственного значения.

Цели:  1. Образовательные 1.1. Закреплять у учащихся  умения дифференцировать твердые и мягкие согласные перед буквами «а» - «я»; 1.2. Формировать умение образовывать слова приставочным спос...

Конспект логопедического занятия на тему: «Игры для развития речи». Логопедическая игротека.

Лоопедические игры напрвленные на развитие фонематического слуха, расширение активного словаря, развитие мышления, памяти и внимания, развитие учебной мотивации....