Конспект логопедического занятия. Тема: Предложение.
план-конспект урока по логопедии (3 класс)

Шабалина Наталья Валериановна

Цель:  Обобщение  знаний  учащихся о предложении, расширение   представлений о профессиях.

Задачи занятия:

Коррекционно-образовательная:

—        учить детей называть профессии по месту работы или роду занятия.

Коррекционно-развивающие:

  • Учить работать с предложением;
  • закреплять у детей употребление имен существительных в творительном падеже;
  • упражнять в образовании имен существительных множественного числа родительного падежа;
  • развивать логическое мышление, связную речь, умение строить предложения.

Коррекционно-воспитательная:

—        вызвать у детей интерес  к окружающему миру,

 воспитывать у детей интерес к людям раз личных профессий и желание добиваться успеха собственным трудом.

Форма: Путешествие в город Профессий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия

Класс: 3.

Тема:  Предложение.

Цель:  Обобщение  знаний  учащихся о предложении, расширение   представлений о профессиях.

Задачи занятия:

Коррекционно-образовательная:

—        учить детей называть профессии по месту работы или роду занятия.

Коррекционно-развивающие:

  • Учить работать с предложением;
  • закреплять у детей употребление имен существительных в творительном падеже;
  • упражнять в образовании имен существительных множественного числа родительного падежа;
  • развивать логическое мышление, связную речь, умение строить предложения.

Коррекционно-воспитательная:

—        вызвать у детей интерес  к окружающему миру,

 воспитывать у детей интерес к людям раз личных профессий и желание добиваться успеха собственным трудом.

Форма: Путешествие в город Профессий.

Оборудование: ноутбук, проектор, экран,  презентация, предметные или сюжетные картинки с изображением людей различных профессий и инструментов, мяч «Су-Джок».

Лексическая тема: Профессии.

Ход занятия

1.        Организационный момент.

Слайд 1

(Установление эмоционального контакта)

Придумано кем-то просто и мудро

При встречи здороваться:

- Доброе утро!

Доброе утро, солнцу и птицам.

Доброе утро, улыбчивым лицам.

- Доброе утро, ребята!  1,2, 3, 4, 5 – становитесь в круг играть.

- Проходите на разноцветные кружки.  У меня в руках мяч. Он излучает добро и передает его людям, которые держат его в руках. Мы будем передавать руками мяч и, обращаясь, друг к другу по имени, пожелаем друг другу доброго утра.

2.        Объявление темы.

А.Актуализация знаний.

Слайд 2

Логопед: 

Ребята посмотрите все на слайд, на слайде   схема  с буквами, среди этих букв есть слова, давайте их отыщем. -  АЗЖЮВРАЧКЛМЗДИПОВАР - УЧИТЕЛЬИТШПАСТУХВМСРБ - ЩДАОХОТНИКЗФОТОГРАФДСК

- Что это за слова?

-  Как можно назвать эти слова одним словом?

- У каждого взрослого человека есть профессия. А какие они, эти профессии? Чем они полезны для других людей?

 - Для того чтобы еще больше узнать о профессиях, сегодня на занятии мы с вами отправимся в путешествие в город Профессий.

- Откройте тетради, запишите сегодняшнее число.

- А на чем мы с вами отправимся в путешествие, вы узнаете, если отгадаете загадку:

Он по рельсам быстро мчал -

Шпалы все пересчитал.

(Поезд) на слайде появляется картинка                

Слайд 3

- Правильно! Мы поедем на поезде.    (звук поезда)

Слайд 3 +

- Кто управляет поездом? (машинист) на слайде появляется картинка

Слайд 3 +

- Кто еще работает на поезде? (проводник) на слайде появляется картинка

Б.Развитие дыхания.

- Прислушайтесь. Впереди слышится гудок поезда.

Сделали вдох носиком, на одном выдохе произносим слог ТУ-ТУ-ТУ

В.Развитие мимической мускулатуры.

- А теперь посмотрите в окно, направо. Солнышко так ярко светит нам прямо в глаза. Зажмурьте свои глазки.  Посмотрите налево. Прохожие нам улыбаются. Давайте им тоже улыбнемся. Помашем им рукой. 

3. Основная часть занятия.

А.Вводная беседа.

Слайд 4

- Что же такое профессия? Профессия — это значит умение. Если человек приобрел профессию, значит, он владеет специальными знаниями. Выбор профессии — сложный и ответственный шаг в жизни каждого человека.

Люди имеют самые разные профессии и выполняют различную работу. Они зарабатывают деньги, чтобы купить жилье, пищу и одежду.

Профессия – это труд, которому человек посвящает всю свою жизнь.

Б.Развитие лексико-грамматических категорий. Отгадывание загадок с опорой на картинки. (Развитие речевого слуха, мышления, диалогической речи)

- Мы попали на СТАНЦИЮ ЗАГАДОЧНАЯ

Надо отгадать загадки о профессиях.

Слайд 5

Он в дни болезней всех полезней.

И излечит, исцелит,

И ангину, и бронхит. (врач)

Целый день я шью, да шью.

Я одела всю семью.

Погоди и ты немножко

Будет и тебе одежка. (швея). Слайд 5+

С огнем бороться мы должны – Мы смелые работники,

С водою мы напарники

Мы очень людям всем нужны

Так кто же мы?  (пожарники) Слайд 5+

Средь облаков на высоте

Мы дружно строим дом,

Чтоб в тепле и красоте

Счастливо жили в нем.  (строители) Слайд 5+

Мастер сделает прическу

Феном, щеткой и расческой.

Пышно локоны завьет.

Челку щеткою взобьет,   Все в его руках горит –

Он изменит внешний вид! (парикмахер) Слайд 5+

- Ребята, какие вы молодцы вы справились с заданием.

Стучат, стучат колеса,

Наш поезд мчится вдаль,

Слайд 6

В.Работа с деформированным предложением.

- Наш состав отправляется к следующей СТАНЦИИ – ПОЧТОВАЯ

  А на следующей станции наш ждет письмо, наш друг Незнайка его нам оставил.    Сейчас мы узнаем что- же он нам пишет, ребята, но он все перепутал, давайте ему поможем, и исправим ошибки.

(Задание на карточках,    выполнение парами)

 Слайд 7

 Пример выполнения на слайде.

 Маляр рисует, а художник красит.

 Парикмахер спасает, а пожарный делает модные прически.

- повар лечит, а врач готовит;

- космонавт едет, а шофер летает;

- доктор учит, а учитель лечит;

- милиционер охраняет, а учитель учит;

- продавец строит, а строитель продает;

- портной готовит, а повар шьет;

Проверка выполнения, озвучивание.

- Запишите одно из предложений.

Пальчиковая гимнастика  Самомассаж  с  шариком Су-джок «Сапожник».

- О следующей профессии вы узнаете, выполнив задание.

- Посмотрите,  на краю стола у вас лежит шарик Су-джок.

Мастер, мастер, помоги,

Прохудились сапоги!              (катаем шарики в ладонях)

Забивай, покрепче гвозди –

Мы пойдем сегодня в гости.          Сжимаем шарик в ладошке.

- О какой профессии эта загадка?  (сапожник)  слайд 8

Физкультминутка 

Слайд 9

Выйдем на полянку.

Упражнение на дыхание «Цветок».

Стучат, стучат колеса,

Наш поезд мчится вдаль,

Мы на следующей станции - СТАНЦИЯ ИГРАЛОЧКА.

Г. Игра с мячом  «Назови действие»

- Предлагаю вам игру с мячом, а для этого нужно занять места на разноцветных кружках. 1,2, 3, 4, 5 – становитесь в круг играть.

 

- Я буду называть инструменты, а вы должны дать ответ, что с этим инструментом делают, какие действия совершают.

Ножом – . Метлой - . Пилой - . Из лейки - . Топором - .Лопатой - . Иглой - . Ножницами - . Расческой - . На весах - . В кастрюле - . В сковороде - . Градусником - . Кистью - .

Д. Игра  «Положи слово на ладошку» «Кому что нужно?» 

Пополнение словаря по теме «Профессии».

- Ребята, мы поиграем в игру, которая называется «Положи слово на ладошку». Я буду подходить, протягивая ладонь и называя профессию, а вы дотрагиваясь до моей ладони, даете ответ, Кому, что нужно?

Художнику — кисточки. Портному — игла. Парикмахеру — ножницы, фен. Повару — нож, поварешка. Программисту — компьютер Врачу — фонендоскоп, градусник. Учителю — книги, указка, доска. Дворнику — метла, лопата. Мотоциклисту — мотоцикл. И т.д.

- С заданием справились. Молодцы.

Стучат, стучат колеса,

Наш поезд мчится вдаль,

Мы на станции -  ВОЛШЕБНАЯ

Е. Образование формы множественного числа существительных.

 Игра «Волшебный сундучок».

На станции Волшебная нс ждет волшебный сундучок.

В сундучке лежат картинки, дети берут карточку, называют  предмет и  образовывают множественное число существительного.
Одна коса, а много кос.        

Один нож, а много ножей.

Одна кисточка, а много кисточек.

Один компьютер, а много компьютеров. И т.д.

Стучат, стучат колеса,

Наш поезд мчится вдаль,

Следующая  СТАНЦИЯ   КНИЖНАЯ

Ж. Работа с лепбуком  «Развиваем речь».

Упражнение  «Составь предложение».

Индивидуальная работа с карточками.

- Откроем нашу волшебную книгу. Выполним задание. Вам нужно составить предложение – вместо картинки- предмета вы должны назвать слово,  составить предложение и записать его.

Проверка выполнения, озвучивание.

Стучат, стучат колеса,

Наш поезд мчится вдаль,

Конечная  СТАНЦИЯ  КАРТИННАЯ

Игра    «Четвёртый лишний».  

Слайд 10

Прочитайте слова, выделите лишнее, объясните почему оно лишнее

- Шофёр, пожарный, машина, милиционер. (Лишнее слово «машина», потому что машина — это транспорт, а остальные профессии.)

Слайд 11

- Ножницы, расчёска, шампунь, бинт. (Лишнее слово бинт, потому что бинт- это предмет врача, а остальные предметы парикмахера.

Слайд 12

 - Градусник, шприц, врач, вата. (Лишнее слово врач, потому что это профессия, а остальные предметы врача.

УСТНО!

- Подметает, расчищает, убирает, варит. (Лишнее слово варит, потому что это  действие повара, а остальные действия дворника.

5. Итог занятия.

Слайд 13.

Наше путешествие в город «Профессий» закончилось. Мы узнали много нового о профессиях.

- Сегодня мы вспомнили так много профессий, как вы думаете, какая профессия самая важная. (Логопед подводит к тому, что все профессии хороши и все важны).    

 -Домашнее задание – выполнить раскраски о профессиях, составить предложение.         

Слайд 14.

Оценка деятельности учащихся на занятии.

Рефлексия «Ладошки».

Использованная литература.

1.Шевченко И.Н. Конспекты занятий по развитию фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников. — СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.- 128 с.

2. Соколова Н.В. Логопедические тетради по звукам.— М.: Школьная пресса, 2006.

3.https://nsportal.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка Конспект логопедического занятия с применением ЭОР по теме «Предложение как единица речи. Границы предложения. Схемы»

У многих детей с ОВЗ существует проблемма с определением границ предложения на слух и правильным офрмлением предложения как единицы письменной речи. Много ошибок у таких учащихся, связанных с со...

Конспект логопедического занятия на тему "Предложение".

Конспект логопедического занятия на тему "Предложение" (2-й класс)Цель: Закреплять знания учащихся о предложении.Задачи:·         Систематизировать знания о пре...

Конспект занятия Тема: Предложение

Цель: закрепление знаний по теме «Предложение».ЗадачиКоррекционно-образовательная: -совершенствование грамматического строя речи;-совершенствование умения поддерживать беседу и отвечать на...

Конспект логопедического занятия по теме "Предложение"

Основной текст фронтального  конспекта для работы в начальной школе по теме "Предложение"...

Конспект логопедического занятия на тему: «Игры для развития речи». Логопедическая игротека.

Лоопедические игры напрвленные на развитие фонематического слуха, расширение активного словаря, развитие мышления, памяти и внимания, развитие учебной мотивации....

Конспект логопедического занятия для обучающихся 3 класса с ОВЗ (ИН) ТЕМА: Лексико-грамматическое занятие «Зимующие птицы».

Преодоление нарушений  грамматического строя речи очень сложная работа в системе коррекции речевых недостатков у обучающихся с легкой степенью умственной отсталости. Такая работа осуществляется ч...