Методическая разработка логопедического занятия "Развитие слогового анализа и синтеза".
методическая разработка по логопедии (2 класс)
Данный урок разработан для детей, имеющих дисграфию на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Урок разработан для закрепления навыка слогового анализа и синтеза, определения ударного слога в словах, для обогащения и активизации словарного запаса по теме "Птицы".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_slogovogo_analiza.docx | 17.83 КБ |
razvitie_slogovogo_analiza_i_sinteza.pptx | 1.91 МБ |
Предварительный просмотр:
Логопедическая тема: Обобщающее занятие по развитию слогового анализа и синтеза на материале слов различной слоговой структуры.
Лексическая тема: Зимующие и перелётные птицы.
Грамматическая тема: Ударение.
Коррекционные цели:
- Закреплять навык слогового анализа и синтеза слов различной слоговой структуры.
- Закреплять навык определения ударного слога в словах, его места в слове по отношению к другим слогам.
- Уточнять, обогащать и активизировать словарный запас по лексической теме «Птицы».
- Дифференцировать понятия «Зимующие птицы» и «Перелётные птицы».
- Закреплять навык воспроизведения определённого ритма по заданному рисунку.
- Повторять автоматизированные ряды на материале зимних месяцев.
- Развивать связную речь.
- Развивать слуховое и зрительное внимание, зрительную, слуховую и речеслуховую память, логическое мышление.
- Развивать общую моторику.
- Развивать и закреплять временно – пространственные представления.
Образовательные цели:
- Закреплять навык постановки ударения в словах.
- Закреплять навык правописания словарных слов.
- Развивать орфографическую зоркость.
Воспитательные цели:
- Воспитывать любовь к птицам и бережное отношение к природе.
- Воспитывать аккуратность, внимательность, усидчивость.
Оборудование: использование ИКТ(презентация), тетради, ручки, мозаика с изображением птиц, карточки со слоговыми схемами, карточки с текстами «препятствий».
План урока.
- Организационный момент.
- Здравствуйте! Сядет тот, кто правильно отстучит по памяти схему, написанную на карточке.
- Возьмите карточки, внимательно посмотрите на схемы и запомните их.
(ххХх, хХхх, Хххх, хххХ, Хххх)
- Вводная беседа. Ассоциации о прослушанных звуках.
- Послушайте внимательно звуки и подумайте, на что похожи эти звуки? Что вы представляете, слушая эти звуки?
- Метель, пурга, буран, сильный ветер. Когда это бывает?
- А у нас сейчас какое время года? А какой месяц зимы? Это какой период зимы? А почему начало? Перечислите названия всех зимних месяцев.
- Какое время года наступит после зимы?
- Развитие речеслуховой памяти и слогового синтеза.
- Внимательно послушайте стихотворение о зиме, которое я прочитаю по слогам, и повторите его, соединив слоги в слова:
ПО-ЁТ ЗИ-МА А-У-КА-ЕТ,
МОХ-НА-ТЫЙ ЛЕС БА-Ю-КА-ЕТ.
4. Сообщение лексической темы урока.
- На доске зашифрована тема нашего урока. Прочитайте её.
- Вот сегодня на уроке мы побываем в гостях у птиц, а у каких, вы сейчас узнаете.
5. Закрепление пройденного материала.
1). Закрепление навыка слогового синтеза
- Чтобы узнать название птиц, нужно правильно соединить слоги. В первом столбике начало слова, а конец слова вы найдёте сами.
СО ГОЛ ЖУ ИСТ
ЩЕ ВА А РАВЛЬ
СНЕ КА ЦАП ЛЯ
ГАЛ ГИРЬ ЗЯБ ЛИК
ДЯ ТЕЛ УТ КА
- Как называются птицы на первой схеме и как на второй?
- Каких птиц мы называем перелётными? А каких зимующими?
- Посмотрите на схему Хх, что она обозначает?
- Как узнать, сколько слогов в слове?
- Как определить какой слог ударный?
-Найдите слова, относящиеся к данной схеме.
- Откройте тетради, запишите число и слова, относящиеся к схеме. Разделите слова на слоги и поставьте ударение.
6. Осенью всё чаще идут дожди, становится холодно. Птицы собираются в стаи и улетают в тёплые края. Начинается великое переселение птиц. Путь птиц сложный, с препятствиями и бедами. На доске дана схема препятствий, которые встречают птицы на своём пути.
- Давайте прочитаем названия всех препятствий.
ГУСТЫЕ ТУМАНЫ
ВНЕЗАПНЫЕ ХОЛОДА
МОРСКИЕ БУРИ
ХИЩНИКИ
ОХОТНИКИ
7.Прочитаем о первом препятствии.
« Из-за густых туманов птицы теряют дорогу, разбиваются об острые невидимые скалы».
- Чтобы этого не случилось, нам надо в тумане рассмотреть названия птиц, отбросив лишние буквы (чиж, стриж, грач)
- Что общего у этих слов? (состоят из одного слога)
8.Прочитаем о втором препятствии. (Развитие слогового анализа и синтеза)
« Внезапные холода сковывают воды и птицы умирают от голода и стужи».
Преодолеем и это препятствие. Нам надо найти, какой слог замёрз и узнать название птиц.
_куш ка со _ кА во _ на
Жа во ро _ во _ бей _ гирь
ФИЗМИНУТКА
Птицы на юг улетают
Гуси, грачи, журавли.
Вот уж последняя стая
Крыльями машет вдали.
9.Прочитаем о третьем препятствии. Слоговая арифметика.
« Морские бури ломают птичьи перья, сбивают крылья, уносят далеко от берега. Сильные ветры приводят к наводнению».
- Вот, что рассказали птицы. Чтобы помочь птицам выдержать морскую бурю, мы должны решить примеры.
СОРОК+А=СОРОКА
СНЕГ+ИРЬ=СНЕГИРЬ
СОК-К+ВА=СОВА
СТРИЖКА-КА=СТРИЖ
ЛАСКА-КА+ТОЧКА=ЛАСТОЧКА
БАРАБАН-БАН+Н=БАРАН
-Поставьте ударение. Какое слово лишнее? Почему?
10.Четвёртое препятствие. Перелётные птицы становятся жертвами хищных птиц (определение ударной гласной)
- А каких, Вы прочитаете сами. Смотрите внимательно на экран, запоминайте всё, что видите. Затем по памяти должны всё восстановить.
- Перечислите название всех птиц.
- Каким цветом написано слово СОКОЛ? В какой части экрана записано слово?...
- И чтобы преодолеть это препятствие, нам нужно написать графический диктант.
( Дети по очереди выходят к доске)
В ДУПЛЕ УКРЫЛАСЬ СОВУШКА. – е ы о.
ДЯТЕЛ ДОЛБИТ СТАРЫЙ СУК. Я о а у.
УТРОМ ВСТАЛ ГУСАК НА ЛАПКИ. У а а – а.
У ФЛАМИНГО ОПЕРЕНЬЕ ВЫЗЫВАЕТ ВОСХИЩЕНЬЕ. - и е а е.
НА ЛЬДИНАХ ЖИВУТ ПИНГВИНЫ. – и у и.
СНЕГИРИ РЯБИНУ ЕЛИ, ДАЖЕ БРЮШКИ ПОКРАСНЕЛИ. И и е а ю е.
11.Преодолеем пятое препятствие. Многие птицы становятся жертвами охотников. Чтобы этого не произошло, нам нужно собрать мозаику. Если сложите верно, то узнаете название птицы.
12.Наконец-то наши птицы долетели до тёплых краёв и встретились со своими родственниками, птицами, которые живут в жарких странах. Нам нужно расселить их в домике. НА первом этаже – птиц, в названии которых 1 слог. НА втором…
13.Итог урока.
- Какие задания сегодня выполняли? Как нужно относиться к птицам?
14. Рефлексивный анализ.
- Что вам понравилось на уроке?
- С какими трудностями столкнулись?
- Спасибо, до свидания!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
содержание
Зима декабрь январь февраль
Отгадайте тему урока. А И Т И Г В Ц П З С Ф Ы Ч У
Правильно соедини слоги и узнай название птиц Со гол жу ист Ще ва а равль Сне ка цап лик Гал тел зяб ка Дя гирь ут ля
ГУСТЫЕ ТУМАНЫ МОРСКИЕ БУРИ ХИЩНИКИ ВНЕЗАПНЫЕ ХОЛОДА ОХОТНИКИ
ГУСТЫЕ ТУМАНЫ МОРСКИЕ БУРИ ХИЩНИКИ ВНЕЗАПНЫЕ ХОЛОДА ОХОТНИКИ
Найди спрятавшихся птиц Мпстрижаочижнгвграчдл Что общего у этих слов? чиж грач И А стриж
со ро куш ка жа во ро во ро во бей ка ку нок на ро
Игра «Слоговая арифметика» сорок + а = сок – к + ва = стрижка – ка = Ласка – ка + точка = Барабан – бан + н = СОРОКА СОВА СТРИЖ ЛАСТОЧКА БАРАН Поставьте в словах ударение. Какое слово лишнее? Почему?
сокол орёл ястреб коршун беркут
Правильно рассели птиц в домике МОЛОДЦЫ
http://ont2007.narod.ru/GIF/gif001.htm http://gif.vukogurt.ru/ http://zooclub.ru/fotogal/anima/birds.shtml http://images.yandex.ru Использованные ресурсы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно - методическая разработка по коррекции сложной дисграфии. Методические рекомендации. Конспект открытого занятия по коррекции сложной дисграфии на тему: Слоговой анализ и синтез слов различной звуко - слоговой структуры. Презентация.
В настоящее время к учителю - логопеду в логопедический пункт на занятия приходят дети, имеющие ошибки на письме, характерные не для одного вида дисграфии, а для 3 - 4 видов дисграфии сразу. Реб...
Методическая разработка презентации: "Развитие слогового анализа и синтеза"
Презентация по теме: "Развитие слогового анализа и синтеза"...
Методическая разработка презентации: "Развитие фонематического анализа и синтеза"
Презентация по теме: "Развитие фонематического анализа и синтеза"...
Методическая разработка логопедического занятия. Слоги. Слоговой анализ и синтез слов различной слоговой структуры. 2 класс.
Данная методическая разработка предназначена для учителей-логопедов начальной школы, работающих с детьми, имеющими нарушения письма и чтения, обусловленных фонематическим и фонетико-фонематическим нед...
Методическая разработка "Логопедическая работа над развитием звукобуквенного и слогового анализа и синтеза слов "
Представлен материал по развитию звукобуквенного анализа и синтеза слов в 3 классе для детей с ОВЗ....
Методическая разработка логопедического занятия на тему "Слоговой анализ и синтез двухсложных слов"
Методическая разработка логопедического занятия на тему "Слоговой анализ и синтез двухсложных слов"...
Конспект логопедического занятия «Слоговой анализ и синтез слов»
laquo;Определение порядка слогов в слове. Составление слов из слогов. Деление двусложных слов на слоги» для обучающихся с ОВЗ 1 класс....