Конспект коррекционно-логопедического занятия для 1 класса «Дифференциация рукописных строчных букв б-д»
план-конспект занятия по логопедии (1 класс)

Кадочникова Ольга Витальевна

Конспект логопедического занятия для 1 класса "Дифференциация рукописных строчных букв б-д"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_b-d_konkurs.docx28.17 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект коррекционно-логопедического занятия для 1класса

Тема: «Дифференциация рукописных строчных букв б-д»

Цель: Научить различать рукописные строчные буквы «б» и «д» изолированно, в слогах, словах.  

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  1. закрепление знаний о механизме написания букв "б" и "д", их графических особенностях;
  2. формирование понятия различия букв "б" и "д";
  3. закрепление и уточнение словаря;

Коррекционно-развивающие:

  1. развитие зрительного восприятия;
  2. развитие пространственных представлений;
  3. закрепление связи между звуком "б" и буквой "б";
  4. закрепление связи между звуком  "д" и буквой  "д";
  5. закрепление сравнительного анализа состава и структуры графических знаков "б" и "д";
  6. закрепление навыка синтеза букв "б" и "д" из их элементов;
  7. закрепление правильного написания букв "б"-"д" на письме (изолированно, в слогах, словах);
  8. формирование навыков фонематического анализа;
  9. развитие лексики.

Коррекционно-воспитательные:

  1. формирование трудолюбия, целеустремленности в работе.

Оборудование: картинки с изображением белки и дятла, стилизованные изображения букв «б» и «д», цветные шнурочки для конструирования, предметные картинки, перчаточные куклы Бабушка и Дедушка, карточки со словами, пособие «Кочки», пособие «Сухой бассейн».

Ход занятия

Примечание

  1. Организационный момент

Знакомство с темой занятия

Логопед:  Долгожданный дан звонок,

                  Начинается урок.

-Ребята, сейчас я загадаю вам две загадки:

1.Хожу в пушистой шубе,

   Живу в густом лесу.

   В дупле на старом дубе,

  Орешки я грызу.

                             (Белка)

2.У деревьев доктор свой,

    Не обычный, а лесной,

    Разговаривает просто

   Он с берёзой и сосной.

   Без лекарств и инструмента

   Он излечит пациента,

   Прилетел и сел на сук -

   -Как здоровье? тук-тук-тук...

                                    (Дятел)

- Молодцы, это действительно белка и дятел. А сейчас посмотрите на доску  и назовите первый звук в названии каждой картинки. ([Б]-[Д])

-Сегодня у нас в гостях белка и дятел, они подскажут вам тему нашего занятия.

- Кто догадался, о каких буквах будем говорить? (о буквах «б» и  «д»).

-На занятии мы будем учиться различать рукописные строчные буквы «б», «д».

2. Основная часть

Соотнесение букв занятия с символами.  Развитие зрительного восприятия  

 Логопед: Послушайте стихотворения и скажите, куда спрятались буквы занятия?

Белка хвостик изогнула

У пенёчка отдохнула …

- Какая  буква спряталась в белке?

У дятла  черный жилет, красный берет.

Нос как топор, а  хвост, как упор.  

- Какая  буква спряталась в дятле?

- Посмотрите на строчную прописную букву «д». Из каких элементов состоит  буква «д». ( Буква «д» состоит из  овала   и петли, которая расположена справа от  овала и идет  вниз)

- Посмотрите на строчную прописную букву «б». Из каких элементов состоит  буква «б». ( Буква «б» состоит из  овала   и элемента, который расположен  справа от  овала и идет  вверх).

-  Значит,  чем же  похожи буквы «б» и «д» (в обеих буквах есть элемент – овал).

- Чем  различаются эти   буквы? (в  букве «д» справа и вниз от овала  расположена петелька вниз, а в  букве «б» справа и вверх).

- А сейчас мы поиграем. Перед вами цветные шнурочки. Соберите из данных элементов буквы занятия.

-Первая буква — строчная рукописная, обозначает согласный твёрдый, звонкий звук. Для её написания нужно два элемента: первый — овал, а второй хвостиком наверх. (Б)

-Вторая буква — строчная рукописная, тоже обозначает согласный, твёрдый, звонкий звук. Для её написания нужно два элемента: сначала, как у первой буквы овал, а затем петелька идёт вниз. (Д)

-Теперь усложним задание. Я буду показывать картинки, а вы при помощи шнурочков будете конструировать букву «б» или «д», т.е.  ту букву, которая имеется в названии картинки (в слове).

 

Динамическая пауза

Тук-тук, тук-тук, тук-тук. (Наклоны головы вперед, в И. п.)

Мы в лесу слыхали стук. (Медленные наклоны головы вправо-влево.)

Тук-тук, тук-тук, тук-тук. (Наклоны головы вперед, в И. п.)

Это дятел сел на сук. (Медленный наклон головы назад.)

Тук-тук, тук, (Поворот головы направо с тремя наклонами вперед.)

Тук-тук-тук. (То же повторить с поворотом головы налево.)

Белки прыгают по веткам.

 Прыг да скок, прыг да скок! (Прыжки вправо-влево)

 Забираются нередко

 Высоко, высоко! (Прыжки на месте.)

Дифференциация букв «б», «д»  в слогах

Логопед: Ребята, а где живут белка и дятел? ( В лесу). Сейчас мы с вами отправимся в путешествие по лесу, где нашей помощи с нетерпением ждут еще два героя. Но чтобы до них добраться нам нужно пройти через  болото. Помогут нам перейти через него  кочки.   Но  кочки  эти  не  простые.   Чтобы наступить на них и не провалиться, надо правильно прочесть слоги, которые на них написаны.

-Запишем наш путь, чтобы найти обратную дорогу (запись под диктовку).

 -Проверим, что написали.

Дифференциация букв «б», «д» в словах

Логопед:  Вот мы и добрались до лесной избушки. Давайте посмотрим, кто же там живет.

Задание: на доске записаны слова, вы должны дописать «хвостики» буквам  «б», «д» (обратите внимание на точки, они вам помогут правильно определить направление элемента буквы).

- Правильно, это слова бабушка, дедушка.

- Наши гостеприимные хозяева приготовили для вас угощение. Но, чтобы узнать, что это такое, нам нужно выполнить задание под названием «Загадочные слова». Посмотрите на карточки. Чтобы прочитать, записанные на них слова, вам нужно вставить подходящие буквы «б» или «д» (обратите внимание на стрелочки, они вам помогут правильно определить направление элемента буквы).

-Запишите слова в тетрадь.

 -Проверим, что написали.

Развитие мелкой моторики

Логопед: Молодцы! А теперь наши ручки  немного отдохнут. Игра «Сухой бассейн»  (в сухом бассейне спрятаны различные предметы, в названии которых есть буквы «б» или «д». Дети находят предметы и выставляют их на стол).

Примерный перечень предметов: бусины, баранка, карандаш, булавка, кубик, браслет, рыбка, буква, домик, дельфин и др.

Развитие фонематического слуха

Логопед: А теперь мы распределим найденные вами предметы. Логопед надевает на руки кукол Бабушку и Дедушку и просит учащихся разделить предметы по наличию в них букв «б» или «д» (с буквой «б»- бабушке, с буквой «д» – дедушке).

- Вы отлично справились.

3. Итог занятия

Логопед: Какие буквы мы сегодня с вами учились различать? (Рукописные строчные «б» и «д»).

 Что у них общего? (В буквах один из элементов – овал)

 Чем буквы «б» и «д» отличаются? (В букве «д» справа и внизу от овала расположена петля, а в букве «б» справа и вверху от овала - элемент, который заканчивается над строкой).

 Вы очень хорошо потрудились на занятии. Надеюсь, теперь вы никогда не перепутаете на письме буквы «б» и «д».

На доске картинки с изображением белки и  дятла

На доску выставляются стилизованные изображения букв «б» и «д»

Запись элементов буквы «д» на доске

Запись элементов буквы «б» на доске

Логопед раздает цветные шнурочки

Демонстрация картинок: дом, береза, дятел, белка, радуга, облако, дым, грибы, подарок.

Дети выполняют движения вслед за логопедом

На доску выставляется пособие «Кочки» с записанными слогами (прописными буквами):

ба-да, бо-до, бу-ду, бы-ды, ада-аба, ода-оба, уда-уба, абы-ады.

На доске записаны слова: оаоушка, оеоушка 

Демонстрация перчаточных кукол Бабушки и Дедушки

Карточки со словами: сморо↓ина, клу↑ника, я↑локо, ман↓арин,а↑рикос, ↑анан, виногра↓

Пособие «Сухой бассейн»

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального логопедического занятия (1 класс). Дифференциация звуков[с-з], [ш -ж]

Конспект фронтального логопедического занятия (1 класс) Тема: "Дифференциация звуков [ c-з ], [ ш -ж ]"....

Конспект урока письма в 1 классе по теме "Строчная буква й".

Конспект урока письма по теме "Строчная буква й" по программе Н.В. Нечаевой ("Система Л.В. Занкова")....

Конспект коррекционно-логопедического занятия по теме: "Дифференциация твердых согласных звуков [г-к] и мягких согласных звуков [г’-к’]" (4 класс VIII вид).

Конспект занятия будет полезен в работе учителю начальных классов, учителю-логопеду, воспитателю. Задачи занятия: Повторить с детьми звуки [г, г’] и [к,к’]. Развивать навыки фонематическог...

Конспект коррекционно-логопедического занятия. Тема: "Дифференциация оптически сходных букв Л и М" (4 класс VIII вид).

Задачи: Закреплять у детей знания об элементах букв занятия. Учить соотносить  звук и букву, дифференцировать буквы занятия изолированно, в слогах, в словах и предложениях. Продолжать учить дават...

Конспект коррекционно-логопедического занятия по теме: "Дифференциация согласных звуков [с-с\'] - [з-з\'] (1 дополнительный класс VII вид)

Конспект коррекционно-логопедического занятия по теме: "Дифференциация звуков [с-с'] - [з-з']". Цель занятия:  Учить дифференцировать парные согласные звуки [с-с'] - [з-з...

Конспект коррекционно-логопедического занятия, 1 класс. Раздел: Звуки и буквы. Тема: Дифференциация согласных звуков по мягкости и твердости. Роль гласных букв в обозначении твердости и мягкости согласных.

Конспект занятия может быть использован в работе логопедами, учителями начальных классов. Задачи занятия: Развитие слуховой дифференциации близких по звучанию (мягкости-твердости) фонем. Учить на пись...

Конспект урока по "Письму", 1 класс, тема: Написание строчной буквы «б»

Класс: 1ВУМК: «Школа России»Тема урока: «Написание строчной буквы «б»Тип урока: открытие новых знанийЦель: Формирование навыка написания строчной буквы «б...