Конспект коррекционно-логопедического занятия по теме: "Дифференциация согласных звуков [с-с'] - [з-з'] (1 дополнительный класс VII вид)
план-конспект занятия по логопедии (1 класс)

Аверкина Галина Николаевна

Конспект коррекционно-логопедического занятия по теме: "Дифференциация звуков [с-с'] - [з-з']". Цель занятия:  Учить дифференцировать парные согласные звуки [с-с'] - [з-з'].

Задачи: Развивать фонематический слух. Учить находить звук в словах, давать ему характеристику. Учить дифференцировать парные согласные звуки [с-с'] - [з-з']. Учить различать графическое изображение парных согласных, развивать графические навыки. Развивать артикуляцию. Развивать и закреплять умение составлять схемы предложения. Закреплять знания о предлогах НА, У. Закреплять знания о правописании собственных имен. Развивать речи: учить формулировать полные предложения.

Данный материал будет интересен логопедам и учителям начальных классов.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_23_12_2019.docx22.29 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

ЛОГОПЕД: АВЕРКИНА Г.Н.

Тема: Дифференциация звуков [с-с'] - [з-з']

Класс: 1 доп.

Цель:  Учить дифференцировать парные согласные звуки [с-с'] - [з-з'].

Задачи: Развивать фонематический слух. Учить находить звук в словах, давать ему характеристику. Учить дифференцировать парные согласные звуки [с-с'] - [з-з']. Учить различать графическое изображение парных согласных, развивать графические навыки. Развивать артикуляцию. Развивать и закреплять умение составлять схемы предложения. Закреплять знания о предлогах НА, У. Закреплять знания о правописании собственных имен. Развивать речи: учить формулировать полные предложения.

Оборудование: карандаши, "звуковой светофор", карточки-схемы передложений, плакат "Зимние забавы", ПК, видео "Песенка гласных", "Песня слогов со звуками [с-с'] - [з-з']", рисунок "Найди букву и предмет".

ПЛАН-КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

I. Орг.момент
1.1 - игра "Какая буква лишняя?"

На доске записагы группы букв. Задание: Найди лишнюю букву

БОАУ                ВБДИ                ВГдЖ                УАЛО

1.2 - артикуляционная гимнастика:

        - "Улыбка", - "Трубочка", - "Зарядка"

1.3 - песенка гласных: ВИДЕО фильм на ПК

II. Основная часть занятия

ЛОГОПЕД ВЫДАЕТ КАРТОЧКИ "ЗВУКОВОЙ СВЕТОФОР" (ТВЕРДЫЙ-МЯГКИЙ)

2.1 - Отгадай загадку "Доскажи словечко":

От дождей у всех усталость

плачут серые дома

И мечтают, чтоб примчалась

белоснежная ......ЗИМА

ПОКАЗ ИЛЛЮСТРАЦИИ "ЗИМА"

Л: -Назовите первый звук в слове "ЗИМА"

У:[З']

Л: - [З'] - это гласный или согласный звук?

У: [З'] - согласный

Л: Покажите кароточкой  - [З'] твердый или мягкий?

У: [З'] - мягкий

Л: [З'] - звонкий или глухой (прикоснитесь ладошкой к шее и скажите [З'])

У: [З'] - звонкий

2.2 - Отгадайте загадку про животное

Много бед таят  леса:

Волк, медведь там и лиса.

Наш зверек живет в тревоге -

от беды уносит ноги.

Ну-ка, быстро отгадай-ка

Как зверек зовется?......ЗАЙКА

ПОКАЗ ИЛЛЮСТРАЦИИ "Зайка зимой"

Л: Объясните, почему зайчик зимой белый

У: Белый цвет шерсти не заметен на белом снегу, это спасает зайца от врагов.

Л: -Назовите первый звук в слове "Зайка"

У:[З]

Л: - [З] - это гласный или согласный звук?

У: [З] - согласный

Л: Покажите кароточкой  - [З] твердый или мягкий?

У: [З] - твердый

Л: [З] - звонкий или глухой (прикоснитесь ладошкой к шее и скажите [З])

У: [З] - звонкий

Л: Итак, в слове "зима" первый звук [з'], в слове "зайка" первый звук [з]. Звуки [з-з'] на письме обозначаются буквами печатными и письменными (На доску устанавливаются изображения печатных и письменных букв З-з)

2.3 - Отгадай загадку:

НА СНЕГУ-ТО, ПОСМОТРИ,

С КРАСНОЙ ГРУДКОЙ..... СНЕГИРИ

Показ иллюстрации "Снегирь"

Л: -Назовите первый звук в слове "Снегирь"

У:[С]

Л: - [С] - это гласный или согласный звук?

У: [С] - согласный

Л: Покажите кароточкой  - [С] твердый или мягкий?

У: [С] - твердый

Л: [С] - звонкий или глухой (прикоснитесь ладошкой к шее и скажите [С])

У: [С] - глухой

2.4 - Логопед показывает тонированный цветной лист и спрашивает:

Л: Назовите, какого цвета этот лист?

У: лист СИНИЙ

Л: -Назовите первый звук в слове "СИНИЙ"

У:[С']

Л: - [С'] - это гласный или согласный звук?

У: [С'] - согласный

Л: Покажите кароточкой  - [С'] твердый или мягкий?

У: [С'] - мягкий

Л: [С'] - звонкий или глухой (прикоснитесь ладошкой к шее и скажите [С'])

У: [С'] - глухой

Л: Итак, в слове "синий" первый звук [с'], в слове "снегирь" первый звук [с]. Звуки [с-с'] на письме обозначаются буквами печатными и письменными (На доску устанавливаются изображения печатных и письменных букв С-с)

На письме звуки [С-С']-[З-З']  обозначаются буквами и живут эти буквы в вагончике для перных согласных. Посмотрите на верхнем этаже живут буквы, которые обозначают звонкие звуки, а на нижнем этаже живут буквы, которые обозначают тихие-глухие звуки . (логопед показывает на звуки [С-С']-[З-З'])

2.5 - ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ ЗАНЯТИЯ

Л: Сегодня на занятии мы будем учиться различать парные звуки [С-З]-[С'-З']

2.6 -РАБОТА ПО КАРТИНЕ "ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ"

Л: Какое время года сейчас?

У: сейчас ЗИМА

Л: Зимой обычно становится холодно, вся земля покрывается белым покрывалом из снега. В какие игры вы играете зимой во дворе?

У: Мы лепим снеговика, играем снежки, катаемся на санках и лыжах.

Л: Посмотрите на этот плакат. На этом плакате Саша и Зина зимой во дворе играют.

ЛОГОПЕД ПОКАЗЫВАЕТ ПЛАКАТ

Л: Что делают Саша и Зина.

У: Саша и Зина лепят снеговика.

На этой картине очень много слов в названии которых есть звуки [С-С']-[З-З']. Давайте найдем эти слова и составим с ними предложения.

Л: Назовите первый звук в имени "Саша"

У: [С]

Л: [С] - согласный мягкий или твердый? (показывают синий светофор)

Л: [С] - согласный глухой или звонкий? (глухой)

Л: Что привез Саша на санках? (Саша привез веточки)

Л: Составим схему предложения: САША ПРИВЕЗ ВЕТОЧКИ. (ученик на доске выкладывает схему предлрожения).

У: L_____    ______  _______  .

Л: Для чего Саша привез веточки? (Из веточек можно сделать руки снеговику)

Л: На чем Саша привез веточки?

У: Саша привез ветки на санках.

Л: Назовите первый звук в имени "САНКИ"

У: [С]

Л: [С] - согласный мягкий или твердый? (показывают синий светофор)

Л: [С] - согласный глухой или звонкий? (глухой)

Л: Составим предложение: У САШИ САНКИ.

У: LУ       L____  _______  .

Л: Составим предложение: НА САНКАХ ЛЕЖАТ ВЕТКИ.

У: LНа       ____   ______   ______  .

Л: Что делает Зина? (Зина вставляет в снеговика веточку-руку)

Л: Назовите первый звук в имени ЗИНА.

У: [З']

Л: [З'] - согласный мягкий или твердый? (показывают ЗЕЛЕНЫЙ светофор)

Л: [З'] - согласный глухой или звонкий? (ЗВОНКИЙ)

Л: Какого цвета пальто у Зины?

У: Пальто красного цвета.

Л: В слове КРАСНЫЙ есть звуки занятия? Найдите звук С или З.(В СЛОВЕ ЕСТЬ ЗВУК [с]). Звук С - в начале, в середине или в конце слова? (В СЕРЕДИНЕ)

Л: [С] - согласный мягкий или твердый? (показывают синий светофор)

Л: [С] - согласный глухой или звонкий? (глухой)

Л: Составим схему предложения: У ЗИНЫ КРАСНОЕ ПАЛЬТО. (ученик на доске выкладывает схему предлрожения).

У: LУ        L_____  _____    ______ .

Л: Что обула Зина на ножки для прогулки?

У: Зина обула сапоги.

Л: Назовите первый звук в слове САПОГИ

У: [C]

Л: [С] - согласный мягкий или твердый? (показывают синий светофор)

Л: [С] - согласный глухой или звонкий? (глухой)

Л: Какого цвета сапоги у Зины?

У: Сапоги розового цвета.

Л: В слове РОЗОВЫЙ есть звуки занятия? Найдите звук С или З.(В СЛОВЕ ЕСТЬ ЗВУК [З]). Звук З - в начале, в середине или в конце слова? (В СЕРЕДИНЕ)

Л: [З] - согласный мягкий или твердый? (показывают синий светофор)

Л: [З] - согласный глухой или звонкий? (звонкий)

Л: Составим схему предложения: У зины розовые сапоги. (ученик на доске выкладывает схему предлрожения).

У: LУ        L_____  _____    ______ .

Л: Кто изображен в центре плаката? Что лепят дети?

У: Дети лепят снеговика.

Л: Назовите первый звук в слове СНЕГОВИК.

У: [С]

Л: [С] - согласный мягкий или твердый? (показывают синий светофор)

Л: [С] - согласный глухой или звонкий? (глухой)

Л: Составим схему предложения: Дети лепят снеговика. (ученик на доске выкладывает схему предлрожения).

У: L                _____    ______ .

Л: Что на голове у снеговика?

У: На голове снеговика синее ведро.

Л: Назовите первый звук в слове СИНИЙ

У: [С']

Л: [С'] - согласный мягкий или твердый? (показывают ЗЕЛЕНЫЙ светофор)

Л: [С'] - согласный глухой или звонкий? (глухой)

Л: Составим схему предложения: На голове снеговика синее ведро. (ученик на доске выкладывает схему предлрожения).

У: LНа        _____  _____   ______    ______ .

Л: Найдите на картине еще предметы, в названии которых есть звуки занятия.

У: Зеленый (зеленые брюки у Саши)

Л: [З'] - согласный мягкий или твердый? (показывают ЗЕЛЕНЫЙ светофор)

Л: [З'] - согласный глухой или звонкий? (ЗВОНКИЙ)

У: салатовый (салатового цвета курточка у Саши)

Л: [С] - согласный мягкий или твердый? (показывают синий светофор)

Л: [С] - согласный глухой или звонкий? (глухой)

У: сиреневый (У Зины сиреневого цвета шарфик)

Л: [С'] - согласный мягкий или твердый? (показывают ЗЕЛЕНЫЙ светофор)

Л: [С'] - согласный глухой или звонкий? (глухой)

У: русый (У зины русые волосы)

Л: [С] - согласный мягкий или твердый? (показывают синий светофор)

Л: [С] - согласный глухой или звонкий? (глухой)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Л: Давайте разомнемся: под считалку выполним движения

МЫ НОГАМИ: ТОП-ТОП

МЫ РУКАМИ: ХЛОП-ХЛОП

МЫ ГЛАЗАМИ: МИГ-МИГ

МЫ ПЛЕЧАМИ: ЧИК-ЧИК

РАЗ-ТУДА И РАЗ-СЮДА (повороты туловища вправо-влево)

ПОВЕРНИСЬ ВОКРУГ СЕБЯ.

РАЗ- ПРИСЕЛИ,

ДВА - ПРИВСТАЛИ:

ВАНЬКОЙ-ВСТАНЬКОЙ ДРУЖНО ВСТАЛИ.

Л: А ТЕПЕРЬ СПОЕМ ПЕСЕНКУ СЛОГОВ С НАШИМИ ЗВУКАМИ ЗАНЯТИЯ:

(логопед включает видеофайл с логопеснями)

У:

СУ-СУ-СУ не впускают в дом лису

СА-СА-СА ждет под дверью два часа

СЫ-сы-СЫ она хочет колбасы

СИ-СИ-СИ ей кусочек отнеси.

СА-СА-СА это хитрая лиса.

СУ-СУ -СУ и живет она в лесу.

СЫ-СЫ-СЫ много дела у лисы.

СО-СО-СО она крутит колесо.

ЗЫ-ЗЫ-ЗЫ очень скучно без козы.

ЗУ-ЗУ-ЗУ я привел домой козу.

Л: логопед уточняет у детей где живет лиса и коза и поводит детей к обобщению, что лиса - дикое животное, а коза - домашнее жиотное.

2.7

Л: Составим звуковые схемы слов (ЛОГОПЕД ВЫДАЕТ КАРТОЧКИ-ЗВУКИ):

КОЗА, ЛИСА, САША, ЗИНА, САНИ,МОРОЗЫ, ЗИМА.

При составлении звукойвой схемы слова логопед каждый раз уточняет у детей сколько в слове гласных и сколько в слове слогов.

III. Заключительная часть занятия

Логопед выдает ученикам ксерокс рисунка "Дети наряжают новогоднюю ёлку" и цветные карандаши.

Л: Посмотрите на рисунок и найдите буквы занятия С,с З,з. Обведите их в кружок. Сколько букв С вы нашли? Сколько букв З вы нашли.

Л: Звуки  [c][c']обозначает какая  буква? (С)

Л: Буква С обозначает мягкий звук С' и твердый звук С. Скажите эти звуки звонкие или глухие?

У: Это согласные звуки, они глухие.

Л: Звуки  [з][з']обозначает какая  буква? (З)

Л: Буква З обозначает мягкий звук З' и твердый звук З. Скажите эти звуки звонкие или глухие?

У: Это согласные звуки, они звонкие.

Л: Звуки [c][c'] и [з][з'] еще подружки, они - парные.

ПЛАН-КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

I. Орг.момент
1.1 - игра "Какая буква лишняя?"

БОАУ                ВБДИ                ВГдЖ                УАЛО

1.2 - артикуляционная гимнастика: - "Улыбка", - "Трубочка", - "Зарядка"

1.3 - песенка гласных: ВИДЕО фильм на ПК

II. Основная часть занятия

ЛОГОПЕД ВЫДАЕТ КАРТОЧКИ "ЗВУКОВОЙ СВЕТОФОР" (ТВЕРДЫЙ-МЯГКИЙ)

2.1 - Отгадай загадку "Доскажи словечко":

От дождей у всех усталость

плачут серые дома

И мечтают, чтоб примчалась

белоснежная ......ЗИМА

ПОКАЗ ИЛЛЮСТРАЦИИ "ЗИМА"

Л: -Назовите первый звук в слове "ЗИМА"

2.2 - Отгадайте загадку про животное

Много бед таят  леса:

Волк, медведь там и лиса.

Наш зверек живет в тревоге -

от беды уносит ноги.

Ну-ка, быстро отгадай-ка

Как зверек зовется?......ЗАЙКА

ПОКАЗ ИЛЛЮСТРАЦИИ "Зайка зимой"

Л: Объясните, почему зайчик зимой белый

Л: -Назовите первый звук в слове "Зайка"

Л: Итак, в слове "зима" первый звук [з'], в слове "зайка" первый звук [з]. Звуки [з-з'] на письме обозначаются буквами печатными и письменными (На доску устанавливаются изображения печатных и письменных букв З-з)

2.3 - Отгадай загадку:

НА СНЕГУ-ТО, ПОСМОТРИ,

С КРАСНОЙ ГРУДКОЙ..... СНЕГИРИ

Показ иллюстрации "Снегирь"

Л: -Назовите первый звук в слове "Снегирь"

2.4 - Логопед показывает тонированный цветной лист и спрашивает:

Л: Назовите, какого цвета этот лист?

У: лист СИНИЙ

Л: -Назовите первый звук в слове "СИНИЙ"

Л: Итак, в слове "синий" первый звук [с'], в слове "снегирь" первый звук [с]. Звуки [с-с'] на письме обозначаются буквами печатными и письменными (На доску устанавливаются изображения печатных и письменных букв С-с)

На письме звуки [С-С']-[З-З']  обозначаются буквами и живут эти буквы в вагончике для перных согласных. Посмотрите на верхнем этаже живут буквы, которые обозначают звонкие звуки, а на нижнем этаже живут буквы, которые обозначают тихие-глухие звуки . (логопед показывает на звуки [С-С']-[З-З'])

2.5 - ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ: Сегодня на занятии мы будем учиться различать парные звуки [С-З]-[С'-З']

2.6 -РАБОТА ПО КАРТИНЕ "ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ"

 

Л: Составим предложение:

У САШИ САНКИ.

 САША ПРИВЕЗ ВЕТОЧКИ.

НА САНКАХ ЛЕЖАТ ВЕТКИ.

 У ЗИНЫ КРАСНОЕ ПАЛЬТО.

У зины розовые сапоги.

Дети лепят снеговика.

На голове снеговика синее ведро.

Л: Найдите на картине еще предметы, в названии которых есть звуки занятия.

У: Зеленый (зеленые брюки у Саши)

У: салатовый (салатового цвета курточка у Саши)

У: сиреневый (У Зины сиреневого цвета шарфик)

У: русый (У зины русые волосы)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Л: Давайте разомнемся: под считалку выполним движения

МЫ НОГАМИ: ТОП-ТОП

МЫ РУКАМИ: ХЛОП-ХЛОП

МЫ ГЛАЗАМИ: МИГ-МИГ

МЫ ПЛЕЧАМИ: ЧИК-ЧИК

РАЗ-ТУДА И РАЗ-СЮДА (повороты туловища вправо-влево)

ПОВЕРНИСЬ ВОКРУГ СЕБЯ.

РАЗ- ПРИСЕЛИ,

ДВА - ПРИВСТАЛИ:

ВАНЬКОЙ-ВСТАНЬКОЙ ДРУЖНО ВСТАЛИ.

Л: А ТЕПЕРЬ СПОЕМ ПЕСЕНКУ СЛОГОВ С НАШИМИ ЗВУКАМИ ЗАНЯТИЯ:

(логопед включает видеофайл с логопеснями)

2.7

Л: Составим звуковые схемы слов (ЛОГОПЕД ВЫДАЕТ КАРТОЧКИ-ЗВУКИ):

КОЗА, ЛИСА, САША, ЗИНА, САНИ,МОРОЗЫ, ЗИМА.

III. Заключительная часть занятия

Логопед выдает ученикам ксерокс рисунка "Дети наряжают новогоднюю ёлку" и цветные карандаши. Л: Посмотрите на рисунок и найдите буквы занятия С,с З,з. Обведите их в кружок.

Л: Звуки  [c][c']обозначает какая  буква? (С)

Л: Буква С обозначает мягкий звук С' и твердый звук С. Скажите эти звуки звонкие или глухие?

У: Это согласные звуки, они глухие.

Л: Звуки  [з][з']обозначает какая  буква? (З)

Л: Буква З обозначает мягкий звук З' и твердый звук З. Скажите эти звуки звонкие или глухие?

У: Это согласные звуки, они звонкие.

Л: Звуки [c][c'] и [з][з'] еще подружки, они - парные.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого логопедического занятия на тему: «Дифференциация звуков [с], [з] в словах и фразах». ( 2класс)

Предлагается открытое логопедическое занятие для учащихся 2-х классов с ОВЗ. На данном уроке ведется работа над дифференциацией звуков с-з. В занятие включены задания на обогащение словарного запаса п...

Конспект открытого логопедического занятия по теме: Дифференциация звуков Г-К

Занятие расчитано на учащихся 4-го класса коррекционной школы VII вида, имеющих нарушения письменной речи - аккустическую дисграфию. Сказочные герои делают занятие увлекательным, а обычные задания, за...

Конспект индивидуального логопедического занятия по теме "Дифференциация звуков [Л] - [Л’] в словах".

Занятие проводилось учителем-логопедом Бельчиковой Е.Ф. с ребенком семи лет, имеющем недоразвитие речи лёгкой степени тяжести при умственной отсталости....

Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: Дифференциация звуков [з] и [ж]

·        Упражнять в правильном произношении и различении звуков [з] и [ж];·        упражнять в спряжении глаголов в настоящем вре...

Конспект коррекционно-логопедического занятия по теме: "Дифференциация твердых согласных звуков [г-к] и мягких согласных звуков [г’-к’]" (4 класс VIII вид).

Конспект занятия будет полезен в работе учителю начальных классов, учителю-логопеду, воспитателю. Задачи занятия: Повторить с детьми звуки [г, г’] и [к,к’]. Развивать навыки фонематическог...

План-конспект логопедического занятия на тему: "Дифференциация парных согласных [С-З ]

Логопедическое занятие предназначено для обучающихся начальных классов. На занятии дети  будут развивать артикуляционную моторику, закрепят имеющиеся знания о характеристике звуков, научатся разл...

Конспект индивидуального логопедического занятия по теме: "Дифференциация букв и звуков [А – О]"

Конспектиндивидуального логопедического занятия Тема: «Дифференциация букв и звуков [А – О]» Цель: выработка умения дифференцировать буквы и звуки [А – О]. Задач...