Конспект коррекционно-логопедического занятия по теме: "Дифференциация согласных звуков [с-с'] - [з-з'] (1 дополнительный класс VII вид)
план-конспект занятия по логопедии (1 класс)
Конспект коррекционно-логопедического занятия по теме: "Дифференциация звуков [с-с'] - [з-з']". Цель занятия: Учить дифференцировать парные согласные звуки [с-с'] - [з-з'].
Задачи: Развивать фонематический слух. Учить находить звук в словах, давать ему характеристику. Учить дифференцировать парные согласные звуки [с-с'] - [з-з']. Учить различать графическое изображение парных согласных, развивать графические навыки. Развивать артикуляцию. Развивать и закреплять умение составлять схемы предложения. Закреплять знания о предлогах НА, У. Закреплять знания о правописании собственных имен. Развивать речи: учить формулировать полные предложения.
Данный материал будет интересен логопедам и учителям начальных классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytoe_zanyatie_23_12_2019.docx | 22.29 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
ЛОГОПЕД: АВЕРКИНА Г.Н.
Тема: Дифференциация звуков [с-с'] - [з-з']
Класс: 1 доп.
Цель: Учить дифференцировать парные согласные звуки [с-с'] - [з-з'].
Задачи: Развивать фонематический слух. Учить находить звук в словах, давать ему характеристику. Учить дифференцировать парные согласные звуки [с-с'] - [з-з']. Учить различать графическое изображение парных согласных, развивать графические навыки. Развивать артикуляцию. Развивать и закреплять умение составлять схемы предложения. Закреплять знания о предлогах НА, У. Закреплять знания о правописании собственных имен. Развивать речи: учить формулировать полные предложения.
Оборудование: карандаши, "звуковой светофор", карточки-схемы передложений, плакат "Зимние забавы", ПК, видео "Песенка гласных", "Песня слогов со звуками [с-с'] - [з-з']", рисунок "Найди букву и предмет".
ПЛАН-КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
I. Орг.момент
1.1 - игра "Какая буква лишняя?"
На доске записагы группы букв. Задание: Найди лишнюю букву
БОАУ ВБДИ ВГдЖ УАЛО
1.2 - артикуляционная гимнастика:
- "Улыбка", - "Трубочка", - "Зарядка"
1.3 - песенка гласных: ВИДЕО фильм на ПК
II. Основная часть занятия
ЛОГОПЕД ВЫДАЕТ КАРТОЧКИ "ЗВУКОВОЙ СВЕТОФОР" (ТВЕРДЫЙ-МЯГКИЙ)
2.1 - Отгадай загадку "Доскажи словечко":
От дождей у всех усталость
плачут серые дома
И мечтают, чтоб примчалась
белоснежная ......ЗИМА
ПОКАЗ ИЛЛЮСТРАЦИИ "ЗИМА"
Л: -Назовите первый звук в слове "ЗИМА"
У:[З']
Л: - [З'] - это гласный или согласный звук?
У: [З'] - согласный
Л: Покажите кароточкой - [З'] твердый или мягкий?
У: [З'] - мягкий
Л: [З'] - звонкий или глухой (прикоснитесь ладошкой к шее и скажите [З'])
У: [З'] - звонкий
2.2 - Отгадайте загадку про животное
Много бед таят леса:
Волк, медведь там и лиса.
Наш зверек живет в тревоге -
от беды уносит ноги.
Ну-ка, быстро отгадай-ка
Как зверек зовется?......ЗАЙКА
ПОКАЗ ИЛЛЮСТРАЦИИ "Зайка зимой"
Л: Объясните, почему зайчик зимой белый
У: Белый цвет шерсти не заметен на белом снегу, это спасает зайца от врагов.
Л: -Назовите первый звук в слове "Зайка"
У:[З]
Л: - [З] - это гласный или согласный звук?
У: [З] - согласный
Л: Покажите кароточкой - [З] твердый или мягкий?
У: [З] - твердый
Л: [З] - звонкий или глухой (прикоснитесь ладошкой к шее и скажите [З])
У: [З] - звонкий
Л: Итак, в слове "зима" первый звук [з'], в слове "зайка" первый звук [з]. Звуки [з-з'] на письме обозначаются буквами печатными и письменными (На доску устанавливаются изображения печатных и письменных букв З-з)
2.3 - Отгадай загадку:
НА СНЕГУ-ТО, ПОСМОТРИ,
С КРАСНОЙ ГРУДКОЙ..... СНЕГИРИ
Показ иллюстрации "Снегирь"
Л: -Назовите первый звук в слове "Снегирь"
У:[С]
Л: - [С] - это гласный или согласный звук?
У: [С] - согласный
Л: Покажите кароточкой - [С] твердый или мягкий?
У: [С] - твердый
Л: [С] - звонкий или глухой (прикоснитесь ладошкой к шее и скажите [С])
У: [С] - глухой
2.4 - Логопед показывает тонированный цветной лист и спрашивает:
Л: Назовите, какого цвета этот лист?
У: лист СИНИЙ
Л: -Назовите первый звук в слове "СИНИЙ"
У:[С']
Л: - [С'] - это гласный или согласный звук?
У: [С'] - согласный
Л: Покажите кароточкой - [С'] твердый или мягкий?
У: [С'] - мягкий
Л: [С'] - звонкий или глухой (прикоснитесь ладошкой к шее и скажите [С'])
У: [С'] - глухой
Л: Итак, в слове "синий" первый звук [с'], в слове "снегирь" первый звук [с]. Звуки [с-с'] на письме обозначаются буквами печатными и письменными (На доску устанавливаются изображения печатных и письменных букв С-с)
На письме звуки [С-С']-[З-З'] обозначаются буквами и живут эти буквы в вагончике для перных согласных. Посмотрите на верхнем этаже живут буквы, которые обозначают звонкие звуки, а на нижнем этаже живут буквы, которые обозначают тихие-глухие звуки . (логопед показывает на звуки [С-С']-[З-З'])
2.5 - ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ ЗАНЯТИЯ
Л: Сегодня на занятии мы будем учиться различать парные звуки [С-З]-[С'-З']
2.6 -РАБОТА ПО КАРТИНЕ "ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ"
Л: Какое время года сейчас?
У: сейчас ЗИМА
Л: Зимой обычно становится холодно, вся земля покрывается белым покрывалом из снега. В какие игры вы играете зимой во дворе?
У: Мы лепим снеговика, играем снежки, катаемся на санках и лыжах.
Л: Посмотрите на этот плакат. На этом плакате Саша и Зина зимой во дворе играют.
ЛОГОПЕД ПОКАЗЫВАЕТ ПЛАКАТ
Л: Что делают Саша и Зина.
У: Саша и Зина лепят снеговика.
На этой картине очень много слов в названии которых есть звуки [С-С']-[З-З']. Давайте найдем эти слова и составим с ними предложения.
Л: Назовите первый звук в имени "Саша"
У: [С]
Л: [С] - согласный мягкий или твердый? (показывают синий светофор)
Л: [С] - согласный глухой или звонкий? (глухой)
Л: Что привез Саша на санках? (Саша привез веточки)
Л: Составим схему предложения: САША ПРИВЕЗ ВЕТОЧКИ. (ученик на доске выкладывает схему предлрожения).
У: L_____ ______ _______ .
Л: Для чего Саша привез веточки? (Из веточек можно сделать руки снеговику)
Л: На чем Саша привез веточки?
У: Саша привез ветки на санках.
Л: Назовите первый звук в имени "САНКИ"
У: [С]
Л: [С] - согласный мягкий или твердый? (показывают синий светофор)
Л: [С] - согласный глухой или звонкий? (глухой)
Л: Составим предложение: У САШИ САНКИ.
У: LУ L____ _______ .
Л: Составим предложение: НА САНКАХ ЛЕЖАТ ВЕТКИ.
У: LНа ____ ______ ______ .
Л: Что делает Зина? (Зина вставляет в снеговика веточку-руку)
Л: Назовите первый звук в имени ЗИНА.
У: [З']
Л: [З'] - согласный мягкий или твердый? (показывают ЗЕЛЕНЫЙ светофор)
Л: [З'] - согласный глухой или звонкий? (ЗВОНКИЙ)
Л: Какого цвета пальто у Зины?
У: Пальто красного цвета.
Л: В слове КРАСНЫЙ есть звуки занятия? Найдите звук С или З.(В СЛОВЕ ЕСТЬ ЗВУК [с]). Звук С - в начале, в середине или в конце слова? (В СЕРЕДИНЕ)
Л: [С] - согласный мягкий или твердый? (показывают синий светофор)
Л: [С] - согласный глухой или звонкий? (глухой)
Л: Составим схему предложения: У ЗИНЫ КРАСНОЕ ПАЛЬТО. (ученик на доске выкладывает схему предлрожения).
У: LУ L_____ _____ ______ .
Л: Что обула Зина на ножки для прогулки?
У: Зина обула сапоги.
Л: Назовите первый звук в слове САПОГИ
У: [C]
Л: [С] - согласный мягкий или твердый? (показывают синий светофор)
Л: [С] - согласный глухой или звонкий? (глухой)
Л: Какого цвета сапоги у Зины?
У: Сапоги розового цвета.
Л: В слове РОЗОВЫЙ есть звуки занятия? Найдите звук С или З.(В СЛОВЕ ЕСТЬ ЗВУК [З]). Звук З - в начале, в середине или в конце слова? (В СЕРЕДИНЕ)
Л: [З] - согласный мягкий или твердый? (показывают синий светофор)
Л: [З] - согласный глухой или звонкий? (звонкий)
Л: Составим схему предложения: У зины розовые сапоги. (ученик на доске выкладывает схему предлрожения).
У: LУ L_____ _____ ______ .
Л: Кто изображен в центре плаката? Что лепят дети?
У: Дети лепят снеговика.
Л: Назовите первый звук в слове СНЕГОВИК.
У: [С]
Л: [С] - согласный мягкий или твердый? (показывают синий светофор)
Л: [С] - согласный глухой или звонкий? (глухой)
Л: Составим схему предложения: Дети лепят снеговика. (ученик на доске выкладывает схему предлрожения).
У: L _____ ______ .
Л: Что на голове у снеговика?
У: На голове снеговика синее ведро.
Л: Назовите первый звук в слове СИНИЙ
У: [С']
Л: [С'] - согласный мягкий или твердый? (показывают ЗЕЛЕНЫЙ светофор)
Л: [С'] - согласный глухой или звонкий? (глухой)
Л: Составим схему предложения: На голове снеговика синее ведро. (ученик на доске выкладывает схему предлрожения).
У: LНа _____ _____ ______ ______ .
Л: Найдите на картине еще предметы, в названии которых есть звуки занятия.
У: Зеленый (зеленые брюки у Саши)
Л: [З'] - согласный мягкий или твердый? (показывают ЗЕЛЕНЫЙ светофор)
Л: [З'] - согласный глухой или звонкий? (ЗВОНКИЙ)
У: салатовый (салатового цвета курточка у Саши)
Л: [С] - согласный мягкий или твердый? (показывают синий светофор)
Л: [С] - согласный глухой или звонкий? (глухой)
У: сиреневый (У Зины сиреневого цвета шарфик)
Л: [С'] - согласный мягкий или твердый? (показывают ЗЕЛЕНЫЙ светофор)
Л: [С'] - согласный глухой или звонкий? (глухой)
У: русый (У зины русые волосы)
Л: [С] - согласный мягкий или твердый? (показывают синий светофор)
Л: [С] - согласный глухой или звонкий? (глухой)
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Л: Давайте разомнемся: под считалку выполним движения
МЫ НОГАМИ: ТОП-ТОП
МЫ РУКАМИ: ХЛОП-ХЛОП
МЫ ГЛАЗАМИ: МИГ-МИГ
МЫ ПЛЕЧАМИ: ЧИК-ЧИК
РАЗ-ТУДА И РАЗ-СЮДА (повороты туловища вправо-влево)
ПОВЕРНИСЬ ВОКРУГ СЕБЯ.
РАЗ- ПРИСЕЛИ,
ДВА - ПРИВСТАЛИ:
ВАНЬКОЙ-ВСТАНЬКОЙ ДРУЖНО ВСТАЛИ.
Л: А ТЕПЕРЬ СПОЕМ ПЕСЕНКУ СЛОГОВ С НАШИМИ ЗВУКАМИ ЗАНЯТИЯ:
(логопед включает видеофайл с логопеснями)
У:
СУ-СУ-СУ не впускают в дом лису
СА-СА-СА ждет под дверью два часа
СЫ-сы-СЫ она хочет колбасы
СИ-СИ-СИ ей кусочек отнеси.
СА-СА-СА это хитрая лиса.
СУ-СУ -СУ и живет она в лесу.
СЫ-СЫ-СЫ много дела у лисы.
СО-СО-СО она крутит колесо.
ЗЫ-ЗЫ-ЗЫ очень скучно без козы.
ЗУ-ЗУ-ЗУ я привел домой козу.
Л: логопед уточняет у детей где живет лиса и коза и поводит детей к обобщению, что лиса - дикое животное, а коза - домашнее жиотное.
2.7
Л: Составим звуковые схемы слов (ЛОГОПЕД ВЫДАЕТ КАРТОЧКИ-ЗВУКИ):
КОЗА, ЛИСА, САША, ЗИНА, САНИ,МОРОЗЫ, ЗИМА.
При составлении звукойвой схемы слова логопед каждый раз уточняет у детей сколько в слове гласных и сколько в слове слогов.
III. Заключительная часть занятия
Логопед выдает ученикам ксерокс рисунка "Дети наряжают новогоднюю ёлку" и цветные карандаши.
Л: Посмотрите на рисунок и найдите буквы занятия С,с З,з. Обведите их в кружок. Сколько букв С вы нашли? Сколько букв З вы нашли.
Л: Звуки [c][c']обозначает какая буква? (С)
Л: Буква С обозначает мягкий звук С' и твердый звук С. Скажите эти звуки звонкие или глухие?
У: Это согласные звуки, они глухие.
Л: Звуки [з][з']обозначает какая буква? (З)
Л: Буква З обозначает мягкий звук З' и твердый звук З. Скажите эти звуки звонкие или глухие?
У: Это согласные звуки, они звонкие.
Л: Звуки [c][c'] и [з][з'] еще подружки, они - парные.
ПЛАН-КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
I. Орг.момент
1.1 - игра "Какая буква лишняя?"
БОАУ ВБДИ ВГдЖ УАЛО
1.2 - артикуляционная гимнастика: - "Улыбка", - "Трубочка", - "Зарядка"
1.3 - песенка гласных: ВИДЕО фильм на ПК
II. Основная часть занятия
ЛОГОПЕД ВЫДАЕТ КАРТОЧКИ "ЗВУКОВОЙ СВЕТОФОР" (ТВЕРДЫЙ-МЯГКИЙ)
2.1 - Отгадай загадку "Доскажи словечко":
От дождей у всех усталость
плачут серые дома
И мечтают, чтоб примчалась
белоснежная ......ЗИМА
ПОКАЗ ИЛЛЮСТРАЦИИ "ЗИМА"
Л: -Назовите первый звук в слове "ЗИМА"
2.2 - Отгадайте загадку про животное
Много бед таят леса:
Волк, медведь там и лиса.
Наш зверек живет в тревоге -
от беды уносит ноги.
Ну-ка, быстро отгадай-ка
Как зверек зовется?......ЗАЙКА
ПОКАЗ ИЛЛЮСТРАЦИИ "Зайка зимой"
Л: Объясните, почему зайчик зимой белый
Л: -Назовите первый звук в слове "Зайка"
Л: Итак, в слове "зима" первый звук [з'], в слове "зайка" первый звук [з]. Звуки [з-з'] на письме обозначаются буквами печатными и письменными (На доску устанавливаются изображения печатных и письменных букв З-з)
2.3 - Отгадай загадку:
НА СНЕГУ-ТО, ПОСМОТРИ,
С КРАСНОЙ ГРУДКОЙ..... СНЕГИРИ
Показ иллюстрации "Снегирь"
Л: -Назовите первый звук в слове "Снегирь"
2.4 - Логопед показывает тонированный цветной лист и спрашивает:
Л: Назовите, какого цвета этот лист?
У: лист СИНИЙ
Л: -Назовите первый звук в слове "СИНИЙ"
Л: Итак, в слове "синий" первый звук [с'], в слове "снегирь" первый звук [с]. Звуки [с-с'] на письме обозначаются буквами печатными и письменными (На доску устанавливаются изображения печатных и письменных букв С-с)
На письме звуки [С-С']-[З-З'] обозначаются буквами и живут эти буквы в вагончике для перных согласных. Посмотрите на верхнем этаже живут буквы, которые обозначают звонкие звуки, а на нижнем этаже живут буквы, которые обозначают тихие-глухие звуки . (логопед показывает на звуки [С-С']-[З-З'])
2.5 - ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ: Сегодня на занятии мы будем учиться различать парные звуки [С-З]-[С'-З']
2.6 -РАБОТА ПО КАРТИНЕ "ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ"
Л: Составим предложение:
У САШИ САНКИ.
САША ПРИВЕЗ ВЕТОЧКИ.
НА САНКАХ ЛЕЖАТ ВЕТКИ.
У ЗИНЫ КРАСНОЕ ПАЛЬТО.
У зины розовые сапоги.
Дети лепят снеговика.
На голове снеговика синее ведро.
Л: Найдите на картине еще предметы, в названии которых есть звуки занятия.
У: Зеленый (зеленые брюки у Саши)
У: салатовый (салатового цвета курточка у Саши)
У: сиреневый (У Зины сиреневого цвета шарфик)
У: русый (У зины русые волосы)
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Л: Давайте разомнемся: под считалку выполним движения
МЫ НОГАМИ: ТОП-ТОП
МЫ РУКАМИ: ХЛОП-ХЛОП
МЫ ГЛАЗАМИ: МИГ-МИГ
МЫ ПЛЕЧАМИ: ЧИК-ЧИК
РАЗ-ТУДА И РАЗ-СЮДА (повороты туловища вправо-влево)
ПОВЕРНИСЬ ВОКРУГ СЕБЯ.
РАЗ- ПРИСЕЛИ,
ДВА - ПРИВСТАЛИ:
ВАНЬКОЙ-ВСТАНЬКОЙ ДРУЖНО ВСТАЛИ.
Л: А ТЕПЕРЬ СПОЕМ ПЕСЕНКУ СЛОГОВ С НАШИМИ ЗВУКАМИ ЗАНЯТИЯ:
(логопед включает видеофайл с логопеснями)
2.7
Л: Составим звуковые схемы слов (ЛОГОПЕД ВЫДАЕТ КАРТОЧКИ-ЗВУКИ):
КОЗА, ЛИСА, САША, ЗИНА, САНИ,МОРОЗЫ, ЗИМА.
III. Заключительная часть занятия
Логопед выдает ученикам ксерокс рисунка "Дети наряжают новогоднюю ёлку" и цветные карандаши. Л: Посмотрите на рисунок и найдите буквы занятия С,с З,з. Обведите их в кружок.
Л: Звуки [c][c']обозначает какая буква? (С)
Л: Буква С обозначает мягкий звук С' и твердый звук С. Скажите эти звуки звонкие или глухие?
У: Это согласные звуки, они глухие.
Л: Звуки [з][з']обозначает какая буква? (З)
Л: Буква З обозначает мягкий звук З' и твердый звук З. Скажите эти звуки звонкие или глухие?
У: Это согласные звуки, они звонкие.
Л: Звуки [c][c'] и [з][з'] еще подружки, они - парные.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого логопедического занятия на тему: «Дифференциация звуков [с], [з] в словах и фразах». ( 2класс)
Предлагается открытое логопедическое занятие для учащихся 2-х классов с ОВЗ. На данном уроке ведется работа над дифференциацией звуков с-з. В занятие включены задания на обогащение словарного запаса п...
Конспект открытого логопедического занятия по теме: Дифференциация звуков Г-К
Занятие расчитано на учащихся 4-го класса коррекционной школы VII вида, имеющих нарушения письменной речи - аккустическую дисграфию. Сказочные герои делают занятие увлекательным, а обычные задания, за...
Конспект индивидуального логопедического занятия по теме "Дифференциация звуков [Л] - [Л’] в словах".
Занятие проводилось учителем-логопедом Бельчиковой Е.Ф. с ребенком семи лет, имеющем недоразвитие речи лёгкой степени тяжести при умственной отсталости....
Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: Дифференциация звуков [з] и [ж]
· Упражнять в правильном произношении и различении звуков [з] и [ж];· упражнять в спряжении глаголов в настоящем вре...
Конспект коррекционно-логопедического занятия по теме: "Дифференциация твердых согласных звуков [г-к] и мягких согласных звуков [г’-к’]" (4 класс VIII вид).
Конспект занятия будет полезен в работе учителю начальных классов, учителю-логопеду, воспитателю. Задачи занятия: Повторить с детьми звуки [г, г’] и [к,к’]. Развивать навыки фонематическог...
План-конспект логопедического занятия на тему: "Дифференциация парных согласных [С-З ]
Логопедическое занятие предназначено для обучающихся начальных классов. На занятии дети будут развивать артикуляционную моторику, закрепят имеющиеся знания о характеристике звуков, научатся разл...
Конспект индивидуального логопедического занятия по теме: "Дифференциация букв и звуков [А – О]"
Конспектиндивидуального логопедического занятия Тема: «Дифференциация букв и звуков [А – О]» Цель: выработка умения дифференцировать буквы и звуки [А – О]. Задач...