Программа по предупреждению смешанной дисграфии, дизорфографии 1 класс 2 год обучения (программа 7.2)
методическая разработка по логопедии (1 класс)

Блохина Елена Владимировна

Программа по русскому языку сложна и насыщена разнообразным речевым материалом. У учащихся с ЗПР проявляются и закрепляются проблемы, вызванные недоразвитием речи. Данная программа направлена на предупреждение нарушений письма, развитие устной речи, восполнение пробелов в знаниях. Подготовлена группой логопедов Санкт-Петербурга.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1_klass_2_god_obucheniya.docx139.88 КБ

Предварительный просмотр:

Программа по предупреждению смешанной дисграфии, дизорфографии

1 класс 2 год обучения (программа 7.2)

1 час в неделю (66 часов в год)

Пояснительная записка

Для первоклассников с ОВЗ (ЗПР) характерно: ограниченный, не соответствующий возрасту запас знаний и представлений об окружающем мире, низкий уровень познавательной активности и регуляция произвольной деятельности и поведения, недостаточная сформированность высших психических процессов (внимания, памяти, мышления). Большинство детей этой группы характеризуются и различными нарушениями речевой деятельности.

Программа по русскому языку сложна и насыщена разнообразным речевым материалом. Для первоклассников с ЗПР время, отведенное для полноценного усвоения навыка орфографически, грамматически и графически правильного письма часто недостаточно. У учащихся проявляются и закрепляются проблемы, вызванные недоразвитием речи, что влияет на качество усвоения программного материала.

Актуальность проблемы усвоения программного материала по русскому языку у первоклассников обусловлено тем, что данный навык является базовым при обучении в начальной школе и в дальнейшем служит залогом успешного становления учебной деятельности при включении в систематическое школьное обучение.

Цель:

Предупреждение дисграфии и дизорфографии, развитие устной и письменной речи, восполнение пробелов в знаниях.

Задачи:

  1. Развитие неречевых психических функций.
  2. Развитие фонематического слуха.
  3. Развитие языкового анализа и синтеза.
  4. Развитие оптико-пространственных и временных отношения.
  5. Развитие лексико-граммтического строя речи.
  6. Развитие связной речи.
  7. Развитие мелкой моторики.

Планируемые результаты освоения программы по предупреждению

смешанной дисграфии, дизорфографии

Учащиеся научатся на уровне, соответствующем индивидуальным возможностям:

  1. Определять количество звуков и их последовательность в словах.
  2. Различать гласные и согласные звуки, гласные ударные и безударные, согласные звонкие и глухие, парные и непарные по звонкости-глухости.
  3. Различать твердые и мягкие согласные звуки.
  4. Определять способы обозначения мягкости согласных звуков на письме.
  5. Правильно писать сочетания ЖИ-ШИ,ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.
  6. Подбирать слова, соответствующие теме текста, рисунка.
  7. Орфографически правильно записывать имена собственные с заглавной буквы.
  8. Различать предложения и группы слов, не выражающих законченную мысль.
  9. Грамотно оформлять предложение на письме.
  10. Раздельно писать слова в предложении.

Учащиеся учатся и имеют возможность научиться на уровне, соответствующем индивидуальным возможностям:

  1. Понимать смыслоразличительную роль звуков и ударения в слове.
  2. Определять  слова с  расхождением звукового и буквенного состава слов.
  3. Различать слова, близкие и противоположные по смыслу.
  4. Составлять предложения из данных слов, если надо, изменяя форму слов.
  5. Грамотно списывать тексты и писать под диктовку ( 10-12 слов)  без искажения слов и пропуска букв с печатного и письменного текста.
  6. Дифференцировать звуки и буквы О-У, Ё-Ю, А-Я, У-Ю, О-Ё, З-С, Зь-Сь, Б-П, Бь-Пь, В-Ф,Вь-Фь, Г-К,Гь-Кь, К-Г-Х, С-Ш, Д-Т, Дь-Ть, С-Ц, З-Ж, Сь-Щ, Ч-Ц, Ч-Ш, Ж-Ш, Ч-Ть, Ч-Ц-Ть, Л-Ль, Р-Рь, Р-Л, РЛь, П-Т,Пь-Ть, Б-Д, Бь-Дь в слогах, словах.

Содержание

Развитие неречевых психических  функций*

  1. Развитие слухоречевого  восприятия,  внимания,  памяти.
  2. Развитие зрительного восприятия, внимания,  памяти.
  3. Развитие мыслительных операций: анализа,  синтеза, сравнения.

* Развитие  неречевых  психических  функций -  на  каждом   занятии.

Формирование первоначальных языковых представлений

Анализ и синтез текста на предложения. Подбор предложения к картинке.

  1. Синтез текста из предложений. Составление предложения по картинке.
  2. Дифференциация текста и предложения.
  3. Анализ предложения на слова.
  4. Синтез предложения из слов.
  5. Составление предложений из слов, данных в нужной форме.
  6. Дифференциация слова и слога.
  7. Анализ слова по слогам.
  8. Синтез слова из слогов.
  9. Различение ударного и безударных слогов в слове.
  10. Смыслоразличительная роль ударения.
  11. Комментирование пунктограмм простого предложения.

Формирование фонематических и оптико-пространственных представлений.

  1. Дифференциация звуков и букв.
  2. Анализ признаков гласного звука.
  3. Дифференциация гласных первого и второго ряда.
  4. Выделение ударного гласного в слове.
  5. Дифференциация ударного и безударных гласных в двусложных словах.
  6. Дифференциация ударного и безударных гласных в трёхсложных словах.
  7. Дифференциация букв. Распознавание букв по оптическому признаку.
  8. Дифференциация букв. Распознавание букв по кинетическому признаку.
  9. Дифференциация гласных и согласных звуков. Различение твердых и мягких согласных на основе гласных. Мягкий знак-показатель мягкости.
  10. Распознавание звонких и глухих согласных в слове.
  11. Дифференциация звонких и глухих согласных.
  12. Распознавание шипящих звуков и букв в слогах и словах.

Дифференциация смешиваемых звуков и букв.

  1. Дифференциация гласных звуков и букв О-У в слогах, в  словах.
  2. Дифференциация гласных букв Ё-Ю в слогах, словах.
  3. Дифференциация гласных звуков и букв А-Я в слоге, слове.
  4. Дифференциация гласных звуков и букв О-Ё в слоге, слове.
  5. Дифференциация гласных звуков и букв У-Ю в слоге, слове.
  6. Дифференциация звуков и букв З-С в слогах, словах. Дифференциация звуков и букв Зь-Сь в слогах, словах.
  7. Дифференциация звуков и букв В-Ф в слогах, словах. Дифференциация звуков и букв Вь-Фь в слогах, словах.
  8. Дифференциация звуков и букв К-Г-Х в слогах, словах.
  9. Дифференциация звуков и букв С-Ш в слогах, словах.
  10. Дифференциация звуков и букв Дь-Ть в слогах, словах.
  11. Дифференциация звуков и букв С-Ц в слогах, словах.
  12. Дифференциация звуков и букв Сь-Щ в слогах, словах.
  13. Дифференциация звуков и букв Ч-Ш в слогах, словах.
  14. Дифференциация звуков и букв Ч-Ть в слогах, словах.
  15. Дифференциация звуков и букв Ч-Ц-Ть в слогах, словах.
  16. Дифференциация звуков и букв Л-Ль в слогах, словах.
  17. Дифференциация звуков и букв Р-Рь в слогах, словах.
  18. Дифференциация звуков и букв Р-Л в слогах, словах.
  19. Дифференциация звуков и букв П-Т в слогах, словах.
  20. Дифференциация звуков и букв Б-Д в слогах, словах.

Предупреждение дизорфографии.

  1. Распознавание орфограмм ЧК, ЧН, ЧТ в словах.
  2. Распознавание орфограммы ЖИ-ШИ в словах. Дифференциация звуков и букв Ж-Ш в слогах, словах.
  3. Распознавание орфограммы ЧА-ЩА в слогах,словах.
  4. Распознавание орфограммы ЧУ-ЩУ в словах.
  5. Заглавная буква в словах.
  6. Распознавание изученных орфограмм в словах.

Формирование словаря и связной речи.

  1. Подбор слов-признаков, определяющих предмет.
  2. Подбор слов-действий для данного предмета.
  3. Составление текста по опорным словам, данным в нужной форме.

Тематический план занятий по предупреждению смешанной дисграфии, дизорфографии

Тема

Кол-во часов

I.Обследование

6

1.

Обследование состояния языкового анализа и синтеза.

1

2.

Обследование словаря, грамматического строя и связной речи.

1

3.

Обследование письменной речи. Диктант букв, слогов, слов.

1

4.

Обследование письменной речи.  Диктант текста.

1

5.

Обследование письменной речи.  Списывание.

1

6.

Обследование сформированности навыка чтения.

1

II. Формирование первоначальных языковых представлений

11

1.

Анализ текста на предложения. Подбор предложения к картинке.

1

2.

Синтез текста из предложений. Составление предложения к картинке.

1

3.

Дифференциация текста и предложения. Выделение гласных звуков из слога, слова.

1

4.

Анализ предложения на слова. Выделение гласных звуков из слога, слова.

1

5.

Синтез предложений из слов. Дифференциация гласных первого ряда.

1

6.

Составление предложений из слов, данных в нужной форме. Дифференциация гласных звуков и букв О-У в слогах, словах.

1

7.

Дифференциация слова и слога. Дифференциация гласных звуков и букв О-У в  слогах, словах.

1

8.

Анализ слова по слогам. Дифференциация гласных второго ряда.

1

9.

Синтез слова из слогов. Дифференциация гласных второго ряда.

1

10.

Различение ударного и безударных слогов в слове. Дифференциация гласных звуков и букв Ё-Ю в слогах, словах.

1

11.

Смыслоразличительная роль ударения. Распознавание гласных первого и второго ряда в слогах.

1

III.Формирование фонематических и оптико-пространственных представлений

27

1.

 Дифференциация звуков и букв. Распознавание гласных первого и второго ряда в слогах.

1

2.

 Анализ признаков гласного звука. Дифференциация гласных звуков и букв А-Я в слогах, словах.

1

3.

Дифференциация гласных первого и второго ряда. Дифференциация гласных звуков и букв У-Ю в слогах, словах.

1

4.

Выделение ударного гласного в слове. Дифференциация гласных звуков и букв О-Ё в слогах, словах.

2

5.

Дифференциация ударного и безударных гласных в двусложных словах. Дифференциация звуков и букв З-С в слогах, словах. Дифференциация звуков и букв Зь-Сь в слогах, словах.

2

6.

Дифференциация ударного и безударных гласных в трёхсложных словах. Дифференциация звуков и букв Б-П в слогах, словах. Дифференциация звуков и букв Бь-Пь в слогах, словах.

2

7.

Дифференциация букв. Распознавание букв по оптическому признаку.

2

8.

Дифференциация букв. Распознавание букв по кинетическому признаку.

2

9.

Дифференциация гласных и согласных звуков. Дифференциация звуков и букв В-Ф в слогах, словах. Дифференциация звуков и букв Вь-Фь в слогах, словах.

2

10.

Распознавание твердых согласных на основе гласных. Дифференциация звуков и букв Г-К в слогах, словах.

1

11.

Распознавание мягких согласных на основе гласных. Дифференциация звуков и букв Гь-Кь в слогах, словах.

1

12.

Различение твердых и мягких согласных на основе гласных. Дифференциация звуков и букв К-Г-Х в слогах, словах.

1

13.

Мягкий знак-показатель мягкости. Дифференциация звуков и букв С-Ш в слогах, словах.

1

14.

Распознавание звонких согласных в слове. Дифференциация звуков и букв Д-Т  в слогах, словах.

1

15.

Распознавание глухих согласных в слове. Дифференциация звуков и букв Дь-Ть в слогах, словах.

1

16.

Дифференциация звонких и глухих согласных. Дифференциация звуков и букв С-Ц в слогах, словах.

2

17.

Дифференциация звонких и глухих согласных на конце слова. Дифференциация звуков и букв З-Ж в слогах, словах.

1

18.

Дифференциация звонких и глухих согласных в середине слова. Дифференциация звуков и букв З –Ж в слогах, словах.

1

19.

Распознавание шипящих звуков и букв в слогах. Дифференциация звуков и букв Сь-Щ в слогах, словах.

1

20.

Распознавание шипящих согласных звуков и букв в словах. Дифференциация звуков и букв Ч-Ц в слогах, словах.

1

IV.Предупреждение дизорфографии

12

1.

 Распознавание орфограмм ЧК, ЧН, ЧТ в словах. Дифференциация звуков и букв Ч-Ш в слогах, словах.

2

2.

 Распознавание орфограммы ЖИ-ШИ в словах. Дифференциация звуков и букв Ж-Ш в слогах, словах.

2

3.

 Распознавание орфограммы ЧА-ЩА в слогах,словах. Дифференциация звуков и букв Ч-Ть в слогах ,словах.

2

4.

 Распознавание орфограммы ЧУ-ЩУ в словах. Дифференциация звуков и букв Ч-Ц-Ть в слогах, словах.

2

5.

Заглавная буква в словах. Дифференциация звуков и букв Л-Ль в слогах, словах.

2

Распознавание изученных орфограмм в словах. Дифференциация звуков и букв Р-Рь в слогах, словах.

2

V. Формирование словаря и связной речи

6

1.

 Подбор слов-признаков, определяющих предмет. Дифференциация звуков и букв Р-Л, РЬ-ЛЬ в слогах, словах.

2

2.

 Подбор слов-действий для данного предмета. Дифференциация звуков и букв П-Т, ПЬ-ТЬ в слогах, словах.

2

3.

 Составление текста по опорным словам, данным в нужной форме. Дифференциация звуков и букв Б-Д, БЬ-ДЬ в слогах, словах.

2

VI. Обследование

4

1.

 Обследование письменной речи. Диктант.

1

2.

 Обследование письменной речи. Списывание.

1

3.

 Обследование языкового анализа и синтеза.

1

4.

 Обследование лексико-грамматического строя речи.

1

Итого часов

66


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по коррекции смешанной дисграфии у обучающихся начальных классов

Рабочая  программа по коррекции смешанной дисграфии составлена   в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом, инструктивно-методическим  письмом  о...

Рабочая программа по коррекции смешанной дисграфии 4 класс

Рабочая программа по коррекции смешанной дисграфии у учащихся 4 класса общеобразовательной школы...

Индивидуальная программа по коррекции смешанной дисграфии

Программа рассчитана на 2 класс общей образовательной школы, ученица проходила обучение на школьном логопункте....

Программа по коррекции смешанной дисграфии, предупреждению дизорфографии

Коррекция смешанной дисграфии, развитие устной и письменной речи, восполнение пробелов в знаниях. Программа разработана группой логопедов Санкт-Петербурга....

Программа по коррекции смешанной дисграфии, предупреждению дизорфографии 3 класс

Коррекция смешанной дисграфии, развитие устной и письменной речи, восполнение пробелов в знаниях. Программа разработана группой логопедов Санкт-Петербурга....

Программа по коррекции смешанной дисграфии, предупреждению дизорфографии 4 класс

Программа предназначена для работы с учащимися 4-х классов по коррекции дисграфии, профилактики дизорфографии. Разработана группой логопедов Санкт-Петербурга....