Программа по предупреждению смешанной дисграфии, дизорфографии 1 класс 2 год обучения (программа 7.2)
методическая разработка по логопедии (1 класс)
Программа по русскому языку сложна и насыщена разнообразным речевым материалом. У учащихся с ЗПР проявляются и закрепляются проблемы, вызванные недоразвитием речи. Данная программа направлена на предупреждение нарушений письма, развитие устной речи, восполнение пробелов в знаниях. Подготовлена группой логопедов Санкт-Петербурга.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1_klass_2_god_obucheniya.docx | 139.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа по предупреждению смешанной дисграфии, дизорфографии
1 класс 2 год обучения (программа 7.2)
1 час в неделю (66 часов в год)
Пояснительная записка
Для первоклассников с ОВЗ (ЗПР) характерно: ограниченный, не соответствующий возрасту запас знаний и представлений об окружающем мире, низкий уровень познавательной активности и регуляция произвольной деятельности и поведения, недостаточная сформированность высших психических процессов (внимания, памяти, мышления). Большинство детей этой группы характеризуются и различными нарушениями речевой деятельности.
Программа по русскому языку сложна и насыщена разнообразным речевым материалом. Для первоклассников с ЗПР время, отведенное для полноценного усвоения навыка орфографически, грамматически и графически правильного письма часто недостаточно. У учащихся проявляются и закрепляются проблемы, вызванные недоразвитием речи, что влияет на качество усвоения программного материала.
Актуальность проблемы усвоения программного материала по русскому языку у первоклассников обусловлено тем, что данный навык является базовым при обучении в начальной школе и в дальнейшем служит залогом успешного становления учебной деятельности при включении в систематическое школьное обучение.
Цель:
Предупреждение дисграфии и дизорфографии, развитие устной и письменной речи, восполнение пробелов в знаниях.
Задачи:
- Развитие неречевых психических функций.
- Развитие фонематического слуха.
- Развитие языкового анализа и синтеза.
- Развитие оптико-пространственных и временных отношения.
- Развитие лексико-граммтического строя речи.
- Развитие связной речи.
- Развитие мелкой моторики.
Планируемые результаты освоения программы по предупреждению
смешанной дисграфии, дизорфографии
Учащиеся научатся на уровне, соответствующем индивидуальным возможностям:
- Определять количество звуков и их последовательность в словах.
- Различать гласные и согласные звуки, гласные ударные и безударные, согласные звонкие и глухие, парные и непарные по звонкости-глухости.
- Различать твердые и мягкие согласные звуки.
- Определять способы обозначения мягкости согласных звуков на письме.
- Правильно писать сочетания ЖИ-ШИ,ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.
- Подбирать слова, соответствующие теме текста, рисунка.
- Орфографически правильно записывать имена собственные с заглавной буквы.
- Различать предложения и группы слов, не выражающих законченную мысль.
- Грамотно оформлять предложение на письме.
- Раздельно писать слова в предложении.
Учащиеся учатся и имеют возможность научиться на уровне, соответствующем индивидуальным возможностям:
- Понимать смыслоразличительную роль звуков и ударения в слове.
- Определять слова с расхождением звукового и буквенного состава слов.
- Различать слова, близкие и противоположные по смыслу.
- Составлять предложения из данных слов, если надо, изменяя форму слов.
- Грамотно списывать тексты и писать под диктовку ( 10-12 слов) без искажения слов и пропуска букв с печатного и письменного текста.
- Дифференцировать звуки и буквы О-У, Ё-Ю, А-Я, У-Ю, О-Ё, З-С, Зь-Сь, Б-П, Бь-Пь, В-Ф,Вь-Фь, Г-К,Гь-Кь, К-Г-Х, С-Ш, Д-Т, Дь-Ть, С-Ц, З-Ж, Сь-Щ, Ч-Ц, Ч-Ш, Ж-Ш, Ч-Ть, Ч-Ц-Ть, Л-Ль, Р-Рь, Р-Л, РЛь, П-Т,Пь-Ть, Б-Д, Бь-Дь в слогах, словах.
Содержание
Развитие неречевых психических функций*
- Развитие слухоречевого восприятия, внимания, памяти.
- Развитие зрительного восприятия, внимания, памяти.
- Развитие мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения.
* Развитие неречевых психических функций - на каждом занятии.
Формирование первоначальных языковых представлений
Анализ и синтез текста на предложения. Подбор предложения к картинке.
- Синтез текста из предложений. Составление предложения по картинке.
- Дифференциация текста и предложения.
- Анализ предложения на слова.
- Синтез предложения из слов.
- Составление предложений из слов, данных в нужной форме.
- Дифференциация слова и слога.
- Анализ слова по слогам.
- Синтез слова из слогов.
- Различение ударного и безударных слогов в слове.
- Смыслоразличительная роль ударения.
- Комментирование пунктограмм простого предложения.
Формирование фонематических и оптико-пространственных представлений.
- Дифференциация звуков и букв.
- Анализ признаков гласного звука.
- Дифференциация гласных первого и второго ряда.
- Выделение ударного гласного в слове.
- Дифференциация ударного и безударных гласных в двусложных словах.
- Дифференциация ударного и безударных гласных в трёхсложных словах.
- Дифференциация букв. Распознавание букв по оптическому признаку.
- Дифференциация букв. Распознавание букв по кинетическому признаку.
- Дифференциация гласных и согласных звуков. Различение твердых и мягких согласных на основе гласных. Мягкий знак-показатель мягкости.
- Распознавание звонких и глухих согласных в слове.
- Дифференциация звонких и глухих согласных.
- Распознавание шипящих звуков и букв в слогах и словах.
Дифференциация смешиваемых звуков и букв.
- Дифференциация гласных звуков и букв О-У в слогах, в словах.
- Дифференциация гласных букв Ё-Ю в слогах, словах.
- Дифференциация гласных звуков и букв А-Я в слоге, слове.
- Дифференциация гласных звуков и букв О-Ё в слоге, слове.
- Дифференциация гласных звуков и букв У-Ю в слоге, слове.
- Дифференциация звуков и букв З-С в слогах, словах. Дифференциация звуков и букв Зь-Сь в слогах, словах.
- Дифференциация звуков и букв В-Ф в слогах, словах. Дифференциация звуков и букв Вь-Фь в слогах, словах.
- Дифференциация звуков и букв К-Г-Х в слогах, словах.
- Дифференциация звуков и букв С-Ш в слогах, словах.
- Дифференциация звуков и букв Дь-Ть в слогах, словах.
- Дифференциация звуков и букв С-Ц в слогах, словах.
- Дифференциация звуков и букв Сь-Щ в слогах, словах.
- Дифференциация звуков и букв Ч-Ш в слогах, словах.
- Дифференциация звуков и букв Ч-Ть в слогах, словах.
- Дифференциация звуков и букв Ч-Ц-Ть в слогах, словах.
- Дифференциация звуков и букв Л-Ль в слогах, словах.
- Дифференциация звуков и букв Р-Рь в слогах, словах.
- Дифференциация звуков и букв Р-Л в слогах, словах.
- Дифференциация звуков и букв П-Т в слогах, словах.
- Дифференциация звуков и букв Б-Д в слогах, словах.
Предупреждение дизорфографии.
- Распознавание орфограмм ЧК, ЧН, ЧТ в словах.
- Распознавание орфограммы ЖИ-ШИ в словах. Дифференциация звуков и букв Ж-Ш в слогах, словах.
- Распознавание орфограммы ЧА-ЩА в слогах,словах.
- Распознавание орфограммы ЧУ-ЩУ в словах.
- Заглавная буква в словах.
- Распознавание изученных орфограмм в словах.
Формирование словаря и связной речи.
- Подбор слов-признаков, определяющих предмет.
- Подбор слов-действий для данного предмета.
- Составление текста по опорным словам, данным в нужной форме.
Тематический план занятий по предупреждению смешанной дисграфии, дизорфографии
№ | Тема | Кол-во часов |
I.Обследование | 6 | |
1. | Обследование состояния языкового анализа и синтеза. | 1 |
2. | Обследование словаря, грамматического строя и связной речи. | 1 |
3. | Обследование письменной речи. Диктант букв, слогов, слов. | 1 |
4. | Обследование письменной речи. Диктант текста. | 1 |
5. | Обследование письменной речи. Списывание. | 1 |
6. | Обследование сформированности навыка чтения. | 1 |
II. Формирование первоначальных языковых представлений | 11 | |
1. | Анализ текста на предложения. Подбор предложения к картинке. | 1 |
2. | Синтез текста из предложений. Составление предложения к картинке. | 1 |
3. | Дифференциация текста и предложения. Выделение гласных звуков из слога, слова. | 1 |
4. | Анализ предложения на слова. Выделение гласных звуков из слога, слова. | 1 |
5. | Синтез предложений из слов. Дифференциация гласных первого ряда. | 1 |
6. | Составление предложений из слов, данных в нужной форме. Дифференциация гласных звуков и букв О-У в слогах, словах. | 1 |
7. | Дифференциация слова и слога. Дифференциация гласных звуков и букв О-У в слогах, словах. | 1 |
8. | Анализ слова по слогам. Дифференциация гласных второго ряда. | 1 |
9. | Синтез слова из слогов. Дифференциация гласных второго ряда. | 1 |
10. | Различение ударного и безударных слогов в слове. Дифференциация гласных звуков и букв Ё-Ю в слогах, словах. | 1 |
11. | Смыслоразличительная роль ударения. Распознавание гласных первого и второго ряда в слогах. | 1 |
III.Формирование фонематических и оптико-пространственных представлений | 27 | |
1. | Дифференциация звуков и букв. Распознавание гласных первого и второго ряда в слогах. | 1 |
2. | Анализ признаков гласного звука. Дифференциация гласных звуков и букв А-Я в слогах, словах. | 1 |
3. | Дифференциация гласных первого и второго ряда. Дифференциация гласных звуков и букв У-Ю в слогах, словах. | 1 |
4. | Выделение ударного гласного в слове. Дифференциация гласных звуков и букв О-Ё в слогах, словах. | 2 |
5. | Дифференциация ударного и безударных гласных в двусложных словах. Дифференциация звуков и букв З-С в слогах, словах. Дифференциация звуков и букв Зь-Сь в слогах, словах. | 2 |
6. | Дифференциация ударного и безударных гласных в трёхсложных словах. Дифференциация звуков и букв Б-П в слогах, словах. Дифференциация звуков и букв Бь-Пь в слогах, словах. | 2 |
7. | Дифференциация букв. Распознавание букв по оптическому признаку. | 2 |
8. | Дифференциация букв. Распознавание букв по кинетическому признаку. | 2 |
9. | Дифференциация гласных и согласных звуков. Дифференциация звуков и букв В-Ф в слогах, словах. Дифференциация звуков и букв Вь-Фь в слогах, словах. | 2 |
10. | Распознавание твердых согласных на основе гласных. Дифференциация звуков и букв Г-К в слогах, словах. | 1 |
11. | Распознавание мягких согласных на основе гласных. Дифференциация звуков и букв Гь-Кь в слогах, словах. | 1 |
12. | Различение твердых и мягких согласных на основе гласных. Дифференциация звуков и букв К-Г-Х в слогах, словах. | 1 |
13. | Мягкий знак-показатель мягкости. Дифференциация звуков и букв С-Ш в слогах, словах. | 1 |
14. | Распознавание звонких согласных в слове. Дифференциация звуков и букв Д-Т в слогах, словах. | 1 |
15. | Распознавание глухих согласных в слове. Дифференциация звуков и букв Дь-Ть в слогах, словах. | 1 |
16. | Дифференциация звонких и глухих согласных. Дифференциация звуков и букв С-Ц в слогах, словах. | 2 |
17. | Дифференциация звонких и глухих согласных на конце слова. Дифференциация звуков и букв З-Ж в слогах, словах. | 1 |
18. | Дифференциация звонких и глухих согласных в середине слова. Дифференциация звуков и букв З –Ж в слогах, словах. | 1 |
19. | Распознавание шипящих звуков и букв в слогах. Дифференциация звуков и букв Сь-Щ в слогах, словах. | 1 |
20. | Распознавание шипящих согласных звуков и букв в словах. Дифференциация звуков и букв Ч-Ц в слогах, словах. | 1 |
IV.Предупреждение дизорфографии | 12 | |
1. | Распознавание орфограмм ЧК, ЧН, ЧТ в словах. Дифференциация звуков и букв Ч-Ш в слогах, словах. | 2 |
2. | Распознавание орфограммы ЖИ-ШИ в словах. Дифференциация звуков и букв Ж-Ш в слогах, словах. | 2 |
3. | Распознавание орфограммы ЧА-ЩА в слогах,словах. Дифференциация звуков и букв Ч-Ть в слогах ,словах. | 2 |
4. | Распознавание орфограммы ЧУ-ЩУ в словах. Дифференциация звуков и букв Ч-Ц-Ть в слогах, словах. | 2 |
5. | Заглавная буква в словах. Дифференциация звуков и букв Л-Ль в слогах, словах. | 2 |
Распознавание изученных орфограмм в словах. Дифференциация звуков и букв Р-Рь в слогах, словах. | 2 | |
V. Формирование словаря и связной речи | 6 | |
1. | Подбор слов-признаков, определяющих предмет. Дифференциация звуков и букв Р-Л, РЬ-ЛЬ в слогах, словах. | 2 |
2. | Подбор слов-действий для данного предмета. Дифференциация звуков и букв П-Т, ПЬ-ТЬ в слогах, словах. | 2 |
3. | Составление текста по опорным словам, данным в нужной форме. Дифференциация звуков и букв Б-Д, БЬ-ДЬ в слогах, словах. | 2 |
VI. Обследование | 4 | |
1. | Обследование письменной речи. Диктант. | 1 |
2. | Обследование письменной речи. Списывание. | 1 |
3. | Обследование языкового анализа и синтеза. | 1 |
4. | Обследование лексико-грамматического строя речи. | 1 |
Итого часов | 66 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по коррекции смешанной дисграфии для 3 класса адаптирована для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Рабочая программа...
Рабочая программа по коррекции смешанной дисграфии у обучающихся начальных классов
Рабочая программа по коррекции смешанной дисграфии составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом, инструктивно-методическим письмом о...
Рабочая программа по коррекции смешанной дисграфии 4 класс
Рабочая программа по коррекции смешанной дисграфии у учащихся 4 класса общеобразовательной школы...
Индивидуальная программа по коррекции смешанной дисграфии
Программа рассчитана на 2 класс общей образовательной школы, ученица проходила обучение на школьном логопункте....
Программа по коррекции смешанной дисграфии, предупреждению дизорфографии
Коррекция смешанной дисграфии, развитие устной и письменной речи, восполнение пробелов в знаниях. Программа разработана группой логопедов Санкт-Петербурга....
Программа по коррекции смешанной дисграфии, предупреждению дизорфографии 3 класс
Коррекция смешанной дисграфии, развитие устной и письменной речи, восполнение пробелов в знаниях. Программа разработана группой логопедов Санкт-Петербурга....
Программа по коррекции смешанной дисграфии, предупреждению дизорфографии 4 класс
Программа предназначена для работы с учащимися 4-х классов по коррекции дисграфии, профилактики дизорфографии. Разработана группой логопедов Санкт-Петербурга....