Рабочая программа по коррекции смешанной дисграфии у обучающихся начальных классов
рабочая программа по логопедии на тему
Рабочая программа по коррекции смешанной дисграфии составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом, инструктивно-методическим письмом о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
по коррекции смешанной дисграфии у обучающихся начальных классов
с использованием ИКТ «Компьютерный практикум для проведения логопедической работы в начальной школе».
Пояснительная записка
Рабочая программа по коррекции смешанной дисграфии составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом, инструктивно-методическим письмом о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе А.В. Ястребова, Т.П.Бессонова.
При составлении учебной программы использовала методические системы коррекционной работы на фонетическом, лексическом и синтаксическом уровнях И.Н.Садовниковой, Л.Н. Ефеменковой, А.В.Ястребовой, Л.Г. Парамоновой, Е.В.Мазановой Н.Г. Андреевой.
Рабочая программа направлена на реализацию системы логопедической помощи детям с речевыми нарушениями в освоении основной образовательной программы начального общего образования, коррекцию недостатков в речевом развитии обучающихся.
Важным условием для успешного обучения детей с нарушением развития речи является организация коррекционно-педагогической работы.
Цель: предупреждение неуспеваемости учащихся начальных классов, обусловленной различными отклонениями в речевом развитии (первичного характера), коррекция нарушений письменной речи у обучающихся 2-4 классов их социальную адаптацию.
Задачи:
- развивать слуховую дифференциацию фонем;
- актуализировать связь звука и буквы;
- развивать слогоритмическую структуру слов;
- уточнять и развивать пространственно-временные представления;
- развивать функции фонематического анализа и синтеза; звукослоговой структуры слова, языкового анализа и синтеза;
- коррегировать нарушения лексико-грамматического строя речи;
- формировать и развивать связную выразительную речь;
- закреплять полученные навыки в письменных упражнениях.
- развивать навыки само- и взаимоконтроля, умения работать в коллективе;
- развивать устойчивый интерес к урокам русского языка.
Для достижения поставленной цели в качестве информационных ресурсов на занятиях используется «Компьютерный практикум для проведения логопедической работы в начальной школе». Проводить занятие можно в двух режимах: «Пакет» или « Меню». Целесообразнее работать в режиме «Пакет», в котором игры последовательно выводятся на экран компьютера согласно программе занятия, а в режиме « Меню» можно выбрать нужный фрагмент из меню. Контроль за ходом выполнения игры сопровождается звуковыми сигналами. Можно сохранять, передавать урок на другие компьютеры.
Для подготовки к занятиям используется учебное пособие «Сборник дидактических материалов», где тематическое планирование учебного материала не разбито по классам, что позволяет более эффективно подбирать упражнения в зависимости от особенностей развития учеников.
Для усвоения программы применяются основные методы обучения: наглядный, словесный, метод практических знаний, проблемно – поисковый.
Коррекционная работа включает также нетрадиционные методы: элементы аромотерапии, музыкотерапии, которые помогают более глубокой и качественной коррекции.
Программа опирается на принципы: системности, комплексности, принцип учета симптоматики, опоры на сохранные анализаторы, последовательности и поэтапности в работе, доступности, сознательности, наглядности.
Краткая характеристика
При «смешанной» дисграфии наблюдается большое количество разных ошибок: пропуски или замены букв (как гласных, так и согласных) в словах, слогов; добавление лишних букв, слогов; недописывание слов или искажение их окончаний; слияние нескольких соседних слов (как правило, слитно записываются предлоги с последующими значимыми словами); разрывы слов (чаще всего на письме отделяются приставки от остальных морфем слов); пропуски слов, словосочетаний в предложениях; нарушения в обозначении на письме границ предложений (отсутствие заглавной буквы в начале предложения, точки в конце). У учащихся в большинстве случаев выявляется недостаточная сформированность высших психических функций: внимания, памяти различной модальности, а также нарушения в эмоционально-волевой сфере.
Общая характеристика учебного предмета
Содержание работы по данной программе тесно связанно с программой по русскому языку и чтению. Программа рассчитана на 93 часа в течение одного учебного года, с периодичностью занятий 2-3 раза в неделю. Занятия проводятся с группами обучающихся с 15 сентября по 15 мая.
Выбор количества часов на каждую тему зависит от степени выраженности речевого недоразвития, компенсаторных возможностей ребенка, психофизиологических особенностей ребенка, состояния его интеллекта, регулярности посещения ребенком занятий, качества и скорости усвоения материала.
Содержание коррекционной работы состоит из трех этапов коррекционно-развивающей работы:
Развитие фонематических процессов (звукобуквенный анализ и синтез, фонематическое восприятие – слухопроизносительная дифференциация фонем).
Развитие лексико-грамматического компонента языковой системы. Слово (лексико-грамматическое значение). Морфемный состав.
Развитие связной речи. Работа над текстом. Проверка сформированности навыка письма и возможности его использования при выполнении разного уровня сложности продуктивных заданий.
Первый этап
Задачи:
1.Развивать фонематическое восприятие;
2. Обучать простым и сложным формам звукобуквенного анализа и синтеза слов;
3. Уточнять произношение звуков с опорой на зрительное и слуховое восприятие, а также на тактильные и кинетические ощущения;
4. Учить выделять определенные звуки на уровне слога, слова, словосочетания, предложения и текста;
5. Определять положение звука по отношению к другим звукам;
6. Учить сопоставлять звуки в произносительном и слуховом плане.
Содержание коррекционной работы на первом этапе: работа на фонетическом уровне включает два основных направления:
1. Развитие звукового анализа слов (от простых форм – к сложным);
2. Развитие фонематического восприятия, т.е. дифференциация фонем имеющих сходные характеристики.
Фонематические представления формируются у детей в результате наблюдения за различными вариантами фонем, их сопоставления и обобщения. Неоценимую роль в становлении фонематических представлений играют артикуляционные кинестезии. По этой причине с первых же занятий привлекается внимание детей к работе артикуляционного аппарата, чтобы сделать его в достаточной степени управляемым, приучать детей оценивать свои мышечные ощущения при проговаривании звуков, слов, связывая эти ощущения с акустическими раздражениями. С этой целью отрабатывается артикуляция гласных первого ряда, а также тех согласных, произношение которых обычно не страдает. Упражнения в узнавании и вычленении этих звуков в словах сначала проводятся с опорой на громкое проговаривание, в дальнейшем – на обычное произнесение слов (голосом разговорной громкости), а затем – на выполнение молча. Также раскрывается взаимосвязь между буквой и звуком.
Дальнейшая логопедическая работа направляется на развитие звукобуквенного анализа и синтеза. На этом этапе коррекционной работы большое значение отводится дифференциации букв, имеющих кинетическое сходство либо по количеству элементов (л-м, п-т, и-ш, ц-щ), либо по пространственному расположению элементов (б-д, в-д, у-ч, г-р), либо по наличию или отсутствию элементов данных букв (у-д-з, о-а, н-ю, л-я, а-д, и-у, х-ж, ш-щ). Коррекционная работа начинается с действий с картинками, геометрическими фигурами и предполагает оптико-пространственное дифференцирование; кроме того, полезны упражнения: в конструировании букв с помощью счётных палочек; отгадывание изографов и букв, кинетически смешиваемых по элементу данных букв; задание с «зашумленными» буквами. При этом главная задача логопеда – научить детей выделять «опорные» признаки, отличающие смешиваемые буквы. Эта работа проводится на каждом занятии в организационной его части (2-3 минуты), далее дети, смешивающие дети по кинетическому сходству, получают на дом индивидуальные задания на карточках. Кроме того, ведётся работа по дифференциации фонем, имеющих акустико- артикуляционные сходства, и в первую очередь эта дифференциация гласных I и II ряда. Опираясь на гласные II ряда, логопед подводит учеников к пониманию и практическому усвоению одного из способов слияния согласных. Работа на первом этапе завершается дифференциацией согласных звуков. Здесь логопед даёт понятия о звонких и глухих звуках, сравнивает их попарно, объясняет сходство и различие. Дальнейшая работа по отдельным парам звуков предлагается индивидуально по карточкам тем детям, которые смешивают буквы по акустико- артикуляционным признакам.
Планируемый уровень подготовки обучающихся при завершении 1-го этапа коррекционно-развивающего обучения:
К концу обучения дети должны знать:
— термины, используемые для обозначения основных понятий (речь, звук, буква, артикуляция и т.д.);
— все буквы и звуки родного языка;
— отличительные признаки гласных и согласных звуков;
— гласные и согласные звуки;
— твердые и мягкие согласные, а также буквы для обозначения мягкости согласных на письме;
— пары гласных звуков; пары согласных звуков по твердости — мягкости, по звонкости — глухости;
К концу обучения дети должны уметь:
— узнавать и различать гласные и согласные звуки;
— обозначать гласные; твердые, мягкие, глухие и звонкие согласные на письме;
— использовать гласные буквы И, Я, Е, Ю, Е или Ь для обозначения мягкости согласных на письме;
— различать на слух и в произношении смешиваемые звуки;
— производить фонетический разбор слова;
— производить звукобуквенный разбор слогов и слов;
— записывать слова с гласными буквами И, Я, Е, Ю, Е, а также буквами Ь и Ъ;
— подбирать слова на заданный звук;
— сравнивать слова со сходными звуками;
— строить звуковые схемы слогов и слов;
— составлять словосочетания и предложения со смешиваемыми звуками;
— восстанавливать предложения и текст с заданными звуками;
—самостоятельно писать слуховые и зрительные диктанты, используя оппозиционные звуки.
Второй этап.
Задачи:
1. Установление логических и языковых связей между предложениями;
2. Уточнение морфологической структуры слова (приставка, суффикс, корень, окончание);
3. Развитие навыков словоизменения и словообразования (различные способы);
4. Развитие навыка правильного употребления предложно-падежных конструкций;
5. Развитие навыков использования в речи различных видов связи в словосочетаниях (управления и согласования);
6. Обучение синтаксически правильному оформлению предложения;
7. Обучение конструированию сложного предложения.
Содержание коррекционной работы на лексическом уровне. Работа не лексическом уровне включает следующие направления:
1. Количественный рост словаря (за счёт усвоения новых слов и их значений);
2. Качественное обогащение словаря (путём усвоения смысловых и эмоциональных оттенков значений слов, переносного значения слов и словосочетаний);
3. Очищение словаря от искажённых, просторечных и жаргонных слов.
На лексическом уровне проводится работа по уточнению и расширению словарного запаса учащегося. Логопед знакомит детей с явлениями синонимии и антонимии слов. Проводится знакомство с понятием «родственное слово». Отрабатывается умение подбирать родственные слова. Знакомство с однокоренными словами. Дифференциация однокоренных и родственных слов. Пополнение словаря и развитие навыков словообразования. Также на этом уровне проводится знакомство с морфемным составом слова: корень, приставка, суффикс, окончание; сложные слова.
Ученики обучаются образовывать новые слова при помощи приставок, суффиксов, сложении двух корней. Так же уточняются представления детей о том, что слово состоит из звуков, звуки сливаются в слоги. Затем ученики усваивают слоговую структуру слова сначала с опорой на ритмический рисунок слова и графическое изображение, потом на слогообразующую роль гласных.
На данном этапе основное внимание логопед уделяет выделению гласных звуков из слова (ударных и безударных). Содержание коррекционной работы на синтаксическом уровне. При обследовании всех компонентов речевой системы детей с дисграфией (звукопроизношения, фонематических процессов, грамматического строя и связной речи), обнаруживается большое отставание в развитии словаря. В устной и письменной речи младших школьников рассматриваемой группы встречается много ошибок связанных со словоизменением основных частей речи (аграмматизмы); обнаруживается недостаточная сформированость практических умений и навыков в области словообразования (у части детей не угасает словотворчество – неадекватное использование тех или иных морфем при образовании слов, приводящее к детским неологизмам). Связанная речь у детей с дисграфией страдает не в меньшей степени, чем словарь и грамматический строй. Наибольшие затруднения вызывает составление самостоятельного рассказа, а также рассказа по картинке или серии картин.
Планируемый уровень подготовки обучающихся при завершении 2-го этапа коррекционно – развивающего обучения:
К концу обучения дети должны знать:
— признаки родственных слов (близость значения, наличие общей части — корня);
— состав слова: корень, суффикс, приставка, окончание, основа;
— правописание суффиксов и приставок;
— части речи;
— как согласуется существительное с прилагательным, глаголом и числительным;
— главные и второстепенные члены предложения;
— сложное предложение и его состав; виды связи в сложном предложении;
— виды связи в словосочетании (смысловые и логические).
К концу обучения дети должны уметь;
— распознавать части речи и их основные признаки;
— изменять слова по числам, родам и падежам;
— определять род, число и падеж существительных и прилагательных;
— производить разбор слова по составу;
— различать понятия словоизменение и словообразование;
— выделять из текста слова, словосочетания и предложения;
— устанавливать связи между словами в словосочетании, предложении и между предложениями в тексте;
— устанавливать связи между частями сложного предложения;
— составлять и анализировать сложное предложение.
Третий этап
Задачи:
- Формировать у обучающихся представления о связном тексте как едином семантическом целом;
- Определение типа текста (повествование, описание, рассуждение);
- Уточнение структуры текста;
- Установление логических и языковых связей между частями текста;
- Обучение синтаксически правильному оформлению текста;
Логопедическая работа на синтаксическом уровне включает в себя следующие направления:
1. Преодоление и предупреждение ошибочных словосочетаний в речи учащихся, усвоение ими сочетаемости слов, осознанное построение предложений.
2. Обогащение фразовой речи учеников путем ознакомления их с явлением многозначности, синонимии, антонимии, омонимии синтаксических конструкций.
На данном уровне проводится работа по знакомству учеников со словами-предметами, обозначение изучаемых слов при помощи схем. Проводится знакомство с понятием числа. Словоизменение существительных. Формирование навыка образования форм ед. и мн. числа имён существительных. Проводится работа по практическому употреблению существительных разного рода. Знакомство с падежными формами имён существительных. Знакомство со словами-признаками. Обозначение изучаемых слов при помощи схем. Проводится работа по развитию навыка словоизменения и согласования имён- прилагательных с именами существительными в роде, числе и падеже. Знакомство со словами-действиями. Обозначение изучаемых слов при помощи схем. Проводится работа по развитию навыка словоизменения и согласования глаголов с существительными в числе, роде. Проводится коррекционная работа и на уровне предложений. Ученики учатся соотносить предложения с графической схемой. Проводится работа по построению предложений различного типа. Установление в сложных предложений причинно- следственной связи. Проводится дифференциация понятий: словосочетание-предложение- текст. Ведётся работа с деформированными предложениями, текстами.
По истечении 3-го этапа обучающиеся должны уметь:
-Самостоятельно составлять краткий и подробный рассказ;
- Определять тему текста;
- Определять основную мысль текста;
- Составлять план;
-Устанавливать смысловую зависимость между частями текста;
-Пользоваться различными синтаксическими конструкциями;
- Отбирать лексический и грамматический материал с учетом тематического принципа.
Характеристика базовых учебный действий
В ходе коррекционно-развивающей работы обеспечиваются условия для достижения обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
- Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его культуре, языку; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
- Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
- Развитие познавательного интереса к родному языку;
- Формирование уважительного отношения к иному мнению;
- Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся мире;
- Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
- Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственнойотзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Метапредметные результаты:
- Умение оценивать свою работу по критериям, предложенным учителем или составленным в совместной работе;
- Принимать оценку учителем и одноклассниками результата своей работы, начать формирование действий контроля и оценки: самоконтроль и самооценка, взаимоконтроль и взаимооценка;
- Сопоставление своей оценки с оценкой учителя;
- Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
- Освоение различных форм учебного сотрудничества;
- Умение сравнивать результат своей работы с предложенным образцом, а также с результатом работ своих одноклассников (в паре, в группе);
- Умение пользоваться различными знаками и символами для составления моделей и схем изученных объектов.
Предметные результаты:
- Систематизация понятий слово-предложение-текст;
- Обучение работе с основными элементами графической системы и отработка их
начертаний;
- Формирование умений планирований действий;
- Обучение работе с моделью как средством организации действия со словом;
- Систематизация собственного словарного запаса и получение новых слов с помощь образования и изменения имеющихся.
- Формирования правильного построения предложений, текста;
- Обучение составлению описательно-повествовательного текста по картинкам на основе имеющегося опыта, по опорным словам, по заданной теме, по началу и концу, описание наблюдаемого объекта и явления по плану, а также составление рассказа об увиденном и услышанном.
- Формирование действий контроля и оценки; освоение разных форм взаимодействия учащихся.
Программно-методическое обеспечение
- Р.И. Лалаева. Логопедическая работа в коррекционных классах. – М.: «Владос», 1999.
- Ефименкова Л.К, Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте. - М, 1991
- Л.Н.Ефименкова. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М.: «Просвещение», 1991.
- Е.В.Мазанова. Коррекция аграмматической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов. – М., 2007.
- Е.В.Мазанова. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Конспекты занятий для логопедов. – М., 2007.
- Е.В.Мазанова. Коррекция акустической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов. – М., 2007.
- Е.В.Мазанова. Коррекция оптической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов. – М., 2007.
- О.А. Ишимова, С.Н. Шаховская, А.А. Алмазова. Логопедическое сопровождение учащихся начальных классов. Письмо. М.: Просвещение 2014
- Ильина М.Н. Подготовка к школе. - СПб, 1995.
- Каше Г.А. Подготовка детей к школе с недостатками речи. -р., 1985.
- Корнев А.Н. Дислексия и дисграфия у детей. - СПб, 1995.
- Милоствиненко Л.Т. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей. - СПб, 1995.
- Парамонова Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфий у детей. - СПб, 1994.
- Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. - М, 1995.
- Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников: методическое пособие. - М, 2007.
- Ястребова А.В. Коррекция недостатков речи у учащихся общеобразовательных школ. - М, 1997
Учебные средства:
Тетрадь-помощница «Письмо. Различаю гласные звуки. Правильно пишу» О.А. Ишимова, Е.В. Дерябина. М.: Просвещение 2014.
Тетрадь-помощница «Письмо. Различаю твердые и мягкие согласные звуки. Обозначаю мягкость согласных» О.А. Ишимова, Н.Н. Алипченкова М.: Просвещение 2014.
Тетрадь-помощница «Письмо. Различаю твердые и мягкие согласные звуки. Правильно пишу» О.А. Ишимова, В.Д. Подотыкина. М.: Просвещение 2014
Тетрадь-помощница «Письмо. Различаю звонкие и глухие согласные звуки. Правильно пишу» О.А. Ишимова, Е.Х. Забарова. М.: Просвещение 2014
Тетрадь-помощница «Понимаю и различаю текст ,предложение, слово» О.А. Ишимова, И.Е. Юсов. М.: Просвещение 2014
Альбом упражнений «Учусь не путать звуки» Е.В. Мазанова. М: Гном-пресс 2011.
Альбом упражнений «Учусь работать со словом» Е.В. Мазанова. М: Гном-пресс 2011.
Альбом упражнений «Учусь работать с текстом» Е.В. Мазанова. М: Гном-пресс 2011
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературному чтению для обучающихся 1- класса
Рабочая программа по литературному чтению для обучающихся 1- класса составлена в соответствии с современной нормативной правовой базой в области образования....
Рабочая программа по русскому языку для обучающихся 1- класса
Рабочая программа по русскому языку для обучающихся 1- класса составлена в соответствии с современной нормативной правовой базой в области образования....
Доклад по теме самообразования«Предупреждение дисграфии у обучающихся начальных классов»
Проблема нарушения письменной речи у школьников — одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо и чтение из цели начального обучения превращаются в средство дальнейшег...
Рабочая программа по обучению Ручному труду обучающихся 6 класса по программе 8.2
Представленная методическая разработка может быть полезна педагогам, обучающим детей с умеренной умственной отсталостью...
Сценарий концертной программы ко Дню Матери для обучающихся начальных классов
Сценарий концертной программы ко Дню Матери для обучающихся начальных классов...
Рабочая программа "Коррекция смешанной дисграфии" у ученицы 2 класса
Рабочая программа направлена на коррекцию смешанной дисграфии у 2 класса...
Рабочая программа развития социальной активности для обучающихся начальных классов «Орлята России»
Рабочая программа развития социальной активности для обучающихся начальных классов «Орлята России»...