Программа по коррекции смешанной дисграфии, предупреждению дизорфографии 4 класс
методическая разработка по логопедии (4 класс)
Программа предназначена для работы с учащимися 4-х классов по коррекции дисграфии, профилактики дизорфографии. Разработана группой логопедов Санкт-Петербурга.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
disgrafiya_4_klass.docx | 147.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа по коррекции смешанной дисграфии, предупреждению дизорфографии
4 класс
2 часа в неделю (68 часов в год)
Пояснительная записка
Для учащихся с ОВЗ (ЗПР) характерно: расстройство письма обусловлено не столько нарушением устной речи, сколько недостаточностью внимания, зрительного гнозиса, памяти, а также сукцессивных процессов, слабость которых препятствует формированию функций последовательного рядообразования, столь важного для процесса письма. Дисграфии связаны у школьников с ЗПР и с недостаточностью отдельных сторон зрительных и слуховых функций, с избирательной неполноценностью сложных форм анализа и синтеза структуры слова и предложения, с нарушениями мнестических процессов.
Факторами, способствующими возникновению затруднений в овладении письмом и их перерастанию в дисграфию, могут являться методы и темп обучения, не соответствующие особенностям определенного ребенка, не учитывающие все аспекты его индивидуального развития и его фактический, а не биологический возраст.
Дисграфия у детей с ЗПР редко встречается какого-либо одного, выделяемого педагогической классификацией вида. В основном, структура дефекта представляет собой комплексное расстройство, индивидуальное в каждом конкретном случае.
В коррекции дисграфии предполагается комплексный подход, осуществляемый с учащимися в течение трех лет.
Отработка материала происходит на уровне слова и предложения на программном материале учебника 4 класса по русскому языку.
Цель:
Коррекция смешанной дисграфии, развитие устной и письменной речи, восполнение пробелов в знаниях.
Задачи:
- Развитие неречевых психических функций.
- Развитие языкового анализа и синтеза на фонематическом уровне.
- Развитие языкового анализа и синтеза на морфемном уровне.
- Развитие языкового анализа и синтеза на морфологическом уровне.
- Развитие языкового анализа и синтеза на синтаксическом уровне.
- Предупреждение дизорфографии.
- Развитие лексико-грамматического строя речи.
Содержание
Развитие неречевых психических функций*
- Развитие слухоречевого восприятия, внимания, памяти.
- Развитие зрительного восприятия, внимания, памяти.
- Развитие мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения.
* Развитие неречевых психических функций – на каждом занятии.
Развитие функции языкового анализа и синтеза на синтаксическом уровне
- Анализ и синтез текста на предложения. Выделение главных и второстепенных членов.
- Дифференциация словосочетания и предложения.
- Анализ лексико-грамматических связей и конструирование по графической схеме простого предложения с однородными членами.
- Анализ лексико-грамматических связей и конструирование по графической схеме сложного предложения.
- Составление ряда синонимов, антонимов, омонимов.
Развитие функции языкового анализа и синтезана морфемном уровне
- Дифференциация частей слова. Различие и дифференциация частей слова и форм одного и того же слова.
- Анализ и комментирование орфограммы написание разделительных Ь и Ъ на практическом уровне.
Развитие функции языкового анализа и синтеза на морфологическом уровне
- Распознавание частей речи (существительное, прилагательное, числительное, глагол и местоимение) по основным морфологическим признакам.
- Распознавание наречия как части речи по основным морфологическим признакам. Образование наречий от имен прилагательных на практическом уровне.
- Распознавание имени существительного с анализом основных морфологических признаков на уровне предложения и текста.
- Закрепление понятия о падеже (по алгоритму).
- Изменение имени существительного в единственном числе по падежам с опорой на алгоритм.
- Дифференциация имен существительных в единственном числе по падежам (И.п. и В.п.; Р.п. и В.п.) на практической основе.
- Распознавание склонений имен существительных единственного числа на практическом уровне.
- Анализ алгоритма определения безударных окончаний имен существительных в единственном числе на практической основе.
- Дифференциация безударных окончаний имен существительных в единственном числе по алгоритму.
- Дифференциация имен существительных единственного и множественного числа.
- Распознавание падежей имен существительных во множественном числе.
- Изменение имен существительных во множественном числе по падежам в предложении.
- Дифференциация безударных окончаний имен существительных во множественном числе по алгоритму.
- Дифференциация безударных окончаний имен существительных единственного и множественного числа.
- Распознавание имен прилагательных с анализом основных морфологических признаков на практическом уровне.
- Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде, числе на практическом уровне.
- Изменение имени прилагательного мужского и среднего рода по падежам в единственном числе с опорой на алгоритм.
- Изменение имени прилагательного по падежам (И.,В.,Р.) в единственном числе с опорой на алгоритм.
- Изменение имени прилагательного женского рода по падежам в единственном числе с опорой на алгоритм.
- Дифференциация безударных окончаний имен прилагательных женского рода в предложении и тексте.
- Изменение имени прилагательного по падежам во множественном числе с опорой на алгоритм.
- Дифференциация окончаний имен прилагательных во множественном числе в предложении и тексте.
- Распознавание личных местоимений с опорой на основные морфологические признаки.
- Изменение личных местоимений единственного и множественного числа по падежам на практическом уровне.
- Распознавание глагола как части речи с опорой на основные морфологические признаки.
- Распознавание глаголов неопределенной формы на практическом уровне.
- Дифференциация глаголов по временам на практическом уровне.
- Изменение глаголов по лицам и числам с опорой на алгоритм.
- Распознавание глаголов I, II спряжения в словосочетаниях на практической основе.
- Распознавание личных окончаний глаголов 2 и 3 лица единственного числа по алгоритму.
- Дифференциация личных окончаний глаголов 2 и 3 лица единственного числа по алгоритму.
- Анализ и комментирование орфограмм глагола – правописание Ь.
- Согласование глаголов прошедшего времени с именами существительными на практическом уровне.
- Суффиксальный способ образования глаголов прошедшего времени.
- Анализ и комментирование орфограмм глагола – правописание безударных личных окончаний глаголов.
- Анализ и комментирование орфограмм глагола – правописание частицы НЕ с глаголом.
- Дифференциация безударных личных окончаний глаголов в предложении и тексте.
Дифференциация смешиваемых звуков и букв.
- Дифференциация гласных первого и второго ряда.
- Дифференциация гласных звуков и букв О-У в предложениях, текстах.
- Дифференциация гласных букв Ё-Ю в предложениях, текстах.
- Дифференциация гласных звуков и букв А-О в предложениях, текстах.
- Дифференциация гласных звуков и букв О-Ё в предложениях, текстах.
- Дифференциация звуков и букв Б-П, Бь-Пь в предложениях, текстах.
- Дифференциация звуков и букв В-Ф, Вь-Фь в предложениях, текстах.
- Дифференциация звуков и букв Г-К-Х, Гь-Кь-Хь в предложениях, текстах.
- Дифференциация звуков и букв Д-Т, Дь-Ть в предложениях, текстах.
- Дифференциация звуков и букв З-С, Зь-Сь в предложениях, текстах.
- Дифференциация звуков и букв П-Т, Пь-Ть в предложениях, текстах.
- Дифференциация звуков и букв Б-Д, Бь-Дь в предложениях, текстах.
- Дифференциация звуков и букв К-Н, Кь-Нь в предложениях, текстах.
- Дифференциация звуков и букв И-Ш в предложениях, текстах.
- Дифференциация звуков и букв С-Ш в предложениях, текстах.
- Дифференциация звуков и букв З-Ж в предложениях, текстах.
- Дифференциация звуков и букв Ш-Щ в предложениях, текстах.
- Дифференциация звуков и букв С-Ц в предложениях, текстах.
- Дифференциация звуков и букв Ш-Ч в предложениях, текстах.
- Дифференциация звуков и букв Щ-Ч в предложениях, текстах.
- Дифференциация звуков и букв Ц-Ч в предложениях, текстах.
- Дифференциация звуков и букв Ч-Ть в предложениях, текстах.
- Дифференциация звуков и букв Ц-Ч-Ть в предложениях, текстах.
- Дифференциация звуков и букв Сь-Щ в предложениях, текстах.
- Дифференциация звуков и букв И-Ц в предложениях, текстах.
- Дифференциация звуков и букв Л-Ль в предложениях, текстах.
- Дифференциация звуков и букв Р-Рь в предложениях, текстах.
- Дифференциация звуков и букв Рь-Ль в предложениях, текстах.
- Дифференциация звуков и букв Л-М, Ль-Мь предложениях, текстах.
Предупреждение и преодоление дизорфографии *
- Мягкий разделительный знак – показатель мягкости.
- Комментирование орфограмм корня (безударные гласные).
- Комментирование орфограмм корня (парные согласные).
- Комментирование орфограмм корня (непроизносимые согласные).
- Комментирование орфограмм корня (удвоенные согласные).
- Комментирование орфограмм суффикса (-ик/-ек, -ок).
- Комментирование орфограмм приставки. Предлог и приставка. Разделительный твёрдый знак.
- Комментирование орфограмм имени существительного, имени прилагательного (правописание безударных падежных окончаний).
- Комментирование орфограмм глагола (НЕ с глаголом, неопределённая форма, ТСЯ, ТЬСЯ в глаголах, правописание безударных личных окончаний глагола).
* Орфограммы отрабатываются на учебном материале в предложении, тексте.
Развитие лексико-грамматического строя речи
- Расширение и уточнение словаря на материале синонимов, антонимов, фразеологических оборотов.
- Составление рассказа (предложения) по опорным словам.
Планируемые результаты освоения программы по коррекции
смешанной дисграфии, предупреждению дизорфографии
Учащиеся научатся на уровне, соответствующем индивидуальным возможностям:
- Находить и комментировать в словах ошибкоопасные места.
- Конструировать простые распространенные предложения с опорой на графическую схему и без нее. Устанавливать связь слов в предложении по вопросам.
- Грамотно списывать тексты и писать под диктовку (60-80 слов) без искажения
- слов и пропуска букв с печатного и письменного текста.
- Различать однокоренные слова и различные формы одного и того же слова.
- Различать изученные части речи.
- Определять основные грамматические категории имени существительного и прилагательного.
- Дифференцировать гласные и согласные, опираясь на их артикуляторно-акустические признаки.
- Распознавать орфограммы разделительных Ь и Ъ в слове на слух и в произношении.
Учащиеся учатся и имеют возможность научиться на уровне, соответствующем индивидуальным возможностям:
- Составлять под руководством учителя небольшие (5-6 предложений) тексты по
сюжетной картинке.
- Определять основные грамматические категории глагола и местоимения.
- Анализировать текст с нарушенным порядком предложений (5-6 предложений).
- Находить и применять изученные орфограммы на уровне текста.
- Выполнять звуко-буквенный разбор слов разного уровня сложности.
- Подбирать однокоренные слова разных частей речи.
- Развивать функцию словоизменения на материале имени существительного, прилагательного, глагола и местоимения.
- Дифференцировать звуки и буквы О-У, Ё-Ю, А-Я, О-Ё, Б-П, Бь-Пь, В-Ф,Вь-Фь, Г-К,Гь-Кь, К-Г-Х, Кь-Гь-Хь, Д-Т, Дь-Ть, З-С, Зь-Сь, Ж-Ш, П-Т, Пь-Ть,Б-Д, Бь-ДьС, К-Н, Кь-Нь, Ш-И, С-Ш, З-Ж, Ш-Щ, С-Ц, Ш-Ч, Щ-Ч, Ц-Ч, Ч-Ть, Ч-Ц-Ть, Сь-Щ, И-Ц, Л-Ль, Р-Рь, Р-Л, Рь-Ль, М-Л, Мь-Ль на уровне предложений, текстов.
Тематический план по коррекции смешанной дисграфии, предупреждению дизорфографии
№п/п | Наименование разделов и тем | Кол – во часов |
I.Обследование | 6 | |
1. | Обследование языкового анализа и синтеза. | 1 |
2. | Обследование словаря, лексико-грамматического строя речи. | 1 |
3. | Обследование письменной речи. Диктант букв, слогов, слов. | 1 |
4. | Обследование письменной речи. Диктант текста. | 1 |
5. | Обследование письменной речи. Списывание. | 1 |
6. | Обследование сформированности навыка чтения. | 1 |
II. Развитие языкового анализа и синтеза на синтаксическом уровне | 6 | |
1. | Анализ и синтез текста на предложения. Выделение главных и второстепенных членов предложения. Дифференциация гласных первого ряда в предложении и тексте. | 2 |
2. | Дифференциация словосочетания и предложения. Дифференциация гласных второго ряда в предложении и тексте. | 1 |
3. | Анализ лексико-грамматических связей и конструирование по графической схеме простого предложения с однородными членами. Роль Ь – обозначение мягкости согласных на письме. | 1 |
4. | Анализ лексико-грамматических связей и конструирование по графической схеме сложного предложения. Дифференциация звуков и букв О-У в предложении и тексте. | 1 |
5. | Составление ряда синонимов, антонимов, омонимов. Дифференциация звуков и букв Ё-Ю в предложении. | 1 |
III. Развитие языкового анализа и синтеза на морфемном уровне | 3 | |
1. | Дифференциация частей слова. Различие и дифференциация частей слова и форм одного и того же слова. Дифференциация звуков и букв Ё-Ю в тексте. | 1 |
2. | Дифференциация частей слова. Различие и дифференциация частей слова и форм одного и того же слова. Дифференциация звуков и букв А-О в предложении. | 1 |
3. | Анализ и комментирование орфограммы написания разделительных Ь и Ъ на практическом уровне. Дифференциация звуков и букв А-О в тексте. | 1 |
IV. Развитие языкового анализа и синтеза на морфологическом уровне | 47 | |
1. | Распознавание частей речи (существительное, прилагательное, числительное, глагол и местоимение) по основным морфологическим признакам. Дифференциация звуков и букв Б-П в предложении, тексте. | 2 |
2. | Распознавание наречия как части речи по основным морфологическим признакам. Образование наречий от имен прилагательных на практическом уровне. Дифференциация с звуков и букв Бь-Пь в предложении и тексте. | 1 |
3. | Распознавание имени существительного с анализом основных морфологических признаков на уровне предложения и текста. Дифференциация звуков и букв В-Ф в предложении и тексте. | 1 |
4. | Закрепление понятия о падеже (по алгоритму). Дифференциация звуков и букв Вь-Фь в предложении и тексте. | 1 |
5. | Изменение имени существительного в единственном числе по падежам с опорой на алгоритм. Дифференциация звуков и букв Г-К в предложении, тексте. | 1 |
6. | Дифференциация имен существительных в единственном числе по падежам (И.п. и В.п.; Р.п. и В.п.) на практической основе. Дифференциация звуков и букв Гь-Кь в предложении, тексте. | 1 |
7. | Распознавание склонений имен существительных единственного числа на практическом уровне. Дифференциация звуков и букв Д-Т в предложении, тексте. | 1 |
8. | Анализ алгоритма определения безударных окончаний имен существительных в единственном числе на практической основе. Дифференциация звуков и букв Дь-Ть в предложении, тексте. | 2 |
9. | Дифференциация безударных окончаний имен существительных в единственном числе по алгоритму. Дифференциация звуков и букв З-С в предложении, тексте. | 2 |
10. | Дифференциация имен существительных единственного и множественного числа. Дифференциация звуков и букв Зь-Сь в предложении, тексте. | 1 |
11. | Распознавание падежей имен существительных во множественном числе. Дифференциация звуков и букв Ж-Ш в предложении. | 1 |
12. | Изменение имен существительных во множественном числе по падежам в предложении. Дифференциация звуков и букв Ж-Ш в тексте. | 1 |
13. | Дифференциация безударных окончаний имен существительных во множественном числе по алгоритму. Дифференциация звуков и букв К-Г-Х в предложении. | 1 |
14. | Дифференциация безударных окончаний имен существительных единственного и множественного числа. Дифференциация звуков и букв К-Г-Х в тексте. | 1 |
15. | Распознавание имен прилагательных с анализом основных морфологических признаков на практическом уровне. Дифференциация звуков и букв П-Т, Пь-Ть в предложении. | 1 |
16. | Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде, числе на практическом уровне. Дифференциация звуков и букв П-Т, Пь-Ть в тексте. | 2 |
17. | Изменение имени прилагательного мужского и среднего рода по падежам в единственном числе с опорой на алгоритм. Дифференциация звуков и букв Б-Д в предложении и тексте. | 2 |
18. | Изменение имени прилагательного по падежам (И.,В.,Р.) в единственном числе с опорой на алгоритм. Дифференциация звуков и букв Бь-Дь в предложении, тексте. | 1 |
19. | Изменение имени прилагательного женского рода по падежам в единственном числе с опорой на алгоритм. Дифференциация звуков и букв К-Н в предложении, тексте. | 1 |
20. | Дифференциация безударных окончаний имен прилагательных женского рода в предложении и тексте. Дифференциация звуков и букв Кь-Нь в предложении, тексте. | 2 |
21. | Изменение имени прилагательного по падежам во множественном числе с опорой на алгоритм. Дифференциация звуков и букв С-Ш в предложении, тексте. | 2 |
22. | Дифференциация окончаний имен прилагательных во множественном числе в предложении и тексте. Дифференциация звуков и букв З-Ж в предложении, тексте. | 2 |
23. | Распознавание личных местоимений с опорой на основные морфологические признаки. Дифференциация звуков и букв Ш-И в предложении и тексте. | 1 |
24. | Изменение личных местоимений единственного и множественного числа по падежам на практическом уровне. Дифференциация звуков и букв Ш-Щ в предложении. | 1 |
25. | Распознавание глагола как части речи с опорой на основные морфологические признаки. Дифференциация звуков и букв Ш-Щ в тексте. | 1 |
26. | Распознавание глаголов неопределенной формы на практическом уровне. Дифференциация звуков и букв С-Ц в предложении. | 1 |
27. | Дифференциация глаголов по временам на практическом уровне. Дифференциация звуков и букв С-Ц в тексте. | 1 |
28. | Изменение глаголов по лицам и числам с опорой на алгоритм. Дифференциация звуков и букв Ш-Ч в предложении. | 1 |
29. | Распознавание глаголов I, II спряжения в словосочетаниях на практической основе. Дифференциация звуков и букв Ш-Ч в тексте. | 1 |
30. | Распознавание личных окончаний глаголов 2 и 3 лица единственного числа по алгоритму. Дифференциация звуков и букв Щ-Ч в предложении. | 1 |
31. | Дифференциация личных окончаний глаголов 2 и 3 лица единственного числа по алгоритму. Дифференциация звуков и букв Щ-Ч в тексте. | 1 |
32. | Анализ и комментирование орфограмм глагола – правописание Ь. Дифференциация звуков и букв Ч-Ц в предложении. | 1 |
33. | Согласование глаголов прошедшего времени с именами существительными на практическом уровне. Дифференциация звуков и букв Ч-Ц в тексте. | 1 |
34. | Суффиксальный способ образования глаголов прошедшего времени. Дифференциация звуков и букв Ч-ТЬ в предложении. | 1 |
35. | Анализ и комментирование орфограмм глагола – правописание безударных личных окончаний глаголов. Дифференциация звуков и букв Ч-ТЬ в тексте. Дифференциация звуков и букв Ц-Ч-ТЬ в предложении. | 2 |
36. | Анализ и комментирование орфограмм глагола – правописание частицы НЕ с глаголом. Дифференциация звуков и букв Ц-Ч-ТЬ в тексте. | 1 |
37. | Дифференциация безударных личных окончаний глаголов в предложении. Дифференциация звуков и букв Ц-СЬ в предложении. | 1 |
38. | Дифференциация безударных личных окончаний глаголов в тексте. Дифференциация звуков и букв Ц-СЬ в тексте. | 1 |
IV. Развитие языкового анализа и синтеза на лексико-грамматическом уровне | 2 | |
1. | Расширение и уточнение словаря на материале синонимов, антонимов, фразеологических оборотов. Дифференциация звуков и букв Р-Л, Рь-Ль в предложении, тексте. | 1 |
2. | Составление рассказа (предложения) по опорным словам. Дифференциация звуков и букв Л-М, Ль-Мь в предложении, тексте. | 1 |
V. Обследование | 4 | |
1. | Обследование письменной речи. Диктант. | 1 |
2. | Обследование письменной речи. Списывание. | 1 |
3. | Обследование языкового анализа и синтеза. | 1 |
4. | Обследование лексико-грамматического строя речи. | 1 |
Итого часов | 68 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по коррекции смешанной дисграфии для 3 класса адаптирована для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Рабочая программа...
Конспект группового логопедического занятия по коррекции смешанной дисграфии во 2 классе. Тема: Дифференциация звуков и букв Б-Д в слогах, словах и предложениях.
Занятие разработано с учетом требований ФГОС. На данном занятии, помимо традиционных коррекционных методов и приемов работы, применялись интерактивные компьютерные технологии (мультимедийно...
Рабочая программа по коррекции смешанной дисграфии у обучающихся начальных классов
Рабочая программа по коррекции смешанной дисграфии составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом, инструктивно-методическим письмом о...
Рабочая программа по коррекции смешанной дисграфии 4 класс
Рабочая программа по коррекции смешанной дисграфии у учащихся 4 класса общеобразовательной школы...
Индивидуальная программа по коррекции смешанной дисграфии
Программа рассчитана на 2 класс общей образовательной школы, ученица проходила обучение на школьном логопункте....
Программа по коррекции смешанной дисграфии, предупреждению дизорфографии
Коррекция смешанной дисграфии, развитие устной и письменной речи, восполнение пробелов в знаниях. Программа разработана группой логопедов Санкт-Петербурга....
Программа по коррекции смешанной дисграфии, предупреждению дизорфографии 3 класс
Коррекция смешанной дисграфии, развитие устной и письменной речи, восполнение пробелов в знаниях. Программа разработана группой логопедов Санкт-Петербурга....