Программа по коррекции смешанной дисграфии, предупреждению дизорфографии
методическая разработка по логопедии (2 класс)

Блохина Елена Владимировна

Коррекция смешанной дисграфии, развитие устной и письменной речи, восполнение пробелов в знаниях. Программа разработана группой логопедов Санкт-Петербурга.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл disgrafiya_2_klass.docx138.37 КБ

Предварительный просмотр:

Программа по коррекции смешанной дисграфии, предупреждению дизорфографии

2 класс

2 часа в неделю (68 часов в год)

Пояснительная записка

Для учащихся с ОВЗ (ЗПР) характерно: расстройство письма обусловлено не столько нарушением устной речи, сколько недостаточностью внимания, зрительного гнозиса, памяти, а также сукцессивных процессов, слабость которых препятствует формированию функций последовательного рядообразования, столь важного для процесса письма. Дисграфии связаны у школьников с ЗПР и с недостаточностью отдельных сторон зрительных и слуховых функций, с избирательной неполноценностью сложных форм анализа и синтеза структуры слова и предложения, с нарушениями мнестических процессов.

Факторами, способствующими возникновению затруднений в овладении письмом и их перерастанию в дисграфию, могут являться методы и темп обучения, не соответствующие особенностям определенного ребенка, не учитывающие все аспекты его индивидуального развития и его фактический, а не биологический возраст.

Дисграфия у детей с ЗПР редко встречается какого-либо одного, выделяемого педагогической классификацией вида. В основном, структура дефекта представляет собой комплексное расстройство, индивидуальное в каждом конкретном случае.

В коррекции дисграфии предполагается комплексный подход, осуществляется с учащимися в течение трех лет.

Отработка материала происходит на уровне слога и слова на программном материале учебника 2 класса по русскому языку.

Цель:

Коррекция смешанной дисграфии, развитие устной и письменной речи, восполнение пробелов в знаниях.

Задачи:

  1. Развитие неречевых психических функций.
  2. Развитие языкового анализа и синтеза на  фонематическом уровне
  3. Развитие  языкового  анализа  и  синтеза  на морфемном  уровне
  4. Развитие  языкового  анализа  и  синтеза  на  морфологическом  уровне
  5. Развитие  языкового  анализа  и  синтеза   на  синтаксическом уровне
  6. Предупреждение  дизорфографии
  7. Развитие лексико-грамматического строя  речи.

Содержание

Развитие неречевых психических  функций*

  1. Развитие слухового восприятия, внимания, памяти.
  2. Развитие зрительного восприятия, внимания, памяти.
  3. Развитие  мыслительных операций: анализа, синтеза.сравнения.

* Развитие  неречевых  психических  функций -  на  каждом   занятии.

Развитие языкового анализа и синтеза на синтаксическом  уровне

  1. Анализ и синтез текста на предложения.
  2. Анализ и синтез предложения на слова.
  3. Составление предложения из слов, данных в нужной форме.
  4. Комментирование пунктограмм простого предложения.

Развитие  языкового  анализа  и  синтеза  на фонетическом и  морфемном  уровнях

  1. Формирование  понятия  о  родственных  словах.
  2. Формирование понятия об однокоренных словах. Выделение корня.
  3. Подбор и составление родственных слов.
  4. Вычленение слога из слова. Определение количества и последовательности слогов в слове.
  5. Позиционный анализ слогов в слове.
  6. Ударение. Смыслоразличительная роль ударения.
  7. Дифференциация гласных и согласных звуков по наличию преграды.
  8. Дифференциация звуков и букв на практическом уровне.
  9. Звукобуквенный анализ и синтез односложных слов со стечением.
  10. Дифференциация ударных и безударных гласных в слове.
  11. Звукобуквенный анализ и синтез слов со стечением согласных с безударной гласной в корне.
  12. Дифференциация согласных по твёрдости-мягкости.
  13. Понятие о звонкости-глухости согласных звуков.
  14. Дифференциация согласных по звонкости-глухости.
  15. Звукобуквенный анализ и синтез односложных и двусложных слов с парными согласными.

Развитие  языкового  анализа  и  синтеза  на  морфологическом  уровне

  1. Распознавание  имени существительного как части речи по основным морфологическим признакам среди других слов и в предложении с использованием алгоритма. Изменение имени существительного по числам на практической основе.
  2. Распознавание глагола как части речи по основным морфологическим признакам. Различение единственного и множественного числа глаголов на практическом уровне. Согласование в числе глагола и имени существительного на практическом уровне.
  3. Распознавание имени прилагательного по основным морфологическим признакам на практическом уровне. Согласование в числе слов в словосочетании (существительное+прилагательное) на практическом уровне. Различение единственного и множественного числа имён прилагательных на практическом  уровне.
  4. Распознавание местоимения как части речи на практическом уровне.
  5. Определение предлога как части речи на практическом уровне.

Дифференциация смешиваемых звуков и букв.

  1. Дифференциация гласных первого и второго ряда.
  2. Дифференциация гласных звуков и букв О-У в слогах, словах.
  3. Дифференциация гласных букв Ё-Ю в слогах, словах.
  4. Дифференциация гласных звуков и букв А-Я в слогах, словах.
  5. Дифференциация гласных звуков и букв У-Ю в слогах, словах.
  6. Дифференциация гласных звуков и букв О-Ё в слогах, словах.
  7. Дифференциация звуков и букв З-С, Зь-Сь в слогах, словах.
  8. Дифференциация звуков и букв С-Ш в слогах, словах.
  9. Дифференциация звуков и букв С-Ц в слогах, словах.
  10. Дифференциация звуков и букв В-Ф, Вь-Фь в слогах, словах.
  11. Дифференциация звуков и букв З-Ж в слогах, словах.
  12. Дифференциация звуков и букв Ч-Ц в слогах, словах.
  13. Дифференциация звуков и букв Ж-Ш в слогах, словах.
  14. Дифференциация звуков и букв Ч-Щ в слогах, словах.
  15. Дифференциация звуков и букв Б-П, Бь-Пь в слогах, словах.
  16. Дифференциация звуков и букв Д-Т, Дь-Ть в слогах, словах.
  17. Дифференциация звуков и букв К-Г-Х, Кь-Гь-Хь в слогах, словах.
  18. Дифференциация звуков и букв Б-Д, Бь-Дь в слогах, словах.
  19. Дифференциация звуков и букв Ч-Ш в слогах, словах.
  20. Дифференциация звуков и букв Ш-Щ в слогах, словах.
  21. Дифференциация звуков и букв И-Ш-Щ-Ц в слогах, словах.
  22. Дифференциация звуков и букв Ч-Ть в слогах, словах.
  23. Дифференциация звуков и букв Сь-Щ в слогах, словах.
  24. Дифференциация звуков и букв Ц-Ч-Ть в слогах, словах.
  25. Дифференциация звуков и букв И-У в слогах, словах.
  26. Дифференциация звуков и букв П-Т в слогах, словах.
  27. Дифференциация звуков и букв У-Ч в слогах, словах.
  28. Дифференциация звуков и букв В-Д-З в слогах, словах.
  29. Дифференциация звуков и букв Л-М, Ль-Мь в слогах, словах.
  30. Дифференциация звуков и букв Л-Р, Ль-Рь в слогах, словах.

Предупреждение дизорфографии*

  1. Распознавание орфограмм ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ в словах.
  2. Распознавание орфограммы ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ в словах.
  3. Распознавание безударных гласных в корне слова.
  4. Распознавание парных звонких-глухих согласных в корне слова.
  5. Распознавание слов с разделительным мягким знаком (Ь) по слуху с использованием зрительной опоры.
  6. Распознавание НЕ с глаголом.
  7. Распознавание изученных орфограмм в словах.

* Орфограммы  отрабатываются  на  учебном  материале на уровне  слова и словосочетания.

 Развитие лексико-грамматического строя  речи

  1. Обогащение активного словаря на материале имени существительного.
  2. Обогащение активного словаря на материале имени прилагательного.
  3. Обогащение активного словаря на материале глагола.

Планируемые результаты освоения программы по коррекции

смешанной дисграфии, предупреждению дизорфографии

Учащиеся научатся на уровне, соответствующем индивидуальным возможностям:

  1. Слушать собеседника ,строить предложение для ответа на заданный вопрос.
  2. Анализировать предложение с нарушенным порядком слов (3-4 слова) .
  3. Составлять текст по сюжетной картинке.
  4. Различать понятия «звук» и «буква» и правильно произносить поставленные звуки в слове. Дифференцировать гласных первого и второго ряда.
  5. Определять качественную характеристику звука: гласный-согласный, гласный ударный-безударный, согласный твердый-мягкий, согласный глухой-звонкий.
  6. Определять количество слогов в слове.
  7. Подбирать родственные (однокоренные) слова к данному слову.
  8. Находить имена существительные, имена прилагательные, глаголы, понимать их роль употребления в предложении.
  9. Находить предлоги, понимать их роль в предложении.
  10. Раздельно писать слова в предложении.
  11. Правописание орфограммы ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ, ЧК, ЧТ, ЧН, ЩН.
  12. Правописание безударных гласных в корне слова.
  13. Правописание мягкого знака.
  14. Раздельное написание предлогов с именами существительными.

Учащиеся учатся и имеют возможность научиться на уровне, соответствующем индивидуальным возможностям:

  1. Соблюдать нормы произношения.
  2. Самостоятельно контролировать правильность своей устной и письменной речи, находить и исправлять допущенные ошибки.
  3. Осуществлять звукобуквенный разбор односложных и двусложных слов.
  4. Подбирать к предложенным словам синонимы, антонимы.
  5. Подбирать однокоренные слова и формы слов с целью проверки орфограммы в корне слова.
  6. Находить и комментировать орфограммы в словах на изученные правила.
  7. Грамотно списывать тексты и писать под диктовку (30-50 слов) без искажения слов и пропуска букв с печатного и письменного текста.
  8. Дифференцировать звуки и буквы О-У, Ё-Ю, А-Я, У-Ю, О-Ё, З-С, Зь-Сь, Б-П, Бь-Пь, В-Ф,Вь-Фь, Г-К,Гь-Кь, К-Г-Х, С-Ш, Д-Т, Дь-Ть, С-Ц, З-Ж, Сь-Щ, Ч-Ц, Ч-Ш, Ж-Ш, Ч-Ть, Ч-Ц-Ть, Л-Ль, Р-Рь, Р-Л, РЛь, П-Т,Пь-Ть, Б-Д, Бь-Дь в слогах, словах.

Тематический план по коррекции  смешанной дисграфии, предупреждению дизорфографии

Тема

Кол-во часов

I.  Обследование

6

1.

Обследование языкового анализа и синтеза.

1

2.

Обследование словаря, грамматического строя и связной речи.

1

3.

Обследование письменной речи. Диктант букв, слогов, слов.

1

4.

Обследование письменной речи.  Диктант текста.

1

5.

Обследование письменной речи. Списывание.

1

6.

Обследование сформированности навыка чтения.

1

II. Развитие языкового анализа и синтеза на синтаксическом уровне

4

1.

Анализ, синтез текста на предложения. Дифференциация гласных первого ряда.

1

2.

Анализ, синтез предложения на слова. Дифференциация гласных первого ряда.

1

3.

Составление предложений из слов, данных в нужной форме. Дифференциация гласных второго ряда.

1

4.

Комментирование пунктограмм простого предложения. Дифференциация гласных второго ряда.

1

III.  Развитие  языкового  анализа  и  синтеза  на фонематическом и морфемном  уровнях

33

1.

Формирование  понятия  о  родственных  словах. Дифференциация гласных звуков и букв О-У в слогах, словах.

1

2.

Формирование понятия об однокоренных словах. Выделение корня слова. Дифференциация гласных звуков и букв О-У в слогах, словах.

1

3.

Подбор и составление родственных слов. Дифференциация гласных звуков и букв Ё-Ю в слогах, словах.

2

4.

Вычленение слога из слова. Определение количества и последовательности слогов в слове. Дифференциация гласных звуков и букв А-Я в слогах, словах.

1

5.

Позиционный анализ слогов в слове. Дифференциация гласных звуков и букв У-Ю в слогах, словах.

1

6.

Ударение. Дифференциация гласных звуков и букв О-Ё в слогах, словах.

1

7.

Смыслоразличительная роль ударения.Дифференциация звуков и букв З-С в слогах, словах.

1

8.

Дифференциация гласных и согласных звуков по наличию преграды. Дифференциация звуков и букв Зь-Сь в слогах, словах.

1

9.

Дифференциация звуков и букв на практическом уровне. Дифференциация звуков и букв С-Ш в слогах, словах.

1

10.

Звукобуквенный анализ и синтез односложных слов со стечением. Дифференциация звуков и букв С-Ш в слогах, словах. Дифференциация звуков и букв С-Ц в слогах, словах.

2

11.

Дифференциация ударных и безударных гласных в словах. Дифференциация звуков и букв С-Ц в слогах, словах.

1

12.

Звукобуквенный анализ и синтез двусложных слов со стечением согласных с безударной гласной в корне. Дифференциация звуков и букв В-Ф, Вь-Фь в слогах, словах.

2

13.

Анализ орфограммы корня слова (безударные гласные). Дифференциация звуков и букв З-Ж в слогах, словах.

1

14.

Комментирование орфограмм корня слова (безударные гласные). Дифференциация звуков и букв З-Ж в слогах, словах.

1

15.

Дифференциация согласных по твёрдости-мягкости. Роль мягкого знака – обозначение мягкости согласного на письме.

2

16.

Распознавание орфограмм ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ на практической основе с использованием зрительной опоры. Дифференциация звуков и букв Ч-Ц в слогах, словах.

1

17.

Распознавание орфограммы ЖИ-ШИ на практической основе с использованием зрительной опоры. Дифференциация звуков и букв Ж-Ш в слогах, словах.

1

18.

Распознавание орфограммы ЧА-ЩА на практической основе с использованием зрительной опоры. Дифференциация звуков и букв Ч-Щ в слогах, словах.

1

19.

Распознавание орфограммы ЧУ-ЩУ на практической основе с использованием зрительной опоры. Дифференциация звуков и букв Ч-Щ в слогах, словах.

1

20.

Понятие о звонкости – глухости согласных звуков. Дифференциация звуков и букв Б-П в слогах, словах.

1

21.

Дифференциация согласных по звонкости – звонкости глухости. Дифференциация звуков и букв Бь-Пьв слогах, словах.

1

22.

Звукобуквенный анализ и синтез односложных и двусложных слов с парными согласными. Дифференциация звуков и букв Д-Т, Дь-Ть в слогах, словах.

2

23.

Анализ орфограммы корня слова (парные звонкие – глухие согласные). Дифференциация звуков и букв Г-К в слогах, словах.

1

24.

Комментирование орфограммы корня слова (парные звонкие – глухие согласные).Дифференциация звуков и букв К-Г-Х, Кь-Гь-Хь в слогах, словах.

2

25.

Распознавание слов с разделительным мягким знаком (Ь) по слуху с использованием зрительной опоры. Дифференциация звуков и букв Б-Д, Бь-Дь в слогах, словах.

2

26.

Анализ и комментирование изученных орфограмм в словах. Дифференциация звуков и букв Ч-Ш в слогах, словах.

1

IV.Развитие языкового анализа и синтеза на морфологическом уровне

 18

1.

Распознавание имени существительного как части речи. Дифференциация звуков и букв Ч-Ш в слогах, словах.

1

2.

Распознавание имени существительного по основным морфологическим признакам среди других слов  с использованием алгоритма. Дифференциация звуков и букв Ш-Щ в слогах, словах.

2

3.

Распознавание имени существительного по основным морфологическим признакам в предложении с использованием алгоритма. Дифференциация звуков и букв И-Ш в слогах, словах.

2

4.

Изменение имени существительного по числам на практической основе. Дифференциация звуков и букв И-Ш-Щ-Ц в слогах, словах.

1

5.

Распознавание глагола как части речи. Дифференциация звуков и букв Ч-Ть в слогах, словах.

1

6.

Различение единственного и множественного числа глаголов на практическом уровне. Дифференциация звуков и букв Ч-Ть в слогах, словах.

1

7.

Согласование в числе глагола и имени существительного на практическом уровне. Дифференциация звуков и букв Сь-Щ в слогах, словах.

1

8.

Анализ и комментирование орфограммы НЕ с глаголом на практическом уровне. Дифференциация звуков и букв Сь-Щ в слогах, словах.

1

9.

Распознавание имени прилагательного как части речи на практическом уровне. Дифференциация звуков и букв Ц-Ч-Ть в слогах, словах.

1

10.

Согласование в числе слов в словосочетании (существительное+прилагательное) на практическом уровне. Дифференциация звуков и букв И-У в слогах, словах.

2

11.

Различение единственного и множественного числа имён  прилагательных на практическом уровне. Дифференциация звуков и букв П-Т в слогах, словах.

1

12.

Распознавание местоимения как части речи на практическом уровне. Дифференциация звуков и букв ПЬ-ТЬ в слогах, словах.

1

13.

Определение предлога как части речи на практическом уровне. Дифференциация звуков и букв У-Ч в слогах, словах.

1

14.

Анализ и комментирование орфограммы  предлога на практическом уровне. Дифференциация звуков и букв В-Д в слогах, словах. Дифференциация звуков и букв В-Д-З в слогах, словах.

2

VI.  Развитие лексико-грамматического строя  речи

3

1.

Обогащение активного словаря на материале имени существительного. Многозначность слова. Антонимы. Синонимы. Дифференциация звуков и букв Л-М, Ль-Мь в слогах, словах.

1

2.

Обогащение словаря на материале имени прилагательного. Дифференциация звуков и букв Л-Р в слогах, словах.

1

3.

Обогащение словаря на материале глагола. Дифференциация звуков и букв Ль-Рь в слогах, словах.

1

VII.  Обследование

4

1.

Обследование письменной речи. Диктант.

1

2.

Обследование письменной речи. Списывание.

1

3.

Обследование языкового анализа и синтеза.

1

4.

Обследование лексико-грамматического строя речи.

1

Итого часов

68


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по коррекции смешанной дисграфии у обучающихся начальных классов

Рабочая  программа по коррекции смешанной дисграфии составлена   в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом, инструктивно-методическим  письмом  о...

Рабочая программа по коррекции смешанной дисграфии 4 класс

Рабочая программа по коррекции смешанной дисграфии у учащихся 4 класса общеобразовательной школы...

Индивидуальная программа по коррекции смешанной дисграфии

Программа рассчитана на 2 класс общей образовательной школы, ученица проходила обучение на школьном логопункте....

Программа по коррекции смешанной дисграфии, предупреждению дизорфографии 3 класс

Коррекция смешанной дисграфии, развитие устной и письменной речи, восполнение пробелов в знаниях. Программа разработана группой логопедов Санкт-Петербурга....

Программа по коррекции смешанной дисграфии, предупреждению дизорфографии 4 класс

Программа предназначена для работы с учащимися 4-х классов по коррекции дисграфии, профилактики дизорфографии. Разработана группой логопедов Санкт-Петербурга....