Программа по коррекции смешанной дисграфии, предупреждению дизорфографии
методическая разработка по логопедии (2 класс)
Коррекция смешанной дисграфии, развитие устной и письменной речи, восполнение пробелов в знаниях. Программа разработана группой логопедов Санкт-Петербурга.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
disgrafiya_2_klass.docx | 138.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа по коррекции смешанной дисграфии, предупреждению дизорфографии
2 класс
2 часа в неделю (68 часов в год)
Пояснительная записка
Для учащихся с ОВЗ (ЗПР) характерно: расстройство письма обусловлено не столько нарушением устной речи, сколько недостаточностью внимания, зрительного гнозиса, памяти, а также сукцессивных процессов, слабость которых препятствует формированию функций последовательного рядообразования, столь важного для процесса письма. Дисграфии связаны у школьников с ЗПР и с недостаточностью отдельных сторон зрительных и слуховых функций, с избирательной неполноценностью сложных форм анализа и синтеза структуры слова и предложения, с нарушениями мнестических процессов.
Факторами, способствующими возникновению затруднений в овладении письмом и их перерастанию в дисграфию, могут являться методы и темп обучения, не соответствующие особенностям определенного ребенка, не учитывающие все аспекты его индивидуального развития и его фактический, а не биологический возраст.
Дисграфия у детей с ЗПР редко встречается какого-либо одного, выделяемого педагогической классификацией вида. В основном, структура дефекта представляет собой комплексное расстройство, индивидуальное в каждом конкретном случае.
В коррекции дисграфии предполагается комплексный подход, осуществляется с учащимися в течение трех лет.
Отработка материала происходит на уровне слога и слова на программном материале учебника 2 класса по русскому языку.
Цель:
Коррекция смешанной дисграфии, развитие устной и письменной речи, восполнение пробелов в знаниях.
Задачи:
- Развитие неречевых психических функций.
- Развитие языкового анализа и синтеза на фонематическом уровне
- Развитие языкового анализа и синтеза на морфемном уровне
- Развитие языкового анализа и синтеза на морфологическом уровне
- Развитие языкового анализа и синтеза на синтаксическом уровне
- Предупреждение дизорфографии
- Развитие лексико-грамматического строя речи.
Содержание
Развитие неречевых психических функций*
- Развитие слухового восприятия, внимания, памяти.
- Развитие зрительного восприятия, внимания, памяти.
- Развитие мыслительных операций: анализа, синтеза.сравнения.
* Развитие неречевых психических функций - на каждом занятии.
Развитие языкового анализа и синтеза на синтаксическом уровне
- Анализ и синтез текста на предложения.
- Анализ и синтез предложения на слова.
- Составление предложения из слов, данных в нужной форме.
- Комментирование пунктограмм простого предложения.
Развитие языкового анализа и синтеза на фонетическом и морфемном уровнях
- Формирование понятия о родственных словах.
- Формирование понятия об однокоренных словах. Выделение корня.
- Подбор и составление родственных слов.
- Вычленение слога из слова. Определение количества и последовательности слогов в слове.
- Позиционный анализ слогов в слове.
- Ударение. Смыслоразличительная роль ударения.
- Дифференциация гласных и согласных звуков по наличию преграды.
- Дифференциация звуков и букв на практическом уровне.
- Звукобуквенный анализ и синтез односложных слов со стечением.
- Дифференциация ударных и безударных гласных в слове.
- Звукобуквенный анализ и синтез слов со стечением согласных с безударной гласной в корне.
- Дифференциация согласных по твёрдости-мягкости.
- Понятие о звонкости-глухости согласных звуков.
- Дифференциация согласных по звонкости-глухости.
- Звукобуквенный анализ и синтез односложных и двусложных слов с парными согласными.
Развитие языкового анализа и синтеза на морфологическом уровне
- Распознавание имени существительного как части речи по основным морфологическим признакам среди других слов и в предложении с использованием алгоритма. Изменение имени существительного по числам на практической основе.
- Распознавание глагола как части речи по основным морфологическим признакам. Различение единственного и множественного числа глаголов на практическом уровне. Согласование в числе глагола и имени существительного на практическом уровне.
- Распознавание имени прилагательного по основным морфологическим признакам на практическом уровне. Согласование в числе слов в словосочетании (существительное+прилагательное) на практическом уровне. Различение единственного и множественного числа имён прилагательных на практическом уровне.
- Распознавание местоимения как части речи на практическом уровне.
- Определение предлога как части речи на практическом уровне.
Дифференциация смешиваемых звуков и букв.
- Дифференциация гласных первого и второго ряда.
- Дифференциация гласных звуков и букв О-У в слогах, словах.
- Дифференциация гласных букв Ё-Ю в слогах, словах.
- Дифференциация гласных звуков и букв А-Я в слогах, словах.
- Дифференциация гласных звуков и букв У-Ю в слогах, словах.
- Дифференциация гласных звуков и букв О-Ё в слогах, словах.
- Дифференциация звуков и букв З-С, Зь-Сь в слогах, словах.
- Дифференциация звуков и букв С-Ш в слогах, словах.
- Дифференциация звуков и букв С-Ц в слогах, словах.
- Дифференциация звуков и букв В-Ф, Вь-Фь в слогах, словах.
- Дифференциация звуков и букв З-Ж в слогах, словах.
- Дифференциация звуков и букв Ч-Ц в слогах, словах.
- Дифференциация звуков и букв Ж-Ш в слогах, словах.
- Дифференциация звуков и букв Ч-Щ в слогах, словах.
- Дифференциация звуков и букв Б-П, Бь-Пь в слогах, словах.
- Дифференциация звуков и букв Д-Т, Дь-Ть в слогах, словах.
- Дифференциация звуков и букв К-Г-Х, Кь-Гь-Хь в слогах, словах.
- Дифференциация звуков и букв Б-Д, Бь-Дь в слогах, словах.
- Дифференциация звуков и букв Ч-Ш в слогах, словах.
- Дифференциация звуков и букв Ш-Щ в слогах, словах.
- Дифференциация звуков и букв И-Ш-Щ-Ц в слогах, словах.
- Дифференциация звуков и букв Ч-Ть в слогах, словах.
- Дифференциация звуков и букв Сь-Щ в слогах, словах.
- Дифференциация звуков и букв Ц-Ч-Ть в слогах, словах.
- Дифференциация звуков и букв И-У в слогах, словах.
- Дифференциация звуков и букв П-Т в слогах, словах.
- Дифференциация звуков и букв У-Ч в слогах, словах.
- Дифференциация звуков и букв В-Д-З в слогах, словах.
- Дифференциация звуков и букв Л-М, Ль-Мь в слогах, словах.
- Дифференциация звуков и букв Л-Р, Ль-Рь в слогах, словах.
Предупреждение дизорфографии*
- Распознавание орфограмм ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ в словах.
- Распознавание орфограммы ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ в словах.
- Распознавание безударных гласных в корне слова.
- Распознавание парных звонких-глухих согласных в корне слова.
- Распознавание слов с разделительным мягким знаком (Ь) по слуху с использованием зрительной опоры.
- Распознавание НЕ с глаголом.
- Распознавание изученных орфограмм в словах.
* Орфограммы отрабатываются на учебном материале на уровне слова и словосочетания.
Развитие лексико-грамматического строя речи
- Обогащение активного словаря на материале имени существительного.
- Обогащение активного словаря на материале имени прилагательного.
- Обогащение активного словаря на материале глагола.
Планируемые результаты освоения программы по коррекции
смешанной дисграфии, предупреждению дизорфографии
Учащиеся научатся на уровне, соответствующем индивидуальным возможностям:
- Слушать собеседника ,строить предложение для ответа на заданный вопрос.
- Анализировать предложение с нарушенным порядком слов (3-4 слова) .
- Составлять текст по сюжетной картинке.
- Различать понятия «звук» и «буква» и правильно произносить поставленные звуки в слове. Дифференцировать гласных первого и второго ряда.
- Определять качественную характеристику звука: гласный-согласный, гласный ударный-безударный, согласный твердый-мягкий, согласный глухой-звонкий.
- Определять количество слогов в слове.
- Подбирать родственные (однокоренные) слова к данному слову.
- Находить имена существительные, имена прилагательные, глаголы, понимать их роль употребления в предложении.
- Находить предлоги, понимать их роль в предложении.
- Раздельно писать слова в предложении.
- Правописание орфограммы ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ, ЧК, ЧТ, ЧН, ЩН.
- Правописание безударных гласных в корне слова.
- Правописание мягкого знака.
- Раздельное написание предлогов с именами существительными.
Учащиеся учатся и имеют возможность научиться на уровне, соответствующем индивидуальным возможностям:
- Соблюдать нормы произношения.
- Самостоятельно контролировать правильность своей устной и письменной речи, находить и исправлять допущенные ошибки.
- Осуществлять звукобуквенный разбор односложных и двусложных слов.
- Подбирать к предложенным словам синонимы, антонимы.
- Подбирать однокоренные слова и формы слов с целью проверки орфограммы в корне слова.
- Находить и комментировать орфограммы в словах на изученные правила.
- Грамотно списывать тексты и писать под диктовку (30-50 слов) без искажения слов и пропуска букв с печатного и письменного текста.
- Дифференцировать звуки и буквы О-У, Ё-Ю, А-Я, У-Ю, О-Ё, З-С, Зь-Сь, Б-П, Бь-Пь, В-Ф,Вь-Фь, Г-К,Гь-Кь, К-Г-Х, С-Ш, Д-Т, Дь-Ть, С-Ц, З-Ж, Сь-Щ, Ч-Ц, Ч-Ш, Ж-Ш, Ч-Ть, Ч-Ц-Ть, Л-Ль, Р-Рь, Р-Л, РЛь, П-Т,Пь-Ть, Б-Д, Бь-Дь в слогах, словах.
Тематический план по коррекции смешанной дисграфии, предупреждению дизорфографии
№ | Тема | Кол-во часов |
I. Обследование | 6 | |
1. | Обследование языкового анализа и синтеза. | 1 |
2. | Обследование словаря, грамматического строя и связной речи. | 1 |
3. | Обследование письменной речи. Диктант букв, слогов, слов. | 1 |
4. | Обследование письменной речи. Диктант текста. | 1 |
5. | Обследование письменной речи. Списывание. | 1 |
6. | Обследование сформированности навыка чтения. | 1 |
II. Развитие языкового анализа и синтеза на синтаксическом уровне | 4 | |
1. | Анализ, синтез текста на предложения. Дифференциация гласных первого ряда. | 1 |
2. | Анализ, синтез предложения на слова. Дифференциация гласных первого ряда. | 1 |
3. | Составление предложений из слов, данных в нужной форме. Дифференциация гласных второго ряда. | 1 |
4. | Комментирование пунктограмм простого предложения. Дифференциация гласных второго ряда. | 1 |
III. Развитие языкового анализа и синтеза на фонематическом и морфемном уровнях | 33 | |
1. | Формирование понятия о родственных словах. Дифференциация гласных звуков и букв О-У в слогах, словах. | 1 |
2. | Формирование понятия об однокоренных словах. Выделение корня слова. Дифференциация гласных звуков и букв О-У в слогах, словах. | 1 |
3. | Подбор и составление родственных слов. Дифференциация гласных звуков и букв Ё-Ю в слогах, словах. | 2 |
4. | Вычленение слога из слова. Определение количества и последовательности слогов в слове. Дифференциация гласных звуков и букв А-Я в слогах, словах. | 1 |
5. | Позиционный анализ слогов в слове. Дифференциация гласных звуков и букв У-Ю в слогах, словах. | 1 |
6. | Ударение. Дифференциация гласных звуков и букв О-Ё в слогах, словах. | 1 |
7. | Смыслоразличительная роль ударения.Дифференциация звуков и букв З-С в слогах, словах. | 1 |
8. | Дифференциация гласных и согласных звуков по наличию преграды. Дифференциация звуков и букв Зь-Сь в слогах, словах. | 1 |
9. | Дифференциация звуков и букв на практическом уровне. Дифференциация звуков и букв С-Ш в слогах, словах. | 1 |
10. | Звукобуквенный анализ и синтез односложных слов со стечением. Дифференциация звуков и букв С-Ш в слогах, словах. Дифференциация звуков и букв С-Ц в слогах, словах. | 2 |
11. | Дифференциация ударных и безударных гласных в словах. Дифференциация звуков и букв С-Ц в слогах, словах. | 1 |
12. | Звукобуквенный анализ и синтез двусложных слов со стечением согласных с безударной гласной в корне. Дифференциация звуков и букв В-Ф, Вь-Фь в слогах, словах. | 2 |
13. | Анализ орфограммы корня слова (безударные гласные). Дифференциация звуков и букв З-Ж в слогах, словах. | 1 |
14. | Комментирование орфограмм корня слова (безударные гласные). Дифференциация звуков и букв З-Ж в слогах, словах. | 1 |
15. | Дифференциация согласных по твёрдости-мягкости. Роль мягкого знака – обозначение мягкости согласного на письме. | 2 |
16. | Распознавание орфограмм ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ на практической основе с использованием зрительной опоры. Дифференциация звуков и букв Ч-Ц в слогах, словах. | 1 |
17. | Распознавание орфограммы ЖИ-ШИ на практической основе с использованием зрительной опоры. Дифференциация звуков и букв Ж-Ш в слогах, словах. | 1 |
18. | Распознавание орфограммы ЧА-ЩА на практической основе с использованием зрительной опоры. Дифференциация звуков и букв Ч-Щ в слогах, словах. | 1 |
19. | Распознавание орфограммы ЧУ-ЩУ на практической основе с использованием зрительной опоры. Дифференциация звуков и букв Ч-Щ в слогах, словах. | 1 |
20. | Понятие о звонкости – глухости согласных звуков. Дифференциация звуков и букв Б-П в слогах, словах. | 1 |
21. | Дифференциация согласных по звонкости – звонкости глухости. Дифференциация звуков и букв Бь-Пьв слогах, словах. | 1 |
22. | Звукобуквенный анализ и синтез односложных и двусложных слов с парными согласными. Дифференциация звуков и букв Д-Т, Дь-Ть в слогах, словах. | 2 |
23. | Анализ орфограммы корня слова (парные звонкие – глухие согласные). Дифференциация звуков и букв Г-К в слогах, словах. | 1 |
24. | Комментирование орфограммы корня слова (парные звонкие – глухие согласные).Дифференциация звуков и букв К-Г-Х, Кь-Гь-Хь в слогах, словах. | 2 |
25. | Распознавание слов с разделительным мягким знаком (Ь) по слуху с использованием зрительной опоры. Дифференциация звуков и букв Б-Д, Бь-Дь в слогах, словах. | 2 |
26. | Анализ и комментирование изученных орфограмм в словах. Дифференциация звуков и букв Ч-Ш в слогах, словах. | 1 |
IV.Развитие языкового анализа и синтеза на морфологическом уровне | 18 | |
1. | Распознавание имени существительного как части речи. Дифференциация звуков и букв Ч-Ш в слогах, словах. | 1 |
2. | Распознавание имени существительного по основным морфологическим признакам среди других слов с использованием алгоритма. Дифференциация звуков и букв Ш-Щ в слогах, словах. | 2 |
3. | Распознавание имени существительного по основным морфологическим признакам в предложении с использованием алгоритма. Дифференциация звуков и букв И-Ш в слогах, словах. | 2 |
4. | Изменение имени существительного по числам на практической основе. Дифференциация звуков и букв И-Ш-Щ-Ц в слогах, словах. | 1 |
5. | Распознавание глагола как части речи. Дифференциация звуков и букв Ч-Ть в слогах, словах. | 1 |
6. | Различение единственного и множественного числа глаголов на практическом уровне. Дифференциация звуков и букв Ч-Ть в слогах, словах. | 1 |
7. | Согласование в числе глагола и имени существительного на практическом уровне. Дифференциация звуков и букв Сь-Щ в слогах, словах. | 1 |
8. | Анализ и комментирование орфограммы НЕ с глаголом на практическом уровне. Дифференциация звуков и букв Сь-Щ в слогах, словах. | 1 |
9. | Распознавание имени прилагательного как части речи на практическом уровне. Дифференциация звуков и букв Ц-Ч-Ть в слогах, словах. | 1 |
10. | Согласование в числе слов в словосочетании (существительное+прилагательное) на практическом уровне. Дифференциация звуков и букв И-У в слогах, словах. | 2 |
11. | Различение единственного и множественного числа имён прилагательных на практическом уровне. Дифференциация звуков и букв П-Т в слогах, словах. | 1 |
12. | Распознавание местоимения как части речи на практическом уровне. Дифференциация звуков и букв ПЬ-ТЬ в слогах, словах. | 1 |
13. | Определение предлога как части речи на практическом уровне. Дифференциация звуков и букв У-Ч в слогах, словах. | 1 |
14. | Анализ и комментирование орфограммы предлога на практическом уровне. Дифференциация звуков и букв В-Д в слогах, словах. Дифференциация звуков и букв В-Д-З в слогах, словах. | 2 |
VI. Развитие лексико-грамматического строя речи | 3 | |
1. | Обогащение активного словаря на материале имени существительного. Многозначность слова. Антонимы. Синонимы. Дифференциация звуков и букв Л-М, Ль-Мь в слогах, словах. | 1 |
2. | Обогащение словаря на материале имени прилагательного. Дифференциация звуков и букв Л-Р в слогах, словах. | 1 |
3. | Обогащение словаря на материале глагола. Дифференциация звуков и букв Ль-Рь в слогах, словах. | 1 |
VII. Обследование | 4 | |
1. | Обследование письменной речи. Диктант. | 1 |
2. | Обследование письменной речи. Списывание. | 1 |
3. | Обследование языкового анализа и синтеза. | 1 |
4. | Обследование лексико-грамматического строя речи. | 1 |
Итого часов | 68 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по коррекции смешанной дисграфии для 3 класса адаптирована для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Рабочая программа...
Рабочая программа по коррекции смешанной дисграфии у обучающихся начальных классов
Рабочая программа по коррекции смешанной дисграфии составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом, инструктивно-методическим письмом о...
Рабочая программа по коррекции смешанной дисграфии 4 класс
Рабочая программа по коррекции смешанной дисграфии у учащихся 4 класса общеобразовательной школы...
Индивидуальная программа по коррекции смешанной дисграфии
Программа рассчитана на 2 класс общей образовательной школы, ученица проходила обучение на школьном логопункте....
Программа по коррекции смешанной дисграфии, предупреждению дизорфографии 3 класс
Коррекция смешанной дисграфии, развитие устной и письменной речи, восполнение пробелов в знаниях. Программа разработана группой логопедов Санкт-Петербурга....
Программа по коррекции смешанной дисграфии, предупреждению дизорфографии 4 класс
Программа предназначена для работы с учащимися 4-х классов по коррекции дисграфии, профилактики дизорфографии. Разработана группой логопедов Санкт-Петербурга....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛОГОПЕДИИ: «КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 2 КЛАССОВ, ПО КОРРЕКЦИИ СМЕШАННОЙ ДИСГРАФИИ»
Рабочая программа коррекционной логопедической работы в школе...