Программа по коррекции смешанной дисграфии, предупреждению дизорфографии 3 класс
методическая разработка по логопедии (3 класс)
Коррекция смешанной дисграфии, развитие устной и письменной речи, восполнение пробелов в знаниях. Программа разработана группой логопедов Санкт-Петербурга.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
disgrafiya_3_klass.docx | 142.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа по коррекции смешанной дисграфии, предупреждению дизорфографии
3 класс
2 часа в неделю (68 часов в год)
Пояснительная записка
Для учащихся с ОВЗ (ЗПР) характерно: расстройство письма обусловлено не столько нарушением устной речи, сколько недостаточностью внимания, зрительного гнозиса, памяти, а также сукцессивных процессов, слабость которых препятствует формированию функций последовательного рядообразования, столь важного для процесса письма. Дисграфии связаны у школьников с ЗПР и с недостаточностью отдельных сторон зрительных и слуховых функций, с избирательной неполноценностью сложных форм анализа и синтеза структуры слова и предложения, с нарушениями мнестических процессов.
Факторами, способствующими возникновению затруднений в овладении письмом и их перерастанию в дисграфию, могут являться методы и темп обучения, не соответствующие особенностям определенного ребенка, не учитывающие все аспекты его индивидуального развития и его фактический, а не биологический возраст.
Дисграфия у детей с ЗПР редко встречается какого-либо одного, выделяемого педагогической классификацией вида. В основном, структура дефекта представляет собой комплексное расстройство, индивидуальное в каждом конкретном случае.
В коррекции дисграфии предполагается комплексный подход, осуществляемый с учащимися в течение трех лет.
Отработка материала происходит на уровне слова и предложения на программном материале учебника 3 класса по русскому языку.
Цель:
Коррекция смешанной дисграфии, развитие устной и письменной речи, восполнение пробелов в знаниях.
Задачи:
- Развитие неречевых психических функций.
- Развитие языкового анализа и синтеза на фонематическом уровне.
- Развитие языкового анализа и синтеза на морфемном уровне.
- Развитие языкового анализа и синтеза на морфологическом уровне.
- Развитие языкового анализа и синтеза на синтаксическом уровне.
- Предупреждение дизорфографии.
- Развитие лексико-грамматического строя речи.
Содержание
Развитие психических функций *
1. Развитие слухоречевого восприятия, внимания, памяти.
2. Развитие зрительного восприятия, внимания, памяти.
3. Развитие мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения.
* Развитие неречевых психических функций - на каждом занятии.
Развитие языкового анализа и синтеза на синтаксическом уровне
- Анализ простого распространённого предложения.
- Конструирование простых распространённых предложений.
- Работа с деформированными предложениями.
- Дифференциация словосочетания и предложения.
- Дифференциация слога и слова.
6. Комментирование и анализ пунктограмм простого предложения
по графической схеме.
Развитие языкового анализа и синтеза на фонетическом уровне
- Согласные звуки. Их характеристика. Обозначение мягкости согласных на письме двумя способами.
- Мягкий знак – показатель мягкости.
Развитие языкового анализа и синтеза на морфемном уровне
- Выделение корня в составе слова. Образование родственных слов.
- Дифференциация однокоренных слов и форм одного и того же слова.
- Префиксальный способ образования слов.
- Суффиксальный способ образования слов.
- Дифференциация основы и окончания.
- Дифференциация частей слова.
- Анализ слова по составу.
- Дифференциация предлогов и приставок.
Развитие языкового анализа и синтеза на морфологическом уровне
- Распознавание имени существительного как части речи на практическом уровне.
- Изменение имени существительного по числам на практическом уровне.
- Определение рода имени существительного на практическом уровне.
- Общее понятие о склонении имён существительных.
- Изменение имён существительных с опорой на вопросы.
- Дифференциация одушевлённых и неодушевлённых имён существительных. Дифференциация именительного, родительного, винительного падежей.
- Изменение имён существительных по падежам на практическом уровне.
- Распознавание имени прилагательного как части речи на практическом уровне.
- Согласование имён прилагательных с именами существительными единственного числа в роде на практическом уровне.
- Определение родовых окончаний имён прилагательных.
- Определение окончаний прилагательных множественного числа.
- Изменение имён прилагательных мужского, среднего, женского рода по вопросам.
- Распознавание личных местоимений как части речи на практическом уровне.
- Изменение личных местоимений по лицам и числам на практическом уровне.
- Распознавание глагола как части речи на практическом уровне.
- Образование глаголов от других частей речи.
- Распознавание неопределённой формы глагола на практическом уровне.
- Изменение глаголов по числам и временам на практическом уровне.
- Изменение глаголов прошедшего времени по родам на практическом уровне.
Дифференциация смешиваемых звуков и букв.
- Дифференциация гласных первого и второго ряда.
- Дифференциация гласных звуков и букв О-У в словах, предложениях.
- Дифференциация гласных букв Ё-Ю в словах, предложениях.
- Дифференциация гласных звуков и букв А-Я в словах, предложениях.
- Дифференциация гласных звуков и букв У-Ю в словах, предложениях.
- Дифференциация гласных звуков и букв О-Ё в словах, предложениях.
- Дифференциация звуков и букв Б-П, Бь-Пь в словах, предложениях.
- Дифференциация звуков и букв В-Ф, Вь-Фь в словах, предложениях.
- Дифференциация звуков и букв Г-К-Х, Гь-Кь-Хь в словах, предложениях.
- Дифференциация звуков и букв Д-Т, Дь-Ть в словах, предложениях
- Дифференциация звуков и букв З-С, Зь-Сь в словах, предложениях.
- Дифференциация звуков и букв П-Т, Пь-Ть в словах, предложениях.
- Дифференциация звуков и букв Б-Д, Бь-Дь в словах, предложениях.
- Дифференциация звуков и букв К-Н, Кь-Нь в словах, предложениях.
- Дифференциация звуков и букв И-Ш в словах, предложениях.
- Дифференциация звуков и букв С-Ш в словах, предложениях.
- Дифференциация звуков и букв З-Ж в словах, предложениях.
- Дифференциация звуков и букв Ш-Щ в словах, предложениях.
- Дифференциация звуков и букв С-Ц в словах, предложениях.
- Дифференциация звуков и букв Ш-Ч в словах, предложениях.
- Дифференциация звуков и букв Щ-Ч в словах, предложениях.
- Дифференциация звуков и букв Ц-Ч в словах, предложениях.
- Дифференциация звуков и букв Ч-Ть в словах, предложениях.
- Дифференциация звуков и букв Ц-Ч-Ть в словах, предложениях.
- Дифференциация звуков и букв Сь-Щ в словах, предложениях.
- Дифференциация звуков и букв И-Ц в словах, предложениях.
- Дифференциация звуков и букв Л-Ль в словах, предложениях.
- Дифференциация звуков и букв Р-Рь в словах, предложениях.
- Дифференциация звуков и букв Рь-Ль в словах, предложениях.
30. Дифференциация звуков и букв Л-М, Ль-Мь в словах, предложениях.
Предупреждение дизорфографии*
1.Мягкий знак – показатель мягкости. Мягкий разделительный знак.
2. Комментирование орфограмм корня (безударные гласные).
3. Комментирование орфограмм корня (парные согласные).
4. Комментирование орфограмм корня (непроизносимые согласные).
5. Комментирование орфограмм корня (удвоенные согласные).
6. Комментирование орфограмм суффикса (-ик/-ек, -ок).
7. Комментирование орфограмм приставки. Предлог и приставка. Разделительный твёрдый знак.
8. Комментирование орфограммы имени существительного (Ь на конце имени существительного после шипящих).
9. Комментирование орфограммы глагола (НЕ с глаголом).
* Орфограммы отрабатываются на учебном материале в словосочетании и предложении.
Развитие лексико-грамматического строя речи
- Толкование смысла трудных для понимания слов. Составление ряда синонимов и антонимов на материале имён существительных, имен прилагательных, глаголов.
- Составление текста – описания с опорой на сюжетную картинку.
Планируемые результаты освоения программы по коррекции
смешанной дисграфии, предупреждению дизорфографии
Учащиеся научатся на уровне, соответствующем индивидуальным возможностям:
- Говорить на обсуждаемую тему, выбирать адекватные языковые и неязыковые
средства общения.
- Строить предложения для решения определенной речевой задачи.
- Характеризовать звуки: гласный-согласный, гласный ударный-безударный,
согласный твердый-мягкий, глухой-звонкий.
- Определять наличие-отсутствие разделительного Ъ в словах на слух и в
произношении.
- Осуществлять звукобуквенный анализ двусложных и трехсложных слов со
стечением и без.
- Подбирать синонимы и антонимы к словам разных частей речи, уточнять их
значение.
- Различать однокоренные слова и различные формы одного и того же слова.
- Находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, основу,
корень, приставку, суффикс.
- Образовывать слова с помощью приставки или суффикса по образцу.
- Распознавать части речи по основным морфологическим признакам, определять их
грамматические категории.
- Устанавливать отличия предлогов от приставок.
- Выделять предложение из потока устной и письменной речи, дифференцировать
предложение, словосочетание, слово.
- Дифференцировать понятия «члены предложения» и «части речи».
- Устанавливать при помощи вопросов связь между словами в предложении.
- Применять ранее изученные правила правописания.
- Находить и комментировать в словах ошибкоопасные места.
- Грамотно списывать тексты и писать под диктовку (55-70 слов) без искажения
слов и пропуска букв с печатного и письменного текста.
Учащиеся учатся и имеют возможность научиться на уровне, соответствующем индивидуальным возможностям:
- Составлять под руководством учителя небольшие (3-4 предложения) тексты по
серии сюжетных картинок (3-4 картинки).
- Анализировать текст с нарушенным порядком предложений (3-4 предложения).
- Соблюдать орфоэпические нормы русского языка в собственной речи.
- Подбирать синонимы для устранения повторов слов в тексте.
- Находить корень в однокоренных словах с чередованием согласных в корне.
- Образовывать родственные слова другой части речи.
- Устанавливать в словосочетании связь между словами при помощи вопросов.
- Находить и применять изученные орфограммы на уровне слова и предложения.
- Дифференцировать звуки и буквы О-У, Ё-Ю, А-Я, У-Ю, О-Ё, Б-П, Бь-Пь, В-Ф,Вь-Фь, Г-К,Гь-Кь, К-Г-Х, Кь-Гь-Хь, Д-Т, Дь-Ть, З-С, Зь-Сь, Ж-Ш, П-Т, Пь-Ть,Б-Д, Бь-ДьС, К-Н, Кь-Нь, Ш-И, С-Ш, З-Ж, Ш-Щ, С-Ц, Ш-Ч, Щ-Ч, Ц-Ч, Ч-Ть, Ч-Ц-Ть, Сь-Щ, И-Ц, Л-Ль, Р-Рь, Р-Л, Рь-Ль, М-Л, Мь-Ль на уровне слова, предложения.
Тематический план по коррекции смешанной дисграфии, предупреждению дизорфографии
№ | Тема | Кол-во часов |
I. Обследование | 6 | |
1. | Обследование языкового анализа и синтеза. | 1 |
2. | Обследование словаря, лексико-грамматического строя речи. | 1 |
3. | Обследование письменной речи. Диктант букв, слогов. слов. | 1 |
4. | Обследование письменной речи. Диктант текста. | 1 |
5. | Обследование письменной речи. Списывание. | 1 |
6. | Обследование сформированности навыка чтения. | 1 |
II. Развитие языкового анализа и синтеза на синтаксическом уровне | 7 | |
1. | Анализ простого распространённого предложения. Дифференциация гласных первого ряда. Дифференциация гласных второго ряда. | 2 |
2. | Конструирование простых распространённых предложений. Дифференциация звуков и букв О-У в словах, предложениях. Дифференциация звуков и букв Ё-Ю в словах, предложениях. | 2 |
3. | Работа с деформированными предложениями. Дифференциация звуков и букв А-Я в словах, предложениях. | 1 |
4. | Дифференциация словосочетания и предложения. Дифференциация звуков и букв У-Ю в словах, предложениях. | 1 |
5. | Дифференциация слога и слова. Дифференциация звуков и букв О-Ё в словах, предложениях. | 1 |
III. Развитие языкового анализа и синтеза на фонетическом уровне | 2 | |
1. | Согласные звуки. Их характеристика. Обозначение мягкости согласных на письме двумя способами. Мягкий знак – показатель мягкости. | 1 |
2. | Разделительный мягкий знак. Мягкий знак – показатель мягкости. | 1 |
IV. Развитие языкового анализа и синтеза на морфемном уровне | 21 | |
1. | Выделение корня в составе слова. Образование однокоренных слов. Дифференциация звуков и букв Б-П, Бь-Пь в словах, предложениях. | 2 |
2. | Дифференциация однокоренных слов и форм одного и того же слова. Дифференциация звуков и букв В-Ф в словах, предложениях. | 1 |
3. | Префиксальный способ образования слов.Дифференциация звуков и букв Вь-Фь в словах, предложениях. | 1 |
4. | Суффиксальный способ образования слов.Дифференциация звуков и букв Г-К в словах, предложениях. | 1 |
5. | Дифференциация основы и окончания. Дифференциация звуков и букв Гь-Кь в словах, предложениях. | 1 |
6. | Дифференциация частей слова. Дифференциация звуков и букв Г-К-Х, Гь-Кь-Хь в словах, предложениях. | 2 |
7. | Комментирование орфограмм корня (безударные гласные). Дифференциация звуков и букв Д-Т, Дь-Ть в словах, предложениях. | 2 |
8. | Комментирование орфограмм корня (парные согласные). Дифференциация звуков и букв З-С, Зь-Сь в словах, предложениях. | 2 |
9. | Комментирование орфограмм корня (непроизносимые согласные). Дифференциация звуков и букв Ж-Ш в словах, предложениях. | 2 |
10. | Анализ слова с удвоенной согласной по составу.Дифференциация звуков и букв П-Т, Пь-Ть в словах, предложениях. | 2 |
11. | Комментирование орфограмм суффикса (-ик/-ек, -ок).Дифференциация звуков и букв Б-Д в словах, предложениях. | 1 |
12. | Анализ слова по составу. Дифференциация звуков и букв Бь-Дь в словах, предложениях. | 1 |
13. | Дифференциация предлогов и приставок. Дифференциация звуков и букв К-Н в словах, предложениях. | 1 |
14. | Распознавание орфограммы Ъ с опорой на слух и состав слова. Дифференциация звуков и букв Кь-Нь в словах, предложениях. Дифференциация звуков и букв И-Ш в словах, предложениях. | 2 |
V. Развитие языкового анализа и синтеза на морфологическом уровне | 26 | |
1. | Распознавание имени существительного как части речи на практическом уровне. Дифференциация звуков и букв И-Ш в словах, предложениях. | 1 |
2. | Изменение имени существительного по числам на практическом уровне. Дифференциация звуков и букв С-Ш в словах, предложениях. | 1 |
3. | Определение рода имени существительного на практической основе. Дифференциация звуков и букв С-Ш в словах, предложениях. | 1 |
4. | Упражнение в написании имён существительных с шипящим на конце. Дифференциация звуков и букв з-Ж в словах, предложениях. | 2 |
5. | Общее понятие о склонении имён существительных. Дифференциация звуков и букв Ш-Щ в словах, предложениях. | 1 |
6. | Изменение имён существительных с опорой на вопросы. Дифференциация звуков и букв Ш-Щ в словах, предложениях. | 1 |
7. | Дифференциация неодушевлённых имён существительных Им. п., В. п. в предложении. Дифференциация звуков и букв С-Ц в словах, предложениях. | 1 |
8. | Дифференциация одушевлённых и неодушевлённых имён существительных Р. п., В. п. в предложении. Дифференциация звуков и букв С-Ц в словах, предложениях. | 1 |
9. | Изменение имён существительных по падежам на практическом уровне. Дифференциация звуков и букв Ш-Ч в словах, предложениях. | 1 |
10. | Распознавание имени прилагательного как части речи на практическом уровне. Дифференциация звуков и букв Ш-Ч в словах, предложениях. | 1 |
11. | Согласование имён прилагательных с именами существительными единственного числа в роде. Дифференциация звуков и букв Щ-Ч в словах, предложениях. | 1 |
12. | Определение родовых окончаний имён прилагательных. Дифференциация звуков и букв Щ-Ч в словах, предложениях. | 1 |
13. | Определение окончаний имён прилагательных множественного числа. Дифференциация звуков и букв Ц-Ч в словах, предложениях. | 1 |
14. | Изменение имён прилагательных мужского рода по вопросам. Дифференциация звуков и букв Ц-Ч в словах, предложениях. | 1 |
15. | Изменение имён прилагательных среднего рода по вопросам. Дифференциация звуков и букв Ч-Ть в словах, предложениях. | 1 |
16. | Изменение имён прилагательных женского рода по вопросам. Дифференциация звуков и букв Ч-Ть в словах, предложениях. | 1 |
17. | Распознавание личных местоимений как части речи на практическом уровне. Дифференциация звуков и букв Ц-Ч-Ть в словах, предложениях. | 1 |
18. | Изменение личных местоимений по лицам и числам на практическом уровне. Дифференциация звуков и букв Ц-Ч-Ть в словах, предложениях. | 1 |
19. | Распознавание глагола как части речи на практическом уровне. Дифференциация звуков и букв Сь-Щ в словах, предложениях. | 1 |
20. | Образование глаголов от других частей речи. Дифференциация звуков и букв Сь-Щ в словах, предложениях. | 1 |
21. | Распознавание неопределённой формы глагола на практическом уровне .Дифференциация звуков и букв И-Ц в словах, предложениях. | 1 |
22. | Изменение глаголов по числам на практическом уровне. Дифференциация звуков и букв И-Ц в словах, предложениях. | 1 |
23. | Изменение глаголов по временам на практическом уровне. Дифференциация звуков и букв Л-Ль в словах, предложениях. | 1 |
24. | Изменение глаголов прошедшего времени по родам на практическом уровне. Дифференциация звуков и букв Р-Рь в словах, предложениях. | 1 |
25. | Комментирование орфограммы НЕ с глаголом на практическом уровне. Дифференциация звуков и букв Р-Л в словах, предложениях. | 1 |
VI. Развитие лексико-грамматического строя речи | 2 | |
1. | Толкование смысла слова. Подбор антонимов, синонимов. Дифференциация звуков и букв Рь-Ль в словах, предложениях. | 1 |
2. | Составление текста – описания с опорой на картинку. Дифференциация звуков и букв Л-М, Ль-Mь в словах, предложениях. | 1 |
VII. Обследование | 4 | |
1. | Обследование письменной речи. Диктант. | 1 |
2. | Обследование письменной речи. Списывание. | 1 |
3. | Обследование языкового анализа и синтеза. | 1 |
4. | Обследование лексико-грамматического строя речи. | 1 |
Итого часов | 68 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по коррекции смешанной дисграфии для 3 класса адаптирована для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Рабочая программа...
Конспект группового логопедического занятия по коррекции смешанной дисграфии во 2 классе. Тема: Дифференциация звуков и букв Б-Д в слогах, словах и предложениях.
Занятие разработано с учетом требований ФГОС. На данном занятии, помимо традиционных коррекционных методов и приемов работы, применялись интерактивные компьютерные технологии (мультимедийно...
Рабочая программа по коррекции смешанной дисграфии у обучающихся начальных классов
Рабочая программа по коррекции смешанной дисграфии составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом, инструктивно-методическим письмом о...
Рабочая программа по коррекции смешанной дисграфии 4 класс
Рабочая программа по коррекции смешанной дисграфии у учащихся 4 класса общеобразовательной школы...
Индивидуальная программа по коррекции смешанной дисграфии
Программа рассчитана на 2 класс общей образовательной школы, ученица проходила обучение на школьном логопункте....
Программа по коррекции смешанной дисграфии, предупреждению дизорфографии
Коррекция смешанной дисграфии, развитие устной и письменной речи, восполнение пробелов в знаниях. Программа разработана группой логопедов Санкт-Петербурга....
Программа по коррекции смешанной дисграфии, предупреждению дизорфографии 4 класс
Программа предназначена для работы с учащимися 4-х классов по коррекции дисграфии, профилактики дизорфографии. Разработана группой логопедов Санкт-Петербурга....