Конспект группового логопедического занятия по коррекции смешанной дисграфии во 2 классе. Тема: Дифференциация звуков и букв Б-Д в слогах, словах и предложениях.
план-конспект занятия по логопедии (2 класс) на тему
Занятие разработано с учетом требований ФГОС. На данном занятии, помимо традиционных коррекционных методов и приемов работы, применялись интерактивные компьютерные технологии (мультимедийное слайдовое сопровождение занятия), метод сенсорно-интегративной логотерапии (сочетание элементов хромотерапии, кинезиологических упражнений, работы с мозаикой), использовались логопедические компьютерные игры интернет-портала «Мерсибо».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 39.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект группового логопедического занятия
по коррекции смешанной дисграфии во 2 классе.
Тема: Дифференциация звуков и букв Б-Д в слогах, словах и предложениях.
Составила учитель-логопед А.В.Черепанова
НМУ «ГМК УО», город Ялта, Республика Крым.
Цель занятия: Учить различать буквы Б-Д при письме и чтении.
Задачи:
коррекционно-образовательные:
дифференциация букв Б - Д при письме и чтении,
выработка навыка правильного грамотного письма и чтения,
развитие навыков фонематического и оптико-пространственного анализа и синтеза;
коррекционно-развивающие:
развитие зрительно - пространственных представлений,
развитие психических процессов (мышления, памяти, внимания),
формирование связной речи,
развитие мелкой моторики,
активизация работы обоих долей головного мозга при помощи кинезиологических упражнений;
коррекционно-воспитательные:
воспитывать умение слушать учителя и выполнять его требования,
прививать интерес к логопедическим занятиям,
формирование навыков продуктивного общения, взаимопонимания, доброжелательности.
Универсальные учебные действия, формируемые на занятии:
личностные УУД:
- мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности,
- положительный интереса к изучаемому предмету;
регулятивные УУД:
- умение высказывать свое предположение,
- принимать и сохранять учебную задачу;
коммуникативные УУД:
- слушать и понимать других,
- работать самостоятельно;
познавательные УУД:
- находить и структурировать информацию,
- представлять информацию письменно, кодировать и перекодировать ее,
- на основе анализа объектов делать выводы, обобщать, классифицировать по признакам.
Материалы и оборудование: авторская презентация «Дифференциация букв Б-Д», стенд с карточками-буквами; индивидуальные карточки с заданиями, сигнальные карточки; беспроводная мышь, тетради, ручки, карандаши, игры логопедического портала «Мерсибо».
Ход занятия.
- Организационный момент (слайд 2).
В Цветочном городе живет ватага малышей
Давайте познакомимся мы с ними поскорей!
Незнайка-коротышка – шалун и фантазер!
Учиться он не любит, на озорство хитер!
А это - Знайка-умник, в науке день за днем.
Коль что-то непонятно нам – на помощь позовем!
Сегодня мы продолжим наши приключения с двумя этими героями. У Незнайки была мечта: полететь по небу, но как осуществить ее он, естественно, не знал. На помощь пришел Знайка. Он предложил построить воздушный шар. Думаю, мы тоже должны помочь им: одно выполненное вами задание – один шаг к осуществлению мечты Незнайки.
2. Актуализация изученного на предыдущих занятиях (слайд 3).
Прежде чем начать строительство, давайте вместе со Знайкой вспомним:
- Что такое «звук»? (Звук – то, что мы произносим и слышим.)
-Что такое «буква»? (Буква – то, что мы пишем и читаем.)
- Какие бывают звуки? (Звуки бывают гласные и согласные)
- Чем гласные отличаются от согласных? (Гласные можно попеть, а согласные – нельзя)
- Сколько в русском языке гласных звуков? Назовите. Сколько в русском языке гласных букв? Назовите. (В русском языке 6 гласных звуков и 10 гласных букв)
- Какими бывают согласные? (Согласные бывают твердые и мягкие, звонкие и глухие, свистящие и шипящие)
3. Первичное введение материала, направленное на поиск новой темы (слайд 4).
- Сегодня Знайка и Незнайка познакомят нас с новыми буквами.
Всё время стучит, Деревья долбит. Но их не калечит, А только лечит. (дятел)[6] | С веточки на веточку Прыгает, резвится. Ловкая, проворная, А не птица. ( белка) [5] |
Какими именно – вы узнаете, разгадав загадки, которые Знайка подготовил для вас.
– Какой первый звук в слове «дятел»? Звук «Д» гласный или согласный? (Согласный. Воздушная струя встречает преграду в ротовой полости). – Скажите, как произносится звук «Д»? (Кончик языка прижат к верхним зубам, спинка языка опущена, под напором выдыхаемого воздуха язык отрывается от зубов).
– Звонкий или глухой звук «Д»? (Голосовые складки работают, значит звук звонкий).
–Какой первый звук в слове «белка»? Звук «Б» гласный или согласный? (Согласный. Воздушная струя встречает преграду в ротовой полости.)
– Как произносится звук «Б»? (Губы сомкнуты и размыкаются под напором выдыхаемого воздуха).
– Звонкий или глухой этот звук? (Голосовые складки работают, значит звук звонкий).
- А теперь давайте посмотрим, какими буквами обозначаются звуки Б и Д на письме.
4. Основная часть.
Зрительный анализ букв «б» и «д», определение их сходства и различия.
– Чем же похожи буквы «б» и «д»? (В обеих буквах есть элемент - овал).
– Чем различаются эти буквы? (В букве «д» справа и внизу от овала расположена петля, а в букве «б» справа и вверху от овала расположен элемент, заканчивающийся над строкой).
Развитие мелкой моторики (слайд 5).
Сейчас я раздам вам поле, на котором из фишек одного цвета выложен одинаковый элемент для обеих строчных букв – овал. А вы должны будете с помощью фишек другого цвета превратить свои овалы в букву б или д (выполнение задания чередуется – один ребенок выкладывает букву б, другой – д)
Развитие фонематического и оптико-пространственного восприятия (слайд 6).
Работа в тетради, направленная на проверку восприятия учащимися нового материала.
- Откройте тетради, от предыдущей работы отступите две строки, запишите число.
Обратите внимание, строчные буквы б и д даже внешне похожи на белочку и дятла.
Запишите в тетради буквы б и д, и пририсуйте к этим буквам детали, чтобы превратить их в белочку и дятла.
Вы узнали, чем отличаются строчные буквы б и д - и помогли Незнайке и Знайке построить корзину для воздушного шара (слайд 7).
Составление слова из слогов, перекодирование слов на схеме (слайд 8).
У Знайки есть одна знакомая муха, которая умеет составлять слова из слогов. Не верите – сейчас убедитесь. Давайте прочитаем, какие слова составит муха, запишем в тетрадь и обозначим букву б , а букву д - (один ребенок работает у доски, остальные – в тетради. Слова: лебеди, борода, беседа, добавка, дубинка) [2, с.186-187].
Вы справились с этим заданием - и помогли Незнайке и Знайке построить крепления для воздушного шара (слайд 9).
Выполнение кинезиологических упражнений.
Разомнем пальцы и выполним упражнение «Белка-дятел»». Кисти рук сжаты в кулачки. Сначала выставляются вверх большие пальцы, затем - навстречу друг другу мизинцы [1, с. 98].
Закрепление Б - Д в предложении на письме (слайд 10).
Незнайка написал пословицу, но перепутал буквы б и д. Задание: зачеркните на карточках неправильно написанные буквы, замените их на правильные и перепишите пословицу в тетрадь. Буквы б и д выделите стрелочками [3, с. 185].
Вы справились и с этим заданием - и помогли Незнайке и Знайке прикрепить воздушный шар к корзине (слайд 11). Но полететь мы пока не можем, потому, что...
Знайка изобрел робота, а Незнайка решил помочь другу, но случайно испортил микросхемы. Теперь робот пишет с ошибками. Давай поможем роботу и научим его правильно писать.
Восстановление неправильно написанных слов [7].
(онлайн-игра на интернет-портале «Мерсибо» «Научи робота»)
IV. Итог занятия.
Теперь наши герои могут отправляться в путь. Мы осуществили мечту Незнайки!
Сейчас вспомним, какие буквы мы с вами сегодня сравнивали?
Чем они отличаются, чем похожи?
Выберите и поднимите одну из двух фигурок Незнайки – если вы на сегодняшнем занятии чего-то не поняли, то поднимите растерянного Незнайку. Если изученное вам понятно – веселого Незнайку, а если вы не справились с заданиями и ничего не поняли – зовите на помощь Знайку.
Сложите все листочки с заданиями в тетрадь, положите тетради на центр стола. Домашнее задание – прочитать текст и вписать вместо пропусков буквы «б» или «д». Все получают наклейки. Занятие окончено.
Список использованных источников.
- Ишимова О.А. Логопедическое сопровождение учащихся начальных классов. Письмо. Программно-методические материалы: пособие для учителя / О.А. Ишимова, С.Н. Шаховская, А.А. Алмазова. – М.: Просвещение, 2014. – 126 c.
- Логопедия в школе: Практический опыт / Л.А. Барсукова [и др.]; под ред. В.С. Кукушина. – Изд 3-е, перераб. и доп. – Ростов н/Д: Издательский центр «Март»; Феникс, 2010. – 368 с.
- Чистякова О.В. Исправляем дисграфию: 500 упражнений для учащихся 1 – 4 классов. - С-Пб.: Издательский Дом «Литера», 2015. – 224 с.
Список электронных ресурсов.
- Авторская презентация: «Буквы, сходные по написанию: Б и Д»
- Загадки про белку для детей. – Режим доступа: http://ped-kopilka.ru/vneklasnaja-rabota/zagadki-schitalki-i-skorogovorki/zagadki-pro-belku-dlja-detei.
- Загадки про дятла. – Режим доступа:http://riddle-middle.ru/zagadki/otvety/Дятел
- Развивающий портал «Мерсибо». – Режим доступа: https://mersibo.ru/voxflex
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия по коррекции чтения и письма (дислексия и дисграфия) - 2 класс. ТЕМА: Дифференциация звуков и букв "Б" и "П" в предложениях с использование ИКТ.
В русском языке для грамотного письма большое значение имеет четкое произношение всех звуков. Многие дети произносят все звуки, но на письме допускают ошибки, казалось бы, с несложными зву...

Конспект и презентация группового логопедического занятия по коррекции оптической дисграфии в 4 классе (VII вид) Тема: Дифференциация звуков и букв Б-Д в слогах, словах и предложениях.
Цель логопедического занятия: учить различать буквы Б-Д при письме и чтении. Представлена учителем-логопедом презентация по коррекции оптической дисграфии и презентация по гимнастике для глаз с музыка...

Конспект логопедического занятия. Тема: «Дифференциация звуков и букв «б», «д» в слогах, словах, предложениях».
Данный конспек логопедического занятия содержит цель-различение букв «б- д» на письме и при чтении,в котором поставлены задачи:1. Развитие зрительно-пространственных представле...
Конспект логопедического занятия. Тема: «Дифференциация звуков и букв «б», «д» в слогах, словах, предложениях».
Цель: различение букв «б- д» на письме и при чтении....

Конспект логопедического занятия с применением информационно – компьютерных технологий по теме:«Дифференциация звуков и букв т – д в слогах, словах, предложениях»
Цель занятия: Систематизировать знания и тренировать умения дифференцировать звуки и буквы т - д в устной и письменной речи....

Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [б][бь] – [п][пь] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, тексте. Буквы Б-П»
Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [б][бь] – [п][пь] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, тексте. Буквы Б-П»...
Конспект логопедического занятия в 3 классе по теме: "Дифференциация звуков и букв С–Ц в слогах, словах, предложениях"
Цель: учить дифференцировать звуки [с]-[ц] на слух и в произношении, закреплять правильное обозначение звуков [с]-[ц] в письменной речи (буквы С–Ц).ЗадачиКоррекционно-обучающие:Учить диффер...