Внеклассное занятие по русскому языку для 3-4 классов «Незаменимые помощники – словари»
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме
Внеклассное занятие проводилось в рамках предметной недели по русскому языку в начальной школе. Разработано в в форме устного журнала на основе слайдовой презентации. Реализуется компетентностный подход, использованы игровые технологии, элементы театрализации. Решаются задачи развития у школьников коммуникативной функции. Дети знакомятся с различными словарями, учатся пользоваться словарной статьёй.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ustnyy_zhurnal._slovari.doc | 53 КБ |
prezentaciya_slovari.ppt | 2.49 МБ |
Предварительный просмотр:
«Незаменимые помощники – словари»
Провела: Обанина Е. Н.
-- Давайте прочитаем тему нашей встречи с перемещением логического ударения.
- Чем являются для нас словари? (незаменимые помощники – словари)
- Какие помощники – словари? (незаменимые помощники – словари)
- Что является для нас незаменимыми помощниками? (незаменимые помощники – словари)
При употреблении некоторых слов мы можем испытывать затруднения: например, не совсем ясно, что значит то или иное слово, как его надо произносить и писать, как оно сочетается с другими словами и т. д. Чтобы находить выход из подобных затруднений, человек обращается к словарям.
Много сведений можно получить из словарей, но часто это зависит от того, умеете ли вы ими пользоваться. Поэтому важно знать, как составлены словари, о чём и как рассказывают их словарные статьи. Этому мы и будем учиться сегодня.
Открываем первую страницу журнала «К несметным сокровищам Страны слов»
Страница
«К несметным сокровищам Страны слов»
Знакомство с Толковым словарём. К доске выходит мальчик, в шапочке с надписью: «Толковый словарь»
Ученик. Я – Толковый словарь. Моё назначение – толковать слова. Кроме того, я указываю, к какой части речи принадлежит слово, даю его формы и привожу примеры употребления в речи. Существует несколько толковых словарей. Среди них: «Толковый словарь» С. И. Ожегова и «Школьный толковый словарь» М. С. Лапатухина, Е. В. Скорлуповской, Г. П. Снетовой.
Учитель. В самом большом толковом словаре 17 томов, в нём объясняется 120 тысяч слов.
Показ имеющихся толковых словарей.
На уроках русского языка и чтения мы с вами пользовались словарями. Вспомните, как располагаются слова в словаре?
Полное описание каждого слова называется словарной статьёй.
Как вы думаете, в каком стиле построена словарная статья?
В научном стиле, потому что основная цель словарной статьи – сообщить точную информацию о слове.
Посмотрим, как строится словарная статья толкового словаря. Начнём с буквы А. Объясните с помощью словаря значение слова «авторитет».
- Какой человек пользуется авторитетом у окружающих?
- О ком из ребят вашего класса можно сказать, что он пользуется авторитетом?
- Из каких же частей состоит словарная статья?
- Заглавное слово с ударением;
- Грамматические характеристики слова;
- Объяснение значения слова;
- Пример употребления в речи.
Толковый словарь кроме основной задачи выполняет функции и других словарей. Например, из него можно узнать, как пишется слово, на каком слоге произносится с ударением.
- Найдите слово «корысть»
Один ученик читает грамматические формы слова, второй – значение слова, третий – пример употребления в речи.
- Корысть, сущ. ж.р., р.п. корысти, только ед. ч.
- Выгода, польза для себя.
- В корыте много ль корысти? (А. С. Пушкин)
- Из какого произведения этот пример? Кому принадлежат эти слова? Какой была старуха? А старик?
Открываем вторую страницу «Какого роду - племени?»
Страница
«Какого роду - племени?»
Знакомство со Словарём иностранных слов.
Издавна, помимо обычных толковых словарей, существуют специальные словари иностранных слов.
Русский народ исстари славился гостеприимством и миролюбием. Ещё во времена глубокой старины русские охотно общались с соседними народами, налаживали с ними торговые и культурные связи. Люди общались, и в язык проникали иноязычные слова, обозначавшие новые понятия. Узнать, откуда пришло слово, что оно обозначает, и поможет нам Словарь иностранных слов.
К доске выходит мальчик в шапочке с надписью «Словарь иностранных слов».
Ученик. Я – словарь иностранных слов. Я имею 1500 слов. При чтении журналов, газет, книг часто встречаются слова, вошедшие в русский язык из других языков мира. В словаре можно получить справку о значении незнакомого иностранного слова, а также сведения о его происхождении. Авторы словаря – В. В. Одинцов, В. В. Иванов, Г. П. Смолицкая, Е. И. Голанова, И. А. Василевская.
Показ имеющихся словарей иностранных слов.
Среди общеизвестных слов немало таких, которые перестали осознаваться большинством говорящих по-русски как иноязычные. Многие слова, заимствованные из других языков, давно укоренились в нашем словаре, в речевом обиходе, и многие из нас сейчас не подозревают, что, например, слова арбуз, сахар, котлета, вата, лампа, карандаш и многие другие – «иностранцы».
Знакомство со словарной статьёй (можно раздать детям карточки с ксерокопией статьи из словаря).
- Объясните, значение слова «комплимент». О чём рассказала словарная статья?
Игра «Комплименты»
А сейчас мы с вами поиграем. Скажите, вам часто приходится слышать похвалу в свой адрес? А ведь это очень приятно, правда? И говорить комплименты тоже приятно, ведь вместе с лестными словами вы дарите своему собеседнику хорошее настроение, своё доброе сердечко. В этом и будет заключаться наша игра. Вы дарите вот это сердце (мягкая игрушка или рисунок) вместе с комплиментом кому-то из ребят. Принявший комплимент благодарит вас и передаёт сердце следующему. Комплименты можно говорить о внешности, характере, способностях и т. д.
Проводится игра.
Послушайте песню Б. Окуджавы «Давайте говорить друг другу комплименты», вспомните приятные слова, которые вы услышали в свой адрес. Помечтайте, что бы вам ещё хотелось услышать или сказать.
Звучит песня.
Ребята, эту страничку мы закрываем словами поэта В. Бокова: «Следуйте хорошему примеру – продляйте добрым словом жизнь людей»
Открываем третью страницу «К словам разнообразным, близким, но чуточку разным».
Страница
«К словам разнообразным, близким, но чуточку разным»
Знакомство со Словарём синонимов.
Русский язык – один из самых выразительных языков. В нём очень много слов, близких по значению, например: бежать – мчаться, быстрый – стремительный, бегемот – гиппопотам.
- Как называются такие слова?
Синонимы – это слова, которые обозначают что-то близкое, иногда очень близкое, но почти никогда – одно и то же. В общем, это слова-друзья. Они отличаются друг от друга оттенками значений или тем, где употребляются (в обычном разговоре, в научном докладе, в художественной книге и т. д.).
Настоящие друзья есть не у всех, и синонимы тоже бывают не у каждого слова, но, к счастью, у многих. Благодаря тому, что в языке существует несколько слов для обозначения одного и того же предмета, признака или действия, можно яснее выразить мысль, точнее описать конкретную ситуацию, сделать речь более яркой. И в этом нам поможет Словарь синонимов русского языка.
К доске выходит мальчик в шапочке с надписью «Словарь синонимов».
Ученик. Я – словарь синонимов. Известно, что синонимы обогащают речь, дают возможность выразить любой оттенок мысли, избежать повторения одного и того же слова. Умелый подбор синонимов придаёт языку красочность и выразительность. Я помогу вам сделать речь яркой, избежать повтора. В словаре 9000 синонимических рядов. Автор словаря – З. Е. Александрова. ( В. Н. Клюева. Краткий словарь синонимов русского языка. Приблизительно 1500 слов. 1956 год)
Учитель. Пользуясь словарной статьёй, назовите синонимы к слову «беседовать».
- Как построена словарная статья?
Сейчас мы с вами побеседуем и потренируемся употреблять в своей речи синонимы. Прочитайте текст и скажите, в каком стиле он написан?
На доске текст:
- Здравствуй, Вася! Куда ты идёшь? – сказал Саша.
- В кино, - сказал Вася.
- А билеты ты ещё не купил? – сказал Саша.
- Вот они. Есть и на твою долю, - сказал Вася.
- Ура! – сказал Саша.
- Ура-а-а! – сказали оба.
Учитель. - Как построен текст: диалог или монолог?
- Какой речевой недочёт вы заметили?
- Какие синонимы можно подобрать к слову «сказал»?
По ходу работы над текстом слово «сказал» изменяется синонимами: спросил, ответил, поинтересовался, предложил, обрадовался, воскликнули.
Подберите синонимы к словам «знаменитый» (известный, признанный, небезызвестный, популярный, славный, прославленный, великий), красный (алый, гранатовый, кровавый, кумачовый, пунцовый, рдяный, рубиновый).
Учитель. Открываем четвёртую страницу.
«Минус – плюс, огонь – вода,
Дерзкий – осторожный.
Все антонимы всегда
Противоположны».
Страница
«Минус – плюс, огонь – вода ...»
Знакомство со Словарём антонимов.
- Минус – плюс, огонь – вода, белый – чёрный, друг – враг, рано – поздно – что это за слова?
У антонимов очень далёкие значения, и не просто далёкие, а противоположные. Получается, что это как бы синонимы «наоборот»: не слова-друзья, а слова-противники.
К доске выходит мальчик в шапочке с надписью «Словарь антонимов».
Ученик. Я – словарь антонимов. В языке антонимы отражают противоположности, существующие в жизни. Мы спрашиваем: «Это хорошо или плохо?», «Ещё рано или уже поздно?» В словаре представлено 2000 словарных пар. В словарной статье даётся объяснение значений каждого члена пары, из литературных произведений приводятся примеры употребления антонимов. Автор словаря – М. Р. Львов.
Учитель. Подберите антоним к слову «веселье».
- Прочитайте словарную статью, скажите, как она построена. Сравните со словарными статьями других словарей.
- А сейчас потренируемся в подборе антонимов.
Игра «Магнит»
На доске рисунок магнита, на красной половине которого нарисовано солнышко, цветы, на синей – небо с чёрными тучами, голые поля, пни. Красная часть магнита со знаком «+» притягивает добрые слова, синяя – со знаком «-» - слова с противоположным значением. Дети прикрепляют к магнитной доске карточки со словами: ласково, трудолюбивый, храбрец, щедрый, любить, внимательный, грубо, ленивый, трус, жадный, ненавидеть и т. п. (можно прикреплять картинки, на которых изображены противоположности)
Знакомство с выставкой словарей.
Учитель. Мы познакомились с несколькими словарями. Их же гораздо больше. Вы познакомитесь с ними в старших классах.
«Словарь – это вся вселенная в алфавитном порядке», - сказал французский писатель Анатоль Франс. И действительно в них вы можете получить ответы на множество вопросов. Главное – уметь и желать пользоваться словарём. Эти книги призваны помочь тем, кто стремится лучше овладеть родным языком, повысить культуру речи, обогатить свой словарный запас, глубже понять произведения русских писателей.
- Что вам запомнилось о словарях?
- Что удивило? Что понравилось?
Прощаться настала пора...
Журнал наш закрывается.
С ним узнал ты много слов
И много всяких всячин.
И если ты запомнил их
Не зря урок наш был потрачен.
Конкурс «Такие старые слова».
Учитель читает слово и даёт два толкования этого слова. Игрок выбирает один из вариантов, если ответ дан верно, то он получает жетон, позволяющий приобрести приз.
Слова:
- Отопки – это несгоревшие дрова или стоптанные башмаки?
- Книгочей – это любитель чтения или библиотекарь?
- Пыльник – это пылесос или лёгкое летнее пальто?
- Вертун – это вертлявый человек (непоседа) или ветряная мельница?
- Весёлка – это смешливая девчонка или лопатка для размешивания жидкого теста?
- Катанки – это санки или валенки?
- Каракуль - это ценный мех или непонятная запись?
- Танцулька – это танцовщица или танцевальный вечер?
- Светёлка – это лампа или небольшая комната?
- Сирый – это волк или сирота?
- Чашник – это поднос или человек, ведавший напитками?
- Армяк – это житель Армении или крестьянская одежда?
- Фирман – это модно одетый человек или указ султана?
- Хмарь – это темнота, пелена тумана или преступник?
- Тараторка – это тот, кто много говорит или сорока?
- Тамтам – это домовой или музыкальный инструмент?
- Сушняк – это засохшие деревья жаркая, сухая погода?
- Карла – это ворона или человек маленького роста?
- Балдахин – это высокая шапка или нарядный навес из ткани над троном?
- Чуни – лапти или дома чукчей?
- Шамкать – есть не спеша или говорить невнятно?
Подводятся итоги: подсчёт жетонов. Выявляются победители, среди тех, кто заработал жетоны.
Подведение итогов.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное занятие по русскому языку "Большие буквы" 2 класс
Игра «БОЛЬШИЕ БУКВЫ». Во время игры дети отгадывают загадки, решают ребусы, вспоминают некоторые правила русского языка, говорят о лесе и его обитателях, а также находят лучшего знатока русского...
Внеклассное занятие по русскому языку:"Путешествие в страну "Словария".
Тема: " Путешествие в страну "Словария" (звонкие и глухие согласные в середине слова перед согласными и на конце слова)....
Внеклассное занятие по русскому языку "Царица Фонетика" 3 класс
Материал разработан для проведения внеклассного мероприятия по русскому языку с учащимися 3 класса. может быть использован при проведении "Недели русского языка" в начальной школе....
Внеклассное занятие по русскому языку с использованием проектной деятельности в 4 классе по теме: «Русский язык – это увлекательно и интересно».
Занятие по русскому языку мы проведем в форме проекта: « Русский язык – это увлекательно и интересно». В ходе, которого мы попробуем доказать следующую гипотезу:...
Внеклассное занятие по русскому языку для учащихся 7 класса, обучающихся по адаптированной общеобразовательной программе для умственно отсталых детей «Устаревшие слова»
Внеклассное занятие по русскому языку Тема: «Устаревшие слова»Цель: совершенствование навыков лингвистического анализа учащихся, повышение уровня языкового развития.Задачи: познакомить уча...
Внеклассное занятие по русскому языку «Толковый словарь живого великорусского языка В.И. Даля»
Познакомить учащихся с жизнью и творчеством В.И.Даля; показать, как актуален и интересен «Толковый словарь живого русского слова» Даля для современного общества....
Внеклассное занятие по русскому языку «Путешествие в страну Словарию», 2 класс
Внеклассное занятие по русскому языку «Путешествие в страну Словарию», 2 классЦели:1.Разширить знания в области русского языка, познакомить учащихся со словарями, показать их назначение и ...