Устный журнал "Незаменимые помощники-словари"
план-конспект занятия по русскому языку (4 класс) по теме
Данная разработка с презентацией поможет учителю при проведении внеклассной работы по русскому языку, при проведении предметной недели.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ustnyy_zhurnal.pptx | 944.85 КБ |
ustnyy_zhurnal2.docx | 29.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Кто хочет разговаривать ? Мы будем разговаривать… Тот должен выговаривать… И будем выговаривать… Всё правильно и внятно… Так правильно и внятно… Чтоб было всем понятно… Чтоб было всем понятно.
Скороговорка Ученик учил уроки, у него в чернилах щёки. Произнесите с разной интонацией: - Восторженно («Какой усердный ученик! ») - С осуждением (« Какой неаккуратный ученик !») - С удивлением (« Почему щёки в чернилах?»)
Игра «Дополни предложение» «Кружатся снежинки»
Устный журнал «Незаменимые помощники – словари»
«Незаменимые помощники – словари » 1).Чем являются для нас словари? 2).Какие помощники – словари ? 3). Что является для нас незаменимыми помощниками?
1 страница «К несметным сокровищам Страны Слов» Толковый словарь
Предварительный просмотр:
Устный журнал
«Незаменимые помощники — словари»
Предметная неделя по русскому языку в 4 классе
Оборудование:
— выставка словарей под лозунгом «Словарь – это вся вселенная в алфавитном порядке» (А.Фронс);
— название устного журнала и его страниц ( на отдельных плакатах);
—карточки со словарными статьями;
—таблицы с текстом диалога;
— карточки со словами- синонимами;
— рисунок магнита;
— карточки со словами-антонимами; — грамзапись песни Б.Окуджавы «Давайте говорить друг другу комплименты»;
— мягкая игрушка «сердце».
Учитель. Ребята! Сегодня мы продолжим знакомиться с секретами богини красноречия.
1 слайд
Учитель. Чтобы четко и красиво говорить , давайте выполним упражнения для губ и языка.
Кто хочет разговаривать?
Дети. Мы будем разговаривать…..
Учитель. Тот должен выговаривать ….
Дети. И будем выговаривать……...
Учитель. Все правильно и внятно……
Дети. Так правильно и внятно…….
Учитель. Чтоб было всем понятно……
Дети. Чтоб было всем понятно.
Учитель. Сейчас проверим как вы будете выговаривать скороговорку «Ученик учил уроки, у него в чернилах щеки» с разной интонацией: 2 слайд
— восторженно («Какой усердный ученик!»);
— с осуждением («Какой неаккуратный ученик!»);
— с удивлением («Почему щеки в чернилах?»).
Игра «Дополни предложение» (3 слайд)
Учитель. Ученик в тетради записал нераспространенное предложение: «Кружатся снежинки». Давайте поможем ему увеличить предложение, последовательно прибавляя по одному слову. (В воздухе кружатся пушистые снежинки и т.д.)
Побеждает ученик, составивший самое длинное предложение.
Учитель. Молодцы, ребята! Вы составили очень красивое предложение, подобрали много слов. И я уверенна, что в вашем лексиконе, то есть словарном запасе, еще много замечательных и нужных слов. А вы не задумывались, сколько же всего слов в русском языке? Ученые предполагают , что в русском языке более 500 тысяч слов. Наверное, нет ни одного человека, который бы знал такое количество слов. Но существует справедливое изречение: «Не тот образованный человек, который все знает ( это и невозможно!), а тот, кто знает, где можно найти ответ на возникший вопрос». Сегодня мы и узнаем, где же «хранятся» слова , что поможет нам найти их. А «хранятся» слова в словарях. Существует множество словарей: одни помогают правильно писать, другие говорят об истории слова, третьи приобщают вас к культуре. Видите, какую помощь могут оказать нам словари. Ребята, я хочу тему нашего урока, который мы проведем в форме устного журнала, так и сформулировать: «Незаменимые помощники – словари».( 3 слайд)
«Незаменимые помощники—словари»
Учитель. Давайте прочитаем тему урока с перемещением логического ударения. Внимательно слушайте мои вопросы:
— Чем являются для нас словари? (Незаменимые помощники-словари.)
— Какие помощники- словари? (Незаменимые помощники – словари.)
— Что является для нас незаменимыми помощниками? (Незаменимые помощники – словари.)
Много сведений можно получить из словарей, но часто это зависит от того, умеете ли вы ими пользоваться. Поэтому важно знать, как составлены словари, о чем и как рассказывают их словарные статьи. Этому мы будем учиться сегодня.
Открываем первую страницу журнала «К несметным сокровищам Страны Слов». 4 слайд
Страница
«К несметным сокровищам Страны Слов»
Знакомство с толковым словарем. К доске выходит мальчик с нарисованной обложкой толкового словаря.
Ученик. Я— Толковый словарь. Мое назначение— толковать слова. Кроме того, я указываю, к какой части речи принадлежит слово, даю его формы и привожу примеры употребления в речи. Существует несколько толковых словарей. Среди них: «Толковый словарь» С.И.Ожегова и «Школьный толковый словарь» М.С.Лапатухина, Е.В. Скорлуповской, Г.П. Снетовой.
Учитель. А какой самый большой толковый словарь? В самом большом толковом словаре 17 томов , в нем объясняется 120 тысяч слов.
Учитель показывает имеющиеся толковые словари.
Учитель. Каково же основное название толкового словаря?
На уроках русского языка и чтения мы с вами пользовались орфографическим и толковым словарями. Вспомните, как располагаются слова в словаре?
Как вы думаете , в каком стиле построена словарная статья и почему?(В научном стиле, потому что основная цель словарной статьи — сообщить точную информацию о слове.)
Посмотрим, как строится словарная статья толкового словаря.
У каждого ученика «Толковый словарик русского языка» Н.М.Неусыповой.
Учитель. Начнем с буквы А. Объясните с помощью словаря значение слова «авторитет».
Какой человек пользуется авторитетом у окружающих?
О каком из ребят нашего класса можно сказать, что он пользуется авторитетом?
Из каких же частей состоит словарная статья:
— заглавное слово;
— грамматические характеристики слова;
— объяснение значения слова;
— пример употребления в речи.
Ребята, вы заметили, что толковый словарь кроме основной задачи выполняет функции и других словарей. Например, из него можно узнать, как пишется слово, на каком слоге произноситься с ударением.
Найдите слово «корысть».5 слайд
Ученики первого ряда находят грамматические формы слова, второго ряда—значение слова, третьего—пример употребления в речи.
1.Корысть,сущ. ж.р., р.п. корысти, только ед.ч.
2.Выгода, польза для себя.
3.В корыте много ль корысти? (А.С.Пушкин.)
Учитель. Из какого произведения этот пример? Кому принадлежат эти слова? Какой была старуха? А старик? (Ответы детей.)
6 слайд Открываем вторую страницу «Какого роду- племени?»
На доску вывешивается плакат с названием страницы устного журнала и рисунком.
Страница «Какого роду—племени»
Знакомство со Словарем иностранных слов . К доске выходит мальчик с нарисованной обложкой Словаря иностранных слов.
Ученик. Я —Словарь иностранных слов. Я имею 1500 слов. При чтении журналов, газет, книг вы часто встречаетесь со словами, вошедшими в русский язык из других языков мира. В словаре можно получить справку о значении незнакомого иностранного слова, а также сведения о его происхождении. Авторы словаря — В.В.Одинцов, В.В. Иванов, Г.П. Смолицкая, Е.И. Голанова, И.А. Васильевская.
Учитель показывает имеющиеся словари иностранных слов.
Учитель. Ребята , русский народ издавна славился гостеприимством и миролюбием. Еще во времена глубокой старины русские охотно общались с соседними народами, налаживали с ними торговые и культурные связи. Люди общались, и в язык проникали иноязычные слова, обозначающие новые понятия. Узнать, откуда пришло слово, что оно обозначает, и поможет нам словарь иностранных слов.
Знакомство со словарной статьей (из-за отсутствия нужного количества словарей дети пользуются карточками с ксерокопией статьи из словаря).
Учитель. Объясните значение слова «комплимент». О чем рассказала словарная статья?
7 слайд Игра «Комплименты»
Учитель. А сейчас мы с вами поиграем. Скажите, вам часто приходится слышать похвалу в свой адрес? А ведь это очень приятно, правда? И говорить комплименты тоже приятно, ведь вместе с лесными словами вы дарите своему собеседнику хорошее настроение, свое доброе сердечко. В этом и будет заключаться наша игра. Вы дарите вот это сердце (показываем мягкую игрушку) вместе с комплиментом кому-то из ребят. Принявший комплимент благодарит вас и передает сердце следующему. Комплименты можно говорить о внешности, характере, способностях и т.д.
Проводиться игра.
Учитель. Ребята, послушайте песню Б.Окуджавы «Давайте говорить друг другу комплименты», вспомните приятные слова, которые вы услышали в свой адрес, помечтайте, что бы вам еще хотелось услышать или сказать. (Звучит грамзапись песни.)
Ребята, эту страничку я хочу закрыть словами поэта В.Бокова: «Следуйте хорошему примеру — продляйте добрым словом жизнь людей!» (8 слайд)
(9 слайд) Страница «К словам разнообразным, близким , но чуточку разным»
Знакомство со Словарем синонимов. К доске выходит мальчик с нарисованной обложкой Словаря синонимов.
Ученик. Я — Словарь синонимов. Известно что синонимы обогащают речь, дают возможность выразить любой оттенок мысли, избежать повторение одного и того же слова. Умелый подбор синонимов придает языку красочность и выразительность. Я помогу вам сделать речь яркой, избежать повтора. В словаре 9000 синонимических рядов. Автор словаря — З.Е.Александрова.
Учитель. Пользуясь словарной статьей, назовите синонимы к слову «беседовать».
Как построена словарная статья?
Сейчас мы с вами побеседуем и потренируемся употреблять в своей речи синонимы. Прочитайте текст и скажите, в каком стиле он написан?
(10 слайд ) с текстом.
— Здравствуй, Вася! Куда ты идешь? – сказал Саша.
— В кино, - сказал Вася.
— А билеты ты еще не купил? – сказал Саша.
— Вот они. Есть и на твою долю, - сказал Вася.
— Ура! – сказал Саша.
— Ура-а-а! – сказали оба.
Учитель. Как построен текст: диалог или монолог? Какой речевой недочет вы заметили? Какие синонимы можно подобрать к слову «сказал»?
По ходу работы над текстом слово «сказал» закрывается карточками (на магнитах) с синонимами: спросил, ответил, поинтересовался, предложил, обрадовался, воскликнули.
Учитель. Открываем четвертую страницу.(11 слайд)
«Минус- плюс, огонь- вода,
Дерзкий – осторожный.
Все антонимы всегда
Противоположны».
Страница «Минус – плюс, огонь — вода….»
Знакомство со Словарем антонимов. К доске выходит мальчик с нарисованной обложкой Словаря антонимов.
Ученик. Я — Словарь антонимов. В языке антонимы отражают противоположности, существующие в жизни. Мы спрашиваем: « Это хорошо или плохо?», «Еще рано или уже поздно?» В словаре представлено 2000 словарных пар. В словарной статье дается объяснение значений каждого члена пары, из литературных произведений приводятся примеры употребления антонимов. Автор словаря—М.Р.Львов.
Учитель. Подберите антоним к слову «веселье».
Прочитайте словарную статью, скажите, как она построена. Сравните со словарными статьями других словарей. А сейчас потренируемся в подборе антонимов.
Игра «Магнит»
На магнитной доске помещен рисунок магнита, на красной половине которого нарисовано солнышко, цветы, на синей — небо с черными тучами, голые поля, пни. Красная часть магнита со знаком «+» притягивает добрые слова, синяя— со знаком «-« —слова с противоположным значением. Дети прикрепляют к магнитной доске карточки со словами: ласково, трудолюбивый, храбрец, щедрый, любить, внимательный, глубоко, ленивый, трус, жадный, ненавидеть и т. п.
Учитель. Мы знакомились с несколькими словами. А посмотрите , сколько их пришло к нам на урок. ( 12 слайд) «Словарь — это вся вселенная в алфавитном порядке», - сказал французкий писатель Анатоль Франс. И действительно в них вы можете получить ответ на любой вопрос. Главное — уметь пользоваться словарем.
Давайте вспомним, что мы узнали о работе со словарями. С помощью мимики (улыбнитесь или нахмурьтесь) покажите, понравилось ли вам на уроке. Что понравилось? Что удивило? Что запомнилось?
(13 слайд)
Прощаться настала пора…..
Журнал закрывать нам пора!
С ним узнал ты много слов
И много всяких всячин.
И если ты запомнил их,
Не зря урок наш был потрачен.
Ребята, большое спасибо вам за активную работу на уроке! Давайте поблагодарим и риторику.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное занятие по русскому языку для 3-4 классов «Незаменимые помощники – словари»
Внеклассное занятие проводилось в рамках предметной недели по русскому языку в начальной школе. Разработано в в форме устного журнала на основе слайдовой презентации. Реализуется компетентностный подх...
Проект по русскому языку "Мой помощник -словарь", 2 класс
Проект содержит задания для самостоятельной работы с разными видами словарей для учащихся 2 класса....
"Незаменимые помощники - словари"
Литературная гостиная "Незаменимые помощники - словари" [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"11239482","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","style":"font-size...
урок русского языка "Незаменимые помощники словари"
Методическая разработка урока русского языка...
Внеурочное занятие по русскому языку в 3 классе. Тема «Незаменимые помощники – словари»
I. Вступительное слово учителя.II....
Словарный урок «Наши помощники – словари»
Актуальность урока в том, что, организуется деятельность обучающихся так, чтобы они смогли понять, какую информацию можно получить из словарей различных типов; обучающиеся учатся пользоваться словарям...
" Мой друг и помощник - словарь" (2 класс)
Урок - исследование. Конспект урока по русскому языку "Мой друг и помощник - словарь". 2 класс....