Рабочая программа коррекционного курса «Коррекционно-развивающие занятия (логопедические)
рабочая программа по логопедии (2 класс)
Курс коррекционно-развивающей области «Логопедические занятия» является обязательным для реализации. Он направлен на коррекцию различных недостатков речевого развития у школьников, получающих образование в соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и АОП НОО обучающихся с ЗПР (вариант 7.2).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_2-4klass_7.2_logopedno19.docx | 56.29 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Основная образовательная школа№19» города Бийска Алтайского края
РАССМОТРЕНО Протокол заседания ШМК учителей начальных классов/ №… от «…» мая 2019 года | ПРИНЯТО Протокол заседания Педагогического Совета № 1 от « » августа 2019 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ «СОШ№19» _________ /Шмунк Д.Д/ Приказ № от « » августа 2019 г. |
Программа
коррекционного курса
«Коррекционно-развивающие занятия (логопедические)
2-4 класса
форма обучения: групповая
уровень образования: начальное/общее образование
уровень обучения: базовый /
Учитель: Лариса Владимировна Мишулина
Квалификационная категория: высшая
2019– 2020 учебный год
Пояснительная записка
Курс коррекционно-развивающей области «Логопедические занятия» является обязательным для реализации. Он направлен на коррекцию различных недостатков речевого развития у школьников, получающих образование в соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и АОП НОО обучающихся с ЗПР (вариант 7.2). Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий по развитию навыков письма для обучающихся с ОВЗ 2-4 класса составлена на основании следующих нормативно-правовых документов и материалов:
- Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (п.22 ст.2;ч.1, 5 ст.12; ч.7 ст.28; ст.30; п.5 ч.3 ст.47; п.1 ч.1 ст.48)
- Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 № 26 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями»;
- Приказ Минобрнауки России «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования» от 31.12.2015г. №1576;
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 11 марта 2016 г. № ВК-452/07 «О введении ФГОС ОВЗ».
- Приказ Министерства просвещения РФ от 28.12. 2018г. № 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющихся государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»
- Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся ОВЗ МБОУ «ООШ №19»
- Учебный план В-7.1 МБОУ «ООШ №19»;
- Авторская программа
- «Положение о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся» МБОУ «ООШ№19»
Общая цель логопедических занятий заключается в диагностике, коррекции и развитии всех сторон речи (фонетико-фонематической, лексико-грамматической, синтаксической), а также связной устной и письменной речи.
Курс «Логопедические занятия» представляет особую значимость для учащихся с ЗПР, поскольку у данной группы детей наблюдается большая распространенность комплексных речевых нарушений, своеобразие речи, проявляющееся в недостаточности или нарушении развития ее компонентов, что приводит к трудностям усвоения учебного материала.
Цель программы:
обеспечение сопровождения ребёнка c ОВЗ при ЗПР с речевым недоразвитием, обучающемся в общеобразовательной школе, на логопедическом пункте (логопедический пункт – подразделение общеобразовательного учреждения, оказывающее помощь обучающимся, имеющим отклонения в развитии устной и письменной речи первичного характера, в освоении общеобразовательных программ).
Задачи программы:
-определение особенностей организации образовательного процесса для данного ребёнка в соответствии с индивидуальными особенностями ребёнка, структурой нарушения и степенью его выраженности;
-создание условий, способствующих освоению обучающимся основной образовательной программы начального общего образования и его интеграции в образовательном учреждении;
-разработка и реализация коррекционно-развивающих рабочих программ, организация индивидуальных и (или) групповых занятий;
-оказание консультативной и методической помощи родителям ;
-создании условий для получения образования обучающимся с ОВЗ;
– обеспечение дифференцированных условий (оптимальный режим учебных нагрузок, вариативные формы получения специализированной помощи) в соответствии с результатами диагностики;
–обеспечение психолого-педагогических условий (коррекционная направленность учебно-воспитательного процесса;
-учёт индивидуальных особенностей ребёнка;
-соблюдение комфортного психоэмоционального режима;
-использование современных педагогических технологий, в том числе информационных, компьютерных для оптимизации коррекционно-развивающего процесса, повышения его эффективности, доступности);
–обеспечение специализированных условий (решение комплекса специальных задач на всех этапах коррекционного обучения, ориентированных на особые образовательные потребности обучающегося с речевым недоразвитием;
-использование специальных методов, приёмов, средств обучения, специализированных коррекционных программ, ориентированных на особые образовательные потребности ребёнка;
-дифференцированное и индивидуализированное обучение с учётом специфики нарушения развития ребёнка;
-комплексное воздействие на обучающегося, осуществляемое на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях;
–обеспечение здоровьесберегающих условий (оздоровительный и охранительный режим);
-укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических, умственных и психологических перегрузок обучающихся, соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм).
Логопедические занятия являются средством развития высших психических функций, интеллектуальных и творческих способностей у учащихся. Успехи в обучении способствуют социальной адаптации и интеграции ребенка, имеющего речевое нарушение, в среду нормально развивающихся сверстников.
Программа обеспечивает достижение обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками;
овладение навыками внимательного и уважительного отношения к мнению сверстников;
адекватное понимание причины успеха/неуспеха в работе;
знание основных правил поведения на уроке;
формирование способности самооценки на основе наблюдения за собственной речью;
понимание того, что письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека.
Метапредметные результаты:
умение контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
овладение логическими действиями сравнения, анализа и синтеза;
овладение алгоритмами основных учебных действий по анализу и интерпретации произведений (деление текста на части, составление плана и др.);
использование знаково-символических средств для создания моделей изучаемых объектов, схем решения учебных и практических задач;
построение речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации;
умение составлять тексты в устной и письменной формах;
овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов.
Предметные результаты:
умение находить, сравнивать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, член предложения, простое предложение;
умение контролировать свои действия, проверять написанное;
определять в словах место и последовательность звуков: гласных и согласных;
определять количество звуков в словах, слогов в словах;
определять ударные и безударные гласные, слоги;
графически обозначать звуки, слоги и слова;
производить звуковой, буквенный, слоговой анализ и синтез слов;
определять количество, последовательность и место слов в предложении, предложений в тексте;
строить связное высказывание; точно и четко формулировать мысли; отбирать языковые средства, для построения высказывания (передача содержания текста, сюжетной картины).
Требования к уровню подготовки обучающихся.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся к концу 2 класса.
Обучающиеся должны знать:
строение артикуляционного аппарата;
признаки гласных и согласных звуков;
Обучающиеся должны уметь:
дифференцировать звуки по способу образования;
производить простые и сложные формы звукового анализа;
устанавливать связь между звуковой формой слова и его лексическим значением;
составлять предложения;
задавать вопросы по содержанию предложения, текста;
выделять изученные орфограммы;
пересказывать прочитанный, воспринятый на слух текст;
ориентироваться в учебной ситуации;
полноценно участвовать во фронтальной работе и в паре;
ответственно относится к результатам своей коррекционной работы;
осознавать сильные и слабые стороны, освоить «технологию успеха и достижений».
Содержание
Работа по развитию фонематического анализа и синтеза
Звуки и буквы. Строение и функции речевого аппарата. Звук. Гласные и согласные звуки. Дифференциация по способу образования. Дифференциация понятий звук и буква. Выделение (узнавание) звука на фоне слова. Развитие сложных форм фонематического анализа (определение последовательности, количества и места звуков в слове).
Твердые и мягкие согласные. Дифференциация твердых и мягких согласных. Согласные только твердые. Согласные только мягкие.
Обозначение мягкости с помощью гласных. Дифференциация гласных первого и второго ряда (А – Я, О – Ё, У – Ю, Ы – И, Э – Е). Закрепить навык употребления гласных букв после твердых и мягких согласных. Анализ слов паронимов (ЛУК – ЛЮК). Связь между звуковой формой слова и лексическим значением. Работа с деформированным текстом (пропущенная буква, слог, слово).
Работа по развитию слогового анализа и синтеза
Слог и слово. Звук. Гласные и согласные звуки. Выделение гласного звука из слога. Выделение гласных звуков из слова. Слогообразующая роль гласных звуков. Составление слов из слогов. Деление слов на слоги. Анализ и синтез слов, полученных путём перестановки слогов. Типы слогов (прямые, обратные, закрытые, со стечением согласных). Составление графических схем слов. Подбор слов к соответствующим схемам. Перенос слов. Анализ слов различной слоговой структуры.
Ударение. Ударные и безударные гласные. Словарные слова. Ударение в словах с различным количеством слогов. Схемы слого-ритмической структуры слова. Фонетическая и смыслоразличительная роль ударения. Подбор слов по заданной схеме. Правописание безударных гласных. Способы проверки безударных гласных. Безударные гласные, непроверяемые ударением. Работа со словарными словами. Дифференциация словарных слов и слов, проверяемых ударением.
Работа по развитию языкового анализа и синтеза
Предлоги. Уточнение пространственных представлений. Ознакомление с условным обозначением предлогов (схемы). Работа с предлогами С, ИЗ, В, НА, и др. Графическое изображение предлогов. Формирование навыка раздельного написания предлогов со словами.
Словосочетание. Уточнение понятия: словосочетание, главное и зависимое слово. Подбор словосочетания по данной схеме. Дифференциация словосочетания и предложения на слух и при самостоятельном чтении.
Предложение. Уточнение понятия: предложение. Границы предложения. Знаки препинания в конце предложения. Интонационная законченность предложения. Виды предложений по интонации (вопросительное, повествовательное, невосклицательное). Определение количества слов в предложении. Составление предложения из набора слов. Самостоятельное придумывание предложения по картинке или заданной теме. Составление предложения по опорным схемам. Составление графических схем предложения. Согласование слов в предложении. Работа с деформированным предложением (деление предложения на отдельные слова).
Текст. Уточнение понятия: текст. Работа с текстом. Работа с деформированным текстом. Деление текста на предложения.
Работа по развитию связной речи
Связная речь. Выяснение и пополнение объёма словарного запаса (слова-«приятели», слова-«неприятели»). Многозначные слова. Составление рассказа из данных предложений. Составление рассказа из деформированных предложений. Составление рассказа по плану. Составление рассказа по началу и концу. Рассказы по опорным словам, картинкам, по сюжетной картине (сущ., глаголы). Рассказы-описания по схемам.
2.Предполагаемый результат:
Планируемые результаты строится с учётом необходимости определения положительной динамики развития речи обучающихся на основе выделения достигнутого уровня развития и ближайшей перспективы-зоны ближайшего развития ребёнка и основана на дифференциации требований к усвоению курса обучающихся с ЗПР, имеющих речевые дефекты. Звуковая сторона речи. Фонематические процессы. Называть основные органы артикуляционного аппарата. Четко и правильно выполнять артикуляционные движения в соответствии с речевой инструкцией. Удерживать артикуляционную позу и переключаться на другую. Воспроизводить заданный ритм. Демонстрировать сформированные произносительные навыки (четкое произношение, адекватную интонацию, соблюдение ритма) на материале стихотворений и связных текстов. Чётко произносить все звуки русского языка в речевом потоке. Знать названия букв алфавита, признаки гласных и согласных звуков, обозначать их при письме. Дифференцировать графически сходные рукописные буквы.Выделять и сравнивать языковые единицы (звук, буква, слово). Давать характеристику. Определять последовательность, количество, место звука в словах сложной звукослоговой структуры. Правильно произносить и записывать слова различной звукослоговой структуры, делить слова на слоги, выделять ударный слог, различать твёрдые и мягкие согласные, обозначать при письме мягкость согласных. Распознавать звонкие и глухие согласные, согласные сходные по акустико-артикуляционным признакам и обозначать их при письме. Знать правило проверки парных согласных в корне слова, делать проверку безударных гласных в корне. Правильно употреблять разделительный мягкий знак. Лексико-грамматический строй речи. Знать словарь, обобщающие понятия по основным лексическим темам. Согласовывать существительные с прилагательными и глаголами, различать одушевлённые и неодушевлённые существительные, употреблять прописную букву в именах собственных. Подбирать слова, близкие и противоположные по смыслу, правильно употреблять многозначные слова, подбирать однокоренные слова различных частей речи, владеть практическими способами словообразования и словоизменения. Проводить морфологический разбор слова. Различать предлоги и приставки, знать правила их правописания. Правильно использовать грамматические формы слов и отрабатываемые конструкции предложений, выражающих пространственные, временные, причинно-следственные отношения. Предложение и связная речь. Правильно употреблять простые и сложные предложения. Обозначать границы предложения. Распространять предложения однородными членами, употреблять знаки препинания при однородных членах. Воспроизводить интонационно верно, с соблюдением пауз и логических ударений предложения и тексты. Работать со сплошными текстами, деформированными текстами. Давать развёрнутые ответы на вопросы. Работать с планом текста, озаглавливать текст, выделять его тему и главную мысль. Отвечать на вопросы по содержанию прочитанных текстов. Самостоятельно составлять простой план к тексту. Владеть различными видами пересказов. Писать изложение текста по плану, по опорным словам. Строить связное высказывание, устанавливать логику (связность, последовательность); точно и четко формулировать мысли в процессе подготовки связного высказывания. Универсальные учебные действия Понимать и принимать коррекционную задачу, осуществлять ее решение под руководством учителя – логопеда. Выделять из содержания занятия известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме. Работать со схемами, таблицами, моделями. Включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем, проявлять инициативу и активность, стремление высказываться. Использовать навыки устной и письменной речи в различных коммуникативных ситуациях. Использовать нормы русского речевого этикета в ситуациях повседневного общения. Решать актуальные бытовые задачи, используя коммуникацию как средство достижения цели. Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимную помощь. Проявлять мотивацию учебно-познавательной деятельности. Понимать смысл выполнения самоконтроля и самооценки результатов учебной деятельности
Календарно-тематическоепланирование 2-4 класс
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | дата | ||||||
Тема I: Предложение | |||||||||
1 | Речь и предложение. Упражнение в составлении предложений. | 2 | |||||||
2 | Предложение и слово. Связь слов в предложении. Дифференциация понятий «слово» - «предложение». | 3 | |||||||
Тема II: Звуки и буквы | |||||||||
3 | Звуки и буквы. Алфавит. | 2 | |||||||
Тема III: Гласные и согласные | |||||||||
Тема VI: Согласные.Дифференциация твердых и мягких согласных | |||||||||
4 | Гласные I и II ряда. Твердые и мягкие согласные перед гласными I и II ряда. Первый способ обозначения мягкости. | 4 | |||||||
5 | Твердые и мягкие согласные перед гласными I и II ряда. Тренировочные упражнения на различение твердых и мягких согласных. | 4 | |||||||
6 | Твердые и мягкие согласные перед гласными «ы – и». | 2 | |||||||
7 | Дифференциация твердых и мягких согласных перед гласными «ы – и». | 2 | |||||||
8 | Твердые и мягкие согласные перед гласными «а - я». | 2 | |||||||
9 | Дифференциация твердых и мягких согласных перед гласными «а - я». | 2 | |||||||
10 | Твердые и мягкие согласные перед гласными «о - ё». | 2 | |||||||
11 | Дифференциация твердых и мягких согласных перед гласными «о - ё». | 2 | |||||||
12 | Твердые и мягкие согласные перед гласными «у – ю». | 2 | |||||||
13 | Дифференциация твердых и мягких согласных перед гласными «у – ю». | 2 | |||||||
14 | Дифференциация гласных «о - у». | 2 | |||||||
15 | Тренировочные упражнения на дифференциацию гласных «о - у». | 2 | |||||||
16 | Дифференциация гласных «ё-ю». | 2 | |||||||
17 | Тренировочные упражнения на дифференциацию гласных «ё-ю». | 2 | |||||||
18 | Дифференциация гласных второго ряда. | 2 | |||||||
19 | Тренировочные упражнения на дифференциацию гласных второго ряда. | 2 | |||||||
20 | Мягкий знак как способ обозначения мягкости согласных (в конце слов). Второй способ обозначения мягкости. | 2 | |||||||
21 | Тренировочные упражнения на обозначение мягкости согласных мягким знаком в конце слов. | 2 | |||||||
22 | Мягкий знак как способ обозначения мягкости согласных (в середине слов). Второй способ обозначения мягкости. | 2 | |||||||
23 | Разделительный мягкий знак. | 2 | |||||||
24 | Тренировочные упражнения на различение слогов и слов с разделительным мягким знаком и без него в устной и письменной речи. | 2 | |||||||
25 | Тренировочные упражнения на закрепление материала по пройденной теме. | 2 | |||||||
26 | Проверка знаний и умений по теме «Дифференциация твердых и мягких согласных». Диктант. | 2 | |||||||
27 | Дифференциация твердых и мягких согласных | 3 | |||||||
28 | Различение звонких и глухих [Б] - [П] в устной и письменной речи. | 2 | |||||||
29 | Различение звонких и глухих [В] - [Ф] в устной и письменной речи. | 2 | |||||||
30 | Различение звонких и глухих [Г] - [К] в устной и письменной речи. | 2 | |||||||
31 | Тренировочные упражнения на различение [Г] - [К] - [Х] в слогах, словах, предложениях. | 2 | |||||||
32 | Различение звонких и глухих [Д] - [Т] в устной и письменной речи. | 2 | |||||||
33 | Различение звонких и глухих [Ж] - [Ш] в устной и письменной речи. | 2 | |||||||
34 | Различение звонких и глухих [З] - [С] в устной и письменной речи. | 2 | |||||||
35 | Различение [Ж] - [З] в устной и письменной речи. | 2 | |||||||
36 | Различение [Ш] - [С] в устной и письменной речи. | 2 | |||||||
37 | Звук [щ], буква «Щ». | 2 | |||||||
38 | Различение [Щ] - [С’] в устной и письменной речи. | 2 | |||||||
39 | Звук [ч], буква Ч. | 2 | |||||||
40 | Звук [ц], буква Ц. | 2 | |||||||
41 | Различение [Ч] - [Ц] в устной и письменной речи. | 2 | |||||||
42 | Различение согласных [Ч] - [Т’] в слогах, словах, предложениях в устной и письменной речи. | 2 | |||||||
43 | Упражнение в различении [Ч] - [Т’] в слогах, словах, предложениях в устной и письменной речи. | 2 | |||||||
44 | Различение согласных [Ч] - [Щ] в слогах, словах, предложениях в устной и письменной речи. | 2 | |||||||
45 | Упражнение в различении [Ч] - [Щ] в слогах, словах, предложениях в устной и письменной речи. | 2 | |||||||
46 | Различение согласных [Ц] - [С] в слогах, словах, предложениях в устной и письменной речи. | 2 | |||||||
47 | Упражнение в различении [Ц] - [С] в слогах, словах, предложениях в устной и письменной речи. | 2 | |||||||
48 | Звуки [р], [р׳], буква «Р». | 2 | |||||||
49 | Звуки [л], [л׳], буква «Л». | 2 | |||||||
50 | Различение [Р] - [Л] в устной и письменной речи. | 2 | |||||||
51 | Упражнение в различении [Р] - [Л] в слогах, словах, предложениях в устной и письменной речи. | 2 | |||||||
52 | Тренировочные упражнения на различение [Р] - [Л] в слогах, словах, предложениях. | 2 | |||||||
53 | Закрепление и уточнение знаний по пройденной теме. Проверочная работа. | 2 | |||||||
Календарно-тематическое планирование 3 класс Обследование | |||||||||
1 | Синонимы. Слова-приятели: близкие по смыслу, но разные слова (корни). | 1 | |||||||
2 | Антонимы. Слова-неприятели, которые имеют противоположное значение. | 1 | |||||||
3 | Омонимы. Слова-близнецы, которые звучат одинаково, но имеют разный смысл. | 1 | |||||||
4 | Многозначные слова. Слова, которые имеют прямое и переносное значение. | 1 | |||||||
5 | Родственные слова. Корень слова. | 1 | |||||||
6 | Тренировочные упражнения в подборе родственных слов и выделении корня. | 1 | |||||||
7 | Упражнение в формировании навыка подбора родственных слов. | 1 | |||||||
8 | Однокоренные слова. Тренировочные упражнения в подборе однокоренных слов и выделении корня. | 1 | |||||||
9 | Упражнение в формировании навыка в выделении корня слова. | 1 | |||||||
10 | Родственные слова и слова с омонимичными корнями. | 1 | |||||||
11 | Упражнение на дифференциацию родственных слов и слов с омонимичными корнями. | 1 | |||||||
12 | Упражнение в формировании предпосылок к усвоению темы «Безударные гласные». | 1 | |||||||
13 | Сложные слова – слова, имеющие в составе два корня и соединительную гласную "о" или "е" между ними. | 1 | |||||||
14 | Тренировочные упражнения на выделение корней и соединительной гласной в сложных словах. | 1 | |||||||
15 | Общее понятие о приставках и употреблении их в речи. | 1 | |||||||
16 | Тренировочные упражнения в выделении приставок. | 2 | |||||||
17 | Упражнение в образовании слов с приставками и употребление их в речи. | 2 | |||||||
18 | Приставки пространственного значения. | 1 | |||||||
19 | Приставки временного значения. | 1 | |||||||
20 | Многозначные приставки. | 1 | |||||||
21 | Приставки, сходные по буквенному составу. | 1 | |||||||
22 | Разделительный твердый знак. | 2 | |||||||
23 | Упражнение в написании слов с разделительным твердым знаком. | 2 | |||||||
24 | Разделительный мягкий знак. | 2 | |||||||
25 | Упражнение в написании слов с разделительным мягким знаком. | 1 | |||||||
26 | Общее понятие о суффиксах и употреблении их в речи. | 1 | |||||||
27 | Тренировочные упражнения в выделении суффиксов. | 1 | |||||||
28 | Упражнение в образовании слов с суффиксами и употребление их в речи. | 1 | |||||||
29 | Суффиксы, указывающие на величину предметов, уменьшительно-ласкательные суффиксы. | 1 | |||||||
30 | Суффиксы профессий. | 1 | |||||||
31 | Суффикс прилагательных. | 1 | |||||||
32 | Правописание суффиксов в глаголах прошедшего времени. | 1 | |||||||
33 | Окончание. Общее понятие об окончании и употреблении их в речи. | 1 | |||||||
34 | Тренировочные упражнения в выделении окончаний. | 2 | |||||||
35 | Морфологический состав слова. Закрепление материала. | 2 | |||||||
36 | Употребление имен существительных в форме единственного и множественного числа. | 2 | |||||||
37 | Употребление имен существительных разного рода. | 2 | |||||||
38 | Употребление имен существительных в косвенных падежах. | 2 | |||||||
39 | Согласование прилагательных и существительных в роде и числе. | 2 | |||||||
40 | Согласование прилагательных и существительных в падеже. | 2 | |||||||
41 | Согласование глагола и существительного в числе. | 2 | |||||||
42 | Согласование глагола и существительного в роде. | 2 | |||||||
43 | Согласование глагола и существительного во времени. | 2 | |||||||
44 | Общее понятие о предлогах и употреблении их в речи. | 1 | |||||||
45 | Тренировочные упражнения в выделении предлогов. | 1 | |||||||
46 | Предлоги у, около, к, от, по. | 1 | |||||||
47 | Предлоги на, над, под, с (со), из-под. | 1 | |||||||
48 | Предлогив (во), из, за, из-за. | 1 | |||||||
49 | Предлоги между, возле, перед. | 1 | |||||||
50 | Дифференциация предлогов и приставок. | 1 | |||||||
51 | Тренировочные упражнения в дифференциации предлогов и приставок. | 1 | |||||||
52 | Тренировочные упражнения в соотношении предлогов и глагольных приставок. | 1 | |||||||
53 | Тренировочные упражнения на отработку пройденного материала. | 1 | |||||||
54 | Итоговый диктант. | 1 |
Календарно-тематическое планирование 4 класс
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Дата |
Тема I: Предложение | |||
1 | Речь. Предложение как единица речи. | 2 | |
2 | Слово. Смысловое значение слова. | 2 | |
3 | Образные слова и выражения в нашей речи. | 2 | |
4 | Упражнение в употреблении образных слов при описании предмета. | 2 | |
5 | Связь слов в предложении. | 2 | |
6 | Упражнение в установлении связей слов в предложении. | 2 | |
7 | Составление предложений из данных слов. Упражнения в выделении главных слов в предложении и постановке вопросов к ним. | 2 | |
8 | Составление предложений из данных слов. Упражнения в выделении второстепенных членов предложения и постановке вопросов к ним. | 2 | |
9 | Работа с деформированными предложениями. | 2 | |
10 | Составление предложений по опорным словам. | 2 | |
11 | Составление рассказа из предложений, данных в неправильной смысловой последовательности. | 2 | |
12 | Работа с деформированным текстом. Деление текста на отдельные предложения. | 2 | |
13 | Упражнение в делении текста на отдельные предложения. | 2 | |
14 | Составление связного текста из деформинованных предложений. | 2 | |
15 | Деление текста на части и озаглавливании их. | 2 | |
16 | Упражнение в выделении частей рассказа и озаглавливании их. | 2 | |
17 | Развитие навыка связного высказывания. Письменные ответы на вопросы. | 2 | |
18 | Обучение письменному ответу на вопросы. | 2 | |
19 | Работа над изложением. Составление плана изложения. | 2 | |
20 | Упражнение в составлении плана изложения. | 2 | |
21 | Упражнение в самостоятельном составлении плана изложения. | 2 | |
22 | Написание изложения по самостоятельно составленному плану. | 2 | |
23 | Работа над сочинением. Составление плана рассказа. | 2 | |
24 | Упражнение в составлении плана рассказа и написании сочинения по нему. | 2 | |
25 | Составление рассказа по картинке с использованием опорных слов. | 2 | |
26 | Сочинение по данному началу. | 2 | |
27 | Сочинение по данному концу. | 2 | |
28 | Сочинение-повествование. | 2 | |
29 | Сочинение-описание. | 2 | |
30 | Сочинение-рассуждение. | 2 | |
31 | Изложение | 2 | |
32 | Тестирование | 2 | |
33 | Диктант | 1 | |
34 | Обследование | 2 |
5.Учебно-методическое обеспечение.
Исходя из целей современного начального образования, предлагаемый перечень материально-технического обеспечения составлен с учетом следующих требований:
- обеспечение природосообразности обучения младших школьников (организация опыта чувственного восприятия, наглядности обучения);
- создание материально- технической поддержки процесса обучения, развития и воспитания младших школьников (расширение знаний, развитие мышления, речи, воображения, формирование коммуникативных, трудовых и др. умений и т.п.);
- создание условий для организации практической деятельности школьников (наблюдений, опытов, моделирования и др.), а также элементарной художественной деятельности (рисования, конструирования и др.)
Демонстрационные и печатные пособия:
- кассы букв и слогов
- наборы сюжетных картинок
- материал в виде карточек-символов (графическое изображение звуков, слов, предложений и т.п.)
- лента букв и звуков
- плакат «Алфавит»
- звуковые профили (альбом)
- демонстрационный материал «Артикуляционный аппарат»
Список использованной литературы:
1. Волкова, Селиверстов. Хрестоматия по логопедии. Том 2. - М.: Владос, 1997.
2. Волкова, Шаховская. Логопедия. - М.: Владос, 1999.
3. Корнев А.Н. Нарушение чтения и письма у детей. - СПб.: 1997.
4. Левина Р.Е. Логопедическая работа в школе. - М.: 1953.
5. Левина Р.Е. Недостатки речи и письма у детей. - М.: 1961.
6. Левина Р.Е. Нарушение письма у детей с нарушениями речи. - М.: 1961.
7. Лурия А.Р. Очерки психофизиологии письма. - М.: Изд-во АПН РСФСР 1950.
8. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. - М.: Изд-во МГУ, 1983.
9. Лурия А.Р. Мозг и психика. Хрестоматия по психологии под ред. Мироненко В.В.- М.: Просвещение, 1977.
10. Ю.Меудис В.Я., Негуре И.П. Психологические основы формирования письменной речи у младших школьников. - М.: 1994.
11. И.Селиверстов В.И. Понятийно-терминологический словарь логопеда. – М. Владос, 1997.
12. Токарева О.А. Расстройства чтения и письма (дислексия и дисграфия. Сб. под ред. Ляпидевского С.С. - М.: Медицина, 1969,
13. Токарева О.А. Расстройства речи у детей и подростков. Сб. под ред. Ляпдевского С.С. - М.: Медицина, 1969.
14. Хватцев М.Е. Логопедия. - М.: 1959.
15. Величенкова О.А. Дисграфия. Лекция. - М.: КПК 2002-2003.
16. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление младших школьников. - М.: Владос, 1997.
17. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. - М.: В. ДОС, 1998.
18. Ефименкова Л.Н., Садовникова И.Н. Исправление и предупреждение дисграфии у детей. - М.: Просвещение, 1972.
19. Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьномлогопункте. - М.: Просвещение, 1991.
20. Городилова, В.И., Кудрявцева М.З. Чтение и письмо. Обучение, развитие и исправление недостатков. - М.: Аквариум, 1996.
21. Волкова Л.С. Логопедия. - М.: Просвещение, 1989.
22. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. - М.: 1994.
23. СпироваЛ.Ф. Графические ошибки при нарушенииях письма у детей с недоразвитием речи. Проблемы психического развития нормального ребенка. - М.:
24. Токарева О.А. Расстройство письменной речи у детей. Очерки патологии речи и голоса. - М.: 1963.
25. Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Обучаем читать и писать без ошибок: Комплекс упражнений для работы учителей-логопедов с младшими школьниками по предупреждению и коррекции недостатков чтения и письма. - М.: АРКТИ, 2007.
26.Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения: Методическое пособие. Е.А. Алябьева – Москва, ТЦ Сфера, Москва, 2005
27.Покажи и расскажи. Игровые упражнения по развитию речи дошкольников на основе фонетической ритмики. Н.Ю. Костылева – Москва, ТЦ Сфера,2007
Лист изменений и дополнений
Класс | Дата | Кол-во часов | Причины (номер документа) | Решение |
3а | ||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «Дефектологические коррекционно-развивающие занятия» для обучающихся с ЗПР (7.1)
Рабочая программа по курсу «Дефектологические коррекционно-развивающие занятия» составлена для учащихся с задержкой психического развития на основе Адаптированной основной общеобразо...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «Дефектологические коррекционно-развивающие занятия» для обучпающихся с ЗПР (7.2)
Рабочая программа по курсу «Дефектологические коррекционно-развивающие занятия» составлена для учащихся с задержкой психического развития на основе Адаптированной основной общеобразо...
Рабочая программа по курсу коррекционно-развивающей области «Психокоррекционные занятия» Адаптированная основная общеобразовательная программа для обучающихся с задержкой психического развития (7.2) 1 дополнительный класс
Курс коррекционно-развивающей области «Психокоррекционные занятия» направлен на исправление различных типичных недостатков психического (психологического) развития, которые в совокупности ...
Рабочая программа по курсу "Коррекционно - развивающие занятия" для детей с РАС
Коррекционный курс «Коррекционно – развивающие занятия» входит в обязательную часть учебного плана АООП обучающихся с РАС, вариант 8.4. Реализация коррекционной программы для детей с...
Рабочая программа коррекционного курса "Коррекционно-развивающие занятия" для обучающихся 4 класса с глубокой умственной отсталостью, вариант 2.
Актуальность и практическая значимость программы курса «Коррекционно-развивающие занятия» состоит в формировании общей культуры, обеспечивающей, в соответствии с общеп...
Коррекционный курс «Коррекционно-развивающие занятия (логопедические)»
Рабочая программа коррекционного курса "Коррекционно-развивающие занятия с логопедом» для обучающихся с ОВЗ 1 – 4 классов разработана на основе Федерального государственного образоват...
Рабочая программа коррекционного курса «Коррекционно-развивающие занятия с учителем-дефектологом» для обучающихся с задержкой психического развития по АООП НОО (варианты 7.1, 7.2) 1- 2 классы
Рабочая программа коррекционных занятий определяет структуру и содержание работы по коррекции познавательной деятельности обучающихся 1-2 классов, занимающихся по адаптированной основной общеобр...