Рабочая программа по курсу "Коррекционно - развивающие занятия" для детей с РАС
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)
Коррекционный курс «Коррекционно – развивающие занятия» входит в обязательную часть учебного плана АООП обучающихся с РАС, вариант 8.4. Реализация коррекционной программы для детей с РАС дает основу для эффективной адаптации ребенка к миру. В процессе занятий происходит обучение ребенка активному контакту с окружающим миром. Повышается уровень безопасности и эмоционального комфорта, проявления нежелательного поведения, таким образом, нивелируются. Цель программы: коррекция недостатков познавательных и эмоциональных процессов, моторных и сенсорных функций обучающихся с расстройствами аутистического спектра (РАС), на основе создания оптимальных условий познания ребенком каждого объекта, его свойств, качеств, признаков; дать правильное многогранное представление об окружающей действительности, способствующее оптимизации психического развития ребенка и более эффективной социализации его в обществе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_korrektsionno_-_razvivayushchie_zanyatiya_dlya_detey_s_ras_8.4.docx | 73.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования и науки города Москвы
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы
«Школа № 281»
(ГБОУ Школа № 281)
«СОГЛАСОВАНО» на заседании Педагогического совета ГБОУ Школа № 281 Протокол № ____ от __ . __ .2022 | «УТВЕРЖДАЮ» Директор ГБОУ Школа №281 _________________ Т. В. Шишкина «______»_______________2022 год |
Рабочая программа коррекционного курса
«Коррекционно–развивающие занятия»
начальное общее образование
Составители: | Кауфман Т.Н. |
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья, коррекционно-развивающая область
Москва
2022
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
АКТУАЛЬНОСТЬ
Коррекционный курс «Коррекционно – развивающие занятия» входит в обязательную часть учебного плана АООП обучающихся с РАС, вариант 8.4.
Реализация коррекционной программы для детей с РАС дает основу для эффективной адаптации ребенка к миру. В процессе занятий происходит обучение ребенка активному контакту с окружающим миром. Повышается уровень безопасности и эмоционального комфорта, проявления нежелательного поведения, таким образом, нивелируются.
Рабочая программа по коррекционному курсу «Коррекционно – развивающие занятия» разработана на основе нормативных документов:
- Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 19 декабря 2014 г. № 1598
- Комплект примерных рабочих программ для 1 дополнительного и 1 классов по отдельным предметам и коррекционным курсам для обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.4), одобренный решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию 4 июля 2017 года (протокол №3/17)
- Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (Протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15) одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015г. № 4/15).
- Учебный план ГБОУ Школа № 281
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ
Коррекция недостатков познавательных и эмоциональных процессов, моторных и сенсорных функций обучающихся с расстройствами аутистического спектра (РАС), на основе создания оптимальных условий познания ребенком каждого объекта, его свойств, качеств, признаков; дать правильное многогранное представление об окружающей действительности, способствующее оптимизации психического развития ребенка и более эффективной социализации его в обществе.
В ходе реализации программы решаются следующие задачи:
- Преодоление трудности эмоционального контактирования ребенка с окружающим миром, а также формирование потребности в контакте, в том числе эмоциональном.
- Обеспечение системного подхода к созданию условий для развития у детей с ограниченными речевыми способностями возможности выражать свои желания, быть услышанными своими близкими и обществом.
- Коррекция отдельных сторон психической деятельности, нарушений познавательной и эмоционально-личностной сферы;
- Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях;
- Коррекция нарушений аффективного, сенсорно-перцептивного, коммуникативного и личностного развития, дезадаптивных форм поведения;
- Формирование социально приемлемых форм поведения, сведение к минимуму проявлений неадекватного поведения (неадекватные крик и смех, аффективные вспышки, агрессия, самоагрессия, стереотипии и другие проявления).
- Дополнительная помощь в освоении отдельных предметно-практических действий, в формировании представлений, в формировании и закреплении базовых моделей социального взаимодействия;
- Развитие индивидуальных способностей обучающихся, их творческого потенциала;
- Развитие коммуникативных навыков обучающихся, их использование в различных видах учебной и внешкольной деятельности
Сроки реализации:
1 подготовительный класс - 33 учебные недели;
1 основной класс – 33 учебные недели;
1 дополнительный класс – 33 учебные недели;
2 класс - 34 учебные недели;
3 класс - 34 учебные недели;
4 класс – 34 учебные недели.
Форма и режим коррекционно-образовательной деятельности:
занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительностью до 20 минут в индивидуальной форме.
КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГРУППЫ
Человек с первых дней своей жизни включается в социальный мир. По мере освоения ребенком средств коммуникации, его интеграция в обществе становится все интенсивнее, и социализация проходит успешно. Нарушение социального взаимодействия и средств коммуникации приводит к искаженному развитию и является особенностью детей с РАС. Для детей с расстройством аутистического спектра являются характерными следующие признаки:
- дефицит социально-эмоциональной взаимности. Неспособность инициировать социальное взаимодействие и реагировать на поступающий из вне социального контакта. Снижение эмоционального обмена и способности реагировать;
- трудности в установлении и поддержании социального контакта. Трудности распознавания контекста в коммуникации;
- ограниченный, фиксированный круг интересов, характеризующихся сильной привязанностью к чему-либо;
- искаженное восприятие сенсорной информации, реакция на поступающую сенсорную информацию характеризуется избыточностью или недостаточностью;
- недостаточное или полное отсутствие потребности в контактах с окружающими;
- отгороженность от внешнего мира;
- слабость эмоционального реагирования по отношению к близким, даже к матери, вплоть до полного безразличия к ним (аффективная блокада)
- неспособность дифференцировать людей и неодушевленные предметы. Нередко таких детей считают агрессивными;
- недостаточная реакция на зрительные слуховые раздражители заставляет многих родителей обращаться к офтальмологу или сурдологу. Но это ошибочное мнение, дети с аутизмом, наоборот, очень чувствительны к слабым раздражителям. Например, дети часто не переносят тиканье часов, шум бытовых приборов, капанье воды из водопроводного крана;
- приверженность к сохранению неизменности окружающего;
неофобии (боязнь всего нового) проявляются у детей – аутистов очень рано. Дети не переносят смены места жительства, перестановки кровати, не любят новую одежду и обувь; - однообразное поведение со склонностью к стереотипам, примитивным движениям;
- разнообразные речевые нарушения при РАС;
Программа коррекционно-развивающего курса предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с РАС посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.
СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
Коррекционный курс «Коррекционно-развивающие занятия» направлен на формирование разнообразных моделей общения с постепенным сокращением дистанции взаимодействия с окружающими, формирование возможных форм визуального и тактильного контакта, формирование способности проникать в эмоциональный смысл ситуации общения, формирование коммуникативных навыков. Данная программа создаёт специальные условия обучения и воспитания, позволяющие учитывать особые потребности детей посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса. Содержание рабочей программы реализуется с учетом возрастных и индивидуальных особенностей развития обучающихся, через основные направления: диагностика; коррекционно-развивающая работа; консультативная работа; информационно-просветительская работа, социально-педагогическое сопровождение. Формирование разнообразных моделей коммуникации необходимо осуществлять с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Критериями выбора предпочтительного способа коммуникации могут служить индивидуальные когнитивные и моторные навыки ребенка. Благодаря индивидуальному подходу в выборе средств коммуникации, стратегии коррекционной работы с учетом индивидуальных особенностей, существует высокая вероятность успешного овладения ребенком коммуникативными навыками. Коммуникативное развитие является крайне важным для ребенка, так как затруднения в данной сфере влияют не только на взаимодействие ребенка с окружающим миром, общение, но и на формирование и развитие всех когнитивных процессов.
Коррекционно-развивающие занятия направлены:
- на реализацию индивидуальных специфических образовательных потребностей обучающихся с РАС, не охваченных содержанием программ учебных предметов и коррекционных занятий;
- на индивидуальную коррекционную реабилитацию деятельности, недоступную без специально организованной помощи с стороны специалистов;
- на развитие индивидуальных способностей обучающихся, активизацию потенциальных психофизических ресурсов.
Содержание коррекционного курса:
1 подготовительный класс, 1 основной класс, 1 дополнительный класс
№ | Наименование раздела | Содержание разделов | Форма контроля |
1 | Организация совместного внимания | Учим смотреть в сторону говорящего, слушать обращенную речь, менять свое поведение по речевой инструкции. | Динамическое наблюдение |
2 | Соотнесение сигнальных символов/жестов с определенными последующими действиями | Обучение адекватной реакции на интонацию педагога, на слова запрета: нет, нельзя; да, можно. Учим выражать свое отношение | Динамическое наблюдение |
3 | Соотнесение сигнальных символов/жестов с определенными последующими действиями. | Различие и выполнение противоположных действий | Динамическое наблюдение |
4 | Использование жестовых, предметных и графических символов при обращении к другим. | Обучение соотнесению названия игрушки с символом и действием Расширение представления о словах, обозначающих ежедневно выполняемые действия | Динамическое наблюдение |
5 | Понимание жестов | Отслеживание жестов собеседника и правильное их восприятие в процессе общения. Демонстрация подходящих по случаю жестов | Динамическое наблюдение |
6 | Понимание символов | Формируем представление о том, что каждый предмет и каждая часть тела имеет свое название, символ | Динамическое наблюдение |
7 | Формирование умения обращаться к взрослому. | Закрепление умения выполнять поручения по инструкции взрослого в различных социально-бытовых условиях и видах деятельности, в процессе индивидуальной работы с детьми, в естественных ситуациях повседневной жизни | Динамическое наблюдение |
8 | Употребление слов/жестов | Знакомство с игрушками, предметами быта, соотнесение их символом. Формирование умения следить за перемещением игрушки, узнавать ее по названию, звучанию. Поиск названного предмета, расположенного как в определенном привычном месте, так и в разных местах группы. Закрепление умения узнавать предмет по звуку (музыкальные, заводные, звучащие игрушки). | Динамическое наблюдение |
Содержание коррекционного курса 2-4 класс
№ | Наименование раздела | Содержание разделов | Формы контроля |
1 | Невербальная коммуникация | Распознавание различных эмоциональных состояний. Отслеживание жестов собеседника и правильное их восприятие в процессе общения. Демонстрация подходящих по случаю жестов. Рассматривание разных поз людей в различных ситуациях | Динамическое наблюдение |
2 | Вербальная коммуникация | Изучение этикетных и речевых формул (приветствие, прощание, знакомство, извинение, просьба и пр.) | Динамическое наблюдение |
3 | Моделирование и разыгрывание типичных жизненных ситуаций | Прогнозирование речевых ситуаций. Проигрывание ситуаций из реальной жизни. Формирование социально приемлемых форм поведения | Динамическое наблюдение |
4 | Развитие познавательных процессов | Формирование элементарных познавательных процессов, через игровую деятельность с практическим применением в социуме | Динамическое наблюдение |
5 | Сенсорно-перцептивного развитие | Формирование сенсорных процессов через предметно – практическую деятельность | Динамическое наблюдение |
6 | Тактильно-двигательное восприятие | Формирование ощущений от различных поз тела; вербализация собственных ощущений | Динамическое наблюдение |
Тематическое планирование 1 подготовительный класс
№ | Тема | Содержание | Количество часов | Формы контроля |
Первичная диагностика | Диагностика коммуникативной сферы | 1 | Динамическое наблюдение | |
Первичная диагностика | Диагностика коммуникативной сферы | 1 | Динамическое наблюдение | |
Первичная диагностика | Диагностика коммуникативной сферы | 1 | Динамическое наблюдение | |
Организация совместного внимания | Учимся смотреть в сторону говорящего, слушать обращенную речь, менять свое поведение по речевой инструкции. | 1 | Динамическое наблюдение | |
Обучение соотнесению сигнальных символов/жестов с определенными последующими действиями | Установление зрительного контакта. Учимся реагировать на интонацию педагога, на слова запрета: нет, нельзя; да, можно. Учим выражать свое отношение. Изучение и запоминание жестов и символов (можно, нельзя). Формирование умения выражать свои желания жестами. Использование жестовых, предметных и графических символов в общении. | 1 | Динамическое наблюдение | |
Упражнения-игры в соотнесении символов и жестов | 1 | Динамическое наблюдение | ||
Сюжетные истории с вопросами на отрабатываемый жест | 1 | Динамическое наблюдение | ||
Упражнения-игры в соотнесении символов и жестов | 1 | Динамическое наблюдение | ||
Соотнесение сигнальных символов/жестов с последующими действиями | Установление зрительного контакта. Соотнесение жестов и символов с выполнением определенных действий. Различие и выполнение противоположных действий. Закрепление умения выполнять поручения по инструкции взрослого в различных социально-бытовых условиях и видах деятельности, в процессе индивидуальной работы с детьми, в естественных ситуациях повседневной жизни. «Дай мне…», «Положи на…» | 1 | Динамическое наблюдение | |
Обучение соотнесению командных символов/жестов с пониманием необходимости выполнения последующих действий | 1 | Динамическое наблюдение | ||
Упражнения-игры в использовании символов и жестов | 1 | Динамическое наблюдение | ||
Соотнесение командных символов/жестов с пониманием необходимости выполнения последующих действий. | 1 | Динамическое наблюдение | ||
Разыгрывание сюжета с использованием жестов/символов | Установление зрительного контакта. Игра «Повтори», «Кто спрятался?» Активное участие детей в разыгрываемой ситуации. Использование умений на практике. Ответ на вопрос с помощью визуальной подсказки по содержанию представленной ситуации | 1 | Динамическое наблюдение | |
Упражнения-игры в использовании символов и жестов | 1 | Динамическое наблюдение | ||
Закрепление пройденных жестов. Упражнения на подражание | 1 | Динамическое наблюдение | ||
Обучение использованию жестовых обращений к другим. | Установление зрительного контакта Формирование умения обращаться к взрослому с использованием жестов. Использование символов при обращении к другим и выражении просьбы, желания, недовольства. Формирование умения выражать свои желания жестами. Игра «Угадай, что это?» Игра на подражание «Раз-два-три, посмотри: это –я, это -ты». Работа с карточками альтернативной коммуникации. Конструирование с блоками Дьенеша | 1 | Динамическое наблюдение | |
Моделирование и разыгрывание типичных жизненных ситуаций | 1 | Динамическое наблюдение | ||
Использование предметных символов при обращении к другим. | 1 | Динамическое наблюдение | ||
Моделирование и разыгрывание типичных жизненных ситуаций | 1 | Динамическое наблюдение | ||
Обучение использованию графических символов при обращении к другим | 1 | Динамическое наблюдение | ||
Упражнения-игры по использованию символов | 1 | Динамическое наблюдение | ||
Озвучивание действий | Установление зрительного контакта. Учим озвучиванию действий (хлоп — если что-то лопается, би-би — если сигналит машина, у-у — если дует ветер, топ-топ — если кто-то шагает), произнесению отдельных звуков или их серий(бим-бом, бим-бим, тик-так), подражанию звуков животных (гав-гав, мяу, му); имитации смеха, фырканья, чмокания, воркования, жужжания, пощелкивания пальцами) | 1 | Динамическое наблюдение | |
Произнесение отдельных звуков или их серий (бим-бом, бим-бим, тик-так) | 1 | Динамическое наблюдение | ||
Подражание звукам животных | 1 | Динамическое наблюдение | ||
Словесное обозначение повторяющихся действий (приветствие, прощание, еда). | Установление зрительного контакта Имитация (повторение движений за взрослым «делай, как я»). Конструирование «Стол и стул для матрешки» Расширение представления о словах, обозначающих ежедневно выполняемые действия. | 1 | Динамическое наблюдение | |
Знакомство с игрушками, предметами быта и соотнесение их с символом. | Установление зрительного контакта Игра «Покажи части тела», «Кто это?», «Кто спрятался?» «Куда поехала машинка?», «Куда полетела бабочка?» Формируем представление о том, что каждый предмет и каждая часть тела имеет свое название, символ. | 1 | Динамическое наблюдение | |
Формирование умения следить за перемещением игрушки, узнавать ее по названию, звучанию. | 1 | Динамическое наблюдение | ||
Закрепление умения узнавать предмет по звуку (музыкальные, заводные, звучащие игрушки). | 1 | Динамическое наблюдение | ||
Закрепление пройденных жестов, символов Упражнения на подражание | Установление зрительного контакта Имитация (повторение движений за взрослым «Делай, как я»). Сказкотерапия, пальчиковые игры («Зайчик», «Птичка») Активное участие детей в разыгрываемой ситуации. Использование умений на практике. Ответы на вопросы по содержанию представленной ситуации | 1 | Динамическое наблюдение | |
Закрепление пройденных жестов, символов Упражнения на подражание | 1 | Динамическое наблюдение | ||
Разыгрывание сюжета с использованием жестов, символов | 1 | Динамическое наблюдение | ||
Разыгрывание сюжета с использованием жестов, символов | 1 | Динамическое наблюдение | ||
Итоговая диагностика | Диагностика результатов обучения | 1 | Динамическое наблюдение |
Тематическое планирование 1 основной класс
№ | Тема | Содержание | Количество часов | Формы контроля |
Первичная диагностика | Диагностика коммуникативной сферы | 1 | Динамическое наблюдение | |
Первичная диагностика | Диагностика коммуникативной сферы | 1 | Динамическое наблюдение | |
Первичная диагностика | Диагностика коммуникативной сферы | 1 | Динамическое наблюдение | |
Организация совместного внимания | Установление зрительного контакта Игра с пальчиками «Ладошка». Психогимнастика «Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся» Отслеживание мимики и жестов собеседника и правильное их восприятие в процессе общения. Демонстрация подходящих по случаю жестов, мимики. Формирование умения использовать жесты и мимику в обращении к другому, в ответах на вопросы, просьбы. Подвижные игры «Угадай позу», «Покажи такую же» Игра «Что сначала, что потом» Игра «Раздувайся пузырь» Инструкция: «Что я показываю? Как называется?» | 1 | Динамическое наблюдение | |
Классификация жестов (приветствие, прощание) | 1 | Динамическое наблюдение | ||
Классификация жестов (нет, несогласие, отказ, согласие) | 1 | Динамическое наблюдение | ||
Разыгрывание сюжета с использованием жестов | 1 | Динамическое наблюдение | ||
Разыгрывание сюжета с использованием жестов | 1 | Динамическое наблюдение | ||
Тренируем мимику | 1 | Динамическое наблюдение | ||
Выражение радости и страха | 1 | Динамическое наблюдение | ||
Классификация жестов | 1 | Динамическое наблюдение | ||
Запоминаем движения | 1 | Динамическое наблюдение | ||
Тренируем мимику | 1 | Динамическое наблюдение | ||
Выражаем удивление и огорчение | 1 | Динамическое наблюдение | ||
Распознавание поз на картинках | Установление зрительного контакта. Приветствие с игрушкой. Рассматривание разных поз людей в различных ситуациях. Распознавание поз. Игра «Маски» | 1 | Динамическое наблюдение | |
Использование поз с опорой на картинки | 1 | Динамическое наблюдение | ||
Классификация чувств | Установление зрительного контакта. Приветствие с игрушкой. Игра «Добро животное» Методическое пособие «Эмоции» Этюд «Солнышко и тучка», упражнение «Радуга» Развитие способности понимать эмоциональное состояние окружающих людей, возможности к самовыражению, снятие барьеров в общении. | 1 | Динамическое наблюдение | |
Азбука настроений | 1 | Динамическое наблюдение | ||
Разные эмоциональные состояния. Радость и смех. Проигрывание ситуаций | 1 | Динамическое наблюдение | ||
Формулы приветствия | Установление зрительного контакта. Изучение этикетных и речевых формул (приветствие, прощание, знакомство, извинение, просьба и пр.) Игра «Доброе животное, «Раздувайся пузырь», «Волшебный круг», «Эхо» | 1 | Динамическое наблюдение | |
Формулы знакомства | 1 | Динамическое наблюдение | ||
Формулы прощания | 1 | Динамическое наблюдение | ||
Формулы извинения | 1 | Динамическое наблюдение | ||
Этюды на выражение удивления, огорчения | 1 | Динамическое наблюдение | ||
Изображение голосом животных, звуков природы | 1 | Динамическое наблюдение | ||
Формулы просьбы | 1 | Динамическое наблюдение | ||
Узнаем и говорим интонацией | 1 | Динамическое наблюдение | ||
Формулы просьбы | 1 | Динамическое наблюдение | ||
Разыгрывание ситуаций (доброта) | Установление зрительного контакта. Приветствие с игрушкой. Упражнение «Ты гулял во дворе» Упражнение «Ссоримся и миримся» Упражнение «Поднимаем настроение» Прогнозирование речевых ситуаций. Проигрывание ситуаций из реальной жизни | 1 | Динамическое наблюдение | |
Разыгрывание ситуаций (вежливость) | 1 | Динамическое наблюдение | ||
Разыгрывание ситуаций (Доброта, вежливость) | 1 | Динамическое наблюдение | ||
Снятие эмоционального напряжения, развитие саморегуляции. | 1 | Динамическое наблюдение | ||
Итоговая диагностика | Диагностика результатов обучения | 1 | Динамическое наблюдение |
Тематическое планирование 1 дополнительный класс
№ | Тема | Содержание | Количество часов | Формы контроля |
Первичная диагностика | Диагностика коммуникативной сферы | 1 | Динамическое наблюдение | |
Первичная диагностика | Диагностика коммуникативной сферы | 1 | Динамическое наблюдение | |
Первичная диагностика | Диагностика коммуникативной сферы | 1 | Динамическое наблюдение | |
Установление эмоционального контакта, восприятия | Приветствие с музыкальным инструментом. Стереотипная игра ребенка. Игры с мыльными пузырями, «Солнечный зайчик» Конструирование с блоками Дьенеша. Отслеживание мимики и жестов собеседника и правильное их восприятие в процессе общения. Демонстрация подходящих по случаю жестов, мимики Формирование умения использовать жесты и мимику в обращении к другому, в ответах на вопросы, просьбы. Подвижные игры. «Угадай позу», «Покажи такую же» Этюд «Солнышко и тучка», упражнение «Радуга», ритмическая игра «Покажи нос», «Черепаха» Запоминаем движения «Запомни и повтори» Игра «Маски», мемо «Эмоции» Тренируем мимику «Удивление», «Огорчение» Чудесный мешочек (найди шишку среди мячей), сортировка по теме… | 1 | Динамическое наблюдение | |
Классификация жестов (приветствие, прощание, благодарности) | 1 | Динамическое наблюдение | ||
Классификация жестов (нет, несогласие, отказ, согласие, да) | 1 | Динамическое наблюдение | ||
Разыгрывание сюжета с использованием жестов | 1 | Динамическое наблюдение | ||
Разыгрывание сюжета с использованием жестов | 1 | Динамическое наблюдение | ||
Тренируем мимику «Радость», «Грусть», «Удивление» | 1 | Динамическое наблюдение | ||
Выражение радости и грусти, удивления | 1 | Динамическое наблюдение | ||
Классификация жестов | 1 | Динамическое наблюдение | ||
Развитие слухового восприятия, внимания, эмоциональной сферы | 1 | Динамическое наблюдение | ||
Снятие эмоционального напряжения, развитие саморегуляции, мелкой моторики | 1 | Динамическое наблюдение | ||
Выражаем удивление и огорчение | Динамическое наблюдение | |||
Распознавание поз на картинках | Рассматривание разных поз людей в различных ситуациях. Распознавание поз. Методическое пособие «Эмоции» Игра «Делай, как я» | 1 | Динамическое наблюдение | |
Использование поз с опорой на картинки | 1 | Динамическое наблюдение | ||
Классификация чувств | Приветствие с музыкальным инструментом. Ритмическая игра «Та-та-та два кота», игра с маракасами (по очереди с педагогом «Твоя очередь») Мемо «Эмоции» Развитие способности понимать эмоциональное состояние окружающих людей, возможности к самовыражению, снятие барьеров в общении. | 1 | Динамическое наблюдение | |
Азбука настроений | 1 | Динамическое наблюдение | ||
Разные эмоциональные состояния. Радость и смех, удивление, огорчение. Проигрывание ситуаций | 1 | Динамическое наблюдение | ||
Формулы приветствия | Приветствие с музыкальным инструментом. Изучение этикетных и речевых формул (приветствие, прощание, знакомство, извинение, просьба и пр.) Этюд «Солнышко и тучка», упражнение «Радуга», ритмическая игра «Покажи нос», «Черепаха» Запоминаем движения «Запомни и повтори» Магнитная рыбалка «Эмоции» | 1 | Динамическое наблюдение | |
Формулы знакомства | 1 | Динамическое наблюдение | ||
Формулы прощания | 1 | Динамическое наблюдение | ||
Формулы извинения | 1 | Динамическое наблюдение | ||
Этюды на выражение удивления, огорчения | 1 | Динамическое наблюдение | ||
Изображение голосом животных, звуков природы | 1 | Динамическое наблюдение | ||
Формулы просьбы | 1 | Динамическое наблюдение | ||
Узнаем и говорим интонацией | 1 | Динамическое наблюдение | ||
Формулы просьбы | 1 | Динамическое наблюдение | ||
Разыгрывание ситуаций (доброта) | Прогнозирование речевых ситуаций. Проигрывание ситуаций из реальной жизни Упражнение «Ты гулял во дворе» Упражнение «Поднимаем настроение» Игра «Строим домик для друзей» | 1 | Динамическое наблюдение | |
Разыгрывание ситуаций (вежливость) | 1 | Динамическое наблюдение | ||
Развитие подвижно ролевой игры | 1 | Динамическое наблюдение | ||
Развитие мотивационной сферы | 1 | Динамическое наблюдение | ||
Итоговая диагностика | Диагностика результатов обучения | 1 | Динамическое наблюдение |
Тематическое планирование 2 класс
№ | Тема | Содержание | Количество часов | Формы контроля |
Первичная диагностика | Диагностика актуального уровня развития | 1 | Динамическое наблюдение | |
Первичная диагностика | Диагностика актуального уровня развития | 1 | Динамическое наблюдение | |
Первичная диагностика | Диагностика актуального уровня развития | 1 | Динамическое наблюдение | |
Установление эмоционального контакта | Демонстрация подходящих по случаю жестов, мимики Формирование умения использовать жесты и мимику в обращении к другому, в ответах на вопросы, просьбы Закрепление коммуникативных навыков в повседневных ситуациях; Развитие умения соотносить инструкцию педагога с личными действиями (упражнение «Подними карточку с эмоцией …»). «Игра жестов, книга – разговоров» «Кукла Катя хочет…спать…есть и т.д.» Подвижные игры. «Угадай позу», «Море волнуется» Этюд «Солнышко и тучка» Работа с зеркалом Соотнесение картинки и предмета, лото. Игры с ритмами «Послушай звуки», игра с маракасами (по очереди с педагогом «Твоя очередь») Мемо «Эмоции» Чудесный мешочек (Найди шишку среди мячей), сортировка по теме… Игра «Маски» Упражнение на снятие психоэмоционального напряжения. Снятие мышечных зажимов. | 1 | Динамическое наблюдение | |
Классификация жестов (приветствие, прощание, просьба) | 1 | Динамическое наблюдение | ||
Классификация жестов (нет, отказ, согласие, да, спасибо) | 1 | Динамическое наблюдение | ||
Разыгрывание сюжета с использованием жестов | 1 | Динамическое наблюдение | ||
Развитие подвижно ролевой игры | 1 | Динамическое наблюдение | ||
Тренируем мимику «Радость», «Злость» | 1 | Динамическое наблюдение | ||
Выражение радости и злости | 1 | Динамическое наблюдение | ||
Классификация жестов | 1 | Динамическое наблюдение | ||
Развитие слухового восприятия, внимания, эмоциональной сферы | 1 | Динамическое наблюдение | ||
Снятие эмоционального напряжения, развитие саморегуляции, мелкой моторики | 1 | Динамическое наблюдение | ||
Выражаем злость и огорчение | 1 | Динамическое наблюдение | ||
Распознавание поз на картинках | Рассматривание разных поз людей в различных ситуациях. Распознавание поз. Методическое пособие «Эмоции» | 1 | Динамическое наблюдение | |
Использование поз с опорой на картинки | 1 | Динамическое наблюдение | ||
Классификация чувств | Развитие способности понимать эмоциональное состояние окружающих людей, возможности к самовыражению, снятие барьеров в общении. Коррекция нежелательных форм поведения Магнитная рыбалка «Эмоции», «Погладь зайку» Игра «Собери фигурки» | 1 | Динамическое наблюдение | |
Азбука настроений | 1 | Динамическое наблюдение | ||
Разные эмоциональные состояния. Проигрывание ситуаций | 1 | Динамическое наблюдение | ||
Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов | Умение воспринимать и различать формы: умение соотнести с прорезями в коробках; способность удержать пальцами Правильная реакция на соприкосновение с предметами различной фактуры. Развитие способности на слух воспринимать название различных предметов (упражнение «Найди и покажи»). Развитие умения слышать и выполнять требования педагога («Садись», «Бери тетрадь», «Бери карандаш», «Открой тетрадь»). Игра «Угадай, кто это?» «Узнай звук» Игра «Разложи фигурки по домикам» Игра «Жарко-холодно» Игра «Спрячь меня» Игра «В гости пришла | 1 | Динамическое наблюдение | |
Развитие активности, крупной моторики, тактильных ощущений | 1 | Динамическое наблюдение | ||
Развитие сенсорных ощущений, мелкой моторики, саморегуляции | 1 | Динамическое наблюдение | ||
Развитие слухового восприятия, внимания, эмоциональной сферы | 1 | Динамическое наблюдение | ||
Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти | 1 | Динамическое наблюдение | ||
Восприятие особых свойств предметов | 1 | Динамическое наблюдение | ||
Восприятие пространства | 1 | Динамическое наблюдение | ||
Развитие личностно – мотивационной сферы | 1 | Динамическое наблюдение | ||
Развитие личностно – мотивационной сферы | 1 | Динамическое наблюдение | ||
Разыгрывание ситуаций (доброта) | Приветствие «Давайте поздороваемся!» Проигрывание ситуаций из реальной жизни Упражнение «В магазине» Упражнение «Ссоримся и миримся» Упражнение «Поднимаем настроение» Игра «Найди, что спрятано» (контейнеры со стружкой из бумаги с фасолью, мелкие игрушки). Мозаика, пазлы, дорожка следов, мячи разной фактуры | 1 | Динамическое наблюдение | |
Разыгрывание ситуаций (вежливость) | 1 | Динамическое наблюдение | ||
Развитие средств коммуникации, эмоционального контакта | 1 | Динамическое наблюдение | ||
Развитие подвижно ролевой игры | 1 | Динамическое наблюдение | ||
Развитие активности, крупной моторики, тактильных ощущений | 1 | Динамическое наблюдение | ||
Итоговая диагностика | Диагностика результатов обучения | 1 | Динамическое наблюдение |
Тематическое планирование 3 класс
№ | Тема | Содержание | Кол-во часов | Форма контроля |
1 | Первичная диагностика | Диагностика актуального уровня развития | 1 | Динамическое наблюдение |
2 | Первичная диагностика | Диагностика актуального уровня развития | 1 | Динамическое наблюдение |
3 | Первичная диагностика | Диагностика актуального уровня развития | 1 | Динамическое наблюдение |
4 | Установление эмоционального контакта, восприятия | Стереотипная игра ребенка. Игры с мыльными пузырями, «Солнечный зайчик» | 1 | Динамическое наблюдение |
5 | Установление эмоционального контакта, восприятия | Приветствие «Солнышко» «Ручки» «Мой кубик, твой кубик» Имитация (повторение движений за взрослым «Делай, как я»). Конструирование с блоками Дьенеша. | 1 | Динамическое наблюдение |
6 | Развитие эмоционального контакта, моторики, саморегуляции. | Игра «Ручки», «Смешиваем краски», «Повтори» Игра «Кто спрятался?» | 1 | Динамическое наблюдение |
7 | Развитие эмоционального контакта, моторики, саморегуляции. | Имитация (повторение движений за взрослым «Делай, как я»). Игра «Ласковый ребенок» Конструирование «Дорожка» Игра с пальчиками «Куколка» | 1 | Динамическое наблюдение |
8 | Развитие активности, крупной моторики, тактильных ощущений | Приветствие «Солнышко». «Поводырь» «Покажи части тела», «Пластилиновые картинки» | 1 | Динамическое наблюдение |
9 | Развитие активности, крупной моторики, тактильных ощущений | Игра «Прячем ручки» (фасоль) Имитация (повторение движений за взрослым «Делай, как я»). Игра «Кто это?» Игра на подражание «Раз-два-три, посмотри: это – я, это – ты». | 1 | Динамическое наблюдение |
10 | Развитие сенсорных ощущений, мелкой моторики, саморегуляции | Игры с крупами: «Прячем ручки», «Покормим птичек», «Горизонтальные линии» Строим гараж из конструктора | 1 | Динамическое наблюдение |
11 | Развитие сенсорных ощущений, мелкой моторики, саморегуляции | Сортировка по форме. Конструирование с блоками Дьенеша. Игра «Я ходила в зоопарк (магазин) и увидела.» (теперь у меня есть слон и черепаха, теперь ты...) Чудесный мешочек (найди такой же) Игра с пальчиками «Ладошка | 1 | Динамическое наблюдение |
12 | Развитие средств коммуникации, эмоционального контакта. | Совместное рисование взрослого и ребенка «Симметричные рисунки», «Собираем головоломки» Ритмическая музыка - танцы | 1 | Динамическое наблюдение |
13 | Развитие средств коммуникации, эмоционального контакта. | Приветствие «Солнышко». Имитация (повторение движений за взрослым «Делай, как я» изображение животного) Конструирование «Стол и стул для матрешки» | 1 | Динамическое наблюдение |
14 | Развитие внимания, мышления, мелкой моторики. | Шнуровка с кинестетическим песком Соотнесение картинки и предмета, лото | 1 | Динамическое наблюдение |
15 | Развитие внимания, мышления, мелкой моторики. | Стержни собери по цвету, форме. Речедвигательная игра «Зайка серенький сидит». Сортировка по теме... Игра с пальчиками «Человечек» | 1 | Динамическое наблюдение |
16 | Снятие эмоционального напряжения, развитие саморегуляции, мелкой моторики. | Игры с ватой: «Снег идет», «Снежки», «Сугробы» | 1 | Динамическое наблюдение |
17 | Снятие эмоционального напряжения, развитие саморегуляции, мелкой моторики. | Чудесный мешочек (найди шишку среди мячей) Сортировка по теме... Песенка про зиму. | 1 | Динамическое наблюдение |
18 | Развитие слухового восприятия, внимания, эмоциональной сферы. | «Послушай звуки», «Игры с ритмами» Игра с маракасами (по очереди с педагогом «Твоя очередь»). | 1 | Динамическое наблюдение |
19 | Развитие слухового восприятия, внимания, эмоциональной сферы. | Игра с маракасами (по очереди с педагогом «Твоя очередь»). Ритмическая игра «Та-та-та два кота» Мемо «Эмоции» | 1 | Динамическое наблюдение |
20 | Развитие восприятия, тактильных ощущений, мелкой моторики. | «Погладь Зайку», «Плетем коврик» Игра «Я ходила в зоопарк (магазин) и увидела...» (теперь у меня есть слон и черепаха, теперь ты...) | 1 | Динамическое наблюдение |
21 | Развитие восприятия, тактильных ощущений, мелкой моторики. | Игра «Кого не стало?» Конструирование с блоками Дьенеша. Чудесный мешочек (найди шишку среди мячей) | 1 | Динамическое наблюдение |
22 | Развитие аналитико-синтетической сферы | «Таблица Равенна», досочки Сегена, Игра «Собери фигурки», «Продолжи ряд» Сортировка по теме... | 1 | Динамическое наблюдение |
23 | Развитие аналитико-синтетической сферы | Магнитная рыбалка «Эмоции» Конструктор «Притворщик» (веселый грустный, злой) Сортировка овощей. | 1 | Динамическое наблюдение |
24 | Развитие памяти, мышления | «Запомни слова», «Найди отличия», «Запомни расположение предметов» | 1 | Динамическое наблюдение |
25 | Развитие памяти, мышления | Соотнесение картинки и предмета, лото Игра «Принеси такую же» Игра «Кто спрятался?» | 1 | Динамическое наблюдение |
26 | Развитие подвижно – соревновательных игр. | Имитация (повторение движений за взрослым «Делай, как я» изобрази животное). Ритмическая игра «Покажи нос» Ритмическая игра «Черепаха» | 1 | Динамическое наблюдение |
27 | Развитие подвижно – соревновательных игр. | Игра «Строим домик для друзей», Игра «Самый ловкий» | 1 | Динамическое наблюдение |
28 | Развитие подвижно - ролевой игры | Ритмическая игра «Черепаха» Пантомима (покажи, как плачешь, как злишься, смеешься) Ритмическая игра «Та-та-та два кота» | 1 | Динамическое наблюдение |
29 | Развитие подвижно - ролевой игры | Игра «Обезьянка озорница» Сюжетно-ролевая игра «Звери по лесу гуляют» Речедвигательная игра «Ванька-встанька» | 1 | Динамическое наблюдение |
30 | Развитие личностно – мотивационной сферы | «Притворщик» (веселый грустный, злой). Нарисуй лицо. Соотнесение картинки и предмета, лото. Игра с прищепками | 1 | Динамическое наблюдение |
31 | Развитие личностно – мотивационной сферы | Игра с кубиками-мякишами «Кубики» «Про машинки» «Еж» «Жук» «Тук-тук» «Мячик» «Посуда» | 1 | Динамическое наблюдение |
32 | Развитие личностно – мотивационной сферы | Моя семья» «Пришел Мурзик поиграть» «Музыкальная зарядка» | 1 | Динамическое наблюдение |
33 | Развитие личностно – мотивационной сферы | Игра «Угадай, что я делаю?» (сплю, плачу, пью, расчесываюсь, ам-ам) Игра с крупой «Найди игрушку» Речедвигательная игра «Ручки в стороны в кулачок» | 1 | Динамическое наблюдение |
34 | Диагностика | Итоговая диагностика | 1 | Динамическое наблюдение |
Тематическое планирование 4 класс
№ | Тема | Содержание | Кол-во часов | Форма контроля |
1 | Первичная диагностика | Диагностика актуального уровня развития | 1 | Динамическое наблюдение |
2 | Первичная диагностика | Диагностика актуального уровня развития | 1 | Динамическое наблюдение |
3 | Первичная диагностика | Диагностика актуального уровня развития | 1 | Динамическое наблюдение |
4 | Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов | Различение предметов по величине (большой - маленький) Моделирование по образцу; Выполнение действий с предметами и игрушками различной величины. Знакомство с основными цветами (красный, желтый, зеленый, синий) | 1 | Динамическое наблюдение |
5 | Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов | Дидактическая игра «Назови цвет предмета» Различение и обозначение основных цветов. Дидактическая игра «Угадай, какого цвета» Конструирование объемных предметов из составных частей (2-3 детали) Составление целого из частей (2 - 3 детали) на разрезном наглядном материале | 1 | Динамическое наблюдение |
6 | Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти | Формирование навыков зрительного анализа и синтеза (обследование предметов, состоящих из 2-3 деталей, по инструкции педагога) Нахождение отличительных и общих признаков 2-х предметов. «Сравни предметы» | 1 | Динамическое наблюдение |
7 | Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти | Дидактическая игра «Какой детали не хватает» (у стола-ножки, у стула - спинки, у ведра - ручки) Дидактическая игра «Что изменилось» Упражнения для профилактики и коррекции зрения | 1 | Динамическое наблюдение |
8 | Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти | Дидактическая игра «Какой детали не хватает (у кошки хвоста, у чайника носик...) Дидактическая игра «Что изменилось» Упражнения для профилактики и коррекции зрения | 1 | Динамическое наблюдение |
9 | Восприятие особых свойств предметов | Развитие осязания (контрастные температурные ощущения: холодный - горячий); обозначение словом. Вкусовые ощущения (сладкий, соленый). Дидактическая игра «Узнай по вкусу» | 1 | Динамическое наблюдение |
10 | Восприятие особых свойств предметов | Вкусовые ощущения (сладкий, соленый). Дидактическая игра «Узнай по вкусу» Развития обоняния (приятный - неприятный запах). Дидактическая игра «Определи по запаху» | 1 | Динамическое наблюдение |
11 | Восприятие особых свойств предметов | Вкусовые ощущения (сладкий, соленый). Дидактическая игра «Узнай по вкусу» Развития обоняния (приятный - неприятный запах). Дидактическая игра «Определи по запаху» | 1 | Динамическое наблюдение |
12 | Восприятие особых свойств предметов | Барические ощущения (восприятие чувства тяжести: тяжелый - легкий). Упражнения на сравнение различных предметов по тяжести | 1 | Динамическое наблюдение |
13 | Развитие слухового восприятия и слуховой памяти | Выделение и различение звуков окружающей среды. Дидактическая игра «Узнай на слух» | 1 | Динамическое наблюдение |
14 | Развитие слухового восприятия и слуховой памяти | Различение музыкальных звуков и звуков окружающей среды (шелест листьев, скрип снега, шум шин). | 1 | Динамическое наблюдение |
15 | Развитие слухового восприятия и слуховой памяти | Прослушивание музыкальных произведений, сказок | 1 | Динамическое наблюдение |
16 | Развитие слухового восприятия и слуховой памяти | Различение речевых и музыкальных звуков. Дидактическая игра «Кто и как голос подает» (имитация крика животных). | 1 | Динамическое наблюдение |
17 | Восприятие пространства | Показ на себе основных частей тела и лица. Нахождение, показ и по возможности называние основных частей тела и лица на кукле. | 1 | Динамическое наблюдение |
18 | Восприятие пространства | Движение в заданном направлении в пространстве (вперед, назад, т.д.) Д/и «Покажи, где лежит?» | 1 | Динамическое наблюдение |
19 | Восприятие пространства | Ориентировка в помещении по инструкции педагога. Определение расположения предметов в помещении (вверху – внизу). Д/и «Покажи, где лежит?» | 1 | Динамическое наблюдение |
20 | Восприятие времени | Узнавание и по возможности называние простейших явлений погоды (холодно, тепло, идѐт дождь, идѐт снег). Д/игра «Покажи, где идет снег, дождь, светит солнце …?» | 1 | Динамическое наблюдение |
21 | Восприятие времени | Узнавание и называние по характерным признакам времени года (зима). Д/и «Покажи картинки, где изображена зима?» | 1 | Динамическое наблюдение |
22 | Восприятие времени | Узнавание и называние по характерным признакам времени года (Весна). Д/и «Покажи картинки, где изображена весна?» | 1 | Динамическое наблюдение |
23 | Восприятие времени | Узнавание и называние по характерным признакам времени года (Лето). Д/и «Покажи картинки, где изображено лето?» | 1 | Динамическое наблюдение |
24 | Восприятие времени | Узнавание и называние по характерным признакам времени года (Осень). Д/и «Покажи картинки, где изображена осень?» | 1 | Динамическое наблюдение |
25 | Восприятие времени | Изображение соответствующих явлений природы с помощью имитационных действий. Музыкальная игра «Времена года» | 1 | Динамическое наблюдение |
26 | Восприятие времени | Узнавание солнца и луны в природе и по иллюстрации. Д/игра «Солнышко» | 1 | Динамическое наблюдение |
27 | Восприятие времени | Имитация действий, соответствующих людям, в разные время суток Игра «День- ночь» | 1 | Динамическое наблюдение |
28 | Восприятие времени | Животным и растениям в разные части суток по подражанию действиям взрослых и по возможности по словесной инструкции. | 1 | Динамическое наблюдение |
29 | Восприятие времени | Д/ игры «Времена года» Д/игры «Время суток» | 1 | Динамическое наблюдение |
30 | Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов | Выделение формы предмета (шар); Дифференциация шара от любого многоугольника. | 1 | Динамическое наблюдение |
31 | Развитие средств коммуникации, эмоционального контакта. | Совместное рисование взрослого и ребенка «Симметричные рисунки», «Собираем головоломки» Ритмическая музыка - танцы | 1 | Динамическое наблюдение |
32 | Развитие личностно – мотивационной сферы | Игра «Угадай, что я делаю?» (сплю, плачу, пью, расчесываюсь, кушаю) Игра с крупой «Найди игрушку» Речедвигательная игра «Ручки в стороны в кулачок» | 1 | Динамическое наблюдение |
33 | Развитие аналитико-синтетической сферы | «Таблица Равенна», Досочки Сегена. Игра «Собери фигурки», «Продолжи ряд» Сортировка по теме... | 1 | Динамическое наблюдение |
34 | Диагностика | Итоговая диагностика | 1 | Динамическое наблюдение |
Предметные результаты по формированию эмоционально - личностного коммуникативного поведения включают освоение обучающимися с расстройством аутистического спектра специфические умения, знания и навыки для данной предметной области. Предметные результаты обучающихся данной категории не являются основным критерием при принятии решения о его переводе в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.
Минимальный уровень:
- применять элементарные правила речевого общения с помощью учителя (выражать свои просьбы, желания с использованием мимики и жестов, простых этикетных слов);
- знать и применять элементарные правила речевого общения;
- уметь употреблять базовые формулы речевого общения (сообщить элементарные сведения о себе – имя, домашний адрес);
Достаточный уровень:
- участвовать в беседе на темы, близкие личному опыту ребёнка;
- выбирать правильные средства интонации, жестов и поз, ориентируясь на образец речи или анализ речевой ситуации;
- использовать изученные речевые алгоритмы при общении;
- использовать речевые алгоритмы при общении в различных ситуациях.
С учётом психофизических особенностей обучающихся личностные результаты включают:
- овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия (т.е. самой формой поведения, его социальным рисунком);
- овладение навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных и коммуникативных ситуациях, умением не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- овладение способами регуляции своего эмоционального состояния.
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов.
Базовые учебные действия
Личностные учебные действия:
- понимание обращенной речи и смысла доступных невербальных графических знаков (рисунков, фотографий, пиктограмм и других графических изображений), неспецифических, жестов;
- овладение умением вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя традиционные (вербальные) и альтернативные средства коммуникации, соблюдая общепринятые правила поведения;
- умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач;
- умение использование предметов для выражения путем на них жестом, взглядом;
- использование доступных жестов для передачи сообщения;
- понимание слов, обозначающие объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека;
- умение использовать усвоенный словарный, невербальный и жестовый материал в коммуникативных ситуациях.
- проявление самостоятельности в выполнении простых учебных заданий;
- положительное отношение к окружающей действительности;
- положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней;
- включение в общеполезную социальную деятельность;
Коммуникативные учебные действия:
- вступать в контакт и работать в коллективе (учитель-ученик, ученик-ученик, ученик-класс, учитель-класс);
- вступать в контакт и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях
социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.);
- использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
- обращаться за помощью и принимать помощь;
- сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- доброжелательно относиться, конструктивно взаимодействовать с людьми;
- использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач.
Познавательные учебные действия:
- наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности;
- работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявляемые на бумажных, электронных и других носителях).
1 подготовительный класс, 1 основной класс, 1 дополнительный класс
Планируемый результат освоения программы
Раздел программы | Достаточный | Минимальный | |
1 | Организация совместного внимания | -Смотрит в сторону говорящего. -Слушает обращенную речь. -Меняет свое поведение по речевой инструкции. | -Смотрит в сторону говорящего |
2 | Соотнесение сигнальных символов/жестов с определенными последующими действиями | -Адекватно реагирует на интонацию педагога, на слова запрета: нет, нельзя; да, можно. | -Адекватно реагирует на запрет: нет, нельзя |
3 | Понимание жестов | -Следит за жестом собеседника и правильно его воспринимает в процессе общения. -Демонстрирует подходящий по случаю жест. | -Следит за жестом собеседника и правильно его воспринимает в процессе общения. |
4 | Понимание символа | -Может показать на предмет и назвать его или показать символ этого предмета (по инструкции педагога) | -Может показать на предмет |
5 | Формирование умения обращаться к взрослому | -Обращается к взрослому (жесты, символы, речь); -выполняет поручения по инструкции взрослого в различных социально-бытовых условиях и видах деятельности, в процессе индивидуальной работы с детьми, в естественных ситуациях повседневной жизни | -Обращается к взрослому (жесты, символы). -Выполняет элементарные поручения по инструкции педагога |
Система оценки результатов: 2, 3, 4 классы
№ | Критерии | Достаточный | Минимальный |
1 | Невербальная коммуникация | -Распознает различные эмоциональные состояния. -Отслеживает жесты собеседника и правильно их воспринимает в процессе общения. -Демонстрирует подходящий по случаю жест. -Рассматривает разные позы людей в различных ситуациях | -Отслеживает жесты собеседника и правильно их воспринимает в процессе общения. -Демонстрирует подходящий по случаю жест. |
2 | Вербальная коммуникация | -Знает и применяет этикетные и речевые формулы (приветствие, прощание, знакомство, извинение, просьба и пр.) | -Знает и применяет основные этикетные и речевые формулы (приветствие, прощание) |
3 | Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти | -Находит одинаковые предметы «Найди такой же» -Собирает картинку из 6 деталей (пазлы) -Находит недостающие делали «Какой детали не хватает» -Рассматривает, запоминает и воспроизводит картинки | -Находит одинаковые предметы «Найди такой же» -Собирает картинку из 4 деталей (пазлы) |
4 | Развитие слухового восприятия и слуховой памяти | -Отзывается на имя, фамилию - Слушает музыкальные произведения, сказки (мин.) - Различает и имитирует звуки животных «Кто и как голос подает» | -Отзывается на имя, фамилию |
5 | Развитие мелкой и крупной моторики | Мелкая моторика: -Сортирует предметы (пальцами рук, пинцетом) -Обводит по опорным точкам, по трафарету, штрихует (с частичной помощью педагога и самостоятельно) -нанизывает мелкие предметы на стержень, шнурок (шнуровка ботинка) -Собирает картинку из 6 деталей (пазлы) Крупная моторика: -выполняет действия и движения по словесной инструкции педагога (самостоятельно) -выполняет действия и движения по показу педагога «Делай, как я» -показывает на себе основные части тела и лица (руки, ноги, глаза, нос, уши) -Умеет держать равновесие «Дорожка следов» | Мелкая моторика: -Сортирует предметы (пальцами рук) - Обводит по опорным точкам, по трафарету, штрихует (совместно с педагогом, с частичной помощью педагога) -Нанизывает крупные предметы на стержень (Пирамидка) -Собирает картинку из 4 деталей (пазлы) Крупная моторика: -выполняет действия и движения по словесной инструкции (с помощью педагога) -показывает на себе основные части тела и лица (руки, ноги, глаза, нос, уши) (совместно с педагогом, с частичной помощью педагога) -Умеет держать равновесие «Дорожка следов» (совместно с педагогом, с частичной помощью педагога) |
6 | Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов | Выделяет формы предмета, объединяет в группы по форме/по цвету/величине, соотносит плоскостные и объемные фигуры: «Геометрическое лото», «Блоки Дьенеша» | Выделяет основные формы предмета, цвет, величину «Геометрическое лото», «Блоки Дьенеша |
7 | Восприятие пространства | -Показывает на себе и на кукле основные части тела и лица и по возможности называет -Двигается в заданном направлении в пространстве (вперед, назад, вправо, влево) -Ориентируется в помещении по инструкции педагога. -Определяет расположение предметов в помещении (вверху, внизу) «Покажи, где лежит» | -Показывает на себе и на кукле основные части тела и лица -Двигается в заданном направлении в пространстве (вперед, назад) -Ориентируется в помещении (совместно с педагогом, с частичной помощью педагога). - Находит предметов в помещении (совместно с педагогом, с частичной помощью педагога). (вверху, внизу) «Покажи, где лежит» |
8 | Восприятие времени | -Узнает и по возможности называет простейшие явления погоды (холодно, тепло, жарко идет дождь, идет снег, мороз) «Покажи, где идет снег, дождь, светит солнце...?» -Узнает и по возможности называет по характерным признакам времена года (зима, весна, лето, осень) «Покажи картинку, где лето, осень, зима, весна?» -Узнает и по возможности называет по характерным признакам части суток (утро, день, вечер, ночь) | -Узнает простейшие явления погоды (солнце, холодно, тепло, дождь, снег) «Покажи, где идет снег, дождь, светит солнце...?» -Узнает по характерным признакам времена года (зима, весна, лето, осень) «Покажи картинку, где лето, осень, зима, весна? -Узнает и по возможности называет по характерным признакам части суток (утро, ночь) |
ЧЕК-ЛИСТ для оценки навыков по содержанию «Коррекционно – развивающие занятия» распечатывается отдельно на каждого ученика.
Первоначальная оценка развития навыка проводится в начале года (или в начале изучения соответствующего раздела), результат в баллах заносится в первый свободный столбец ЧЕК-ЛИСТА.
По завершении курса в конце учебного года проводится итоговое тестирование (серия заданий на нескольких уроках) с фиксацией результата во втором свободном столбце ЧЕК-ЛИСТА.
Заполненный ЧЕК-ЛИСТ хранится в Папке достижений ребенка.
ЧЕК-ЛИСТ
развития навыков по коррекционному курсу «Коррекционно-развивающие занятия»
первый (подготовительный, основной, дополнительный) класс
подчеркнуть нужное
ФИ ребёнка ______________________ Возраст ___________ Класс________
№ п/п | Изучаемый раздел | Индикаторы | Задание | Балл (в начале года) | Балл (в конце года) |
1 | Организация совместного внимания | Смотрит в сторону говорящего | Реагирует поворотом головы на собственное имя | ||
Слушает обращенную речь | Удерживает внимание на лице говорящего в течение 5 секунд | ||||
Меняет свое поведение по речевой инструкции | По вербальной инструкции "Иди сюда» подходит к педагогу | ||||
2 | Соотнесение сигнальных символов/жестов с определенными последующими действиями | Адекватно реагирует на интонацию педагога, на слова запрета: нет, нельзя; да, можно. | Реагирует на запрет: нет, нельзя. И следует ему. | ||
Реагирует на слова педагога: нет, нельзя, да, можно | |||||
3 | Понимание жестов | Следит за жестом собеседника и правильно его воспринимает, и демонстрирует в процессе общения. | Удерживает внимание на жестах педагога и выполняет их. Игра «Повтори» | ||
Демонстрирует подходящий по случаю жест | |||||
4 | Понимание символа | Может показать на предмет и назвать его или показать символ этого предмета (по инструкции педагога) | По вербальной инструкции показывает и называет символ предмета и предмет: «Покажи, где?», «Дай мне!» | ||
По вербальной инструкции показывает на предмет: «Покажи, где?», «Дай мне!» | |||||
5 | Формирование умения обращаться к взрослому | Обращается к взрослому (жесты, символы, речь); -выполняет поручения по инструкции взрослого в различных социально-бытовых условиях и видах деятельности, в процессе индивидуальной работы с детьми, в естественных ситуациях повседневной жизни | Обращается к взрослому: подходит к взрослому, берет его за руку и ведет к желаемому. | ||
По вербальной инструкции выполняет поручения педагога: открой портфель, возьми пенал и т.д. |
ЧЕК-ЛИСТ
развития навыков по коррекционному курсу «Коррекционно-развивающие занятия»
2, 3, 4 класс
подчеркнуть нужное
ФИ ребёнка ______________________ Возраст ___________ Класс________
№ п/п | Изучаемый раздел | Индикаторы | Задание | Балл (в начале года) | Балл (в конце года) |
1 | Невербальная коммуникация | Следит за жестом собеседника и правильно его воспринимает, и демонстрирует в процессе общения. | Удерживает внимание на жестах педагога и выполняет их. Игра «Повтори» | ||
Меняет свое поведение по речевой инструкции | По вербальной инструкции "Иди сюда» подходит к педагогу | ||||
2 | Вербальная коммуникация | Знает и применяет этикетные и речевые формулы (приветствие, прощание, знакомство, извинение, просьба и пр.) | По вербальной инструкции показывает и называет символ предмета и предмет: «Покажи, где?», «Дай мне!» | ||
Демонстрирует и называет этикетные формулы (приветствие, прощание, знакомство, извинение, просьба и пр.) по ситуации. Подчеркнуть применяемые формулы. | |||||
3 | Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти | Находит одинаковые предметы | Выполняет инструкцию: «Найди такой же» | ||
Собирает картинку из нескольких деталей (пазлы) | «Собери картинку» из 4/ 6 деталей -указать количество деталей | ||||
Находит недостающие делали | «Какой детали не хватает» | ||||
Рассматривает, запоминает и воспроизводит картинки | Запоминает и воспроизводит ряд картинок (указать количество запоминаемых картинок) | ||||
4 | Развитие слухового восприятия и слуховой памяти | Отзывается на имя, фамилию Различает и имитирует звуки живой природы | Реагирует поворотом головы на собственное имя, фамилию | ||
Слушает музыкальные произведения, сказки (мин.) | |||||
Удерживает внимание на звуках и воспроизводит звуки животных «Кто и как голос подает» | |||||
5 | Развитие мелкой и крупной моторики | Мелкая моторика | Сортирует предметы (пальцами рук, пинцетом) | ||
Обводит по: опорным точкам, трафарету, штрихует | |||||
Нанизывает предметы (крупные, мелкие) на стержень, шнурок | |||||
Крупная моторика: | Выполняет действия и движения по вербальной инструкции педагога: «Возьми мяч», «Брось мяч в кольцо», | ||||
Выполняет действия по показу педагога: «Делай, как я» показывает на себе основные части тела и лица (руки, ноги, глаза, нос, уши) | |||||
Умеет держать равновесие «Дорожка следов» | |||||
6 | Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов | Выделяет формы предмета, объединяет в группы по форме/по цвету/величине, соотносит плоскостные и объемные фигуры: «Геометрическое лото», «Блоки Дьенеша» | По вербальной инструкции педагога показывает (называет) форму предмета | ||
По вербальной инструкции педагога показывает (называет) цвет предмета (указать узнаваемые и называемые цвета) | |||||
По вербальной инструкции показывает (называет) величину предмета: большой-маленький-самый маленький | |||||
7 | Восприятие пространства | Ориентируется на собственном лице /теле (по возможности называет их) | По вербальной инструкции показывает на себе и на кукле основные части тела / лица. Инструкция: «Покажи, где …» | ||
Двигается в заданном направлении в пространстве
| По вербальной инструкции двигается в заданном направлении в пространстве (вперед, назад, вправо, влево) Указать направление | ||||
По вербальной инструкции ориентируется в помещении (классная комната) «Покажи, где лежит» | |||||
Ориентируется на листе бумаги (центр, верх, низ, правая/левая /сторона, составление на листе бумаги комбинаций из полосок, плоскостных геометрических фигур) | Располагает предметы на листе бумаги по вербальной инструкции | ||||
Располагает предметы на листе бумаги по образцу Инструкция: «Расположи верно» | |||||
8 | Восприятие времени | Узнает и по возможности называет простейшие явления погоды (холодно, тепло, идет дождь, идет снег). Времена года (зима, весна, лето, осень) | Различает изображения соответствующих явлений природы с помощью имитационных действий. Инструкция: «Покажи, где идет снег, дождь, светит солнце...?» «Покажи, где лето, осень, зима, весна?» | ||
Узнает и по возможности называет части суток | Различает изображения соответствующих частей суток: утро; день; вечер; ночь. |
Критерии оценивания:
0 - баллов | Убегает из-за стола. Интерес к заданию не проявляет. Внимание не удерживает. Проявляет нежелательное поведение. |
1 - балл | Внимание частично удерживает на задании. Отказные реакции не проявляет или проявляет в минимальной степени. Может некоторое время сидеть за столом. Но самостоятельное выполнение задания не доступно. Помощь не эффективна. |
2 - балла | При выполнении задания требуется значительная помощь (физическая, многократное повторение, выполнение по подражанию и т.п.) |
3 -балла | При выполнении задания требуется незначительная помощь педагога (наводящие вопросы, уточнения, частичная физическая помощь). Ребенок способен усвоить задание после обучающей помощи. |
4 -балла | Самостоятельное выполнение задания. |
МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
- предметы для нанизывания на стержень, шнур, нить (кольца, шары, бусины);
- звучащие предметы для встряхивания;
- предметы для сжимания (мячи различной фактуры, разного диаметра);
- предметы для наматывания на катушку, клубок: нитки разной фактуры, шпагат, шнурки, бельевая веревка;
- вставления (стаканчики одинаковой величины) и др.;
- пластичная масса, тесто, пластилин;
- материал для пересыпания: песок, манка, крупы, мелкие предметы;
- мозаика, одинаковые стаканчики, пазлы;
- бумага плотная, салфетная;
- презентации по темам: «Звуки окружающего мира», «Цвет и форма», «Мир эмоций», «Мое настроение» и др.
- подборка физкультминуток, здоровье сберегающих технологий (видео, аудио).
- дидактический материал: изображения (картинки, фото, пиктограммы) альбомы с демонстрационным материалом в соответствии с темами занятий;
- мебель: шкафы для хранения, стулья, столы;
- технические средства обучения: учебный стол, магнитная доска, персональный компьютер, принтер, магнитофон
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по курсу " Развивающие игры" 1 класс.
Рабочая программа программа для внеурочной деятельности 1 классе...
Рабочая программа внеурочной деятельности Развивающие игры
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Развивающие игры", разработана в соответствии с ФГОС. Расчитана на учащихся 1 класса....
Рабочая программа 1 класс развивающая система Л. В. Занкова
Данная программа составлена в соответствии с ФГОС НОО и опробирована мной на практике в 2011-2012 учебном году, в первый год введения нового образовательного стандарта...
Рабочая программа, по системе развивающего обучения Л.В.Занкова для начальной школы,учебного курса по изобразительному искусству в 3 «а» классе
Рабочая программа по изобразительному искусству для 3 класса (базовый уровень) разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего обр...
Рабочая программа, по системе развивающего обучения Л.В.Занкова для начальной школы,учебного курса по русскому языку в 3 «б» классе
Рабочая программа, по системе развивающего обучения Л.В.Занкова для начальной школы,учебного курса по русскому языку в 3 «б» классе...
Рабочая программа, по системе развивающего обучения Л.В.Занкова для начальной школы,учебного курса по математике в3 «б» классе
Рабочая программа,по системе развивающего обучения Л.В.Занкова для начальной школы,учебного курса по математике в3 «б» классе...
Рабочая программа по коррекционно-развивающим занятиям 1 класс (для детей с ТМНР)
Рабочая программа по коррекционно-развивающим занятиям 1 класс ФГОС (вариант 2)...