Коррекционный курс «Коррекционно-развивающие занятия (логопедические)»
рабочая программа по логопедии (1, 2, 3, 4 класс)

Рабочая программа коррекционного курса "Коррекционно-развивающие занятия с логопедом» для обучающихся с ОВЗ 1 – 4 классов разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, с использованием методических рекомендаций ведущих специалистов в области логопедии. Прописаны все этапы реализации данной программы, содержание коррекционно-развивающей работы и результаты освоения коррекционного курса «Коррекционно-развивающие занятия (логопедические)»

Данная программа включена в содержательный раздел Федеральной адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ФАОП НОО)

Скачать:


Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ

ДЕПАРТАМЕН ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

ГОРОДА ХАНТЫ-МАНСИЙСКА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №8»

Рассмотрено

заседание методического объединения учителей начальных классов

Протокол

от 30.08.2023 №1

Согласовано

заседание методического совета школы

Протокол

от 30.08.2023 №1

Утверждено

Приказ

МБОУ «СОШ № 8»

от 30.08.2023 № 594

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

коррекционного курса «Коррекционно-развивающие занятия с логопедом»

для обучающихся с ОВЗ

1 – 4 классов

Разработчик: учитель-логопед  Калюжная С.В.

Ханты-Мансийск, 2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, с использованием методических рекомендаций ведущих специалистов в области логопедии Козыревой Л.М., Ефименковой Л.Н., Мисаренко Г.Г.,  Садовниковой И.Н., Лалаевой Р.И., Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. и направлена на реализацию системы логопедической помощи детям с речевыми нарушениями, которые препятствуют освоению основной образовательной программы начального общего образования.

Данная программа включена в содержательный раздел Федеральной адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ФАОП НОО). В системе образования обучающихся с недоразвитием речи логопедическая работа в школе является важным звеном в общей системе коррекционной работы. Проблемы в развитии устной и письменной речи отрицательно сказывается на усвоении школьной программы.

Коррекционный курс «Коррекционно-развивающие занятия с логопедом» направлен на реализацию системы логопедической помощи обучающимся в освоении основной общеобразовательной программы, коррекцию недостатков в речевом развитии обучающихся, их социальную адаптацию.  

Данный курс представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающий полноценное овладение фонетическим строем русского языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, лексико-грамматических категорий языка, развитие связной речи, что обуславливает формирование коммуникативных способностей, речевого и общего психического развития ребёнка младшего школьного возраста с речевой патологией, как основы успешного овладения чтением и письмом в дальнейшем при обучении в школе, а так же его социализации.

Программа коррекционной работы позволяет учитывать особые образовательные потребности детей посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.

Данный курс способствует реализации адаптированной основной общеобразовательной программы (АООП).

 

Общая характеристика коррекционного курса «Коррекционно-развивающие занятия с логопедом»

Цель курса: коррекция нарушений устной и письменной речи обучающихся, способствующая успешной адаптации в учебной деятельности (освоение детьми образовательной программы) и дальнейшей социализации.

Задачи курса:

  • Развитие общих речевых навыков (дыхательная гимнастика, упражнения на развитие силы голоса, ритма, темпа, интонационной выразительность речи).
  • Развитие общей моторики; координации движений (речь с движениями).
  • Обязательный комплекс общей артикуляционной гимнастики. Индивидуальные комплексы артикуляционной гимнастики для подготовки артикуляционного аппарата к постановке звуков. Постановка, автоматизация поставленных звуков.
  • Работа над слоговой структурой слова.
  • Развитие навыков звукового анализа и синтеза (от простого к сложному).
  • Развитие лексики (обогащение активного словаря существительных, прилагательных, глаголов...).
  • Развитие связной речи (простые, распространенные предложения, пересказ, составление рассказов по картинке…).
  • Развитие грамматического строя речи.
  • Развитие графомоторных умений, обучение грамоте.

Основными направлениями логопедической работы является:

  • диагностика и коррекция звукопроизношения (постановка, автоматизация и дифференциация звуков речи);  
  • диагностика и коррекция лексической стороны речи;
  • диагностика и коррекция грамматического строя речи (синтаксической структуры речевых высказываний, словоизменения и словообразования);
  • коррекция диалогической и формирование монологической форм речи; развитие коммуникативной функции речи;
  • коррекция нарушений чтения и письма.  

Организация учебной деятельности тесно связана с проблемой развития речи ребёнка. Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно хорошем уровне развития речи, который предполагает определённую степень сформированности средств языка (произношение, грамматический строй, словарный запас), а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этими средствами в целях общения.

Данный курс способствует формированию у учащихся предпосылок, лежащих в основе становления навыков чтения и письма, системы знаний о языке и готовит к применению их в учебной деятельности.

Характеристика отклонений в речевом развитии обучающихся общеобразовательной школы

Отклонения в речевом развитии детей, обучающихся в общеобразовательных учебных заведениях, имеют различную структуру и степень выраженности. Одни из них касаются только произношения звуков (преимущественно искаженное произношение фонем); другие затрагивают процесс фонемообразования и, как правило, сопровождаются нарушениями чтения и письма; третьи – выражаются в недоразвитии как звуковой, так и смысловой сторон речи и всех ее компонентов.

Наличие у школьников даже слабо выраженных отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии является серьезным препятствием в усвоении программы общеобразовательной школы.

Учащихся, имеющих отклонения в формировании фонетико-фонематических и лексико-грамматических средств языка, можно разделить условно на три группы: учащиеся с фонетическим недоразвитием речи (фонетически изолированный дефект); учащиеся с фонетико-фонематическим и фонематическим (без нарушения звукопроизношения) недоразвитием речи; учащиеся с несформированностью языковых и речевых средств языка (общее недоразвитие речи III–IV уровня). 

Приведенная группировка школьников по ведущему проявлению речевого дефекта помогает учителю-логопеду решать принципиальные вопросы организации коррекционной работы с детьми и определять содержание, методы и приемы логопедического воздействия в каждой группе. Основной контингент, который должен быть выявлен учителем-логопедом общеобразовательных школ прежде других, составляют дети, недостатки речи которых препятствуют их успешному обучению, т.е. учащиеся второй и третьей групп. Именно этим детям в целях предупреждения у них неуспеваемости логопедическая помощь должна быть оказана в первую очередь.

Ответственность за обязательное посещение учащимися занятий в логопедическом пункте несут учитель - логопед, классный руководитель, руководитель общеобразовательного учреждения, родители.

Место коррекционного курса «Коррекционно-развивающие занятия с логопедом» в учебном плане

Коррекционный курс развития всех компонентов устной и письменной речи направлен на реализацию системы логопедической помощи обучающимся способствующей освоению основной общеобразовательной программы. Данный курс представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающий  полноценное овладение фонетическим строем русского языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, лексико-грамматических категорий языка, развитие связной речи, что обуславливает формирование коммуникативных способностей, речевого и общего психического развития ребёнка младшего школьного возраста с речевой патологией, как основы успешного овладения чтением и письмом в дальнейшем при обучении в школе, а так же его социализации.

Содержание коррекционно-развивающей работы для каждого обучающегося определяется с учетом его особых образовательных потребностей на основе рекомендаций ПМПК, ИПР.

Предельная наполняемость логопедического пункта общеобразовательного учреждения:

-  количества обучающихся, имеющих заключение психолого-медико-педагогической комиссии (далее - ПМПК) с рекомендациями об обучении по адаптированной основной образовательной программе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья 6 - 12 указанных обучающихся;

- количества обучающихся, имеющих заключение психолого-педагогического консилиума (далее - ППк) и (или) ПМПК с рекомендациями об оказании психолого-педагогической помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, (проведении коррекционных занятий с учителем-логопедом) 25 таких обучающихся;

3) количества обучающихся, имеющих высокий риск возникновения нарушений речи, выявленный по итогам логопедической диагностики, проведенной учителем-логопедом Организации, 25 таких обучающихся.

На каждого учащегося, зачисленного на логопедические занятия, учитель-логопед заполняет речевую карту.

Выпуск учащихся из логопедического пункта производится в течение всего учебного года после устранения у них нарушений в развитии устной и письменной речи.

Логопедические занятия с обучающимися проводятся в индивидуальной и (или) групповой/подгрупповой формах. Количество и периодичность групповых/подгрупповых и индивидуальных занятий определяется учителем-логопедом (учителями-логопедами) с учетом выраженности речевого нарушения обучающегося, рекомендаций ПМПК, ППк.

Периодичность проведения логопедических занятий:

1) для учащихся с ОВЗ, имеющих заключение ПМПК с рекомендацией об обучении по адаптированной основной образовательной программе общего образования, определяется выраженностью речевого нарушения и требованиями адаптированной основной общеобразовательной программы и составляет (в форме групповых и (или) индивидуальных занятий) не менее трех логопедических занятий в неделю для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи и не менее одного-двух логопедических занятий в неделю для других категорий обучающихся с ОВЗ;

2) для учащихся, имеющих заключение ППк и (или) ПМПК с рекомендациями об оказании психолого-педагогической помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации (проведении коррекционных занятий с учителем-логопедом), определяется выраженностью речевого нарушения и составляет (в форме групповых и индивидуальных занятий) не менее двух логопедических занятий в неделю;

3) для учащихся, имеющих риск возникновения нарушений речи, выявленных по итогам логопедической диагностики, определяется (в форме групповых и (или) индивидуальных занятий) в соответствии с программой психолого-педагогического сопровождения, разработанной и утвержденной Организацией.

Продолжительность логопедических занятий определяется в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями и составляет 30-40 минут.

Индивидуальные занятия проводятся по необходимости в зависимости от структуры речевого дефекта от 1 до 3 раз в неделю, продолжительность индивидуальных занятий составляет 20 минут.

В случае необходимости уточнения диагноза учащиеся с нарушениями речи с согласия родителей (законных представителей) направляются учителем - логопедом в соответствующее лечебно - профилактическое учреждение для обследования врачами специалистами (невропатологом, детским психиатром, отоларингологом, офтальмологом и др.) или в психолого - медико - педагогическую комиссию.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения коррекционного курса «Коррекционно-развивающие занятия с логопедом»

Содержание и планируемые результаты обучения, условия организации образовательной среды обучающихся с нарушением речи подчиняются современным целям начального образования, которые представлены в ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ как система личностных, метапредметных и предметных достижений обучающегося.

Личностные результаты включают ценностные отношения обучающегося к окружающему миру, другим людям, а также к самому себе как субъекту учебно-познавательной деятельности (осознание её социальной значимости, ответственность, установка на принятие учебной задачи).

 Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности познавательных, коммуникативных и регулятивных УУД, которые обеспечивают успешность изучения учебных предметов, а также становление способности к самообразованию и саморазвитию. В результате освоения содержания различных предметов, курсов, модулей обучающиеся с нарушением речи овладевают рядом междисциплинарных понятий, а также различными знаково-символическими средствами, которые помогают обучающимся применять знания, как в типовых, так и в новых, нестандартных учебных ситуациях.

Требования к результатам коррекционной работы по преодолению нарушений устной речи, преодолению и профилактике нарушений чтения и письма: отсутствие дефектов звукопроизношения и умение различать правильное и неправильное произнесение звука; умение правильно воспроизводить различной сложности звукослоговую структуру слов как изолированных, так и в условиях контекста; правильное восприятие, дифференциация, осознание и адекватное использование интонационных средств выразительной четкой речи; умение произвольно изменять основные акустические характеристики голоса; умение правильно осуществлять членение речевого потока посредством пауз, логического ударения, интонационной интенсивности; минимизация фонологического дефицита (умение дифференцировать на слух и в произношении звуки, близкие по артикуляторно-акустическим признакам); умение осуществлять операции языкового анализа и синтеза на уровне предложения и слова; практическое владение основными закономерностями грамматического и лексического строя речи; сформированность лексической системности; умение правильно употреблять грамматические формы слов и пользоваться как продуктивными, так и непродуктивными словообразовательными моделями; овладение синтаксическими конструкциями различной сложности и их использование; владение связной речью, соответствующей законам логики, грамматики, композиции, выполняющей коммуникативную функцию; сформированность языковых операций, необходимых для овладения чтением и письмом; сформированность психофизиологического, психологического, лингвистического уровней, обеспечивающих овладение чтением и письмом; владение письменной формой коммуникации (техническими и смысловыми компонентами чтения и письма); позитивное отношение и устойчивые мотивы к изучению языка; понимание роли языка в коммуникации, как основного средства человеческого общения.

Требования к результатам овладения компетенцией должны отражать:

Развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении: умение адекватно оценивать свои силы, понимать, что можно и чего нельзя: в еде, физической нагрузке, в приеме медицинских препаратов, осуществлении вакцинации; написать при необходимости SMS-сообщение; умение адекватно выбрать взрослого и обратиться к нему за помощью, точно описать возникшую проблему; выделять ситуации, когда требуется привлечение родителей; умение принимать решения в области жизнеобеспечения; владение достаточным запасом фраз и определений для обозначения возникшей проблемы.

Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни: прогресс в самостоятельности и независимости в быту и школе; представления об устройстве домашней и школьной жизни; умение адекватно использовать лексикон, отражающий бытовой опыт и осуществлять речевое сопровождение своих действий, бытовых ситуаций; умение включаться в разнообразные повседневные школьные дела; умение адекватно оценивать свои речевые возможности и ограничения при участии в общей коллективной деятельности; умение договариваться о распределении функций в совместной деятельности; стремление ребенка участвовать в подготовке и проведении праздника; владение достаточным запасом фраз и определений для участия в подготовке и проведении праздника.

Овладение навыками коммуникации: умение начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои намерения, просьбу, пожелание, опасения, завершить разговор; умение корректно выразить отказ и недовольство, благодарность, сочувствие; умение поддерживать продуктивное взаимодействие в процессе коммуникации; умение получать информацию от собеседника и уточнять ее; прогресс в развитии информативной функции речи; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях коммуникации в соответствии с коммуникативной установкой; позитивное отношение и устойчивая мотивация к активному использованию разнообразного арсенала средств коммуникации, вариативных речевых конструкций; готовность слушать собеседника и вести диалог; умение излагать свое мнение и аргументировать его; умение использовать коммуникацию как средство достижения цели в различных ситуациях; прогресс в развитии коммуникативной функции речи.

Дифференциация и осмысление картины мира: адекватность бытового поведения ребенка с точки зрения опасности (безопасности) для себя и окружающих; способность прогнозировать последствия своих поступков; понимание значения символов, фраз и определений, обозначающих опасность и умение действовать в соответствии с их значением; осознание ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем; умение устанавливать причинно-следственные связи между условиями жизни, внешними и функциональными свойствами в животном и растительном мире на основе наблюдений и практического экспериментирования; умение устанавливать взаимосвязь общественного порядка и уклада собственной жизни в семье и в школе, соответствовать этому порядку; наличие активности во взаимодействии с миром, понимание собственной результативности; прогресс в развитии познавательной функции речи.

Дифференциация и осмысление адекватно возрасту своего социального окружения, принятых ценностей и социальных ролей: знание правил поведения в разных социальных ситуациях с людьми разного статуса (с близкими в семье, учителями и учениками в школе, незнакомыми людьми в транспорте и т.д.); наличие достаточного запаса фраз и определений для взаимодействия в разных социальных ситуациях и с людьми разного социального статуса; представления о вариативности социальных отношений; готовность к участию в различных видах социального взаимодействия; овладение средствами межличностного взаимодействия; умение адекватно использовать принятые в окружении обучающегося социальные ритуалы; умение передавать свои чувства в процессе моделирования социальных отношений; прогресс в развитии регулятивной функции речи.

Эти требования конкретизируются в соответствии с особыми образовательными потребностями обучающихся.

Содержание коррекционного курса «Коррекционно-развивающие занятия с логопедом»

Коррекционно-развивающая область является обязательной частью внеурочной деятельности, поддерживающей процесс освоения содержания АООП НОО.

Содержание коррекционно-развивающей работы для каждого обучающегося определяется с учетом его особых образовательных потребностей на основе рекомендаций ПМПК, индивидуальной программы реабилитации.

Цель: Преодоление отклонений в развитии устной и письменной речи обучающихся и проведение коррекционно-развивающей работы по профилактике всех видов дисграфии и дислексии детей для дальнейшей их социализации

Задачи: Обеспечение своевременного выявления детей с трудностями адаптации, обусловленными речевым недоразвитием;

  • Определение особенностей организации образовательного процесса в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структурой нарушения и степенью его выраженности;
  • Создание условий, способствующих освоению детьми с отклонениями в речевом развитии основной образовательной программы начального общего образования и их интеграции в образовательном учреждении;
  • Организация индивидуальных и (или) групповых занятий для детей с нарушениями в речевом развитии;
  • Оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с речевым недоразвитием по вопросам речевого развития детей.

Условия реализации программы

Нормативно-правовое обеспечение:

  • Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1023 “Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"
  • Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1598
  • Распоряжение Минпросвещения России от 06.08.2020 N Р-75 (ред. от 06.04.2021) "Об утверждении примерного Положения об оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих образовательную деятельность"
  • Письмо Минобразования РФ от 27 июня 2003 г. № 28-51-513/16 «Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования
  • Инструктивное письмо Министерства образования РФ от 14.12.2000 г. № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»
  • Положение о логопедическом пункте муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения г. Ханты-Мансийска (Приложение 1 к письму Департамента Администрации г. Ханты-Мансийска от 19.04.2013г. № 334)
  • Приказ об утверждении порядка работы территориальной психолого-медико-педагогической комиссии г. Ханты-Мансийска от 18.02.2014 г. № 148
  • Санитарно - эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях», 2.4.2.2821 – 10 утвержденные Главным санитарным врачом Российской Федерации 29 декабря 2010 г., зарегистрированных в Минюсте РФ 03.03.2011г. № 1993
  • Должностная инструкция учителя – логопеда муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа №8" г. Ханты-Мансийска

Программно-методическое обеспечение

Для обследования уровня развития речи используется модифицированный вариант тестовой логопедической диагностики (Фотекова Т.А., Ахутина Т.В.). Данная методика позволяет уточнить структуру речевого дефекта и выстроить систему индивидуальной коррекционной работы.

Коррекционно-развивающая работа построена в соответствии с методическими рекомендациями А. В. Ястребовой, Т.П. Бессоновой (1996, 1999). Этот подход имеет не только коррекционную, но и профилактическую направленность.

При планировании занятий с детьми с фонетико–фонематическим  и общим недоразвитием речи используются методические материалы, предложенные в пособиях Ефименковой Л.Н., Козыревой Л.М., Мазановой Е.В., Садовниковой И.Н.

Программно-методическим обеспечением структурного компонента логопедических занятий по развитию психических процессов и формированию универсальных учебных действий является психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся 1 – 4 классов (Локалова Н.П.)

Этапы реализации программы

1 класс

Количество  часов на первое полугодие: 42 часа                     28 часов

Количество часов на второе полугодие: 46 часов                    30 часов

Всего 88 часов; в неделю 3 часа.                                                58 часов; в неделю 2 часа.

I этап

Основным содержанием I этапа является восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи (как у детей с ФФН, так и у детей с ОНР). I этап коррекционно-развивающего обучения детей с ОНР продолжается примерно, 60-80 занятий (количество занятий может быть увеличено).

Из общего количества занятий данного этапа особо выделяются первые 10-15 занятий, основными задачами которых являются: развитие фонематических представлений; постановка и закрепление поставленных звуков; формирование полноценных психологических предпосылок к полноценной учебной деятельности. Эти занятия могут иметь следующую структуру:

15 минут –  фронтальная часть занятий, направленная на формирование фонематического слуха детей, развития внимания на звуковую сторону речи (работа строится на правильно произносимых звуках) и на восполнение пробелов в формировании психологических предпосылок к полноценному обучению,

5 минут – подготовка артикуляционного аппарата (комплекс упражнений определяется конкретным составом группы);

20 минут – уточнение и постановка (вызывание) неправильно произносимых звуков индивидуально и в подгруппах (2-3 человека) в зависимости от этапа работы над звуком.

С первоклассниками можно по подобной структуре работать первые 20 занятий с поправкой на режим работы этих классов.

На последующих занятиях I этапа проводится автоматизация поставленных звуков в процессе фронтальных занятий. Структура занятий определяется составом группы: при незначительном количестве детей в группе с дефектами произношения или при отсутствии у детей дефектов произношения большая часть времени отводится фронтальной работе. В ходе фронтальной части занятий формируются фонематические процессы и уточняются представления о звуко-слоговом составе слова. Кроме того, с детьми, имеющими ОНР, методом устного опережения осуществляется работа по уточнению и активизации имеющихся у детей словарного запаса и моделей простых синтаксических конструкций.

Необходимость такого подхода обусловлена основным принципом коррекционно-развивающего обучения детей с ОНР, а именно: одновременная работа над всеми компонентами речевой системы. В связи этим методом устного опережения, в занятия I этапа избирательно включаются элементы материала второго и третьего этапов.

Фронтальная часть следующих 40-45 занятий складывается из следующих видов работы:

– развитие фонематических процессов;

– формирование навыков анализа и синтеза звука-слогового состава слова, используя изученные к этому времени в классе буквы и отработанные слова-термины;

– формирование готовности к восприятию определенных орфограмм, правописание которых основано на полноценных представлениях о звуковом составе слова;

–  закрепление звукобуквенных связей;

– автоматизация поставленных звуков.

По мере устранения нарушений звукопроизношения фронтальная работа занимает всё больше времени, однако при этом она осуществляется при строго обязательном индивидуальном подходе каждому ученику с учётом его психологических особенностей, степени выраженности речевого дефекта и отработанности каждого звука.

Таким образом, общее содержание и последовательность коррекционно-развивающего обучения детей с ФФН и первого этапа коррекционной работы детей с ОНР могут быть примерно одинаковыми. Вместе с тем, количество занятий по каждой теме определяется составом конкретной группы. Принципиальное различие при планировании логопедических занятий будет заключаться в подборе речевого материала, соответствующего общему развитию ребенка и структуре дефекта.

В течение всего периода ведется активная работа над уточнением и постановкой дефектных звуков и параллельно – над развитием и совершенствованием фонематических представлений. Эта работа, проводимая на основе анализа звучащей речи, занимает на занятиях центральное место. В процессе реализации данного учебного комплекса дети уточняют практические представления о предложении, слове, слоге, ударении, букве, звуке, гласном, согласном. На первых занятиях термины используются только учителем-логопедом. За это время достаточно полно выявляются индивидуальные особенности и возможности учащихся группы, что позволяет учителю-логопеду определить оптимальное для каждого ребенка соотношение между предъявляемыми ему индивидуальными заданиями и фронтальной работой.

Результаты реализации программы 1года 

К концу обучения обучающиеся должны знать:

— артикуляцию всех звуков родного языка, все буквы родного алфавита;

— признаки гласных и согласных звуков;

— твердые и мягкие согласные звуки и буквы, их обозначающие;

— звонкие и глухие согласные звуки и буквы, их обозначающие;

— термины: звук, буквы, звонкий, глухой и т.д.;

— графическое изображение смешиваемых звуков.

К концу обучения обучающиеся должны уметь:

— различать гласные и согласные звуки;

— различать твердые и мягкие звуки;

— различать акустически близкие звуки;

— различать звонкие и глухие согласные звуки;

— обозначать смешиваемые звуки схематично;

— производить фонетический разбор;

— подбирать слова на заданный звук;

— объяснять значения слов паронимов;

— дифференцировать смешиваемые звуки на всех этапах в устной и письменной речи;

— писать слуховые и зрительные диктанты;

— пользоваться смешиваемыми звуками в самостоятельной речи.

2-4 классы

Количество  часов на первое полугодие: 42 часа              28 часов

Количество часов на второе полугодие:  48 часов            32 часа

Всего 90 час; в неделю 3 часа.                                             60 часов; в неделю 2 часа.

II  этап   

Основным содержанием II этапа является восполнение пробелов в развитии лексического запаса и грамматического строя речи. Отводится 35-45 занятий, начинаются они со 2 класса.

На занятиях данного курса уточняются речевые возможности детей, уровень сформированности языковых средств, определяется состояние коммуникативных умений и навыков, осуществляется развитие и совершенствование психологических предпосылок  активной учебной деятельности, произвольность деятельности и общения. Формирование этих свойств неразрывно связано с развитием основных учебных умений, прежде всего, навыков и умений планировать и  контролировать учебную работу, осуществлять ее по ориентирам основным и вспомогательным. Постепенно в процессе выполнения различных упражнений создается база для организации деятельности учащихся на многоориентированной основе, что очень важно для полноценного овладения грамотой, чтением и письмом.

Отклонения в речевом развитии детей, обучающихся в общеобразовательных учебных заведениях, имеют различную структуру и степень выраженности. Одни из них касаются только произношения звуков; другие затрагивают процесс фонемообразования и, как правило, сопровождаются нарушениями чтения и письма; третьи – выражаются в недоразвитии как звуковой, так и смысловой сторон речи и всех ее компонентов. Таким образом, среди первоклассников выделяют группы  детей с нарушениями речи, обусловленными фонетическим, фонетико-фонематическим (ФФН) и общим недоразвитием речи (ОНР).  Среди учащихся 2 – 3 классов – группы учащихся с нарушениями чтения и письма, обусловленными фонетико-фонематическим и общим недоразвитием речи.

Группировка школьников по ведущему проявлению речевого дефекта помогает учителю-логопеду решать принципиальные вопросы организации коррекционной работы с детьми и определять содержание, методы и приемы логопедического воздействия в каждой группе.

Общую проблему при коррекционно-развивающем обучении первоклассников составляет своевременная и целенаправленная подготовка их к обучению грамоте. В связи с этим главной задачей начального этапа коррекционно-развивающего обучения является нормализация звуковой стороны речи. Это значит, что как для групп детей, имеющих фонетико-фонематическое недоразвитие, так и для групп детей, имеющих общее недоразвитие речи, необходимо:

  1. Сформировать полноценные фонематические процессы.
  2. Сформировать представления о звукобуквенном составе слова.
  3. Сформировать навыки анализа и синтеза звуко-слогового состава слова.
  4. Корригировать   дефекты   произношения   (если   таковые имеются).

Эти задачи составляют основное содержание коррекционного обучения детей с фонетико-фонематическим и фонематическим недоразвитием. Что касается детей с общим недоразвитием речи, то данное содержание составляет лишь первый этап коррекционно-развивающего обучения.  На втором этапе осуществляется работа по восполнению пробелов в развитии лексического запаса и грамматического строя речи:

  1. Уточнение значений имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного запаса как путем накопления новых слов, являющихся различными частями речи, так и за счет развития умения активно пользоваться различными способами словообразования.
  2. Уточнение значений используемых синтаксических конструкций.
  3.    Дальнейшее развитие и совершенствование грамматического оформления связной речи путем овладения учащимися словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями различных синтаксических конструкций

К концу обучения обучающиеся должны знать:

- артикуляцию всех звуков родного языка, все буквы родного алфавита;

- признаки гласных и согласных звуков;

- твердые и мягкие согласные звуки и буквы, их обозначающие;

- звонкие и глухие согласные звуки и буквы, их обозначающие;

- артикуляционно и акустически близкие звуки и буквы, их обозначающие;

- термины: артикуляция, звук, буквы, звонкий, глухой и т.д.;

- графическое изображение смешиваемых звуков.

К концу обучения обучающиеся должны уметь:

- различать гласные и согласные звуки;

- различать твердые и мягкие звуки;

- различать акустически близкие звуки;

- различать звонкие и глухие согласные звуки;

- подбирать слова на заданный звук;

- обозначать смешиваемые звуки схематично;

- дифференцировать смешиваемые звуки на всех этапах в устной и письменной речи;

- писать слуховые диктанты;

На третьем этапе происходит восполнение пробелов в формировании связной речи:

  1.    Развитие и совершенствование умений и навыков связного высказывания.
  2. Программирование смысловой структуры высказывания.
  3. Установление связности и последовательности его.
  4. Отбор языковых средств, необходимых для построения высказывания в тех или иных целях общения.

К концу обучения обучающиеся должны знать:

- способы словообразования;

- состав слова;

- термины: слово, словосочетание, текст, предложение; родственные слова, предлоги; пересказ, тема рассказа, план  и т.д.

К концу обучения обучающиеся должны уметь:

- ставить ударения в словах;

- подбирать однокоренные слова;

- образовывать слова разными способами словообразования;

- грамматически правильно строить предложения;

- устанавливать логическую последовательность в высказываниях;

- пересказывать текст;

- писать слуховые и зрительные диктанты;

- пользоваться смешиваемыми звуками в самостоятельной речи.

Содержание коррекционного курса «Коррекционно-развивающие занятия с логопедом»

1 класс

п/п

Тема

Содержание работы

Кол-во часов

1

Диагностическое обследование

1-15.09

2

Речь. Предложение. Слово

Знакомство с понятиями речь, предложение, слово.

4

3

Звуки речи. ( гласные звуки,  согласные звуки)

Знакомство с речевыми звуками. Знакомство с гласными звуками.  Дифференциация понятий звук - буква.  Знакомство с понятием слоги, дифференциация слога и слова, деление на слоги. Знакомство с признаками согласных звуков. Дифференциация твердых и мягких согласных. Обозначение мягкости на письме при помощи гласных букв. Дифференциация звонких и глухих согласных.

15

4

Согласные звуки.  Дифференциация звуков

Закрепление нормы произношения и характеристики звуков. Дифференциация звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Развитие фонематического восприятия. Знакомство с обозначением звонких и глухих звуков. Работа по звуковому, слоговому и языковому анализу. Соотнесение звуков с буквами.

23

Итого за I полугодие 42 ч

5

Согласные звуки.  Дифференциация звуков

Закрепление нормы произношения и характеристики звуков. Дифференциация звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Развитие фонематического восприятия. Знакомство с обозначением звонких и глухих звуков. Работа по звуковому, слоговому и языковому анализу. Соотнесение звуков с буквами.

39

6

Контрольный диктант. Работа над ошибками

Письмо под диктовку  предложений. Анализ допущенных ошибок.

4

7

Обобщение за год

Повторение и закрепление пройденного ранее.

3

8

Диагностическое обследование

16 - 25.05

Итого за II полугодие 46 ч

Итого за год  88 ч

2 класс

№ п/п

Тема

Содержание работы

Кол-во часов

1

Диагностическое обследование

1-15.09

2

Речь. Предложение. Слово

Закрепление понятий речь, предложение. Закрепление умения полно и грамматически правильно выражать свою мысль. Распро-странение предложений. Закрепление понятий слово, предложение, дифференциация этих понятий. Закрепление понятий звук, буква. Дифференциация гласных и согласных звуков, букв.

6

3

Гласные звуки.  Дифференциация звуков

Закрепление понятий звук, буква. Дифференциация гласных звуков и букв. Анализ прямых и обратных слогов. Закрепление понятий слоги, слова, предложения, смягчение согласных. Дифференциация гласных устно и на письме. Закрепление понятия ударение, гласные и согласные звуки. Анализ слов, предложений с выделением ударных гласных.

7

4

Согласные звуки

Выделение согласных из слов, предложений. Твердые - мягкие согласные. Дифференциация твердых и мягких согласных. Обозначение мягкости на письме при помощи гласных букв. Звонкие и глухие согласные. Дифференциация звонких и глухих согласных. Составление слов, дописывание слов и предложений.

3

5

Контрольный диктант. Работа над ошибками

Слуховой диктант. Анализ допущенных ошибок, работа над ошибками.

4

6

Звуки речи. Дифференциация согласных звуков

Закрепление нормы произношения и характеристики согласных звуков. Развитие слухового внимания. Работа по фонематическому анализу и синтезу. Дифференциация звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Развитие слухового и зрительного восприятия

22

Итого за I полугодие 42 ч

7

Звуки речи. Дифференциация согласных звуков

Закрепление нормы произношения. Сравнение характеристики звуков, артикуляции. Соотнесение звуков с буквами. Дифференци-ация звуков на всех этапах. Развитие высших психических процес-сов. Развитие звукового, слогового, языкового анализа и синтеза.

25

8

Ударение. Безударные гласные

Выделение ударного слога в 2-3-сложных словах. Чтение слов, одинаковых по написанию, но различных по звучанию. Нахождение и проверка безударных гласных в словах. Обогащение словаря родственными словами

4

9

Состав слова

Знакомство с частями слова. Составление предложений с однокоренными словами. Чтение рассказов, насыщенных словами с приставками, суффиксами, однокоренными словами с разными окончаниями. Восстановление предложений с пропущенными словами с разными частями слова.

13

10

Контрольный диктант. Работа над ошибками

Слуховой диктант. Анализ допущенных ошибок, работа над ошибками.

4

11

Обобщение за год

Повторение и закрепление пройденного ранее.

2

12

Диагностическое обследование

16 - 26.05

Итого за II полугодие 48 ч

Итого за год  90 ч

3 класс

№ п/п

Тема

Содержание работы

Кол-во часов

1

Диагностическое обследование

1-15.09

2

Речь. Предложение. Слово

Закрепление понятий речь, предложение, слово.

1

3

Состав слова

Закрепление понятия корень, суффикс, приставка, окончание. Чтение текстов со словами уменьшительных и увеличительных оттенков. Восстановление предложений с пропущенными словами с разными частями слова. Закрепление умения выделять предложение при чтении. Закрепление понятия родственные и однокоренные слова.

12

4

Ударение. Безударные гласные

Закрепление понятия  ударение, безударные гласные. Анализ слов, предложений с выделением ударных гласных. Умение проверять безударные гласные.

6

5

Предлоги и приставки

Дифференциация предлогов и приставок. Запись предложений с предлогами. Восстановление деформированного текста. Упражнения в правильном написании предлогов и приставок.

5

6

Синонимы

Изучение синонимов. Составление предложений с ними, нахождение их в тексте, объяснение значения.

3

7

Антонимы

Изучение антонимов. Составление предложений с ними, нахождение их в тексте, объяснение значения.

3

8

Многозначные слова

Изучение многозначных слов. Составление предложений, нахождение их в тексте, объяснение значения.

2

9

Виды предложений. Деформированные предложения

Работа с разными предложениями по цели высказывания. Отработка чтения различных предложений по интонации. Развитие слуховой памяти. Работа с распространёнными и нераспространёнными предложениями. Умение дополнять и обогащать предложения. Построение законченных предложений из беспорядочных слов. Выразительное чтение.

10

Итого за I полугодие 42 ч

10

Текст

Составление рассказа из отдельных предложений. Формирование понятия текст. Осознание основных признаков текста. Озаглавливание. Работа над умением различать текст и набор предложений. Формирование образного мышления и слухоречевой памяти. Выделение предложений из сплошного текста. Составление коллективных ответов на вопросы.

13

11

Составление рассказа. Изложение

Беседа, чтение, деление рассказа на части. Составление коллективного и самостоятельного плана. Пересказ. Запись по плану.

10

12

Диктант. Анализ работ

Слуховой диктант. Анализ допущенных ошибок, работа над ошибками.

4

13

Рассказы

Рассказ-описание. Рассказ по памяти. Рассказ по серии картинок. Логическая расстановка сюжетных картинок и выяснение скрытого смысла. Составление рассказа по сюжетной картине. Рассказ по началу. Чтение начала рассказа по картинке. Самостоятельное продолжение. Завершение рассказа. Рассказ на заданную тему. Составление рассказа по вопросам, пересказ и запись.

12

14

Части речи

Знакомство с  понятиями имя существительное, имя прилагательное, глагол. Нахождение в предложениях различных частей речи.  Составление предложений с данными частями речи.

7

15

Обобщение за год

Повторение и закрепление пройденного ранее.

2

16

Диагностическое обследование

16 - 26.05

Итого за II полугодие 48 ч

Итого за год  90 ч

4 класс

№ п/п

Тема

Содержание работы

Кол-во часов

1

Диагностическое обследование

1-15.09

2

Речь. Предложение. Слово

Закрепление понятий речь, предложение, слово.

2

3

Состав слова

Закрепление понятия корень, суффикс, приставка, окончание.  Закрепление понятия родственные и однокоренные слова. Восстановление предложений с пропущенными словами с разными частями слова.

10

4

Ударение. Безударные гласные

Закрепление понятия  ударение, безударные гласные. Анализ слов, предложений с выделением ударных гласных. Умение проверять безударные гласные.

6

5

Предлоги и приставки

Дифференциация предлогов и приставок. Запись предложений с предлогами. Восстановление деформированного текста. Упражнения в правильном написании предлогов и приставок.

4

6

Синонимы

Закрепление понятия синоним. Составление предложений с ними, нахождение их в тексте, объяснение значения.

2

7

Антонимы

Закрепление понятия антоним. Составление предложений с ними, нахождение их в тексте, объяснение значения.

2

8

Многозначные слова

Закрепление понятия многозначные слова. Составление предложений, нахождение их в тексте, объяснение значения.

3

9

Виды предложений. Деформированные предложения

Работа с разными предложениями по цели высказывания. Отработка чтения различных предложений по интонации. Работа с распространёнными и нераспространёнными предложениями. Умение дополнять и обогащать предложения. Построение законченных предложений из слов. Выразительное чтение.

13

Итого за I полугодие 42 ч

10

Текст. Пересказ текстов.

Закрепление понятия текст. Закрепление основных признаков текста. Озаглавливание. Работа над умением различать текст и набор предложений. Выделение предложений из сплошного текста. Составление текстов. Пересказ текстов. Изложение.

22

11

Диктант. Анализ работ

Слуховой диктант. Анализ допущенных ошибок, работа над ошибками.

4

12

Составление текстов по заданию

Составление рассказа по памяти. Рассказ по серии картинок. Составление рассказа по сюжетной картине. Составление рассказа по началу. Рассказ на заданную тему. Составление рассказа по вопросам, пересказ и запись. Выразительное и осознанное чтение.

19

13

Обобщение за год

Повторение и закрепление пройденного ранее.

4

14

Диагностическое обследование

16 - 26.05

Итого за II полугодие 49 ч

Итого за год  91 ч

Требования к материально-техническим условиям

При реализации коррекционного курса «Коррекционно-развивающие занятия с логопедом» должны быть созданы условия для функционирования информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся.

Кабинет оборудован партами, регулируемыми в соответствии с ростом учащихся, что обеспечивает возможность поддерживать правильную позу. Каждый учитель должен иметь возможность проводить уроки в соответствии с современными требованиями информатизации образовательной организации, используя видео- и аудиотехнику.

Оборудование логопедического кабинета

Компьютер, мультимедиа - проектор, экран, колонки. Магнитная доска. Магниты. Настенное зеркало. Зеркала по количеству учеников. Касса букв. Индивидуальные кассы букв. Карточки с индивидуальными заданиями, бланковые методики. Речевой и картинный материал по звукопроизношению и лексическим темам. Дидактические речевые игры. Наглядно-иллюстративный, демонстрационный и раздаточный материал, систематизированный по темам.

Карточки:

- алфавит

- автоматизация и дифференциация звуков

- ребусы

- загадки

- речевые игры с детьми

- зрительные символы и условные обозначения звуков

- предлоги

- приставки

- собери и расскажи

- собери правильно и расскажи

- проверка навыков письма

- антонимы

- синонимы

- артикуляционные упражнения

- парные согласные

- действие предмета

- месяцы

- обследование фонематического восприятия, анализа и синтеза

- развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза

- обследование словаря

- обогащение словаря

Дидактические игры:

- логопедическое лото «Весёлые звуки»

- развивающая игра «Азбука»

- развивающая игра «Парочки» (3, 4 выпуск)

- мягкий конструктор «Бабочки»

- конструктор «Геометрические фигуры»

- мягкие игрушки.

Аудио и видео материалы:

- презентации к урокам в программе Microsoft Office Power Point

- компьютерная программа «Игры для тигры», «Баба Яга учится читать».

Учебно-методическая и справочная литература:

1. Богомолова А. И. Логопедическое пособие для занятий с детьми. – СПб., 1994.

2. Данилова Е.А. Работа с учащимися младших классов, имеющими общее недоразвитие речи.// ж. Логопед, №5, 2006, с. 68-72

3. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. — М.: Национальный книжный центр, 2015.

4. Ефименкова Л.Н., Мисаревко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте / Л.Н. Ефименкова, Г.Г. Мисаренко. — М.: Просвещение, 2014.

5. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. – М.: «Владос», 1999.

6. Лалаева Р.И. Нарушения чтения. – Санкт-Петербург, 1998.

7. Мазанова Е.В. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Конспекты занятий для логопедов. Гном, 2008.

8. Мазанова Е.В. Школьный логопункт. Документация, планирование и организация коррекционной работы : методическое пособие для учителей-логопедов. — М.: Издательство ГНОМ и Д, 2014.

9. Садовников И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших щкольников. – М.: 1995.

10. Туманова Т.В. Исправление звукопроизношения у детей. – М., 1999.

11. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Дид. материал по автоматизации звуков Р, РЬ у детей. – М.: Изд-во «Гном и Д», 2000.

12. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Дом. тетр. №1 для закрепления произношения свистящих звуков С, З, Ц. Пособие для логопедов, родителей и детей. – М.: изд-во ООО «Гном – ПРЕСС», 1998.

13. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Дом. тетр. №2 для закрепления произношения свистящих звуков С, З. Пособие для логопедов, родителей и детей. – М.: изд-во ООО «Гном – ПРЕСС», 1998.

14. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Дом. тетр. №3 для закрепления произношения шипящих звуков Ш, Ж. Пособие для логопедов, родителей и детей. – М.: изд-во ООО «Гном – ПРЕСС», 1998.

15. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Дом. тетр. №4 для закрепления произношения шипящих звуков Ш, Щ. Пособие для логопедов, родителей и детей. – М.: изд-во ООО «Гном – ПРЕСС», 1998.

16. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Дом. тетр. №5 для закрепления произношения звука Л. Пособие для логопедов, родителей и детей. – М.: изд-во ООО «Гном – ПРЕСС», 1998.

17. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Дом. тетр. №6 для закрепления произношения звука Л. Пособие для логопедов, родителей и детей. – М.: изд-во ООО «Гном – ПРЕСС», 1998.

18. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Дом. тетр. №7 для закрепления произношения звука Р. Пособие для логопедов, родителей и детей. – М.: изд-во ООО «Гном – ПРЕСС», 1998.

19. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Дом. тетр. №8 для закрепления произношения звука Р. Пособие для логопедов, родителей и детей. – М.: изд-во ООО «Гном – ПРЕСС», 1998.

20.  Латий Е.А. 365 развивающих игр и затей для маленьких детей.- Москва, 2001.

21. Лебедева И.Л. Трудный звук, ты наш друг! Звуки С,Сь - З, Зь: Практическое пособие для логопедов, воспитателей, родителей. - М: Вентана-Граф, 2005.

22. Лебедева И.Л. Трудный звук, ты наш друг! Звуки Ш, Ж, Щ: Практическое пособие для логопедов, воспитателей, родителей. - М: Вентана-Граф, 2005.

23. Лебедева И.Л. Трудный звук, ты наш друг! Звуки Л, Ль: Практическое пособие для логопедов, воспитателей, родителей. - М: Вентана-Граф, 2005.

24. Лебедева И.Л. Трудный звук, ты наш друг! Звуки Р, Рь: Практическое пособие для логопедов, воспитателей, родителей. - М: Вентана-Граф, 2005.

25. Тикунова Л.И., Канакина В.П. Сборник диктантов и творческих работ: пособие для учителя начальной школы. — М.: Просвещение, 2013.

26. Резниченко Т.О., Ларина О.Д. Говорим правильно «Л-Л,»: Логопедический альбом. - М.: издательство РОСМЭН-ПРЕСС, 2003.

27. Резниченко Т.О., Ларина О.Д. Говорим правильно «Р-Р,»: Логопедический альбом. - М.: издательство РОСМЭН-ПРЕСС, 2003.

28. Резниченко Т.О., Ларина О.Д. Говорим правильно «С, З, Ц»: Логопедический альбом. - М.: издательство РОСМЭН-ПРЕСС, 2003.

29. Узорова О.В., Нефедова Е.А. «Развитие речи в картинках». Москва, 2002.

30. Фотекова Т. А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников. –  М.: АРКТИ, 2000.

31. Флерова Ж. М. «Логопедия».Ростов н/Д, 2001.

32. Юрова Е. В. «250 упражнений для развития устной речи». Москва, 2000.

33. Ястребова А.В., Т.П. Бессонова Т.П.  Инструктивно-методическое  письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе. — М.: Когито-Центр, 2015.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие коррекционно- развивающей сенсорной среда на логопедических занятиях

В материале подробно описаны приемы, виды игровой деятельности, используемый материал , способствующий развитии сенсорики и моторики....

Рабочая программа курса коррекционно-развивающих занятий «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» для учащихся 1-4 классов

Данная программа является адаптированным вариантом для детей имеющих сложную структуру дефекта программы курса коррекционных занятий «Развитие психомоторных и сенсорных процессов» для учащ...

Рабочая программа курса коррекционно-развивающих занятий «Развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы» для учащихся 1-5 классы

Пояснительная запискаОбщими чертами детей обучающихся в нашей школе являются тяжелый психофизический дефект и в большинстве случаев выраженные органические нарушения.Наблюдаются грубые нарушения всех ...

Рабочая программа коррекционного курса «Коррекционно-развивающие занятия (логопедические)

Курс коррекционно-развивающей области «Логопедические занятия» является обязательным для реализации. Он направлен на коррекцию различных недостатков речевого развития у школьников, получаю...

Рабочая программа по курсу коррекционно-развивающей области «Психокоррекционные занятия» Адаптированная основная общеобразовательная программа для обучающихся с задержкой психического развития (7.2) 1 дополнительный класс

Курс коррекционно-развивающей области «Психокоррекционные занятия» направлен на исправление различных типичных недостатков психического (психологического) развития, которые в совокупности ...

Рабочая программа коррекционного курса "Коррекционно-развивающие занятия" для обучающихся 4 класса с глубокой умственной отсталостью, вариант 2.

    Актуальность и практическая значимость программы курса «Коррекционно-развивающие занятия» состоит в формировании общей культуры, обеспечивающей, в соответствии с общеп...

Рабочая программа коррекционного курса «Коррекционно-развивающие занятия с учителем-дефектологом» для обучающихся с задержкой психического развития по АООП НОО (варианты 7.1, 7.2) 1- 2 классы

Рабочая программа коррекционных занятий определяет структуру и содержание работы по коррекции познавательной деятельности  обучающихся 1-2 классов, занимающихся по адаптированной основной общеобр...