Коррекционный курс «Коррекционно-развивающие занятия (логопедические)»
рабочая программа по логопедии (1, 2, 3, 4 класс)
Рабочая программа коррекционного курса "Коррекционно-развивающие занятия с логопедом» для обучающихся с ОВЗ 1 – 4 классов разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, с использованием методических рекомендаций ведущих специалистов в области логопедии. Прописаны все этапы реализации данной программы, содержание коррекционно-развивающей работы и результаты освоения коррекционного курса «Коррекционно-развивающие занятия (логопедические)»
Данная программа включена в содержательный раздел Федеральной адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ФАОП НОО)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Коррекционно-развивающие занятия (логопедические) | 115.66 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ
ДЕПАРТАМЕН ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
ГОРОДА ХАНТЫ-МАНСИЙСКА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №8»
Рассмотрено заседание методического объединения учителей начальных классов Протокол от 30.08.2023 №1 | Согласовано заседание методического совета школы Протокол от 30.08.2023 №1 | Утверждено Приказ МБОУ «СОШ № 8» от 30.08.2023 № 594 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
коррекционного курса «Коррекционно-развивающие занятия с логопедом»
для обучающихся с ОВЗ
1 – 4 классов
Разработчик: учитель-логопед Калюжная С.В.
Ханты-Мансийск, 2023
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, с использованием методических рекомендаций ведущих специалистов в области логопедии Козыревой Л.М., Ефименковой Л.Н., Мисаренко Г.Г., Садовниковой И.Н., Лалаевой Р.И., Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. и направлена на реализацию системы логопедической помощи детям с речевыми нарушениями, которые препятствуют освоению основной образовательной программы начального общего образования.
Данная программа включена в содержательный раздел Федеральной адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ФАОП НОО). В системе образования обучающихся с недоразвитием речи логопедическая работа в школе является важным звеном в общей системе коррекционной работы. Проблемы в развитии устной и письменной речи отрицательно сказывается на усвоении школьной программы.
Коррекционный курс «Коррекционно-развивающие занятия с логопедом» направлен на реализацию системы логопедической помощи обучающимся в освоении основной общеобразовательной программы, коррекцию недостатков в речевом развитии обучающихся, их социальную адаптацию.
Данный курс представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающий полноценное овладение фонетическим строем русского языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, лексико-грамматических категорий языка, развитие связной речи, что обуславливает формирование коммуникативных способностей, речевого и общего психического развития ребёнка младшего школьного возраста с речевой патологией, как основы успешного овладения чтением и письмом в дальнейшем при обучении в школе, а так же его социализации.
Программа коррекционной работы позволяет учитывать особые образовательные потребности детей посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.
Данный курс способствует реализации адаптированной основной общеобразовательной программы (АООП).
Общая характеристика коррекционного курса «Коррекционно-развивающие занятия с логопедом»
Цель курса: коррекция нарушений устной и письменной речи обучающихся, способствующая успешной адаптации в учебной деятельности (освоение детьми образовательной программы) и дальнейшей социализации.
Задачи курса:
- Развитие общих речевых навыков (дыхательная гимнастика, упражнения на развитие силы голоса, ритма, темпа, интонационной выразительность речи).
- Развитие общей моторики; координации движений (речь с движениями).
- Обязательный комплекс общей артикуляционной гимнастики. Индивидуальные комплексы артикуляционной гимнастики для подготовки артикуляционного аппарата к постановке звуков. Постановка, автоматизация поставленных звуков.
- Работа над слоговой структурой слова.
- Развитие навыков звукового анализа и синтеза (от простого к сложному).
- Развитие лексики (обогащение активного словаря существительных, прилагательных, глаголов...).
- Развитие связной речи (простые, распространенные предложения, пересказ, составление рассказов по картинке…).
- Развитие грамматического строя речи.
- Развитие графомоторных умений, обучение грамоте.
Основными направлениями логопедической работы является:
- диагностика и коррекция звукопроизношения (постановка, автоматизация и дифференциация звуков речи);
- диагностика и коррекция лексической стороны речи;
- диагностика и коррекция грамматического строя речи (синтаксической структуры речевых высказываний, словоизменения и словообразования);
- коррекция диалогической и формирование монологической форм речи; развитие коммуникативной функции речи;
- коррекция нарушений чтения и письма.
Организация учебной деятельности тесно связана с проблемой развития речи ребёнка. Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно хорошем уровне развития речи, который предполагает определённую степень сформированности средств языка (произношение, грамматический строй, словарный запас), а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этими средствами в целях общения.
Данный курс способствует формированию у учащихся предпосылок, лежащих в основе становления навыков чтения и письма, системы знаний о языке и готовит к применению их в учебной деятельности.
Характеристика отклонений в речевом развитии обучающихся общеобразовательной школы
Отклонения в речевом развитии детей, обучающихся в общеобразовательных учебных заведениях, имеют различную структуру и степень выраженности. Одни из них касаются только произношения звуков (преимущественно искаженное произношение фонем); другие затрагивают процесс фонемообразования и, как правило, сопровождаются нарушениями чтения и письма; третьи – выражаются в недоразвитии как звуковой, так и смысловой сторон речи и всех ее компонентов.
Наличие у школьников даже слабо выраженных отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии является серьезным препятствием в усвоении программы общеобразовательной школы.
Учащихся, имеющих отклонения в формировании фонетико-фонематических и лексико-грамматических средств языка, можно разделить условно на три группы: учащиеся с фонетическим недоразвитием речи (фонетически изолированный дефект); учащиеся с фонетико-фонематическим и фонематическим (без нарушения звукопроизношения) недоразвитием речи; учащиеся с несформированностью языковых и речевых средств языка (общее недоразвитие речи III–IV уровня).
Приведенная группировка школьников по ведущему проявлению речевого дефекта помогает учителю-логопеду решать принципиальные вопросы организации коррекционной работы с детьми и определять содержание, методы и приемы логопедического воздействия в каждой группе. Основной контингент, который должен быть выявлен учителем-логопедом общеобразовательных школ прежде других, составляют дети, недостатки речи которых препятствуют их успешному обучению, т.е. учащиеся второй и третьей групп. Именно этим детям в целях предупреждения у них неуспеваемости логопедическая помощь должна быть оказана в первую очередь.
Ответственность за обязательное посещение учащимися занятий в логопедическом пункте несут учитель - логопед, классный руководитель, руководитель общеобразовательного учреждения, родители.
Место коррекционного курса «Коррекционно-развивающие занятия с логопедом» в учебном плане
Коррекционный курс развития всех компонентов устной и письменной речи направлен на реализацию системы логопедической помощи обучающимся способствующей освоению основной общеобразовательной программы. Данный курс представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающий полноценное овладение фонетическим строем русского языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, лексико-грамматических категорий языка, развитие связной речи, что обуславливает формирование коммуникативных способностей, речевого и общего психического развития ребёнка младшего школьного возраста с речевой патологией, как основы успешного овладения чтением и письмом в дальнейшем при обучении в школе, а так же его социализации.
Содержание коррекционно-развивающей работы для каждого обучающегося определяется с учетом его особых образовательных потребностей на основе рекомендаций ПМПК, ИПР.
Предельная наполняемость логопедического пункта общеобразовательного учреждения:
- количества обучающихся, имеющих заключение психолого-медико-педагогической комиссии (далее - ПМПК) с рекомендациями об обучении по адаптированной основной образовательной программе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья 6 - 12 указанных обучающихся;
- количества обучающихся, имеющих заключение психолого-педагогического консилиума (далее - ППк) и (или) ПМПК с рекомендациями об оказании психолого-педагогической помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, (проведении коррекционных занятий с учителем-логопедом) 25 таких обучающихся;
3) количества обучающихся, имеющих высокий риск возникновения нарушений речи, выявленный по итогам логопедической диагностики, проведенной учителем-логопедом Организации, 25 таких обучающихся.
На каждого учащегося, зачисленного на логопедические занятия, учитель-логопед заполняет речевую карту.
Выпуск учащихся из логопедического пункта производится в течение всего учебного года после устранения у них нарушений в развитии устной и письменной речи.
Логопедические занятия с обучающимися проводятся в индивидуальной и (или) групповой/подгрупповой формах. Количество и периодичность групповых/подгрупповых и индивидуальных занятий определяется учителем-логопедом (учителями-логопедами) с учетом выраженности речевого нарушения обучающегося, рекомендаций ПМПК, ППк.
Периодичность проведения логопедических занятий:
1) для учащихся с ОВЗ, имеющих заключение ПМПК с рекомендацией об обучении по адаптированной основной образовательной программе общего образования, определяется выраженностью речевого нарушения и требованиями адаптированной основной общеобразовательной программы и составляет (в форме групповых и (или) индивидуальных занятий) не менее трех логопедических занятий в неделю для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи и не менее одного-двух логопедических занятий в неделю для других категорий обучающихся с ОВЗ;
2) для учащихся, имеющих заключение ППк и (или) ПМПК с рекомендациями об оказании психолого-педагогической помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации (проведении коррекционных занятий с учителем-логопедом), определяется выраженностью речевого нарушения и составляет (в форме групповых и индивидуальных занятий) не менее двух логопедических занятий в неделю;
3) для учащихся, имеющих риск возникновения нарушений речи, выявленных по итогам логопедической диагностики, определяется (в форме групповых и (или) индивидуальных занятий) в соответствии с программой психолого-педагогического сопровождения, разработанной и утвержденной Организацией.
Продолжительность логопедических занятий определяется в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями и составляет 30-40 минут.
Индивидуальные занятия проводятся по необходимости в зависимости от структуры речевого дефекта от 1 до 3 раз в неделю, продолжительность индивидуальных занятий составляет 20 минут.
В случае необходимости уточнения диагноза учащиеся с нарушениями речи с согласия родителей (законных представителей) направляются учителем - логопедом в соответствующее лечебно - профилактическое учреждение для обследования врачами специалистами (невропатологом, детским психиатром, отоларингологом, офтальмологом и др.) или в психолого - медико - педагогическую комиссию.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения коррекционного курса «Коррекционно-развивающие занятия с логопедом»
Содержание и планируемые результаты обучения, условия организации образовательной среды обучающихся с нарушением речи подчиняются современным целям начального образования, которые представлены в ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ как система личностных, метапредметных и предметных достижений обучающегося.
Личностные результаты включают ценностные отношения обучающегося к окружающему миру, другим людям, а также к самому себе как субъекту учебно-познавательной деятельности (осознание её социальной значимости, ответственность, установка на принятие учебной задачи).
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности познавательных, коммуникативных и регулятивных УУД, которые обеспечивают успешность изучения учебных предметов, а также становление способности к самообразованию и саморазвитию. В результате освоения содержания различных предметов, курсов, модулей обучающиеся с нарушением речи овладевают рядом междисциплинарных понятий, а также различными знаково-символическими средствами, которые помогают обучающимся применять знания, как в типовых, так и в новых, нестандартных учебных ситуациях.
Требования к результатам коррекционной работы по преодолению нарушений устной речи, преодолению и профилактике нарушений чтения и письма: отсутствие дефектов звукопроизношения и умение различать правильное и неправильное произнесение звука; умение правильно воспроизводить различной сложности звукослоговую структуру слов как изолированных, так и в условиях контекста; правильное восприятие, дифференциация, осознание и адекватное использование интонационных средств выразительной четкой речи; умение произвольно изменять основные акустические характеристики голоса; умение правильно осуществлять членение речевого потока посредством пауз, логического ударения, интонационной интенсивности; минимизация фонологического дефицита (умение дифференцировать на слух и в произношении звуки, близкие по артикуляторно-акустическим признакам); умение осуществлять операции языкового анализа и синтеза на уровне предложения и слова; практическое владение основными закономерностями грамматического и лексического строя речи; сформированность лексической системности; умение правильно употреблять грамматические формы слов и пользоваться как продуктивными, так и непродуктивными словообразовательными моделями; овладение синтаксическими конструкциями различной сложности и их использование; владение связной речью, соответствующей законам логики, грамматики, композиции, выполняющей коммуникативную функцию; сформированность языковых операций, необходимых для овладения чтением и письмом; сформированность психофизиологического, психологического, лингвистического уровней, обеспечивающих овладение чтением и письмом; владение письменной формой коммуникации (техническими и смысловыми компонентами чтения и письма); позитивное отношение и устойчивые мотивы к изучению языка; понимание роли языка в коммуникации, как основного средства человеческого общения.
Требования к результатам овладения компетенцией должны отражать:
Развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении: умение адекватно оценивать свои силы, понимать, что можно и чего нельзя: в еде, физической нагрузке, в приеме медицинских препаратов, осуществлении вакцинации; написать при необходимости SMS-сообщение; умение адекватно выбрать взрослого и обратиться к нему за помощью, точно описать возникшую проблему; выделять ситуации, когда требуется привлечение родителей; умение принимать решения в области жизнеобеспечения; владение достаточным запасом фраз и определений для обозначения возникшей проблемы.
Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни: прогресс в самостоятельности и независимости в быту и школе; представления об устройстве домашней и школьной жизни; умение адекватно использовать лексикон, отражающий бытовой опыт и осуществлять речевое сопровождение своих действий, бытовых ситуаций; умение включаться в разнообразные повседневные школьные дела; умение адекватно оценивать свои речевые возможности и ограничения при участии в общей коллективной деятельности; умение договариваться о распределении функций в совместной деятельности; стремление ребенка участвовать в подготовке и проведении праздника; владение достаточным запасом фраз и определений для участия в подготовке и проведении праздника.
Овладение навыками коммуникации: умение начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои намерения, просьбу, пожелание, опасения, завершить разговор; умение корректно выразить отказ и недовольство, благодарность, сочувствие; умение поддерживать продуктивное взаимодействие в процессе коммуникации; умение получать информацию от собеседника и уточнять ее; прогресс в развитии информативной функции речи; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях коммуникации в соответствии с коммуникативной установкой; позитивное отношение и устойчивая мотивация к активному использованию разнообразного арсенала средств коммуникации, вариативных речевых конструкций; готовность слушать собеседника и вести диалог; умение излагать свое мнение и аргументировать его; умение использовать коммуникацию как средство достижения цели в различных ситуациях; прогресс в развитии коммуникативной функции речи.
Дифференциация и осмысление картины мира: адекватность бытового поведения ребенка с точки зрения опасности (безопасности) для себя и окружающих; способность прогнозировать последствия своих поступков; понимание значения символов, фраз и определений, обозначающих опасность и умение действовать в соответствии с их значением; осознание ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем; умение устанавливать причинно-следственные связи между условиями жизни, внешними и функциональными свойствами в животном и растительном мире на основе наблюдений и практического экспериментирования; умение устанавливать взаимосвязь общественного порядка и уклада собственной жизни в семье и в школе, соответствовать этому порядку; наличие активности во взаимодействии с миром, понимание собственной результативности; прогресс в развитии познавательной функции речи.
Дифференциация и осмысление адекватно возрасту своего социального окружения, принятых ценностей и социальных ролей: знание правил поведения в разных социальных ситуациях с людьми разного статуса (с близкими в семье, учителями и учениками в школе, незнакомыми людьми в транспорте и т.д.); наличие достаточного запаса фраз и определений для взаимодействия в разных социальных ситуациях и с людьми разного социального статуса; представления о вариативности социальных отношений; готовность к участию в различных видах социального взаимодействия; овладение средствами межличностного взаимодействия; умение адекватно использовать принятые в окружении обучающегося социальные ритуалы; умение передавать свои чувства в процессе моделирования социальных отношений; прогресс в развитии регулятивной функции речи.
Эти требования конкретизируются в соответствии с особыми образовательными потребностями обучающихся.
Содержание коррекционного курса «Коррекционно-развивающие занятия с логопедом»
Коррекционно-развивающая область является обязательной частью внеурочной деятельности, поддерживающей процесс освоения содержания АООП НОО.
Содержание коррекционно-развивающей работы для каждого обучающегося определяется с учетом его особых образовательных потребностей на основе рекомендаций ПМПК, индивидуальной программы реабилитации.
Цель: Преодоление отклонений в развитии устной и письменной речи обучающихся и проведение коррекционно-развивающей работы по профилактике всех видов дисграфии и дислексии детей для дальнейшей их социализации
Задачи: Обеспечение своевременного выявления детей с трудностями адаптации, обусловленными речевым недоразвитием;
- Определение особенностей организации образовательного процесса в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структурой нарушения и степенью его выраженности;
- Создание условий, способствующих освоению детьми с отклонениями в речевом развитии основной образовательной программы начального общего образования и их интеграции в образовательном учреждении;
- Организация индивидуальных и (или) групповых занятий для детей с нарушениями в речевом развитии;
- Оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с речевым недоразвитием по вопросам речевого развития детей.
Условия реализации программы
Нормативно-правовое обеспечение:
- Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1023 “Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"
- Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1598
- Распоряжение Минпросвещения России от 06.08.2020 N Р-75 (ред. от 06.04.2021) "Об утверждении примерного Положения об оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих образовательную деятельность"
- Письмо Минобразования РФ от 27 июня 2003 г. № 28-51-513/16 «Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования
- Инструктивное письмо Министерства образования РФ от 14.12.2000 г. № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»
- Положение о логопедическом пункте муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения г. Ханты-Мансийска (Приложение 1 к письму Департамента Администрации г. Ханты-Мансийска от 19.04.2013г. № 334)
- Приказ об утверждении порядка работы территориальной психолого-медико-педагогической комиссии г. Ханты-Мансийска от 18.02.2014 г. № 148
- Санитарно - эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях», 2.4.2.2821 – 10 утвержденные Главным санитарным врачом Российской Федерации 29 декабря 2010 г., зарегистрированных в Минюсте РФ 03.03.2011г. № 1993
- Должностная инструкция учителя – логопеда муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа №8" г. Ханты-Мансийска
Программно-методическое обеспечение
Для обследования уровня развития речи используется модифицированный вариант тестовой логопедической диагностики (Фотекова Т.А., Ахутина Т.В.). Данная методика позволяет уточнить структуру речевого дефекта и выстроить систему индивидуальной коррекционной работы.
Коррекционно-развивающая работа построена в соответствии с методическими рекомендациями А. В. Ястребовой, Т.П. Бессоновой (1996, 1999). Этот подход имеет не только коррекционную, но и профилактическую направленность.
При планировании занятий с детьми с фонетико–фонематическим и общим недоразвитием речи используются методические материалы, предложенные в пособиях Ефименковой Л.Н., Козыревой Л.М., Мазановой Е.В., Садовниковой И.Н.
Программно-методическим обеспечением структурного компонента логопедических занятий по развитию психических процессов и формированию универсальных учебных действий является психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся 1 – 4 классов (Локалова Н.П.)
Этапы реализации программы
1 класс
Количество часов на первое полугодие: 42 часа 28 часов
Количество часов на второе полугодие: 46 часов 30 часов
Всего 88 часов; в неделю 3 часа. 58 часов; в неделю 2 часа.
I этап
Основным содержанием I этапа является восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи (как у детей с ФФН, так и у детей с ОНР). I этап коррекционно-развивающего обучения детей с ОНР продолжается примерно, 60-80 занятий (количество занятий может быть увеличено).
Из общего количества занятий данного этапа особо выделяются первые 10-15 занятий, основными задачами которых являются: развитие фонематических представлений; постановка и закрепление поставленных звуков; формирование полноценных психологических предпосылок к полноценной учебной деятельности. Эти занятия могут иметь следующую структуру:
15 минут – фронтальная часть занятий, направленная на формирование фонематического слуха детей, развития внимания на звуковую сторону речи (работа строится на правильно произносимых звуках) и на восполнение пробелов в формировании психологических предпосылок к полноценному обучению,
5 минут – подготовка артикуляционного аппарата (комплекс упражнений определяется конкретным составом группы);
20 минут – уточнение и постановка (вызывание) неправильно произносимых звуков индивидуально и в подгруппах (2-3 человека) в зависимости от этапа работы над звуком.
С первоклассниками можно по подобной структуре работать первые 20 занятий с поправкой на режим работы этих классов.
На последующих занятиях I этапа проводится автоматизация поставленных звуков в процессе фронтальных занятий. Структура занятий определяется составом группы: при незначительном количестве детей в группе с дефектами произношения или при отсутствии у детей дефектов произношения большая часть времени отводится фронтальной работе. В ходе фронтальной части занятий формируются фонематические процессы и уточняются представления о звуко-слоговом составе слова. Кроме того, с детьми, имеющими ОНР, методом устного опережения осуществляется работа по уточнению и активизации имеющихся у детей словарного запаса и моделей простых синтаксических конструкций.
Необходимость такого подхода обусловлена основным принципом коррекционно-развивающего обучения детей с ОНР, а именно: одновременная работа над всеми компонентами речевой системы. В связи этим методом устного опережения, в занятия I этапа избирательно включаются элементы материала второго и третьего этапов.
Фронтальная часть следующих 40-45 занятий складывается из следующих видов работы:
– развитие фонематических процессов;
– формирование навыков анализа и синтеза звука-слогового состава слова, используя изученные к этому времени в классе буквы и отработанные слова-термины;
– формирование готовности к восприятию определенных орфограмм, правописание которых основано на полноценных представлениях о звуковом составе слова;
– закрепление звукобуквенных связей;
– автоматизация поставленных звуков.
По мере устранения нарушений звукопроизношения фронтальная работа занимает всё больше времени, однако при этом она осуществляется при строго обязательном индивидуальном подходе каждому ученику с учётом его психологических особенностей, степени выраженности речевого дефекта и отработанности каждого звука.
Таким образом, общее содержание и последовательность коррекционно-развивающего обучения детей с ФФН и первого этапа коррекционной работы детей с ОНР могут быть примерно одинаковыми. Вместе с тем, количество занятий по каждой теме определяется составом конкретной группы. Принципиальное различие при планировании логопедических занятий будет заключаться в подборе речевого материала, соответствующего общему развитию ребенка и структуре дефекта.
В течение всего периода ведется активная работа над уточнением и постановкой дефектных звуков и параллельно – над развитием и совершенствованием фонематических представлений. Эта работа, проводимая на основе анализа звучащей речи, занимает на занятиях центральное место. В процессе реализации данного учебного комплекса дети уточняют практические представления о предложении, слове, слоге, ударении, букве, звуке, гласном, согласном. На первых занятиях термины используются только учителем-логопедом. За это время достаточно полно выявляются индивидуальные особенности и возможности учащихся группы, что позволяет учителю-логопеду определить оптимальное для каждого ребенка соотношение между предъявляемыми ему индивидуальными заданиями и фронтальной работой.
Результаты реализации программы 1года
К концу обучения обучающиеся должны знать:
— артикуляцию всех звуков родного языка, все буквы родного алфавита;
— признаки гласных и согласных звуков;
— твердые и мягкие согласные звуки и буквы, их обозначающие;
— звонкие и глухие согласные звуки и буквы, их обозначающие;
— термины: звук, буквы, звонкий, глухой и т.д.;
— графическое изображение смешиваемых звуков.
К концу обучения обучающиеся должны уметь:
— различать гласные и согласные звуки;
— различать твердые и мягкие звуки;
— различать акустически близкие звуки;
— различать звонкие и глухие согласные звуки;
— обозначать смешиваемые звуки схематично;
— производить фонетический разбор;
— подбирать слова на заданный звук;
— объяснять значения слов паронимов;
— дифференцировать смешиваемые звуки на всех этапах в устной и письменной речи;
— писать слуховые и зрительные диктанты;
— пользоваться смешиваемыми звуками в самостоятельной речи.
2-4 классы
Количество часов на первое полугодие: 42 часа 28 часов
Количество часов на второе полугодие: 48 часов 32 часа
Всего 90 час; в неделю 3 часа. 60 часов; в неделю 2 часа.
II этап
Основным содержанием II этапа является восполнение пробелов в развитии лексического запаса и грамматического строя речи. Отводится 35-45 занятий, начинаются они со 2 класса.
На занятиях данного курса уточняются речевые возможности детей, уровень сформированности языковых средств, определяется состояние коммуникативных умений и навыков, осуществляется развитие и совершенствование психологических предпосылок активной учебной деятельности, произвольность деятельности и общения. Формирование этих свойств неразрывно связано с развитием основных учебных умений, прежде всего, навыков и умений планировать и контролировать учебную работу, осуществлять ее по ориентирам основным и вспомогательным. Постепенно в процессе выполнения различных упражнений создается база для организации деятельности учащихся на многоориентированной основе, что очень важно для полноценного овладения грамотой, чтением и письмом.
Отклонения в речевом развитии детей, обучающихся в общеобразовательных учебных заведениях, имеют различную структуру и степень выраженности. Одни из них касаются только произношения звуков; другие затрагивают процесс фонемообразования и, как правило, сопровождаются нарушениями чтения и письма; третьи – выражаются в недоразвитии как звуковой, так и смысловой сторон речи и всех ее компонентов. Таким образом, среди первоклассников выделяют группы детей с нарушениями речи, обусловленными фонетическим, фонетико-фонематическим (ФФН) и общим недоразвитием речи (ОНР). Среди учащихся 2 – 3 классов – группы учащихся с нарушениями чтения и письма, обусловленными фонетико-фонематическим и общим недоразвитием речи.
Группировка школьников по ведущему проявлению речевого дефекта помогает учителю-логопеду решать принципиальные вопросы организации коррекционной работы с детьми и определять содержание, методы и приемы логопедического воздействия в каждой группе.
Общую проблему при коррекционно-развивающем обучении первоклассников составляет своевременная и целенаправленная подготовка их к обучению грамоте. В связи с этим главной задачей начального этапа коррекционно-развивающего обучения является нормализация звуковой стороны речи. Это значит, что как для групп детей, имеющих фонетико-фонематическое недоразвитие, так и для групп детей, имеющих общее недоразвитие речи, необходимо:
- Сформировать полноценные фонематические процессы.
- Сформировать представления о звукобуквенном составе слова.
- Сформировать навыки анализа и синтеза звуко-слогового состава слова.
- Корригировать дефекты произношения (если таковые имеются).
Эти задачи составляют основное содержание коррекционного обучения детей с фонетико-фонематическим и фонематическим недоразвитием. Что касается детей с общим недоразвитием речи, то данное содержание составляет лишь первый этап коррекционно-развивающего обучения. На втором этапе осуществляется работа по восполнению пробелов в развитии лексического запаса и грамматического строя речи:
- Уточнение значений имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного запаса как путем накопления новых слов, являющихся различными частями речи, так и за счет развития умения активно пользоваться различными способами словообразования.
- Уточнение значений используемых синтаксических конструкций.
- Дальнейшее развитие и совершенствование грамматического оформления связной речи путем овладения учащимися словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями различных синтаксических конструкций
К концу обучения обучающиеся должны знать:
- артикуляцию всех звуков родного языка, все буквы родного алфавита;
- признаки гласных и согласных звуков;
- твердые и мягкие согласные звуки и буквы, их обозначающие;
- звонкие и глухие согласные звуки и буквы, их обозначающие;
- артикуляционно и акустически близкие звуки и буквы, их обозначающие;
- термины: артикуляция, звук, буквы, звонкий, глухой и т.д.;
- графическое изображение смешиваемых звуков.
К концу обучения обучающиеся должны уметь:
- различать гласные и согласные звуки;
- различать твердые и мягкие звуки;
- различать акустически близкие звуки;
- различать звонкие и глухие согласные звуки;
- подбирать слова на заданный звук;
- обозначать смешиваемые звуки схематично;
- дифференцировать смешиваемые звуки на всех этапах в устной и письменной речи;
- писать слуховые диктанты;
На третьем этапе происходит восполнение пробелов в формировании связной речи:
- Развитие и совершенствование умений и навыков связного высказывания.
- Программирование смысловой структуры высказывания.
- Установление связности и последовательности его.
- Отбор языковых средств, необходимых для построения высказывания в тех или иных целях общения.
К концу обучения обучающиеся должны знать:
- способы словообразования;
- состав слова;
- термины: слово, словосочетание, текст, предложение; родственные слова, предлоги; пересказ, тема рассказа, план и т.д.
К концу обучения обучающиеся должны уметь:
- ставить ударения в словах;
- подбирать однокоренные слова;
- образовывать слова разными способами словообразования;
- грамматически правильно строить предложения;
- устанавливать логическую последовательность в высказываниях;
- пересказывать текст;
- писать слуховые и зрительные диктанты;
- пользоваться смешиваемыми звуками в самостоятельной речи.
Содержание коррекционного курса «Коррекционно-развивающие занятия с логопедом»
1 класс
№ п/п | Тема | Содержание работы | Кол-во часов |
1 | Диагностическое обследование | 1-15.09 | |
2 | Речь. Предложение. Слово | Знакомство с понятиями речь, предложение, слово. | 4 |
3 | Звуки речи. ( гласные звуки, согласные звуки) | Знакомство с речевыми звуками. Знакомство с гласными звуками. Дифференциация понятий звук - буква. Знакомство с понятием слоги, дифференциация слога и слова, деление на слоги. Знакомство с признаками согласных звуков. Дифференциация твердых и мягких согласных. Обозначение мягкости на письме при помощи гласных букв. Дифференциация звонких и глухих согласных. | 15 |
4 | Согласные звуки. Дифференциация звуков | Закрепление нормы произношения и характеристики звуков. Дифференциация звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Развитие фонематического восприятия. Знакомство с обозначением звонких и глухих звуков. Работа по звуковому, слоговому и языковому анализу. Соотнесение звуков с буквами. | 23 |
Итого за I полугодие 42 ч | |||
5 | Согласные звуки. Дифференциация звуков | Закрепление нормы произношения и характеристики звуков. Дифференциация звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Развитие фонематического восприятия. Знакомство с обозначением звонких и глухих звуков. Работа по звуковому, слоговому и языковому анализу. Соотнесение звуков с буквами. | 39 |
6 | Контрольный диктант. Работа над ошибками | Письмо под диктовку предложений. Анализ допущенных ошибок. | 4 |
7 | Обобщение за год | Повторение и закрепление пройденного ранее. | 3 |
8 | Диагностическое обследование | 16 - 25.05 | |
Итого за II полугодие 46 ч Итого за год 88 ч |
2 класс
№ п/п | Тема | Содержание работы | Кол-во часов |
1 | Диагностическое обследование | 1-15.09 | |
2 | Речь. Предложение. Слово | Закрепление понятий речь, предложение. Закрепление умения полно и грамматически правильно выражать свою мысль. Распро-странение предложений. Закрепление понятий слово, предложение, дифференциация этих понятий. Закрепление понятий звук, буква. Дифференциация гласных и согласных звуков, букв. | 6 |
3 | Гласные звуки. Дифференциация звуков | Закрепление понятий звук, буква. Дифференциация гласных звуков и букв. Анализ прямых и обратных слогов. Закрепление понятий слоги, слова, предложения, смягчение согласных. Дифференциация гласных устно и на письме. Закрепление понятия ударение, гласные и согласные звуки. Анализ слов, предложений с выделением ударных гласных. | 7 |
4 | Согласные звуки | Выделение согласных из слов, предложений. Твердые - мягкие согласные. Дифференциация твердых и мягких согласных. Обозначение мягкости на письме при помощи гласных букв. Звонкие и глухие согласные. Дифференциация звонких и глухих согласных. Составление слов, дописывание слов и предложений. | 3 |
5 | Контрольный диктант. Работа над ошибками | Слуховой диктант. Анализ допущенных ошибок, работа над ошибками. | 4 |
6 | Звуки речи. Дифференциация согласных звуков | Закрепление нормы произношения и характеристики согласных звуков. Развитие слухового внимания. Работа по фонематическому анализу и синтезу. Дифференциация звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Развитие слухового и зрительного восприятия | 22 |
Итого за I полугодие 42 ч | |||
7 | Звуки речи. Дифференциация согласных звуков | Закрепление нормы произношения. Сравнение характеристики звуков, артикуляции. Соотнесение звуков с буквами. Дифференци-ация звуков на всех этапах. Развитие высших психических процес-сов. Развитие звукового, слогового, языкового анализа и синтеза. | 25 |
8 | Ударение. Безударные гласные | Выделение ударного слога в 2-3-сложных словах. Чтение слов, одинаковых по написанию, но различных по звучанию. Нахождение и проверка безударных гласных в словах. Обогащение словаря родственными словами | 4 |
9 | Состав слова | Знакомство с частями слова. Составление предложений с однокоренными словами. Чтение рассказов, насыщенных словами с приставками, суффиксами, однокоренными словами с разными окончаниями. Восстановление предложений с пропущенными словами с разными частями слова. | 13 |
10 | Контрольный диктант. Работа над ошибками | Слуховой диктант. Анализ допущенных ошибок, работа над ошибками. | 4 |
11 | Обобщение за год | Повторение и закрепление пройденного ранее. | 2 |
12 | Диагностическое обследование | 16 - 26.05 | |
Итого за II полугодие 48 ч Итого за год 90 ч |
3 класс
№ п/п | Тема | Содержание работы | Кол-во часов |
1 | Диагностическое обследование | 1-15.09 | |
2 | Речь. Предложение. Слово | Закрепление понятий речь, предложение, слово. | 1 |
3 | Состав слова | Закрепление понятия корень, суффикс, приставка, окончание. Чтение текстов со словами уменьшительных и увеличительных оттенков. Восстановление предложений с пропущенными словами с разными частями слова. Закрепление умения выделять предложение при чтении. Закрепление понятия родственные и однокоренные слова. | 12 |
4 | Ударение. Безударные гласные | Закрепление понятия ударение, безударные гласные. Анализ слов, предложений с выделением ударных гласных. Умение проверять безударные гласные. | 6 |
5 | Предлоги и приставки | Дифференциация предлогов и приставок. Запись предложений с предлогами. Восстановление деформированного текста. Упражнения в правильном написании предлогов и приставок. | 5 |
6 | Синонимы | Изучение синонимов. Составление предложений с ними, нахождение их в тексте, объяснение значения. | 3 |
7 | Антонимы | Изучение антонимов. Составление предложений с ними, нахождение их в тексте, объяснение значения. | 3 |
8 | Многозначные слова | Изучение многозначных слов. Составление предложений, нахождение их в тексте, объяснение значения. | 2 |
9 | Виды предложений. Деформированные предложения | Работа с разными предложениями по цели высказывания. Отработка чтения различных предложений по интонации. Развитие слуховой памяти. Работа с распространёнными и нераспространёнными предложениями. Умение дополнять и обогащать предложения. Построение законченных предложений из беспорядочных слов. Выразительное чтение. | 10 |
Итого за I полугодие 42 ч | |||
10 | Текст | Составление рассказа из отдельных предложений. Формирование понятия текст. Осознание основных признаков текста. Озаглавливание. Работа над умением различать текст и набор предложений. Формирование образного мышления и слухоречевой памяти. Выделение предложений из сплошного текста. Составление коллективных ответов на вопросы. | 13 |
11 | Составление рассказа. Изложение | Беседа, чтение, деление рассказа на части. Составление коллективного и самостоятельного плана. Пересказ. Запись по плану. | 10 |
12 | Диктант. Анализ работ | Слуховой диктант. Анализ допущенных ошибок, работа над ошибками. | 4 |
13 | Рассказы | Рассказ-описание. Рассказ по памяти. Рассказ по серии картинок. Логическая расстановка сюжетных картинок и выяснение скрытого смысла. Составление рассказа по сюжетной картине. Рассказ по началу. Чтение начала рассказа по картинке. Самостоятельное продолжение. Завершение рассказа. Рассказ на заданную тему. Составление рассказа по вопросам, пересказ и запись. | 12 |
14 | Части речи | Знакомство с понятиями имя существительное, имя прилагательное, глагол. Нахождение в предложениях различных частей речи. Составление предложений с данными частями речи. | 7 |
15 | Обобщение за год | Повторение и закрепление пройденного ранее. | 2 |
16 | Диагностическое обследование | 16 - 26.05 | |
Итого за II полугодие 48 ч Итого за год 90 ч |
4 класс
№ п/п | Тема | Содержание работы | Кол-во часов |
1 | Диагностическое обследование | 1-15.09 | |
2 | Речь. Предложение. Слово | Закрепление понятий речь, предложение, слово. | 2 |
3 | Состав слова | Закрепление понятия корень, суффикс, приставка, окончание. Закрепление понятия родственные и однокоренные слова. Восстановление предложений с пропущенными словами с разными частями слова. | 10 |
4 | Ударение. Безударные гласные | Закрепление понятия ударение, безударные гласные. Анализ слов, предложений с выделением ударных гласных. Умение проверять безударные гласные. | 6 |
5 | Предлоги и приставки | Дифференциация предлогов и приставок. Запись предложений с предлогами. Восстановление деформированного текста. Упражнения в правильном написании предлогов и приставок. | 4 |
6 | Синонимы | Закрепление понятия синоним. Составление предложений с ними, нахождение их в тексте, объяснение значения. | 2 |
7 | Антонимы | Закрепление понятия антоним. Составление предложений с ними, нахождение их в тексте, объяснение значения. | 2 |
8 | Многозначные слова | Закрепление понятия многозначные слова. Составление предложений, нахождение их в тексте, объяснение значения. | 3 |
9 | Виды предложений. Деформированные предложения | Работа с разными предложениями по цели высказывания. Отработка чтения различных предложений по интонации. Работа с распространёнными и нераспространёнными предложениями. Умение дополнять и обогащать предложения. Построение законченных предложений из слов. Выразительное чтение. | 13 |
Итого за I полугодие 42 ч | |||
10 | Текст. Пересказ текстов. | Закрепление понятия текст. Закрепление основных признаков текста. Озаглавливание. Работа над умением различать текст и набор предложений. Выделение предложений из сплошного текста. Составление текстов. Пересказ текстов. Изложение. | 22 |
11 | Диктант. Анализ работ | Слуховой диктант. Анализ допущенных ошибок, работа над ошибками. | 4 |
12 | Составление текстов по заданию | Составление рассказа по памяти. Рассказ по серии картинок. Составление рассказа по сюжетной картине. Составление рассказа по началу. Рассказ на заданную тему. Составление рассказа по вопросам, пересказ и запись. Выразительное и осознанное чтение. | 19 |
13 | Обобщение за год | Повторение и закрепление пройденного ранее. | 4 |
14 | Диагностическое обследование | 16 - 26.05 | |
Итого за II полугодие 49 ч Итого за год 91 ч |
Требования к материально-техническим условиям
При реализации коррекционного курса «Коррекционно-развивающие занятия с логопедом» должны быть созданы условия для функционирования информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся.
Кабинет оборудован партами, регулируемыми в соответствии с ростом учащихся, что обеспечивает возможность поддерживать правильную позу. Каждый учитель должен иметь возможность проводить уроки в соответствии с современными требованиями информатизации образовательной организации, используя видео- и аудиотехнику.
Оборудование логопедического кабинета
Компьютер, мультимедиа - проектор, экран, колонки. Магнитная доска. Магниты. Настенное зеркало. Зеркала по количеству учеников. Касса букв. Индивидуальные кассы букв. Карточки с индивидуальными заданиями, бланковые методики. Речевой и картинный материал по звукопроизношению и лексическим темам. Дидактические речевые игры. Наглядно-иллюстративный, демонстрационный и раздаточный материал, систематизированный по темам.
Карточки:
- алфавит
- автоматизация и дифференциация звуков
- ребусы
- загадки
- речевые игры с детьми
- зрительные символы и условные обозначения звуков
- предлоги
- приставки
- собери и расскажи
- собери правильно и расскажи
- проверка навыков письма
- антонимы
- синонимы
- артикуляционные упражнения
- парные согласные
- действие предмета
- месяцы
- обследование фонематического восприятия, анализа и синтеза
- развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза
- обследование словаря
- обогащение словаря
Дидактические игры:
- логопедическое лото «Весёлые звуки»
- развивающая игра «Азбука»
- развивающая игра «Парочки» (3, 4 выпуск)
- мягкий конструктор «Бабочки»
- конструктор «Геометрические фигуры»
- мягкие игрушки.
Аудио и видео материалы:
- презентации к урокам в программе Microsoft Office Power Point
- компьютерная программа «Игры для тигры», «Баба Яга учится читать».
Учебно-методическая и справочная литература:
1. Богомолова А. И. Логопедическое пособие для занятий с детьми. – СПб., 1994.
2. Данилова Е.А. Работа с учащимися младших классов, имеющими общее недоразвитие речи.// ж. Логопед, №5, 2006, с. 68-72
3. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. — М.: Национальный книжный центр, 2015.
4. Ефименкова Л.Н., Мисаревко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте / Л.Н. Ефименкова, Г.Г. Мисаренко. — М.: Просвещение, 2014.
5. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. – М.: «Владос», 1999.
6. Лалаева Р.И. Нарушения чтения. – Санкт-Петербург, 1998.
7. Мазанова Е.В. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Конспекты занятий для логопедов. Гном, 2008.
8. Мазанова Е.В. Школьный логопункт. Документация, планирование и организация коррекционной работы : методическое пособие для учителей-логопедов. — М.: Издательство ГНОМ и Д, 2014.
9. Садовников И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших щкольников. – М.: 1995.
10. Туманова Т.В. Исправление звукопроизношения у детей. – М., 1999.
11. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Дид. материал по автоматизации звуков Р, РЬ у детей. – М.: Изд-во «Гном и Д», 2000.
12. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Дом. тетр. №1 для закрепления произношения свистящих звуков С, З, Ц. Пособие для логопедов, родителей и детей. – М.: изд-во ООО «Гном – ПРЕСС», 1998.
13. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Дом. тетр. №2 для закрепления произношения свистящих звуков С, З. Пособие для логопедов, родителей и детей. – М.: изд-во ООО «Гном – ПРЕСС», 1998.
14. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Дом. тетр. №3 для закрепления произношения шипящих звуков Ш, Ж. Пособие для логопедов, родителей и детей. – М.: изд-во ООО «Гном – ПРЕСС», 1998.
15. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Дом. тетр. №4 для закрепления произношения шипящих звуков Ш, Щ. Пособие для логопедов, родителей и детей. – М.: изд-во ООО «Гном – ПРЕСС», 1998.
16. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Дом. тетр. №5 для закрепления произношения звука Л. Пособие для логопедов, родителей и детей. – М.: изд-во ООО «Гном – ПРЕСС», 1998.
17. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Дом. тетр. №6 для закрепления произношения звука Л. Пособие для логопедов, родителей и детей. – М.: изд-во ООО «Гном – ПРЕСС», 1998.
18. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Дом. тетр. №7 для закрепления произношения звука Р. Пособие для логопедов, родителей и детей. – М.: изд-во ООО «Гном – ПРЕСС», 1998.
19. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Дом. тетр. №8 для закрепления произношения звука Р. Пособие для логопедов, родителей и детей. – М.: изд-во ООО «Гном – ПРЕСС», 1998.
20. Латий Е.А. 365 развивающих игр и затей для маленьких детей.- Москва, 2001.
21. Лебедева И.Л. Трудный звук, ты наш друг! Звуки С,Сь - З, Зь: Практическое пособие для логопедов, воспитателей, родителей. - М: Вентана-Граф, 2005.
22. Лебедева И.Л. Трудный звук, ты наш друг! Звуки Ш, Ж, Щ: Практическое пособие для логопедов, воспитателей, родителей. - М: Вентана-Граф, 2005.
23. Лебедева И.Л. Трудный звук, ты наш друг! Звуки Л, Ль: Практическое пособие для логопедов, воспитателей, родителей. - М: Вентана-Граф, 2005.
24. Лебедева И.Л. Трудный звук, ты наш друг! Звуки Р, Рь: Практическое пособие для логопедов, воспитателей, родителей. - М: Вентана-Граф, 2005.
25. Тикунова Л.И., Канакина В.П. Сборник диктантов и творческих работ: пособие для учителя начальной школы. — М.: Просвещение, 2013.
26. Резниченко Т.О., Ларина О.Д. Говорим правильно «Л-Л,»: Логопедический альбом. - М.: издательство РОСМЭН-ПРЕСС, 2003.
27. Резниченко Т.О., Ларина О.Д. Говорим правильно «Р-Р,»: Логопедический альбом. - М.: издательство РОСМЭН-ПРЕСС, 2003.
28. Резниченко Т.О., Ларина О.Д. Говорим правильно «С, З, Ц»: Логопедический альбом. - М.: издательство РОСМЭН-ПРЕСС, 2003.
29. Узорова О.В., Нефедова Е.А. «Развитие речи в картинках». Москва, 2002.
30. Фотекова Т. А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников. – М.: АРКТИ, 2000.
31. Флерова Ж. М. «Логопедия».Ростов н/Д, 2001.
32. Юрова Е. В. «250 упражнений для развития устной речи». Москва, 2000.
33. Ястребова А.В., Т.П. Бессонова Т.П. Инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе. — М.: Когито-Центр, 2015.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие коррекционно- развивающей сенсорной среда на логопедических занятиях
В материале подробно описаны приемы, виды игровой деятельности, используемый материал , способствующий развитии сенсорики и моторики....
Рабочая программа курса коррекционно-развивающих занятий «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» для учащихся 1-4 классов
Данная программа является адаптированным вариантом для детей имеющих сложную структуру дефекта программы курса коррекционных занятий «Развитие психомоторных и сенсорных процессов» для учащ...
Рабочая программа курса коррекционно-развивающих занятий «Развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы» для учащихся 1-5 классы
Пояснительная запискаОбщими чертами детей обучающихся в нашей школе являются тяжелый психофизический дефект и в большинстве случаев выраженные органические нарушения.Наблюдаются грубые нарушения всех ...
Рабочая программа коррекционного курса «Коррекционно-развивающие занятия (логопедические)
Курс коррекционно-развивающей области «Логопедические занятия» является обязательным для реализации. Он направлен на коррекцию различных недостатков речевого развития у школьников, получаю...
Рабочая программа по курсу коррекционно-развивающей области «Психокоррекционные занятия» Адаптированная основная общеобразовательная программа для обучающихся с задержкой психического развития (7.2) 1 дополнительный класс
Курс коррекционно-развивающей области «Психокоррекционные занятия» направлен на исправление различных типичных недостатков психического (психологического) развития, которые в совокупности ...
Рабочая программа коррекционного курса "Коррекционно-развивающие занятия" для обучающихся 4 класса с глубокой умственной отсталостью, вариант 2.
Актуальность и практическая значимость программы курса «Коррекционно-развивающие занятия» состоит в формировании общей культуры, обеспечивающей, в соответствии с общеп...
Рабочая программа коррекционного курса «Коррекционно-развивающие занятия с учителем-дефектологом» для обучающихся с задержкой психического развития по АООП НОО (варианты 7.1, 7.2) 1- 2 классы
Рабочая программа коррекционных занятий определяет структуру и содержание работы по коррекции познавательной деятельности обучающихся 1-2 классов, занимающихся по адаптированной основной общеобр...