Конспект логопедического занятия по коррекции дисграфии
план-конспект занятия по логопедии (3 класс)
Закрепить умение выделять корень слова, формировать навык подбора однокоренных слов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект занятия | 996.23 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
ПО КОРРЕКЦИИ ДИСГРАФИИ
3 КЛАСС
Тема: Корень слова, однокоренные слова.
Цель: Закрепить умение выделять корень слова, подбирать родственные слова.
Задачи:
- Совершенствовать умение выделять корень в слове;
- формировать навык подбора родственных слов;
- расширять словарный запас за счёт уточнения значения слов;
- развивать навыки словообразования;
- развивать звукобуквенный анализ;
- развивать слуховое, зрительное внимание, мыслительные процессы;
- формировать личностные УУД: желание приобретать новые знания, совершенствовать имеющиеся;
- формировать регулятивные УУД: контроль и самостоятельная коррекция, способность помнить правило и действовать в соответствии с ним;
- формировать познавательные УУД: самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера;
- формировать коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, управление поведением партнера – контроль, коррекция и оценка его действий.
Оборудование: индивидуальные карточки с заданиями, индивидуальные доски с маркерами, интерактивная доска, 2 игры с магнитными удочками «рыбалка», цветные объемные буквы, жетоны.
Ход занятия:
1. Организация детей к началу занятия:
У каждого учащегося на парте лежит цветная буква.
- Сядет тот, кто правильно назовет свою букву и соответствующий ей звук, который она обозначает (Дети называют букву и звук и садятся за парты).
2. Введение в тему:
- Давайте вместе составим слово из ваших букв, расположив их в порядке следования цветов радуги.
(Учащиеся составляют слово «корень»).
-Что такое корень? (Учащиеся предлагают ответы: часть растения, часть слова).
-Как вы думаете, о каком корне мы будем говорить сегодня? (О корне слова).
Учащиеся формулируют тему занятия.
- Правильно, тема нашего занятия: «Корень слова и однокоренные слова».
Логопед предлагает ученикам повторить материал предыдущих занятий, ответив на вопросы: Что такое корень слова? Почему он самая главная морфема в слове? Какие слова являются однокоренными? Учащимся предлагается назвать синоним к слову «однокоренные» слова (родственные).
У учащихся на партах карточка с наложенными изображениями. На доске слайд:
- Назовите, какие картинки наслоились друг на друга. (Дети называют картинки: рак, краб, лягушка, черепаха, рыба).
- Подберите названия картинок к данным схемам, учитывая состав слов. (Подбирают к схемам названия картинок, называют корни слов).
- А теперь отгадайте загадку и узнаете, кого мы будем сегодня ловить.
Блещет в речке чистой
Спинкой серебристой. (Рыба)
- Обведите изображение рыбы на вашей карточке. (Учащиеся обводят рыбу цветным карандашом).
3. Подбор родственных слов к слову «рыба»:
Учащиеся получают карточку, на которой будут писать однокоренные слова.
- Закончите стихотворную строчку словом с корнем «рыб» и впишите его в одну из рыб на вашей карточке:
Логопед читает стихотворение, учащиеся договаривают последнее слово и вписывают его в свою карточку.
Плавники у нас росли бы, мы бы плавали как _______(рыбы).
Я б хвостом махала гибким и резвилась словно ________(рыбка).
Вот с крючка срывает крошки очень мелкая ________(рыбешка).
Выплывает, корм ища, пребольшая _______(рыбища).
Рыба не клюет никак, видно я плохой _______(рыбак).
Если наживки вам не жалко, будет отличная _________(рыбалка).
Ловить рыбу – не судачить, очень я люблю _______(рыбачить).
Вот такой у нас улов, мама славный ______(рыболов).
Про рыб все знает рыбовод, только зайди на _______ (рыбозавод).
4. Выделение корня в словах, работа на индивидуальных досках:
- Нам нужно собраться на рыбалку и взять с собой необходимые вещи. Я назову предмет, который нам пригодится на рыбалке, а вы запишите на своей доске только корень из этого слова.
Логопед называет слова: удочка, ведро, лодка, весла, приманка, поплавок. Дети записывают только корень слова и показывают запись логопеду, поднимая доску вверх. (Осуществляется проверка записанных корней: уд, ведр, лодк, весл, ман, плав).
За каждый правильный ответ учащиеся получают жетон в виде рыбки.
- Молодцы, теперь мы готовы отправиться на рыбалку.
5. Классификация родственных слов, работа по командам:
Учащиеся делятся на 2 команды, у каждой команды есть удочки с магнитами и игра «Рыбалка». На рыбках написаны слова.
На доске слайды:
- Первая команда будет ловить рыбу в реке. Она должна вытянуть все родственные слова к слову «река». Помогайте друг другу, ловите только однокоренные слова!
(На рыбках слова: речка, речь, реченька, речной, заречный, речевой, поречье, изрекать).
- Вторая команда будет ловить рыбу в море. Она должна найти все родственные слова к слову «море». (На рыбках слова: морской, заморский, морщинка, приморский, взморье, заморить, моряк, уморительный).
Дети вытягивают удочками рыбок с родственными словами. Выигрывает та команда, которая правильно подобрала родственные слова (она получает жетоны). Группу подобранных родственных слов учащиеся записывают в тетради. Уточняются значения слов: изрекать, речевой, поречье, заморить, взморье, уморительный.
По ходу проверки выполненного задания представители команд передвигают на доске выбранные ими родственные слова.
6. Работа со стихотворением, правописание безударных гласных в корне слова:
На доске слайд с зашифрованным четверостишием:
- Расшифруйте слова, вписывая корень слова, вставьте пропущенную безударную гласную.
Дети по очереди выходят к доске и вписывают корни; вставляют безударные гласные, подбирая проверочное слово.
- Спишите стихотворение в тетрадь, выделите корни слов.
7. Подведение итогов занятия:
- Ребята, наша рыбалка окончена! Давайте подсчитаем наш улов. (Дети складывают заработанные жетоны в ведерко и считают). Вот сколько интересных и точных ответов прозвучало у нас на занятии!
Ученики отвечают на вопросы: Что они делали на занятии? Где каждый из них может применить приобретенные сегодня знания? Какие новые слова они узнали на занятии?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия по коррекции дисграфии на почве языкового анализа и синтеза.
Тема: Слоги. Дифференциация одно- двух-трехсложных слов. Лексическая тема- Деревья....
Конспект логопедического занятия по коррекции дисграфии
Конспект логопедического занятия по коррекции дисграции у учащихся 2-х класс. Тема учебного занятия "Дифференциация звуков С-Ш"...
Методическая разработка: Конспект логопедического занятия по коррекции дисграфии на почве нарушения процессов языкового анализа и синтеза в 3 класса «Сказки Пушкина»
Конспект логопедического занятия по коррекции дисграфии на почве нарушения процессов языкового анализа и синтеза в 3 класса «Сказки Пушкина» .Закрепление навыков языкового анал...
Конспект логопедического занятия по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза
Развитие навыков звукобуквенного анализа и синтеза слов....
Конспект логопедического занятия по коррекции дисграфии с группой учащихся 2-го класса по теме "Слоговой анализ и синтез слов"
Конспект логопедического занятия по коррекции дисграфии для учащихся 2-го класса...
Конспект логопедического занятия по коррекции дисграфии на основе фонемного распознавания у учащихся 2 класса
Тема: Дифференциация звуков С-Ц в слогах, словах, предложенияхЦели:- учить дифференцировать звуки С-Ц с опорой на артикуляторные, зрительные и моторные ощущения.- развивать навыки звукобуквенного анал...
Конспект логопедического занятия по коррекции дисграфии на почве несформированности языкового анализа и синтеза для учащихся 3-х классов.
Конспект логопедического занятия по коррекции дисграфии на почве несформированности языкового анализа и синтеза для учащихся 3-х классов....