Конспект логопедического занятия по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза
план-конспект

Развитие навыков звукобуквенного анализа и синтеза слов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза

Тема: Развитие навыков звукобуквенного анализа и синтеза слов.

Цели и задачи:

1. Закрепление навыков звукового анализа и синтеза, определения места букв и звуков в слогах и словах;

2. Учить дифференцировать сходные по акустическим характеристикам звуки;

4. Закреплять знания о гласных и согласных звуках;

5. Развивать память, внимание, логическое мышление;

6. Создание ситуации успеха.

Оборудование: символы для обозначения гласных и согласных звуков, карточка для каждого ученика, образцы заданий, написанные на доске, предметная картинка с изображением домовёнка Кузи.

Ход занятия

I. Организационный момент.

1. Развитие логического мышления.

Логопед: Здравствуйте! Послушайте загадки и отгадайте их. Запиши ответы так, чтобы последний звук предыдущего слова был первым звуком следующего слова.

Он настойчиво пищит

И над спящими кружит,

А укусит, и тогда

Вдруг, зачешется нога.

- Все, довольно, улетай,

Спать спокойно не мешай,

А не то я поднимусь

И с тобою разберусь. (Комар)

Разноцветная дуга

Поднялась за облака,

Выше дома, выше горки,

Выше самой длинной ёлки.

Ярко под дождем сверкала,

А затем совсем пропала.

Что за странная дуга?

Это просто … ! (Радуга)

Примета такая вам пригодится:

Счастье тому, у кого он селится.

Гнезда он вьет на дому иль столбе,

В клюве он носит детишек семье. (Аист)

Шапки серые плывут

На прохожих дождик льют. (Туча)

 

Цепочка: комар – радуга – аист – туча.

2. Запись отгаданных слов и обозначение звуков.

3. Сформулировать тему занятия и записать ее на доске:

Логопед: Сегодня мы будем учиться определять количество звуков в слове и составлять из звуков новые слова.

II. Основная часть

1. Знакомство с героями занятия.

Логопед. Отгадайте имя героя занятия по первым буквам слов – названий картинок.

 ÐšÐ°Ñ€Ñ‚инки по запросу карандаш ÐŸÐ¾Ñ…ожее изображение ÐŸÐ¾Ñ…ожее изображение ÐšÐ°Ñ€Ñ‚инки по запросу яблоко

Ответ: Кузя.

Сколько букв и сколько звуков в имени Кузя?

Ответ: Кузя – 4 буквы, 4 звука.

Похожее изображение

2. Закрепление знания о гласных звуках. 

Логопед: Кузе очень нравятся гласные звуки, и он решил их спрятать. Помогите найти и вернуть на место спрятанные звуки А, О, У, И.

КР_Т – КРОТ

Н_С – НОС

Ш_Р – ШАР

Л_Г – ЛУГ  

Т_ГР – ТИГР

Выделите гласные красным цветом.

3. Закрепление знания о согласных звуках.

Логопед: А еще Кузе очень нравятся согласные звуки. Помогите Кузе найти согласную букву в начале слова, соедините необходимую букву с картинкой.

C:\Users\Дмитрий\Desktop\5b066ef490e1173e20c090e2e87606bf.jpg

4. Дифференциация звуков и букв в словах.

Логопед: Молодцы! Вы отлично умеете вставлять звуки и буквы в слова. Теперь Кузя хочет узнать, умеете ли вы различать звуки и буквы и определять их количество в словах. Подпишите под каждой картинкой количество букв и звуков в ее названии.

Похожее изображение ÐŸÐ¾Ñ…ожее изображение ÐŸÐ¾Ñ…ожее изображениеПохожее изображение

Ответ: лиса – 4 буквы, 4 звука, медведь – 7 букв, 6 звуков, ёж – 2 буквы, 3 звука, белка – 5 букв, 5 звуков.

5. Работа со словами-перевертышами.

Логопед: Кузя нашёл в книге много интересных слов, которые можно читать слева направо и справа налево. Прочитайте слова справа налево. Запишите слова, которые у вас получились.

ЛУГ– ...                  НОС– ...                   РОВ– ... 

МАРШ– ...              СОРТ– ...                 КОТ– ...

Ответ: луг–гул, нос–сон, ров–вор, марш–шрам, сорт–трос, кот–ток.

6. Физминутка.

Все движения разминки повторяем без запинки!

Мы попрыгали на месте. Ах! Ах! Ах!

Теперь руками хлопнем вместе. Бах! Бах! Бах!

А потом прогнули спинки, Посмотрели на ботинки.

А затем нагнулись ниже, Наклонились к полу ближе.

Повертелись очень ловко, В этом нам нужна сноровка.

Ну что, понравилось, дружок? Завтра будет вновь урок!

7. Развитие буквенного синтеза.

Логопед: Кузе нравится играть со словами. Он придумал игру «Волшебные домики» и предлагает нам поиграть. Переставьте буквы так, чтобы получились слова.

Р, К, А ______ 

М, К, У, А_______

З, Б, А, У, Р______

Д, М, О______    

С, О, Т, Л________   

К, М, О, А, Р_____

Слова: рак, мука, арбуз, дом, стол, комар.

8. Работа по преобразованию слов.

Кузя так увлекся, что не заметил, как прошло время занятия и пришла пора прощаться. Наш гость предлагает последнюю игру. Прочитайте слова левого и правого столбиков. Соедините их парами, так чтобы слова отличались друг от друга только одной буквой.

РОТ

ЛАМПА

ТОК

ШУТКА

УТКА

КРОТ

УЖИ

СТОК

ГОРОД

ЛУЖИ

ЛАПА

ОГОРОД

III. Итог занятия

Логопед: Назовите образованные пары слов и, выбрав любую из них, определите количество букв и звуков в ней.

Ответ: рот – 3 буквы, 3 звука, крот – 4 буквы, 4 звука; в слове крот отличается от слова рот одной буквой К, и т.д.

Ребята, сегодня на нашем занятии вы прекрасно поработали, были активными, внимательными, вы меня очень порадовали. Большое спасибо! Предлагаю оценить свою работу и поставить себе оценку за урок.

Список литературы.

  1. Мазанова Е.В. «Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза», конспекты занятий для логопедов,– М.:Издательство ГНОМ и Д,2009, – 128 с.
  2. Мазанова Е.В. «Учусь работать с текстом», альбом упражнений по коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза, – М. : Издательство ГНОМ и Д, 2008, – 48 с.


Приложение

к конспекту логопедического занятия по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза

Карточка ученика

Фамилия, имя  ____________________________________________________________

1.

Картинки по запросу карандаш ÐŸÐ¾Ñ…ожее изображение ÐŸÐ¾Ñ…ожее изображение ÐšÐ°Ñ€Ñ‚инки по запросу яблоко

2.

К Р _ Т

Н _ С

Ш _ Р

Л _ Г

Т _ ГР

3.

C:\Users\Дмитрий\Desktop\5b066ef490e1173e20c090e2e87606bf.jpg

4.

Похожее изображение ÐŸÐ¾Ñ…ожее изображение ÐŸÐ¾Ñ…ожее изображениеПохожее изображение

5.

Л У Г –                   Н О С –                     Р О В –

М А Р Ш –             С О Р Т –                  К О Т –

6.

Р, К, А _________ 

М, К, У, А___________

З, Б, А, У, Р__________

Д, М, О_________    

С, О, Т, Л ____________ 

К, М, О, А, Р__________

7.

РОТ

ЛАМПА

ТОК

ШУТКА

УТКА

КРОТ

УЖИ

СТОК

ГОРОД

ЛУЖИ

ЛАПА

ОГОРОД

Моя оценка _________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическое занятие по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза для 2 класса

Данное занятие проводится на заключительном этапе коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза....

Логопедическая работа по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьнико

Логопедическая работа по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников...

Методическая разработка подгруппового логопедического занятия по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза

Конспект подгруппового логопедического занятия по  коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза c учащимися младшего школьного возраста с логопедическим заключением  об...

конспект логопедического занятия по предупреждению дисграфии на почве нарушений языкового анализа и синтеза

в данном конспекте много различных упражнений для предупреждения дисграфии у ребенка. В основе данного вида дисграфии лежит нарушение различных форм языкового анализа и синтеза. Наблюдаются пропуски г...

Конспект логопедического занятия по коррекции дисграфии на почве несформированности языкового анализа и синтеза для учащихся 3-х классов.

Конспект логопедического занятия по коррекции дисграфии на почве несформированности языкового анализа и синтеза для учащихся 3-х классов....

Конспект индивидуального логопедического занятия по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у учащегося 3 класса

Конспект индивидуального логопедического занятия по коррекции дисграфии на почве нарушения языковогоанализа и синтеза у учащегося 3 класса Тема: Слова со стечением согласных в начале слова.Задачи...