Конспект логопедического занятия по коррекции дисграфии
план-конспект урока по логопедии (2 класс) на тему
Конспект логопедического занятия по коррекции дисграции у учащихся 2-х класс. Тема учебного занятия "Дифференциация звуков С-Ш"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kospekt_uroka.odt | 17.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект логопедического занятия
по коррекции дисграфии во 2 классе
Лобанова Д. А. учитель-логопед
Тема учебного занятия: «Дифференциация звуков С — Ш».
Цель: Совершенствование навыков дифференциации звуков С-Ш в устной и письменной речи.
Задачи:
1) Коррекционно-образовательные: а) различение звуков [с] - [ш] изолированно на слух, в произношении в слогах и в словах; б) различение звуков [с] и [ш] на уровне предложения с использованием слов-паронимов.
2) Коррекционно-развивающие: развитие слухового внимания и концентрации внимания, словесно-логического мышления, развитие фонематического слуха, фонематического восприятия, фонематических представлений и произносительных дифференцировок.
3) Коррекционно-воспитательные: воспитание дисциплинированности при выполнении заданий.
Оборудование: презентация по заявленной теме, макет снеговика, 5 снежинок с заданиями, индивидуальные зеркала, профили артикуляции звуков[С] и [Ш], артикуляция звуков в графическом изображении, слуховой экран.
Ход урока:
Этапы занятия | Деятельность учителя-логопеда | Деятельность учащихся |
I. Вводная часть. 1. Организационный момент, приветствие. | - Здравствуйте, ребята! Подравняйтесь! - Сегодня у нас на уроке гости, поприветствуйте их! - Начинаем урок. - Какое сегодня число? - Декабрь – это что? - Какие вы ещё знаете зимние месяцы? - Какое сейчас время года? -Открываем тетради. Берём ручки. - Записываем посередине строчки число «7 декабря». - Что ставим в конце предложения? Правильно, в конце предложения ставим точку. - Ребята, расскажите, а какие вы знаете зимние забавы? За что вы любите зиму? | - Здравствуйте! -Здравствуйте! - Сегодня 7 декабря. - Декабрь – это зимний месяц. - Декабрь, январь, февраль – зимние месяцы. - Время года зима. В тетрадях записывают число. - В конце предложения нужно ставить точку. - Катаются на лыжах, на снегокатах, на коньках. - Играют в снежки. - Лепят снеговика и т д. |
2. Сообщение темы учебного занятия. 3. Развитие фонематического слуха. | - Ребята, подравняйтесь! Послушайте и отгадайте загадку. - Появился во дворе Он в холодном декабре. Неуклюжий и смешной У катка стоит с метлой К ветру зимнему привык Наш приятель …. - Правильно это снеговик. Слайд 1. - Посмотрите, какой красивый снеговик пришёл к нам сегодня на занятие. - Посмотрите внимательно на снеговика. - Скажите из чего лепят снеговика? - Что ловит снеговик? - Морковка у снеговика, это что? - Послушайте внимательно слова: снеговик, снег, нос, снежинка. - Какой звук у этих слов одинаковый? - Правильно – это [С]. - Посмотрите на нашего снеговика и скажите во что его одели? - Послушайте слова и скажите, какой звук у этих слов одинаковый? - Правильно, это [Ш]. - Ребята, а кто из вас догадался, какая сегодня тема урока. - Сегодня на уроке будем учится различать звуки С – Ш. Слайд 2. - Записываем тему урока. - Взяли ручки, в следующей строке, по середине строки записываем тему урока: «С-Ш.» | Отгадывают загадку. - Снеговик. - Из снега. - Снежинка. - Нос. - Звук [С]. - Шарф. - Шапка. - Варежки. - Звук [Ш] - Тема урока - [С] и [Ш]. Записывают тему урока в тетради. |
II. Основная часть. 4. Артикуляционная гимнастика. | - Ребята, ручки положили. Сели ровно. - Упражнение «Заборчик». (Слайд 3) Губки улыбаются, зубки сомкнуты. Счёт – 1,2,3,4,5. - Упражнение «Хоботок». (Слайд 4) Губки вперёд, счёт - 1,2,3,4,5. - Чередуем «Заборчик – Хоботок» - Упражнение «Лопатка». (Слайд 5) Счёт – 1,2,3,4,5. - Упражнение «Чашечка». (Слайд 6) Счёт – 1,2,3,4,5. -Чередуем «Лопатка – Чашечка». | Выполняют вместе с логопедом артикуляционную гимнастику. |
5. Проговаривание изолированно звуков (индивидуальное и групповое). 6. Характеристика звуков по артикуляционным и акустическим признакам. | - Посмотрите у снеговика есть снежинки. А на них задания для вас. - Будем выбирать снежинки, начиная я самой маленькой. Учитель вызывает одного ребёнка, выбирает снежинку. - Что изображено на снежинке? - Звук [C] – какой? - Взяли зеркала, произносим все четко [С]. -С-с-с-с-с-с-с-с. Вызывает второго ребёнка, который выбирает снежинку следующую. - Звук [Ш] – какой? - Взяли зеркала, произносим четко [Ш]. - Ребята, посмотрите, звуки [С] и [Ш] – они похоже, скажите, а как их отличить друг от друга. Логопед характеризует звуки и дописывает условные обозначения на доске. - Скажите, что делают губы, зубы, язык, когда мы произносим звук [С]. - Правильно, при произношении [C] губы улыбаются, зубы сомкнуты, язык упирается в нижние зубы. - Произнесём ещё раз [С]: с-с-с-с-с-с-с. - Ребята, а что делают губы, зубы, язык, когда мы произносим звук [Ш]. - Правильно, при произношении [Ш] губы выдвигаются вперёд хоботком, зубы размыкаются, язык в форме чашечки упирается в верхние зубы. - Проверяем: Ш-ш-ш-ш-ш-ш. | Один работает у доски, остальные на местах. Дают характеристику звуку [С]. -С-с-с-с-с-с-с. - Согласный. - Глухой (проверить работу голосовых связок). - Твёрдый (он может быть мягким). - Согласный. - Глухой. - Твёрдый всегда. - Звуки отличаются в произношении. С-с-с-с-с-с-с-с-с. Произносят звук, контролируя себя. - Ш-ш-ш-ш-ш-ш. Учащиеся произносят звук, контролируя себя. |
7. Физминутка. Развитие слухового внимания. | - Слушайте меня внимательно. Встаньте. - Я буду называть звуки. Если я назову [С] вам нужно руки расставить в стороны, если назову звук [Ш] – вам нужно хлопнуть в ладоши. | Слушают учителя, выполняют задние. |
8. Дифференциация звуков в слогах. Повторение слогов за логопедом, графический анализ слогов. | Учитель приглашает 3 ребёнка, который выбирает снежинку. «Записать слоги». Учитель диктует слоги. Записывайте слоги, [C] в слогах подчеркиваем одной чертой, звук [Ш] обводим в кружок. - Са. - Шо. - Ас. - Уш. - Ши. Слайд 9. - Ребята, проверьте, правильно ли вы написали слоги. | Дети по очереди записывают слоги у доски и в тетради. Подчеркивают и обводят буквы. Проверка, взаимопроверка. |
9. Дифференциация звуков в словах. | - Послушайте меня внимательно. Отгадайте загадки. Слайд 10. 1 загадка. - Если станет холодать Меня надо надевать Лишь усядусь на макушки Не замерзнут ваши ушки. 2 загадка. - Не галстук он, не воротник, А шею обнимать привык. Но не всегда, а лишь тогда – Когда бывают холода. 3 загадка.- С горки сами вниз летят, А на горку не хотят, Надо в горку за веревку Каждый раз тянуть назад. 4 загадка.- В ней мороза не боюсь, И на санках с горки мчусь. В ней тепло мне во дворе В декабре и в январе. Слайд 10 с ответами-картинками загадок. - Посмотрите внимательно на картинки! Какая картинка лишняя и почему. Учитель вызывает 4 ребёнка, он берет снежинку. Обсуждают задание: «Записать слова-картинки». Слайд 11,12,13. - Записываем слова в два столбика. - Поделите страницу на две части. В 1 столбик записываем слова со [С], во второй столбик [Ш]. | Слушают учителя, отгадывают загадки. - Шапка.
- Шарф. - Санки. - Шуба. Смотрят на картинки, формируют ответ. - Лишняя картинка САНКИ, потому что это предмет игры. - В слове санки - звук [С], а в других словах – шапка, шарф, шуба – звук [Ш]. Учащиеся по очереди работают у доски. Записывают слова, делят на слоги, ставят ударение. Остальные работают в тетради. |
10.Дифференциация звуков в предложении. | - Ребята, посмотрите на картинки. - Назовите их. - Правильно, это слова «миска» и «мишка». - Чем эти отличаются. - Что такое миска? - Что такое мишка? - Слова «миска» и «мишка» - это слова паронимы. - Паронимы – слова, которые звучат похоже, но пишутся по-разному. - Запишите слова в тетрадь. - Придумайте предложения со словами «миска» и «мишка». - Запишите предложения в тетрадь. | - Слова «миска» и «мишка». - Миска – глубокая и широкая чашка. - Мишка – игрушка. Записывают слова в тетрадь. Записывают предложения в тетрадь. |
11. Физминутка. | Учитель читает стихотворение, показывает движения. -Белый снег пушистый в воздухе кружится (руки через стороны вверх, покачивая руками над головой). - И на землю тихо падает, ложится (присели, опустили руки на пол). - И под утро снегом (встали, покружились на месте), поле забелело (руки на пояс, повороты туловища вправо-влево), Точно пеленою всё его одело (присели, руки опустили на пол). | Дети слушают учителя и выполняют вместе физминутку. |
12. Произношение звуков в связной речи. | Учитель открывает последнюю снежинку. Читает задание: «Решите лабиринт». | Выполняют последнее задание от снеговика: решают лабиринт. |
III.Заключительная часть. 13. Подведение итогов занятия. | - Что вам понравилось? - Что мы делали на уроке? - О чём мы сегодня говорили? - Какие звуки мы учились различать? - Молодцы! Вы хорошо сегодня занимались. Можете идти отдыхать. До свидания! | - Говорили правильно звуки [С] и [Ш]. - Мы называли и отгадывали слова. - Мы говорили о зиме и т.д. - До свидания! |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия по коррекции дисграфии на почве языкового анализа и синтеза.
Тема: Слоги. Дифференциация одно- двух-трехсложных слов. Лексическая тема- Деревья....
Методическая разработка: Конспект логопедического занятия по коррекции дисграфии на почве нарушения процессов языкового анализа и синтеза в 3 класса «Сказки Пушкина»
Конспект логопедического занятия по коррекции дисграфии на почве нарушения процессов языкового анализа и синтеза в 3 класса «Сказки Пушкина» .Закрепление навыков языкового анал...
Конспект логопедического занятия по коррекции дисграфии
Закрепить умение выделять корень слова, формировать навык подбора однокоренных слов....
Конспект логопедического занятия по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза
Развитие навыков звукобуквенного анализа и синтеза слов....
Конспект логопедического занятия по коррекции дисграфии с группой учащихся 2-го класса по теме "Слоговой анализ и синтез слов"
Конспект логопедического занятия по коррекции дисграфии для учащихся 2-го класса...
Конспект логопедического занятия по коррекции дисграфии на основе фонемного распознавания у учащихся 2 класса
Тема: Дифференциация звуков С-Ц в слогах, словах, предложенияхЦели:- учить дифференцировать звуки С-Ц с опорой на артикуляторные, зрительные и моторные ощущения.- развивать навыки звукобуквенного анал...
Конспект логопедического занятия по коррекции дисграфии на почве несформированности языкового анализа и синтеза для учащихся 3-х классов.
Конспект логопедического занятия по коррекции дисграфии на почве несформированности языкового анализа и синтеза для учащихся 3-х классов....