Конспект логопедического занятия по коррекции дисграфии
план-конспект урока по логопедии (2 класс) на тему
Конспект логопедического занятия по коррекции дисграции у учащихся 2-х класс. Тема учебного занятия "Дифференциация звуков С-Ш"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 17.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект логопедического занятия
по коррекции дисграфии во 2 классе
Лобанова Д. А. учитель-логопед
Тема учебного занятия: «Дифференциация звуков С — Ш».
Цель: Совершенствование навыков дифференциации звуков С-Ш в устной и письменной речи.
Задачи:
1) Коррекционно-образовательные: а) различение звуков [с] - [ш] изолированно на слух, в произношении в слогах и в словах; б) различение звуков [с] и [ш] на уровне предложения с использованием слов-паронимов.
2) Коррекционно-развивающие: развитие слухового внимания и концентрации внимания, словесно-логического мышления, развитие фонематического слуха, фонематического восприятия, фонематических представлений и произносительных дифференцировок.
3) Коррекционно-воспитательные: воспитание дисциплинированности при выполнении заданий.
Оборудование: презентация по заявленной теме, макет снеговика, 5 снежинок с заданиями, индивидуальные зеркала, профили артикуляции звуков[С] и [Ш], артикуляция звуков в графическом изображении, слуховой экран.
Ход урока:
Этапы занятия | Деятельность учителя-логопеда | Деятельность учащихся |
I. Вводная часть. 1. Организационный момент, приветствие. | - Здравствуйте, ребята! Подравняйтесь! - Сегодня у нас на уроке гости, поприветствуйте их! - Начинаем урок. - Какое сегодня число? - Декабрь – это что? - Какие вы ещё знаете зимние месяцы? - Какое сейчас время года? -Открываем тетради. Берём ручки. - Записываем посередине строчки число «7 декабря». - Что ставим в конце предложения? Правильно, в конце предложения ставим точку. - Ребята, расскажите, а какие вы знаете зимние забавы? За что вы любите зиму? | - Здравствуйте! -Здравствуйте! - Сегодня 7 декабря. - Декабрь – это зимний месяц. - Декабрь, январь, февраль – зимние месяцы. - Время года зима. В тетрадях записывают число. - В конце предложения нужно ставить точку. - Катаются на лыжах, на снегокатах, на коньках. - Играют в снежки. - Лепят снеговика и т д. |
2. Сообщение темы учебного занятия. 3. Развитие фонематического слуха. | - Ребята, подравняйтесь! Послушайте и отгадайте загадку. - Появился во дворе Он в холодном декабре. Неуклюжий и смешной У катка стоит с метлой К ветру зимнему привык Наш приятель …. - Правильно это снеговик. Слайд 1. - Посмотрите, какой красивый снеговик пришёл к нам сегодня на занятие. - Посмотрите внимательно на снеговика. - Скажите из чего лепят снеговика? - Что ловит снеговик? - Морковка у снеговика, это что? - Послушайте внимательно слова: снеговик, снег, нос, снежинка. - Какой звук у этих слов одинаковый? - Правильно – это [С]. - Посмотрите на нашего снеговика и скажите во что его одели? - Послушайте слова и скажите, какой звук у этих слов одинаковый? - Правильно, это [Ш]. - Ребята, а кто из вас догадался, какая сегодня тема урока. - Сегодня на уроке будем учится различать звуки С – Ш. Слайд 2. - Записываем тему урока. - Взяли ручки, в следующей строке, по середине строки записываем тему урока: «С-Ш.» | Отгадывают загадку. - Снеговик. - Из снега. - Снежинка. - Нос. - Звук [С]. - Шарф. - Шапка. - Варежки. - Звук [Ш] - Тема урока - [С] и [Ш]. Записывают тему урока в тетради. |
II. Основная часть. 4. Артикуляционная гимнастика. | - Ребята, ручки положили. Сели ровно. - Упражнение «Заборчик». (Слайд 3) Губки улыбаются, зубки сомкнуты. Счёт – 1,2,3,4,5. - Упражнение «Хоботок». (Слайд 4) Губки вперёд, счёт - 1,2,3,4,5. - Чередуем «Заборчик – Хоботок» - Упражнение «Лопатка». (Слайд 5) Счёт – 1,2,3,4,5. - Упражнение «Чашечка». (Слайд 6) Счёт – 1,2,3,4,5. -Чередуем «Лопатка – Чашечка». | Выполняют вместе с логопедом артикуляционную гимнастику. |
5. Проговаривание изолированно звуков (индивидуальное и групповое). 6. Характеристика звуков по артикуляционным и акустическим признакам. | - Посмотрите у снеговика есть снежинки. А на них задания для вас. - Будем выбирать снежинки, начиная я самой маленькой. Учитель вызывает одного ребёнка, выбирает снежинку. - Что изображено на снежинке? - Звук [C] – какой? - Взяли зеркала, произносим все четко [С]. -С-с-с-с-с-с-с-с. Вызывает второго ребёнка, который выбирает снежинку следующую. - Звук [Ш] – какой? - Взяли зеркала, произносим четко [Ш]. - Ребята, посмотрите, звуки [С] и [Ш] – они похоже, скажите, а как их отличить друг от друга. Логопед характеризует звуки и дописывает условные обозначения на доске. - Скажите, что делают губы, зубы, язык, когда мы произносим звук [С]. - Правильно, при произношении [C] губы улыбаются, зубы сомкнуты, язык упирается в нижние зубы. - Произнесём ещё раз [С]: с-с-с-с-с-с-с. - Ребята, а что делают губы, зубы, язык, когда мы произносим звук [Ш]. - Правильно, при произношении [Ш] губы выдвигаются вперёд хоботком, зубы размыкаются, язык в форме чашечки упирается в верхние зубы. - Проверяем: Ш-ш-ш-ш-ш-ш. | Один работает у доски, остальные на местах. Дают характеристику звуку [С]. -С-с-с-с-с-с-с. - Согласный. - Глухой (проверить работу голосовых связок). - Твёрдый (он может быть мягким). - Согласный. - Глухой. - Твёрдый всегда. - Звуки отличаются в произношении. С-с-с-с-с-с-с-с-с. Произносят звук, контролируя себя. - Ш-ш-ш-ш-ш-ш. Учащиеся произносят звук, контролируя себя. |
7. Физминутка. Развитие слухового внимания. | - Слушайте меня внимательно. Встаньте. - Я буду называть звуки. Если я назову [С] вам нужно руки расставить в стороны, если назову звук [Ш] – вам нужно хлопнуть в ладоши. | Слушают учителя, выполняют задние. |
8. Дифференциация звуков в слогах. Повторение слогов за логопедом, графический анализ слогов. | Учитель приглашает 3 ребёнка, который выбирает снежинку. «Записать слоги». Учитель диктует слоги. Записывайте слоги, [C] в слогах подчеркиваем одной чертой, звук [Ш] обводим в кружок. - Са. - Шо. - Ас. - Уш. - Ши. Слайд 9. - Ребята, проверьте, правильно ли вы написали слоги. | Дети по очереди записывают слоги у доски и в тетради. Подчеркивают и обводят буквы. Проверка, взаимопроверка. |
9. Дифференциация звуков в словах. | - Послушайте меня внимательно. Отгадайте загадки. Слайд 10. 1 загадка. - Если станет холодать Меня надо надевать Лишь усядусь на макушки Не замерзнут ваши ушки. 2 загадка. - Не галстук он, не воротник, А шею обнимать привык. Но не всегда, а лишь тогда – Когда бывают холода. 3 загадка.- С горки сами вниз летят, А на горку не хотят, Надо в горку за веревку Каждый раз тянуть назад. 4 загадка.- В ней мороза не боюсь, И на санках с горки мчусь. В ней тепло мне во дворе В декабре и в январе. Слайд 10 с ответами-картинками загадок. - Посмотрите внимательно на картинки! Какая картинка лишняя и почему. Учитель вызывает 4 ребёнка, он берет снежинку. Обсуждают задание: «Записать слова-картинки». Слайд 11,12,13. - Записываем слова в два столбика. - Поделите страницу на две части. В 1 столбик записываем слова со [С], во второй столбик [Ш]. | Слушают учителя, отгадывают загадки. - Шапка.
- Шарф. - Санки. - Шуба. Смотрят на картинки, формируют ответ. - Лишняя картинка САНКИ, потому что это предмет игры. - В слове санки - звук [С], а в других словах – шапка, шарф, шуба – звук [Ш]. Учащиеся по очереди работают у доски. Записывают слова, делят на слоги, ставят ударение. Остальные работают в тетради. |
10.Дифференциация звуков в предложении. | - Ребята, посмотрите на картинки. - Назовите их. - Правильно, это слова «миска» и «мишка». - Чем эти отличаются. - Что такое миска? - Что такое мишка? - Слова «миска» и «мишка» - это слова паронимы. - Паронимы – слова, которые звучат похоже, но пишутся по-разному. - Запишите слова в тетрадь. - Придумайте предложения со словами «миска» и «мишка». - Запишите предложения в тетрадь. | - Слова «миска» и «мишка». - Миска – глубокая и широкая чашка. - Мишка – игрушка. Записывают слова в тетрадь. Записывают предложения в тетрадь. |
11. Физминутка. | Учитель читает стихотворение, показывает движения. -Белый снег пушистый в воздухе кружится (руки через стороны вверх, покачивая руками над головой). - И на землю тихо падает, ложится (присели, опустили руки на пол). - И под утро снегом (встали, покружились на месте), поле забелело (руки на пояс, повороты туловища вправо-влево), Точно пеленою всё его одело (присели, руки опустили на пол). | Дети слушают учителя и выполняют вместе физминутку. |
12. Произношение звуков в связной речи. | Учитель открывает последнюю снежинку. Читает задание: «Решите лабиринт». | Выполняют последнее задание от снеговика: решают лабиринт. |
III.Заключительная часть. 13. Подведение итогов занятия. | - Что вам понравилось? - Что мы делали на уроке? - О чём мы сегодня говорили? - Какие звуки мы учились различать? - Молодцы! Вы хорошо сегодня занимались. Можете идти отдыхать. До свидания! | - Говорили правильно звуки [С] и [Ш]. - Мы называли и отгадывали слова. - Мы говорили о зиме и т.д. - До свидания! |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия по коррекции дисграфии на почве языкового анализа и синтеза.
Тема: Слоги. Дифференциация одно- двух-трехсложных слов. Лексическая тема- Деревья....
Методическая разработка: Конспект логопедического занятия по коррекции дисграфии на почве нарушения процессов языкового анализа и синтеза в 3 класса «Сказки Пушкина»
Конспект логопедического занятия по коррекции дисграфии на почве нарушения процессов языкового анализа и синтеза в 3 класса «Сказки Пушкина» .Закрепление навыков языкового анал...
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/06/picture-890305-1486398850.jpg)
Конспект логопедического занятия по коррекции дисграфии
Закрепить умение выделять корень слова, формировать навык подбора однокоренных слов....
Конспект логопедического занятия по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза
Развитие навыков звукобуквенного анализа и синтеза слов....
![](/sites/default/files/pictures/2016/07/31/picture-804027-1469998345.jpg)
Конспект логопедического занятия по коррекции дисграфии с группой учащихся 2-го класса по теме "Слоговой анализ и синтез слов"
Конспект логопедического занятия по коррекции дисграфии для учащихся 2-го класса...
Конспект логопедического занятия по коррекции дисграфии на основе фонемного распознавания у учащихся 2 класса
Тема: Дифференциация звуков С-Ц в слогах, словах, предложенияхЦели:- учить дифференцировать звуки С-Ц с опорой на артикуляторные, зрительные и моторные ощущения.- развивать навыки звукобуквенного анал...
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/06/picture-99623-1354814498.png)
Конспект логопедического занятия по коррекции дисграфии на почве несформированности языкового анализа и синтеза для учащихся 3-х классов.
Конспект логопедического занятия по коррекции дисграфии на почве несформированности языкового анализа и синтеза для учащихся 3-х классов....