Конспект и презентация логопедического занятия во 2 классе на тему "Дифференциация Ж - Ш"
план-конспект занятия по логопедии (2 класс)
Занятие направлено на коррекцию и профилактику дисграфии на почве языкового анализа и синтеза. Коснпект и презентация составлены по материалам Е.В. Мазановой "Коррекция дисграфии на почве языкового анализа и синтеза".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
26_zanyatie_2_klass.pptx | 2.04 МБ |
konspekt_zanyatiya.docx | 23.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Различаем Ж - Ш
Определите, какой символ к какому звуку относится? Ж Ш
Составьте имена героев занятия по первым буквам слов-картинок. Запишите эти имена и выделите буквы Ж - Ш. Ж О Р А
Составьте имена героев занятия по первым буквам слов-картинок. Запишите эти имена и выделите буквы Ж - Ш. М А Ш А
Пройдите по дорожкам - составьте и запишите слоги с буквами Ж - Ш. ША ШУ ШИ ШЮ ШЕ АЖ УЖ ИЖ ЮЖ ЕЖ Ш Ж А У И Ю Е А У И Ю Е
Физминутка
шила машет крушить тушить шесть шалость жила жесть жалость тужить кружить мажет
Зрительная гимнастика
Составьте словосочетания из слов левого и правого столбиков. Запишите их, выделите буквы Ж – Ш. ШОВ КАРАНДАШИ КОЖА ШТАНИШКИ ШОРОХ ЗМЕИНАЯ ГРУБЫЙ ЦВЕТНЫЕ ТИХИЙ КОРОТКИЕ
Вставьте в слова пропущенные буквы Ш или Ж. Ты бе__ать мне не ме__ай . Лё__а , читать лё__а вредно. Летит сне__ок , лёгкий, как пу__ок . Малы__и встали на лы__и . Сере__е подарили каранда__и . ж ш ш ж ж ш ш ж ж ш
Плохо понимаю материал Понимаю, но нужно еще поработать Всё понимаю, все получается! Смайлики успеха
Предварительный просмотр:
Конспект открытого занятия во 2 классе
по теме «Различаем Ж-Ш»
проведённого учителем-логопедом
Аксаковой Ксений Александровной
Цели:
Коррекционное – развивающие: Закреплять умение различать звуки Ш - Ж на слух, в слогах, словах, предложениях, тексте. Уточнять характеристику звуков. Развивать умение соотносить звуки Ш – Ж с буквами Ж и Ш. Обогащать словарный запас. Развивать оперативную и слуховую память, внимание, логическое мышление.
Коррекционно-образовательные: упражнять в подборе слов на заданный звук в определенной позиции; закреплять понятия, характеризующие звуки: глухой – звонкий согласный, всегда твердый согласный.
Коррекционно – развивающие: закреплять умение различать звуки [Ж] – [Ш] на слух, в слогах, словах, предложениях. Обогащать словарный запас. Развивать слуховую память, внимание, логическое мышление.
Коррекционно-воспитательные: создать положительное психоэмоциональное настроение, способствовать приобретению опыта подгрупповой работы. Развивать умение планировать и контролировать свои действия.
Оборудование: буквы Ж - Ш (запись на доске); символы для обозначения звуков Ж - Ш; картинки с изображением жука и букашки; картинки с изображением насекомых: муравьев, пчелы, жужелицы; тетради.
Ход занятия:
1. Оргмомент.
Логопед: Здравствуйте! Ребята, сегодня на нашем занятии присутствуют гости, поздоровайтесь. Они пришли посмотреть, как мы с вами занимаемся. Чтобы наше занятие было интересным и полезным, нам с вами надо потрудиться. Садитесь.
Логопед: Сейчас мы с вами должны угадать тему нашего занятия. Послушайте стихотворение, и скажите, какой звук встречается чаще всего?
Слайд 1
Камышам шуршала мышь:
Ветер вам нарушил тишь!
Шепчут тихо камыши:
Тихо, мышка, не шурши!
Логопед: Какой же звук мы слышим чаще всего? ([Ш])
Логопед: А теперь назовите парный согласный для звука [Ш]? ([Ж])
Логопед: Вы догадались, с какими звуками и буквами мы будем сегодня работать?
(со звуками [Ж] и [Ш], с буквами Ж (же) и Ш (ша))
Логопед: Сегодня мы будем с вами учиться различать звуки и буквы Ш – Ж. Давайте запишем сегодняшнее число и тему занятия.
Слайд 2
2. Сравнение звуков по артикуляции.
Логопед: А теперь давайте произнесем звук /ш/, /ж/.
- В каком положении губы? (открыты, округлены и вытянуты вперед)
- Как зубы? (сближены, между ними щель)
- Где кончик языка? (вверху, язык в форме чашечки)
- Поймаем звук ладошкой. Какая воздушная струя? (теплая, длительная, слабая)
- Почему слабая? (воздушная струя проходит через преграду)
- Если есть преграда, то это звук гласный или согласный? (согласный)
- Похожи звуки по произношению? (да, похожи)
Вывод: эти звуки произносятся с помощью преграды. Значит это звуки какие? (согласные)
- А могут они быть мягкие? (в русском языке - нет, только твердые)
- Правильно, эти звуки всегда твердые.
- Но чем же эти звуки отличаются? (руку на горлышко)
Вывод: ш - глухой, ж - звонкий (горло дрожит, связки работают)
- Определите, какой символ к какому звуку относится?
Слайд 3
- Эти звуки парные по звонкости - глухости.
- Дайте полную характеристику звука.
/ш/ - согласный, твердый, глухой.
/ж/ - согласный, твердый, звонкий.
- Молодцы! А теперь давайте познакомимся с героями нашего занятия.
3. Знакомство с героями занятия
Логопед: Составьте имена героев занятия по первым буквам слов-картинок. Запишите эти имена и выделите буквы Ж - Ш.
Слайды 4 и 5
Ряды картинок:
- жук, оса, ракушка, аист (Жора);
- мак, арбуз, шар, абрикос (Маша).
Логопед: Герои сегодняшнего занятия - жук Жора и букашка Маша.
Слайд 6
4. Развитие слуховой памяти.
Логопед: Послушайте сказку и запомните слова со звуками Ж - Ш. Назовите слова для жука и букашки.
«Жили-были жук Жора и букашка Машка. Один раз Жора упал с дерева - ушиб лапку и повредил крылышко. Машка полетела за доктором - желтокрылой жужелицей. Жужелица прожужжала, что на крылышко нужно делать примочки из листьев шиповника и жасмина. Машка выполнила все указания доктора. Она нежно ухаживала за Жорой. Через некоторое время жуку Жоре стало лучше».
5. Закрепление знаний норм орфографии.
Логопед: Запишите по памяти слова со звуком Ж для Жоры и со звуком Ш для Машки, распределив их в два столбика.
Логопед вместе с детьми разбирает написание слов: жужелица, прожужжала, шиповник, ухаживала, желтокрылая.
.
6. Работа со слогом
Логопед: Вскоре жук почувствовал себя лучше. Но больное крылышко все еще напоминало о себе. Букашка решила слетать за новыми листочками.
Слайд 7
Помогите букашке добраться до кустов шиповника и жасмина. Пройдите по дорожкам - составьте и запишите слоги с буквами Ж - Ш.
Дети составляют слоги с гласными А, У, И, Ю, Е.
- Какие слоги у вас получились? (ша,шу,ши,шю,ше; аж, уж,иж,юж,еж)
- Молодцы! Наверное вы немножко засиделись. Поэтому давайте проведем физминутку.
7. Физминутка
Слайд 8
8. Работа со словом
- А теперь помогите Машке сорвать листочки с кустов. Прочитайте записанные на листочках слова.
От данных слов необходимо образовать новые слово, заменив букву Ш на Ж.
Слайд 9
шила - шесть - … шалость - … | тушить - … крушить - … машет - … |
-Какие у вас получились слова?
шила - жила шесть - жесть шалость - жалость | тушить - тужить крушить - кружить машет - мажет |
- Молодцы! Вы справились с этим заданием. Теперь давайте дадим нашим глазкам отдохнуть и проведем гимнастику для глаз
9. Зрительная гимнастика
Слайд 10
10. Работа со словосочетанием
- После лечения Машка и Жора захотели навестить своих друзей муравьев. Они побежали по дорожке. Навстречу им спешат муравьи.
Слайд 11
Они несут к муравейнику длинные соломинки. Помогите муравьям: составьте словосочетания из слов левого и правого столбиков. Запишите их, выделите буквы Ж - Ш.
Слайд 12
ШОВ ЗМЕИНАЯ
КАРАНДАШИ ГРУБЫЙ
КОЖА ЦВЕТНЫЕ
ШТАНИШКИ ТИХИЙ
ШОРОХ КОРОТКИЕ
- Итак, давайте проверим, какие у вас получились сочетания:
Шов грубый
Карандаши цветные
Кожа змеиная
Штанишки короткие
Шорох тихий
- Замечательно!
11. Работа с текстом.
- Машка и Жора побежали дальше и увидели на дереве странное объявление. Прочитайте предложения. Вставьте в слова пропущенные буквы Ш или Ж.
(Детям раздаются перфокарты с текстом) .
Слайд 13
Ты бе…ать мне не ме…ай.
Лё…а, читать лё…а вредно.
Летит сне…ок, лёгкий, как пу…ок.
Малы…и встали на лы…и.
Сере…е подарили каранда…и.
- Назовите из текста слова для букашки Машки. (мешай, Леша, пушок, малыши, карандаши)
- Теперь для жука Жоры. (бежать, лежа, снежок, лыжи, Сереже)
- Замечательно!
12. Итог занятия
- Какие мы сегодня различали звуки? (Ж и Ш)
- А что вам больше всего запомнилось? (ответы детей)
-Хорошо! А теперь пусть каждый оценит то, как он занимался, что получалось, а что нет и выберет себе смайлик успеха. (дети оценивают себя)
Слайд 14
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект фронтального логопедического занятия (1 класс). Дифференциация звуков[с-з], [ш -ж]
Конспект фронтального логопедического занятия (1 класс) Тема: "Дифференциация звуков [ c-з ], [ ш -ж ]"....
Конспект открытого коррекционного логопедического занятия в 1 классе «А» по теме «Прощание с 1 классом. Повторение пройденного материала »
В данном файле представлен конспект открытого коррекционного логопедического занятия "Прощание с 1 классом. Повторение пройденного материала"....
Конспект + презентация логопедического занятия по коррекции оптической дисграфии. Дифференциация букв П и Т; 4 класс
КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПО КОРРЕКЦИИ ОПТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"7473987","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"...
Конспект + презентация логопедического занятия по коррекции дисграфии, обусловленной нарушением фонемного распознавания. Дифференциация звуков [Ч] и [Щ] в словах; 4 класс
КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ по коррекции дисграфии, обусловленной нарушением фонемного распознавания[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"7474124","attribute...
Конспект + презентация логопедического занятия по коррекции аграмматической дисграфии. Творительный падеж имени существительного. Предлог С; 4 класс
КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПО КОРРЕКЦИИ АГРАММАТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"7474223","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"...
конспект и презентация логопедического занятия Дифференциация Ю-Ё
Конспект логопедического занятия с презентацией для обучающихся 1 класса с ОНР III и IV уровня...
Конспект открытого коррекционно-логопедического занятия. 2 класс (учащиеся с ЗПР) Тема: Закрепление навыка понимания образных выражений и формулирования грамотного высказывания.
Материал будет интересен логопедам, учителям начальных классов. На занятии проводится работа по профилактике оптической дисграфии, закрепляются навыки деления слов на слоги и определения ударной гласн...