Конспект + презентация логопедического занятия по коррекции дисграфии, обусловленной нарушением фонемного распознавания. Дифференциация звуков [Ч] и [Щ] в словах; 4 класс
план-конспект занятия по логопедии (4 класс) по теме
КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ по коррекции дисграфии, обусловленной нарушением фонемного распознавания
Фонетико-фонематическая тема: дифференциация звуков [Ч] и [Щ] в словах.
Лексическая тема: профессии.
Грамматическая тема: закрепление навыков словообразования имен существительных: образование профессий суффиксальным способом.
Цель: развивать умение различать звуки [Ч] и [Щ] в словах.
Задачи:
- активизация речевой и интеллектуальной деятельности школьников, совершенствование у них коммуникативных умений и навыков;
- развитие фонематического восприятия;
- развитие кинестетических ощущений в органах артикуляции;
- закрепление представлений об акустико-артикуляторных признаках звуков [Ч] и [Щ];
- закрепление правильного произношения звуков [Ч] и [Щ] в словах;
- развитие слухо-произносительной дифференциации звуков [Ч] и [Щ] в словах;
- совершенствование звукобуквенных связей: закрепление связи звуков [Ч] и [Щ] с соответствующими буквами и навыка их правильного обозначения в письме;
- развитие фонематического анализа и синтеза слов, фонематических представлений;
- актуализация, уточнение значений слов и пополнение словаря по лексической теме «Профессии»;
- совершенствование и закрепление навыков словообразования: образование названий профессий суффиксальным способом от исходных слов и лексических толкований;
- совершенствование самоконтроля в деятельности, навыков проверки письменной работы;
- развитие произвольного внимания, слухоречевой памяти;
- развитие интереса и уважения к лицам разных профессий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 727.79 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ
******************************************************************
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
школа № 6 Выборгского района Санкт-Петербурга
(ГБОУ школа № 6 Выборгского района Санкт-Петербурга)
194017, Санкт-Петербург, ул. Дрезденская, дом 13, Тел./факс: (812) 417-51-04, (812) 417-51-05, 006@shko.la
ОКПО 52179592 ОКОГУ 2300223 ОГРН 1027801541602 ИНН/КПП 7802142926/780201001
******************************************************************
КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
по коррекции дисграфии,
обусловленной нарушением фонемного распознавания.
Дифференциация звуков [Ч] и [Щ] в словах
Учитель-логопед Банзе Изабель Бартоломеевна
2015
Санкт-Петербург
Класс: 4б
Учитель: Банзе И.Б.
Предмет: логопедия
Фонетико-фонематическая тема: дифференциация звуков [Ч] и [Щ] в словах.
Лексическая тема: профессии.
Грамматическая тема: закрепление навыков словообразования имен существительных: образование профессий суффиксальным способом.
Цель: развивать умение различать звуки [Ч] и [Щ] в словах.
Задачи:
- активизация речевой и интеллектуальной деятельности школьников, совершенствование у них коммуникативных умений и навыков;
- развитие фонематического восприятия;
- развитие кинестетических ощущений в органах артикуляции;
- закрепление представлений об акустико-артикуляторных признаках звуков [Ч] и [Щ];
- закрепление правильного произношения звуков [Ч] и [Щ] в словах;
- развитие слухо-произносительной дифференциации звуков [Ч] и [Щ] в словах;
- совершенствование звукобуквенных связей: закрепление связи звуков [Ч] и [Щ] с соответствующими буквами и навыка их правильного обозначения в письме;
- развитие фонематического анализа и синтеза слов, фонематических представлений;
- актуализация, уточнение значений слов и пополнение словаря по лексической теме «Профессии»;
- совершенствование и закрепление навыков словообразования: образование названий профессий суффиксальным способом от исходных слов и лексических толкований;
- совершенствование самоконтроля в деятельности, навыков проверки письменной работы;
- развитие произвольного внимания, слухоречевой памяти;
- развитие интереса и уважения к лицам разных профессий.
Оборудование: рабочие тетради
проектор с презентацией
флажки с изображением соответствующей пары звуков
предметные картинки с изображением инструментов
карточки с лексическими толкованиями слов
Ход занятия
Название этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Примечание |
I. Организация начала занятия | - Здравствуйте, ребята! - Будьте внимательны: сейчас первыми сядут те ученики, у кого в отчестве есть согласный звук [Ч]. - А теперь сядут все остальные. | Садятся, следуя инструкции. | |
II. Определение темы | - Сейчас я прочитаю стихотворение, а вы внимательно послушайте и догадайтесь, о чем пойдет речь на занятии:
У каждого дела Запах особый: В булочной пахнет Тестом и сдобой. Мимо столярной Идёшь мастерской, - Стружкою пахнет И свежей доской. Пахнет маляр Скипидаром и краской. Пахнет стекольщик Оконной замазкой. Куртка шофёра Пахнет бензином. Блуза рабочего - Маслом машинным. Пахнет кондитер Орехом мускатным. Доктор в халате - Лекарством приятным. Рыхлой землёю, Полем и лугом Пахнет крестьянин, Идущий за плугом. Рыбой и морем Пахнет рыбак. Только безделье Не пахнет никак. - О ком говорилось в тексте? - Правильно, в стихотворении собраны лица разного рода трудовой деятельности. А как иначе можно назвать род занятия или трудовой деятельности, которым занимается человек? - О чем пойдет речь на занятии? - Прослушайте слова и постарайтесь определить в них «общий» звук: - часовой, учитель, почтальон, врач. - сыщик, уборщица, кладовщик, заведующий. - Определите тему занятия. - Мы уже научились правильно произносить звуки [Ч] и [Щ], различать их в слогах, а сегодня мы продолжим учиться их различать, но уже в словах. - Я напишу буквы, которыми обозначаются эти звуки, на доске, а вы запишите их у себя в рабочих тетрадях. | Внимательно слушают. Перечисляют. - Это профессия. - Речь пойдет о профессиях. - Общий звук [Ч]. - Общий звук [Щ]. - Тема занятия звуки [Ч] и [Щ]. | 1-ый слайд 2-ой слайд |
III. Тренировочные упражнения по теме занятия 3.1 Повторение артикуляции 3.2 Слуховая дифференциация 3.3 Определение места звука в слове 3.4 Развитие фонематических представлений | - Вспомним, что нужно для произнесения звука [Ч] и [Щ]. Расскажите, как расположены губы (зубы, язык) при произнесении этих звуков. - Какие это звуки? - Что между ними общее? Чем они отличаются? - На что похожи эти звуки? Со звучанием чего вы бы могли их сравнить?
- Сейчас я буду называть слова-профессии, а вы, если услышите звук [Ч] – поднимите флажок с изображением буквы Ч, если услышите звук [Щ] – то флажок с буквой Щ. Если в слове встретятся оба звука – то поднимите два флажка сразу: лётчик, гонщик, кучер, врач, учитель, учёный, часовщик, аппаратчик, электронщик, арматурщик, сварщик, замерщик, комплектовщик, кровельщик, плиточник, банщик, прачка, кочегар, печник, ведущий, танцовщик, начальник, рабочий, печатник, почтальон, переводчик, радиовещатель, дрессировщик, пчеловод. - Эти коварные звуки могут встречаться в разных частях слова. На доске размещены карточки с изображением инструментов и предметов людей самых разных профессий. Выходите по одному, называйте предмет, место звука в слове и кладите его в коробку со звуком [Ч] или [Щ]. - Знаете ли вы, как важно не путать эти звуки, правильно их произносить и писать. Чтобы убедиться в этом, сыграем в «Игру наоборот». Я буду называть слова, а вы заменяйте в них звуки [Ч] или [Щ] друг на друга: плач – мочь – помочь – чепцы – чётки – челка – пищать – тащить – размечать – замечать – защищать – - Давайте запишем эти слова в две колонки. - В этих словах мы заменили только один звук. А вы заметили, как они изменились. - Какие значения приобрели слова? Попробуйте дать толкование новым словам. - Теперь вы поняли, как важно не путать эти звуки и не допускать ошибок при написании. | Повторяют артикуляцию звуков. - Это согласные звуки, глухие, всегда мягкие, непарные. - При произнесении [Щ] кончик языка находится у аллавиол, а не у передней части твердого неба; [Ч] образует смычку и щель;[Ч] - взрывной, краткий звук; [Щ] - щелевой, долгий звук. Следуют инструкции. Выходят к доске по очереди, берут карточку, называют предмет, определяют место звука в слове и помещают карточку в определенную коробку. … плащ … мощь … помощь … щипцы … щетки … щелка … печать … точить … размещать … замещать … зачищать Делают записи в тетрадях. Определяют значение слов. | Предметные картинки: щипцы, щётка, щит, меч, ключ, кирпич, ящик, клещи, крючок, точилка, скотч, очки, тачка, удочка, дудочка, кусачки, наручники. |
IV. Динамическая пауза | - Вы наверняка устали. А трудолюбивые гномики никогда не устают. Давайте я вас с ними познакомлю. Для этого встаньте и повторяйте за мной: Жили-были гномики каждый в своем домике На лесной опушке у маленькой речушки.
И любили гномики убираться в домике, Мыли окна и полы, тёрли чуть не до дыры. Ложки мыли, чашку, где варили кашку С ягодным вареньем всем на удивленье. Каждый день они варили и друзей своих кормили. Птичек, бабочек, ужей, и больших, и малышей!
В понедельник с ежевикой, вторник - с ягодкой брусникой, С земляникою по средам угощали всех обедом.
А в четверг и по субботам в лес ходили на работу, А наступит воскресенье - надо вновь варить варенье! Так и жили гномики в чистых своих домиках На лесной опушке на радость всем зверюшкам! | Шагают с высоким подниманием ног. Разводят руками и сводят их. Плавными движениями в воздухе имитируют мойку окон, быстрыми, нагнувшись, - полов. Трут ладонь о ладонь. Производят круговые движения рукой в кулаке – «мешают кашу». «Мешают кашу» быстрее. Отводят и подносят руку. Тянутся вверх и приседают. Шагают и загибают пальцы, отсчитывая дни недели. Широкий шаг, продолжая загибать пальцы. Быстрые круговые движения рукой. Идут медленно, на цыпочках. Разводят руки в стороны, показывая опушку. |
|
V. Упражнения на закрепление усвоенных навыков 5.1 Вставка пропущенных букв 5.2 Словообразование суффиксальным способом | - Мы немного отдохнули, а заодно, я вам поведала о наших гостях, которые пришли к нам не с пустыми руками. Проворные гномы приготовили для вас задания, чтобы проверить, насколько вы сообразительные и грамотные. - Гномы постарались зашифровать слова. Они нарочно пропустили в них буквы. Расшифруйте и запишите слова, вставляя в них Ч и Щ. - Каким правилом нам пришлось воспользоваться при написании этих слов? Давайте вспомним, после каких букв в соответствии с правилом следует писать букву Ч, а после каких Щ? - Ответьте поочередно на вопросы и вы узнаете вид деятельности каждого из семи наших сегодняшних гостей. - Запишите получившиеся слова в два столбика: с Ч и Щ. Кто сваривает железные детали? Кто укладывает рельсы? Кто смазывает колеса вагонов? Кто работает на кране? Кто бурит скважины? Кто работает на складе? Кто ведет учёт о проделанной работе?
- Образуйте от данных слов названия профессий и запишите слова, которые у вас получились. - Сейчас я раздам вам карточки с лексическим толкованием слов, а вы образуйте и запишите слова: Военнослужащий, занимающийся разведкой __ Солдат, обслуживающий пулемёт __ Рабочий, занимающийся смазкой чего-нибудь __ Рабочий, работающий посменно с другим __ Работник, который занимается приёмом чего-нибудь __ Лицо, имеющее подписку на подписное издание__ Лицо, занимающееся перепиской бумаг __ - А теперь обменяйтесь тетрадями и проверьте, как справились с этой работой ваши соседи по парте. - Проверим получившиеся слова. | Читают слово, называют пропущенную букву, записывают в тетрадь. - Правописание суффиксов -чик (-щик). - После букв д-т, з-с, ж пишется буква Ч, в остальных случаях пишется Щ … сварщик. … укладчик. … смазчик. … крановщик. … бурильщик. … кладовщик. … учётчик. Образуют слова и записывают их в тетрадь. Выполняют самостоятельно. … разведчик. … пулемётчик. … смазчик. … сменщик. … приёмщик. … подписчик. … переписчик. Взаимопроверка. | 3-15-ый слайды Слова: регулиров_ик, проектиров_ик, разработ_ик, реклам_ик, расклей_ик, сортиров_ик, упаков_ик, шлифов_ик, то_иль_ик, _асов_к, отдело_ник, диспет_ер, посудомой_ик. 16-27-ой слайды Слова: камень – сортировка – водопровод – стекло – мусор – перевод – барабан – мойка – сборка – часы – уборка – сварка – |
VI. Подведение итогов | - Что мы сегодня учились различать? - Вспомните названия профессий с этими звуками. - А кем бы хотели стать вы? - Вы отлично поработали. Гномы могут вами гордиться. - Молодцы! | - Мы учились различать звуки [Ч] и [Щ]. Перечисляют. Отвечают. | 28-ой слайд |
Карточка с заданием
От данных определений образуйте слова:
Военнослужащий, занимающийся разведкой ___________
Солдат, обслуживающий пулемёт ___________________
Рабочий, занимающийся смазкой чего-нибудь ___________
Рабочий, работающий посменно с другим ______________
Работник, который занимается приёмом чего-нибудь _____
Лицо, имеющее подписку на подписное издание __________
Лицо, занимающееся перепиской бумаг _______________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/16/picture-80591-1402917435.jpg)
Конспект открытого урока по программе «Коррекция дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза» 2 класс Тема: Развитие слогового анализа и синтеза.
В конспекте представлены задания по коррекции слогового анализа и синтеза, полный комплект приложений к заданиям+ презентация. Урок можно провести и без презентации, для этого есть все необходимые при...
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/03/picture-603401-1425400913.jpg)
Конспект + презентация логопедического занятия по коррекции оптической дисграфии. Дифференциация букв П и Т; 4 класс
КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПО КОРРЕКЦИИ ОПТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"7473987","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"...
![](/sites/default/files/pictures/2014/05/27/picture-452154-1401214047.jpg)
Конспект открытого логопедического занятия по коррекции дисграфии смешанного вида для учащихся 2 класса Употребление предложно-падежных конструкций с использованием предлогов за, перед, над, под, в, на. Раздельное написание предлогов с другими словами.
Предлагается материал для логопедов и учителей начальных классов для работы над предлогами....
![](/sites/default/files/pictures/2019/12/04/picture-989790-1575478596.jpg)
Конспект подгруппового логопедического занятия по коррекции дисграфии на основе нарушения фонемного распознавания с учащимися 2 класса с диагнозом ЗПР.
Тема: Составление слов из слогов и деление слов на слоги....
Конспект логопедического занятия по коррекции дисграфии на основе фонемного распознавания у учащихся 2 класса
Тема: Дифференциация звуков С-Ц в слогах, словах, предложенияхЦели:- учить дифференцировать звуки С-Ц с опорой на артикуляторные, зрительные и моторные ощущения.- развивать навыки звукобуквенного анал...
![](/sites/default/files/pictures/2021/05/25/picture-1335184-1621966825.jpg)
Конспект подгруппового логопедического занятия по коррекции дисграфии на основе нарушений фонемного распознавания.
КОНСПЕКТ ПОДГРУППОГОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯпо коррекции дисграфии на основе нарушений фонемного распознавания.С группой 2-го класса с нарушениями письма и чтения....
![](/sites/default/files/pictures/2022/03/29/picture-1397569-1648582665.jpg)
Конспект индивидуального логопедического занятия по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у учащегося 3 класса
Конспект индивидуального логопедического занятия по коррекции дисграфии на почве нарушения языковогоанализа и синтеза у учащегося 3 класса Тема: Слова со стечением согласных в начале слова.Задачи...