Конспект + презентация логопедического занятия по коррекции аграмматической дисграфии. Творительный падеж имени существительного. Предлог С; 4 класс
план-конспект занятия по логопедии (4 класс) на тему

Банзе Изабель Бартоломеевна

КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПО КОРРЕКЦИИ АГРАММАТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ

 

Лексическая тема: продукты.

Грамматическая тема: творительный падеж имени существительного. Предлог «с».

Цель: усвоить форму творительного падежа имен существительных.

 

Задачи:

- активизация речевой и интеллектуальной деятельности школьников, совершенствование у них коммуникативных умений и навыков;

- уточнение формы творительного падежа;

- совершенствование и закрепление навыка правильного ис­пользования в устной и письменной речи существительных в творительном падеже, правильного буквенного обозначения на письме окончаний существи­тельных в творительном падеже;

- уточнение значения предлога «с» и закрепление навыка его пра­вильного употребления в устной и письменной речи, правильного буквенного оформления в письме флексий в соответствующих предложных конструкциях;

- совершенствование умения правильной связи слов в словосочетании: закрепление навыка управления;

- совершенствование навыка конструирования словосочетаний и предложений с предлогом «с»;

- актуализация, уточнение значений слов и пополнение словаря тематической группы «продукты»;

- развитие целенаправленности мышления, умения понимать и оперировать переносным смыслом текста на основе толкования пословиц;

- развитие зрительного и слухового внимания, слухоречевой памяти;

- совершенствование самоконтроля в деятельности, навыков проверки пись­менной работы;

- воспитание у детей интереса к логопедическим занятиям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon tvoritelnyy_padezh.zip1.55 МБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                              

ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ

******************************************************************

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

школа № 6 Выборгского района Санкт-Петербурга

(ГБОУ школа № 6 Выборгского района Санкт-Петербурга)

194017, Санкт-Петербург, ул. Дрезденская, дом 13, Тел./факс: (812) 417-51-04, (812) 417-51-05, 006@shko.la

ОКПО  52179592   ОКОГУ  2300223   ОГРН  1027801541602 ИНН/КПП   7802142926/780201001

******************************************************************

КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

по коррекции аграмматической дисграфии.

Творительный падеж имени существительного. Предлог С.

Учитель-логопед Банзе Изабель Бартоломеевна

2015

Санкт-Петербург

Класс: 4б

Учитель: Банзе И.Б.

Предмет: логопедия

Лексическая тема: продукты.

Грамматическая тема: творительный падеж имени существительного. Предлог «с».

Цель: усвоить форму творительного падежа имен существительных.

Задачи:

- активизация речевой и интеллектуальной деятельности школьников, совершенствование у них коммуникативных умений и навыков;

- уточнение формы творительного падежа;

- совершенствование и закрепление навыка правильного использования в устной и письменной речи существительных в творительном падеже, правильного буквенного обозначения на письме окончаний существительных в творительном падеже;

- уточнение значения предлога «с» и закрепление навыка его правильного употребления в устной и письменной речи, правильного буквенного оформления в письме флексий в соответствующих предложных конструкциях;

- совершенствование умения правильной связи слов в словосочетании: закрепление навыка управления;

- совершенствование навыка конструирования словосочетаний и предложений с предлогом «с»;

- актуализация, уточнение значений слов и пополнение словаря тематической группы «продукты»;

- развитие целенаправленности мышления, умения понимать и оперировать переносным смыслом текста на основе толкования пословиц;

- развитие зрительного и слухового внимания, слухоречевой памяти;

- совершенствование самоконтроля в деятельности, навыков проверки письменной работы;

- воспитание у детей интереса к логопедическим занятиям.

Оборудование: рабочие тетради

                         проектор с презентацией

                         изображения для введения в тему: повар с курицей, корзина с фруктами

                         предметные картинки с изображением продуктов

                         карточки с пословицами

                         карточки с «рецептами»

                         конверты с заданиями для составления предложений из слов

Ход занятия

Название этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

I.

Организация начала занятия

- Здравствуйте, ребята!  

                                                           

Проверь, дружок.

Готов ли ты начать урок?

Все ль на месте, все в порядке?

Ручка, книжка и тетрадка?

- Проверили? Садитесь!

Проверяют готовность.

Садятся на места.

II.

Определение темы

- Сегодня мы отправимся в путешествие в страну грамотности и продолжим изучать падежи. В русском языке шесть падежей. Каждый падеж имеет свое значение, определенные вопросы и характеризуется наличием или отсутствием предлогов. Назовите уже известные вам падежи с вопросами.

- Сейчас я прочитаю стихотворение, а вы внимательно послушайте и скажите, о чем пойдет речь на занятии.

Дайте повару продукты:

Мясо птицы, сухофрукты,

Рис, картофель... И тогда

Ждёт вас вкусная еда.

- Что перечислялось в тексте?

- Подберите синоним к слову «еда».

- Сегодня мы отправимся на кухню, поиграем в поварят.

- Посмотрите на экран и назовите изображения.

- Ответьте на вопросы, которые я задам, они являются личными вопросами падежа, который мы будем изучать.

- Повар стоит с кем?

- Корзина стоит с чем?

- Назовите вопросительные слова, которые прозвучали.

- Верно, это вопросы творительного падежа.

- Запишите в рабочих тетрадях тему занятия (творительный падеж имени существительного) и вопросы творительного падежа.

Рассказывают.

Внимательно слушают.

- В тексте перечислялась еда: мясо, сухофрукты, рис, картофель.

- пища, продукты

- Повар с курицей, корзина с фруктами.

- … с курицей.

- … с фруктами.

- … кем? чем?

Делают записи в тетрадях.

 1-ый слайд

 2-ой слайд

III.

 Тренировочные упражнения по теме занятия

3.1 Выделение существительных в творительном падеже из предложения

3.2 Образование словосочетаний  с существитель-ными в Т.п.

3.3 Работа с деформирован-ными словосочетаниями

- Прослушайте отрывок из стихотворения К. И. Чуковского, «Путаница».

Назовите существительные, стоящие в одном падеже.

Долго, долго крокодил

Море синее тушил

Пирогами, и блинами,

И сушёными грибами.

- Определите падеж. Почему вы так решили, что указывает на данный падеж?

-  Мы попали в кондитерскую. Посмотрите на картинки и назовите, с чем пьют чай. Отвечайте полными предложениями.

Чай пьют с … .

- Назовите пары предметов, используя предлог «с».

- На доске слова записаны в 2 колонки. В 1-ом столбике глаголы. Во 2-ом – существительные, которые нужно поставить в нужную форму, чтобы получилось словосочетание. Подберите слова парами и составьте словосочетания. Например: резать ножом.

                           

- На доске записаны названия кулинарных блюд. Согласуем слова в этих словосочетаниях. По очереди прочтите словосочетания, поставив слова, которые стоят в скобках, в нужную форму.

- Назовите окончания преобразованных существительных.

- … пирогами, блинами, грибами

Дети формулируют вопросы творительного падежа, указывают на окончания слов.

Следуют инструкции.

Называют словосочетания с предлогом «с».

Составляют словосочетания.

- есть вилкой

- мешать ложкой

- измельчить мясорубкой

- залить водой

- солить солью

- перчить перцем

- сластить сахаром

Составляют словосочетания.

 3-ий слайд

 4-ый слайд

Предметные картинки: сахар, лимон, конфеты, шоколад, печенье, торт, кулич, блины, варенье, мёд, молоко.

 5-ый слайд

Картинки: корзина с овощами,, банка с вареньем,

бутерброд с колбасой, коробка с конфетами,  чашка с кофе, тарелка с блинами.

 6-ой слайд

 7-9-ый слайды

Словосочетания: яичница с (ветчина); макароны с (фарш); суп с (фасоль); щи с кислой (капуста); салат с зелёным (лук); свинина с (чеснок);  говядина с (картофель); паштет с куриной (печень); котлеты с сырной (начинка); утка, фаршированная (грибы); слоёные пирожки с (мясо); ватрушки с (изюм); блины со (сметана); пирог с лесной (брусника); булочки с заварным (крем); торт с шоколадной (глазурь); печенье с (джем); шоколад с грецкими (орехи); мороженое с клубничным (суфле); кекс с арахисовым (масло).

IV.

Динамическая пауза

- Предлагаю вам встать и обернуться в трудолюбивых гномов. Следуйте за мной:

Утром гномы в лес пошли.

По дороге гриб нашли.         

А за ним-то - раз, два, три        

Показались еще три!                 

И пока грибы срывали,

 Гномы в школу опоздали.          

Побежали, заспешили

И грибы все уронили!

Энергичный шаг на месте.

Наклон вперед.

Выпрямиться, руки на поясе.

Наклоны туловища из стороны в сторону.

Руки в стороны, затем вниз. Наклоны вперед, руки к полу.

Руки к щекам, покачать головой из стороны в сторону.

Бег на месте.

Присесть.

 

 V.

Упражнения на закрепление усвоенных навыков

5.1 Выделение существительных в Т.п. из предложений

5.2 Выделение существительных в творительном падеже из текста

5.3 Работа с деформированными предложениями

    - Многие русские пословицы и поговорки посвящены питанию человека. Пословицы – это краткие меткие народные изречения, обычно ритмичные по форме. Они содержат в себе знания накопленные русским народом в течение многих веков. Хорошая здоровая еда ставилась превыше внешнего показного убранства дома: Не красна изба углами, красна пирогами.

- Из представленных на карточках пословиц, выберите те, в которых встречаются существительные в творительном падеже. Запишите их.

- Как вы понимаете эти пословицы? Попытайтесь объяснить значение?

- Какие другие пословицы о важности питания и народных вкусностях вам известны?

- Я прочту стихотворение «Катин пирог», а вы внимательно его прослушайте. Выпишите в тетради словосочетания с существительными в творительном падеже. Обозначьте карандашом окончания имен существительных.

В доме пахнет пирогами,

Катя помогает маме.

Месит тесто дрожжевое:

- Приставучее какое!

Гладко раскатала скалкой,

И начинки ей не жалко -

Будет с вишней пирожок.

Всё! На противень, дружок!

Он в духовке посидел -

И подрос, и загорел.

Был кривой пирог немножко,

Только съели все, до крошки!

- Сколько словосочетаний вы выписали? Назовите их.

- Знаете ли вы что такое кулинарный рецепт?

- Сейчас вам предстоит разгадать рецепты, которые зашифровали хитрые поварята. Рецепты они оставили на отдельных карточках. Запишите рецепты в тетрадь, поставив слова, стоящие в скобках, в творительный падеж.

- Назовите блюда, которые у вас получились?

- Сейчас я раздам вам конверты. В них карточки со словами. Перемещая карточки, расположите слова так, чтобы получилось предложение. Обратите внимание, что слова даны в начальной форме. Изменяя слова, запишите предложения.

- Найдите имена существительные, стоящие в творительном падеже, обозначьте падеж, подчеркните окончания.

-  А теперь обменяйтесь рабочими тетрадями и проверьте, как справились с этим заданием ваши соседи по парте.                  

- Давайте проверим предложения, которые у вас получились.                            

Пословицы:

Щи да каша, пища наша.

Без хлеба куска везде тоска.

Без соли, без хлеба - половина обеда.

Щей с мясом, а нет - так хлеб с квасом.

Не трудиться - хлеба не добиться.

Разговором сыт не будешь, если хлеба не добудешь.

Не гляди в небо - там нет хлеба, а к земле ниже - к хлебу ближе.

Рано вставать - много хлеба добывать, а долго спать - долг наспать.

Не удобришь рожь, собёрешь хлеба на грош.

Жить домком - не ломать хлеб ломком, а ломтем.

На соль пьется, на хлеб спится.

Не хлебом единым жив человек.

Горьким лечат, а сладким калечат.

Хорошая еда помнится долго, плохое слово помнится всю жизнь.

Объясняют значение пословиц.

Приводят примеры.

Внимательно слушают, записывают словосочетания.

- Три словосочетания: пахнет пирогами, раскатала скалкой, пирожок с вишней.

Отвечают.

Работают в паре.

Помыть овощи (вода).  Порезать огурцы с (помидоры) (нож). Зелёный салат порвать (руки). Сделать заправку с (чеснок) и (укроп). Перемешать с (уксус). Посолить (соль).

Залить мясо (вода). Добавить в бульон свеклу с (капуста), (морковь) и (картофель). Обжарить лук с растительным (масло). Посыпать бульон (зелень). Перемешать со (сметана). Поперчить (перец).

Хорошо перетереть муку с (масло) (руки). Посластить (сахар). Перемешать с (яйца) и (молоко). Замесить тесто с (яблоки). Противень смазать (масло). Для приготовления крема сливки взбить с (сахар). Залить выпечку (крем).

- … салат с овощами, борщ, пирог с яблоками.

Выполняют самостоятельно.

Гости, угощаться, шоколадный, конфеты.

Мама, испечь, слоёный, булочки, с, мак.

Папа, приготовить, на, завтрак, яичница, с, помидоры.

Бабушка, сварить, варенье, с, клубника.

В, булочная, пахнуть, варёная, сгущёнка.

На, плита, кипеть, суп, с, картофель.

Взаимопроверка.

VI.

Подведение итогов 

- Что мы сегодня изучали?

- На какие вопросы отвечает творительный падеж?

- С каким предлогом может употребляться творительный падеж имен существительных?

- Какие окончания бывают у существительных в творительном падеже?

- Придумайте по словосочетанию с продуктами, в котором бы было существительное в творительном падеже.

- Молодцы, вы сегодня на занятии были настоящими кулинарами!

- … творительный падеж имен существительных.

- … кем? чем?

- … с предлогом «с».

Перечисляют окончания.

Называют словосочетания.

 10-ый слайд

Карточки с заданием

                                 

                                         

    Спишите пословицы, в которых есть имена существительные в Т.п.

Щи да каша, пища наша.

Без хлеба куска везде тоска.

Без соли, без хлеба - половина обеда.

Щей с мясом, а нет - так хлеб с квасом.

Не трудиться - хлеба не добиться.

Разговором сыт не будешь, если хлеба не добудешь.

Не гляди в небо - там нет хлеба, а к земле ниже - к хлебу ближе.

Рано вставать - много хлеба добывать, а долго спать –

долг наспать.

Не удобришь рожь, соберёшь хлеба на грош.

Жить домком - не ломать хлеб ломком, а ломтем.

На соль пьется, на хлеб спится.

Не хлебом единым жив человек.

Горьким лечат, а сладким калечат.

Хорошая еда помнится долго, плохое слово помнится всю жизнь.

Запишите рецепты в тетрадь, поставив слова, стоящие в скобках, в творительном падеже.

    Помыть овощи (вода).  Порезать огурцы с (помидоры) (нож).

Зелёный салат порвать (руки). Сделать заправку с (чеснок) и (укроп). Перемешать с (уксус). Посолить (соль).

Запишите рецепты в тетрадь, поставив слова, стоящие в скобках, в творительном падеже.

    Залить мясо (вода). Добавить в бульон свеклу с (капуста), (морковь) и (картофель). Обжарить лук с растительным (масло).

Посыпать бульон (зелень). Перемешать со (сметана). Поперчить (перец).

Запишите рецепты в тетрадь, поставив слова, стоящие в скобках, в творительном падеже.

    Хорошо перетереть муку с (масло) (руки). Посластить (сахар). Перемешать с (яйца) и (молоко). Замесить тесто с (яблоки). Противень смазать (масло). Для приготовления крема сливки

взбить с (сахар). Залить выпечку (крем).

Изменяя слова, из данных слов составьте предложения:

Гости, угощаться, шоколадный, конфеты.

Мама, испечь, слоёный, булочки, с, мак.

Папа, приготовить, на, завтрак, яичница, с, помидоры.

Бабушка, сварить, варенье, с, клубника.

В, булочная, пахнуть, варёная, сгущёнка.

На, плита, кипеть, суп, с, картофель.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального логопедического занятия по коррекции аграмматической дисграфии в 4 классе (VII вид).

Конспект занятия по логопедии. ТЕМА: «Образование существительных Р.п., образование существительных с  помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов».ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: «Деревья весной»....

Конспект логопедического занятия по коррекции аграмматической дисграфии "Образование слов при помощи суффиксов" на материале лексической темы "Домашние животные"

Дети, нуждающиеся в коррекции аграмматической дисграфии, имеют в своем анамнезе общее недоразвитие речи, а также несформированность ряда неречевых психических функций. Нарушение усвоения правописания ...

Конспект логопедического занятия по коррекции аграмматической дисграфии "Образование слов при помощи суффиксов" на материале лексической темы "Профессии".

Аграмматическая дисграфия Механизмы аграмматической дисграфии: - Несформированность лексико – грамматического строя речи: морфологических и синтаксических обобщений. 1. Проявляется на уровне слова: ис...

Конспект + презентация логопедического занятия по коррекции оптической дисграфии. Дифференциация букв П и Т; 4 класс

КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПО КОРРЕКЦИИ ОПТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"7473987","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"...

Конспект индивидуального логопедического занятия по коррекции аграмматической дисграфии с учащимся 4 класса

Конспект индивидуального логопедического занятия по коррекции аграмматической дисграфии с учащимся 4 класса по теме "Предлоги"...

Конспект логопедического занятия по коррекции аграмматической дисграфии для 4 класса

Конспект  занятия по коррекции аграмматической дисграфии  (для учащихся 4 класса с  ОВЗ/ЗПР).Тема: Образование слов при помощи приставок. В занятии даются практические задания на закреп...

Конспект логопедического занятия по коррекции аграмматической дисграфии. Тема "Словосочетание"

Конспект логопедического занятия по коррекции аграмматической дисграфии "Словосочетание"...